Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕАТРОВ И КОНЦЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ » Исполнитель: д.социол.н., проф., директор Центра социологических и маркетинговых исследований Гуманитарного университета

  • Е.А.Шуклина 2 СОДЕРЖАНИЕ

  • Объектом исследования

  • Методы сбора информации

  • I. ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЕКАТЕРИНБУРГА В ОЦЕНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

  • 2.2 про театры. Отчет о социологическом исследовании мониторинг удовлетворенности населения свердловской области услугами государственных областных театров и концертных организаций


    Скачать 2.07 Mb.
    НазваниеОтчет о социологическом исследовании мониторинг удовлетворенности населения свердловской области услугами государственных областных театров и концертных организаций
    Дата10.05.2022
    Размер2.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2.2 про театры.pdf
    ТипОтчет
    #520788
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    1
    ОТЧЕТ О СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
    «МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
    НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    УСЛУГАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛАСТНЫХ
    ТЕАТРОВ И КОНЦЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ »
    Исполнитель: д.социол.н., проф.,
    директор Центра социологических
    и маркетинговых исследований
    Гуманитарного университета
    Е.А.Шуклина

    2
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ
    3-5
    I. ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЕКАТЕРИНБУРГА В ОЦЕНКЕ
    ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
    6- 12
    II. ЗРИТЕЛЬСКАЯ АУДИТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
    ОБЛАСТНЫХ ТЕАТРОВ О КАЧЕСТВЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ
    УСЛУГ
    12-35
    III. РЕАЛЬНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ О СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ
    УСЛУГАХ
    КОНЦЕРТНЫХ
    ОРГАНИЗАЦИЙ,
    ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ И
    ТУРИЗМА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    36-63
    ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
    ПРИЛОЖЕНИЯ
    63-69 69-77

    3
    ВВЕДЕНИЕ
    Мониторинг качества государственной услуги учреждений культуры - это многоаспектная проблема, прежде всего, предполагающая выделение кри- териев и системы показателей качества. Одним из оснований классификации показателей качества услуги является соотношение «объективного – субъек- тивного». К объективным показателям качества традиционно относятся такие статистические характеристики как «средняя заполняемость зрительного зала»,
    «темп роста количества зрителей на спектаклях в сравнении с предыдущим го- дом
    », «темп роста количества спектаклей, показанных на гастролях в сравнении с предыдущим годом», «количество положительных отзывов зрителей, професси- ональной театральной критики и СМИ о проведенных мероприятиях» и т.д.
    К субъективным показателям качества услуги относят систему характе- ристик, раскрывающих понятие «отношение зрительской аудитории к получае- мой услуге». В силу того, что структура социокультурной услуги сложна, целе- сообразно измерять отношение целевой аудитории к разным ее аспектам (эле- ментам). Эти аспекты в нашем исследовании отражены в системе задач, кон- кретизирующих общую цель исследования.
    Целью исследования является выявление отношения целевой аудитории к качеству социокультурных услуг театров и концертных организаций, подве- домственных Министерству культуры Свердловской области.
    Задачи:
    1. Выявить уровень включенности реального потребителя социокультурных услуг театров и концертных организаций в театральную жизнь Екатерин- бурга. Охарактеризовать целевую аудиторию этих учреждений культуры с точки зрения ее интереса к театральной жизни. Выявить оценку реаль- ными потребителями доступности театральных услуг, их способности удовлетворить досуговые потребности населения, уровня соответствия театрально-зрелищных мероприятий эстетическим запросам зрителей.
    2. Охарактеризовать потребительские предпочтения целевой аудитории те- атров и концертных организаций Екатеринбурга. Выявить степень актив- ности ее потребительского поведения и факторы его обусловливающие.
    3. Исследовать отношение целевой аудитории (реальных потребителей) к репертуарной политике театров и концертных организаций: их интерес, уровень осведомленности и непосредственного знакомства с репертуа- ром, степень удовлетворенности репертуарной политикой и ее соответ- ствием потребностям зрителей.

    4 4. Выявить уровень удовлетворенности целевой аудитории содержательны- ми элементами и функциональными характеристиками театральной услу- ги: режиссурой; игрой актеров, актерским составом; декорациями, ко- стюмами; созданной творческим коллективом атмосферой театра; дове- рительным, профессиональным диалогом со зрителем; современностью, новаторскими поисками; организацией фестивалей, культурных событий; работой с детьми, детским репертуаром.
    5. Изучить уровень удовлетворенности целевой аудитории содержательны- ми элементами и функциональными характеристиками социокультурных услуг концертных организаций: работой творческих коллективов (ор- кестров, ансамблей, студий и т.д.); творчеством конкретных исполните- лей, солистов; приглашенными на гастроли коллективами, солистами; организацией фестивалей, культурных событий; работой с детьми, дет- ским репертуаром; атмосферой творчества, созданной коллективом; до- верительным, профессиональным диалогом со зрителем; современно- стью, новаторскими поисками; целенаправленной, постоянной работой со зрителем; просветительской, образовательной деятельностью.
    6. Охарактеризовать отношение реального потребителя к организационным
    (сервисным) аспектам реализации социокультурных услуг учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры и туризма Сверд- ловской области, его удовлетворенность элементами сервисной деятель- ности: дизайном интерьера театра и концертной организации; комфорт- ностью зрительного зала, вестибюлей, фойе; работой вспомогательных сервисных служб (буфетов, гардероба, службы охраны, касс).
    7. Выявить отношение целевой аудитории к общей культуре обслуживания и доступности услуг государственных областных театров и концертных организаций.
    8. Определить представление целевой аудитории об имидже областных те- атров и концертных организаций, оказывающих государственные социо- культурные услуги.
    9. Выявить мнение целевой аудитории об эффективности информационно- коммуникативной работы учреждений культуры со зрителями: ее отно- шение к рекламной и PR-деятельности театров и концертных организа- ций, удовлетворенность сайтом театра, концертной организации.
    10. Описать социально-демографический и психографический профили по- требителя социокультурных услуг театров и концертных организаций, подведомственных Министерству культуры и туризма Свердловской об- ласти.

    5
    Объектом исследования являются потребители государственных услуг учреждений культуры (театров и концертных организаций), подведомственных
    Министерству культуры и туризма Свердловской области.
    Выборка - стратифицированная с пропорциональным размещением. Она формировалась в зависимости от объема государственной услуги, выраженного в количестве зрителей, посетивших спектакли, концерты, другие публичные представления в течение года. Выделено 2 страты, представляющие зритель- скую аудиторию театров и концертных организаций. Объем выборки по каждой страте формировался в соответствие с объемом государственных услуг кон- кретных учреждений культуры, входящих в данную страту. Ошибка выборки не превышает 5%, при вероятности 0,95.
    Общий объем выборки – 1215 чел.
    Объем выборки по аудитории государственных областных театров – 626 чел.
    Из них:
    Свердловский государственный академический театр драмы - 280 чел.
    Свердловский государственный академический театр музыкальной коме- дии - 346 чел.
    Объем выборки по аудитории государственных областных концертных органи- заций – 589 чел. Из них:
    Свердловская ордена Трудового Красного Знамени государственная академическая филармония - 154 чел.
    Свердловская государственная детская филармония - 53 чел.
    Уральский государственный театр эстрады - 203 чел.
    Уральский центр народного искусства - 179 чел.
    Методы сбора информации – формализованное интервью с потребите- лями государственных услуг учреждений культуры (театров и концертных ор- ганизаций), подведомственных Министерству культуры и туризма Свердлов- ской области.
    I. ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЕКАТЕРИНБУРГА В ОЦЕНКЕ
    ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
    В рамках этого раздела мы попытались дать общую характеристику по- требительского сознания и поведения зрительской аудитории учреждений культуры (театров и концертных организаций), подведомственных Министер- ству культуры Свердловской области.

    6
    Для выявления отношения потребителей к театральной жизни Екатерин- бурга было выделено несколько базовых показателей, описывающих особенно- сти потребительского сознания и поведения целевой аудитории: уровень интереса целевой аудитории к театральной жизни г. Екате- ринбурга; степень соответствия театральной жизни г. Екатеринбурга эстети- ческим запросам потребителей; ее способность удовлетворить их досуговые потребности; уровень активности потребительского поведения; оценка потребителями доступности услуги населению.
    В целом оценка театральной жизни Екатеринбурга посетителями театров и концертных организаций весьма позитивна (см. табл.1). Респонденты харак- теризуют ее как интересную для себя (95,6%). С их точки зрения, она соответ- ствует их эстетическим запросам (92,6%).
    При том, что только лишь половина респондентов (52,7%) считают себя активными участниками театральной жизни города, они практически полно- стью удовлетворяют свои потребности в этой культурно-досуговой сфере
    (95,4%).
    Общая оценка театральной жизни Екатеринбурга различается у целевой аудитории театров и концертных организаций незначительно.
    Таблица 1
    Целевая аудитория государственных областных театров и концертных органи- заций об отношении к театральной жизни Екатеринбурга
    (в % к числу ответивших)
    Театральная жизнь Ека- теринбурга…
    Да
    Скорее да
    Скорее нет
    Нет
    З/о
    Ито- го
    Ин-
    декс
    1
    интересна
    49,3 46,3 3,1 0,9 0,4 100,0 0,76
    соответствует эстетиче- ским запросам
    37,6 55,0 3,2 1,5 2,7 100,0 0,63
    удовлетворяет досуго- вые потребности
    40,0 51,9 4,1 2,4 1,6 100,0 0,63
    доступна потребителю
    44,5 50,9 2,7 0,7 1,2 100,0 0,76
    респондент является ее активным участником
    29,8 22,9 25,8 19,6 1,9 100,0 0,09
    1
    Индекс здесь и далее рассчитывается как средняя величина по порядковой шкале и меняется в границах от -1 до +1. Выполняет функции компактного представления данных и сравнения различных величин.

    7
    Далее охарактеризуем особенности потребительского поведения целевой аудитории театров и концертных организаций г. Екатеринбурга по следующим показателям (см. табл.2):
    1) уровень информированности о театрах и концертных организациях Ека- теринбурга;
    2) ознакомление с ними через практику разового посещения;
    3) периодичность посещения театров и концертных организаций Екатерин- бурга (лояльность потребителя);
    4) любимые театры и концертные организации (лояльность потребителя).
    Потребители государственных услуг областных учреждений культуры наиболее информированы о театрах музыкальной комедии, драмы, оперы и ба- лета (см. табл. 2). Эти театры знают, периодически посещают, называют люби- мыми.
    Менее всего зрителю известны Екатеринбургский театр современной хо- реографии («Провинциальные танцы») (ничего не слышали о нем 33,1% ре- спондентов); малый драматический театр "ТЕАТРОН" (30,0%); учебный театр
    (25,9%). Низкий уровень информированности зрителя о них объясняется раз- ными причинами, одна из которых – несовпадение их целевой аудитории с опрошенными нами потребителями государственных услуг областных учре- ждений культуры.
    Таблица 2
    Целевая аудитория государственных областных театров и концертных органи- заций о зрительских предпочтениях (в % к числу ответивших)
    2
    Театры и концертные орга- низации
    Посеща- ли хотя бы раз
    Посещаете периодиче- ски
    Можете назвать лю- бимыми
    Не зна- ют о та- ких
    Театр драмы
    51,1 30,8 20,2 3,6
    Театр музыкальной комедии
    49,9 35,6 23,8 2,8
    Театр оперы и балета
    46,6 27,7 23,2 3,6
    Театр эстрады
    40,1 20,0 8,8 4,8
    Камерный театр
    26,3 10,5 5,3 13,5
    Дом актера
    18,4 5,8 1,5 14,8
    Коляда-театр
    18,8 8,0 4,1 13,9
    Театр Волхонка
    19,5 4,5 5,0 15,0 2
    Итоговая сумма по столбцу превышает 100%, поскольку задаваемые вопросы были поливариантными.

    8
    Театры и концертные орга- низации
    Посеща- ли хотя бы раз
    Посещаете периодиче- ски
    Можете назвать лю- бимыми
    Не зна- ют о та- ких
    Театр Щелкунчик
    22,7 7,0 2,5 11,6
    Театр юного зрителя
    39,8 19,3 8,0 4,9
    Театр кукол
    30,4 8,7 5,0 10,3
    Екатеринбургский театр со- временной хореографии
    («Провинциальные танцы»)
    10,3 2,9 2,0 33,1
    Малый драматический театр "ТЕАТРОН"
    8,9 2,0 2,1 30,0
    Учебный театр
    10,9 4,6 2,4 25,9
    Филармония
    33,7 21,8 17,9 6,9
    Детская филармония
    15,4 7,0 3,3 13,1
    Уральский центр народного искусства
    (Уральский народный хор)
    22,0 10,6 4,0 27,5
    Итого
    464,8 226,8 139,1 235,3
    Из концертных организаций Екатеринбурга, подведомственных Мини- стерству культуры и туризма, аудитория знает, прежде всего, Свердловскую государственную филармонию. Уровень информированности зрителей о ней наиболее высок (только 6,9% респондентов никогда не слышали о ней). Менее всего аудитория владеет информацией об
    Уральском центре народного искус- ства (27,5% неинформированных). Для этого учреждения культуры наиболее остро стоит проблема эффективного продвижения, тем более, что само его название далеко не всегда ассоциируется у зрительской аудитории с концерт- ным объединением «Уральский хор» и концертным залом им. Лаврова.
    Значительная часть зрительской аудитории знакома с театрами и кон- цертными организациями Екатеринбурга на практике, как минимум разового посещения. Информированность такого рода об учреждениях культуры доста- точно высока (см. табл.2). Это относится, прежде всего, к театрам драмы (51,1% респондентов посетили театр хотя бы один раз), музыкальной комедии (49,9%), оперы и балета (46,6%). Эти театры посещали хотя бы один раз половина всех опрошенных респондентов. Наиболее низкие показатели информированности аудитории на уровне разового знакомства у таких театров как Екатеринбург- ский театр современной хореографии, малый драматический театр

    9
    "ТЕАТРОН", учебный театр. Их хотя бы раз посетил лишь каждый десятый ре- спондент.
    Посещение филармонии (как минимум один раз) характерно для 33,7% респондентов, значительно меньшее их число знакомы на практике с такими концертными организациями как
    Уральский центр народного искусства (22,0%) и детская филармония (15,4%).
    Далее охарактеризуем уровень лояльности потребителей, опираясь на по- казатели «самооценка периодичности посещения» и «значимость театра (кон- цертной организации) для зрителя (театр/концертную организацию называют любимыми)».
    Каждый третий респондент считает себя постоянным зрителем театров музыкальной комедии, драмы, оперы и балета. Каждый пятый респондент счи- тает себя завсегдатаем Свердловской государственной филармонии.
    Эти учреждения культуры также фигурируют среди названных любимы- ми. Свыше 20% зрительской аудитории считают их таковыми.
    Другими словами, каждый третий респондент демонстрирует свою ло- яльность этим учреждениям культуры на уровне потребительского поведения
    (активности посещения), каждый пятый еще и на уровне самоидентификации себя с ним.
    Существуют определенные различия у целевой аудитории театров и кон- цертных организаций (см. табл.3, 4).
    Таблица 3
    Целевая аудитория государственных областных театров о потребительских предпочтениях относительно социокультурных услуг театров и концертных ор- ганизаций г. Екатеринбурга (в % к числу ответивших)
    3
    Театры и концертные орга- низации
    Посеща- ли хотя бы раз
    Посещаете периодиче- ски
    Можете назвать лю- бимыми
    Не зна- ют о та- ких
    Театр драмы
    60,3 35,8 25,3 1,6
    Театр музыкальной комедии
    57,9 46,7 27,8 0,8
    Театр оперы и балета
    53,8 29,8 23,3 1,6
    Театр эстрады
    41,1 12,0 8,8 4,6
    Камерный театр
    25,0 10,5 5,4 13,4
    Дом актера
    17,4 7,8 3,5 12,6 3
    Итоговая сумма по столбцу превышает 100%, поскольку задаваемые вопросы были поливариантными.

    10
    Театры и концертные орга- низации
    Посеща- ли хотя бы раз
    Посещаете периодиче- ски
    Можете назвать лю- бимыми
    Не зна- ют о та- ких
    Коляда-театр
    19,8 8,1 6,2 14,8
    Театр Волхонка
    19,7 4,4 4,9 16,2
    Театр Щелкунчик
    22,6 6,7 2,9 11,0
    Театр юного зрителя
    44,8 17,3 7,2 4,7
    Театр кукол
    38,4 8,7 5,7 8,1
    Екатеринбургский театр со- временной хореографии
    («Провинциальные танцы»)
    12,3 2,6 2,2 33,8
    Малый драматический театр "ТЕАТРОН"
    9,4 2,0 2,0 30,0
    Учебный театр
    10,7 4,9 2,5 26,4
    Филармония
    30,7 17,8 15,9 7,4
    Детская филармония
    15,4 5,6 2,3 14,2
    Уральский центр народного искусства
    (Уральский народный хор)
    15,0 4,6 3,0 27,6
    Итого
    496,3 226,6 138,9 237,9
    Различия целевой аудитории государственных областных театров и кон- цертных организаций связаны с особенностями ее потребительского поведения: характером потребительских предпочтений; уровнем информированности об учреждениях культуры; практикой их посещения, степенью лояльности.
    Так, театральная публика значительно более привержена театрам: имеет большую информированность о них, более высокую частоту их разового и пе- риодического посещения, выраженные театральные предпочтения. Она пред- ставляет собой достаточно однородную социальную общность. Это мы увидим далее при сравнении зрительской аудитории театров драмы и музыкальной ко- медии, обладающей очень похожими чертами.
    Таблица 4
    Целевая аудитория государственных концертных организаций о потребительских предпочтениях социокультурных услуг театров и концерт- ных организаций г. Екатеринбурга (в % к числу ответивших)
    Театры и концертные орга- низации
    Посеща- ли хотя бы раз
    Посещаете периодиче- ски
    Можете назвать лю- бимыми
    Не зна- ют о та- ких

    11
    Театры и концертные орга- низации
    Посеща- ли хотя бы раз
    Посещаете периодиче- ски
    Можете назвать лю- бимыми
    Не зна- ют о та- ких
    Театр драмы
    42,5 23,2 17,5 5,0
    Театр музыкальной комедии
    38,4 25,0 19,1 3,2
    Театр оперы и балета
    38,5 26,1 23,5 4,7
    Театр эстрады
    39,1 29,7 10,3 6,1
    Камерный театр
    27,2 10,6 6,6 13,6
    Дом актера
    21,8 3,1 1,5 16,6
    Коляда-театр
    19,2 7,2 7,9 15,8
    Театр Волхонка
    19,3 4,9 6,1 15,8
    Театр Щелкунчик
    22,9 7,7 3,0 14,3
    Театр юного зрителя
    37,0 20,3 9,6 5,9
    Театр кукол
    27,2 8,1 4,7 11,3
    Екатеринбургский театр со- временной хореографии
    («Провинциальные танцы»)
    6,4 3,2 2,4 33,1
    Малый драматический театр "ТЕАТРОН"
    8,1 1,7 2,2 31,1
    Учебный театр
    11,3 4,2 2,2 25,0
    Филармония
    35,4 23,2 19,2 6,2
    Детская филармония
    16,0 8,6 4,2 12,3
    Уральский центр народного искусства
    (Уральский народный хор)
    27,3 15,0 4,7 27,4
    Итого
    453,9 220,8 160,9 244,7
    Зрительская аудитория концертных организаций очень разнородна. Вряд ли ее можно анализировать как социокультурную целостность. Более целесооб- разно рассматривать ее характеристики применительно к каждой конкретной концертной организации.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта