Главная страница
Навигация по странице:

  • Авторское право

  • Объекты прав

  • Как можно передать постановку (шоу, массовый праздник и т. д.) в другие театры

  • Юридические аспекты зарубежных гастролей

  • Авторское право и хореография

  • Права приглашенных авторов

  • Авторское право композитора на музыку

  • Структура театра. 1. История организации театрального дела в России


    Скачать 2.2 Mb.
    Название1. История организации театрального дела в России
    АнкорСтруктура театра
    Дата31.08.2022
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла75osrbwkptnu8y38px04w0qwia318u64.pdf
    ТипКоллективный договор
    #657142
    страница10 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
    Тема 11. Авторские права в театре
    Понятие интеллектуальной собственности. Авторское право и смежные права. Нормативно-правовая основа защиты прав авторов и исполнителей в
    России и в мире. Особенности авторского права в России, Европе, Америке.
    Объекты и субъекты авторского права. Авторский договор. Авторы спектакля и авторы аудиовизуального произведения. Защита авторских и смежных прав.
    Формы авторского вознаграждения: гонорар и обязательные отчисления. Ор- ганизации, управляющие имущественными правами авторов и исполнителей на коллективной основе. Права исполнителей. Имущественные и неимуще- ственные права. Соавторство.
    Отношения между театром и драматургом, композитором, балетмейстером.
    Отчетность, связанная с использованием авторских произведений. Роль лите- ратурной части во взаимоотношениях с авторами. Функции авторских об- ществ. Взаимоотношения с агентствами, представляющими интересы авторов. Спектакль и его элементы как объекты авторского и смежных прав.
    Авторские права – совокупность прав автора – правооблада- теля, закрепленных действующим законодательством и направ- ленных на использование произведения, а также на осуществление и защиту личных неимущественных и имуще- ственных авторских прав (статья 1255 ГК РФ).
    Авторское право – в объективном смысле – институт граж- данского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, в том числе театрального искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Название «ав- торское право» является условным, так как закон регулирует и охраняет права «правообладателя», а не автора.
    Термин
    копирáйт (англ. copyright, от «копировать» и «право») имеет особый знак – ©. В английском языке он обозначает ав- торское право, то есть право копировать, воспроизводить текст, произведение целиком либо его часть.

    125
    Авторское право (АП) распространяется на произведения в сфере литературы, науки и искусства. Важно знать о взаимоотно- шениях театра с правообладателями и системе соблюдения ав- торских прав в театральном мире.
    Процесс постановки спектакля начинается с выбора матери- ала, будь то пьеса, литературный текст, либретто и т. п. С мо- мента выбора вы начинаете использовать чужие результаты интеллектуального труда, а значит, необходимо разобраться, имеете ли вы на это право.
    По общему правилу
    авторское право действуют всю
    жизнь автора плюс 70 лет. Итак, сначала находите годы жизни автора, выясняете, подпадают ли его права под исключения. В большинстве случаев Интернет позволяет оперативно найти та- кие ответы.
    Если произведение охраняется, надо получать разрешение у правообладателей. Исключение – фоновая музыка к драматиче- скому спектаклю. В этом случае надо посмотреть на сайте Рос- сийского авторского общества (РАО), не исключил ли правообладатель свое произведение из репертуара РАО. Если не исключил, надо обратиться в РАО с заявлением-запросом. До- статочно сделать это за две недели до премьеры. РАО выдает та- кие разрешения на основании государственной аккредитации на управление исключительными правами на обнародованные му- зыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их пуб- личного исполнения. То есть РАО дает разрешения и собирает вознаграждение даже за ту охраняемую музыку, авторы которой не имеют договора с РАО. Иностранцы тоже попадают под это правило. Ставка составляет 1 % с валового сбора за каждый акт, в котором используется музыка. Эти права носят название «малых прав».
    Чтобы получить разрешение на пьесу, оперу, балет, мюзикл или на то, чтобы сделать инсценировку и поставить роман, по- весть или рассказ, необходимо связаться с правообладателем (это так называемые «большие права»). Список правообладателей и информация о том, кто подписал договор и уполномочил РАО на такое управление правами, также размещены на сайте РАО.

    126
    Сейчас в РАО организационные преобразования, и «большими правами» по поручению РАО будет заниматься ООО «Театраль- ный агент». Как на практике будет осуществляться эта работа, время покажет. Для театров самое главное – получить разреше- ние от правообладателя. Это может быть оформлено в виде до- говора с самим правообладателем либо с его представителем. В последнем случае необходимо удостовериться, что представи- тель обладает достаточными полномочиями, то есть запросить договор с правообладателем и в собственный договор внести со- ответствующие указания и положения о гарантии и ответствен- ности представителя.
    Ставки по «большим правам» устанавливаются индивиду- ально. В качестве ориентировки можно использовать размер по- спектакльных, указанный в приложении № 1 к постановлению
    № 218 от 21.03.1994 «О минимальных ставках авторского возна- граждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства». Так, за многоактную пьесу в прозе дра- матургу установлен минимум в 8 %, переводчику 4 %, инсцени- ровщику 3 %, композитору многоактной оперы причитается 8 % от валового сбора за билеты. На практике встречаются как более высокие, так и более низкие ставки. Поспектакльные могут быть установлены не в процентах, а в виде фиксированной суммы. В отношении «больших прав» вознаграждение правообладателя может состоять из двух частей – из фиксированного гонорара, выплачиваемого сначала, и последующих выплат за использова- ние, то есть поспектакльных. Можно договориться и на какую-то одну форму оплаты. Главное, чтобы все договоренности были четко, недвусмысленно закреплены в договоре. Если поспек- такльные выплаты планируется осуществлять не напрямую пра- вообладателю, а через какую-то организацию коллективного управления или иного представителя правообладателя, это должно быть прямо указано в договоре.
    Не забудьте учесть, что при перечислении вознаграждения физическому лицу и организации установлено разное налогооб- ложение.
    Получение разрешения на «большие права» обычно требует времени. РАО устанавливало срок подачи запроса в два-четыре

    127 месяца по отечественным авторам и полгода по зарубежным. На практике это бывает и дольше. Зарубежные правообладатели от- вечают не очень оперативно. Соотечественники тоже не всегда быстро выходят на связь. Если вы пытаетесь найти правооблада- теля с помощью РАО, необходимо регулярно напоминать о себе, запрашивая свежую информацию.
    Если в качестве материала для спектакля используется чья-то жизненная история, личное изображение, имя известного чело- века, товарный знак, учтите, что зачастую это тоже охраняемые объекты, хотя они и не относятся к авторским правам. Строго го- воря, на использование охраняемых объектов также необходимо получить разрешение. На практике редко какие театры это де- лают. Как правило, вопрос становится актуальным, если спек- такль имеет большой коммерческий прокат, его показывают по телевидению или правообладатель считает, что такое использо- вание затрагивает его репутацию или другие моральные права.
    Законодательно существует ряд случаев, когда разрешение получать не требуется. Во-первых, это касается произведений, перешедших в общественное достояние, то есть тех, на которые истек срок охраны авторских прав. Во-вторых, в части 4 Граж- данского кодекса Российской Федерации прописаны случаи сво- бодного использования произведений (в особенности в ст. 1274) и даны возможности правообладателям упростить выдачу разре- шений (путем публичного заявления правообладателя – п. 5 ст. 1233 – и в форме открытой лицензии – ст. 1286.1). Для теат- ров наиболее применимой можно назвать норму о цитирова- нии – без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заим- ствования допускается цитирование в оригинале и в переводе в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обна- родованных произведений в объеме, оправданном целью цити- рования. Эта норма была введена в 2014 году и судебной практики по ней пока нет, то есть какой объем суд сочтет оправ- данным и что именно может быть отнесено к раскрытию твор- ческого замысла, пока не ясно.

    128
    Не требуется согласия правообладателя при создании карика- тур и пародий. Дополнительные возможности по свободному использованию предоставлены учебным заведениям.
    Кроме использования ранее созданных произведений, в про- цессе постановки спектакля создаются и используются новые – например, сценография, костюмы, хореография. Специфика этих отношений состоит в том, что, как правило, мы имеем дело непосредственно с авторами, наша первая задача состоит в том, чтобы они создали то, что нам нужно, а вторая – обеспечить ис- пользование созданного. Наиболее естественной формой за- крепления таких отношений является договор авторского заказа, в который необходимо внести также последующую передачу со- ответствующих прав.
    В марте этого года были расширены права театральных ре- жиссеров. К сожалению, за ними официально еще не закрепили статус авторов спектаклей, режиссеры-постановщики по-преж- нему сохранили статус обладателей смежных прав. Однако им дали имущественное право на публичное исполнение и неиму- щественное право на защиту целостности постановки. На прак- тике это означает, что с режиссером-постановщиком до выпуска спектакля необходимо урегулировать все отношения и закрепить достигнутые договоренности в договоре. По форме это близко к регулированию отношений с хореографами. Никаких ориенти- ровочных ставок для режиссеров не установлено.
    Какие интересы возникают у театрального продюсера, кото- рые можно и нужно защитить с помощью авторских или иных интеллектуальных прав?
    Нередко продюсер является инициатором всего процесса, он придумывает проект на уровне идеи «а не сделать ли нам вот так?!» Вынуждена разочаровать, но идеи авторским правом не охраняются – только форма выражения. Идея войдет как состав- ляющая, но в первую очередь важен конкретный текст – словес- ный, музыкальный, визуальный. Поэтому, если для продюсера принципиально, чтобы только он имел возможность прокаты- вать этот проект, необходимо аккумулировать у себя исключи- тельные права на прокат спектакля от авторов и всех других

    129 правообладателей, то есть заключить со всеми правообладате- лями договоры на передачу или предоставление исключитель- ных прав. Презумпция передачи прав продюсеру – совершенно необходимая и устоявшаяся практика в кино, иначе не удастся вернуть вложенные средства. В театральной сфере аккумулиро- вание прав у продюсера встречается в отношении мюзиклов или иных коммерческих проектов. Спектакли по одной и той же пьесе в постановке разных режиссеров – нормальная практика в некоммерческом драматическом театре.
    Получая исключительные права от режиссера-постановщика и художника-постановщика, театр может обезопасить себя от спектаклей-дублей. Это бывает важно для гастролей и участия в фестивалях. Стопроцентной гарантии это не дает, так как, при- спосабливая каждый раз постановку под новую сцену и новую труппу, создатели спектакля формально могут настаивать на том, что это разные постановки. Более надежно сочетать это с экс- клюзивом от драматурга.
    Аккумулирование исключительных прав имеет смысл в ситу- ации, когда планируется мерчандайзинг, то есть выпуск товаров с символикой и образами спектакля.
    Если продюсер потратил силы на выбор новой зарубежной пьесы, которая становится популярной у российского зрителя, приложил усилия, чтобы получить на нее права и осуществить перевод, логично предположить, что такому продюсеру захо- чется получать дивиденды. В этой ситуации он может получить от автора эксклюзив на Россию. Тогда продюсер начинает ре- шать судьбу пьесы в нашей стране и к тому же получает возна- граждение от ее постановки.
    Особый инструмент защиты прав продюсера – товарный знак. Защита с помощью товарного знака может эффективно ра- ботать, если театр планирует франшизу, то есть продажу прав на какую-то постановку комплектом под одним названием. Такие отношения все чаще встречаются в театре.
    К сожалению или к счастью, авторское право не таблица умножения, в которой результаты всех операций точно из- вестны. Оно равно связано с творчеством и экономикой. Оно ба- лансирует между частным интересом и общественным. По

    130 размеру ли обществу эта кольчужка, выкованная три столетия назад, отдельный вопрос, выходящий за рамки этой публикации, а вот инструкция взаимодействия с правообладателями в театраль- ной сфере в ближайшее время точно не потеряет актуальности
    1
    Законодательство содержит не окончательный перечень объ- ектов, на которые распространяется авторское право (АП). Пере- чень этот не окончательный потому, т.к. подразумевает возможные наличие и других объектов АП.
    Объекты прав в театре это:
    – драматические и музыкально-драматические произведения
    (пьесы и либретто оперы или оперетты);
    – сценарные произведения (в театре они встречаются реже, чем в телевидении или кино, однако сценарий может быть и у массового праздника);
    – хореографические произведения и пантомимы;
    – музыкальные произведения с текстом и без текста;
    – а также произведения живописи и сценографического ис- кусства (т. е. работа художника-сценографа, художника по ко- стюмам, художника кукол и т. д.);
    – другие произведения.
    Рассмотрим подробнее
    права участников спектакля.
    Художник по свету. Художник по свету – также творческая профессия. Перечень объектов АП, как уже было сказано, не окончательный, поэтому если стороны признают его работу ав- торской, то это необходимо оговорить в контракте. Важно также, чтобы произведение могло быть зафиксировано, (например, в письменной форме или на видеопленке) и чтобы его можно было повторить. На создание проекта освещения спектакля мо- жет быть заключен авторский договор. Освещение, безусловно, есть объективное явление. Свет объективно воспринимается и может быть зафиксирован в видеозаписи. Световое оформление может быть воспроизведено многократно.
    1
    Андрейкина М. Авторское право: как защитить свои и не нарушить чужие права при постановке спектакля // Театр. 2017. № 31. URL: http://oteatre. info/avtorskoe-pravo-kak-zashhitit-svoi-i-ne-narushit-chuzhie-prava-pri- postanovke-spektaklya/

    131
    Закон признает АП за всеми перечисленными авторами спек- такля. Для того, чтобы использовать их работу, между каждым из них и театром должен быть заключен авторский договор.
    У режиссера-постановщика, актеров, исполнителей музыки, дирижера, согласно Закону – права
    смежные. Они тоже охраня- ются согласно Закону «Об авторском праве и смежных правах».
    Учет авторских и смежных прав в договорных отношениях между театром и его работниками.
    В театре штатные творческие работники создают свои произ- ведения на основе трудового договора, а приглашенные – на ос- новании авторского договора заказа (заказывается пьеса, музыка, сценарий, декорации), или авторского договора на обнародован- ное произведение. В договоре же с актером или режиссером-по- становщиком должны быть отражены их права как обладателей смежных прав. Регистрация авторского права – это всегда лучший способ защитить свои права работнику театра.
    Как режиссеру, так и другим работникам (штатным или при- глашенным) театра необходимо прежде всего очень внимательно относится к тому договору, на основании которого они участ- вуют в постановках театра. Договор определяет как формы, в ко- торых используются театром их авторские или исполнительские права, так и финансовое вознаграждение, которое они получают за это использование. Каждый штатный сотрудник театра дол- жен быть ознакомлен с документом (должностной инструкцией, должностными обязанностями), в котором четко определено, что он обязан делать за получаемую зарплату.
    Надо помнить, что АП штатных сотрудников любой органи- зации принадлежат по закону самой организации на основании трудового договора. Право использования произведения, со- зданного (осуществленного) сотрудником в рамках служебных обязанностей, принадлежит работодателю. Что касается имуще- ственных прав исполнителей – штатных сотрудников театра, то разрешение на их использование, согласно п. 4 статьи 37 Закона, выдает «руководитель коллектива исполнителей», т. е., по сути дела, опять же театр (его администрация).
    Лишь в случае другого, нежели зафиксировано в трудовом до- говоре или должностной инструкции, использования произведе- ний и труда штатного сотрудника, с ним должен быть заключен

    132 отдельный договор. Т. е. если, например, штатный режиссер по своим служебным обязанностям (указанным в трудовом договоре) должен ставить репертуарные спектакли, но трудовой договор не предполагает использования видеозаписей спектаклей в коммер- ческих целях, то право использовать его постановку в такой форме должно оговариваться в особом договоре с театром, кото- рый бы предусматривал также и материальное вознаграждение.
    Однако в любом подобном случае исполнителю (и актеру и режиссеру) необходимо внимательно прочесть те статьи Закона
    «Об авторском праве и смежных правах», где четко оговарива- ются исключения, т. е. те случаи, когда имущественные права ис- полнителя не действуют. При возникновении же конфликтов самое разумное – обратиться к юристу.
    Кому же в конечном итоге принадлежит вся постановка спек- такля?
    В отличие от фильма (аудиовизуального произведения), об- ладателем имущественных прав на которых является производи- тель, АП на театральную постановку в целом закон не закрепляет ни за кем.
    Спектакль – сложное составное произведение. Права на ис- пользование каждой его части (литературного произведения, му- зыки, декораций и т. д.) передаются театру автором по отдельному договору. Если в этих договорах между театром и ав- торами спектакля оговорена передача театру прав на использова- ние данных произведений в данной постановке на такой-то срок на таких-то условиях (в том числе финансовых), то это все-таки не означает, что театру переходят некие имущественные автор- ские права на всю постановку в целом. Театр лишь обладает со- вокупностью прав использования тех или иных произведений, составляющих спектакль.
    Если театр делает то, что называется «мерчандайзингом», т. е.: делает аудио и видео запись спектакля, выпускает сувениры и т. д. на тему спектакля – кому принадлежат права на использование всей этой продукции?
    Все зависит от того, какие со всеми авторами и исполните- лями спектакля заключены договоры. В этих договорах должно быть сказано, что театру на определенных авторами условиях

    133 передается право снимать постановку на видео и кинопленку, за- писывать саундтрек/фонограмму постановки, передавать поста- новку или ее запись в эфир, выпускать сувениры и другую побочную продукцию, содержащую изображения на тему спек- такля, главных героев, актеров, и распространять всю эту продук- цию в коммерческих или рекламных целях.
    Администрации театров необходимо помнить, что по Закону все имущественные права автора (права на использование про- изведения) или исполнителя, которые не включены в договор с ним, не считаются переданными. Если автор пьесы по договору не передавал театру право снимать постановку на видео и рас- пространять кассеты, то это театру запрещено.
    Автор также может быть против любого не обусловленного в договоре использования своего имени, фамилии, изображений, биографии. Принцип свободы договора позволяет включать в него любые условия, не противоречащие законам РФ. Если ав- тор не хочет, чтобы его фотография использовалась на реклам- ной продукции театра – он может включить данное условие в договор. Если у театра есть подобные планы, то тоже все это необходимо упоминать в договоре. Если в основном договоре такие положения отсутствуют, то можно заключить дополнение к договору, или дополнительный договор. Регистрация договора как сама регистрация авторских прав – весьма полезный шаг.
    Как можно передать постановку
    (шоу, массовый праздник и т. д.) в другие театры?
    Здесь все зависит от той правовой базы, на которой основана данная постановка. Поскольку при передаче спектакля в другой театр актеры и другие исполнители меняются, то речь идет прежде всего об АП на различные составные части спектакля и о правах режиссера-постановщика.
    Как правило, авторы передают права использования его про- изведения только одному конкретному театру, однако по закону и на практике может быть по-другому. В договорах может быть указано, что театр имеет право передавать произведения как в рамках спектакля, так и самостоятельно (декорации и костюмы

    134 могут подойти к разным постановкам и сданы в аренду), третьим лицам. Финансовые условия в таком случае конкретно оговари- ваются.
    Также, заключая договоры с другими театрами на «клониро- вание» театральной постановки или шоу, театр-правообладатель может одним из условий поставить обязательное сохранение первоначальной режиссуры, т. е. приглашение для новых поста- новок всегда одного и того же режиссера-постановщика, с кото- рым у первого театра-правообладателя заключен договор.
    Юридические аспекты зарубежных гастролей
    Если спектакль основан на произведениях зарубежных авто- ров, то прежде всего надо выяснить, охраняются ли их авторские права как в Украине, так и в стране, куда спектакль вывозится.
    Срок охраны авторского права в разных странах разный, в
    Украине на сегодняшний день он следующий: в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. При этом на территории Укра- ины авторские права иностранных граждан подлежат охране только в том случае, если Украина состоит с этой страной в од- ной международной конвенции или подписала двусторонний договор о взаимной охране АП граждан. Как объем охраны, так и дата подписания Украиной соответствующего соглашения, с которой начинается охрана прав иностранных граждан, могут различаться. Обо всем этом необходимо проконсультироваться у юриста.
    Однако принцип один: на территории каждой страны АП охраняется согласно местному законодательству. Т. е. если пьеса английского драматурга вывозится в Великобританию, с которой
    Украина состоит в Женевской конвенции (дата вступления Укра- ины в эту конвенцию – 27 мая 1973 года) и права автора пьесы, опубликованной до 1973 года, в Украине не охраняются, то на территории Великобритании им обеспечена полная правовая охрана. Если не подписать соответствующего договора с авто- ром или правообладателем (наследником, литературным аген- там), то они могут запретить спектакль к показу и потребовать компенсации.

    135
    То же самое касается и прав исполнителей. Если по закону страны, куда вывозится спектакль, и АП, и права исполнителя ка- кого-либо произведения охраняются, то претензии со стороны обладателя исполнительских прав также необходимо удовлетво- рять. Впрочем, те же правила касаются и зарубежных театров, ввозящих в Украину свои спектакли.
    Однако даже при желании урегулировать все правовые во- просы при вывозе спектакля, возникают и чисто технические сложности: поиск правообладателя на каждое конкретное ис- пользованное произведение, даже если это совсем небольшой отрывок. В таком случае помогает обращение в АВТОРСКИЕ
    ОБЩЕСТВА соответствующих стран (если они есть, конечно), которые должны способствовать урегулированию подобных во- просов.
    Когда спектакль основан на произведениях украинских авто- ров, то, если срок охраны их прав в Украине еще не истек, необ- ходимо обязательно согласовать с автором (правообладателем) возможность показывать постановку как в стране, так и за рубе- жом. Одно из важных условий авторского договора по закону – территория использования. Если она не оговорена, то по умол- чанию такой территорией только считается Украина.
    Однако не все объекты АП, получающие охрану в Украине, охраняются в других странах. Например, сценография и хореогра- фия охраняются как объекты АП далеко не везде. Но автор про- изведения, охраняемого в Украине и вывозимого для проката за рубеж, имеет право на авторский гонорар в любом случае. Авто- рам нужно учитывать все эти обстоятельства при разрешении ис- пользовать их произведения для показа спектаклей заграницей.
    Авторское право и хореография
    Единой, общепризнанной системы записи хореографии нет, поэтому, согласно новому закону, это не оговаривается: хорео- графия охраняется в любом случае, как бы она ни была зафикси- рована.

    136
    В случае, когда современный автор, например, Борис Эйф- ман, создает новую оригинальную хореографическую поста- новку, закон обеспечивает ему полный объем охраны его АП.
    Если же, однако, современные хореографы восстанавливают хореографию, например, Мариса Петипа на основании записей, сделанных в начале 20 века, то их работу нельзя назвать авторской.
    По закону реставрация и редакция не являются объектом АП.
    Иногда в хореографии редакция спектакля вносит некие но- вые творческие элементы. Однако даже в этом случае хореограф обладает правами только на эти конкретные элементы танца.
    Они должны быть обязательно зафиксированы в авторском до- говоре между хореографом и театром, или между театром и тре- тьей стороной, если хореограф является штатным сотрудником театра. Эти элементы, признаваемые конкретным творческим вкладом хореографа в реконструкцию балета, должны в договоре терминологически обозначаться как авторская работа. Т. е. в до- говоре должно быть четко прописана и работа по восстановле- нию, и авторская работа по созданию новых элементов балета.
    Другая проблема возникает, когда бывшие сотрудники теат- ров уезжают заграницу и там осуществляют балетные поста- новки, по хореографии идентичные балетам своего бывшего работодателя – театра.
    Здесь нужно учитывать два важных аспекта охраны АП: это гражданство автора и место обнародования (первой публикации, постановки и т. д.). Если произведение создано гражданином другой страны, даже нашим бывшим соотечественником, и об- народовано впервые на территории этой страны, то авторские права на него охраняются в соответствии с местным законода- тельством, а не украинским.
    При этом причина смены гражданства не играет роли. Так, например, даже если эмиграцию многих деятелей культуры по- сле революции можно счесть в некотором смысле (а иногда и в прямом – это, например, известная высылка в 1922 году из Рос- сии большой группы философов и деятелей культуры) принуди- тельной, то для Закона об авторском праве и смежных правах важен лишь сам факт смены гражданства. Определенные льготы по закону предоставляются лишь незаконно репрессированным

    137 гражданам бывшего СССР, наследники которых имеют право на полный срок охраны их прав с момента реабилитации, а не с мо- мента смерти.
    Также нужно знать:
    – кем создана изначальная хореография и когда;
    – кто обладатель прав на эту хореографию, т. е. была ли она создана в рамках служебных обязанностей (тогда права принад- лежат театру), или приглашенным хореографом по авторскому договору (тогда права принадлежат ему);
    – действуют ли еще АП в отношении этих произведений;
    – охраняется ли хореография как объект АП на территории той страны, где она воссоздана или повторена;
    – на основании каких международных конвенций в той дру- гой стране права хореографов могут охраняться и каковы рубеж- ные даты этой охраны, если эти конвенции не подразумевают обратной силы (т. е. охраны всегда, независимо от даты вступле- ния страны в данную конвенцию).
    Обладатели прав на хореографию должны очень внима- тельно рассмотреть все эти аспекты, потому что если по какому- либо из указанных пунктов их права в данной зарубежной стране просто не охраняются (причем не охраняются ПО ЗАКОНУ), то выставление претензий не будет иметь никаких оснований, а по- служит лишь увеличению напряженности в отношениях с зару- бежной организацией культуры.
    Права приглашенных авторов
    Есть еще один важный аспект деятельности театра – это при- глашение авторов исполнителей (хореографов, актеров, режис- серов-постановщиков, музыкантов) из-за рубежа.
    Здесь нужно помнить лишь одно: если произведение (или ис- полнение) создается и обнародуется (впервые исполняется) по договору с украинским театром на территории Украины, то все взаимоотношения сторон и охрана прав (авторских и смежных) регулируются на основании украинского законодательства. При- глашенные специалисты вправе или согласиться на условия до- говора, или отказаться от него, но не вправе потребовать

    138 соблюдения своих прав на территории Украины в соответствии с законодательством стран, гражданами которых являются.
    Авторское право композитора на музыку
    Исключительные имущественные права композитора на свои музыкальные произведения, как и права автора любого произве- дения – литературного, хореографического и т. д., оговарива- ются в статье 16 Закона об авторском праве. Пункт первый данной статьи говорит о праве автора (в т. ч. композитора) на
    «использование произведения в любой форме». Список возмож- ных на сегодняшний день форм использования приводится в той же статье.
    Перечислим их:
    – право на воспроизведение (копирование),
    – право на распространение любым способом (продажа эк- земпляров, прокат, сдача внаем и т. д.),
    – право на импортирование экземпляров произведения (про- дажи их за рубежом),
    – право на публичный показ и на публичное исполнение,
    – право на сообщение в эфир,
    – право на передачу по кабелю (по сути, по любым проводам. т. е. и в сети Интернет тоже) – право на перевод произведения,
    – право на переделку, аранжировки и другие формы перера- ботки произведения.
    Все эти права являются имущественными и, соответственно, могут передаваться другим лицам по авторскому договору. Од- нако каждый вид использования должен быть специально огово- рен в таком письменном соглашении, иначе они по умолчанию сохраняются за автором.
    Музыкальные произведения прежде всего можно издать в виде партитуры или любой другой нотной записи и распростра- нять экземпляры этого издания. В таком случае между компози- тором и издателем должен быть заключен авторский договор, в котором оговариваются несколько важных пунктов: передача прав на издание и распространение, исключительность или не- исключительность передаваемых прав, срок договора, тираж, размер и форма оплаты и т. д.

    139
    Публичное исполнение музыкального произведения может происходить разными способами: самостоятельно (со сцены) или в составе сложного произведения (театрального спектакля).
    Концертная площадка и исполнитель должны получить разре- шение композитора на исполнение его произведения. То же са- мое касается любых других видов исполнения. Театр также должен заключить с композитором (или его представителем) до- говор на использование музыкального произведения в спек- такле.
    При записи произведения на фонограмму, производитель фонограммы должен заключить с композитором договор. Очень часто эти права (так называемые «механические» права автора, т. е. прав на звукозапись) передаются издателю нот по издатель- скому договору. Тогда производитель фонограммы должен об- ращаться за разрешением на запись к издателю, который, если это указано в договоре между последним и композитором, про- изводит расчеты с автором за возмездную передачу прав на за- пись фонограммы.
    Производителю фонограммы также нужно помнить, что в его обязанности по закону входит как заключение договора с ав- тором (издателем автора), так и заключение договора с исполни- телем, у которого существую свои исполнительские права. В договорах с ними должны учитываться как производство фоно- граммы (записи), так и ее дальнейшее распространение (на различных носителях информации). Размер и форма вознаграж- дения автору и исполнителю в каждом случае устанавливаются по договоренности сторон. То же самое касается и производите- лей аудиовизуальных произведений (теле-, видео- и кинофиль- мов), которые должны заключать договоры с обладателями авторских и исполнительских прав на произведения, использо- ванные в фильме
    1 1
    Фиалковский З. Авторское право: права создателей и участников спектакля
    // http://tm.ua/avtorskoye-pravo-v-teatre.html.

    140
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта