Главная страница
Навигация по странице:

  • Трудовой договор театра с творческим работником.

  • Структура театра. 1. История организации театрального дела в России


    Скачать 2.2 Mb.
    Название1. История организации театрального дела в России
    АнкорСтруктура театра
    Дата31.08.2022
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла75osrbwkptnu8y38px04w0qwia318u64.pdf
    ТипКоллективный договор
    #657142
    страница11 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
    Тема 12. Трудовые отношения в театре.
    Коллективный договор в театральном коллективе
    Участники творческо-производственного процесса в театре. Творческие ра- ботники театров. Специфика трудовых отношений в театре. Понятие труппы.
    Критерии и условия формирования творческих составов. Проблемы форми- рования труппы в театрах различных видов и типов.
    Основы трудового права в Российской Федерации. Понятие трудового дого- вора. Стороны трудового договора. Заключение трудовых договоров на неопре- деленный срок либо на определенный срок до пяти лет (срочный трудовой договор). Ограничения для заключения срочных трудовых договоров.
    Понятие «творческий работник» в российском трудовом законодательстве.
    Особенности трудового договора театра с творческими работниками.
    Системы и формы заработной платы в театрах различных форм собственно- сти и организационно-правовых форм.
    Социальная защита работников театра. Функции служб занятости. Театраль- ная биржа.
    Особенности пенсионного обеспечения отдельных категорий творческих ра- ботников театров.
    Коллективный договор, заключаемый представителями работников (профсо- юзы) и работодателя (руководитель организации), как регулятор социально- трудовых отношений в организации.
    Труппа (от нем. «Truppe») – постоянно действующая творче- ская группа актёров, певцов, музыкантов. В России слово
    «труппа» обычно обозначает творческий коллектив определён- ного театра или цирка. Тип театра определяет характер труппы, они бывают драматические, оперные, балетные, опереточные.
    Во многих странах типичная организация театра не предполагает создания постоянной труппы (актёры нанимаются на конкрет- ные спектакли), в таких странах театр с постоянной труппой называется «репертуарным». В России и странах Восточной Ев- ропы большинство театров имеют постоянную труппу, набор спектаклей и помещение, поэтому уточнение обычно не приме- няется (технически эти театры являются «стационарными репер- туарными театрами»).
    В XVI–XVII вв. труппы зачастую ассоциировались с мецена- том или антрепренёром, традиция сохранилась до сих пор
    (например, «Балет Бориса Эйфмана»).

    141
    Бродячей труппой называется тип народного театра: группа актёров без постоянного здания, передвигающаяся с места на ме- сто и дающая выступления в разных городах.
    Заведующий труппой – должность в современном театре.
    Осуществляет организационное руководство производственно- творческой деятельностью труппы театра. Участвует в распреде- лении ролей в новых и капитально возобновляемых постановках.
    Вносит предложения главному режиссёру (художественному ру- ководителю) по составу труппы, вводам новых исполнителей в спектакли текущего репертуара. Принимает заявки от артистов на новые роли и выносит их на рассмотрение руководства театра.
    Участвует в составлении планов репетиционной работы по при- нятым к постановке новым спектаклям, капитально возобновляе- мым постановкам, в планировании текущего репертуара театра.
    Обеспечивает рациональную и равномерную загрузку труппы в спектаклях нового и текущего репертуара, учет занятости творче- ского состава. Контролирует ведение журнала репетиций и спек- таклей. Рассматривает и представляет руководству театра заявления артистов о разовой работе за пределами театра. Участ- вует в организации работы по повышению квалификации твор- ческих работников, в подборе новых кадров творческого состава, приглашении исполнителей для разового участия в спектаклях.
    К примеру, требования к квалификации режиссера могут быть следующими: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистентов режиссёра, дирижёра, ба- летмейстера, хормейстера или артиста не менее 3 лет.
    Персоналии. Самым известным из заведующих театраль- ными труппами можно назвать В. И. Немировича-Данченко, который в первые годы существования Художественного обще- доступного театра (первое название МХАТ) занимал должность
    «заведующего репертуаром».
    Гнедич, Пётр Петрович – управляющий труппой Алек- сандринского театра (1900–1908).
    Бронзова, Татьяна Васильевна – заведующая труппой МХТ им. А. П. Чехова (1990–2001)
    Тонгур, Сергей Вениаминович – заведующий труппой театра
    «Et cetera».

    142
    Трудовой договор театра с творческим работником.
    Творческие работники являются субъектами трудового права, и на них распространяются нормы ТК РФ с особенностями, преду- смотренными трудовым законодательством и иными норматив- ными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
    Мы рассмотрим только некоторые особенности трудовой де- ятельности творческих работников. Согласно статье 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержден- ных Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 г.
    № 3612–1 (далее – Основы законодательства Российской Феде- рации о культуре) творческим работником называется физиче- ское лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъ- емлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творче- ских работников относятся лица, причисленные к таковым Все- мирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской кон- венцией об охране прав артистов – исполнителей, производите- лей фонограмм и работников органов радиовещания).
    Особенности трудовой деятельности творческих работни- ков. Согласно статье 351 ТК РФ на творческих работников и про- чих лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, трудовое законодательство распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
    Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений
    (далее творческие работники), в частности особенности регули- рования рабочего времени и времени отдыха (в том числе пере- рывов технологического и (или) организационного характера,

    143 продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ноч- ное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 ТК РФ устанавливаются тру- довым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268
    ТК РФ, также трудовыми договорами.
    В соответствии со статьей 252 ТК РФ особенности регулиро- вания труда в связи с характером и условиями труда, психофи- зиологическими особенностями организма, природно- климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым законода- тельством и иными нормативными правовыми актами, содержа- щими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, мо- гут устанавливаться исключительно ТК РФ либо в случаях и по- рядке, им предусмотренных.
    Согласно статье 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников в соответствии с переч- нями работ, профессий, должностей этих работников, утвержда- емыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения
    Российской трехсторонней комиссии по регулированию соци- ально-трудовых отношений, может устанавливаться коллектив- ным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
    В настоящее время действует Перечень профессий и долж- ностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллек- тивов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экс- понировании) произведений, особенности трудовой деятельно- сти которых установлены ТК РФ. Данный Перечень утвержден
    Постановлением Правительства Российской Федерации от
    28.04.2007 г. № 252 (далее – Перечень № 252).

    144
    Согласно Перечню № 252 к категории творческих работни- ков относятся: администратор телевидения, администратор съе- мочной группы, аккомпаниатор-концертмейстер, артист, артист оркестра, артист (кукловод) театра кукол, ассистент балетмей- стера, ассистент режиссера, главный директор программ, звуко- оператор, корреспондент специальный, мастер-художник по созданию и реставрации музыкальных инструментов, модельер, режиссер телевидения, репетитор по вокалу и так далее.
    Кроме того, трудовые отношения творческих работников ре- гулируются следующим нормативным актом:
    – Положением о театре в Российской Федерации, утвержден- ным Постановлением Правительства Российской Федерации от
    25.03.1999 г. № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» (вместе с «Положением о те- атре в Российской Федерации», «Положением о принципах фи- нансирования государственных и муниципальных театров в
    Российской Федерации»).
    В соответствии с действующим трудовым законодательством работодатели обеспечивают здоровые и безопасные условия труда.
    Работодатель обеспечивает следующие режимы рабочего времени:
    – пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;
    – сменная работа (работа в две, три или четыре смены) в со- ответствии с графиком сменности;
    – неполная рабочая неделя.
    Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю согласно статье 91 ТК РФ.
    Для творческих работников в соответствии с Перечнем
    № 252 с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений продолжитель- ность ежедневной работы (смены) устанавливается коллектив- ным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
    Продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания ра- боты, время перерыва в работе, число смен в сутки, чередование

    145 рабочих и нерабочих дней устанавливаются правилами внутрен- него трудового распорядка в соответствии с трудовым законода- тельством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором.
    Для отдельных категорий работников в соответствии со ста- тьей 92 ТК РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени.
    К сожалению, в современной России многие семьи живут не очень богато и даже бедно. Поэтому неудивительно, что талант- ливые подростки хотят помогать своим родителям, заработать дополнительные денежные средства. В любом государстве функ- ционируют институциональные структуры, в том числе в сфере культуры и искусства, предлагающие им эту возможность.
    В соответствии с Трудовым кодексом (ТК РФ) подросток мо- жет с 14 лет, с согласия одного из родителей, в свободное от учёбы время трудиться по договору, выполняя лёгкую работу.
    При этом продолжительность трудовой смены 14–16-летнего подростка, совмещающего работу с учёбой, не должна превы- шать 2,5 часа, 16–18-летнего – 3,5 часа в день. Ночной труд за- прещается.
    Работа по договору подростков моложе 14 лет с согласия од- ного из родителей
    допускается только в сфере искусства (например,
    кино, театр, цирк). Дополнительная работа подростка не должна угрожать его здоровью, мешать обучению в школе.
    Сокращенная продолжительность рабочего времени устанав- ливается:
    – для работников в возрасте до шестнадцати лет – не более
    24 часов в неделю;
    – для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – не более 35 часов в неделю;
    – для работников, являющихся инвалидами I или II группы, – не более 35 часов в неделю;
    – для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – не более 36 часов в неделю в по- рядке, установленном Постановлением Правительства Россий- ской Федерации от 20.11.2008 г. № 870 «Об установлении

    146 сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегод- ного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее – Постановление № 870).
    Учреждение культуры – работодатель обязано вести учет вре- мени, фактически отработанного каждым творческим работни- ком.
    Творческим работникам предоставляется ежегодный основ- ной оплачиваемый отпуск.
    Согласно статье 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мне- ния выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года.
    График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.
    О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.
    Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предо- ставляются:
    – работникам, занятым на работах с вредными и (или) опас- ными условиями труда, – продолжительностью и на условиях, устанавливаемых в порядке, определяемом Постановлением
    № 870;
    – работникам с ненормированным рабочим днем – продол- жительностью, установленной коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, но не менее трех календарных дней;
    – работникам, работающим в районах Крайнего Севера, – продолжительностью 24 календарных дня, в местностях, прирав- ненных к районам Крайнего Севера, – 16 календарных дней, в остальных районах Крайнего Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, – 8 ка- лендарных дней.
    Учреждения культуры – работодатели с учетом своих произ- водственных и финансовых возможностей могут самостоятельно

    147 устанавливать дополнительные отпуска для творческих работни- ков, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нор- мативными актами, которые принимаются с учетом мнения вы- борного органа первичной профсоюзной организации.
    Продолжительность ежегодных основного и дополнитель- ного отпусков творческих работников исчисляется в календар- ных днях. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период данных отпусков, в число календарных дней отпуска не включаются.
    При этом дополнительные оплачиваемые отпуска суммиру- ются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
    Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников, Перечень которых утвержден Поста- новлением № 252, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений до- пускается в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
    При этом привлекать работников к работе в выходные и не- рабочие праздничные дни можно только с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредви- денных работ, от срочного выполнения которых зависит в даль- нейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального пред- принимателя.
    Привлечение творческих работников к сверхурочной ра- боте – работе, выполняемой по инициативе работодателя за пре- делами установленной для работника продолжительности рабочего времени (ежедневной работы (смены), а при суммиро- ванном учете рабочего времени – сверх нормального числа ча- сов за учетный период), допускается в случаях и в порядке, установленных статьей 99 ТК РФ.
    Продолжительность сверхурочной работы не должна превы- шать для каждого творческого работника 4 часа в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
    Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжитель- ности сверхурочной работы каждого творческого работника.

    148
    Привлечение творческих работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, установленные статьей 112 ТК РФ, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ста- тьей 113 ТК РФ.
    Творческие работники могут быть привлечены к работе в ночное время в порядке, устанавливаемом коллективным догово- ром, локальным нормативным актом, трудовым договором.
    Продолжительность работы (смены) в ночное время устанав- ливается в соответствии со статьей 96 ТК РФ.
    Согласно статье 96 ТК РФ ночным является время с 22 до
    6 часов.
    Продолжительность работы (смены) в ночное время сокра- щается на один час без последующей отработки.
    Не сокращается продолжительность работы (смены) в ноч- ное время для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором (статья 96 ТК РФ).
    Продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, ко- гда это необходимо по условиям труда, а также на сменных рабо- тах при 6-дневной рабочей неделе с одним выходным днем.
    В соответствии со статьей 96 ТК РФ к работе в ночное время не допускаются:
    – беременные женщины;
    – работники, не достигшие возраста 18 лет, за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художествен- ных произведений, и других категорий работников в соответ- ствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
    Таким образом, учреждение культуры – работодатель имеет право привлекать творческих работников к работе в ночное время.
    Особенности оплаты труда творческих работников преду- смотрены статьей 351 ТК РФ. Оплата труда творческих работни- ков устанавливается не только трудовым законодательством, но и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

    149
    В Основах законодательства Российской Федерации о куль- туре изложены только общие положения, устанавливающие тру- довые гарантии творческим работникам.
    Кроме того, при оплате труда творческих работников рабо- тодателю следует учитывать положения Постановления Совмина
    Российской Федерации от 22.02.1993 г. № 153 «О порядке исчис- ления среднего заработка отдельных категорий творческих ра- ботников» (далее – Постановление № 153).
    Согласно пункту 1 Постановления № 153 при исчислении среднего заработка творческих работников, в оплату которых включается авторский гонорар или оплата труда которых осу- ществляется по ставкам (расценкам) авторского (постановоч- ного) вознаграждения, для оплаты отпуска, командировок и в других случаях авторское (постановочное) вознаграждение учи- тывается полностью вместе со всеми видами заработной платы, которые в установленном порядке включаются в сумму среднего заработка.
    Следует напомнить, что порядок исчисления средней зара- ботной платы утвержден Постановлением Правительства Рос- сийской Федерации от 24.12.2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
    Оплата труда творческих работников в выходные и нерабо- чие праздничные дни осуществляется по правилам статьей 153
    ТК РФ.
    Согласно указанной статье работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном раз- мере:
    – сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расцен- кам;
    – работникам, труд которых оплачивается по дневным и ча- совым тарифным ставкам, – в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
    – работникам, получающим оклад (должностной оклад), – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или не- рабочий праздничный день производилась в пределах месячной

    150 нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
    Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нера- бочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с уче- том мнения представительного органа работников, трудовым до- говором.
    Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников может определяться на основании кол- лективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.
    Если творческие работники в течение какого-либо времени не участвуют в создании произведений или не выступают, то со- гласно статье 157 ТК РФ указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавлива- ются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
    В соответствии со статьей 268 ТК РФ запрещаются направле- ние в служебные командировки, привлечение к сверхурочной ра- боте, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников в возрасте до 18 лет.
    Исключением являются творческие работники кинематогра- фии, театров, театральных и концертных организаций и иные лица, участвующие в создании и исполнении произведений.
    Таким образом, труд творческих работников имеет ряд осо- бенностей, и если они не урегулированы специальным трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными догово- рами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в от- дельных случаях и трудовыми договорами, то при заключении трудового договора с указанными лицами должны применяться общие нормы.
    Порядок заключения трудового договора с творческими ра- ботниками. Согласно статье 63 ТК РФ заключение трудового до- говора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. При

    151 этом в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечи- тельства заключение трудового договора с лицами, не достиг- шими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоро- вью и нравственному развитию.
    В этом случае трудовой договор от имени работника подпи- сывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства обязательно указываются максимально допу- стимая продолжительность ежедневной работы и другие усло- вия, в которых может выполняться работа.
    Следует обратить внимание на то, что в статье 63 ТК РФ ни- чего не сказано о том, в какой форме (письменной или устной) должно быть оформлено согласие родителя (опекуна, попечи- теля) и органа опеки и попечительства на заключение трудового договора с подростком, достигшим 14 лет. Такое согласие необ- ходимо оформить в письменной форме во избежание возмож- ных споров по поводу правомерности заключения трудового договора с несовершеннолетним лицом.
    По соглашению сторон с творческим работником может за- ключаться срочный трудовой договор согласно статье 59 ТК РФ.
    При этом не учитывается ни характер предстоящей работы, ни условия ее выполнения.
    Если работник принимается на работу в учреждения куль- туры на должность, которая не относится к творческой (напри- мер, водитель, бухгалтер и другие), то в этом случае срочный трудовой договор может быть заключен лишь при наличии дру- гих оснований, предусмотренных ТК РФ.
    Следовательно, при принятии решения о виде заключаемого с творческим работником трудового договора работодатель дол- жен использовать соответствующий перечень, упомянутый в ста- тье 59 ТК РФ.
    При заключении трудового договора с творческим работни- ком в нем обязательно нужно указать срок его действия, условия оплаты труда, режим рабочего времени и ряд других условий, пе- речисленных в статье 57 ТК РФ.

    152
    Согласно статье 65 ТК РФ при заключении трудового дого- вора творческий работник обязан предъявить работодателю сле- дующие документы:
    – паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
    – трудовую книжку;
    – страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
    – документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);
    – документ об образовании, квалификации или наличии спе- циальных знаний (при поступлении на работу, требующую спе- циальных знаний или специальной подготовки).
    При приеме на работу творческого работника на основании заключенного трудового договора издается приказ (распоряже- ние) работодателя (статья 68 ТК РФ). (См. образец трудового до- говора, заключаемого с творческим работником, в Приложении).
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта