Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1. Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1 Под общей редакцией
Скачать 4.45 Mb.
|
Глава 5. Древний Китай История Древнего Китая обычно делится на ряд перио- дов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV-XI вв. до н.э.), период Чжоу (XI - III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII - V вв. до н.э.) и Чжаньго - "борющихся царств" (V-III вв. до н.э.), последний завершился соз- данием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.). Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в до- лине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледе- лию родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогресси- рующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соп- леменники, а также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов. Создание первоначального примитивного государствен- ного образования в Шан (Инь) было связано с необходи- мостью организации производства, орошения земель, пре- дотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальни- ков, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность ца- ря-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве. Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завоева- нием царства Инь в конце XII в. до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили гос- подство над населением всего Северного Китая, над мно- жеством разрозненных родоплеменных коллективов, находя- щихся на различных стадиях разложения родовых отноше- ний. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы. Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные ва- на, начинают приобретать фактически полную независи- мость. Власть вана ограничивается пределами его владе- ния-домена. Становясь местными царьками, удельные пра- вители сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом управления. Таким об- разом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств. Долголетние непрерывные войны привели .к экономичес- кому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию необходимости мира, сближения на- родов Китая. Выра- жением новых настроений стали проповедники конфуцианс- кой религии, призывающие к объединению страны "без пристрастия и уничтожения людей". Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к "собиранию" земель вокруг семи крупных ки- тайских царств. В истории Древнего Китая V в. до н.э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеоло- гией и стало конфуцианство. Благодаря внедрению желез- ных орудий труда происходит резкий подъем экономики. Освоение новых земель, улучшение ирригационных сооруже- ний, рост сельскохозяйственного и ремесленного произ- водства способствуют развитию товарно-денежных отноше- ний, складыванию рынка, выделению купечества. В этих условиях происходит интенсивное разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения. Все это приводит к тому, что в последние века до н.э. в Китае проявляется противоборство двух тенденций в развитии общества. С одной стороны, развивается круп- ная частная собственность на землю, основанная на экс- плуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, ра- бов; с другой - формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Это были два возможных пути развития: 1) через победу крупной частной собственности на землю - путь раздроб- ленности, междуусобиц; 2) через упрочение государствен- ной собственности на землю и создание единого централи- зованного государства. Утверждается второй путь, носи- телем которого выступает царство Цинь. В 221 году до н.э. оно победоносно закончило борьбу за объединение страны. Основы социальных порядков, государственная машина, созданные в циньском Китае, оказались столь приспособ- ленными к нуждам империи, что они без всяких изменений были перенесены в Хань. Став традиционными, они факти- чески сохранились в императорском Китае до буржуазной революции 1911-1913 гг. Сословно-классовое деление в Древнем Китае. В шань- скоиньском (XV-XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI-Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классово- му обществу Китае складывающиеся сословие-классовые границы проходили между тремя социальными слоями: а) привилегированной правящей родовой аристократией, сос- тоящей из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых) объединений; б) свободными крестьянами-об- щинниками; в) бесправными рабами, которые находились в услужении у представителей знати. Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их приба- вочного продукта. Этому соответствовала система "общественных полей", при которой 1/9 часть общинной земли обрабатывалась сообща общинниками, а урожай с "общественных земель" в виде ренты-налога шел на содержание правителя и знати, а также на государственные и общественные нужды. В связи с дальнейшим развитием государственного ап- парата, усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется еще одно привилегированное сословие - чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме "кормления" с опре- деленных общин, территорий. Разложение общинной собственности на землю, присвое- ние общинной земли (особенно "общественных полей") знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V вв. до н.э. к росту как крупного, так и мелкокрестьянского частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становятся, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях. Вместе с исчезновением "общественных полей" рен- та-налог в форме отработок на "общественных полях" была заменена налогом продуктами соответственно количеству земли, находящейся у отдельных семей. Впервые налог с количества обрабатываемой земли, закрепленной за от- дельными хозяйствами, был введен в царстве Лу в 594 го- ду до н.э. Несмотря на качественный перелом в экономике в это время, процесс образования классов в Древнем Китае шел медленно. Основная эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной точек зрения. В нее входили работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства; арендаторы-издольщики из свобод- ных безземельных и малоземельных крестьян, рабы, наем- ные работники. Эксплуататорский социальный слой был также неодноро- ден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированно- го чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. Выделялся еще один социальный слой, более од- нородный в классовом отношении, слой непривилегирован- ных свободных мелких производителей, собственников средств производства - крестьян и ремесленников. Они находились под тяжким бременем налоговой эксплуатации. Различия между тремя вышеуказанными общественными слоями находили выражение и в праве. "Благородные" про- тивопоставлялись законом и традицией как "подлым" (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и "простонародью" (свободному крестьянству, ремес- ленникам). Рост крупного землевладения, сопровождаемого массо- вым обезземеливанием общинников-крестьян, подтачивал основы традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Катастрофическое сокращение числа нало- гоплательщиков вынуждало государство с помощью реформ ограждать их от разорения. В 119 году до н.э., например, ханьский император Уди издает указ о конфискации у крупных землевладельцев (купцов и ростов- щиков) частных земель и рабов. Им вводится большой на- лог на крупные состояния. Еще более радикальная попытка ограничить рост крупного землевладения была предпринята императором Ван Маном в 9 году до н.э. Он попытался провести перераспределение земельного фонда. Вся земля была объявлена императорской собственностью, запреща- лась ее купля-продажа. Однако этот запрет был снят под давлением крупных собственников ровно через три года. Реформы и в дальнейшем способствовали установлению определенного равновесия государственного и частного землевладения. Государственный строй. Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - насле- довали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывал- ся и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана. В раннечжоусском Китае власть и личность вана окон- чательно сакрализуется. Он носит титул "сына Неба", ко- торый "управляется Небом", его называют "отцом и ма- терью" своих подданных. Ван - первосвященник. Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю де- ятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай - уп- равитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универ- сальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над госу- дарственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновни- ков, подчиненных "надзирателю земель". По образцу двора вана строилось управление и в авто- номных уделах. Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями - чжухоу, они опирались на совет- ников и помощников. Правителей уделов собирал ван для обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о спра- ведливости". В VII-VI вв. до н.э. чжухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать на своих съездах "клятвенные договоры" между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений. В циньско-ханьском Китае складываются централизован- ные деспотические империи. Победу централизации в Древ- нем Китае можно объяснить рядом причин, в частности эт- нической, духовной, культурной общностью населения Ки- тая. Не последнюю роль сыграло и осознание наиболее дальновидными представителями пра- вящих слоев Китая необходимости объединения, прекраще- ния междуусобной борьбы "всех против всех". Эти стрем- ления выразились в распространении в эпоху Чжаньго иде- ологии легистов'. "Власть - это то, чем располагает лишь правитель", - писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государствен- ный деятель Циньской империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы правителя, го- сударства, казны, была ответом на развитие частной зе- мельной собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного крестьянства. Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием Циньской империи. На основании этих реформ была разрешена свободная куп- ля-продажа земли, введен налог на землю, который взи- мался с каждого землевладельца в зависимости от разме- ров его земельного владения. С налогом на землю было введено четкое административно-территориальное деление, а также круговая порука в десяти-, пятидворках, приз- ванных на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др. Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному противнику централизации - потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократи- ческим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце III в. до н.э. в империи Хань была создана систе- ма 20 чиновничьих рангов, соответственно которым чинов- ники занимали должности и получали жалованье. Последнее означало выплату от 10 тыс. даней2 зерна в год облада- телю 1-го ранга, до 100 даней - обладателю 20-го ранга. Власть монарха в циньска-ханьском Китае обожествля- лась. Правитель царства Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул им- ператора (ди). Император выступал в качестве символа, олицетворения "связывающего единства" страны. Важное место в государственном аппарате занимали органы, кото- рые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении "сына Не- ба". В руках китайского деспота сосредоточивалась пол- нота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрок- ратического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов. ' Легисты (законники) - сторонники сильного бюрокра- тического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления. ' 1 дань - 103,5 литра зерна. Часть жа- лования выплачивалась деньгами. Центральный аппарат империи включал в себя ряд ве- домств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совеща- ния к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни. По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества. Финансовое ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в VII-IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэнсян), выполнявший обязанности первого министра, главного по- мощника правителя (вначале их было два - "левый" и "правый"). Он разрабатывал финансовую политику, опреде- лял суммы налоговых и других поступлений в доход казны, государственные расходы и пр. Со временем вместе с усложнением функций государс- твенного аппарата стала больше разграничиваться дея- тельность отдельных ведомств, но это был длительный и незавершенный в Древнем Китае процесс. Командующим ар- мией, например, считался сам император, но положение канцлера как первого помощника и главы административно- го аппарата делало его ответственным за все военные приготовления. Финансовое ведомство осуществляло свои функции вмес- те с ведомством императорского двора, которое выполняло и некоторые функции организатора общественных работ. Ведомство императорского двора сложилось в Ханьской империи, когда содержание императора и придворных стало требовать много денег и за правителем была закреплена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нуж- ды. Налоговые функции финансового ведомства и ведомства императорского двора, располагавших значительным шта- том, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В этом ведомстве существовала должность особого чиновника [душуйя), руководящего строительством и эксплуатацией оросительных сооружений. Сам факт взи- мания налогов за пользование оросительными сооружениями для личных нужд правителя свидетельствует о том, что верховная собственность на воду сосредоточивалась в ру- ках императора. Особая роль отводилась военному ведомству, возглав- ляемому тайвэем, к ведению которого относились комплек- тование армии, назначение военных чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тайвэй наряду с первым министром (чэнсяном) и верховным цензором (юйшидафу) входил в высшую, наиболее привиле- гированную категорию чиновников - "трех гунов". В империи существовало особое ведомство обрядов, ру- ководимое верховным жрецом. Унифицированный ритуал дол- жен был служить социальному сплочению, воспитанию насе- ления в духе признания незыблемости и святости существующих поряд- ков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э. императорской академи- ей, готовящей высокопоставленных чиновников. Он тем са- мым выступал в роли "министра образования". Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они были "гла- зами и ушами" императора в каждом округе, контролирова- ли работу всех его должностных лиц, следили за их бла- гонадежностью, расследовали по прямому поручению импе- ратора заговоры и другие государственные преступления. Глава ведомства сельского хозяйства был своеобразным верховным казначеем, ответственным за поступления в го- сударственную казну налогов, откупных платежей за тру- довые повинности, доходов от государственных монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на со- держание чиновничества и армии. Местное управление. Государственные формы эксплуата- ции податного крестьянства требовали установления чет- кого административно-территориального деления. Еще в Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились первые элементы территориального деления. Здесь были введены округа, являющиеся налоговыми и военными единицами. Уездная территориальная администрация в Китае начала складываться еще в начале VII в. до н.э., в период су- ществования удельной системы. В каждый уезд направлялся чиновник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это впоследствии сыграло важную роль в ликвидации самой удельной системы, в укреплении власти центра на местах. Циньско-ханьский Китай делился на области или окру- га, те - на уезды, уезды - на волости, а волости - на общины - низшие административно-территориальные едини- цы. На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов. Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, ко- торые делили свою власть с представителями военного ве- домства, в их подчинении были расквартированные там ар- мейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках губернатора. Община, несмотря на разрушение общинного землевладе- ния, продолжала играть роль относительно обособленной единицы. Руководство общиной осуществляли староста и "отцы-старейшины". Низший административный персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав чи- новничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью, вплоть до мобилизации об- щинников-крестьян для защиты общинной территории. Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин {санълао). Бюрократический контроль распространялся и на органы местного самоуправления. Система взаимной слежки, от- ветственности действовала на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чи- новников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую работу подчиненных им чиновников. Армия. Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восс- таниями. Войны, в частности завоевание чжоусцами значи- тельных территорий шаньско-иньской эпохи, оказали не- посредственное влияние на становление китайского госу- дарства. Основу военной силы чжоусцев составляли воины-полуп- рофессионалы, входившие в армейские группы и размещен- ные в военных поселениях и лагерях. Военным лагерям вы- делялись земельные угодья, составлявшие их хозяйствен- ную базу. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в распоряжении вана. Должности командующих группой армий передавались по наследству. Воинские повинности в империи Цинь существовали на- ряду со строительными и гужевыми. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. На охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновни- ки, преступники, потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь свобод- ные земледельцы. Постепенно формировалась и постоянная армия, находя- щаяся на содержании казны. Она состояла из телохраните- лей императора, частей, охранявших столицу. На эти час- ти, численность которых в 140 году до н.э. достигала 20 тыс. человек, возлагались и полицейские функции. Так, поимка бандитов и разбойников была обязанностью военно- го ведомства. Начальник императорской гвардии, телохра- нитель вана, занимал важное место при дворе. Суд. Наличие специального судебного ведомства в им- перии Цинь во главе с тинвэем и провинциальных судей свидетельствует об определенном выделении судебных функций из общеадминистративных, которое, однако, про- водилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе. Судебное ведомство ("ведомство наказаний") строго следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновни- ками и пр. Вместе с тем в ханьском Китае почти все ад- министративные органы обладали судебной властью. Пресе- чение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции,который в случае его сложности мог адресовать дело в центр, начальнику судебного или дру- гого ведомства. В качестве последней инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. |