Главная страница
Навигация по странице:

  • Организационно-функциональная структура театра

  • Тема 6. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в театральной деятельности

  • 1. Информационно-коммуникационное пространство театра в средствах массовой информации (СМИ).

  • Структура театра. 1. История организации театрального дела в России


    Скачать 2.2 Mb.
    Название1. История организации театрального дела в России
    АнкорСтруктура театра
    Дата31.08.2022
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла75osrbwkptnu8y38px04w0qwia318u64.pdf
    ТипКоллективный договор
    #657142
    страница5 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    Тема 5. Менеджмент и маркетинг в театральном деле
    Менеджмент в театральной деятельности. Структура аудитории театра. Соци- ально-демографические характеристики аудитории. Маркетинг как метод формирования аудитории. Стратегия и концепция маркетинга. Маркетинго- вый инструментарий. Продукт, цена, место продаж, продвижение, PR, персо- нал как инструменты маркетинга. Автономность культурного продукта.
    Мотивации посетителей организаций исполнительских искусств.
    Менеджмент в театральной деятельности. Театр – это учре- ждение культуры, осуществляющее профессиональную деятель- ность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, нравственное, умственное и художественное совершенствование человека. Ос- новными видами деятельности театра является:
    • Подготовка и показ спектаклей, а также других публичных представлений;
    • Организация гастролей, концертов;
    • Проведение творческих вечеров, фестивалей, конкурсов.
    Основными задачами театра является: развивать, развлекать, воодушевлять, создавать произведения искусства.
    Важное значение в работе театра и вообще в театральной де- ятельности имеет грамотный менеджмент. Татр должен иметь эффективную организацию и придерживаться в своей работе установленных профессиональных норм. Обеспечивается со- трудничество с соответствующими партнерами, с группами пользователей и другими профессионалами на местном регио- нальном, общегосударственном и международном уровнях.
    Предоставляемые услуги физически доступны всем жителям.
    Комфортность зала и удобство доступа к театру. Технологии анализа театрального продукта и сегментирование рынка. Анке- тирование с целью сбора данных о зрителе, анкетирование с це- лью выявление предпочтений зрителей, анкетирование с целью увеличения продаж билетов. Фильтрация выявленных эмоцио- нальных предложений. Профессиональная подготовка и непре- рывное образование сотрудников театра. Организовываются программы, проходящие вне здания театра, которые обслужи- вают и обучают потребителей.

    49
    Организационно-функциональная структура театра
    Руководство театра – должностные лица, организующие ра- боту театра:
    • Художественный руководитель театра;
    • Директор тетра;
    • Главный администратор, главный бухгалтер и главный ин- женер;
    • Заведующие подразделениями и производственными ма- стерскими;
    • Заведующий костюмерной;
    • Заведующий билетными кассами.
    Внешняя среда организации: а) потребители: зрители всех возрастов; б) конкуренты: нет конкурентов; в) органы управления: департамент культуры, департамент имущественных отношений; г) Уникальность собственно трудового процесса в театре предопределяется набором специфических ресурсов, осуществ- ляющих общественно полезную деятельность:
    К ним следует относить: а) социально-психологические ре- сурсы, включающие в себя общеобразовательные и профессио- нальные знания, умения, навыки; производственный опыт; профессионально-квалификационный уровень всех работников театра, состояние их здоровья, уровень культуры и др.; б) инфор- мационные ресурсы – конструкторскую и другую аналогичную документацию, различные виды специализированной управлен- ческой информации, программы на технических носителях, маг- нитных лентах и др.; в) научные ресурсы – научные знания, достижения, открытия, изобретения и др.; г) художественно- творческие ресурсы – талант (высокую степень одаренности), ма- стерство (артистичность, виртуозность), профессиональный опыт и др.
    Методы управления – это инструменты, способы воздействия управляющего субъекта на различные управляемые объекты, в качестве которых в театре выступают трудовой коллектив, кон- тингент пользователей, технологические процессы, экономиче- ские ресурсы (финансы, материально-техническая база).

    50
    Методами управления называется совокупность способов и приемов целенаправленного воздействия органов управления те- атром на управляемый объект (директор театра – на возглавляе- мый им коллектив).
    Методы управления классифицируют по различным призна- кам. Так, нередко выделяют методы прямого и косвенного воздействия – при использовании первых предполагается непо- средственный результат воздействия, вторые же направлены на создание условий для достижения высокой эффективности ра- боты. Можно выделить методы формального и неформального воздействия, соотношение которых в практике управления отра- жает характерные черты стиля управления. Методы неформаль- ного воздействия включают воспитательную работу руководителя, его поведение в коллективе.
    Наибольшее значение имеет классификация методов управ- ления на основе специфики отношений, складывающихся в про- цессе совместного труда. По этому признаку различают:
    • Организационные методы (в том числе административные);
    • Экономические методы;
    • Социально-психологические методы.
    Организационные методы включают регламентирование, нормирование, инструктирование, методы распорядительного и дисциплинарного воздействия. Административные методы управления занимают особое место в такой системе и включают приемы и способы воздействия субъектов управления на объект на основе силы и авторитета власти: законов, указов, постановле- ний, приказов, распоряжений, указаний, инструкций. Эти ме- тоды устанавливают и регулируют обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного.
    Основным административным методом управления является метод принуждения, требующий от подчиненных неукоснитель- ного принятия распоряжения вышестоящего органа к исполне- нию, критика или обсуждения не допускаются. Метод принуждения реализуется в устной или письменной форме. Уст- ный приказ – это прямое внушение, требующее от руководителя как субъекта власти большой психологической силы.

    51
    Основным звеном новой целостной и динамической системы управления, создаваемой в нашей стране, служит переход на всех уровнях к экономическим методам управления. Экономические методы позволяют усилить внутренние стимулы саморазвития, развернуть творческую инициативу, полнее использовать объек- тивные экономические законы в целях достижения конечных ре- зультатов с наименьшими затратами труда и материальных ресурсов. Экономическими методы в современном театре все шире внедряются через те или иные формы хозрасчетной дея- тельности, введения различного рода платных услуг, систему ма- териального стимулирования. Именно они и определяют роль руководителя театра как менеджера. В связи с возрастанием роли социальных отношений, необходимостью укрепления и опти- мального развития театрального коллектива особо важными факторами эффективного управления становятся социально- психологические методы. Ответственность руководителя за по- вышение уровня работы с кадрами, профессиональной активно- сти работников театра обуславливает необходимость овладения рекомендациями психологов и социологов по созданию благо- приятного морального климата в коллективе и особо фирмен- ного стиля работы театра.
    Специфика социально-психологических методов заключа- ется в значительной доле использования в процессе управления неформальных факторов, интересов личности, группы и коллек- тива в целом. В этом смысле особенно важными представляются следующие моменты:
    • Формирование трудовых коллективов с учетом социально- психологических характеристик людей;
    • Создание и поддержание благоприятной социально-пси- хологической атмосферы совместной работы;
    • Установление и развитие социальных норм поведения;
    • Поведение воспитательной работы, необходимой для со- здания фирменного стиля театра повышения его имиджа, авто- ритета в современном социуме.
    Директор театра, выступающий как организатор делового об- щения сотрудников коллектива, использует обычно в своей

    52 практике все три группы методов, и они накладывают свой отпе- чаток на содержание и сущность общения и взаимоотношений между руководителем и подчиненным.
    Всю многообразную деятельность по управлению организа- цией как социотехнической системой можно представить в виде процесса выполнения ограниченного числа функций. Функ- ция – это объективная составляющая управления, такая часть управления как целого, проявления как целого, проявления кото- рой становятся условием проявления как целого.
    Ключевыми функциями являются:
    • Планирование;
    • Учет;
    • Организация;
    • Стимулирование;
    • Контроль.
    Иногда указывается большее число функций, но любые иные виды управленческой деятельности работают на эти основные функции. Выполнение всех этих функций пронизано процес- сами передачи информации (коммуникациями)
    Планирование театральной деятельности – это научное определение целей ее развития, задач и средств их реализации и показателей развития на определенный период. Оно занимает центральное место в системе управления, определяя основные направления работы театра на текущий период и на перспективу, что обеспечивает единство деятельности. В задачи управления входит сбалансирование планов, корректировка и согласование между собой планов структурных подразделений, направленные на координацию их деятельности по выполнению стоящих пе- ред театром задач.
    Учет как функция управления представляет собой регуляр- ный и систематизированный сбор сведений и данных о состоя- нии и развитии театральной деятельности путем регистрации конкретных данных, характеризующих количественную и каче- ственную стороны театральных процессов.
    Организация работы театра – это деятельность субъекта управления, направленная на обеспечение функционирование

    53 театральной деятельности и достижение оптимальных результа- тов в ее работе. Она включает определение оптимальной струк- туры театра, построение театральных технологических процессов, обеспечение театра ресурсами (кадрами, финансами, материально-технической базой).
    Функция стимулирования труда определяется как созна- тельно используемая форма воздействия на коллектив или от- дельных работников для обеспечения их заинтересованности в высокопроизводительном труде, своевременного и качествен- ного исполнения ими служебных обязанностей, перевыполне- ние норм, плановых заданий. Стимулирование осуществляется через систему моральных и материальных стимулов и направ- лено на выявление и использование инноваций, развитие раци- онализаторской работы в театре. Главными задачами стимулирования являются развитие инициативы и творческого отношения к труду всех театральных сотрудников, а также пре- одоление инертного отношения к новому, стойкого нежелания перемен. «Отрицательное» моральное стимулирование высту- пает как средство наказания и заключается в воздействии на со- трудника посредством замечания, предупреждения или выговора. Материальные стимулы, будучи выражением потреб- ностей, выступают как осознанные интересы, когда экономиче- ская заинтересованность работников используется для повышения эффективности театральной деятельности. Матери- альное стимулирование осуществляется в театре через систему заработной платы, премирования, развитие хозрасчета.
    Процессы, которые протекают в социально-культурной сфере, многообразны, сложны и противоречивы. Они зеркально отражают события и явления, переживаемые обществом и каж- дым отдельным человеком. В социально-культурной деятельно- сти главным объектом внимания является человек, а его взгляды, интересы, намерения, поступки, душевное спокойствие и соци- альная обустроенность формируются и закрепляются в процессе этой деятельности.
    Социально-культурная деятельность, как и все другие виды человеческой деятельности, не может успешно развиваться как без профессионального и компетентного управления, так и без

    54 изящного и филигранного регулирования, как этого требуют ха- рактер и особые свойства ее субъектов.
    Несомненно одно – менеджмент стал неотъемлемой частью коммерческой и некоммерческой деятельности социокультур- ных учреждений, обеспечивающих развитие культуры, искус- ства, науки, образования и т. д.
    Повышение эффективности управления в социокультурной деятельности предполагает использование всей совокупности современных достижений в этой области. Поэтому для повыше- ния продуктивности управленческих приемов недостаточно лишь данных экспериментальных наработок. Не менее важно ра- зумное использование положений классического менеджмента, являющегося основой научного управления.
    Но в классическом менеджменте в основном можно найти об- щие, базовые требования к эффективному управлению произ- водственными отношениями, реализация которых в социокультурной деятельности в чистом виде невозможна. От- сюда следует, что разработка механизмов управления должна опираться и на науку, изучающую специфические особенности социокультурной деятельности.
    Иными словами, разработка и внедрение механизмов социо- культурного менеджмента могут быть успешными при опоре как на общую теорию управления, так и теорию социально-культур- ной деятельности. Не исключена вероятность, что специфика социокультурного менеджмента может потребовать от общей теории управления пересмотра некоторых ее положений или их дальнейшего развития.
    Вполне очевидно, что сопоставление общих управленческих требований с социокультурным процессом выявляет круг нере- шенных социокультурных проблем, разрешение которых важно само по себе и необходимо для результативного управления со- циокультурной сферой.
    Ярким примером успешного использования инструментов маркетинга в театральном деле является продуктивная и эффек- тивная работа Воронежского Камерного театра. Воронежский
    Камерный театр был создан 30 марта 1993 г. Это – государствен- ный репертуарный театр, который включает в себя труппу из

    55 18 актеров. Ежегодно в нем показывают порядка 180 спектаклей.
    Театр имеет постоянное здание с двумя залами – большим
    (180 мест) и малым (80 мест).
    Художественный руководитель и основатель Камерного те- атра – М. В. Бычков – театральный режиссер, заслуженный дея- тель искусств, основатель и художественный руководитель
    Международного Платоновского фестиваля искусств.
    В 2011 году журнал «Forbes» поместил Воронежский Камер- ный театр в число 10 самых интересных провинциальных теат- ров России, которые стоит посетить. С 2012 года Камерный театр включен в список двенадцати российских театров – полу- чателей гранта Президента Российской Федерации.
    18 сентября 2014 года на XV международном Волковском фе- стивале (г. Ярославль) М. В. Бычков удостоился Премии прави- тельства РФ им. Федора Волкова «За вклад в развитие театрального искусства России».
    21 июня 2014 года Воронежский Камерный театр отметил двадцатилетний юбилей. За двадцать сезонов на сцене театра были выпущены 43 постановки и сыграно 3200 спектаклей. Се- годня театр располагается в новом специально построенном по- мещении в центре города Воронежа. 10 сентября 2014 года состоялось торжественное открытие нового здания театра на улице Карла Маркса, д. 55А.
    Премьерой на новом месте стал спектакль «Борис Годунов» по произведению А. С. Пушкина. В октябре 2015 года Камерный театр провел гастроли в Санкт Петербурге и выступил в Малом
    Драматическом Театре – Театре Европы со спектаклями «Борис
    Годунов», «День города», «Игроки» и «Доходное место». В ноябре
    2016 года Камерный театр успешно гастролировал в Москве на новой сцене Московского театра под руководством О. П. Таба- кова (сцена на Сухаревской) и представил спектакли «Дядя Ваня» и «Борис Годунов».
    «Камерный театр – это театр раздумий. И выбор репертуара, и постановочные решения во многом диктуются интеллектуаль- ными задачами, стремлением показать противоборство идей,

    56 мировоззренческие схватки. Режиссер как бы приглашает зри- теля к размышлению, даже когда ему предстоит увидеть хорошо известное произведение»
    1
    Воронежский Камерный театр за несколько десятилетий ак- тивной творческой деятельности успел завоевать большой авто- ритет среди провинциальных театров, встать на один уровень с театрами столичными и выйти на международный уровень. Те- атр сохраняет популярность среди воронежской публики и про- должает пополнять круг своих поклонников. Его залы постоянно заполнены, а билеты на премьеры выкупаются за месяц. Регуляр- ная гастрольная деятельность позволяет театру расширить свою зрительскую аудиторию и заявить о себе во всероссийском мас- штабе.
    1
    Анчиполовский З. Я. Театр Михаила Бычкова. – Воронеж: «Кварта», 2002. –
    160 с.

    57
    Тема 6. Применение информационно-коммуникационных
    технологий (ИКТ) в театральной деятельности
    Информационно-коммуникационное пространство театра в средствах массо- вой информации (СМИ). Информационно-коммуникационное пространство театра в социальных сетях. Работа театра с целевой аудиторией. SWOT-анализ деятельности театра в сфере информационно-коммуникационного сопро- вождения театральных услуг.
    Современные информационно-коммуникационные техноло- гии (ИКТ) выступают важнейшим фактором совершенствования театральной деятельности. Это особенно отчётливо видно на примере действующего в Воронежской области, в городе Воро- неже Воронежского Камерного театра
    1
    Применение современных ИКТ в театральной деятельности является на сегодняшний день насущной задачей и объективной необходимостью для всех театров. В этой связи большое значе- ние имеет детальный анализ информационно-коммуникацион- ной деятельности театра.
    1. Информационно-коммуникационное пространство
    театра в средствах массовой информации (СМИ).
    Информационно-коммуникационное пространство Воро- нежского Камерного театра в средствах массовой информации.
    В информационной базе Камерного театра имеется пресс- карта, насчитывающая около 200 электронных адресов журна- листов и информационных изданий города Воронежа. Если предстоит проведение мероприятия, которое должно быть освещено прессой, сотрудники PR-отдела за несколько дней начинают распространять информацию о предстоящем собы- тии по этим адресам, а также осуществляют личные приглаше- ния журналистов посредством телефонного звонка. Если планируется пресс-конференция, то готовится пресс-релиз, в котором сообщается информационный повод, в связи с кото- рым было решено провести мероприятие, а также новость о те- атре или точка зрения по поводу какого-либо вопроса. Пресс- релиз раздается представителям СМИ непосредственно перед
    1
    Воронежский Камерный театр // http://chambervrn.ru/

    58 самим мероприятием. В Камерном театре пресс-конференции организуются, как правило, перед созданием нового крупного проекта, премьерой спектакля, а также в начале и конце сезона и в целом в течение года, если руководству театра необходимо огласить информацию о своих дальнейших творческих планах.
    Также журналистов приглашают на некоторые генеральные прогоны спектаклей или же сами премьеры, при условии, что в дальнейшем будет предоставлен материал о просмотренной по- становке.
    Стоит отметить, что политика работы Камерного театра со
    СМИ заключается в том, что он запрашивает распространение информации исключительно бесплатно, либо по бартеру, плат- ной рекламой театр не пользуется (исключение – минимальные траты на таргетированную рекламу в социальных сетях). Поэтому здесь и далее при упоминании различных медиа необходимо учитывать этот фактор.
    Жизнь Камерного театра освещается в большинстве воро- нежских и некоторых столичных СМИ, но есть два постоянных информационных издания, с которыми он сотрудничает – это интернет-портал «Downtown» и газета «Галерея Чижова». Они совершают по заказу бесплатное распространение информации о работе и событиях Камерного театра.
    О спектаклях Камерного театра регулярно пишет «Петербург- ский театральный журнал», главный редактор которого –
    М. Дмитревская – уже много лет интересуется деятельностью данного воронежского театра. Так, в апреле 2017 года была опуб- ликована подробная рецензия «Когда не невмочь пересилить беду…», посвященная главной премьере сезона – постановке
    «Гроза» по А. Н. Островскому с Т. Бабенковой в главной роли. В
    2016 г. выше названная М. Дмитревская посетила спектакль
    «Дядя Ваня» и написала о нем положительную рецензию «Про- шлым летом у Войницких», в которой она сравнила атмосферу данной постановки с пьесами А. Вампилова (в названии рецен- зии улавливается отсылка к пьесе «Прошлым летом в Чулимске»).
    Среди телевизионных СМИ оказывает поддержку «TV Губер- ния». По этому каналу показываются ролики о театре, сообща- ется информация о предстоящих проектах. Также руководство

    59 канала регулярно приглашает на передачи представителей Ка- мерного театра: артистов, приглашенных режиссеров и непо- средственно художественного руководителя – Михаила Бычкова.
    К числу программ канала «ТНТ Губерния», в которых регулярно принимает участие Камерный театр, можно отнести:
    – «Арт-проспект». В феврале 2017 года на эту передачу, вы- пуск которой был посвящен молодым актерам театров Воронежа, была приглашена Т. Бабенкова – актриса Камерного театра, вы- пускница Воронежского Государственного института искусств;
    – «Губернские новости» регулярно освещают деятельность
    Камерного театра в Воронеже;
    – «Утро вместе», «День вместе», «Вечер вместе». Как правило, на эти передачи приглашаются артисты Камерного театра, чтобы побеседовать об ожидающихся премьерах или крупных проек- тах, в которых они задействованы. Так, в феврале 2017 года на передачу «Утро вместе» был приглашен актер А. Новиков, игра- ющий в спектакле Камерного театра «Дядя Ваня» и номиниро- ванный на премию «Золотая Маска» за лучшую мужскую роль.
    Если брать для рассмотрения московские телевизионные ка- налы, то среди них можно выделить программу «Культура», ко- торая помимо освещения деятельности Камерного театра во всероссийском масштабе (гастроли, фестивали), приглашает ху- дожественного руководителя – М. В. Бычкова – на передачу
    «Главная роль». 21 ноября 2016 года он принял участие в выпуске этой программы, в которой рассказал о гастролях Камерного те- атра в Москве. А в марте 2017 года он снова получает приглаше- ние посетить передачу, выпуск которой был посвящен спектаклю Камерного театра «Дядя Ваня» и его номинациям на премию «Золотая Маска». Ранее в феврале 2017 года в новостях данного канала была представлена информация об открытии фе- стиваля имени Володина, проходившего в Санкт-Петербурге, спектаклем Камерного театра – «Дядя Ваня». Также на канале
    «Культура» была освещена конференция, организованная по инициативе Михаила Бычкова и проведенная в пространстве Ка- мерного театра – «Профессия – худрук». Это мероприятие все- российского масштаба, поскольку собрало множество именитых и авторитетных режиссеров и критиков страны.

    60
    Распространение информации о Камерном театре в равной степени осуществляется с помощью радио. Следует выделить следующие станции: «Радио 7 на семи холмах» и «Радио Губер- ния». К радиорекламе можно отнести звуковую рекламу на ули- цах и в супермаркетах («Окей», «Линия», «Пятью пять»,
    «Центрторг», «Магнит»). Использование радиорекламы Камер- ным театром можно объяснить ее преимуществами:
    – охват широкой аудитории (сопровождает человека везде: на улице, дома, на работе, в машине);
    – приятное ненавязчивое СМИ;
    – выступает фоновым СМИ;
    – большая направленность на целевую аудиторию;
    – оперативность СМИ (достаточно гибкое медиа, в которое всегда можно внести изменения);
    – длительный эффект воздействия (слуховое восприятие бо- лее длительное, нежели зрительское, человек воспринимает слу- ховую информацию легче).
    Распространение информации о Камерном театре также про- исходит посредством флаеров и установки стендов с афишей в различных заведениях, среди которых можно выделить: бар
    «Just», танцевальная студия «Understand», кассы билетного он- лайн-агентства «TiсketОК»
    1
    (продажа билетов онлайн) и Книж- ный клуб «Петровский».
    Флаер (от англ. flyer (flier) – рекламный листок) – небольшая рекламная информативная листовка, как правило, дающая право на скидку. Флаеры часто выполняются в ярких сочных красках и позволяют быстро и массово рекламировать театр, но в большей степени они имеют имиджевый характер: они напоминают о Ка- мерном театре публике и несут выгодную о нем информацию.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта