Эссе по философии. эссе по философии. Вариант 5 в чем заключается различие во взглядах на субстанцию между Декартом, Спинозой и Лейбницем
Скачать 21.72 Kb.
|
Вариант 5 В чем заключается различие во взглядах на субстанцию между Декартом, Спинозой и Лейбницем? Философия, которая исходит из классической рациональности, для описания объективной реальности использует понятие субстанции. Она обладает неизменностью, существует в самой себе и благодаря самой себе. Также её считают первопричиной всего происходящего и одновременно имеющей свободу определять саму себя. Существует, однако, проблема четкого определения, что есть субстанция, точнее какой же неизменяемый принцип лежит в её основе. Тем более если из неё состоит все, в том числе и чувства, пространство, душа, материя, мысль Само понятие субстанции появилось ещё в античной философии, чтобы обозначать первооснову всех вещей. Новое время поставила в центр теорию познания и секуляризацию науки, то есть ее полное отделение от религии. В это время формируется механистическая и метафизическая картина мира, в которой роль Бога сведена к минимуму. Соответственно крупнейшими мыслителями этого периода активно прорабатывается вопрос, что же такое есть субстанция. Спиноза придерживается учение о Единой субстанции - Бог. И наделяет его следующими характеристиками: Он ни в чём не нуждается кроме себя. Бесконечен во времени и пространстве. Является самопричиной и познаются только через самого себя. С него начинается всё. Божественная субстанция проявляется через мышление или протяжённость и способна порождать материальные и духовные вещи. Также Спиноза приводит такие понятия, как атрибут и модус. Атрибут это отражение в субстанции в разуме человека, то есть, то, как он ее понимает. Модус - состояние субстанции или ее проявление, которое конечно и изменчиво. Рассуждая о философии Спинозы, её часто называют пантеизмом, потому что Бог как субстанция приравнивается ко всему, что человека окружает, к природе и космосу. Декарт, например, стоит на позиции дуализма, утверждая, что в основе мира лежат сразу две взаимосвязанные сути - материя и Бог. Они не нуждаются для своего существования ни в чём другом. Бог является субстанция мыслящий и духовной, материя включает в себя всё остальное материальное. В этой паре Бог - вечен, всемогущ, является причиной источником всего. Материя же была им создана, но потом получила статус самодостаточности ко всему кроме своего создателя, от которого она зависит. Человек, считает Декарт, является единственным существом, в котором эти две субстанции соединяются и тем самым возвышают его над природой. Если у Спинозы субстанция была едина, а у Декарта дуалистична, то у Лейбница - плюралистична, то есть множественна. Лейбниц соглашается со Спинозой в вопросе о субстанциональной природе мира, а также в признании божественной природы этой субстанции. Согласно его учению, реальность складывается из бесконечного множества монад (простых субстанций – неделимых, неуничтожимых, активных). Монады составляют своеобразную иерархию (от бессознательных, монад-душ с разрезненными чувствами, монад-духов с определенным самосознанием и до наивысшей монады – Бога). Между монадами, несмотря на отсутствие общения, есть определённая божественная согласованность. Такая плюралистическая субстанция имеет особые характеристики: Она не делится и внутренне не изменяется. Каждая монада уникальна и содержит в себе целый микромир. Все монады имеют исключительно духовную природу и живут по законам гармонии. Одновременно каждая монада проходит несколько ступеней развития: Вначале пассивное восприятие и неясные, смутные представления о мире. Потом появляются ощущения и уже ясное представление о мире. Обладание сознанием и эволюции в Бога. Философия нового времени в качестве объяснительного принципа мироздания выдвинула идею субстанции. Чтобы объяснить многообразие реальности потребовалось создание различных модификаций этой категории. |