Главная страница

Структура театра. 1. История организации театрального дела в России


Скачать 2.2 Mb.
Название1. История организации театрального дела в России
АнкорСтруктура театра
Дата31.08.2022
Размер2.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла75osrbwkptnu8y38px04w0qwia318u64.pdf
ТипКоллективный договор
#657142
страница7 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14
Преимущества

Высокий профессионализм ар- тистов театра;

Относительно низкие затраты на рекламу, возможность бес- платно или по бартеру распро- странять информацию о театре в
СМИ;

Хорошее качество репертуара;

Привлечение студентов мест- ного театрального факультета для подбора будущих кадров.
Недостатки

Отсутствие программы лояль- ности к зрителю
1
С нашей точки зрения, слабыми сторонами деятельности те- атра являются:
1. Недостаток рекламы и PR продвижения имиджа театра в социальных сетях: на данный момент продвижение в социаль- ных сетях – это самый эффективный и доступный способ не только заявить о себе и информировать аудиторию, но и нала- живать с ней контакт, получить обратную связь и повысить ло- яльность со стороны зрителя;
2. Недостаточная работа над сайтом Камерного театра: не про- исходит активной реализации всего веб-ресурса театра в целом;
3. Низкая заинтересованность рядовых сотрудников театра в его развитии. Это вытекает из отсутствия четкой стратегии и мис- сии театра. Необходимо воспитать высококвалифицированных ответственных работников, которые будут замотивированы в раз- витии театра и станут разделять его интересы;
4. Высокие цены на билет относительно других воронежских театров также относятся к слабым сторонам деятельности Камер- ного театра, поскольку это отталкивает людей, считающих театр элитарным искусством, и не позволяет расширять аудиторию, имеющую на данный момент в своей основе «рафинированную» и искушенную публику;
1
Хотя в настоящее время с целью привлечения зрителей Воронежский камер- ный театр применяет такой маркетинговый инструмент, как сезонные (летние) скидки, а именно: – 30% на все спектакли июня 2018 года.

71 5. Редкое обновление репертуара. На данный момент на его афише можно увидеть тринадцать спектаклей – это очень малое количество, с учетом того, что театр имеет две высоко оснащен- ные сценические площадки. Для сравнения, в Воронежском Гос- ударственном Академическом театре драмы им. А. В. Кольцова основной репертуар включает в себя двадцать два спектакля, ко- торые проходят на большой и малой сцене. Небольшой, редко пополняющийся новыми спектаклями, репертуар может спрово- цировать потерю зрительского интереса к театру;
6. Отсутствие системы лояльности к зрителю. Руководство театра не проводит практически никаких мероприятий для нала- живания контакта с аудиторией, тем самым не стимулирует про- дажи билетов на спектакли, рассчитывая лишь на «сарафанное радио» и сложившееся с годами положительное отношение жи- телей города к Камерному театру. Однако общественное мнение нестабильно, и необходимо обеспечить приток новых людей в театр и сохранить свою постоянную аудиторию.
К угрозам для Воронежского Камерного театра можно отнести:
1. Политическую перемену. В данный момент у театра наблюдаются благоприятные отношения с правительством Во- ронежской области, а также существует поддержка со стороны губернатора. Однако может произойти смена власти, и новояв- ленное руководство города уже не будет делать прилагать столь- ких же усилий для развития театра и культурной жизни в
Воронеже и области;
2. Ухудшение экономической ситуации и, в связи с этим сни- жение спроса на спектакли. Экономическая ситуация в стране и в мире в целом очень нестабильна, поэтому Камерному театру нужно всегда учитывать этот момент. Сейчас у части жителей го- рода есть необходимый денежный ресурс, чтобы позволить себе относительно дорогие билеты в Камерный театр, однако такая благоприятная обстановка не всегда возможна, поэтому театр должен вести гибкую ценовую политику и быть готовым к кри- зисным ситуациям;
3. Уход талантливых артистов из театра. В данный момент труппа театра все больше пополняется молодыми талантливыми и перспективными артистами, однако всегда нужно учитывать

72 опасность того, что востребованный артист, достигший опреде- ленной высоты в театре, захочет попробовать свои силы в сто- личных театрах или в съемках кино. В истории Камерного театра уже были случаи, когда хорошие актеры покидали его и дости- гали успеха в Москве. Конечно, нельзя мешать талантливым ар- тистам в полной мере раскрывать свой потенциал, что в большей степени возможно в крупных городах страны, однако необхо- димо создавать все условия, чтобы артисты были заинтересованы остаться в Камерном театре, развиваться в нем и поднимать теат- ральный уровень в городе в целом;
4. Появление театров-конкурентов. Театральная жизнь го- рода развивается, и необходимо, чтобы при росте других город- ских театров, у Камерного театра не было отставания в развитии.
PR отдел Воронежского Камерного театра в данный момент про- водит слабую работу по информированию своей аудитории и ее расширению. В настоящее время театр пользуется большим успехом, его залы регулярно заполнены, на спектакли билеты вы- купаются за месяц, а то и раньше, если дело касается крупных премьер или хитов репертуара. Однако театр имеет и спектакли, на которые плохо продаются билеты. Сейчас эта проблема не представляет большой угрозы для театра, поскольку усилиями индивидуальных распространителей и билетным онлайн- агентствам зал все-таки более или менее заполняется.
Сегодня Воронежский Камерный театр является уникальным местом на карте города Воронежа. Кроме того, большим автори- тетом пользуется художественный руководитель театра – Ми- хаил Владимирович Бычков. Благодаря созданному им
«Платоновскому фестивалю искусств» город Воронеж преобра- жается в недели его проведения.
Международный Платоновский фестиваль искусств
1
назван именем Андрея Платоновича Платонова – одного из наиболее самобытных русских прозаиков ХХ века
. Ф
естиваль ежегодно проходит в Воронеже в начале июня, и в нём принимают участие артисты, музыканты, художники и литераторы из разных стран
1
URL: http://platonovfest.com/.

73
Афиша мероприятия представляет собой весь цвет современ- ного мирового искусства. Создание фестиваля также повлияло на восприятие Михаила Бычкова как продвинутого культурного де- ятеля, а его спектакли в Камерном театре регулярно отмечаются как чрезвычайно актуальные.
Сейчас наблюдается благоприятная атмосфера для рождения оригинальных театральных сообществ, множество амбициозных молодых и талантливых режиссеров и актеров объединяются в группы и совместно занимаются поиском новых театральных форм и решений, в результате которых создают спектакли, кото- рые играют на различных арендованных площадках.
Такими новыми театральными площадками в городе Воро- неже являются Дом актера, книжный клуб «Петровский». Неко- торым режиссерам удается организовать свой новый театр.
К примеру, в Воронеже вырос новый негосударственный профессиональный театр «Никитинский»
1
, который находится в самом центре города (создатель и художественный руководитель театра – Борис Алексеев, бывший ранее ведущим актером Ка- мерного театра и покинувший его по своему желанию несколько лет назад).
Некоторое время Б. Алексеев играл моноспектакли на раз- личных воронежских сценах («Театр одного»). Затем он арендо- вал бывшую площадку Камерного театра в здании ДК
Железнодорожников и организовал там в 2016 году Театраль- ный центр «Никитинский», который сразу громко заявил о себе в городе. За год работы театр сформировал репертуар из восьми спектаклей, двое из которых – «Подходцев и двое других» по рассказу русского сатирика А. Т. Аверченко и «Свои люди – со- чтемся» по пьесе культового русского драматурга А. Н. Остров- ского – стали настоящими хитами и имеют на каждом показе переаншлаги.
В городе Воронеже имеется также несколько неформальных театральных сообществ, которые позиционируют себя как те- атры, например, так называемый «Новый театр» или театр «Кот».
Участники этих театральных объединений снимают сцену в
1
Театр «Никитинский» // URL: http://nikitincenter.ru.

74 местном Доме Актера и играют спектакли, которые они стара- ются отнести к стремительно развивающемуся в стране направ- лению пластического танца. На данный момент их репертуар включает три спектакля: «Я есть», «Деревня» и «Как дети». Все они не имеют литературную основу: канву спектакля составляют диа- логи и монологи самостоятельно собранного и расшифрован- ного «вербатима».
Вербатим с латинского языка обозначает «дословно». Это от- носительно новый вид театрального искусства, обозначенный как «документальный театр». В основе его – интервью с реаль- ными людьми.
Также в городе обретают «второе дыхание» Театр драмы им. Кольцова и Театр Юного Зрителя. Театр драмы под руковод- ством режиссера, обладателя премии «Золотая Маска», Влади- мира Петрова в сезоне 2016–2017 представил постановку
«Вишневый сад» по пьесе русского классика А. П. Чехова. Эта премьера собрала все призы местной премии «Браво» и отмечена восторженными отзывами воронежских критиков. Также театр развивает экспериментальное направление и второй год подряд проводит проект «СИТО», который расшифровывается как Со- временные Исследования Театральных Объектов. Куратором и основателем проекта стал молодой режиссер театра – Никита
Рак. Объектами исследования стали не воплощённые в фильмах сценарии известных деятелей российского кино разных эпох, а режиссерами эскизов выступили выпускники режиссера и педа- гога Школы-студии МХАТ, художественного руководителя Цен- тра им. Мейерхольда – Виктора Рыжакова:
– «Весна» Ренаты Литвиновой и Глеба Алейникова, реж.
Игорь Комаров (Киев);
– «Девочка Надя, чего тебе надо?» Геннадия Шпаликова, реж.
Никита Бетехтин (Тюмень);
– «Мой брат умер» Алексея Балабанова, реж. Елена Нена- шева (Москва);
– «Анна» Петра Луцика, Анатолия Саморядова, реж. Тимур
Шарафутдинов (Узбекистан).
Эскизы спектаклей были представлены в различных про- странствах театра (Большая и Малая сцены, репетиционный зал,

75 трюм под сценой) с обязательным последующим обсуждением со зрителями. После каждого просмотра проходило зрительское голосование: быть ли эскизу и развивать ли его дальше в полно- ценный спектакль.
Воронежский Театр Юного Зрителя также переживает «вто- рую молодость»: в 2016 году художественным руководителем те- атра становится воронежский режиссер и актер Вадим
Кривошеев, выпускник режиссерского факультета Театрального училища им. Щукина. В том же году он набирает в качестве ма- стера курс на театральном факультете в Воронежском институте искусств. Премьера сезона 2016–2017 была отмечена спектаклем
«Василий Теркин», который был хорошо принят воронежским зрителем и открыл новую страницу в жизни театра.
Таким образом, 2016 год представил сразу четыре ярких ре- жиссера – это Борис Алексеев, Вадим Кривошеев, Никита Рак и
Владимир Петров, который ранее являлся видной фигурой в культурной деятельности города. Театральная жизнь Воронежа развивается с каждым годом все стремительнее, и трудно предпо- ложить, что будет с театрами через несколько лет, однако про- гнозы очень благоприятны, и вполне возможно, что у Камерного театра вскоре появятся очень серьезные конкуренты, которые смогут переманить его постоянную аудиторию;
5. Недостаточная информированность аудитории о деятель- ности театра. Это вытекает из слабой работы над сайтом Камер- ного театра, аккаунтами в социальных сетях и отсутствием грамотных вложений в рекламу. Камерный театр находится на слуху, однако больших усилий для этого не прикладывает, поль- зуясь в основном бесплатными рекламными услугами в СМИ и
«сарафанным радио». Однако PR-деятельность необходима даже успешному театру, поскольку ему также нужно обеспечивать паб- лисити и поддерживать его репутацию;
6. Низкая удовлетворенность зрителей качеством спектаклей и вследствие этого – потеря интереса к театру. Никто не гаранти- рует того, что спектакли Камерного театра всегда будут пользо- ваться большим успехом. Для того, чтобы поддерживать интерес публики с деятельности театра, необходимо выстроить контакт со своей аудиторией и получать регулярно от нее обратную

76 связь, чтобы основываясь на зрительской оценке, корректиро- вать репертуар, а также проводить эксперименты с театральными постановками, грамотно взаимодействуя с публикой, учитывая ее состояние на данный момент, изучать ее.
Камерный театр обладает большим количеством сильных сторон, среди которых можно назвать:
1. Известный бренд. Воронежский Государственный Камер- ный театр – это определенно узнаваемый бренд, имеющий высо- кую репутацию у зрителей. Придя в этот театр, посетитель может быть уверен, что увидит спектакли высокого качества и безупреч- ного вкуса;
2. Хорошее качество репертуара. Несмотря на то, что репер- туар Камерного театра недостаточно разнообразен, его отличает высокое качество спектаклей. Таким образом можно сделать вы- вод, что политика театра предпочитает количеству качество по- становок;
3. Наличие собственного четырехэтажного помещения с двумя хорошо технически оснащенными сценами. Пространство
Камерного театра вмещает две арт-галереи, театральное кафе, большую и малую сцены, библиотеку, театральный клуб, студию звукозаписи, танцзал и открытую площадку на крыше. Не каж- дый театр во всей России может похвастаться такой перспектив- ной и превосходно обустроенной площадкой. Такое помещение открывает огромные возможности для превращения театра в настоящий культурный центр, не имеющий аналогов в своем роде;
4. Активная гастрольная деятельность. У Камерного театра хорошая репутация за пределами Воронежа, он регулярно участ- вует в фестивале-премии «Золотая Маска» и гастролирует в
Москве и Санкт-Петербурге, тем самым находясь в мощном куль- турном потоке страны наравне со столичными театрами;
5. Проведение фестивалей на базе театра. Собственное осна- щенное пространство Камерного театра дает возможность орга- низовывать фестивали на его территории, так, в 2015 году на базе театра был проведен поэтический фестиваль «Мандельштам- фест», в программу которого были включены тематическая вы- ставка, вечера поэзии, постановки, основанные на синтезе

77 музыки и текста, были приглашены для участия в творческих ве- черах такие известные артисты, как Светлана Крючкова и Елена
Камбурова. Также на сцене Камерного театра ежегодно показы- вают спектакли участников «Международного Платоновского фестиваля искусств», созданного художественным руководите- лем Камерного театра – М. В. Бычковым;
6. Опыт работы: налаженные контакты в сфере культуры. Ка- мерный театр успешно контактирует с театрами Москвы и Санкт-
Петербурга и, как было описано выше, выступает на их площад- ках с гастролями, помимо этого, театр находится в дружбе с из- вестными театральными критиками, такими как Марина
Давыдова, Алла Шендерова и Марина Давыдова. Это позволяет
Камерному театру следить за тенденциями, по которым движется в настоящее время российский и мировой театр. Также он под- держивает связь с Воронежским департаментом культуры и полу- чает поддержку со стороны губернатора Воронежской области;
7. Наличие круга постоянных зрителей. Воронежский Госу- дарственный Камерный театр за годы своей работы смог завое- вать любовь зрителей и сформировать свою постоянную аудиторию, которая поддерживает театр на разных уровнях и обеспечивает регулярную наполняемость залов. Так, одними из ценителей Камерного театра являются местные предпринима- тели и крупные бизнесмены, которые интересуются творчеством
Михаила Бычкова и оказывают посильную и решающую по- мощь театру;
8. Наличие необходимых финансовых ресурсов: самоокупае- мость театра и поддержка со стороны государства и меценатов.
Хорошие продажи билетов позволяют Камерному театру быть жизнеспособной организацией и обеспечивать хорошими усло- виями работы и стабильной заработной платой своих сотрудни- ков, а поддержка со стороны меценатов и государства дает возможность решать более крупные финансовые вопросы, такие как организация фестиваля, приглашение крупных театральных звезд и постановка нового спектакля;
9. Большая наполненность зала на спектаклях: хорошая посе- щаемость театра: Камерный театр находится «на слуху» в городе, он популярен, билеты выкупаются за месяц и ранее;

78 10. Приглашение для участия в постановках известных ре- жиссеров и актеров из других городов. Камерный театр регу- лярно приглашает сотрудничать режиссеров из других городов, так, в 2015 году для постановки спектакля по пьесе каталонского драматурга Жорди Гальсерана «Метод Гронхольма» был пригла- шен главный режиссёр Омского государственного академиче- ского театра драмы – Георгий Цхвирава. Ранее, в 2006 году, он работал в Камерном театре над спектаклем «Альбом» по произ- ведениям русского писателя и сатирика Аркадия Аверченко. В том же 2015 году с артистами Камерного театра был представлен спектакль «Трамвай «Желание» по пьесе американского драма- турга, лауреата Нобелевской премии, Тенесси Уильямса. Режис- сером постановки выступил Егор Равинский – выпускник педагога Российского института театрального искусства Сергея
Женовача. В этой же постановке исполнила роль главной геро- ини – Бланш Дюбуа – известная московская актриса театра и кино Ирина Гринева;
11. Высокий профессионализм артистов театра. Ежегодно
М. В. Бычков проводит прослушивание для желающих попасть в труппу Камерного театра. Однако отбор всегда проходит очень строго, как правило, в год в театр принимают не более двух че- ловек, а часто бывает, что ни одного. Художественный руководи- тель театра не спешит переполнять свою труппу, предпочитая количество качеству;
12. Привлечение студентов местного театрального факуль- тета для подбора будущих кадров. Труппу театра составляют в своем преимуществе выпускники Воронежского государствен- ного института искусств;
13. Относительно низкие затраты на рекламу, возможность бесплатно или по бартеру распространять информацию о театре в СМИ. Камерный театр всегда готовы поддержать местные
СМИ, поэтому он обеспечивается надлежащим информацион- ным сопровождением без лишних усилий и затрат.
С нашей точки зрения, возможностями Камерного театра яв- ляются:
1. Расширение аудитории театра. На данный момент основ- ной частью аудитории Камерного театра являются местная ин- теллигенция, люди, работающие или обучающиеся в сфере

79 искусства, а также обеспеченная публика, которая воспринимает поход в театр либо как хобби, либо как светский выход. Однако большинство жителей города, даже те, которые могут себе поз- волить приобрести достаточно дорогой билет на спектакль, счи- тают театр элитарным искусством. Это предубеждение необходимо развеять и привлечь разностороннюю публику, ко- торую театр сможет воспитать и вместе с которой сам станет раз- виваться;
2. Совершенствование системы продвижения имиджа. Од- ним из важных аспектов продвижения имиджа является забота о потребителе. Это «ахиллесова пята» Камерного театра, в данной работе уже не раз высказывалась мысль о том, что театру необхо- димо выстроить доверительный контакт с аудиторией и об- щаться с ней на дружественном языке, учитывая ее мнение и состояние. В целом, Камерный театр хоть и зарекомендовал себя как качественный бренд, в данный момент он не прилагает уси- лий для продвижения своего имиджа, опираясь на имеющуюся репутацию. Однако имидж и репутацию необходимо поддержи- вать, для этого могут быть эффективными массированные PR-ме- роприятия и интенсивная реклама, о которых будет подробно написано ниже. Камерному театру следует разработать четкую стратегию развития, она должна включать в себя использование достоинств предыдущих подходов, создание и применение све- жих идей;
3. Использование слабых сторон конкурентов. У Камерного театра имеются большие преимущества перед другими город- скими театрами, о них было написано выше в разделе «сильные стороны». Вместе с тем следует изучить слабые стороны театров- конкурентов, чтобы грамотно воспользоваться своими достоин- ствами;
4. Развитие площадок, не относящихся непосредственно к те- атральной деятельности: арт-галерея и театральное кафе. Их необходимо вывести на городской уровень, чтобы они имели значимость не только в рамках Камерного театра.
5. Сотрудничество с другими городскими театрами. Камер- ный театр успешно дружит со столичными театрами, приезжая к

80 ним с гастролями и исполняя на их сценах свои спектакли. Од- нако с воронежскими театрами никакого контакта не наблюда- ется, они существуют абсолютно обособленно друг от друга.
Однако для создания общих проектов и поднятия в целом куль- турного уровня Воронежа и авторитета среди других городов необходимо партнерство театров;
6. Выделение средств на рекламу театра. В данный момент Ка- мерный театр не затрагивает практически никаких ресурсов на рекламу, пользуясь бесплатными услугами СМИ или сотрудни- чая по бартеру. Стоит отметить, что в наше время рекламная сфера все больше развивается, представляя подлинное многооб- разие предложений. Стоит их внимательно изучить, чтобы гра- мотно и точно вкладывать деньги в рекламу и получать от нее максимум результата;
7. Осуществление различных PR-акций, направленных на поддержание интереса к театру. В данный момент PR-отдел Ка- мерного театра состоит из одного-двух человек, которые берут на себя роль пресс-секретарей, менеджеров по развитию и
PR-менеджеров. При таком расположении сотрудники пиар-от- дела не могут осилить весь объем работы и выполняют лишь ба- зовый функционал. Для того, чтобы продвижение театра продвигалось интенсивнее, необходимо разделение сил и назна- чение на должности квалифицированных замотивированных ра- ботников. А для того, чтобы привлечь профессионалов, необходимы хорошие условия труда и достойная заработная плата, а также перспектива развития и профессионального роста.
Рекомендации по совершенствованию информационно- коммуникационного сопровождения Воронежского Камерного театра. Все вышесказанное позволило нам разработать ряд реко- мендаций, которые, с нашей точки зрения, позволят улучшить работу театра как во внешних, так и во внутренних коммуника- циях:
1. Расширить зрительскую аудиторию.
В данный момент она состоит в основном из привилегиро- ванной публики, в которую входят видные общественные дея- тели, крупные бизнесмены, представители воронежского правительства. Также значительное место в числе поклонников

81
Камерного театра занимает воронежская интеллигенция. Не- большую часть аудитории составляют студенты и педагоги теат- рального факультета Воронежского института искусств, которым разрешено бесплатно ходить на спектакли. Но для большинства жителей города Камерный театр представляет собой недосягае- мую вещь, и поход на спектакль для них – редкое событие, по- скольку бытует мнение, что театр – вещь элитарная. Даже люди, которые могут позволить себе купить достаточно дорогой билет в Камерный театр, на спектакли не ходят, потому что считают, что театр слишком далек от них. Это одна из основных ошибок ведения работы Камерного театра с публикой – официоз. На сайте театра и в социальных сетях о спектаклях пишется, будто это отчет для департамента культуры, а не информация для про- стой публики. Камерный театр очень сдержан в своих действиях относительно продвижения, возможно руководство убеждено, что если сейчас посещаемость театра хорошая, то такой она бу- дет всегда и театр достаточно заявляет о себе спектаклями, чтобы быть известным среди людей. Это ошибочное мнение, по- скольку грамотный пиар нужен всем театрам, в частности хоро- шим, выпускающим качественный репертуар. О театре должны знать обычные люди, не только связанные с искусством, именно эта публика дает жизнь театру, ведь она составляет основное население города;
2. Найти квалифицированных специалистов для работы в
PR-отделе театра, а именно: пресс-секретаря, менеджера по раз- витию, PR-менеджера, в частности – специалиста по продвиже- нию в социальных сетях.
Необходимо набрать новых людей, чтобы пиар-отдел раз- росся и зажил новой жизнью. Новым сотрудникам необходимо предоставить хорошие рабочие условия и обеспечить достой- ную заработную плату. Однако вместе с тем надо заразить людей идеей театра, его жизнью, чтобы работа представляла интерес не столько из-за статуса, сколько из-за насыщенного графика, воз- можностью перспектив развития и обретения знакомств в теат- ральной сфере по всей России. Нужно иметь в виду, что такой формат работы будет интересен в первую очередь молодым лю- дям, и именно на них нужно делать ставку, ведь «свежая кровь»

82 даст мощный толчок и энергию для развития Камерного театра.
Нужно добиться того, чтобы для воронежских журналистов и пиарщиков Камерный театр стал работой мечты. А так как на данный момент самая молодая сфера продвижения – это соци- альные сети, то нужно подключить для работы в ней амбициоз- ного специалиста. Направив все силы на работу с социальными сетями, удастся подключить к жизни театра молодых людей, что существенно расширит аудиторию самого Камерного театра.
Наглядным примером успешной PR-акции в социальных се- тях является работа Большого театра в Москве. В 2014 году был проведен совместный проект социальной сети Instagram и Боль- шого театра, целью которого являлся обмен видеозаписями и фото. В один из понедельников, когда в театре выходной, два- дцать самых популярных пользователей отечественного сегмента
Instagram смогли побывать в Большом театре на закрытой встрече. Им дали исключительную возможность в течение часа делать снимки в зрительном зале, в Императорском фойе и Бе- лом фойе. Направлена акция была в первую очередь на продви- жение станицы театра в сети Instagram и на расширение аудитории подписчиков. После проведенной акции за считан- ные дни количество фолловеров, то есть подписчиков страницы
@Bolshoi_Theatre увеличилось практически вдвое и достигло почти 6000 подписчиков.
3. Использовать видеоматериал в продвижении имиджа те- атра, развить идею со съемкой трейлеров, а также тизеров к спек- таклям.
Для того чтобы привлечь простых людей к жизни театра, необходимо, во-первых, грамотно информировать их о предсто- ящих событиях на сайте театра и в социальных сетях. Сухой без- жизненный текст, включающих в себя название спектакля и время его показа никогда не заинтересует в достаточной мере.
Нужна небольшая информация о самом спектакле, о чем он, ка- кая актуальная тема в нем затрагивается, в идеале – небольшое видео из спектакля или театрального закулисья. Подобные ти- зеры есть на сайте Камерного театра, но спектр их преимуществ практически не используется.

83
Тизер (англ. teaser «дразнилка, завлекалка») – это рекламное сообщение, построенное как загадка, которое содержит часть ин- формации о продукте, но при этом сам товар полностью не де- монстрируется. Тизеры обычно появляются на раннем этапе продвижения товара и служат для создания интриги вокруг него.
Это рекламное видео, построенное как загадка, содержит часть информации о спектакле, отрывки из него.
Тизеры в Камерном театре снимаются как на раннем этапе подготовки спектакля, чтобы создать интригу вокруг него, так и гораздо позже, когда поставка уже существует в репертуаре: тогда тизеры служат для возрождения интереса к спектаклю.
Тизер-трейлер (англ. Teaser trailer) – это тизер, представлен- ный в виде относительно короткого видеотрейлера, предназна- ченный для рекламирования будущего продукта: спектакля, фильма, телевизионной программы или компьютерной игры.
Этим тизер-трейлеры отличаются от трейлеров, которые непо- средственно рекламируют фильм либо игру.
Однако тизер – это не только отрывки из спектакля, которые снимаются с помощью дорогостоящего оборудования и под ру- ководством профессионального оператора, их могут снять даже актеры Камерного театра во время репетиции или подготовкой к показу.
Так, артисты МХТ им. Чехова сняли тизер к спектаклю «Бун- тари», в котором они разыграли, как на одного из актеров не рус- ской национальности падает балка с потолка, а другие артисты вместо того, чтобы вызвать скорую, бросают тело в мусорку, надевают на головы мешки, похожие на маски Ку-клукс-клана, заливают бензином и поджигают, затем один из них снимает ме- шок и оказывается, что это тот самый артист, которого только что якобы сожгли, он обращается к зрителям и приглашает на спектакль «Бунтари». Ролик был сделан с юмором и драйвом, что полностью передает постановку, к которой был снят;
4. Установить программу лояльности к зрителям: провести акции со сниженной стоимостью на билеты и установить посто- янные скидки для определенных групп лиц, например, для по- стоянных зрителей.

84
Воронежский Камерный театр мало занимается лояльностью по отношению к зрителю. Так, он имеет большой круг постоян- ных посетителей, однако по отношению к ним театр не совер- шает никаких действий, направленных на обратную связь. Есть, так называемая, возможность стать другом театра. Это означает что, заплатив в год от 50 тыс. руб., человек получает такие при- вилегии, как:
– бесплатную программку при посещении спектакля;
– право внеочередного обслуживания в гардеробе театра;
– скидка 10% в театральном кафе;
– приглашения на мероприятия в честь открытия и закрытия сезона и т. д.
У Камерного театра до сих пор за три года существования этой услуги так и не появилось ни одного друга. Вероятнее всего, таким образом театр хотел создать возможность у поклонников оказать помощь в его развитии. Однако лояльность в отношении постоянных зрителей выражается в том, что театр сам, исследуя, кто регулярно посещает спектакли, дает им понять, что знает об их существовании и благодарен им за любовь и поддержку. При- мером может служить новая программа лояльности зрителей
«Альянс», соучредителем которой выступил Центральный дом актера в Москве, цель которой – повышение продаж билетов в театры, музеи и концертные площадки минимум на 15%. В ак- тивной фазе программа будет работать только с сентября
2017 года, когда начнется новый театральный сезон. Суть ее та- кова: люди покупают билеты на мероприятия, а им копятся баллы, которые можно будет тратить на закрытые мероприятия, получать подарки и призы. Сейчас многие театры испытывают недостаток продаж билетов, они нуждаются в расширении ауди- тории. Таким образом, программа «Альянс» объединила театры, концертные залы, музеи, позволяя увеличить количество зрите- лей. О своем участии в программе уже заявили РАМТ, Театр Ер- моловой, музей Цветаевой, театр Моссовета и другие площадки
Москвы.
5. Установить контакт со зрителем: организовать обсуждение спектаклей, неформальные встречи с артистами, приглашать на генеральные прогоны спектаклей постоянных зрителей.

85
В данном случае Камерному театру стоит обратить внимание на работу театра «Мастерская» в Санкт-Петербурге, который от- слеживает, кто постоянно покупает билеты на их спектакли от одного раза в месяц, и перед генеральными прогонами предсто- ящих премьер осуществляет личное приглашение постоянных зрителей на эти прогоны, совершенно бесплатно. Естественно, это рождает совершенно иное, благодарное отношение к театру и желание поделиться подаренными эмоциями от просмотра. В
Воронежском Камерном театре такая работа с постоянной ауди- торией не практикуется, на генеральные прогоны иногда пригла- шаются только журналисты, чтобы потом они написали материал о показе.
Необходим информационный обмен между зрителем и теат- ром. Для его осуществления надо проводить встречи актеров и руководства театра со зрителями, цель которых заключалась бы в разговоре с аудиторией, чтобы люди делились впечатлениями о театре, говорили о его негативных сторонах или достоинствах, что бы хотели видеть в нем. Таким образом Камерный театр мо- жет получить очень мощную обратную связь от зрителя и по- черпнуть идеи для своего развития.
6. Организовать театральные курсы и семинары для людей, не работающих в сфере искусства, в целях повышения их куль- турного уровня.
Камерный театр проводит ряд бесплатных просветительских мероприятий – это «Лекции в театре», «Видеоантология» – показ видеозаписей легендарных спектаклей, выставки и «Литератур- ные воскресенья». Единственным ограничением для входа на них является предварительная запись, поскольку количество мест ограничено. Данные мероприятия – хорошая возможность полу- чить обратную связь от зрителя и войти с ним в контакт, но эти просветительские идеи нужно развивать. Например, можно про- вести театральные курсы и лаборатории для зрителей, в ходе ко- торых они бы пополняли свои знания о театре и в финале которых получали соответствующие документы (возможно, даже дипломы) о прохождении курса лекций, повышения квалифика- ции и т. д. Это позволит привлечь новую аудиторию, в том числе

86 из других городов, если в качестве лекторов и руководителей ла- бораторий пригласить именитых российских театральных деяте- лей. Таким образом, Камерный театр закрепит свой авторитет в городе и заявить в очередной раз о себе по всей стране.
7. Провести «День открытых дверей» в театре с экскурсией по нему. Эффективным ходом в продвижении будет регулярно про- водить экскурсии по театру, знакомя людей с его жизнью. Так,
Воронежский Государственный Академический театр драмы им.
А. В. Кольцова с 2017 года проводит экскурсии по своему исто- рическому зданию за скромную цену за билет – 150 рублей. Про- грамма мероприятия начинается в вестибюле у картины современного художника с мировой известностью – Юрия Ку- пера – с изображением старинного театра, далее маршрут прохо- дит через гардероб, с обязательной остановкой у памятника истории – кирпичной кладки, бережно сохраненной со времен открытия каменного здания театра в XVIII веке. Затем экскурсан- тов ведут через закулисную часть театра на Малую сцену. По пути экскурсовод повествует об основных фактах в истории од- ного из старейших театров в России и об интересных случаях, которыми богата история театра. На экскурсии рассказывают, как родилась концепция реконструкции старинного здания, пред- ставляют вниманию современный интерьер театра с элементами старины, гостям показывают техническое оснащение театра, дают ознакомиться с неповторимой акустикой и освещением сценического помещения. Участники экскурсии проходят через балкон Большого зала, где могут подробно рассмотреть хру- стальную люстру и партер с необычного ракурса, далее делают остановку в фойе рядом с девятью музами – покровительницами искусства. Тут экскурсанты могут сфотографироваться в фойе, выложить фотографии в социальные сети и выиграть пригласи- тельный билет на один из спектаклей театра. Надо заметить, что для многих это – самый увлекательный момент
1
. Камерному те- атру стоит взять на заметку идею с экскурсией в театре, и хотя его
1
Официальный сайт Воронежского Государственного Академического те- атра им. А. В. Кольцова [электронный ресурс], режим доступа: voronezhdrama. ru (дата обращения 12.06.2018).

87 здание не славится такой богатой историей, как театр драмы им.
А. В. Кольцова, зато оно построено по последнему слову тех- ники и являет собой воплощение актуального сейчас стиля лофт.
Основной концепцией этого стиля является союз разных архи- тектурных решений. Например, сочетание старины (кирпичная кладка, лестницы, трубы) и современности (метал и зеркала) в едином пространстве – это все мы можем наглядно видеть в ин- терьере Камерного театра.
8. Создать в сотрудничестве с другим воронежским театром фестиваль или проект, который объединит под своей крышей различные театральные коллективы.
В данный момент ни один театр в Воронеже не сотрудничает друг с другом, они существуют раздельно. Такая ситуация наблю- дается в большинстве городов России, каждый театр являет со- бой небольшое государство, которое борется за свою территорию и людей. Такое явление можно понять, ведь многие театры пытаются выжить с помощью самофинансирования и не- большой помощи со стороны властей. Однако зрелый подход в деятельности театра подразумевает открытость к другим культур- ным организациям и уверенность в собственных силе и автори- тете. Камерный театр осуществляет слабые попытки в контакте с театрами Воронежа, так, в январе 2017 года в качестве рассказ- чика на «Лекцию в театре» был приглашен Владимир Петров – художественный руководитель Воронежского Академического театра драмы им. Кольцова. Однако в более серьезную сторону сотрудничество театров не двигается. Я бы предложила двум крупнейшим воронежским театрам, а именно Камерному и те- атру им. Кольцова, наладить свое партнерство и создать на базе своих площадок общий проект, который оживит творческую среду города и позволит еще раз заявить в масштабах страны, что
Воронеж – культурный центр. Названные два театра имеют каж- дый свои преимущества, которые при объединении сил даст го- раздо большие возможности, так, в отличие от государственного академического театра драмы им. А. В. Кольцова, Камерный те- атр осуществляет более успешную гастрольную деятельность, что означает широкие межгородские контакты, а театр драмы

88 им. А. В. Кольцова имеет собственных постоянных посетителей и свою базу контактов с городскими властями.
9. Развить имеющуюся в театре арт-галерею: пригласить для сотрудничества художников и развить из нее полноценный куль- турный центр.
На базе Камерного театра существует арт-галерея, где прохо- дят с определенной периодичностью выставки современных ху- дожников. Это перспективная площадки, для развития которой необходимо приложить усилия. Арт-галерея может выйти за рамки своих очевидных функций, таких как проведение выста- вок, и может стать местом для осуществления художественных курсов или перфомансов.
Перфоманс – это форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом
1
Таким образом арт-галерея Камерного театра может выйти на городской уровень и стать мощным арт-пространством, куда бу- дут приходить творческие умы. Привлекая для сотрудничества художников местных или из других городов, театр получит ре- сурс для создания новых проектов и привлечет в очередной раз внимание публики. Создание художественных перфомансов даст театру заявить о себе в новом свете, а их успешное проведение позволит показать перфомансы в других городах и заявить о себе в междугороднем формате не только как театр, но и как яркий культурный центр.
10. Вывести на городской уровень театральное кафе и при- влечь туда не только театрального зрителя, проводить в нем ма- стер-классы и тематические вечера, посвященные гастрономии.
1
Гниренко Ю. Перфоманс как явление современного отечественного искус- ства. – М., 2009.

89
Театральное кафе в Камерном театре в умах посетителей те- атра пока существует в формате буфета, то есть туда приходят зрители непосредственно до спектакля или в антракте. Тем не менее кафе работает ежедневно с 12.00 до 24.00. Его посещае- мость достаточно низкая, так как немногие информированы о регулярной работе кафе, и в принципе деятельности по продви- жению кафе не происходит. В будние дни с 12.00 до 16.00 про- водятся бизнес-ланчи, посетителями которых в основном являются работники театра. В честь громких премьер или празд- ников в кафе проходят закрытые банкеты. Однако кафе может выйти на городской уровень и стать ярким гастрономическим за- ведением. Для этого необходимо бросить все силы на его про- движение, в первую очередь надо сделать его заслуживающим внимания со стороны для жителей города. Можно провести ряд мероприятий, направленных на привлечение интереса к кафе и знакомство с его кухней, например, гастрономические вечера, на которых за фиксированную плату кафе предложит записав- шимся на мероприятие людям сет, или набор, из трех-пяти по- зиций, не входящих в основное меню. Гастрономические вечера могут быть посвящены определенной тематике, например, фран- цузской кухне, итальянской, немецкой и так далее. В зависимости от этого будет различаться наполнение сетов и подбор алкоголя.
Таким образом, заведение сможет проводить эксперименты с кухней, оценивать которые будут посетители кафе. Так, общаясь с людьми в непринужденной обстановке, руководители заведе- ния смогут определить, какие заявленные на вечере блюда снис- кали успех, и возможно примут решение внести их в будущем в основное меню кафе.
Эффективным решением будет проведение серии лекций, посвященных гастрономии. Темы лекций могут быть самыми разнообразными в зависимости от вкуса руководства кафе. Од- нако, чтобы связать работу заведения с деятельностью театра, при котором оно находится, можно периодически проводить лекции, посвященные, например, такой теме: «Кухня эпох, пред- ставленных в известных пьесах/спектаклях». Таким образом, по- полнится аудитория как театра, так и кафе: на лекции, посвященные исключительно гастрономии, придут люди, не

90 связанные с театром, которые возможно заинтересуются им и в будущем придут на спектакли, а постоянная публика театра об- ратит внимание на деятельность кафе, и может быть выберут его в последствии местом неформальных встреч или ужинов.
11. Выпускать печатную продукцию, рассказывающую о дея- тельности Воронежского Камерного театра.
В данном случае Камерному театру рекомендуется вдохно- виться примером Пермского театра оперы и балета. В 2012 году первый буклет произвел своего рода революцию – пермский зритель до этого никогда не держал в руках такого толстого и со- держательного буклета, напоминающего больше толстый жур- нал или книгу. В данный момент издательский отдел театра абсолютно перешел на формат толстых премьерных буклетов, где можно найти информацию об исполнителях, интервью с ре- жиссёрами и солистами, рефлексии на тему произведения. Уже с первого премьерного буклета, театр стал продавать рекламные полосы. Некоторые из них отдаются для партнёров и спонсоров театра, другие же существуют как вполне самостоятельные ре- кламные единицы. К расположению рекламы в театре тоже от- носятся строго, стараясь подстраивать рекламу под содержание.
Еще одна статья доходов – продажи самих премьерных буклетов, цены на которые варьируются. Репертуарные книжки среди зри- телей театр раздает бесплатно.
Таким образом, можно сделать вывод, что выпуск печатных изданий – это очень грамотное вложение денежного ресурса, ра- ботающее на продвижение имиджа и обеспечивающее дополни- тельный доход театра.
Исследование современных информационно-коммуникаци- онных механизмов повышения эффективности деятельности
Воронежского Камерного театра позволило разработать ряд ин- новационных технологий информационно-коммуникацион- ного взаимодействия творческого коллектива со зрителями в целях продвижения и популяризации театра.
В ходе исследования был проведен SWOT-анализ информа- ционно-коммуникационной деятельности Воронежского Камер- ного театра, на основе которого были разработаны методы

91 информационно-коммуникационного взаимодействия творче- ского коллектива со зрителями в целях продвижения и популя- ризации театра, такие как:
1. Расширение зрительской аудитории;
2. Поиск квалифицированных специалистов для работы в пиар-отделе театра, а именно: пресс-секретаря, менеджера по развитию, пиар-менеджера, в частности – специалиста по про- движению в социальных сетях;
3. Использование виодеоматериалов в продвижении имиджа театра, развитие идеи съемки тизеров к спектаклям;
4. Формирование программы лояльности: необходимо про- вести акции со сниженной стоимостью на билеты и установить постоянные скидки для определенных групп, например, для по- стоянных зрителей;
5. Установление контакта со зрителем: следует организовать обсуждение спектаклей, неформальные встречи с артистами, приглашать на генеральные репетиции спектаклей постоянных зрителей;
6. Создание театральных курсов и семинаров для людей, не работающих в сфере искусства, в целях повышения их культур- ного уровня;
7. Проведение «Дня открытых дверей» в театре;
8. Создание в сотрудничестве с другим воронежским театром фестиваля или проекта, который объединит различные театраль- ные коллективы;
9. Развитие имеющейся в театре арт-галереи: рекомендуется пригласить для сотрудничества художников и создать на ее базе полноценный культурный центр;
10. Вывод на городской уровень театрального кафе и привле- чение не только театрального зрителя, но и проведение в кафе мастер-классов и тематических вечеров;
11. Выпуск печатной продукции, рассказывающей о деятель- ности Воронежского Камерного театра.
Все перечисленные мероприятия позволят Воронежскому
Камерному театру повысить эффективность информационно- коммуникационной деятельности по взаимодействию творче- ского коллектива со зрителями в целях продвижения и популя- ризации театра.

92
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14


написать администратору сайта