Главная страница

Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1. Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1 Под общей редакцией


Скачать 4.45 Mb.
НазваниеУчебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1 Под общей редакцией
АнкорУчебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1.doc
Дата27.10.2017
Размер4.45 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУчебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1.doc
ТипУчебник
#9869
страница1 из 40
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

История государства и права зарубежных стран

          

Учебник для  студентов
юридических вузов

и факультетов
      

Часть 1

Под общей редакцией
доктора юридических наук,
профессора О.А. Жидкова
и доктора юридических наук,
профессора Н. А.Крашенинниковой


                        

Издательство НОРМА-ИНФРА

       Москва, 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран
Часть первая. История государства и правадревнего
мира  
Вводная  глава.   Предыстория    государства   и   права
2. Генезис надобщинных структур и образование протогосударств
Раздел I. Государство и право стран Древнего Востока
Глава 1.  Особенности  развития   государ- ства и права в странах  Древнего Востока
Глава 2. Древний Египет
Глава 3. Древние   государства  Месопотамии
Глава 4. Древняя  Индия
Глава 5. Древний  Китай
Глава 6. Право  древних государств Месопотамии
Глава 7. Право Древней Индии
Глава 8. Право Древнего Китая
Раздел  II.  Государство и право античного мира
Глава 9.  Общая характеристика государства и права в Древней Греции  и в  Древнем  Риме
1. Возникновение государства в античном мире  и полисная  система
2. Право в государствах античного мира
Глава 10. Государство в Древней Греции
1. Государство в Афинах
2. Государство в  Спарте
Глава 11.Государство в Древнем Риме
1.Возникновение государства в Древнем Риме
2. Римская республика
3. Падение республики и переход к империи
4. Римская империя
Глава 12. Основные черты афинского права
Глава 13. Римское право
1. Развитие источников права
2. Римское право древнейшего периода
3. Римское право классического и
постклассического периодов
Часть вторая.  История государства и права в средние века
Раздел III. Государство и право в странах Европы

Глава 14. Особенности средневекового государства и права в Европе
1. Общая характеристика средневекового государства   в Западной Европе
2. Основные черты средневекового права
в Западной Европе

Глава 15. Государство франков
Глава 16. Средневековое государство во
Франции
1. Сеньориальная монархия
2. Сословно-представительная монархия
3. Абсолютная монархия
Глава 17. Средневековое государство в Германии
1. Становление и развитие раннефеодального
государства
2. Феодальное государство в период
территориальной раздробленности
Глава 18. Средневековое государство в Англии
1.  Англосаксонская раннефеодальная монархия
2. Нормандское завоевание и его последствия. Особенности сеньориальной монархии
3. Сословно-представительная монархия
4. Абсолютная монархия
Глава 19. Средневековое государство в Византии
Глава 20. Раннефеодальное право в странах Западной  Европы
Глава 21. Право средневековой Франции
Глава 22. Право средневековой Германии
Глава 23. Право средневековой Англии
Глава 24. Византийское право
Раздел IV. Государство и право в странах Востока
Глава 25. Особенности развития госу- дарства и права в странах  средневекового   Востока
Глава 26. Арабский халифат
Глава 27. Средневековое государство Китая
Глава 28. Средневековое государство Японии
Глава 29. Средневековое государство Индии
Глава 30. Мусульманское право
Глава 31. Основные черты права средневекового Китая
Глава 32. Основные черты права
средневековой Японии
Глава 33. Основные черты права средневековой Индии

    Авторы учебника - ведущие российские ученые в области государства и права зарубежных стран -  обстоятельно рассматривают   исторические  процессы  развития сложной системы государственных и юридических учреждений  древнего и средневекового мира.   Отказываясь от господствовавшего ранее в   российской  литературе  доктринерского подхода  к  периодизации человеческой истории,  они     используют общефилософский и специальные (конкретно-исторический, сравнительно-правовой, системный и др.) методы исследования, позволяющие создать широкую историческую панораму, где государство и право прошлого предста-
ют в своем действительном. неискаженном идеологическими предрассудками виде.
   Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов.

Авторский коллектив:

О. А. Жидков, доктор юридических наук, профессор -

введение (совместно с Н. А. Крашенинниковой), вводная

глава главы 9, 13, 14, 16, 21. 24, 30

Н. А. Крашенинникова, доктор юридических наук. про-

фессор - введение (совместно с О. А. Жидковым) главы

1-8 15 20, 23, 25, 27-29. 31-33

В. А. Савельев, кандидат юридических наук, доцент -

глава 19

В. Н. Струнников, доктор юридических наук, профессор

- главы 10-12

С. В. Чиркин, кандидат юридических наук доцент -

главы 17, 18, 22, 26

Введение. Предмет и методология истории

государства и права зарубежных стран

Предмет науки истории государства и права зарубежных

стран и ее место в системе юридических наук. История

государства и права зарубежных стран относится к числу

тех общественных наук, которые принято называть истори-

ко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение как

к науке истории, так и к науке о государстве и праве.

По своему характеру история государства и права зару-

бежных стран - правовая (юридическая) наука, поэтому

она входит в число основных учебных курсов, которые

представляют собой неотъемлемую часть и необходимый

элемент высшего юридического образования. В отличие от

общей истории историко-правовые науки не исследуют об-

щество в целом, а имеют предметом своего изучения исто-

рические процессы развития сложной системы государс-

твенных и юридических учреждений.

В силу конкретно-исторического подхода к государс-

твенноправовым явлениям и процессам, присущим тому или

иному обществу на том или ином этапе его развития, ис-

тория государства и права зарубежных стран оперирует

множеством фактов, конкретных событий политической жиз-

ни, деятельности государств, правительств, классов,

партий и пр. Но история государства и права не предс-

тавляет собой простой набор знаний о прошлом государс-

тва и права. Она ставит своей целью выявление истори-

ческих закономерностей развития государства и права.

Конкретно-исторические закономерности развития госу-

дарства и права имеют свою специфику по сравнению с за-

кономерностями развития общества, ибо государство и

право занимает в нем особое положение, обладает относи-

тельной самостоятельностью.

История государства и права зарубежных стран тесно

связана с другой юриди4еской наукой и учебной дисципли-

ной - теорией государства и права, также изучающей за-

кономерности развития государства и права. Но теория

государства и права с помощью логического метода отра-

жает исторический процесс в абстрактной форме, освобож-

денной от всех исторических случайностей. Она вырабаты-

вает свою систему общеправовых понятий и категорий, ко-

торые широко используются в учебном курсе истории госу-

дарства и права.

В отличие от теории государства и права истори-

ко-правовые науки изучают конкретные процессы развития

государственно-правовых институтов и явлений, развиваю-

щихся в хронологической последовательности и проявляю-

щихся в определенном историческом пространстве.

Таким образом, история государства и права изучает

государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в

процессе

их возникновения и развития в определенной конкрет-

но-исторической обстановке, в хронологической последо-

вательности, на основе выявления как общеисторических

закономерностей этих процессов, так и закономерностей,

действующих в рамках тех исторических эпох, которые яв-

ляются важнейшими ступенями в развитии конкретных об-

ществ.

Наука истории государства и права зарубежных стран

(на Западе она нередко именуется всеобщей историей пра-

ва, историей права и институтов и т.д.) имеет собствен-

ную историю. Как самостоятельная область научного зна-

ния она берет свое начало с конца XVIII-XIX в. Так,

большую роль в накоплении историко-правовых знаний сыг-

рала историческая школа права в Германии (Г. Пухта, Ф.

Савиньи и др.), которая вела исследования главным обра-

зом по истории римского и национального германского

права. Затем труды представителей этой школы сменяют

работы с более широким охватом разных стран и истори-

ческих эпох (Э. Лабуле и Р. Дареста - во Франции, Г.

Мэна и Г. Спенсера - в Англии, А. Поста - в Германии,

П.Г. Виноградова и Н.И. Кареева - в России и др.).

Широкое распространение во второй половине XIX - на-

чале XX в. историко-сравнительного метода способствова-

ло изучению истории государства и права в контексте

экономических и социальных отношений; в историко-право-

вых исследованиях социологическое направление пришло на

смену позитивизму. Важной вехой в развитии этого нап-

равления явились работы русского ученого М.М. Ковалевс-

кого, немецкого историка права Э. Нейкампа, американс-

кого юриста О. Холмса и др.

В западной литературе по вопросам истории государс-

тва и права в XIX-XX вв. был накоплен и обобщен огром-

ный фактический материал, что сделало возможным издание

ряда фундаментальных работ: многотомной "Истории права"

немецких ученых И. Колера и Л. Венгера (1914), "Панора-

мы правовых систем" (1928) и "Истории права" (1924)

американских историков права Д. Вигмора и У. Сигля.

После Второй мировой войны ряд крупных работ по истории

права и политических институтов опубликовали французс-

кие ученые Ж. Эллюль, Р. Монье, Ж. Имбер, Ф. Гаррисон и

др. Определенный вклад в освещение историко-правовых

проблем внесли представители науки сравнительного пра-

воведения (Р. Давид и др.). Развитие историко-правовых

исследований сделало возможным введение в целом ряде

университетов Западной Европы и США специальных курсов

по истории национального, а также иностранного права

или же по истории права и политических институтов. По-

пытки введения таких курсов предпринимались и в универ-

ситетах дореволюционной России. Так, в 1804 году про-

фессор Московского университета П. Цветаев читал курс

по "праву знатнейших древних и нынешних народов", а в

начале XX века (1907 - 1908 гг.) профессор В.Г. Щеглов

осуществил издание курса по всеобщей истории права в

нескольких выпусках.

Велико теоретическое и практическое значение изучения

истории государства и права зарубежных стран. Историю

часто называют памятью народа, она представляет собой

гигантскую лабораторию мирового социального опыта. В

силу своей познавательной ценности, информативности ис-

тория государства и права - действенный инструмент фор-

мирования исторического сознания. Эта наука дает воз-

можность не только глубже понять государственноправовые

реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее

развитие государства и права. Она вооружает юристов,

которым предстоит трудиться на рубеже XX и XXI вв., не-

обходимыми знаниями, которые помогут им в практической

деятельности по дальнейшему осуществлению программы

глубоких экономических реформ, по демократизации поли-

тической жизни и охране прав граждан, по реализации

конституционной идеи правового государства в Российской

Федерации.

Методология науки и курса истории государства и пра-

ва. Научное познание в области истории государства и

права не сводится к описанию фактов и событий истори-

ческого прошлого. Оно предполагает концептуальное и те-

оретическое осмысление этих фактов, что требует в свою

очередь использования философских и специальных научных

методов исследования.

Историко-правовой наукой, как было отмечено выше,

накоплен значительный арсенал различных методологичес-

ких приемов и средств, которые используются также и в

преподавании. Современная мировая наука включает в себя

широкий диапазон философских установок, позволяющих с

разных позиций объяснять исторические процессы развития

государства и права. Отказ от монистически-материалис-

тического взгляда на историю и методологический плюра-

лизм характерны и для общественных наук в современной

России. В историко-правовой литературе разных стран

можно видеть много концепций, объясняющих происхождение

и последующую эволюцию государства и права, начиная от

религиозных теорий (неотомизм, исламский фундамента-

лизм) и кончая марксистскими и иными леворадикальными

теориями, рассматривающими историю государства и права

главным образом через призму классовой борьбы.

В российской историко-правовой литературе последних

лет показывается ограниченность и односторонность

взгляда на историю в свете господствовавшей в течение

ряда десятилетий марксистской пятичленной формационной

периодизации исторического процесса (первобытнообщинный

строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм).

Доктринерский характер господствовавшей исторической

схемы дал толчок к поиску других подходов, основанных

на анализе не только бесспорно важных объективных, не-

зависимых от воли людей производственных связей, но и

связей личностных, субъективных. Это и привело к широ-

кому использованию в отечественной науке понятия "циви-

лизация", которое окончательно сложилось в Европе еще в

эпоху Просвещения в середине XVIII в.

При рассмотрении той или иной цивилизации сторонники

новых подходов ставят на первое место человека, так как

объективные процессы истории в значительной мере опос-

редованы личностью, проходят через его внутренний мир и

опыт, что выражается в образе жизни человека, его миро-

воззрении, способах ориентации, системе ценностей.

Эти подходы были вызваны к жизни полной невозмож-

ностью уложить в формационную схему историю ряда об-

ществ, например восточных, что и привело к безоговороч-

ному признанию не только их социально-экономической и

политической специфики, но и двух путей развития чело-

веческого общества, двух цивилизаций - Запада и Восто-

ка.

Неоправданно переносимые на весь мир формационные

подходы, сложившиеся на базе изучения эволюции евро-

пейских обществ, крайне обедняли рассмотрение принципи-

ально важных вопросов истории государства и права вос-

точных стран, отличающихся не только особой, "азиатс-

кой", системой производственных отношений, сопряженной

со стойкой многоукладностью, но и глубочайшим влиянием

на всю общественную жизнь религиозной идеологии, тради-

ций и пр.

В истории государства и права зарубежных стран в си-

лу специфики изучаемого объекта особенно важное значе-

ние имеет использование и других подходов (частнонауч-

ных, специальных методов), таких как конкретно-истори-

ческий, сравнительно-правовой и системный.

Конкретно-исторический подход предполагает рассмот-

рение государственно-правовых явлений в тех особых и

неповторимых условиях, в которых они сложились и полу-

чили развитие, т.е. в той социальной среде, которая

обусловливает своеобразие, а в ряде случаев и уникаль-

ность того или иного государства или же правовой систе-

мы. Использование сравнительного метода, напротив, поз-

воляет выявить некоторые общие закономерности и совпа-

дающие признаки в развитии государства и права в одно и

то же время, но в разных странах (синхронное сравнение)

или же в разных временных срезах исторических эпох (ди-

ахронное сравнение).

Поскольку государство и право уже на начальных сту-

пенях своего развития представляют собой достаточно

сложные социальные образования, в историко-правовых

исследованиях важный эффект дает системный анализ, с

помощью которого возможно вычленение из всей взаимосвя-

занной структуры государственно-правовых явлений от-

дельных ее элементов, в которых наиболее ярко отражают-

ся существенные признаки или же, наоборот, неповторимые

особенности конкретных государств или правовых систем.

Периодизация истории государства и права. Материал

учебного курса располагается в хронологической последо-

вательности. В отечественной литературе принято выде-

лять в истории человеческого общества следующие основ-

ные эпохи: древний мир, средние века, новое и новейшее

время (XX в.). Каждая из этих эпох представляет собой

историческую ступень в развитии государстваи права.

Авторами учитывалось то обстоятельство, что

эволюция древних и средневековых обществ Востока шла

особым цивилизационным путем, отличающим его от разви-

тия античных рабовладельческих обществ и феодальных об-

ществ Запада. Это и делает в значительной мере условны-

ми применяемые в учебнике понятия - древность и средне-

вековье в отношении стран Востока.

Авторы использовали данные понятия в чисто методи-

ческих целях, в силу необходимости периодизации столь

длительного исторического периода в развитии стран вос-

точного мира. В основу периодизации были положены не

формационные границы, а ряд важных цивилизованных, ис-

торико-политических, идеологических и других факторов.

По сравнению с предшествующим учебником авторы, ис-

пользуя цивилизационные подходы, больше внимания уделя-

ют влиянию религии, идеологии, ценностных ориентации

тех или иных народов на развитие государства и права в

древности и средневековье.

Часть первая

История государства и права древнего мира

Вводная глава. Предыстория государства и права

1. Первобытное общество и догосударственные формы

социального управления

История человечества складывается из двух основных

пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобыт-

ный строй, явившийся исходным и закономерным этапом

развития человечества, охватывает огромный отрезок вре-

мени, насчитывающий, по современным данным, свыше 2

млн. лет. В эту эпоху не было государства и права, бы-

тие которых исчисляется лишь несколькими тысячелетиями.

Но их предыстория берет свое начало именно в сравни-

тельно развитых социальных структурах первобытности.

За долгий срок своего существования первобытное об-

щество прошло большой путь развития, в ходе которого

значительные изменения претерпел его социокультурный и

хозяйственный облик. В современной науке используются

различные периодизации древнейшей истории человечества

(культурологическая, археологическая и др.). Но для по-

нимания социальных и экономических предпосылок возник-

новения государства и права принципиальное значение

имеет выделение в первобытном обществе двух основных

стадий: присваивающего хозяйства и производящего хо-

зяйства, граница между которыми приходится на эпоху не-

олита (так называемая неолитическая революция). Ее

обычно относят к VIII-III тысячелетию до н.э.

На первой из этих стадий шел еще процесс становления

самого человека как биосоциального существа (лишь с

XL-XXV тысячелетия до н.э. сложился неантроп, т.е. че-

ловек современного типа). Люди использовали простейшие

каменные орудия и существовали главным образом за счет

присвоения готовых продуктов природы (собирательство,

охота, рыболовство). Они вели бродячий образ жизни,

объединялись в небольшие локальные и изолированные

группы под руководством вожаков. Эта простейшая форма

социальной организации и регуляции (неупорядоченные по-

ловые связи и т.д.), отражавшая низкий уровень развития

как культурнопроизводственных, так и общественных отно-

шений, в литературе нередко называется праобщиной или

первобытным стадом.

Несмотря на кажущуюся хаотичность внутренней жизни

праобщины, в ней все больше проявлялись не только спон-

танные, но и регулируемые процессы, предопределяемые

заранее установленными правилами, запретами, стандарта-

ми и иными поведенческими стереотипами.

Внутригрупповые отношения носили эгалитарный характер.

Равенство особенно проявлялось в процессе распределения

скудных продовольственных и иных ресурсов. В основе

этого равенства лежал присущий таким коллективам экви-

валентный (реципрокный) обмен (женами, пищей, орудиями

труда). Уже в ранних человеческих коллективах реально

складывалась власть вожака над остальными членами груп-

пы. Они воспринимали его волю как норму, которой необ-

ходимо подчиняться по тому же принципу эквивалентного

обмена.

Таким образом, в процессе длительной эволюции праоб-

щины природные инстинкты уступили свое место социокуль-

турным стереотипам, т.е. системе общественных связей,

что сделало возможным существование и поступательное

развитие человеческого общества.

Дальнейшее усложнение социальных связей, вызванное

существенными изменениями в брачно-половых отношениях

(введение экзогамии, т.е. запрещение брачных связей

внутри кровнородственных объединений, установление

брачных классов), а затем и неолитическая революция,

означавшая переход к производящей экономике, привели на

смену праобщине возникновение устойчивых семейно-клано-

вых групп (родовых общин). Совокупность этих групп в

литературе обычно называлась родовым строем.

В основе семейно-клановой группы лежали родственные

отношения. Такие группы включали в себя несколько поко-

лений сородичей, происходивших от общих предков, в ряде

случаев и чужаков, принятых в состав общины. В зависи-

мости от конкретных условий родообщинные отношения

строились на принципах матрилинейности или патрилиней-

ности.

Неолитическая революция и переход к производящей

экономике обеспечили не просто выживание людей, но и

создание регулярного производства продуктов питания и

иных предметов, необходимых для удовлетворения потреб-

ностей коллектива. Это подготовило переход к оседлому

образу жизни и к установлению контроля семейно-клановых

групп над определенной территорией. Таким образом, ран-

няя родовая община потребителей (охотников, собирате-

лей, рыболовов) сменяется более прочными, численно раз-

росшимися, как правило, связанными с определенной тер-

риторией общинами производителей. Такая система семей-

но-родовых групп представляла собой более развитую фор-

му социальной организации, основанную на сравнительно

устойчивых системах самоуправления и саморегуляции.

В семейно-клановой общине складывалась строго фикси-

рованная система труда, распределения пищи и брачно-се-

мейных отношений. В ней получили дальнейшее развитие

принципы равенства, эгалитарности и эквивалентности.

Это не исключало того, что по мере роста производства

распределение добычи и потребление пищи осуществлялись

с учетом ролевых функций (по принципу пола, возраста и

т.д.). На определенные преимущества в семейно-клановом

коллективе (в родовой общине) мог претендовать

и лидер группы, особенно если он успешно осуществлял

властноуправленческие функции и обеспечивал надежное

существование группы. По принципу эквивалентного внут-

ригруппового обмена лидер получал в таком случае безус-

ловную поддержку членов группы, которые за предостав-

ленные им от вождя блага признавали его авторитет и

власть. Эта власть выступала как догосударственная, по-

тестарная. Сам вождь, как и другие члены семейно-клано-

вой общины, должен был руководствоваться коллективными

традициями и соблюдать практику реципрокных раздач. В

противном случае он мог быть смещен и заменен другим.

Существовавшая в родовом обществе эгалитарность, в

том числе выборность и сменяемость вождей, не позволяет

еще говорить в категорической форме о существовании ро-

довой демократии. В семейно-клановых общинах существо-

вала жесткая дисциплина труда и поведения, духовный

конформизм.

В семейно-родовых общинах на базе культов, обрядов,

традиций и т.п. сложились несложные правила поведения,

соблюдение которых было обязательно для всех членов

группы. Эти родовые нормы, которые имели мифологичес-

ки-символическую оболочку и были часто связаны с тоте-

мистическими ритуалами, отражали естественные условия

жизни первобытной общины. Они были проникнуты духом

коллективизма, предусматривали взаимную поддержку чле-

нов родовой общины, регулировали хозяйственную деятель-

ность и брачные отношения, устанавливали различные табу

(запреты) и жесткие рамки поведения для членов общины.

Строгой регламентации подвергался порядок распределения

добытого общиной продукта, а также и сам ритуал его

потребления, деление в связи с этим всех членов группы

на ранги. К важнейшим функциям вождя относилась практи-

ческая реализация таких распределительных, дистрибутив-

ных норм.

Общинно-родовые нормы имели синкретичный характер и

содержали в себе одновременно религиозные, моральные и

иные социальные императивы.

В прочных семейно-клановых группах общинные нормы

отражали самонастраивающиеся социальные отношения, ко-

торые поддерживались силой интересов, религиозных

представлений и иных нормативно-ценностных установок.

Это не исключало властного характера этих норм. и выте-

кающей из этого принудительности. В случае нежелания

подчиняться правилам жизни семейноклановой группы, со-

вершения тяжкого проступка нарушитель мог быть подверг-

нут избиению, изгнанию или даже смертной казни по воле

семейно-родового коллектива.

2. Генезис надобщинных структур и образование про-

тогосударств

Неолитическая революция и переход человечества (на

рубеже VII-V тысячелетия до н.э.) к производящей эконо-

мике имели самые разнообразные и глубокие последствия.

Прежде всего следует отметить появление ранних оседлых

земледельческих обществ в регионах, благоприятных для

проживания людей и их успешной хозяйственной деятель-

ности, а также резкое увеличение численности и плотнос-

ти населения (своего рода демографический взрыв). Зем-

ледельческие общины проявляли тенденцию к разрастанию,

что находило свое выражение прежде всего в отпочковании

новых семейно-клановых групп. На территории крупной

земледельческо-родовой общины могло складываться нес-

колько поселений, даже кварталов, что с ростом и ожив-

лением хозяйственной жизни вело к формированию поселе-

ний городского типа.

Со временем усложняется внутренняя организация се-

мейнородовых групп, их члены приобретают новые культур-

ные и производственные навыки, начинается разделение

труда (на земледельческий, скотоводческий, ремесленный

в различных его видах и т.д.). Все это способствовало

повышению эффективности общественного и коллективного в

своей основе производства. Производящее хозяйство могло

не только удовлетворять минимальные жизненные потреб-

ности членов семейно-кланового коллектива, но и созда-

вать своего рода "излишки", т.е. прибавочный продукт.

Эти излишки первоначально реализовывались по принципу

внутриродового реципрокного обмена, но постепенно все

чаще стали поступать в сферу межобщинных связей, приоб-

ретая характер товара. Становление товарного производс-

тва вело в свою очередь к дальнейшему росту прибавочно-

го продукта, к накоплению богатства, которого не было

ранее в родовом обществе. Появилась объективная основа

для возникновения имущественного неравенства между от-

дельными семейно-клановыми общинами, а также и в самих

родовых группах.

Постепенный рост общественного продукта привел к уг-

лублению имущественных различий, а следовательно, и к

закреплению за общинно-родовой верхушкой имущественных,

а соответственно и социальных привилегий. В новых усло-

виях занятие родовых постов в семейно-клановой группе

давало лидерам не только престиж и авторитет, что было

характерно для предшествующего этапа общинного строя,

но и особый, более высокий статус. При этом выборные

процедуры, отражавшие давно установившуюся демократи-

ческую традицию, еще сохранялись.

Система социального ранжирования, которая сама по

себе вела к возвышению роли лидера, не означала еще от-

каза от принципа реципрокного обмена. Предоставляемые

лидеру все увеличивающиеся имущественные и иные приви-

легии (например, право иметь несколько жен) рассматри-

вались лишь как эквивалент тем достаточно сложным функ-

циям, которые он теперь осуществлял, и той серьезной

ответственности, которую он на себя принимал. Обязан-

ности вождей семейно-родовых общин становились все бо-

лее многообразными. К их числу относилась организация

общественных работ, перераспределение земельных участ-

ков по мере изменения численного состава группы, под-

держание отношений с соседними семейно-клановыми кол-

лективами. К этим функциям, ставшим бо-

лее или менее традиционными, добавилась новая и важней-

шая редистрибутивная функция перераспределения приба-

вочного продукта, который добывался или производился не

лидером лично, как это было на стадии реципрокного об-

мена, а усилиями всей группы. Здесь уже закладывались

элементы будущей, присущей государственно организован-

ному обществу, системы эксплуатации.

В результате неолитической революции и усложнения

социальной и хозяйственной структуры произошли глубокие

изменения в осуществлении власти (во властеотношениях)

внутри семейно-клановых групп.

Власть вождя семейно-клановой группы по-прежнему

сохраняет потестарный характер. Но осуществляемые им

функции, в особенности редистрибутивная функция, приб-

лижают его власть к политической, государственной, пос-

кольку она приобретает большую степень силы и обяза-

тельности для членов семейно-родовой общины. Она стано-

вится в большей степени властью положения, самого выс-

шего управленческого статуса и не связывается, как это

было прежде, с личными качествами лидера. Именно поэто-

му не просто авторитет, а властные функции вождя начи-

нают приобретать наивысшую ценность в глазах членов

группы, которые все чаще вступают в острое соперничест-

во за лидерство. Амбициозные стремления к власти подк-

репляются желанием навязывать свою волю коллективу, по-

лучать от власти совершенно определенные имущественные

и личные привилегии.

Одним из важнейших последствий неополитической рево-

люции, имевшим прямое отношение к генезису государства

и права, было развитие межродовых связей и формирование

надобщинных структур. Возникновение и эволюция этих

структур проходили в значительной степени спонтанно и

приобретали под воздействием конкретно-исторических

фактов различные формы. Некоторые из них были типичными

для одних народов, но не получили развития у других.

Особо заметную роль в процессе становления государс-

твенности сыграла одна из форм межобщинных связей и ор-

ганизационных структур - племенной строй. Однако в сов-

ременной литературе его универсальность и значимость

иногда ставятся под сомнение.

Естественным результатом эволюции общинного строя

(особенно при позднеродовой общине) было возникновение

множества новых семейно-клановых общин, что привело к

возникновению более крупных социальных образований -

братств (фратрий) и племен, а иногда и к конфедерации

племен. Племя, как правило, имело свою территорию, имя,

язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды.

Постепенно складываются и органы племенного самоуправ-

ления, прежде всего племенной совет, в который обычно

входили вожди (старейшины) всех составлявших племя ро-

дов. Члены племенных советов, а также вождь племени из-

бирались соплеменниками и могли быть ими смещены. Любой

член племени имел возможность выступить на заседании

совета и высказать свое мнение по поводу решений или

действий вождя.

Деятельность племенных органов способствовала организа-

ции коллективных работ, расширению связей между семей-

но-клановыми группами (в частности, межобщинному обмену

продуктами), урегулированию межклановых конфликтов, а

также отношений с другими племенами. Первоначально эти

органы решали лишь те вопросы, которые выходили за пре-

делы интересов отдельных семейно-клановых групп.

Так, распределительные (редистрибутивные) отношения

долгое время были вне ведения племенных советов и регу-

лировались родовыми, а не племенными обычаями. Но пос-

тепенно по мере развития производящей экономики, услож-

нения внутриплеменной организации центр тяжести в ро-

доплеменном самоуправлении смещается на племенной уро-

вень, что неизбежно подрывает значимость и устойчивость

общинной демократии. Все большее значение приобретают

также племенные нормы (обычаи, обряды и т.д.), регули-

ровавшие взаимоотношения между родовыми общинами, но

неизбежно воздействовавшие и на их внутреннюю жизнь.

Важным этапом в предыстории государства и права ста-

ло, наряду с образованием сложных надобщинных структур

и соответствовавших им механизмов социально-нормативной

регуляции, формирование принципиально новых основ уп-

равления обществом, являющимся по своей сути предгосу-

дарственным.

Новый тип управленческой деятельности определялся

потребностями общественной жизни, усложнением хозяйс-

твенной деятельности и всей системы социокультурных

связей людей. Необходимость организовывать и контроли-

ровать общественные работы, хранить и распределять про-

довольственные и иные ресурсы, поддерживать обменные

отношения с соседними группами привела к выделению спе-

циального слоя организаторов производства, которые об-

ладали необходимыми навыками и умениями и использовали

при этом целую систему мифологических и религиозных

символов.

Наряду с другими видами общественного разделения

труда (отделение скотоводства от земледелия и т.д.)

происходит выделение управленческой деятельности, кото-

рая постепенно превращается в профессиональную. Разде-

ление людей на две неравные по численности группы (уп-

равляющих и управляемых) приобретает огромное общест-

венное значение, является последней ступенью в создании

государства. Управленческие посты дают их обладателям

большие материальные выгоды, позволяют им навязывать

свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая вер-

хушка не желала расставаться с властью и привилегиями,

стремилась закрепить ее за своими семьями и кланами.

Организационная деятельность приобретала политический

характер, а административно-общинная знать превращалась

в государственную. Нередко общинная верхушка, используя

свой традиционный авторитет и систему религиозно-мифо-

логических обоснований, стремилась консолидироваться в

замкнутую, закрытую для большинства соплеменников груп-

пу сословного или кастового характера.

Меняется в формирующемся протогосударстве и положение

вождя, который все больше опирается на административную

иерархию, усиливая тем самым свою власть. Таким обра-

зом, протогосударство возникает не как внешняя по отно-

шению к родоплеменной системе сила, а как логическое и

естественное продолжение общинных структур. Оно скреп-

лялось общими интересами и потребностями семейно-клано-

вых групп, но отличалось от предшествующих систем соци-

ального управления созданием сложной административной

иерархии. Венцом этой иерархии становится вождь, власть

которого приобрела авторитарный и сакральный характер.

В литературе нередко называется ряд факторов, спо-

собствующих возникновению первичных надобщинных струк-

тур и протогосударства. К числу этих факторов обычно

относят экологическую среду (теплый климат, плодородные

почвы, водные ресурсы и т.д.), устойчивый уровень про-

изводства, дающий сравнительно большой избыточный про-

дукт, демографический оптимум. Важным, хотя и вторичным

фактором являются завоевания и войны. Последние не мо-

гут повлиять на внутренние процессы эволюции общинных

связей, но они ведут к созданию мощных военно-организа-

ционных структур, способствующих ускоренному формирова-

нию протогосударств.

Немаловажен тот факт, что нередко генезис государс-

тва протекал в особо привлекательных по природным усло-

виям регионах, в пределах которых возникало сразу нес-

колько протогосударств. Такие изначальные государствен-

ные образования получили название первичных протогосу-

дарств. Между этими протогосударствами возникали острые

противоречия, которые приводили к военным столкновени-

ям.

В конечном счете победу одерживало государство, чья

военная организация оказывалась более сильной и эффек-

тивной. Это могла быть военная демократия. Однако ее

значение и распространенность в течение длительного

времени преувеличивались в литературе (начиная с работ

известного американского этнографа XIX в. Л. Моргана).

Значительно более распространенными были государства,

выступавшие в виде военно-иерархических структур.

В ходе войн и естественного роста возникали также

так называемые вторичные государства, которые объединя-

ли несколько небольших первичных протогосударств или

включали иногда огромные территории как с родоплеменны-

ми, так и с уже сложившимися государственными структу-

рами. Эти государства, имевшие достаточно сложные орга-

низационно-управленческие структуры и выполнявшие самые

различные административные функции, имели доклассовый

характер.

Следует особо подчеркнуть, что протогосударства как

ранние и простейшие государственные образования сформи-

ровались в эпоху, когда общество еще не знало классово-

го деления. Оно возникает на более высоких ступенях не

без активного воздействия самой государственной власти.

Таким образом, современные исторические, этнографичес-

кие и иные данные убедительно свидетельствуют, что ран-

ние государственные образования возникают не на базе

классового господства, как долгое время было принято

считать в нашей литературе, а складываются спонтанно в

ходе естественного развития самого общинного строя из

сложных надобщинных структур. Один из наиболее харак-

терных признаков протогосударства - образование сложных

организационно-управленческих систем, постепенно стано-

вящихся замкнутыми и отрывающимися от породившего их

общества.

Образование протогосударств - это своеобразный про-

рыв человечества из предыстории в цивилизацию. На раз-

личных континентах и у разных народов в силу неравно-

мерностей самого исторического процесса такой прорыв

происходил в разное время, растянулся на века и даже на

тысячелетия. Первые цивилизации и протогосударства сло-

жились на Востоке еще в IV-III тысячелетии до н.э. Нес-

колько позднее переход к государственности и к цивили-

зации происходит в Средиземноморском бассейне, в антич-

ном мире. У большинства народов Европы падение перво-

бытнообщинных порядков и становление государственности

завершается лишь в средние века. В Африке, Полинезии и

в некоторых других регионах земного шара догосударс-

твенные семейно-клановые отношения просуществовали

вплоть до XIX-XX вв. и уступили свои позиции не в ре-

зультате естественного развития, а в ходе европейской

колонизации.

Как свидетельствует материал последующих глав, нес-

мотря на некоторые общие вехи в предыстории государства

и права, происхождение и развитие государств (первич-

ных, вторичных и т.д.) у разных народов имеет свои не-

повторимые черты и особенности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


написать администратору сайта