три писателя реалиста якутии. реферат. Три писателя реалиста
Скачать 79.5 Kb.
|
[Арктический Государственный Агротехнологический Университет] [ИНЖЕНЕРНЫЙ факультет] [ЭТ_20] Реферат на тему: [Три писателя реалиста] Выполнил: [Плотников Д.С] _______________ Проверил: [Кузьмин П.Н] _______________ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. Платон Алексеевич Ойуунускай........................................................3 1.1 Биография...........................................................................................................3 1.2 Детство и юность……………………………………………………...............3 1.3 Карьера и творчество.....................................................................................3-4 1.4 Личная жизнь.....................................................................................................5 1.5 Смерть.................................................................................................................5 РАЗДЕЛ 2. Алексей Алексеевич Кулаковскай....................................................6 2.1 Биография...........................................................................................................6 2.2 Карьера и творчество.....................................................................................6-7 2.1 Смерть.................................................................................................................7 РАЗДЕЛ 3. Анемподист Иванович Софронов......................................................7 3.1 Биография...........................................................................................................7 3.2 Карьера и творчество.....................................................................................7-8 3.3 Личная жизнь..................................................................................................8-9 3.4 Смерть.................................................................................................................9 Платон Алексеевич Ойуунускай БиографияПлатона Ойунского называют основоположником советской якутской литературы. Кроме того, мужчина был известным в той местности общественным деятелем, а также ученым-филологом и писателем. Несмотря на гонения со стороны властей, его именем теперь называют улицы, театры и музеиДетство и юностьПлатон родился осенью 1893 года в сельском поселении Жохсогонский наслег Якутской области. При рождении ему дали фамилию Слепцов. Ойунский – это псевдоним писателя, впоследствии ставший фамилией в паспорте. На якутском языке его имя звучит как Былатыан Ойуунускай. Родители мальчика - обычные крестьяне, хотя по материнской линии у него было много родственников из известного в Якутии шаманского рода. А придуманная фамилия, образованная из слов «ойуун» и «уус», что переводится как «из рода шаманов», только подчеркивает его принадлежность к этим народам. Мать и отец много трудились, чтобы обеспечить десятерым детям достойную жизнь, а когда на Якутию опустилась засуха, продолжающая 2 года, они вынужденно продали скот. Не имея другого дохода, семья обеднела. А отсутствие учебных учреждений в округе не давало возможность детям получить профессию и заниматься чем-то, кроме земледелия. Карьера и творчество С окончанием в 1917 году семинарии Ойунский одновременно вступает в должность председателя Совета рабочих солдатских депутатов Якутска. В те годы стал проявляться его талант как оратора. Заботясь о судьбе родных мест, он посещает молодежные кружки национальной интеллигенции и даже становится участником подпольных собраний ссыльных социал-демократов. И хотя творчество в биографии Платона появилось еще в юности, его первые стихи опубликовали только в 1917 году. А 1919-й стал для карьеры писателя наиболее продуктивным, поскольку тогда он создал произведение под названием «Син биир буолбаат?» («Не все ли равно?), сделавшее его известным. Рассказы, драмы, повести и другие книги мужчины внесли в списки золотого фонда литературы народа саха. Кроме того, Ойунский занимался переводами мировой литературы и русской классики на якутский язык. Дальнейшее образование Платон получает в Томском учительском институте на историческом факультете. Одновременно участвуя в общественной жизни, он даже вступает в ряды Красной гвардии, а революцию 1917 года встречает с восторгом, надеясь, что она поможет вырваться народу из вековой отсталости. В 1918 году становится членом КПСС. Когда Якутский областной совет не принял советскую власть, Платон отправился на родину и пытался убедить жителей признать ее и подчиняться. Однако контрреволюционные силы победили, в результате чего Ойунского арестовали и выслали из Якутии. Следующие 2 года он преподает в Томске, в Казанской начальной школе, а в 1920-м возвращается на родину. В 1924 году Платон встал во главе Совета якутской письменности и значительно совершенствует письмо родного народа. А через 6 лет становится аспирантом НИИ национальностей при ЦИК СССР, успешно защищает диссертацию, став первым ученым в области родного языка якутов. В 1934-м Ойунский становится председателем Союза правления писателей и находится в этой должности до 1938-го. Тем временем близился 1937 год, который ознаменовался для советских граждан многочисленными репрессиями и тюремным заключением. У власти тогда находился Иосиф Сталин, который хотел посадить всех «вольнодумцев», действующих против интересов советской власти. Поначалу ничего не предвещало беды. Платона Алексеевича выдвигают на пост депутата в Советы национальностей Верховного Совета, в результате голосования мужчина набирает наибольшее количество процентов и отправляется в Москву. Вернуться обратно мужчина так и не успел, его тайно арестовали и вернули в столицу. Объявив «врагом народа», Платона помещают в Бутырскую тюрьму. Мужчине инкриминировали руководство буржуазно-националистической контрреволюционной организацией, за что в ту пору полагался расстрел. Личная жизньСемья для Платона всегда стояла на первом месте. Первой женой Ойунского стала Фекла Сокольникова – актриса Якутского театра. На момент свадьбы женщина болела туберкулезом, поэтому прожили молодые всего полгода вместе, а в 1923 году женщина умерла. Дальше мужчина пробудет строить личную жизнь с Татьяной Александровой, их совместная дочь умерла в младенчестве. Женщина тоже болела и скончалась в 1930 году. А позднее Платон женится на Акулине Борисовой, женщина подарила ему четверых детей, двое из которых умерли в маленьком возрасте. СмертьНаходясь в заключении и под постоянным прессингом, Ойунский не предал ни одного своего коллегу, писателя или ученого, а показания, которые все-таки числятся за Платоном против друзей, были выбиты сотрудниками НКВД насильно. Мужчина пытался запутать следствие, сначала признавал себя виновным, а потом отказывался от показаний. Смерть Платона Ойунского наступила в тюремной камере осенью 1939 года. Со слов доверенного врача Якутского областного Совета профессиональных союзов Бекренева М. М., причиной смерти стал туберкулез легких, который мужчина заработал в тюрьме и несколько лет им болел. Вскрытие подтвердило диагноз. Тело писателя было захоронено на общегородском кладбище, в специально отведенном для заключенных месте. Такие могилы не оформлялись портретом или фото умершего, им присваивался порядковый номер, который вносился в акт о смерти и в личное дело человека. Несмотря на отсутствие нормально оформленной могилы, память Платона все же увековечили в названии улиц в населенных пунктах Якутии, аэропорта в Якутске и даже установили памятник мужчине на центральной площади города. В 1955 году его полностью реабилитировали. ЛАМА Алексей Алексеевич Кулаковский биография Алексей Кулаковский был мыслителем, он обладал удивительным даром философа от природы. В его творениях отражено оригинальное философское видение различных проблем жизни якутского народа. Размышления Кулаковского по этим вопросам проникали в самые глубинные пласты жизни, а по широте охвата перешагнули местные масштабы. карьера и творчество В 1900 г. написал стихотворение «Заклинание Байаная» - считающееся первым произведением якутской письменной художественной литературы. Самобытный талант Кулаковского опирался на устное народное творчество и русскую классическую литературу. Им созданы десятки стихотворений и поэм. Особое место в творчестве Кулаковского занимает поэма «Сновидение шамана» (1910), являющаяся плодом глубоких, длительных раздумий поэта над судьбами родного народа и острейшими проблемами его мира. Алексей Кулаковский был мыслителем, он обладал удивительным даром философа от природы. В его творениях отражено оригинальное философское видение различных проблем жизни якутского народа. Размышления Кулаковского по этим вопросам проникали в самые глубинные пласты жизни, а по широте охвата перешагнули местные масштабы. Он одним из первых уловил особенности наступающей новой эпохи и воплотил в художественные и научно-публицистические произведения те ее трагические коллизии (войны, революции, межнациональные распри, голод, миграции народов, и т.д.). Вершиной его творчества является поэма «Сновидение шамана», в которой нарисована широчайшая панорама мировых событий начала XX века. Поражает художественный прием, с помощью которого он обозревает эти события – приняв облик мифического орла Эрили, писателю пришлось «взметнуться ввысь, в Великую неба ширь», оглядеть мир «всеобъемлющим зрением» из края в край и «объять от морей огромных до отдаленных ее уголков» и оттуда «все вызнал и понял». И он устами белого шамана предпринял широкое историко-философское обозрение мирового общественного развития и развертывавшихся тогда глобальных событий. Кулаковский правдиво раскрывал хищническую сущность германских, английских, американских и японских воротил мировой политики, неминуемо идущих к развязыванию кровопролитной войны и с тревогой говорил о трагических последствиях предстоящей опустошительной войны в судьбах всего человечества, в особенности малых народов, в том числе якутского. Удивительно то, что живя в отдаленной и отсталой окраине России, Кулаковский смог так верно понять суть происходящих тогда в мире событий и предсказать войну между империалистическими хищниками за раздел мира. Так за четыре года до первой мировой войны он предсказал неизбежность разрушительной всемирной войны; за семь лет до 1917 года предвидел великие революционные потрясения в России. А.Е. Кулаковский в последние годы своей жизни активно участвовал в строительстве новой жизни. Разрабатывал вопросы якутской письменности, участвовал в организации научных учреждений республики, учительствовал, заведовал художественно-литературной секцией Наркомпросздрава ЯАССР, был членом литературно-переводческой комиссии, публиковал свои научные труды и литературные произведения смерть В декабре 1925 года А.Кулаковский выехал делегатом от Якутской АССР на Первый тюркологический съезд в г.Баку, но в пути заболел и умер в Москве 6 июня 1926 года. В июне 1992 года на его могиле на Даниловском кладбище г. Москвы Правительством РС(Я) открыт надгробный памятник. Указом Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева от 3 марта 1992 года учреждена Государственная премия имени А.Е.Кулаковского за выдающуюся подвижническую общественную деятельность по возрождению духовной культуры народов Якутии. Именем А.Е.Кулаковского названы многие учебно-образовательные учреждения и культурные центры в городах и улусах РС(Я). Анемподист Иванович Софронов биография якутский поэт, первый профессиональный драматург из якутов, прозаик, один из основоположников якутской литературы, общественный деятель и просветитель. Автор более 150 песен и стихотворений. Перевел на якутский язык произведения многих классиков русской литературы. карьера и творчество Родился в Якутии 14 ноября 1886 г.В 16 лет поступил в церковно-приходскую школу, где учился всего два года. Далее занимался самообразованием. Осенью 1907 г. был принят наборщиком в типографию газеты «Якутский край». В 1912–1913 гг. – сотрудничал с журналом «Голос якута». Первое стихотворение – «Родной край» – опубликовано поэтом в 1912 г. В поэмах и драмах, написанных с 1912 по 1921 гг., ярко и достоверно показана жизнь якутов до революции. Из драм советского периода выделяется пьеса «Споткнувшийся не выпрямляется». Софронов – знаток народного языка, быта и психологии, мастер диалога и речевой характеристики персонажей. Его пьесы сыграли огромную роль в развитии национального театра. Софроновым написано более 150 стихотворений: именно он ввёл лирическое звучание в якутскую поэзию. Отдельные песни стали популярными и поются по сей день. «Песня якута» использовалась белогвардейскими повстанцами в Гражданскую войну в Якутии в качестве гимна, что впоследствии при аресте было вменено ему в вину. Сатирические рассказы писателя – одни из лучших в якутской прозе. В качестве переводчика Софронов не раз обращался к творчеству И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, перевёл на якутский язык «Разгром» Александра Фадеева. Анемподист Иванович был редактором первой советской газеты на якутском языке «Манчары», первого литературного журнала «Чолбон», активным членом ряда культурно-просветительных обществ, руководителем театрального дела в республике, первым директором Саха театра. В сентябре 1927 г. Софронова арестовали якобы за участие в движении конфедералистов и, обвинив в буржуазном национализме, сослали на пять лет в Архангельскую область. Часть ссылки он отбывал на Соловках. В родной край Софронов вернулся уже совершенно больным. Он умер от туберкулёза 24 октября 1935 г. На русский язык стихотворения Софронова в 70–80-х годах прошлого века переводил, в частности, Владимир Солоухин. Но это были скорее облагороженные подстрочники, нежели полноценные переводы, когда поэзия одного народа, языка переводится языком поэзии другого. личная жизнь Дед Алампы по матери Афанасий Иванович Сивцев (1820—1881) слыл умным, образованным человеком, он женился на Мотрёне Григорьевне Старостиной, единственной дочери Григория Старостина, родившегося в Амгинском Чакыре, прозванным в народе Уордаах кулуба Уот Ыстаарысын (Грозный голова — Огненный Старостин) был головой улуса во времена либеральных реформ, начатых М. М. Сперанским. Григорий Иванович как член Степной Думы Якутии первого созыва в 1823 г. участвовал в составлении документа «объяснение якутов Якутской области о законах и обычаях их». В 1830 г. на собрании представителей семи улусов был избран депутатом в состав делегации в Сенат Санкт-Петербурга. Дед Григория Кыпчытыын, приняв христианскую веру, стал Петром Старостиным, он в 1771 был князем наслега, затем стал главой улуса. Его сын Иван Старостин также был главой улуса, членом Степной Думы — первого представительного органа, имевшего огромное значение в политическом развитии якутского народа и становлении национального самоуправления. Григорий Старостин в свою очередь был женат на Прасковье, дочери известного богача и главы Мегинского улуса Додора, таким образом, прапрадедом Алампы по материнской линии является известный богач Михаил Иванович Кардашевский — Додор Голова (1772 г. р.). Один из первых официально назначенных глав улусов Додор был разносторонне развитый и талантливый человек, безмерно разбогатев, занялся обустройством дорог. На его пожертвования в Якутске была построена Николаевская церковь, за достижения на этом поприще был награжден от царя кортиком, об их далеком предке Орюкане Секуеве в народе также бытует много легенд. Анемподист Софронов был женат на актрисе Саха театра Евдокии Константиновне Яковлевой- Гоголевой (1891—1971), с которой прожил 14 лет. Воспитывал единственную дочь Прасковью, в замужестве Кириллину (1909—1935). смерть 15 августа 2012 г. был перезахоронен Анемподист Иванович СОФРОНОВ – Алампа, живший с 1886 по 1935 годы. Прах классика якутской литературы, общественного деятеля, в свое время обвиненного в буржуазном национализме, затем полностью реабилитированного, был извлечен из кладбища в Якутске по Вилюйскому тракту и предан родной Таттинской земле. Алампа нашел упокоение в селе Ытык-Кюель в местности Хадаайы на территории Ытык-Кюельского литературно-художественного музея заповедника "Таатта". Этого добились общественность Таттинского улуса и родственники Анемподиста Ивановича Софронова, сообщает официальный сайт Таттинского улуса. источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/Алампа https://24smi.org/celebrity/79404-platon-oiunskii.html https://news.ykt.ru/article/54625 https://e.nlrs.ru/authors/4754 https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1632768 https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/vspomogatelnye-podrazdeleniya/obshchestvennye-organizatsii/bayym-tyl/izvestnye-yakutskie-pisateli/detail.php?SECTION_ID=70&ID=129 Википедия |