Главная страница
Навигация по странице:

  • Таблица 2 – Распределение функций между бюджетами

  • Особенности финансирования театров.

  • Структура театра. 1. История организации театрального дела в России


    Скачать 2.2 Mb.
    Название1. История организации театрального дела в России
    АнкорСтруктура театра
    Дата31.08.2022
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла75osrbwkptnu8y38px04w0qwia318u64.pdf
    ТипКоллективный договор
    #657142
    страница4 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    Тема 4. Финансирование театров
    Социально-культурное содержание государственного и негосударственного финансирования театра. Причины необходимости экономической под- держки театра. Система финансирования театров и других организаций куль- туры в России в контексте многообразных систем финансирования социальной сферы в мире.
    Бюджетный кодекс Российской Федерации и правовая основа бюджетного финансирования театров – государственных (муниципальных) учреждений.
    Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций культуры.
    Особенности налогового регулирования в сфере культуры. Основные про- блемы и перспективы налоговой политики.
    Типы и модели финансирования сферы культуры и театра за рубежом.
    Культура – это социальная сфера, способствующая повыше- нию интеллектуального потенциала общества, формированию ценностных ориентиров и норм поведения индивидуумов, со- здает предпосылки для модернизации экономики, социальной активности личности. Результаты культурной деятельности вы- ражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и не всегда поддаются обычным статистическим измерениям. Совре- менная сфера культуры является индустрией с многомиллион- ными рабочими местами, она выходит за пределы той или иной страны на глобальные рынки через сети обмена информацией, развития коммуникаций, теле-, медиа-, кинопроизводства. Тен- денция совмещения производства сочетается с усилением конку- ренции, общественный сектор культуры тесно взаимодействует с бизнесом в интересах достижения социокультурных целей госу- дарства.
    К учреждениям культуры и искусства относятся театры, музеи, дома, дворцы культуры, организации кинематографии, средства массовой информации (телевидение, радиовещание, периодиче- ская печать и издательства, концертные организаций (эстрадные, филармонические), библиотеки, учебные заведения. В городах наиболее популярными объектами культуры являются театры, цирки и др.

    38
    Профессиональный театр (театр-студия) – творческий кол- лектив работников искусства, имеющий в своем составе профес- сиональную труппу, находящуюся на самостоятельном балансе.
    Театры подразделяются на музыкальные, оперы и балета, музы- кально-драматические, драматические, детские, юного зрителя и пр. Показателями развития служат материальная база театра, ком- мерческая вместимость зрительного зала, число спектаклей, чис- ленность зрителей, сумма сборов. Сводные показатели деятельности театров разрабатываются по территории и жанрам театров.
    Состояние и уровень развития подразделений культуры опре- деляются абсолютными и относительными показателями.
    Абсолютные показатели определяют соотношение между ко- личеством учреждений культуры и численностью населения:
    – число театров, массовых библиотек, клубных учреждений, киноустановок на 10 тыс. человек населения;
    – число книг, журналов и брошюр в массовых библиотеках, мест в зрительных и лекционных залах клубных учреждений и киноустановок на 1000 человек населения.
    Рассчитываются показатели, характеризующие посещае- мость учреждений культуры: численность зрителей в театрах (ки- нотеатрах) или посетителей музеев на 1000 человек населения, а также число посещений спектаклей (киносеансов) в среднем од- ним жителем.
    Вместимость зрелищного учреждения характеризуют два по- казателя: общая вместимость (число всех посадочных мест, в том числе служебных) и коммерческая вместимость (число мест, по- ступающих в продажу, без служебных).
    К основным относительным показателям относятся наполня- емость зрительного зала, посещаемость спектакля, другого зре- лищного предприятия, обращаемость библиотечного фонда, читаемость и пр.
    Посещаемость спектакля, зрелищного предприятия – показа- тель численности зрителей на спектакле, концерте и других представлениях. Устанавливается по числу проданных билетов, определяется по каждому спектаклю, концерту, киносеансу, а

    39 также зрелищному предприятию или группе их в абсолютном и относительном выражении (на 1000 человек населения).
    Наполняемость зрительного зала театра – отношение посе- щаемости театра к общей пропускной способности, умноженное на 100%.
    Анализ показателей служит основанием для оценки достигну- того уровня развития различных подразделений культуры в срав- нении с потребностями по научно обоснованным нормативам.
    По данным Министерства культуры и массовых коммуника- ций РФ, в настоящее время в Российской Федерации насчиты- вается около 600 театров и 250 концертных организаций,
    64 цирка, 2,2 тыс. государственных музеев, в которых сосредо- точено более 60,2 млн единиц хранения, фонд 51 тыс. массовых библиотек приближается к миллиарду книг, сотни миллионов историко-культурных документов хранятся в 2,5 тыс. государ- ственных и муниципальных архивах, на государственной охране находится около 85 тыс. недвижимых памятников исто- рии и культуры, в регионах функционирует более 50 тыс. клу- бов и домов культуры, 48 зоопарков, 18,3 тыс. киноустановок,
    542 парка культуры и отдыха.
    Потребность в объектах культуры и искусства муниципаль- ных, образований определяется по клубам или учреждениям клубного типа, библиотекам, паркам культуры и отдыха, музеям, выставочным залам, театрам, концертным залам в соответствии с
    Методикой, одобренной распоряжением Правительства РФ
    № 1683-р от 19 октября 1999 г.
    Многообразие направлений в сфере культуры (театры, музеи, кинематография, библиотеки и т. п.) делает невозможным реше- ние стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной дея- тельности.
    В соответствии с Законом «Об общих принципах организа- ции местного самоуправления» произошли существенные изме- нения в перечне вопросов местного значениям сфере культуры, которые относятся к компетенции местного самоуправления.
    Функции по организации и поддержке учреждений культуры и

    40 искусства между региональными и местными бюджетами распре- деляются следующим образом (табл. 2).
    Таблица 2 – Распределение функций между бюджетами
    Вид расходного обязательства
    Бюджет
    Охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения региональный
    Охрана и сохранение объектов культурного наследия
    (памятников истории и культуры) местного (муници- пального) значения, расположенных в границах город- ского округа местный
    Организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта РФ региональный
    Организация библиотечного обслуживания населения местный
    Создание и поддержка государственных музеев (за ис- ключением федеральных государственных музеев, пе- речень которых утверждается Правительством РФ) региональный
    Поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Прави- тельством РФ) региональный
    Поддержка региональных и местных национально- культурных автономий, поддержка изучения в образо- вательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности региональный
    Обеспечение условий для развития на территории го- родского округа массовой физической культуры и спорта местный
    Создание условий для организации досуга и обеспече- ния жителей городского округа услугами организаций культуры местный
    В соответствии с Законом «Основы законодательства Россий- ской Федерации о культуре» (№ 3612–1 от 9 октября 1992 г.) на развитие культуры должно направляться не менее 2% федераль- ного и 6% территориальных бюджетов. Финансовое обеспече- ние предусматривается также Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных органи- зациях» (№ 135-ФЗ от 11 февраля 1995 г.), ежегодными законами

    41 о бюджетах, постановлениями Государственной Думы и Прави- тельства РФ. Этими документами определены принципы финан- сирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности. Фи- нансирование осуществляется на основе нормативов бюджетной обеспеченности, которые отражают уровень бюджетных расхо- дов на содержание и организацию работы учреждений культуры, находящихся в государственной и муниципальной собственно- сти, филиалов, представительств, а также на проведение прочих мероприятий в системе культуры и искусства. на региональном уровне на муниципальном уровне
    – на содержание и органи- зацию работы библиотек; музеев; театрально-концерт- ных учреждений;
    – проведение прочих меро- приятий (в расчете на од- ного жителя).
    – на содержание и организацию работы дворцов, домов культуры, других учре- ждений клубного типа;
    – организацию работы сельских кино- установок;
    – на содержание библиотек, музеев и постоянных выставок, театров;
    – на проведение прочих мероприятий
    (в расчете на одного жителя).
    Кроме того, рассчитываются нормативы на одного жителя муниципального образования: на строительство, содержание и организацию работы муниципальных учреждений культуры (до- мов культуры, библиотек, театров, кинотеатров); на создание условий для деятельности учреждений культуры, средств массо- вой информации; на организацию зрелищных, культурных ме- роприятий; на организацию и содержание муниципальной информационной службы; на сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; на ре- ставрацию и содержание местных памятников истории и куль- туры – по смете на каждый конкретный местный памятник истории культуры; на содействие сохранению и развитию мест- ных традиций и обычаев.
    В расчет нормативов включаются расходы на заработную плату, исчисленные на основе тарифных ставок (окладов), введенных в соответствии с законодательством для работников

    42 организаций бюджетной сферы с учетом доплат и надбавок, установленных законодательством Российской Федерации (до- платы и надбавки, установленные законодательством области, не учитываются). При расчете нормативов материальные затраты определяют с применением индексов-дефляторов, установлен- ных в соответствии с законодательством Российской Федерации, на текущий и прогнозируемый финансовые годы.
    Расчет нормативов на учреждение в системе культуры прово- дится по единой формуле независимо от уровней бюджета:
    Ну=(Рот + Мз*Ид п
    *Ид т
    ):Ч
    у где Н
    у
    – норматив на содержание и организацию работы учреждения областной (муниципальной) собственности в си- стеме культуры; Рот – расходы на оплату труда, включая начис- ления на заработную плату, работников учреждений областной
    (муниципальной) собственности в системе культуры; Мз – мате- риальные затраты учреждений областной (муниципальной) собственности в системе культуры; Ид т
    – индекс-дефлятор на те- кущий финансовый год; Ид п
    – индекс-дефлятор на прогнозиру- емый финансовый год; Чу – число учреждений областной
    (муниципальной) собственности в системе культуры.
    Расчет норматива на проведение прочих мероприятий в си- стеме культуры и искусства проводится по формуле: Н
    м
    =
    Мз*Ид т
    *Ид п
    : Ч
    ж
    , где Н
    м
    – норматив на проведение прочих мероприятий в си- стеме культуры и искусства на областном (муниципальном) уровне; Мз – материальные затраты на проведение мероприятии в системе культуры и искусства на областном (муниципальном) уровне; Ч
    ж
    – численность жителей области (муниципального об- разования).
    Нормативы бюджетной обеспеченности в системе культуры на муниципальном уровне определяются путем дифференциа- ции полученных расчетных нормативов по группам и их усред- нения внутри данных групп.
    Расходы консолидированного бюджета на содержание учре- ждений в системе культуры на областном или муниципальном уровне определяются умножением утвержденного норматива на

    43 число учреждений действующей сети и суммированием полу- ченных результатов, а на проведение мероприятий в системе культуры и искусства – умножением утвержденного норматива на численность жителей области (муниципального образования) и суммированием полученных результатов.
    Например, в Московской области установлены следующие нормативы на областном уровне, руб. на одно учреждение в год – содержание и организация работы театрально-концертных учре- ждений – 4257100.
    Нормативы на одно учреждение, по существу, представляют собой смету расходов. Хотя многие элементы затрат для учрежде- ний культуры однотипны, все же целесообразнее на областном и муниципальном уровне использовать сметное, а не нормативное планирование.
    Особенности финансирования театров. Культура, как и искусство, – один из основных претендентов на средства госу- дарственного бюджета.
    Культура и искусство располагают значительным коммерче- ским потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие экономики. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами хозяй- ственного расчета вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма. Например, театральные коллективы с по- мощью своего творчества как удовлетворяют эстетические по- требности населения, так и активно влияют на психологию и подсознание зрителей, формируя общественное мнение. При этом значительная часть затрат на содержание театров покрыва- ется за счет доходов от реализации билетов на спектакли.
    Действующее законодательство в сфере культуры предусмат- ривает, что государство берет на себя обязательства по обеспече- нию доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ.
    В соответствии с бюджетной классификацией затраты на культуру отражаются в двух главных разделах: «Культура и искус- ство», включая кинематографию, – раздел 1500, «Средства массо- вой информации», включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства, – раздел 1600. Кроме

    44 того, осуществляется распределение расходов по целевым и эко- номическим статьям, поэтому действует не нормативный, а по- статейный принцип выделения бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется своя специфи- ческая методика.
    При расчете объемов бюджетного финансирования по теат- рам и концертным организациям прежде всего определяются объёмы предполагаемого поступления доходов, которые зависят от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета
    Количество зрителей рассчитывается как произведение вмести- тельности зрительного зала, количества планируемых спектак- лей и их средней посещаемости. Все спектакли распределяются на утренние, дневные и вечерние. Цена билетов зависит от вре- мени проведения спектакля. Приведем пример расчета доходов по театру с количеством 500 посадочных мест. Предположим, что в год количество утренних спектаклей составит 70, дневных –
    40, вечерних – 220, а средняя заполняемость зрительного зала –
    75%. При цене билета от 2,1 до 2,8 руб. объем доходов от спек- таклей составит 317,6 тыс. руб.
    Расчет доходов от спектаклей по театру_________ на 200__ г.
    Наименование
    Спектакли утренние дневные вечерние всего
    Количество мест
    500 500 500 500
    Количество спектаклей
    70 40 220 330
    Средняя заполняемость зрительного зала, %
    75 75 75 75
    Количество зрителей
    26250 15000 82500 123750
    Средняя цена билета, руб.
    2,1 2,1 2,8
    ×
    Доход от спектаклей, тыс. руб.
    55,1 31,5 231,0 317,6
    Кроме доходов от спектаклей театры могут иметь доходы от оказания других услуг населению. Методика расчета расходов по основным предметным статьям не имеет каких-либо особенно- стей. Заработная плата артистического и художественного пер- сонала подразделяется на фонд оплаты труда штатных работников и приглашенных. Затраты на новые постановки, на

    45 реализацию билетов, рекламу, другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные сред- ства, как правило, выделяются не на конкретные предметные ста- тьи, а в качестве субсидий. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и по- ступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитыва- ются доходы от сборов по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии; во втором – все расходы незави- симо от источников их покрытия.
    В настоящее время Министерство культуры РФ финансирует федеральные учреждения и организации. Их перечень опреде- ляется Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, которые имеют особую культурную значимость для России, а их деятельность – в сфере культуры и искусства. Например, из федерального бюджета финансируется
    Государственный академический Большой театр и др. В каждом субъекте Российской Федерации также имеются организации культуры, имеющие общероссийское значение. Главным источ- ником их финансирования выступают региональные бюджеты, поскольку федеральные органы не являются собственном этих организаций. Как федеральные, так и региональные Центры культуры и искусства обладают всей полнотой творческой и хо- зяйственной самостоятельности. Финансовая самостоятельность в отношении бюджетных средств при целевом финансировании сведена до минимума.
    Массовая сеть государственных упреждений культуры финан- сируется за счет муниципальных бюджетов. В зависимости от ме- ста расположения библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы культуры, другие учреждения отличаются по масштабам деятель- ности, числу работников, охвату населения. Значительное коли- чество малых учреждений культуры, расположенных в сельской местности, ориентировано преимущественно на бюджетное финансирование и не имеет расчетных счетов. Крупные муни- ципальные учреждения культуры имеют все признаки юридиче- ского лица: самостоятельную смету и банковский счет. Поэтому финансирование муниципальных объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным.

    46
    В последние годы в жизнь органов управления и организаций культуры внедряется принцип применения так называемого со- циально-творческого заказа. При этом способе финансирования для всех субъектов культурной деятельности также создаются равные возможности на получение бюджетных средств. Таким образом, какой бы способ финансирования ни был выбран, все они основаны на нормативно-сметном расчете с личными моди- фикациями. Главную роль в этих расчетах играет метод прямого счета с применением таблиц, называемых сметами расходов.
    В условиях усиливающейся стандартизации культурной дея- тельности, вызванной общими процессами глобализации, акту- альным становится обеспечение непрерывности развития культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для новаторства, внедрения новых технологий, распро- странения и потребления продуктов культуры, всестороннего участия-граждан в культурной жизни, государственной под- держки профессионального творчества. Нужны структурные из- менения основных фондов отрасли на основе широкого внедрения информационных технологий и насыщения совре- менным оборудованием субъектов культурной деятельности. Со- хранение культурного наследия народов России является важной задачей культурной политики государства, в т. ч. в силу очевид- ной недостаточности ресурсов, выделяемых на нужды культуры в предыдущие годы. Эта задача решается с учетом особенностей территорий, интересов и запросов разных категорий населения, культурного потенциала региона при усилении адресности охранных мероприятий на основе концентрации ресурсов на приоритетных объектах и особо значимых предметах культур- ного наследия. Ключевым направлением культурной политики в условиях расширения прав регионов и объективной локализа- ции рынка культурных благ становятся сохранение единого куль- турно-информационного пространства, повышение уровня доступности культурных благ и сокращение территориальной дифференциации в обеспеченности населения продуктами культурной деятельности.
    Реализация этого направления требует поддержки гастроль- ной и выставочной деятельности. В ситуации быстрого распро- странения информационно-коммуникационных технологий

    47 возникают дополнительные задачи, связанные с созданием вир- туальных музеев, электронных библиотек и архивов, а также элек- тронных каталогов и реестров культурного наследия, доступных для самых широких слоев населения. На фоне нарастающей глобализации особую значимость приобретает обеспечение не- прерывности воспроизводства и обновления творческого потен- циала посредством выявления и поддержки творческой молодежи, сохранения и развития всемирно известной россий- ской системы художественного образования. Для этого реализу- ются мероприятия по поддержке театральных фестивалей, конкурсов и т. д.
    Многообразие направлений в сфере культуры (театры, музеи, кинематография и т. п.) делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности.
    Необходимо не только достойное финансирование, но и поиск путей саморазвития культуры. Например, доходы от использова- ния культурных ресурсов должны возвращаться в сферу культуры и употребляться для последующих мероприятий по охране куль- турных ценностей. В налаживании такого процесса основная роль отводится государству, которое должно играть координиру- ющую роль при взаимодействии заинтересованных сторон, спо- собствовать созданию правовой среды, обеспечивающей развитие отрасли.
    Всего в Москве работает около 170 театров детской направ- ленности. Финансирование театров в Москве является делом до- статочно серьезным. Местный бюджет расходует на московские детские театры 1 млрд 240 миллионов, они сами зарабатывают
    743 млн. Это цифра по итогам 2018 года
    1 1
    Финансирование детских театров Москвы превышает 1,2 млрд. рублей //
    URL: https://tass.ru/kultura/6079708.

    48
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта