Структура театра. 1. История организации театрального дела в России
Скачать 2.2 Mb.
|
3 Содержание Введение ................................................................................................................ 5 I. Театр в современной социально-культурной ситуации ..................... 8 Тема 1. История организации театрального дела в России ........... 14 Тема 2. Современные формы организации театрального дела и развития театрального искусства ..................... 24 Тема 3. Организационно-правовые основы театрального дела........................................................................................ 33 II. Организационно-экономические аспекты деятельности театра ......................................................................................... 37 Тема 4. Финансирование театров ........................................................... 37 Тема 5. Менеджмент и маркетинг в театральном деле ..................... 48 Тема 6. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в театральной деятельности ................................ 57 Тема 7. Основы ценообразования и фандрайзинг в театре ........... 92 Тема 8. Планирование в театре ............................................................... 97 Тема 9. Public Relations (PR) в театре ................................................... 113 Тема 10. Организация показа спектаклей .......................................... 119 III. Специфика творческо-производственных отношений в театре ....................................................................................... 124 Тема 11. Авторские права в театре ....................................................... 124 Тема 12. Трудовые отношения в театре. Коллективный договор в театральном коллективе ......................... 140 Заключение ...................................................................................................... 167 Учебно-методические материалы .............................................................. 169 Практическое задание № 1. Исследование театральных архивов и афиш ................................... 169 Практическое задание № 2. Исследование столичных театров ........................................................ 171 Практическое задание № 3. Исследование местных (локальных) театров .................................... 173 Практическое задание № 4. Исследование зарубежных (заграничных) театров .......................... 175 Приложение 1 .................................................................................................. 196 Темы семинарских занятий .................................................................... 196 Тематика рефератов и эссе..................................................................... 196 Тестовые задания....................................................................................... 198 Театральный кроссворд (году театра в России посвящается) ..... 199 Приложение 2 .................................................................................................. 204 Образец трудового договора с работником театра ......................... 204 Примерный перечень вопросов к зачёту по дисциплине «Организация театрального дела» (программный минимум) ............ 210 Библиографический список ....................................................................... 212 5 Введение В текущем 2019 году в целях дальнейшего развития театраль- ного искусства в нашей стране Президент РФ В. В. Путин поста- новил провести в Российской Федерации «Год театра». Поэтому в свете данного постановления органов власти работа в этом направлении будет приобретать всё большую актуальность в те- чение ближайших лет и, как мы надеемся, целого десятилетия. Учебная дисциплина «Организация театрального дела» направ- лена на ознакомление студентов театральных специальностей и направлений с основами организации театрального (концерт- ного, циркового) дела в той мере, в которой это необходимо для участия в коллективном творческом процессе. В процессе изучения данной дисциплины будущему работ- нику театра или другой организации исполнительских искусств, дается представление о принципах менеджмента в этой сфере (в частности, театрального менеджмента), что помогает ему осо- знать место сценического искусства в современной социально- культурной ситуации, изучить основы производственной дея- тельности театра, государственного регулирования культурной деятельности, основные элементы законодательства об автор- ских и смежных правах, трудового законодательства, особенно- сти его применения в сфере искусства. Представляемая читателю работа адресована, прежде всего, начинающим организаторам и специалистам в сфере театраль- ной деятельности, а также студентам, изучающим дисциплину «Организация театрального дела» в высших учебных заведениях. Здесь детально рассматриваются основные организационные и экономико-правовые аспекты функционирования современного театра, необходимые для налаживания его эффективной деятель- ности на современном рынке театральных услуг в России. В современном обществе театр играет значимую роль в со- циальном развитии страны: отвечает за воспитание и развитие граждан, связывает поколения на базе культурных традиций, формирует нравственный код нации. 6 Актуальность данной работы обусловлена тем, что на совре- менном этапе необходимо постоянное совершенствование соци- ально-культурной сферы общества, к которой относится и деятельность театров. Эта сфера требует внедрения современных коммуникационных технологий, совершенствования информа- ционного взаимодействия творческих коллективов и зрителей. Перспективным направлением в деятельности театров стано- вится информационно-коммуникационное взаимодействие со зрителем как ведущих, так и региональных театров страны. Со- временному театру требуются инновационные коммуникацион- ные технологии, которые позволили бы изучать потребности целевой аудитории и сформировать методы эффективного вза- имодействия. Современные информационно-коммуникационные меха- низмы могут помочь любому театру повысить эффективность своей деятельности. Для этого театру необходимо разработать инновационные технологии информационно-коммуникацион- ного взаимодействия творческого коллектива со зрителями в це- лях продвижения и популяризации театра. Теоретической базой данной исследовательской по своему характеру работы являются научные исследования и теоретиче- ские работы российских и зарубежных специалистов в области связей с общественностью, театрального менеджмента, рекламы и маркетинга, а также специалистов в сфере информационного продвижения театральной деятельности, таких как Ф. Котлер и Дж. Шефф 1 , Дж. В. Мелилло 2 , Э. Либерман и П. Эсгейт 3 , 1 Котлер, Ф., Шефф, Дж. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга испол- нительских искусств («Standing Room Only: Strategies for Marketing the Perform- ing Arts») / Перевод. Л. Акопян, Е. Дубинец, С. Грохотов. – М.: Издательство Классика-XXI, 2004. – 688 с. 2 Как продавать искусство: Сб. статей / Составитель Дж. В. Мелилло. М.: Из- дательство: Сибирский хронограф, 2001. 3 Либерман Э., Эсгейт П. Революция в маркетинге развлечений. М.: Издатель- ство «Арт-менеджер», 2011. – 236 с. С. М. Апфельбаум и Е. А. Игнатьева 1 , В. Г. Бабенко 2 , Е. И. Гапо- нов 3 , В. Н. Дмитриевский 4 , Н. А. Хренов 5 и др. Кроме того, в ра- боте были использованы некоторые материалы совместного исследования автора со студентами театрального факультета Во- ронежского государственного института искусств (ВГИИ), изуча- ющими учебную дисциплину «Организация театрального дела». Методами исследования, использованными в работе, явля- ются сравнительный анализ, SWOT-анализ, сопоставление и обобщение, эмпирическое наблюдение и опрос. В качестве ис- точников исследования были использованы социологические опросы, публикации СМИ, интернет-ресурсы, в том числе мате- риалы электронного веб-ресурса Воронежского Камерного те- атра 6 и др. Здесь мы приведём названия главных разделов нашей работы, а именно: Раздел I. Театр в современной социально-культурной ситуа- ции. Раздел II. Организационно-экономические аспекты деятель- ности театра. Раздел III. Специфика творческо-производственных отно- шений в театре. 1 Апфельбаум С. М., Игнатьева Е. А. Связи с общественностью в сфере ис- полнительских искусств. – М.: Издательство «Классика-XXI», 2003. – 140 с.; Игнатьева Е. А. Экономика культуры. Учебное пособие. М.: Издательство «ГИТИС», 2013. – 384 с. 2 Искусство театра: Вчера. Сегодня. Завтра. Сб. ст. Выпуски 6, 7. / Под общ. ред. В. Г. Бабенко. – М.: Издательство: «Кабинетный ученый», 2014. – 200 с.; 120 с. 3 Гапонов, Е. И. Театральное дело в историко-экономическом контексте эпохи. Учебное пособие. – М.: Издательство «Кабинетный ученый», 2013. – 152 с. 4 Дмитриевский В. Н. Основы социологии театра. История, теория, практика. Учебное пособие. – М.: Издательства «Лань», «Планета музыки», 2015. – 224 с. 5 Театр как социологический феномен / Редактор Н. А. Хренов. М.: Изда- тельство «Алетейя», 2009. – 520 с. 6 Официальный сайт Воронежского Камерного театра [электронный ресурс]. Режим доступа: http://chambervrn.ru/ (дата обращения 02.06.2018) 8 I. Театр в современной социально-культурной ситуации Изучение любой учебной дисциплины или учебного пред- мета лучше начинать с разбора основных понятий курса. Прежде всего, обязательно стоит задуматься над теми словами и поняти- ями, которыми принято обозначать тот или иной учебный пред- мет. В данном случае мы имеем дело с «Организацией театрального дела». Содержательно это словосочетание, само по себе очень ёмкое, влечет за собой понимание как минимум двух вещей. Во-первых, того, что такое организация и того, что такое театральное дело. Организация понимается в двух аспектах: как процесс и как институт. В данном случае это – безусловно, процесс, который происходит в театре, то есть зиждется на базе театра как органи- зованном институте, институте-организации. Как справедливо в своё время заметил С. Ю. Юрский, «театр рождается не на сцене и не в зрительном зале, а в самой середине пространства театра, в столкновении этих двух стихий и энергий» 1 , то есть в контакте профессионалов театра со зрителем, причём обе части для те- атра одинаково важны. Организация – одна из важнейших функций менеджмента наряду с планированием, мотивацией и контролем. Кстати ска- зать, все остальные перечисленные нами функции в театре при- сутствуют тоже. Это и планирование театральных постановок, спектаклей, и мотивация актёров и даже мотивация зрителей; контроль производства театральных постановок – все это части единого управленческого процесса в театре, который называется театральный менеджмент. Поэтому организация театрального дела представляет собой, по сути, менеджмент театра, экономику театра, слитые воедино. Основными функциями управления организацией, в том числе театральной организацией, являются: перспективное и те- кущее планирование; организация и регулирование; мотивация 1 Юрский С. Ю. Кто держит паузу. 2-е изд. доп. М.: Издательство Искусство, 1989. – 320 с. URL: https://www.e-reading.club/book.php?book=126627 9 и координирование; контроль и учет. Таким образом, основа управленческой деятельности – это выполнение четырех общих функций, которые составляют так называемый цикл менедж- мента: планирование, организация, мотивация, контроль 1 Организация. Организация производства в театре представ- ляет собой совокупность методов, обеспечивающих наиболее целесообразное использование предметов и средств труда в процессе трудовой деятельности с целью выполнения установ- ленных для предприятия плановых заданий. Только при соответ- ствующей организации театрального производства становятся возможными эффективное взаимодействие людей в процессе совместного труда, целенаправленность и четкая согласован- ность всех элементов системы театра. Тем самым обеспечивается оптимальное сочетание следующих процессов; основных (про- изводственных), вспомогательных (энергетическая, ремонтная и другие службы) и обслуживающих (контроль за качеством теат- ральной продукции, различные операции и т. д.). Организация производства спектаклей предполагает диффе- ренциацию процесса производства на операции, рациональную расстановку работников по рабочим местам, обеспечение четкой взаимосвязи между ними в целях бесперебойного выпуска спек- таклей. Работа по организации производства, являясь одной из функ- ций менеджмента, связана с решением многочисленных вопро- сов, например, определение номенклатуры выпускаемой театром продукции; создание и строгое соблюдение технологии произ- водства спектакля и контроль над ним; организация транспорти- ровки материалов; уход за оборудованием и его ремонт; анализ издержек производства спектаклей и осуществление мер по их снижению; сбор рационализаторских предложений. Организа- ция производства спектаклей в театре в решающей степени предопределяется характером и уровнем его специализации (му- зыкальный, драматический, кукольный театр и т. д.). 1 Драчева Е. Л., Юликов Л. И. Менеджмент: учебник. 16-е изд., стер. – М.: Из- дат. центр «Академия», 2016. – 304 с. URL: https://alleng.org/d/manag/ man294.htm ; URL: http://be5.biz/ekonomika/m027/3.html#2. 10 С другой стороны, театральное дело – это театральная дея- тельность во всей её большой образности и многосторонности. Приведенные здесь понятия прекрасно определяет нам Концеп- ция долгосрочного развития театрального дела в Российской Фе- дерации на период до 2020 года. Театральное дело понимается как организационно-экономи- ческая система, обеспечивающая осуществление театральной де- ятельности. Театральная деятельность в свою очередь представляет деятельность, направленную на создание и (или) показ спектаклей 1 В театре как в организации большое значение имеет т. н. ор- ганизационное поведение, представляющее собой наиболее со- временную часть менеджмента. В театре и на сцене, и в зрительном зале сразу встречаются несколько поколений. Здесь можно увидеть и пожилых уже состоявшихся актёров, и молодых, совсем юных, выпускников театральных вузов и театральных фа- культетов вузов. Есть в театре и зрелый актерский состав, на ко- тором во многом строится работа театральных коллективов, у которых учится театральная молодёжь. Особенности этих теат- ральных поколений оказывают своё влияние на организацион- ное поведение актёрского состава в театре. Особенности поколений представляют собой системообра- зующие психологические ценностные установки и связи, вы- страивающие их поведение, в том числе поведение внутри организации, то есть организационное поведение. Дело в том, что в нынешних условиях компетентное управле- ние сотрудниками делается решающим и наиболее весомым фактором успешной деятельности коммерческой или любой де- ловой организации. Сейчас приходится констатировать следую- щее: то время, когда можно было говорить, что «незаменимых сотрудников нет» и менять персонал как собственные перчатки, ушло безвозвратно. Многие, если не все сегодняшние эффектив- ные руководители постигают как простую истину вывод о том, 1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р г. Москва // Российская Газета. 21 июня 2011 г. URL: https://rg.ru/ 2011/06/21/teatr-site-dok.html. 11 что грамотный подход к управлению и развитию сотрудников организации будет способствовать росту и конкурентоспособно- сти компании, её продвижению на рынке. В настоящее время выяснению вопроса, как общие поведен- ческие различия между людьми различных поколений влияют на функционирование организаций и работоспособность их ко- манд, посвящается множество научно-исследовательской литера- туры, которая стоит совсем рядом с областью менеджмента. И хотя большинство организаций специально сосредоточи- вают время и набирают, комбинируют ресурсы для достижения и поощрения разнообразия, многие ограничивают свое опреде- ление разнообразия поколений полом и этнической принадлеж- ностью. Одна из самых сложных проблем поведенческого разнообразия – разнообразие поколений – часто упускается из виду и остается вовсе без внимания. Работодатели пытаются сбалансировать различные потреб- ности и рабочие стили трех разных поколений в нанимаемой ра- бочей силе. Тем не менее, многие организации оставляют своих сотрудников и рабочих групп самостоятельно решать назревшие проблемы, а не давать какие-либо указания или обеспечивать поддержку. Хотя конфликт поколений («отцов и детей») часто рассматривается как более крупная социальная проблема, пред- ставители разных поколений каждый день играют на командном уровне на своём рабочем месте теми способами, которые могут препятствовать производительности и приводят к разочарова- нию, конфликту и плохому моральному духу внутри трудового коллектива. В этой сфере, и все знают об этом, существуют опре- деленные стереотипы. Например, т. н. бэби-бумеры считают, что поколение X (Не- известное поколение, годы рождения – 1963–1983 гг.) – слишком нетерпеливое и готово выбрасывать проверенные временем стра- тегии, в то время как последние, представители поколения X мо- гут видеть, что бумеры слишком политичны и негибки для перемен. Пожилые поколения могут считать поколение Y (также известное как поколение Сети и поколение Миллениум, так как его представители оканчивают школу в новом тысячелетии, годы 12 рождения – 1983–2003 гг.) слишком испорченными и поглощен- ными собой, в то время как само поколение Y видит, что другие слишком устарели и не касаются друг друга. Оставаясь без какого-либо внимания со стороны руководства организации, эти стереотипы поколений могут препятствовать эффективности трудовой и далее – экономической деятельности и работы. Подобно тому, как эффективное использование ини- циатив по гендерному и этническому разнообразию может по- высить производительность и эффективность всей организации, руководителю необходимо подготовить своих сотрудников це- нить различия между поколениями, что может принести пользу трудовым коллективам (командам) на рабочем месте. Современные работодатели могут и должны использовать эти различия между поколениями, сами разные поколения для совместной работы в качестве сплоченных команд. Просто важно детально анализировать источники конфликтов между поколениями, знать способы их сокращения и минимизации, а также способы улучшения поддержки различных групп работни- ков для повышения их производительности и взаимодействия. Поэтому отметим здесь, что своё организационное поведение есть и в театре. Театр – это не просто отображающее что-либо зеркало, а настоящее увеличительное стекло. Театр – это самая настоящая «фабрика спектаклей», а современное театральное производство такое же сложное, как и фабрично-заводское производство. Спектакли в свою очередь – это продукт театрального производ- ства, отражающий суть театральной услуги. Спектакль – продукт, носящий экономическую форму услуги зрителю как потреби- телю и ценителю театрального творчества, театральных услуг. Спектакль не имеет материально-вещественной формы и не яв- ляется товаром в экономическом смысле этого слова. Зритель не уносит с собой из зрительного зала спектакль в кармане, как хлеб из магазина, но получает услугу, не имеющую материальной ос- новы, как и любой другой вид услуг. Зритель удовлетворяет свою духовную потребность в культурно-массовом досуге, личност- ном и культурном росте и развитии. Вот какие услуги оказывают своим зрителям театры с самого начала их возникновения и до 13 сих пор. Не случайно поэтому говорят, что «театр – не отобра- жающее зеркало, а увеличительное стекло». Точно так же, как кинофестиваль выступает в качестве ин- струмента продвижения кинофильма, театральный фестиваль есть инструмент продвижения спектакля и даже самого театра, его популяризация перед массовым зрителем. Таблица 1 1 № пп КАТАЛОГ ТЕАТРОВ https://www.culture.ru/ theaters/institutes КАТАЛОГ СПЕКТАКЛЕЙ https://www.culture.ru/ theaters/performances 1. Музыкальные Мюзикл 2. Драматические Спектакль 3. Кукол Моноспектакль 4. Марионеток Телеспектакль (видеоспектакль) 5. Зверей Аудиоспектакль 6. Эстрады Балет 7. Иллюзии Опера 8. Клоунады и пантомимы Оперетта 9. Пластического жанра Спектакль без слов 10. Учебные (театры-студии, театральные мастерские) Учебный (студенческий) спек- такль 1 Таблица составлена по материалам сайта Культура.РФ (culture.ru). 14 |