Структура театра. 1. История организации театрального дела в России
Скачать 2.2 Mb.
|
Тема 2. Современные формы организации театрального дела и развития театрального искусства Зарождение российского театра. Российское театральное законодательство. Придворный театр. Система императорских театров в XVIII–XX веках. Казен- ные театры. Театральная монополия. Частные антрепризы, городские театры, актерские товарищества в отечественной театральной истории. Коммерче- ские театральные проекты в начале ХХ века. Национализация театрального дела. Государственная культурная политика со- ветского периода и театр. Формирование театральной сети в советское время. Новые виды театральных организаций – театры юного зрителя (ТЮЗ), ку- кольные театры и др. Постепенная унификация организационно-правовых форм театральной деятельности. Театральный эксперимент (1987–1989 гг.). Театральные преобразования ре- формационного периода конца ХХ века. Многообразие организационно- правовых форм театрального искусства в постсоветский период. Культурная политика России в историческом контексте и в контексте мирового опыта. Сеть и структура театров и организаций других видов исполнительских искус- ств. Формирование сети театров. Виды театрального искусства и виды театров. Театры как организации различных видов собственности. Государственные (федеральные и региональные) театры, муниципальные театры, антреприза. Репертуарный театр и театр-проект. Структура и функции подразделений те- атров разных видов. Концертные организации, их сеть и основные принципы структурного построения. Общее и специфическое в деятельности театра и других организаций исполнительских искусств. Кино- и телестудии. Их структура и отношения с театрами. Театральные агентства, продюсерские центры и другие организации инфра- структуры в сфере исполнительских искусств. Роль искусства в формирова- нии менталитета нации. Различные, в том числе самые современные, формы органи- зации театрального дела и развития театрального искусства в стране выступают как важнейшие источники формирования менталитета нации. Что касается России, то если в 2008 году всего 28% граждан посещали театры, то в 2018 году – 48%, то есть практически каждый второй житель нашей страны бывал и продолжает бывать в театрах. А это очень важно для сферы куль- туры. Правда, в первую очередь, конечно, это относится к жите- лям российских столиц – Москвы и Санкт-Петербурга, где больше всего театров и соответственно их посетителей. 25 1. Репертуарный театр (от англ. «repertory theatre») – форма организации театрального дела, при которой театр имеет посто- янный (или медленно обновляемый) репертуар. Для репертуар- ных театров характерно наличие постоянной труппы, хотя, как и другие театры, они иногда нанимают актёров на конкретные спектакли. Репертуарный театр со своим зданием («стационарный») ти- пичен для России и стран Восточной Европы, поэтому в русском языке для обозначения такой организации обычно применяют просто слово «театр» без уточнения «репертуарный». В других странах зачастую более популярны другие типы театров (напри- мер, повторяющие постановку только одного спектакля, пока он приносит хорошие кассовые сборы). Репертуарные театры впервые появились в Англии в XIX веке. В 1879 г. был создан Шекспировский мемориальный театр в Стратфорде-на-Эйвоне, в 1891–1897 годах в Лондоне су- ществовал «Независимый театр» («Independent Theatre Society»), с 1912 репертуарным стал театр «Олд Вик». К началу ХХ века в России работали сотни репертуарных те- атров: – 5 Императорских репертуарных стационарных театров в столицах; – 10 провинциальных казённых театров; – более 400 полупрофессиональных народных театров; – около 300 антреприз и товариществ. Современное состояние репертуарного театра в России, по оценке Ю. П. Любимова, выглядит следующим образом: «театр репертуарный – это традиция русского театра. Репертуарный те- атр гораздо сложнее содержать, но и гораздо интересней». Репертуарный театр обеспечивает России мировое первен- ство. И российская театральная школа – сильнейшая в мире, в ней глубже, чем где-либо изучается основной предмет – эле- менты системы, вспомогательные предметы – пластика, танцы, пение, техника речи. Сохранение профессиональных школ и ре- пертуарных театров, где таланты будут иметь возможность разви- ваться – это сохранение культурных ценностей России. 26 По мнению Ю. П. Любимова, «с потерей репертуарного те- атра мы ставим под удар традиции системы Станиславского. Но потеря традиций репертуарного театра – это ещё не потеря всей театральной культуры, а вот потеря школы грозит эту культуру потерять». Стационарный репертуарный театр-дом потеснён сегодня новыми жизнеспособными и мобильными театральными моде- лями. Стремительно развиваются антреприза, частные театры, театры-студии, именно они сегодня выходят в авангард культур- ного процесса. То, что антреприза может стать шедевром теат- рального искусства, доказывают работы Стуруа, Някрошюса, Доннеллана. Вероятно, разнообразие форм творческого существования, только обогатит театр и воспринимающего его человека, предо- ставив ему реальную свободу выбора множества различных си- стем социального и культурного поведения. Законодательно каждая из этих форм должна быть защищена, тогда каждый твор- ческий коллектив сможет выбрать подходящую ему модель. Не так уж важно под какой вывеской будет театр, в который придёт зритель, гораздо важнее, чтобы этот театр удовлетворял культур- ные потребности человека. 2. Антреприза (фр. «entreprise» – предприятие) – форма ор- ганизации театрального дела, в котором организатор (антрепре- нёр) приглашает для участия в спектакле актёров из различных театров (в отличие от формы репертуарного театра с постоянной труппой). Антрепренёр (фр. «entrepreneur» – предприниматель) – мене- джер или предприниматель в некоторых видах искусства, содер- жатель либо арендатор частного зрелищного предприятия (театра, цирка и др.) – антрепризы. За рубежом антрепренёры именуются: менеджер (в Англии), импресарио (в Италии), про- дюсер (в США). Антрепренёры существуют с момента возник- новения профессиональных трупп. Известные антрепренёры России – это С. П. Дягилев, В. Г. Воскресенский, П. М. Медве- дев, Н. И. Собольщиков-Самарин, В. М. Воронков, К. С. Винтер и А. И. Сибиряков. 27 Антрепренёры в литературе. Из литературных персонажей- антрепренёров весьма известен директор театра кукол, Карабас- Барабас из сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой клю- чик, или Приключения Буратино». Иногда менеджеров, продю- серов, антрепренёров (реже режиссёров) называют «Карабасами- Барабасами». Примером современной театральной компании, работаю- щей на антрепризной основе, является «Арт-Партнёр XXI» и «Театральное товарищество 814». В современном театральном мире, многие европейские и мировые театральные коллективы переходят на систему антрепризной самоорганизации, что не обязательно является признаком коммерческой доминанты их деятельности. Росту независимых антрепризных коллективов в мире способствовала реформа в финансировании учреждений культуры и возможность получения грантов и дотаций со сто- роны государства как отдельным режиссерам, продюсерам, акте- рам или перформерам, так и организациям, занимающимся созданием и прокатом антрепризных спектаклей. 3. Театр-проект – особая форма организации театрального дела в виде специальных творческих проектов, основанная на ин- новационном подходе и поиске нового, организации новатор- ских проектов, могущих заинтересовать и привлечь внимание современного искушенного театрального зрителя. Примером такого российского театра-проекта является «Не- зависимый театральный проект» (театр НТП) в Москве. Агентство «НТП» (возглавляет Эльшан Мамедов) – это одна из крупнейших продюсерских компаний в России, которая занима- ется организацией новых театральных проектов. Первой постановкой, осуществлённой «Независимым теат- ральным проектом», был спектакль Андрея Житинкина «Игра в жмурики» (1993). Затем последовало проведение гастролей «Ге- ликон-оперы» в Санкт-Петербурге (1994) и реализация проекта «Видеотеатр» (лучшие спектакли российского театра для домаш- ней видеотеки; 1996). Ярким событием стал совместный проект с Геннадием Хазановым: теле- и видеопрограммы «Чужие юби- леи», «До и после полтинника» и др. 28 Пример – Независимый Театральный Проект (Театр НТП // URL: http://teatrntp.ru/). 4. Народный театр – форма организации театрального дела в России, представляющая собой профессиональный театр «для народа». Исторически в Российской империи народным театром называли непрофессиональный театр. Далее, в СССР с 1959 года звание «Народный театр» присваивалось успешным самодеятель- ным театрам с постоянной труппой, обширным репертуаром и залом для регулярных спектаклей. Таким театрам выделялось гос- ударственное финансирование. На 1975 год в СССР было свыше 2 тысяч народных театров, включая 50 музыкальных народных театров. В настоящее время такие народные театры существуют и в Российской Федерации, являясь как бы продолжателями со- ветской народной театральной традиции. Кроме того, такое название имеет русский фольклорный те- атр, основанный на материале устного народного творчества (ба- лаган, вертеп, петрушка, раёк, скоморохи). Другое название – бульварный театр. 5. Бродвейский театр (англ. «Broadway theatre») – особый вид коммерческого театрального искусства за рубежом, в США. Вблизи одноимённой улицы на острове Манхэттен в Нью-Йорке в так называемом Театральном квартале находятся около 40 боль- ших театров. Бродвей является основой американской театраль- ной культуры. В настоящее время название «Бродвей» стало нарицательным. Спектакль (или шоу) называется «поставленным на Бродвее», если он состоялся в одном из его театров. Только эти спектакли могут получить премию «Тони», ежегодно присуж- даемую за достижения в области американского театра. Бродвейский театр в России как новая разновидность музыкального театра, мюзикл. Премия «Тони» (англ. Tony Award) – это самая популярная премия, ежегодно присуждаемая за достижения в области американского театра, включая музы- кальный театр (прежде всего многочисленные постановки на Бродвее, Нью-Йорк). Полное официальное название премии – «Antoinette Perry Award for Excellence in Theatre». Своё название 29 премия получила в честь американской актрисы и режиссёра Ан- туанетты Перри (1888–1946). Данная премия присуждается профессиональным сообще- ством, состоящим из приблизительно 700 человек, имеющих от- ношение к индустрии развлечения и журналистики. Премия «Тони» была основана в 1947 году и считается театральным экви- валентом кинематографического «Оскара», музыкальной «Грэмми» и телевизионной «Эмми». В настоящее время премия вручается в 27 номинациях. 70-я юбилейная церемония вручения премии «Тони» состоялась 12 июня 2016 года. Лауреатами пре- мии становились и становятся многие видные актёры и деятели театра (URL: http://www.tonyawards.com/index.html). Посещение спектаклей на Бродвее – это одно из самых попу- лярных развлечении иностранных туристов, посещающих аме- риканский город Нью-Йорк. 6. Театральные фестивали также являются важной формой организации театрального искусства и развития театрального дела. Примерами фестивальной организации театрального дела являются очень известные во всё мире Эдинбургский фестиваль, Фестиваль «Фриндж» в Эдинбурге («The Fringe», https://www. edfringe.com/), в России – Платоновский фестиваль искусств (в городе Воронеж 6–17 июня 2018 г., http://www.platonovfest. com/) и многие другие. Эдинбургский фестиваль – это общее наименование фести- вальных мероприятий, проходящих в Эдинбурге каждое лето, как правило, в августе. Несмотря на то, что фестивали проводятся разными организациями, не имеющими отношения друг к другу, посетителями они воспринимаются как одно событие. Эдин- бургский фестиваль является крупнейшим среди подобных еже- годных мероприятий. Изначальными, и в настоящее время крупнейшими составля- ющими фестиваля, являются Эдинбургский международный фе- стиваль и Эдинбургский Фриндж. Эдинбургский международный фестиваль ведёт свою историю с 1947 года. Он был учрежден в рамках послевоенных усилий по повышению морального духа населения. И в первый же год восемь театральных организаций 30 вышли за пределы официальной части, организовав дополни- тельные выступления, превратившиеся в результате в Эдинбург- ский Фриндж. Международный фестиваль и Фриндж остаются независи- мыми друг от друга событиями с различной программой. В по- следние годы к ним добавилось множество других фестивалей и культурных событий, организованных различными организаци- ями, но приуроченных к тому же времени. Фриндж, в свою очередь, является крупнейшим фестивалем театрального искусства в мире. Фестиваль искусств Фриндж в Эдинбурге, это крупнейший в мире фестиваль искусств. В тече- ние практически месяца происходит свыше 3000 выступлений артистов из более чем 50-ти стран со всего мира на 300 площад- ках фестиваля. Кабаре и детские спектакли, театры комедии, танцы и цирковые представления, арт выставки и инсталляции, мюзиклы и опера. Все началось с изгоев. В 1947 году несколько театральных групп небыли допущены к участию в Международ- ном Эдинбургском Фестивале (Edinburgh International Festival), ребята не пошли в паб заливать свое горе. Эти хитрецы с боль- шим успехом провели несколько объединенных выступлений. Выступления проходили рядом с основным фестивалем, но по- зиционировалось как альтернативное движение, что только под- черкивалось некоторой дистанцией. Так продолжалось и на следующий год, и на следующий, и со временем стало еще боль- шим событием, чем то мероприятие, на которое не пустили ар- тистов первоначально. Сегодня Фестиваль Фриндж начинает представлять из себя то, от чего он отдалился в самом начале. Фестиваль Фриндж ста- новится все более коммерческим предприятием и все больше привлекает громкие имена и меньше уделяет внимания новинкам и новичкам как у своих истоков. Растет стоимость участия, растет средняя стоимость билетов. Но даже не посещая помпезные ме- роприятия и громкие премьеры (которых здесь бывает больше половины), проводя все время на улицах города, можно насла- ждаться выступлениями и искусством, ведь планка участия очень высока. 31 7. Учебные театры. Это театры, созданные на базе театраль- ных вузов и театральных факультетов институтов искусств, ин- ститутов культуры, функционирующие как учебные театральные (актерские) мастерские, на базе которых происходит обучение и профессиональное становление студентов театральных вузов и факультетов. ТОП-5 самых именитых театральных ВУЗов России выгля- дит следующим образом: 1. ГИТИС (РАТИ); 2. Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина при Ма- лом театре России; 3. Столичный институт им. Б. Щукина при театре им. Вахтан- гова; 4. ВГИК им. С. А. Герасимова; 5. Школа-студия им. Немировича-Данченко при МХАТ. Надо сказать, что при каждом из них есть свой театр, учеб- ный, театр-студия, либо даже профессиональный театр. Имеется свой учебный Молодежный театр и на базе театрального факуль- тета Воронежского государственного института искусств (ВГИИ) 1 К учебным театрам, вероятно, можно отнести различные те- атральные мастерские наиболее известных мастеров и режиссё- ров отечественного театрального искусства: Михаила Бычкова, Руслана Маликова, Руслана Кудашова и многих других известных организаторов театрального дела. Современные формы органи- зации театрального искусства и развития театрального дела в России выступают сегодня как важнейшие источники и средства формирования национального менталитета россиян. В своих мемуарах за 1970-ый год известный советский актёр театра и кино, кинорежиссёр, Заслуженный артист РСФСР Геор- гий Иванович Бурков (1933–1990) высказал важную мысль о том, как должен создаваться и возникать театр. Параллельно акценти- руя своё и читателя внимания на вопросе воспитания актеров, Г. И. Бурков замечает, что для театра большое значение и роль 1 Театральный факультет Воронежского государственного института искусств // http://voronezharts.ru/fakulteti/teatralniy-fakultet 32 играет, как он пишет, «постановка правды». Дальше мы просто процитируем, потому что, во-первых, это сказано очень пра- вильно, во-вторых, это важно, и, в-третьих, потому что мы с этим полностью согласны. Г. И. Бурков замечает, буквально, следующее: «О «постановке правды» я буду, видимо, писать еще не однажды. Вопрос чрезвы- чайно серьезный и обширный. И разобраться в нем нужно как следует. Во всех училищах много занимаются постановкой го- лоса. И, очевидно, правильно делают. Но воспитывают лживых, равнодушных, безвкусных актеров. Это страшно! Почему же та- кое происходит? Как правило, педагогикой занимаются посред- ственные в прошлом актеры. Но дело не только в них. Педагоги, которых не назовешь бездарными (например, Мансурова, Толча- нов и др.), приносят вреда не меньше. Все педагоги учат приемам театральной игры, которыми пользовались когда-то сами. Они пичкают студентов эстетикой старого театра. Будь моя воля, за- крыл бы все театральные училища. Они, кроме вреда, ничего не приносят искусству. Но где же выход? Откуда будут появляться актеры? Вопрос важный, сложный. (Nota Bene. – Авт.). Театры должны возникать студийным пу- тем. И разумеется, начало нового театра – в новой идее. Новый театр обязан прорвать эстетическую блокаду времени. Опыт по- коления, объединенный новой идеей, – вот на чем строится те- атр. Училище, ежегодно поставляющее определенное количество ремесленников, ничего не дает. Если и появляются интересные актеры среди выпускников, то благодаря тому, что они сами в училище оберегали свой талант от педагогов. Это счастливое исключение» 1 1 Бурков, Г. И. Хроника сердца. / Татьяна Ухарова, Георгий Бурков. Издатель- ство Вагриус, 1998. – 318 с. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book= 9391. 33 Тема 3. Организационно-правовые основы театрального дела Нормативно-правовая база театрального дела. Гражданское законодательство Российской Федерации. Юридические и физические лица. Коммерческие и некоммерческие организации. Организационно-правовые формы. Правовые аспекты создания новых, реорганизации, ликвидации действующих организа- ций. Учредитель, учредительные документы. Законодательство и иные нор- мативно-правовые акты Российской Федерации о культуре. Активное развитие телекоммуникационных, информаци- онно-коммуникационных технологий, интенсивное вхождение в нашу жизнь интернета приводит к определенному снижению зна- чимости театрального искусства в жизни современного человека. В настоящее время в России существует только проект феде- рального закона о театре. Это – Проект Федерального закона № 99121011–2 «О театре и театральной деятельности в Россий- ской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоя- нию на 27.12.1999 года) 1 Целью данного Федерального закона, по мысли её авторов, должны были стать обеспечение и защита прав граждан Россий- ской Федерации, а также иных лиц на свободу художественного творчества, участие в театральной деятельности, пользование услугами театров и театральных организаций, на доступ к произ- ведениям театрального искусства. Однако данный закон в нашей стране до сих пор не принят. Таким образом, на федеральном уровне отсутствует особая регламентация театральной деятель- ности, которая подчиняется общегражданскому законодатель- ству на общих правовых основаниях. Одним из таких краеугольных камней и оснований является Гражданский кодекс РФ, регламентирующий деятельность всех организаций (юриди- ческих лиц) в России. На сегодняшний день мы имеем следующие организаци- онно-правовые основы театрального дела, а именно: 1. Постановление Правительства РФ от 25.03.1999 № 329 (ред. от 23.12.2002) «О государственной поддержке театрального 1 О проекте федерального закона «О театре и театральной деятельности в Рос- сийской Федерации» // http://council.gov.ru/activity/documents/1127/ 34 искусства в Российской Федерации» (вместе с «Положением о те- атре в Российской Федерации», «Положением о принципах фи- нансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации») (URL: http://council.gov.ru/activity/ documents/1127/). Положение о театре в Российской Федерации устанавливает: I. Общие положения и основные принципы деятельности те- атра; II. Правовой статус и гарантии деятельности театра; III. Управление театром; IV. Основы деятельности театра; Устав театра Имущество и средства театра Организация и финансирование деятельности театра Трудовые отношения и социальная защита Внешнеэкономическая деятельность Учет и отчетность в театре V. Ликвидация и реорганизация театра 1 Согласно статистическим ежегодным данным за первое деся- тилетие 2000-х гг., только 4–5% россиян в свободное время по- сещают театры, выставки, концерты, кино. Поэтому, во избежание упадка значимости театрального искусства для насе- ления, правительством РФ в июне 2011 г. была одобрена «Кон- цепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года», в которой указывается, что театр – это область живого межличностного общения, которое усиливается посредством использования технических средств коммуникации. 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 1019-р (г. Москва), которое утверждает Кон- цепцию долгосрочного развития театрального дела в Россий- ской Федерации на период до 2020 года (URL: https://rg.ru/ 2011/06/21/teatr-site-dok.html). 1 URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22517/ 35 Данное распоряжение Правительства РФ также рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федера- ции: – разработать комплекс мер, направленных на сохранение и развитие театрального дела; – учитывать положения Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года при разработке и утверждении региональных целевых программ развития культуры. Целью «Концепции» является выбор и планирование си- стемы сохранения достижений отечественного театрального ис- кусства и создание условий для его динамичного развития с использованием инновационных технологий и мирового опыта в области драматургии. Как отмечается в «Концепции», для до- стижения поставленных целей необходимо: создать условия для развития театра как вида искусства, диверсифицировать теат- ральные предложения; обеспечить доступность для различных социальных слоев населения и увеличение зрительской аудито- рии, сформировать единое российское театральное простран- ство; поддержать на государственном уровне развитие драматургии, науки о театре, театральной критики. 3. Закон Воронежской области от 5 октября 2017 г. № 119-ОЗ «О театрах и театральном деле в Воронежской области». Дата опубликования закона: 05.10.2017 (URL: http://pravo.govvrn.ru/ content/закон-воронежской-области-от-05102017-№-119-оз). Данным законом закреплен правовой статус театров и теат- рального дела в Воронежской области. Закон был принят в целях обеспечения и защиты прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Воронежской области, на свободу художественного творчества, участие в театральном деле, пользование услугами те- атров независимо от организационно-правовой формы, на до- ступ к произведениям театрального искусства, а также в целях развития и обогащения культурного и духовного потенциала населения области, формирования высокого уровня культурной среды в регионе и обеспечения динамического развития теат- рального дела. Приведены полномочия Воронежской областной Думы, пра- вительства Воронежской области и уполномоченного органа в сфере театров и театрального дела. Государственная поддержка театров и театрального дела осу- ществляется посредством содействия в осуществлении инвести- ционных проектов в целях сохранения, возрождения и развития театров и театрального дела; содействия материально-техниче- скому обеспечению деятельности театров; поддержки участия творческих составов (трупп) театров независимо от их организа- ционно-правовой формы в культурных мероприятиях област- ного, межрегионального и международного уровней; оказания информационной поддержки театров; содействия обучению и подготовке квалифицированных специалистов для театров и т. д. Такие областные законы были приняты также и в некоторых других субъектах России, но далеко не во всех регионах из име- ющихся 85 субъектов РФ. К таким регионам, принявшим свои законы о театре, относятся Республика Татарстан, Архангельская область, Воронежская область, Томская область и некоторые другие. На этом простом основании можно сделать вывод, что внимание к театру и театральной деятельности в нашей стране как на федеральном, так и на региональном уровне, оставляет пока ещё желать много лучшего. |