Структура театра. 1. История организации театрального дела в России
Скачать 2.2 Mb.
|
Срочный трудовой договор. Весьма интересным, на наш взгляд, представляется вопрос о сроках действия трудового дого- вора в театральных организациях. По общему правилу трудовой договор заключается на не- определенный срок. Однако согласно ст. 58 ТК РФ трудовой до- говор может быть заключен на определенный срок, но не более 5 лет (если иной срок не установлен ТК РФ и иными федераль- ными законами). Причем, срочный трудовой договор заключа- ется лишь тогда, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок в силу характера предсто- ящей работы или условий ее выполнения. Это общее правило, но, как известно, из каждого общего правила всегда есть исклю- чения. Эти исключения прописаны в ч. 2 ст. 59 ТК РФ, согласно которой по соглашению сторон трудового договора срочный трудовой договор может заключаться без учета характера пред- стоящей работы и условий ее выполнения. Право заключения трудового договора с творческими работниками (согласно упо- мянутому Перечню), по мнению ряда театральных деятелей, рас- сматривается как большое завоевание. С другой стороны, безусловно, это так, поскольку часто трудовая деятельность кон- кретного артиста связана с репертуарами, с рейтингом того или иного спектакля, а с другой – на наш взгляд, не придает стабиль- ности трудовым отношениям, тем самым снижается уровень га- рантий конкретного исполнителя. В данном случае срок – это «лакмусовая бумажка» для работодателя: срок трудового договора истек, его можно не возобновлять, а принять на работу другого актера (или иного творческого специалиста). И наконец, срок трудового договора с творческим работником может быть уста- новлен только по соглашению сторон, а инициатива установле- ния такого срока может исходить как от работника, так и от работодателя. Что касается прекращения срочного трудового договора, то, согласно ст. 79 ТК РФ, по общему правилу он прекращается с истечением его срока. Однако это вовсе не означает, что работ- ник связан «по рукам и ногам» и не вправе расторгнуть этот до- говор досрочно. Он вправе это сделать. Как, впрочем, и 164 работодатель, но только по основаниям, установленным Трудо- вым кодексом РФ или иными федеральными законами. Спорные ситуации. Содержание трудового договора – это его условия (ст. 57 ТК РФ), они являются предметом совместного (работника и работодателя) обсуждения. Их изменение, по об- щему правилу, возможно только по взаимному согласию. Не тре- бует согласия перемещение работника, под которым понимается перемещение работника у того же работодателя на другое рабо- чее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определен- ных сторонами условий трудового договора. При этом запреща- ется перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья. Но как в таком случае рассматривать по- ручение художественного руководителя театра артисту участво- вать в спектакле не на основной сцене, а на другой площадке театра? Что это, перевод или перемещение? Специфика труда творческого работника, безусловно, тре- бует более четкого правового регулирования. Необходимо, на наш взгляд, предусмотреть в Трудовом кодексе специальную главу, посвященную особенностям регулирования труда творче- ских работников театров, концертных организаций, цирков и т. п., в которой нашли бы отражение особенности заключения трудового договора с творческими работниками, его изменение, отличие перевода от перемещения, работа по совместительству, особенности работы несовершеннолетних, в частности детей до 14 лет, дополнительные гарантии и компенсации для творческих работников, расторжение трудового договора и т. д., как это сде- лано теперь в отношении профессиональных спортсменов и тренеров (гл. 54.1 ТК РФ). Таким образом, при заключении трудового договора (отно- шений) с творческим работником учреждение культуры (работо- датель) должно руководствоваться как отдельными статьями ТК РФ, так и другими отраслевыми нормативными актами. Итак, учебный курс «Организация театрального дела» пред- ставляет собой сугубо профессиональный интерес для педагогов и студентов театральных направлений и специальностей вузов. 165 Автор надеется, что первое знакомство читателей (слушателей) с курсом «Организация театрального дела» будет способствовать расширению профессионального кругозора и развитию мента- литета, а также подтолкнет педагогов-специалистов и студентов к поиску новых форм взаимодействия современного театра и об- щества. В своих мемуарах за 1970-ый год известный советский актёр театра и кино, кинорежиссёр, Заслуженный артист РСФСР Геор- гий Иванович Бурков (1933–1990) высказал важную мысль о том, как должен создаваться и возникать театр. Параллельно акцентируя своё и читателя внимания на во- просе воспитания актеров, Г. И. Бурков замечает, что для театра большое значение и роль играет, как он пишет, «постановка правды». Дальше мы просто процитируем, потому что, во-пер- вых, это сказано очень правильно, во-вторых, это важно, и, в-тре- тьих, потому что мы с этим полностью согласны. Г. И. Бурков замечает, буквально, следующее: «О «постановке правды» я буду, видимо, писать еще не однажды. Вопрос чрезвы- чайно серьезный и обширный. И разобраться в нем нужно как следует. Во всех училищах много занимаются постановкой го- лоса. И, очевидно, правильно делают. Но воспитывают лживых, равнодушных, безвкусных актеров. Это страшно! Почему же та- кое происходит? Как правило, педагогикой занимаются посред- ственные в прошлом актеры. Но дело не только в них. Педагоги, которых не назовешь бездарными (например, Мансурова, Толча- нов и др.), приносят вреда не меньше. Все педагоги учат приемам театральной игры, которыми пользовались когда-то сами. Они пичкают студентов эстетикой старого театра. Будь моя воля, за- крыл бы все театральные училища. Они, кроме вреда, ничего не приносят искусству. Но где же выход? Откуда будут появляться актеры? Вопрос важный, сложный. (Nota Bene. – Авт.). Театры должны возникать студийным пу- тем. И, разумеется, начало нового театра – в новой идее. Новый театр обязан прорвать эстетическую блокаду времени. Опыт по- коления, объединенный новой идеей, – вот на чем строится театр. Училище, ежегодно поставляющее определенное количество ремесленников, ничего не дает. Если и появляются интересные актеры среди выпускников, то благодаря тому, что они сами в училище оберегали свой талант от педагогов. Это счастливое ис- ключение» 1 Завершить свою работу мне хочется знаменитыми словами знаменитого английского драматурга В. Шекспира: «Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль» 2 . Поэтому жизнь и театр существуют неразрывно, они едины в своей сущности и часто бывает так, что сходны также и по своему содержанию. 1 Бурков, Г. И. Хроника сердца. / Татьяна Ухарова, Георгий Бурков. Издатель- ство Вагриус, 1998. – 318 с. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book= 9391. 2 Монолог из комедии Вильяма Шекспира: «Как вам это понравится» / «As You Like It». Источник: URL: https://vikent.ru/enc/6187/. 167 Заключение Организация театрального дела является синтетической дис- циплиной постольку, поскольку театр и его искусство синтези- руют в себе многие другие виды искусств, а также экономико- правовые знания, организаторские навыки и умения в макси- мально возможном объёме. Организация театрального дела базируется на глубоком зна- нии, с одной стороны, театрального искусства, и, с другой сто- роны, на знании экономики театра, театральном менеджменте и маркетинге, финансовом и кадровом менеджменте, юриспруден- ции и т. д. Только при наличии синтеза всех этих знаний, умений и навыков можно создать театр как единый живой организм и за- ставить его успешно и эффективно функционировать в тех сложных условиях современных российских реалий, которые можно наблюдать сегодня. Искусство, как справедливо говорят, требует жертв. Театраль- ное искусство и дело, которое его представляет, требует самых глубоких познаний и больших затрат времени и денег. К такой деятельности нужно специально готовиться и учиться, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела. Ибо в данном случае, в случае театра, мы видим уникальное соединение искус- ства и бизнеса, когда красивая «обёртка» и форма искусства не- возможна без конкретного содержания, которое его наполняет в виде театрального дела и предпринимательства. Сегодня в России театральное искусство расцветает благодаря тому, что развивается театральное дело и предпринимательство. В большом количестве открываются новые театры, которые даже могут превратиться из частных театров в государственные и при- обрести в этой связи государственное финансирование. И яркий пример этому – Воронежский Камерный театр. Такому блестящему успеху, как у Воронежского Камерного театра, способствовало счастливое соединение талантливого преподнесения зрителю театрального искусства и глубокое зна- ние основ театрального дела. Это и есть своего рода «золотой ключик», который может открыть и освободить новые неведо- мые силы, которые до этого спокойно дремали, а после своего высвобождения стали приносить радость и удовлетворение мно- гим людям, и тем, что работают и заняты в постановках, и тем, что просто приходят смотреть и слушать. Ибо театра без зрителя не бывает. Он, зритель, в театре, по- жалуй, самое главное действующее лицо. И вот уже «новый ку- кольный театр даёт первое представление» 1 . Именно этими словами писатель А. Н. Толстой заканчивает свою всем извест- ную сказку для детей, но многое при внимательном прочтении она может рассказать и нам, взрослым людям. Но всё когда-то заканчивается, поэтому пришла пора и нам поставить последнюю точку в нашем рассказе о театральном ис- кусстве и театральном деле в России. Хочется только пожелать читателю почаще заглядывать в театр, в этот храм искусства, и «прикасаться» таким образом к самому возвышенному из искус- ств, и самому тем самым возвышаться, хотя бы даже и над самим собой. Закончить свой рассказ о театре хочется известными словами, которые сказал в своё время Владимир Иванович Немирович- Данченко, «можно построить великолепное, прекрасное здание, прекрасно его осветить и отопить, собрать оркестр, художников, назначить великолепного администратора, директора, – и всё- таки театра не будет... А вот на площадь придут три актёра, по- ложат на землю коврик и начнут играть – и театр уже есть». Здесь, в этих словах скрыто то большое значение, которое придавал знаменитый мастер театра игре актёра. Однако не скроем от сво- его читателя, и мы втайне думаем, что любой читатель как потен- циальный театральный зритель с нами согласится, что играть и ставить пьесы, так же, как и лицезреть их гораздо удобнее в хо- рошо организованном пространстве и времени, а именно в соб- ственном здании театра, особенно в зимнее время года. 1 Толстой А. Н. Золотой ключик, или приключения Буратино / Художник М. А. Скобелев. – М.: Изд-во «Малыш», 1982. – 144 с. 169 Учебно-методические материалы Практическое задание № 1. Исследование театральных архивов и афиш Просмотрите один из цифровых архивов, свободно доступ- ных в Интернете и посвящённых театральному делу (искусству). Используйте тот, который относится к вашей стране (региону). Попробуйте найти статью, в которой рассказывается о театраль- ной гастрольной кампании, театральном импресарио (предпри- нимателе, менеджере) или знаменитом актере. Необходимо сосредоточиться на статьях, опубликованных 60–100 лет назад, к примеру, в начале XX в. Как реагировали те- атральные критики и зрители? Рассказывает ли нам данный ма- териал что-то о предыдущем или следующем городе тура, или общественном приеме в стране, в которой происходило выступ- ление или показ? Есть ли комментарии о том, как автор статьи рассматривал художественное качество выступления по отноше- нию к местным аудиториям? Если вы не можете найти архивную статью, в таком случае афиши или рекламные объявления о предстоящих театральных постановках также являются отличным источником информации. Как здесь рекламируется продукция (спектакль, кинопоказ и пр.)? Чтобы отправить это задание, следуйте приведенным ниже инструкциям: 1. Выберите один из свободно доступных онлайн-ресурсов, связанных с театром. Выполните свое исследование. 2. После того как вы нашли подходящую статью в соответ- ствии с критериями, описанными выше, введите библиографи- ческую информацию в ваше исследование. Вы должны привести статью правильно в соответствии с академическими стандар- тами, в которых указано полное имя автора, название статьи, жур- нал, в котором она появилась, и дату публикации. 3. Не забудьте вставить правильную ссылку, которая ведет непосредственно к исследуемой вами статье! Это будет важным критерием для оценки вашей работы! 170 4. В одном или двух предложениях дайте краткое объяснение, почему вы выбрали именно эту статью (не более 50 слов). 5. Отправьте свою работу, используя электронную почту пре- подавателя. Критерии оценки. Проверьте, правильно ли указана вся не- обходимая информация в соответствии с заданием. Обратите внимание, что здесь не требуется какая-либо система цитат. Од- нако важно, чтобы библиографическая информация и объясне- ние выбора статьи соответствовали поставленному заданию. 171 Практическое задание № 2. Исследование столичных театров 1. Укажите полное название здания столичного (Москва, Санкт-Петербург) театра, который вы исследовали. 2. Укажите дату его открытия. Если это применимо, укажите дату закрытия. В скобках вы можете дать объяснение того, почему оно было закрыто, если это возможно. Например, в 1902–1923 гг. (театр сгорел). Вы также можете использовать этот раздел, чтобы указать основные изменения в здании. Например, 1902–1923; 1912 год (сгорел); 1914 (перестроен); 1923 (преобразован в кино- театр). 3. Введите полный адрес здания (его физическое местораспо- ложение). 4. Укажите возможные ссылки на результаты вашего исследо- вания. Это может быть библиографическая информация, лите- ратура, статьи или ссылки на веб-ресурсы, фото. Обязательно указывается веб-ресурс, сайт театра. 5. В нескольких предложениях дайте краткое объяснение, по- чему вы выбрали именно этот театр, это здание. Предоставьте краткое резюме из дополнительной информации, которую вы исследовали, и некоторый контекст из истории этого театра. Инструкции. На рубеже XIX–XX веков были построены мно- гие новые театры, у них были построены собственные театраль- ные здания. Итак, попробуйте ответить на следующие вопросы: – Когда театр был построен? – Как здание выглядело тогда, и как оно выглядит сегодня? – Здание все еще используется в качестве театра или стало чем-то еще? – Кто построил здание или владел им? Кто сегодня является владельцем? – Когда произошли серьезные изменения (перемещение, по- жар и т. д.)? – Были ли в театре какие-то известные звездные актеры или труппы? 172 Для выполнения этого задания нужно узнать как можно больше об одном из столичных театров. Вы можете просмотреть архивы газет, новости и рекламные объявления о спектаклях, те- атральных гастролях и турне и т. д. Вы можете посмотреть Википедию или другие свободно до- ступные онлайн-ресурсы. Диапазон дат для ваших исследований может быть с 1870 по 1930 гг. Если вы хотите, вы также можете пойти на место, где стоит здание театра, и сделать фотоснимок театра, как он выглядит сегодня. 173 Практическое задание № 3. Исследование местных (локальных) театров 1. Укажите полное название здания местного театра, который вы исследовали. 2. Укажите дату его открытия. Если это применимо, укажите дату закрытия. В скобках вы можете дать объяснение того, почему оно было закрыто, если это возможно. Например, в 1902–1923 гг. (театр сгорел). Вы также можете использовать этот раздел, чтобы указать основные изменения в здании. Например, 1902–1923; 1912 год (сгорел); 1914 (перестроен); 1923 (преобразован в кино- театр). 3. Введите полный адрес здания (его физическое местораспо- ложение). 4. Укажите возможные ссылки на результаты вашего исследо- вания. Это может быть библиографическая информация, лите- ратура, статьи или ссылки на веб-ресурсы, фото. Обязательно указывается веб-ресурс, сайт театра. 5. В нескольких предложениях дайте краткое объяснение, по- чему вы выбрали именно этот театр, это здание. Предоставьте краткое резюме из дополнительной информации, которую вы исследовали, и некоторый контекст из истории этого театра. Инструкции. На рубеже XIX–XX веков были построены но- вые театры. Колониальные силы привели свои традиционные те- атры в колонии, и появились новые формы театральной деятельности. Предприниматели, такие, как Морис Бэндман и Дж. Уильямсон, вкладывали свои денежные средства, чтобы воз- вести собственные театральные здания. Для многих частей нашей огромной страны, России, имею- щей множество регионов, весьма вероятно, что вы найдете зда- ние театра, возникшее исторически, в эпоху 1870 по 1930 гг. Можете ли вы узнать больше об этом? Итак, попробуйте ответить на следующие вопросы: – Когда театр был построен? – Как здание выглядело тогда, и как оно выглядит сегодня? – Здание все еще используется в качестве театра или стало чем-то еще? 174 – Кто построил здание или владел им? Кто сегодня является владельцем? – Когда произошли серьезные изменения (перемещение, по- жар и т. д.)? – Были ли в театре какие-то известные звездные актеры или труппы? Для выполнения этого задания нужно узнать как можно больше об одном из местных театров, где вы живете. Вы можете просмотреть архивы газет, новости и рекламные объявления о спектаклях, театральных гастролях и турне и т. д. Вы можете по- смотреть Википедию или другие свободно доступные онлайн- ресурсы. Диапазон дат для исследования должен быть с 1870 по 1930 гг. 175 Практическое задание № 4. Исследование зарубежных (заграничных) театров 1. Укажите полное название здания зарубежного (загранич- ного) театра, который вы исследовали. 2. Укажите дату его открытия. Если это применимо, укажите дату закрытия. В скобках вы можете дать объяснение того, почему оно было закрыто, если это возможно. Например, в 1902–1923 гг. (театр сгорел). Вы также можете использовать этот раздел, чтобы указать основные изменения в здании. Например, 1902–1923; 1912 год (сгорел); 1914 (перестроен); 1923 (преобразован в кино- театр). 3. Введите полный адрес здания (его физическое местораспо- ложение). 4. Укажите возможные ссылки на результаты вашего исследо- вания. Это может быть библиографическая информация, лите- ратура, статьи или ссылки на веб-ресурсы, фото. Обязательно указывается веб-ресурс, сайт театра. 5. В нескольких предложениях дайте краткое объяснение, по- чему вы выбрали именно этот театр, это здание. Предоставьте краткое резюме из дополнительной информации, которую вы исследовали, и некоторый контекст из истории этого театра. Инструкции. На рубеже XIX–XX веков были построены но- вые театры. Колониальные силы привели свои традиционные те- атры в колонии, и появились новые формы театральной деятельности. Предприниматели, такие, как Морис Бэндман и Дж. Уильямсон, вкладывали свои денежные средства, чтобы воз- вести собственные театральные здания. Для многих частей Европы, Азии, Америки и Северной Аф- рики весьма вероятно, что вы найдете здание театра, возникшее исторически, в эпоху 1870 по 1930 гг. Можете ли вы узнать больше об этом? Попробуйте ответить на следующие вопросы: – Когда театр был построен? – Как здание выглядело тогда, и как оно выглядит сегодня? – Здание все еще используется в качестве театра или стало чем-то еще? 176 – Кто построил здание или владел им? Кто сегодня является владельцем? – Когда произошли серьезные изменения (перемещение, по- жар и т. д.)? – Были ли в театре какие-то известные звездные актеры или труппы? Для выполнения этого задания нужно узнать как можно больше об одном из местных театров, где вы живете. Вы можете просмотреть архивы газет, новости и рекламные объявления о спектаклях, театральных гастролях и турне и т. д. Вы можете по- смотреть Википедию или другие свободно доступные онлайн- ресурсы. Диапазон дат для исследования должен быть с 1870 по 1930 гг. Пример исследования местного (локального) театра Тамбовский государственный драматический театр как крупный культурный центр Тамбовской области Тамбовский Драматический Театр «Тамбовтеатр». Россия, Тамбовская область, город Тамбов, улица Интернациональная, дом 15. Здание Тамбовского областного драматического театра рас- полагается на Интернациональной (в прошлом – Дворянской) улице г. Тамбова. Сейчас и сотню лет назад – вторая по значе- нию в городе, тянется от реки Цна до железнодорожного вок- зала. Здание театра представляет собой сложный многофункцио- нальный объем, состоящий из 3-х основных корпусов. В плане напоминает силуэт летящей пчелы – символа г. Тамбова. Двумя главными фасадами выходит на центральную площадь города. Стены здания богато декорированы. Своеобразно выполнен па- рапет лицевых фасадов, украшенный гербами всех уездных горо- дов губернии. Здание является памятником ранней эклектики с элементами ренессанса и модерна. В 1912 г. в здании будущего театра открылся и постоянный кинотеатр под названием «Колизей». 177 30 января 1921 г. был показан спектакль «Власть тьмы» Л. Толстого (постановка Б. М. Снигирева), который произвел на зрителей неизгладимое впечатление. Вскоре театру было при- своено имя А. В. Луначарского. Здание было реконструировано. С 1937 г. в здании разместился Тамбовский областной драма- тический театр, вскоре правое крыло здания было передано Го- родскому театру кукол. В 1938 г. случился пожар. В 1941 г. в театр попала бомба, разрушив часть здания. В 1937 году Тамбовская область выделилась из состава Цен- трально-черноземного округа и стала самостоятельной админи- стративной единицей. В связи с этим было принято решение о создании Тамбовского областного театра драмы на стационарной основе. Формирование труппы было поручено направленному в Тамбов известному режиссеру Л. М. Эльстону. Главным художни- ком был утвержден только что окончивший институт А. Г. Луга- рев. Основным режиссером был назначен А. М. Незнамов, а музыкальную часть возглавил композитор А. С. Кессельман. 21 октября 1937 года Тамбовский областной театр открылся спектаклем «Любовь Яровая» в постановке Эльстона. Спектакль был с восторгом принят зрителем, но получил разгромную ре- цензию в областной газете. В основу деятельности театра Эльстоном были положены принципы художественного реализма, что позволило не подда- ваться модным в то время формалистическим течениям. Но сам режиссер был сторонником яркой театральности и глубоко пси- хологического подхода к образу. Трудно переоценить значение Л. М. Эльстона для всей истории тамбовского театра. Эльстон тяготел к широким драматургическим полотнам. Лучшими его работами были «Русские люди» К. Симонова, «Со- бака на сене» Лопе де Вега, «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева и вершина его тамбов- ского периода творчества – «Ромео и Джульетта» и «Двенадцатая ночь» Шекспира. Труппа объединяла множество очень талантливых актеров: Б. П. Шмит, заслуженный артист РСФСР, И. А. Иварфэ, 178 Р. И. Ангарова, Н. И. Коварский, М. И. Коварская, М. В. Василь- ева, Г. П. Патлис, Т. А. Болотова, Г. Ю. Зоренин, Т. А. Битрих, В. М. Белевцев. Летом 1938 г. театр сильно пострадал от пожара. Сезон при- шлось открывать в клубе железнодорожников. В отремонтиро- ванное здание театра труппа вернулась осенью 1940 г. История театра в годы Великой Отечественной войны может быть предметом особого изложения. Все эти годы коллектив ра- ботал без отпусков и выходных дней, отдавая средства от внепла- новых спектаклей на строительство самолета «Тамбовский облдрамтеатр», который был передан группой актеров, выезжав- ших на передовые позиции, Воронежскому фронту. А. Е. Ларионов, заслуженный артист РСФСР, сменивший Эльстона на посту художественного руководителя, был полной противоположностью своему предшественнику. Романтик по складу натуры, человек взрывного темперамента, импульсивный и непредсказуемый, он был очень талантлив, но очень нелегок в общении. Его руководящей идеей было воспевание русского ха- рактера. А. Е. Ларионов руководил театром с 1944 по 1947 гг. За это время им были поставлены такие яркие спектакли, как «Снегу- рочка» Островского с музыкой Чайковского, «Петр I» А. Тол- стого, где сам постановщик выступил в заглавной роли, «За тех, кто в море» Лавренева, «Офицер флота» Крона, «Горе от ума» Грибоедова, «Женитьба Белугина», «Победители» Чирскова. У тамбовского театра ещё долгая история со сменой театраль- ных трупп и режиссеров. Ныне этим театром руководит Петр Иванович Куликов, а театр располагается на том же месте, где он и был построен ранее. Театр продолжал и продолжает работать, здание не раз ремонтировалось и сейчас радует своим величе- ственным видом жителей и гостей города Тамбов. Тамбовский Государственный Драматический Театр «Тамбов театр» был выбран, потому что это до недавнего времени это был единственный театр в нашем городе, не считая театра кукол, ко- торый находится в одном здании с театром драмы. У него очень богатая и большая история. 179 Фото. 1. Тамбовский театр. Фото 1920 г. (до пожара) Фото 2. Современный внешний вид ныне действующего театра, отреставрированного после пожара Кроме того, я выбрал этот театр потому, что много раз бывал в Тамбове, и мне нравится этот провинциальный российский го- род. Кроме того, мне нравится внешний вид этого театрального здания, а также и сам театр, расположенный по адресу: Россия, Тамбовская область, город Тамбов, улица Интернациональная, дом 15. Источники информации: 1. Тамбовское областное государственное автономное учреждение куль- туры «Тамбовтеатр» // URL: http://tambovteatr.ru 180 2. Тамбовский областной драматический театр. // URL: http://www. tstu.ru/win/kultur/art/theatr/titul.htm 3. История театра: Тамбовский областной драматический театр. // Статья о Тамбовском театре на сайте TSTU // URL: http://www.tstu.ru/win/kultur/ art/theatr/all1.htm 4. Тамбовский драматический театр // Материал из Википедии – свобод- ной энциклопедии // https://ru.wikipedia.org/wiki/Тамбовский_драматиче- ский_театр Липецкий государственный академический театр драмы имени Л. Н. Толстого История основания театра. Многие исторические места в Ли- пецке связаны с пребывания в нем Петра Первого, построившего в городе «железоделательные» заводы для оснащения пушками кораблей Воронежского флота. В начале XVIII века по указу Петра Великого в Липецке было начато использование уникаль- ных источников минеральной воды. Город впоследствии стал ку- рортом. Князь Шаховской в 1815 году даже написал забавную пьесу «Урок кокеткам, или Липецкие воды». Для развлечения приезжих в 1707 году в Липецке появилось здание курортного зала, вместимость которого составляла 400 человек. Архитектором этого проекта стал Славинский, позже здание много раз перестраивали. Курзал был совмещён с бюветом, отдыхающие могли попить минеральной воды, а по- том отправиться на представление. На сцене этого развлекательного зала ставились оперы, опе- ретты, а также драматические представления. На сцене выступали артисты Императорского Московского Малого театра, давали представления Липецкое музыкально-драматическое и Липецкое дамско-благотворительное общества, а также давались концерты заезжими певцами, музыкантами и артистами. На протяжении многих лет в Липецке давали гастроли артисты столичных теат- ров. Стены курзала помнили писателя Г. Успенского, поэта Я. Полонского, актеров Комиссаржевскую и Москвина. 1 августа 1869 года в курзале дал блистательный концерт основатель Мос- ковской консерватории Н. Г. Рубинштейн. Сбор средств от кон- церта был им передан на бесплатное лечение нуждающимся. Почти все концерты имели благотворительный характер и 181 деньги собирались на лечение нуждающимся. Именно курорт- ный зал послужил предвестником возникновения в последую- щем театра драмы. К сожалению, здание в советское время было снесено, по причине аварийного состояния. Было обещано, что на этом же месте появится новый курзал, но до сегодняшнего вре- мени здание ещё не построено. История создания театра. С 1921 года руководителем театра по решению Совета рабочих становится Е. Н. Лавров, который набрал труппу из московских артистов. Именно он занялся ак- тивным привлечением местных профессионалов. В июне 1921 года был открыт Первый Советский Драматический театр. Премьерной постановкой стал спектакль по пьесе Андреева «Савва». В первый зимний сезон на сцене были поставлены такие пьесы, как «Бесприданница», «Ревизор» и др. На тот момент ак- терский состав насчитывал 25 человек, а также были один глав- ный и два очередных режиссера. В таком составе театр проработал лишь до 1923 года, после был закрыт. С началом новой экономической политики в стране липец- кий театр был открыт только летом, а в спектаклях играли только приезжие актеры. Кроме того, в театре все чаще начали ставить оперетты. В 30-х годах правительством Липецка было принято решение о восстановлении деятельности театра, и после долгих подгото- вок в 1932 году была поставлена премьера по спектаклю Вишнев- ского «Первая конная». 1932 год считается второе день рождения театра. Театр во время войны. С наступлением войны театр не пре- кратил свою деятельность, несмотря на то что на передовую ушли и погибли многие выдающиеся актеры театра. Линия фронта проходила очень близко от города, и поэтому регулярно ставились спектакли для поддержания военного духа советских солдат. К осени 1941 года линия военных действий приблизи- лась к территории города, а в начале декабря фашисты заняли г. Елец. Ушли на фронт актеры Сухов и Турченко, погибшие во время первых боев. Ушел на фронт и артист театра Сергей Ли- таврин, которому за героическую защиту г. Ленинграда впослед- ствии присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В 182 честь него названа одна из улиц города. Июль 1942 года был ознаменован захватом Воронежа, в результате чего многие пред- приятия Липецка, вместе с драматическим театром, были вынуж- дены эвакуироваться вглубь страны подальше от линии фронта. Освобожден Воронеж был 25 января 1943 года, и тогда липецкий театр первый вернулся для восстановления своей работы. Первые спектакли после освобождения города были показаны именно его труппой. В 1954 году с образованием Липецкой области театр стано- вится областным. Широкую известность театр приобрел, главным образом, благодаря так называемому «Липецкому театральному экспери- менту». Театр стал сочетать в себе и театр для взрослого зрителя и детский театр для детей и юношества. Кроме того, театр стал ставить на своей сцене много музыкальных спектаклей для раз- ной по возрасту зрительской аудитории. Таким образом, в не- большом городе один театр совместил в себе функции трех театров: «взрослого», детского и музыкального. Постройка нового здания для театра. 5 ноября 1968 года на Красной площади по проекту архитек- тора М. П. Бубнова построено здание театра на 841 место, из-за чего площадь переименовали в Театральную. (Кстати, по иро- нии судьбы соседняя улица называется улицей Льва Толстого.) С 1977 года художественным руководителем театра был народный артист России В. М. Пахомов (он же был директором). После его смерти в 2007 году театр некоторое время оставался без худрука; его обязанности исполняла Людмила Должикова, экс-заместитель директора по экономике. В августе 2008 года главным режиссёром назначен С. А. Бобровский, прежде руково- дивший Бийским драматический театром. Людмила Должикова стала директором театра. В 1981 году театру присвоили имя Л. Н. Толстого. Это един- ственный в России театр, который носит его имя. В день рожде- ния писателя липецкие артисты выезжают в музей-усадьбу «Ясная Поляна», где выступают со спектаклями, посвященными жизни и творчеству Толстого. 183 Присвоение имени, великого Толстого Липецкому театру связано с двумя обстоятельствами: железнодорожная станция Астапово (ныне станция Лев Толстой), где умер писатель, нахо- дится на Липецкой земле; кроме того, театр много лет плодо- творно реализует просветительские идеи Толстого средствами театрального искусства. Плодотворная просветительская деятельность театра была замечена и высоко оценена. В 1994 году театр получил статус «государственного академического». В репертуаре театра – про- изведения А. С. Пушкина, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. А. Булгакова, А. Т. Твардовского, М. Хуциева, С. Золотникова. Для детей и подростков играются народные сказки и сюжеты по произведениям Э. Т.-А. Гофмана, Г.-К. Ан- дерсена, А. Линдгрен, Л. Кэрролла, Е. Л. Шварца. В последние годы театр потянулся к зарубежной классике; на его сцене можно видеть спектакли по пьесам Ж.-Б. Мольера, Г. Ибсена, Л. Пиран- делло, Ф.-Г. Лорки, Т. Уильямса. Липецкие театральные фестивали. Липецкий театр является основателем известного театрального фестиваля – «Мелиховская весна». На протяжении четверти века коллектив театра проводит театральные действа в заповедном музее-усадьбе А. П. Чехова «Мелихово» в Подмосковье, куда выезжает труппа театра и разыг- рывает свои новые спектакли по пьесам и литературным произ- ведениям великого русского писателя, а также по пьесам о его жизни и творчестве. Фестиваль этот получил международный статус. На нем побывали многие выдающиеся деятели мирового театра. Липецкие театральные встречи. Имя Льва Николаевича Тол- стого ко многому обязывает театр, в первую очередь – к серьез- ной просветительской деятельности. Главными составляющими этой деятельности являются учрежденные и организованные те- атром фестивали «Липецкие театральные встречи», которые про- водятся ежегодно (с 1985 г.) на сцене академического театра. На фестиваль съезжаются артисты и режиссеры, писатели и кри- тики, ученые-театроведы, искусствоведы и филологи. Общение проходит в форме научно-практических конференций. 184 В 1991 году «Липецкие театральные встречи» получили ста- тус международных. В них стали принимать активное участие видные зарубежные ученые и деятели мирового театра. В этом году базе Академического театра в рамках международ- ного фестиваля «Липецкие театральные встречи» будет впервые в Липецке проведена театральная лаборатория. Уникальность данного проекта, во-первых, в том, что авторами пьес являются драматурги из 4-х разных стран. Во-вторых, что специально для данного проекта написаны пьесы на заданную тему. В-третьих, что показы (пускай и не все) будут привязаны к историческому месту (2 театральных показа-эскиза будут презентованы в Аста- пово). Источник информации: Липецкий театр драмы им. Л. Н. Толстого // http://www.teatr-tolstogo.ru Фото 3. Курзал в Нижнем Парке Липецких Минеральных Вод 185 Фото 4. Вид Курзала в Нижнем Парке Фото 5. Зрительный зал в театре курзала 186 Фото 6. Сцена в курзальном театре Исследование театральных архивов и афиш. Пример анализа статьи о театре Спектакли французской труппы в Санкт-Петербурге // Еже- годник императорских театров. Сезон 1902–1903. Выпуск XIII. Издание Дирекции Императорских театров. / Под редакцией Л. А. Гельмерсена. Год выпуска: 1903. С. 247–262. // URL: http:// full.sptl.spb.ru/ORIRK/EJEGODNIK/eits_1902–1903.pdf В данной статье журнала «Ежегодник императорских теат- ров» рассматривается деятельность французского театра в городе Санкт-Петербург. Эта статья не содержит описания спектаклей, отзывов каких-либо критиков, или общего впечатления автора от пьес сыгранных французской труппой, но зато она представляет нам полную датированную картину спектаклей со всеми действу- ющими лицами и немного предысторией той или иной уже ра- нее игравшей пьесы за рубежом нашего государства. 187 Французский театр пробыл на территории Санкт-Петербургских театров с 21 сентября 1902 по 30 апреля 1903 и за это время они сыграли 132 пьесы, объемом от 1 акта до 6 актов. Я выбрал этот источник в связи с тем, что он отображает пол- ную картину театральной жизни во второй половине XIX века и начале XX века, а именно эта статья показывает, насколько акту- альны и популярны были гастроли зарубежных театральных трупп в России, французской, немецкой и др. Источник информации: Обозрение деятельности Императорских мос- ковских театров // URL: http://full.sptl.spb.ru/ORIRK/EJEGODNIK/eits_ 1902–1903.pdf Начало статьи 247 стр. Конец статьи 262 стр. Журнал: «Театральная газета». / Редакция: Э. М. Бескин. Вы- пуск: № 18. Дата выпуска: 1 мая 1916 года. // URL: https://www. liveinternet.ru/users/stanislav_shavlovskij/post120851414/ Данный журнал выпускался на еженедельной основе и в нем освещались все события театральной жизни Российского госу- дарства. В начале журнала мы видим небольшие минималисти- ческие афиши, содержащие текст, который отображает: дату, время, место, режиссера, название пьесы и иногда небольшое описание, и перечисление играющих актеров. После этой ин- формации идут вставки с рекламой, и потом уже начинаются непосредственно сами статьи. К сожалению, в выпуске, который мне удалось найти, не было статей о гастролирующих театрах, но есть одна статья о поль- ском театре, статьи о театрах Москвы Санкт-Петербурга и про- винции, так же журнал отображает не только статьи о пьесах, но и о балете и опере и ещё содержит интересные фотографии раз- дела «фото на лету». Анализ театральной афиши Давайте рассмотрим афишу, представленную в журнале «Те- атральная газета» 1916 года выпуска (см. рис. 1). Данная афиша очень отличается от современных афиш, к ко- торым мы сегодня привыкли. Здесь мы не видим ярких и броских 188 рисунков, мы видим только текст, текст, текст и ещё раз текст. В афише отображено: дата и время проведения спектаклей, их названия («Принцесса долларов» «Граф Люксембург» «Наконец одни» «Скачки и женщины») и режиссёр нового спектакля. Спек- такли, которые ранее игрались не имеют описания, а вот новый спектакль «Скачки и женщины» имеет небольшое описание, как бы предыстория всей пьесы, что бы зритель охотнее шёл на спек- такль. Рисунок 1 Есть в этом журнале и афиша гастрольного императорского театра (см. рис. 2). Рисунок 2 189 В гастрольных афишах мы с вами видим яркую надпись «Га- строльное турнэ» или просто «Гастроли», далее следует имя того, кто гастролирует (если один человек) а если это опера или балет, то имя руководителя гастролирующей труппы. Если это га- строли русских актеров, певцов или танцоров, то, как правило, в них яркими и жирными буквами указывается, что они служат «Императорскому театру». После этого идет маршрут их тура от начала и до конца без указания дат и времени выступления. А также ни на одной из афиш не отображены названия программ, с которыми будут гастролировать труппы или одинокие актеры (выступающие с индивидуальной программой). Журнал: «Рампа и жизнь» / Ред.-изд. Л. Г. Мунштейн. Выпуск № 21. Год выпуска: 22 мая 1916 года. // URL: http://contragents. ru/culture/exhibits/prev_6452126 «Рампа и жизнь» – это еженедельный иллюстрированный журнал, издававшийся в Москве с апреля 1909 года по октябрь 1918 года. На обложке 21 выпуска журнала «Рампа и жизнь» 1916 года изображена актриса, принимавшая участие в гастролях театра «Эрмитаж» (см. рис. 3). На первой странице мы видим афиши и информацию о не- скольких театрах: театр «Малаховка», театр и сад «Эрмитаж», те- атр Струйскаго и др. (см. рис. 4). На старых афишах практически нет изображений и нахо- дится только текст. По размеру эти афиши небольшие, но предо- ставлена вся необходимая информации о спектаклях, театре или гастролях. Как правило в афише указаны: название театра, назва- ние спектакля («Бесстыдница», «От преступления к преступле- нию», «Откуда сыр-бор загорелся») или содержание концерта (художественные миниатюры, театральные гримасы, злободнев- ные напевы и т. д.), дата и время показа спектакля, режиссер и администратор, телефон. В некоторых афишах могут быть ука- заны еще и артисты, художник, жанр, маршрут (если гастроли), стоимость билета, адрес театра и как к нему можно попасть. 190 Рисунок 3 Рисунок 4 191 Помимо афиш, в журнале есть статьи, а также шаржи и кари- катуры на спектакли и деятелей искусства, рисунки спектаклей и декораций, стихи. Журнал «Рампа и жизнь» задумывался как узкоспециализиро- ванное издание, его целью было освещение театрального мира. Редактором-издателем данного журнала был Леонид Мун- штейн, известный также в театральном мире под псевдонимом «Lolo», интересовался эстетически-художественной и бытовой стороной русского театра. Журнал был одним из наиболее круп- ных театральных журналов. В нем отсутствовала информация, не касающаяся театрального искусства, и также отсутствовала ре- клама как таковая. Журнал давал обширную информацию о значительных со- бытиях театрально-художественной жизни Петербурга (Петро- града), Москвы и провинции, печатал развёрнутые театральные рецензии, статьи по разным вопросам, касающимся театральной деятельности и смежных искусств, монографические очерки, фельетоны, рассказы, стихи, эпиграммы. Журнал всегда был хо- рошо иллюстрирован; для него рисовали художники А. А. Кой- ранский, В. Н. Дени и др. В журнале печатались К. А. Тренёв, Ю. В. Соболев, И. И. Шнейдер, Н. Львова, С. А. Соколов-Кре- четов. Журнал: «Обозрение театров». Год выпуска: 1914. Редакция Бахмутова. URL: http://full.sptl.spb.ru/ORIRK/OBOZRENIE_ TEATROV/ot_1914_n_2566(25.10).pdf Ежедневная иллюстрированная газета «Обозрение театров» издавалась в Санкт-Петербурге (Петроград) с 1906 по 1918 год. В данной газете представлены программы и афиши санкт-петер- бургских театров. Мной будет рассмотрен выпуск от 25 октября 1914 г. (суббота). Итак, на первой странице мы видим название газеты, которое написано крупными буквами. В более поздних выпусках назва- ние и дизайн не изменялись. Ниже названия находится реклама сгущенного молока и кофе со сливками шоколадно-бисквитной фабрики ТД «Блигкен и Робинсон». На следующих страницах 192 газеты мы так же можем видеть рекламу: отелей, электролечеб- ниц, меховых и ювелирных магазинов, ломбардов, оптик, молоч- ных продуктов и т. д. Реклама являлась основным доходом газеты. Важно отметить, что к 1917 году реклама пропала. Рисунок 5 На каждой странице размещён ежедневный репертуар петер- бургских театров с изложением краткого содержания пьес, либ- ретто, опер и балетов. Во всех выпусках газеты мы можем увидеть 193 новости из мира искусства, литературы и науки, афоризмы вели- ких людей, шарады и портреты деятелей театра. На 4 странице газеты представлен репертуар на неделю, что было очень удобно для читателей. Под афишами можно увидеть впечатления зрите- лей от увиденного представления. Афиши 1914 года не сильно отличаются от современных. Сейчас мы рассмотрим 11-ую страницу газеты. Александрин- ский театр представил спектакль под названием «На полпути». Здесь указана следующая информация, а именно: режиссер, дата, время, место, цена, небольшое описание и состав играющих ак- теров. Из проведённого нами анализа мы выяснили, что газета под названием «Обозрение театров» служила для её читателей пре- красным способом получения необходимой для них информа- ции. Газета существовала не только за счёт проданных тиражей, но также зарабатывала большие деньги, посредством рекламы. Но также выпуск такой газеты был прекрасным подспорьем и по- мощником для столичных театров (см. рис. 5). Пример анализа материала об известной персоналии из сферы театра Сергей Павлович Дягилев (1872–1929) – известный рус- ский театральный и художественный деятель, один из основате- лей группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», антрепренёр (URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дягилев,_Сергей_Павлович). Итак, о Сергее Павловиче Дягилеве автор вспоминает очень много, подробно рассказывая о его семье, об их первом знаком- стве и о том, как Сережа Дягилев превратился из провинциаль- ного мальчика в настоящего аристократа. Особое своё внимание А. Н. Бенуа заостряет на творчестве: «Сергей Дягилев ни в какой художественной области не был исполните- лем, и все же вся его деятельность прошла в области искусства, под знаком творчества, созидания. 194 Я совершенно убежден, что и при наличии всех представителей творче- ского начала в искусстве, при участии которых возникли выставки «Мир ис- кусства» и в течение шести лет издавался журнал того же наименования, при наличии тех, кто принесли свои таланты на дело, ныне вошедшее в историю под названием «Дягилевские русские спектакли», и т. д., я убежден, что и при наличии всех этих сил, ни одна из названных затей не получила бы своей ре- ализации, если бы за эти затеи не принялся Дягилев, не возглавил бы их, не привнес бы свою изумительную творческую энергию туда, где художе- ственно-творческих элементов было сколько угодно, но где недоставало глав- ного – объединяющей творческой воли». Далее, автор рассказывает о том, что если Дягилев хотел чего- то, то это начинало делать и осуществляться. Он не останавли- вался ни перед какими трудностями и в последствии он стал сна- чала организатором картинных выставок русских художников за границей, потом в 1909–1929 он собрал лучших русских деяте- лей искусства и продвигал русский балет и оперу за границей. С. П. Дягилев также отмечал: «Революция, которую мы произвели в балете, касается, может быть, всего менее специальной области танцев, а больше всего декораций и костюмов». По сути, Русские сезоны продемонстрировали невиданный ранее синтез трех искусств, где живопись стала доминантой, а танец рассматривался как «живое проявление театральной декорации». Благодаря С. П. Дягилеву «Русский балет» гастролировал по Европе, США и Южной Америке, добиваясь все большего успеха. Дягилев умел не только распознать талант и собрать ве- ликолепную труппу, имевшую интернациональный состав, но и воспитать хореографа. Благодаря свежести балетмейстерских идей балет Дягилева был в центре внимания балетного мира. Не- смотря на огромный успех «Русского балета», Дягилев испытывал материальные затруднения и прибегал к помощи меценатов. В умении совмещать искусство с предпринимательством заклю- чался творческий гений С. П. Дягилева, его дар импресарио. Гибкость его финансовой политики стала залогом успешной ра- боты труппы в течение многих лет. Автобиографическая книга А. Н. Бенуа была выбрана, потому что в ней есть отдельная глава, которая рассказывает нам впечатления и взаимоотношения ав- тора с известным балетным импресарио начала XX века С. П. Дягилевым. Источник информации: Бенуа Александр Николаевич. Мои воспоминания. Книга 1. Глава 11 «Сережа Дягилев». Год выпуска: 1990. // URL: https:// biography.wikireading.ru/136141 196 Приложение 1 Темы семинарских занятий 1. Театр в современной социокультурной ситуации 2. Организационно-правовые основы театрального дела 3. Сеть и структура театров и организаций других видов ис- полнительских искусств 4. Финансирование театров 5. Основы ценообразования в театре 6. Фандрайзинг в театре 7. Маркетинг в театральном деле 8. Планирование в театре 1 9. Организация показа спектаклей 10. Спектакль и его элементы как объекты авторского и смеж- ных прав 11. Трудовые отношения в театре. Коллективный договор |