Главная страница

Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1. Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1 Под общей редакцией


Скачать 4.45 Mb.
НазваниеУчебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1 Под общей редакцией
АнкорУчебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1.doc
Дата27.10.2017
Размер4.45 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУчебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1.doc
ТипУчебник
#9869
страница5 из 40
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
Глава 4. Древняя Индия

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась

более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с

центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Археологические

раскопки дали возможность установить, что еще в III ты-

сячелетии до н.э. здесь существовали крупные города -

центры ремесленного производства, развитое земледелие,

торговля, имущественное расслоение населения.

Наука, к сожалению, располагает скудными историчес-

кими сведениями по этому периоду истории Древней Индии.

Полнее представлены исторические свидетельства по так

называемому ведическому периоду (вторая половина II ты-

сячелетия до н.э. - середина I тысячелетия до н.э.),

когда углубляется социальное расслоение и складывается

государственность в долине Ганга, чему способствует

продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение

на территорию Индии с северо-запада индо-арийских пле-

мен, консолидировавшихся где-то на рубеже III-II тыся-

челетия до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия.

Долина Ганга к началу проникновения ариев (XIV-XIII вв.

до н.э.) была заселена этническими общностями мундов и

дравидов, которые были либо оттеснены к югу, либо асси-

милированы ариями, носителями более высокой материаль-

ной и духовной культуры. До нас дошли относящиеся к

этому периоду литературные памятники религиозного со-

держания - веды, ставшие позже священными книгами инду-

сов, а также произведения народного эпоса.

Хараппская культура долины Инда, существовавшая нес-

колько веков раньше индо-арийской, не оказала сущест-

венного воздействия на исторические судьбы народов до-

лины Ганга, с которыми и связано возникновение одной из

самобытных, сохранивших до настоящего времени свои

культурные ценности цивилизаций Востока.

Наиболее многочисленные и разнообразные исторические

сведения (при их общей бедности и ограниченной научной

ценности) относятся к следующему, так называемому ма-

гадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячеле-

тия до н.э. - до I в. н.э.), периоду складывания и су-

ществования самого крупного не только в Древней Индии,

но и на всем Древнем Востоке государственного образова-

ния - империи Маурьев (IV в. до н.э. - II в. до н.э.)

Среди литературных памятников этого периода особое мес-

то занимает древнеиндийский политический трактат Артха-

шастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя

империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд религи-

озно-ритуальных и правовых брахманских компиляций -

дхармасутр и дхармашастр, в частности наиболее извест-

ная дхармашастра, получившая название "Законы Ману" (II

в. до н.э. - II в. н.э.).

Правовое положение отдельных групп населения. Право-

вые памятники дают яркую картину сословно-кастового де-

ления древнего общества Индии, которое приобрело здесь

наиболее законченные формы.

Процесс социального расслоения древнеиндийского общест-

ва начался в недрах разрозненных племенных общин. В ре-

зультате разложения родоплеменных отношений выдвигались

более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточи-

вали в своих руках общественные функции управления, во-

енной охраны, жреческие обязанноста,- Это привело к

развитию социального и имущественного неравенства, ра-

бовладения, к превращению племенной верхушки в родовую

аристократию. Способствовали развитию социального нера-

венства и войны, в ходе которых возникали отношения за-

висимости, подчинения между отдельными племенами и об-

щинами.

Социальное расслоение в Древней Индии привело, одна-

ко, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов),

а к возникновению особых сословных групп - вари: брах-

манов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов,

правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и

шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях,

вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении

ведической литepaтypой - Ригведе. В более поздних ведах

указывается на наследственный характер религиозной и

военно-управленческой деятельности брахманов и кшатри-

ев.

Формированию варны жреческой верхушки брахманов спо-

собствовала монополизация ими на определенном этапе ис-

торического развития отправления религиозных церемоний,

знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, во-

енная аристократия - кшатрии начала складываться в про-

цессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В

эту категорию первоначально входили только арии, но в

ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев по-

полнялась и местными вождями, главами сильных родовых

групп, на что, в частности, указывает существование в

Древней Индии особой категории "вратья-кшатриев", т.е.

кшатриев по обету, а не по рождению.

Название третьей варны "вайшии" произошло от слова

"виш" - народ, племя, поселение. Это основная масса

трудового люда, земледельцев и ремесленников. Обособле-

нию кшатриев среди своих соплеменников - вайшиев-прос-

толюдинов способствовали представления, что кшатрии -

полновластные распорядители богатства, приобретаемого

войной, в том числе и рабов-военнопленных.

В основе этой первой, трехчленной дифференциации

древнеиндийского общества лежало разделение труда, та

глубокая социально действенная ступень разделения, ког-

да труд физический отделялся от умственного, материаль-

ный от духовного, производительный от управленческого.

В таком разделении труда уже были заложены основы соци-

ально-экономического неравенства, эксплуатации родовой

аристократией простого народа.

По мере консолидации высших варн - брахманов и кшат-

риев складывался особый порядок регулярных отчислений

от сельскохозяйственного продукта доли, получившей наз-

вание боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и

кшатриев. Он все время возрастал, став со временем сво-

еобразной формой государственной эксплуатации рядовых

общинников-крестьян.

С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой

варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных пле-

мен, но не меньшую роль играло и развитие социального

неравенства внутри самого арийского общества; разряд

шудр пополнялся представителями не только коренного на-

селения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее

членов, которые отрабатывали долги, находились в услу-

жении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.

В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов ра-

бов (а соответственно и семь источников рабства): зах-

ваченный под знаменем (военный плен), раб за содержа-

ние, рожденный в доме, купленный, подаренный, достав-

шийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хо-

зяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общеп-

ризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен,

заключенные им сделки считались недействительными (VI-

II, 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом

пошлину, равную 20-25% их цены, как при продаже других

товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство ра-

быни считалось собственностью хозяина (IX, 48, 54-55).

В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия

между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находя-

щимися в услужении, в других - эти различия отсутству-

ют. Слово "даса" в Законах Ману (X, 32) одновременно

обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении.

Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии бы-

ло одной из форм зависимости, но далеко не единствен-

ной. Здесь широко были представлены многочисленные пе-

реходные социальные формы, промежуточные социальные

состояния (от свободных, но неполноправных беднейших

слоев населения - к рабам).

Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые

границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудра-

ми, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных

ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняют-

ся, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах

- "самскарах", за исключением самскары брака. За каждой

варной строго закрепляется наследственный круг занятий.

Изучение священных книг - привилегия.брахманов, кшатри-

ев и вайшиев, которые получают название дважды рожден-

ных (в отличие от шудр - единожды рожденных). Второе

рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в

связи с началом изучения священных книг. Целые главы

дхармашастр посвящены жесткой регламентации поведения

людей, их общения друг с другом, с представителями так

называемых неприкасаемых каст', стоящих вне варн ин-

дийского общества, ритуалам

На определенном этапе развития древнеиндийского об-

щества по мере углубления процесса разделения труда,

неравенства стало складываться новое, кастовое деление.

Кастами становились обособленные группы лиц с наследс-

твенным характером их деятельности, складывающиеся по

профессиональному, родовому, религиозному и другим

признакам. Кастовое деление в Индии существует и в нас-

тоящее время наряду с традиционным делением на четыре

варны.

"очищения" от "загрязнения" при таком общении и пр. Тя-

жесть наказания за совершение тех или иных преступлений

определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с

принадлежностью к той или иной варне.

Закрепляемые правом границы варн чаще всего отражали

фактическое положение индивида в системе общественного

производства и распределения, непосредственно связанно-

го с его отношением к собственности на землю: государс-

твенной и общинной. Это и дает основания говорить с оп-

ределенной долей условности о варнах как о сослови-

ях-классах.

Формированию государственных земель способствовали

арийские завоевания, войны. Одна часть земель завоеван-

ных племен по мере укрепления государственной власти и

расширения государственной территории непосредственно

переходила в царские владения (сита), судя по Артха-

шастре здесь применялся труд рабов и зависимые аренда-

торов; другая - очень рано стала передаваться знати,

лицам управленческого аппарата в виде служилых времен-

ных пожалований, в "кормление". Они приобретали право

сбора налогов с общин, целых областей, деревень одного

или нескольких домохозяйств.

С государственной собственностью на землю была свя-

зана эксплуатация общинников-крестьян господствующей

правящей верхушкой, состоящей из лиц управленческого

аппарата, царских чиновников, военачальников и пр.,

осуществляемая путем взимания ренты-налога. Другая сис-

тема эксплуатации существовала в рамках самих полуавто-

номных изолированных общин с присущим им органическим

соединением земледелия и ремесла. Общинная верхушка

эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жи-

телей общины.

Владельческие права общин в Индии отличались исклю-

чительной прочностью. Община имела почти неограниченное

право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать

в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной собс-

твенности были пастбища, ирригационные сооружения, до-

роги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога

община в лице своей управляющей верхушки получала часть

поборов с общинников-крестьян в свою пользу.

Общинное землевладение сосуществовало с частным

крестьянским землевладением или землевладением большой

семьи, которое также было связано с широкими правомочи-

ями - продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Основ-

ное ограничение землевладения свободного общинни-

ка-крестьянина выражалось в обязанности платить налог в

пользу государства и частных лиц, если государство пе-

редавало им свои права.

Полноправный общинник-землевладелец, чаще всего вай-

ший, сам мог быть эксплуататором. В хозяйствах богатых

общинников трудились безземельные наемные работники,

представители "неприкасаемых" каст, которые в основном

и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различ-

ными категориями эксплуататоров, рабы. Рабский труд,

однако, не был преобладающим в Древ-

ней Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее расп-

ространенном мелконатуральном хозяйстве общинника в ис-

пользовании труда рабов не было нужды. Невелико было

число рабов и в ремесле.

Усиление имущественной дифференциации во второй по-

ловине I тысячелетия до н.э. все чаще стало проявляться

в расхождении варнового статуса и фактически занимаемо-

го человеком места в обществе. В Законах Ману можно

найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахма-

нах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписы-

вается относиться "как к шудрам".

В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в

своих руках военную, политическую и экономическую

власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал

непосредственно к царскому роду и к категории привиле-

гированных наемных воинов. Расцвет городов и расширение

торговли вызвали появление зажиточной торгово-ремеслен-

ной верхушки среди вайшиев, включающей крупных купцов,

ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединя-

лись в корпорации, выполняли роль торговых агентов ца-

ря, сборщиков налогов и пошлин.

В буддийской и джайнистской литературе древности

описывается высокое положение богатых купцов, которые,

вопреки предписаниям дхармашастр, причислялись к варне

кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в

суде. Затронуло имущественное расслоение и варну шудр.

Об этом свидетельствуют Законы Ману (X, 129): "Шудра не

должен накапливать богатство, даже имея возможность

(сделать это), так как шудра, приобретая богатство,

притесняет брахманов". О неоднородности варны шудр сви-

детельствует и то, что к шудрам по мере усиления касто-

вого деления стали относить отверженные, "неприкасае-

мые" касты париев, выполняющих самую унизительную рабо-

ту. В Законах Ману упоминаются лица, "презренные даже

для отверженных" (X, 39).

Таким образом, внутри каждой варны развивалось соци-

альное неравенство, деление на эксплуатируемых и экс-

плуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные гра-

ницы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слия-

ние в единую классовую общность. Это и создавало особую

пестроту сословно-классовой социальной структуры Древ-

ней Индии.

Государственный строй. Примитивные государственные

образования складывались в Древней Индии в I тысячеле-

тии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен

в форме так называемых племенных государств. Они предс-

тавляли собой небольшие государственные образования, в

которых племенные органы перерастали в оргады государс-

твенного управления. Это были монархии, в которых гла-

венствующую роль играли брахманы, или олигархические

кшатрийские республики, в которых политическое господс-

тво осуществлялось непосредственно военной силой кшат-

риев.

Правители первых государственных образований (прото-

государств) раджи выполняли простейшие функции управле-

ния, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд,

распоряжались как

военачальники фондом земель, наделяя землей храмы,

брахманов, знать, собирали ренту-налог.

В некоторых государственных образованиях власть рад-

жи была выборной, лишь со временем утвердился наследс-

твенный принцип получения царственности. При выборных

монархах вся полнота власти сосредотачивалась в руках

совета старейшин. По мере укрепления власти правителя,

формирования административных органов совет старейшин

теряет свои былые полномочия, превращается в совеща-

тельный орган при монархе - паришад. Но зависимость

правителей от брахманской ученой верхушки и военной

кшатрийской аристократии, как и соперничество между

представителями правящих варн, была неизменной.

Примерно в IX-VIII в. до н.э. в Древней Индии на ба-

зе старых племенных государств, растущих вместе с раз-

витием ремесла и торговли городских центров, складыва-

ются первые более или менее крупные государства, кото-

рые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая

друг друга. Эти государства, кроме воспетых в древнеин-

дийских эпических сказаниях войн, не оставили заметного

следа в индийской истории.

С этого времени и ведет свое начало традиция слабых

и кратковременных государственных образований, возника-

ющих, возвышающихся и быстро приходящих в упадок, как и

невостребованность централизации, сильной государствен-

ной власти, ставшая характерной чертой древнеиндийской

цивилизации.

Данная цивилизационная особенность Древней Индии

связана с рядом исторических причин, главнейшие из ко-

торых заключались в варново-кастовом строе и крепости

общинной организации. Жесткая варново-кастовая система

с раз и навсегда определенным местом человека в ней, с

кастовым конформизмом, неукоснительным следованием,

соблюдением религиозно-нравственных установок поведения

человека была своеобразной альтернативой принудительно-

го характера государственной власти. Бесспорно, спо-

собствовала этому замкнутость, автономность индийской

общины с ее натуральным хозяйством, с патриархаль-

но-патронажными межкастовыми взаимосвязями земледель-

ческой части общины с ее ремесленниками, слугами, полу-

чившая название "джаджмани". Самодостаточная устойчи-

вость и одновременная адаптивность, вариабельность ин-

дийской общины сделали ее в определенном смысле внеис-

торичной'.

Дальнейшие процессы политической консолидации, уско-

ренные внешней угрозой, привели в V в. к возникновению

относительно сильных древнеиндийских государств Кошалы

и Магадхи, соперничество между которыми привело в IV в.

до н.э. к победе Магадхи, занимающей выгодные географи-

ческие, стратегические и

Система внутриобщинных, межкастовых экономических

взаимосвязей "джаджмани", консервирующая относительно

высокую степень застойности социальной жизни в индийс-

кой деревне, продолжает существовать в отдаленных от

городов индустриальных центров районах в современной

Индии.

торговые позиции в северо-восточной части страны. "Уп-

рочение позиций новой правящей династии в Магадхе после

разгрома ставленника Александра Македонского привело к

созданию обширной империи Маурьев.

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III

в. до н.э. в период правления Ашоки, когда в Индии

складывается относительно централизованная восточная

монархия. Ее границы простирались от Кашмира и Гималаев

на севере до Майсура на юге, от областей современного

Афганистана на западе до Бенгальского залива на восто-

ке.

Империя складывалась не только в результате войн,

покорения ряда племен и народов, установления вассаль-

ных отношений между Магадхой и отдельными княжествами,

но и в результате так называемого морального завоевания

- распространения религиозно-культурного влияния разви-

тых областей северо-восточной Индии на другие части

страны. Относительная централизация в империи держалась

не только на военной силе Маурьев, но и на проводимой

ими гибкой политике объединения страны. В пестрый сос-

тав империи был включен ряд полуавтономных государств,

сохранивших свои органы управления, обычаи. Это вас-

сальные княжества, обязанные Маурьям выплатой дани и

военной помощью, республиканские государства-общины,

ганы и сангхи, которые, по свидетельству Артхашастры,

"в силу своей сплоченности неодолимы для других", ро-

доплеменные объединения.

В империи Маурьев - сложном политическом образовании

- не прекращалась борьба двух тенденций: к установлению

единодержавного правления и к сепаратизму, раздроблен-

ности. Последняя в конечном счете во II в. до н.э. по-

беждает. В силу этого нельзя преувеличивать ни центра-

лизации, ни бюрократизации государства, несмотря на

картину "идеального" всеохватывающего правления, нари-

сованную в Артхашастре.

Центральный административно-военный аппарат в Индии

был относительно слаб по сравнению с другими государс-

твами Древнего Востока, что было тесно связано с сохра-

нением важной роли в государстве органов общинного са-

моуправления. Все это дает основания утверждать, что в

монархических государствах Индии в периоды значительно-

го их усиления, как, например, в империи Маурьев,

власть древнеиндийских царей не была деспотической в

прямом смысле этого слова. Она сдерживалась не только

самоизоляцией общин, но и положением в государстве гос-

подствующей наследственной знати, установившимися тра-

диционными религиозно-этическими нормами. Религия, в

частности, исключала законодательные функции индийских

царей, утверждала незыблемость и неизменность норм пра-

ва, заключенных якобы в ведах. Веды же должны были тол-

коваться только мудрецами-брахманами. Эта традиция была

поколеблена лишь при Ашоке, когда правительственный

указ стал включаться в число источников права.

Индусская политико-религиозная концепция "богоугод-

ного царя" (девараджи} предписывала ему выполнение осо-

бой дхармы

(обязанностей). Одна из главных обязанностей - охрана

подданных (Законы Ману, VII, 2-3). "Защищая" народ,

царь мог заставить его платить налог - бали (VII, 80 и

др.). Наряду с основным налогом, рассматриваемым как

плата царю за охрану подданных, существовали другие

многочисленные поборы в пользу центральной власти:

торговые пошлины, "приношения плодов" и пр. О широте

налоговых полномочий древнеиндийских царей, которые

могли по своему усмотрению увеличивать налоговую став-

ку, свидетельствуют содержащиеся во всех дхармашастрах

безуспешные призывы к царям соблюдать умеренность в

сборе налогов (VII, 128, 129 и др.).

Царю вверялось также осуществление правосудия с по-

мощью опытных брахманов (VIII. 1, 10). Он считался опе-

куном всех малолетних, больных, вдов (VIII, 27, 28),

должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями,

голодом. Важнейшей функцией царей была организация пуб-

личных работ, освоение и заселение царских земель (Арт-

хашастра, II, 1, 2), строительство ирригационных соору-

жений.

Согласно религиозным воззрениям, как и во всех стра-

нах Древнего Востока, царская власть обожествлялась.

Однако древнеиндийские государства, в том числе и госу-

дарство Маурьев, нельзя рассматривать как теократичес-

кие монархии. Ашока называл себя не богом, а "милым бо-

гам". В Законах Ману (VII, 8) обожествляется скорее

царская власть, а не -царь-человек, который может быть

"глупым, жадным, необразованным" (VII, 30), "привержен-

ным к порокам" (VII, 46). Лишь свободная воля индийских

царей давала им, согласно дхармашастрам, возможность

реализовать заключенные в них божественные начала, и

тогда все подданные процветали, если были верны царю,

если следовали за ним. Но та же самая воля позволяла

царю уклоняться от выполнения своей дхармы, следовать

греховным человеческим целям, что вело к гибели и его

самого, и управляемый им народ. "От отсутствия смирения

погибали многие цари вместе с достоянием, - предостере-

гали Законы Ману (7, 10), - благодаря смирению даже от-

шельники наследовали царство". Царю-человеку предписы-

вается почитать брахманов, знающих веды (VII, 37), пос-

тупать по их совету

Царь являлся главой административного аппарата. От

него зависели назначения должностных лиц и контроль за

их деятельностью (VII, 54-63, 81). Все царские чиновни-

ки, согласно Артхашастре, делились на группы централь-

ного и местного управления. Особое место занимали со-

ветники царя - высшие сановники (мантрины, махаматры).

Из советников царя состоял и совещательный коллегиаль-

ный орган - мантрипаришад, своеобразный пережиток орга-

нов племенной демократии. Членство в мантрипаришаде не

было четко установлено, наряду с сановниками в него

иногда приглашались представители городов. Этот орган

сохранял некоторую независимость, но лишь по ряду вто-

ростепенных вопросов мог принимать самостоятельные ре-

шения.

Сохранение государственного единства требовало твер-

дого государственного управления. Маурьи в период цент-

рализации пы-

тались держать все нити управления в своих руках, опи-

раясь на различные категории чиновников, составляющих

разветвленную сеть органов исполнительного и судебного

аппарата.

Специальная группа царских чиновников была связана,

например, с организацией управления царским хозяйством,

с деятельностью по пополнению царской казны. Артхашаст-

ра упоминает чиновников, призванных надзирать за царс-

кими пастбищами, за гаванями, за судоходством, ведавших

морской торговлей, судостроением и пр. С регулированием

экономической жизни страны была связана деятельность

специальных категорий чиновников (адхьякша), среди ко-

торых важное место занимали чиновники финансового ве-

домства, ведавшие сбором налогов, государственной каз-

ной. Эти чиновники, согласно Законам Ману, должны были

обладать "честностью, умом и твердостью" (VII, 60). Вы-

делялась также особая группа чиновников, следившая за

снабжением армии. В зависимости от рода своей деятель-

ности они подчинялись или главному сборщику налогов,

или главному казначею, или главнокомандующему армией

(сенапати). Среди других высших чиновников особое место

занимали главный судья, юридический советник царя и со-

ветник царя по делам культа, воспитатель его сыновей,

верховный придворный жрец (пypoхиma).

Наряду с назначением чиновников царской властью су-

ществовала практика передачи чиновничьих должностей по

наследству, чему способствовала кастовая система. Для

придания должной эффективности государственному аппара-

ту Маурьи создали сеть контрольных, надзорных должнос-

тей, инспектирующих чиновников - шпионов, царских тай-

ных агентов, которых царь "принимал и днем и ночью"

(Артхашастра, I, 19).

Местное управление. Особой сложностью в империи Ма-

урьев отличалось административное деление и связанная с

ним система местного управления.

Лишь часть территории империи находилась под непос-

редственным управлением царя и его двора. Самой крупной

административной единицей была провинция. Среди них вы-

делялись пять наиболее крупных провинций, управляемых

царевичами, и пограничные провинции, управляемые други-

ми членами царской семьи. В функции правителя провинции

входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор на-

логов, обеспечение строительных работ.

Менее крупной административной единицей был округ,

возглавляемый окружным начальником, "думающим о всех

делах", в его обязанности входил контроль над сельской

администрацией. Он получал доход "с города" (ЗМ, VII,

119).

Артхашастра (II, 1) выделяет четыре вида сельских

областей, состоящих из 800, 400, 200 и 10 селений, и

соответствующих им в органах местного управления упра-

вителей. Характерно, что жалованье давалось управителю

начиная с 10 деревень. Это свидетельствует о том, что

староста деревни-общины, "главный житель" деревни (гра-

мика) не был царским чиновником. В обязанности старосты

входили сбор налогов, наблюдение за порядком в общине

и пр. Наиболее важные вопросы внутриобщинной жизни -

ирригация, отправление общинных культов, охрана от раз-

бойников и прочие - решались на общинных сходках. В ре-

шении вопросов, связанных с продажей земли, границами

земельных участков, важная роль принадлежала общинному

совету старейшин.

Суд. В Древней Индии существовали две системы судов

- царские и внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участ-

вовал сам царь "вместе с брахманами и опытными советни-

ками" или замещающая его судебная коллегия (сабха),

состоящая из назначенного царем брахмана, "окруженного

тремя судьями" (ЗМ, VIII, 10). Толковать в суде нормы

права, дхармы мог брахман, в крайнем случае кшатрий или

вайший (VIII, 21). Как высшему судье царю принадлежало

право ежегодно объявлять амнистии.

Судя по Артхашастре (III, 1), во всех административ-

ных единицах, начиная с 10 деревень, должна была назна-

чаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме

того, специальные судьи разбирали уголовные дела, осу-

ществляли "надзор за ворами". Особенно большая ответс-

твенность в борьбе с преступлениями лежала на городских

властях, которые с помощью своих агентов проводили

обыски, задерживали неизвестных, устраивали облавы в

мастерских, кабаках, игорных домах.

Большинство дел рассматривалось общинными кастовыми

судами. Неофициальные кастовые суды сохранились в Индии

до настоящего времени.

Армия. Армия играла огромную роль в государствах

Древней Индии. Войны и грабеж других народов рассматри-

вались как важный источник процветания государства. По-

читался царь - мужественный воин, добывающий силой "то,

что он не имеет" (ЗМ, VII, 101). Царю переходила и

большая часть награбленного имущества, в частности зем-

ля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу

среди солдат (VII, 97).

Армия комплектовалась из наследственных воинов, на-

емников, воинов, поставляемых отдельными объединениями,

в частности торговыми гильдиями, зависимыми союзниками,

вассалами. Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии

могли носить оружие, другие "дважды рожденные" могли

браться за оружие лишь тогда, когда для них "наступает

время бедствий" (VIII, 348).

Армия выполняла и функции охраны общественного по-

рядка. Она бдительно должна была стоять на защите госу-

дарственной целостности. Воинские отряды помещались в

связи с этим среди "двух, трех, пяти, а также сотен де-

ревень" (VII, 114).

 

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


написать администратору сайта