2.2 про театры. Отчет о социологическом исследовании мониторинг удовлетворенности населения свердловской области услугами государственных областных театров и концертных организаций
Скачать 2.07 Mb.
|
II. ЗРИТЕЛЬСКАЯ АУДИТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛАСТНЫХ ТЕАТРОВ О КАЧЕСТВЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ УСЛУГ Социально-демографический профиль потребителей социокультур- ных услуг театров драмы и музыкальной комедии 12 Охарактеризуем социально-демографическое характеристики потребите- лей социокультурных услуг театров драмы и музыкальной комедии по следу- ющим показателям: пол; возраст; место проживания; уровень образования; социальный статус; доход; общий зрительский стаж; стаж посещения конкретного театра. Распределение респондентов по полу и возрасту представлено в таблицах 5,6. Полученные данные свидетельствуют о схожести поло-возрастной струк- туры целевой аудитории (реальных потребителей) театров драмы и музыкаль- ной комедии. Таблица 5 Распределение респондентов по полу (в % к ответившим) Пол Театр драмы Театр музкомедии В целом по выборке Мужской 30,3 26,4 28,1 Женский 69,7 73,6 71,9 Итого 100,0 100,0 100,0 Около третьей части зрительской аудитории обоих театров – мужчины (в среднем 28,1%), остальные – женщины (71,9%). Средний возраст также практи- чески совпадает: 34,2 года (театр драмы) и 36,6% (театр музыкальной комедии). Таблица 6 Распределение респондентов по возрасту (в % к ответившим) Возраст Театр драмы Театр музкомедии В целом по выборке До 18 10,1 10,8 10,5 18-25 23,7 24,2 24,0 25-35 27,7 22,5 24,9 13 Возраст Театр драмы Театр музкомедии В целом по выборке 35-45 14,1 9,6 11,7 45-55 12,2 15,7 14,0 55-65 9,1 13,1 11,2 65 и более 3,1 4,1 3,7 Итого 100,0 100,0 100,0 Средний возраст 34,2 года 36,6 лет 35,1 года Структура зрительской аудитории театров драмы и музыкальной комедии по критерию «место проживания» также идентична: 78,9% (театр драмы) и 78,1% (театр музыкальной комедии) – это жители Екатеринбурга. Остальные (21,9%) – представители различных населенных пунктов Свердловской обла- сти, других регионов России и зарубежья (см. табл.7) . Таблица 7 Распределение респондентов по месту проживания (в % к ответившим) Место проживания Театр драмы Театр музкомедии В целом по выборке Екатеринбург 78,9 78,1 78,4 Свердловская об- ласть 18,3 16,7 17,4 Другое 2,8 5,2 4,2 Итого 100,0 100,0 100,0 Распределение респондентов по уровню образования (см. табл.8) у зри- тельской аудитории обоих театров совпадает. Доминантной (модальной) явля- ется группа зрителей с высшим профессиональным образованием: 61,6% (театр драмы) и 60,6% (театр музыкальной комедии). Таблица 8 Респонденты об уровне образования (в % к числу ответивших) Уровень образования Театр драмы Театр музкомедии В целом по выборке Среднее общее 12,2 14,3 13,1 Среднее специальное 26,2 25,1 25,7 Высшее 61,6 60,6 61,2 Итого 100,0 100,0 100,0 14 Статусные характеристики представителей целевой аудитории обоих те- атров также идентичны (см. табл.9). Доминирующими статусными группами являются специалисты с высшим образованием (26,4% зрителей театра драмы и 29,1% - театра музыкальной комедии) и учащаяся молодежь (23,6% зрителей театра драмы и 22,1% - театра музыкальной комедии). Таблица 9 Респонденты о социальном статусе (в % к числу ответивших) Социальный статус Театр драмы Театр музкомедии В целом по выборке, в % Рабочий (любой квалификации) 11,4 7,0 9,0 Служащий (секретарь, кассир, продавец, работники, не заня- тые ручным трудом) 16,1 18,0 17,1 Специалист с высшим образо- ванием (врач, инженер, учи- тель, менеджер, юрист и т.д.) 26,4 29,1 27,9 Предприниматель 2,5 1,5 1,9 Руководитель предприятия, от- дела, сектора 9,3 9,6 9,5 Учащийся, студент 23,6 22,1 22,8 Пенсионер 6,8 9,9 8,5 Временно не работающий 3,9 0,9 2,2 Другое - 1,9 1,1 Итого 100,0 100,0 100,0 Анализ структуры доходов театральной публики показывает, что среди нее преобладают зрители, оценивающие свой уровень дохода как средний (61,4%). Различий у аудитории театров драмы и музыкальной комедии по дан- ному показателю практически нет (см. табл. 10). Таблица 10 Респонденты об уровне дохода (в % к числу ответивших) Уровень дохода Театр драмы Театр музкомедии В целом по выборке Высокий 5,6 1,5 3,4 15 Выше среднего 11,6 17,1 14,6 Средний 61,2 61,6 61,4 Ниже среднего 14,6 13,4 13,9 Низкий 7,0 6,4 6,7 Итого 100,0 100,0 100,0 Определенные расхождения мы выявили по показателям общего зритель- ского стажа и стажа посещения зрителями конкретного театра (см. табл.11, 12). Таблица 11 Целевая аудитория театра музыкальной комедии об общем зрительском теат- ральном стаже и стаже посещения данного театра (в % к числу ответивших) Зрительский стаж Стаж посещения музкомедии Общий театральный зрительский стаж До года 23,5 8,8 1-5 года 24,3 15,9 5-10 лет 16,8 25,0 10-15 лет 8,1 11,2 15-20 лет 5,6 8,5 20- 30 лет 6,3 9,1 30 лет и более 15,4 21,5 Итого 100,0 100,0 Средний стаж 11,0 лет 15,0 лет Общий зрительский стаж публики театра музыкальной комедии (в сред- нем 15 лет) выше общего театрального зрительского стажа посетителей театра драмы (в среднем 10,9 лет). Таблица 12 Целевая аудитория театра драмы об общем зрительском театральном стаже и стаже посещения данного театра (в % к числу ответивших) Зрительский стаж Стаж посещения театра драмы Общий театральный зрительский стаж До года 31,2 13,4 1-5 года 29,1 18,8 5-10 лет 15,8 21,8 10-15 лет 6,3 14,9 15-20 лет 4,5 7,2 16 20- 30 лет 4,5 10,9 30 лет и более 8,6 13,0 Итого 100,0 100,0 Средний стаж 7,8 лет 10,9 лет Кроме того, в среднем стаж посещения театра музыкальной комедии (11,0 лет) у его зрителей больше, чем стаж посещения у зрителей театра драмы (7,8 лет). Другими словами театральная публика музыкальной комедии несколько более «опытная» и искушенная. Отношение зрительской аудитории к репертуарной политике театров Отношение театральной публики к репертуарной политике театров рассмот- рим через показатели: осведомленность о репертуаре театра; интерес к репертуару театра; степень знакомства с репертуаром; оценка репертуарной политики театра. Анализ самооценок целевой аудитории показал, что уровень ее осведомлен- ности о репертуаре театров можно охарактеризовать как средний (см. табл.13). У зрителей театра драмы он несколько ниже (индекс осведомленности = -1, его значение находится в отрицательной части шкалы), чем у аудитории театра му- зыкальной комедии. Таблица 13 Респонденты об уровне осведомленности о репертуаре театров 4 (в % к числу ответивших) Насколько хорошо Вы осве- домлены о репертуаре? В целом по выборке Осведомленность о репертуаре Музкомедии Театра драмы Очень хорошо 10,4 10,8 10,1 Хорошо 23,6 30,4 15,5 Средне 29,4 26,9 31,9 Плохо 28,1 25,2 31,8 Очень плохо 8,5 6,7 10,7 Итого 100,0 100,0 100,0 4 Pearson Chi-Square = Value 24 ,454(a) , Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,2. Связь слабая. 17 Индекс осведомленности 5 0,0 0,1 -0,1 Уровень интереса зрителей к репертуару театра был замерен нами с по- мощью шкалы интервалов. Вопрос в инструменте (бланке формализованного интервью) выглядел следующим образом. Какая часть репертуара театра (в процентах) вызывает у Вас интерес? 0%__10%__20%__30%__40%__50%__60%__70%__80%__90%__100% В целом аудитория демонстрирует заинтересованность большей частью репер- туара театров (см. табл.14). Более половины всего репертуара вызывает интерес у зрителей как театра музыкальной комедии (58,6% репертуара), так и театра драмы (54,7% репертуара). Таблица 14 Респонденты об уровне интереса к репертуару театров 6 (в % к числу ответивших) Какая часть репертуара те- атра вызывает интерес? В целом по выборке Интерес к репертуару Музкомедии Театра драмы 10% 2,6 2,1 3,6 20% 6,6 4,5 9,6 30% 8,3 7,0 10,2 40% 11,0 11,2 10,8 50% 27,0 29,3 23,3 60% 11,0 10,7 11,3 70% 9,5 11,6 6,6 80% 8,6 7,4 10,2 90% 4,6 4,1 5,4 100% 10,8 12,0 9,0 Итого 100,0 100,0 100,0 Среднее значение 56,9% 58,6% 54,7% Степень знакомства с репертуаром театров определялась также с помо- щью шкалы процентов. Респондентам был задан следующий вопрос. 5 Здесь и далее индекс рассчитан как среднее по порядковой шкале. Его значения меняются в границах от -1 до +1. 6 Pearson Chi-Square = Value 12 ,757(a) , Asymp. Sig. (2-sided) 0,2; Cramer's V=0,2. Связь слабая. 18 С какой частью репертуара (в процентах) Вы познакомились, посещая спек- такли данного театра? 0%__10%__20%__30%__40%__50%__60%__70%__80%__90%__100% В целом зрительская аудитория театров драмы и музыкальной комедии не различается по данному критерию (см. табл. 15). Практика посещения театра позволила зрителям ознакомиться почти с половиной всех спектаклей. В сред- нем зритель на данный момент знаком с 47,2% репертуара театра музыкальном комедии и 44,5% репертуара театра драмы. Таблица 15 Респонденты о степени знакомства с репертуаром театров 7 (в % к числу ответивших) С какой частью репертуара Вы познакомились, посещая спектакли данного театра? В целом по вы- борке Уровень знакомства с репертуаром Музкомедии Театра драмы 10% 13,4 9,9 18,6 20% 12,9 12,4 13,7 30% 14,7 17,0 11,3 40% 10,7 10,0 11,9 50% 18,1 17,8 18,0 60% 7,1 7,1 7,1 70% 6,8 7,9 5,2 80% 5,3 5,4 5,1 90% 3,8 4,2 3,3 100% 7,2 8,3 5,8 Итого 100,0 100,0 100,0 Среднее значение 46,1% 47,2% 44,5% Репертуарная политика театров оценена зрителями очень высоко. 82,6% респондентов считают ее эффективной. Зрительская аудитория музыкальной комедии (84,6%) и драмы (79,9%) демонстрируют высокий уровень удовлетво- ренности репертуарной политикой театров (см. табл. 16). Таблица 16 Респонденты об оценке эффективности репертуарной политики театров 8 7 Pearson Chi-Square = Value 17 ,254(a) , Asymp. Sig. (2-sided) 0,1; Cramer's V=0,2. Связь слабая. 8 Pearson Chi-Square = Value 7 ,348(a) , Asymp. Sig. (2-sided) 0,1; Cramer's V=0,1. Связь слабая. 19 (в % к числу ответивших) Считаете ли Вы репертуар- ную политику театра эффек- тивной? В целом по выборке Оценка репертуарной политики Музкомедии Театра драмы Да 40,8 44,2 36,1 Скорее да, чем нет 41,8 40,4 43,8 Скорее нет, чем да 6,6 5,4 8,3 Нет 0,6 - 1,8 Затрудняюсь ответить 10,0 10,0 10,0 Итого 100,0 100,0 100,0 Индекс 0,57 0,62 0,54 Выявить претензии театральной публики к репертуарной политике не удалось. В ответ на вопрос «Что в репертуарной политике театра не вполне со- ответствует Вашим потребностям и требует изменения?» мы получили разроз- ненные, противоречивые, статистически незначимые и часто не соответствую- щие содержанию вопроса ответы. С одной стороны, это объясняется высокой оценкой зрителями эффективности существующей репертуарной политики те- атров. С другой – тем, что, по всей вероятности, уровень рефлексии по поводу перспектив и направлений ее изменения у массовой аудитории не достаточно высок. Респонденты о содержательных и организационных аспектах социокультурных услуг театров Кроме мнений зрителей о репертуарной политике театров, которая явля- ется важным содержательным аспектом театральной услуги, рассмотрим их от- ношение к другим ее содержательным параметрам: характеристикам взаимо- действия театра и зрителя (см. табл.17). Несмотря на субъективность непрофес- сиональных зрительских оценок, такой подход во многом оправдан тем, что мы имеем дело с достаточно искушенной аудиторией данных театров, имеющей большой зрительский стаж. Таблица 17 Целевая аудитория театров драмы и музыкальной комедии о привлекательных сторонах их социокультурных услуг (в % к числу ответивших) 20 Данный театр привлекает… Да Ско- рее да Скорее нет Нет З/о Ито- го Ин- декс Актерским составом, игрой актеров 64,6 21,9 3,7 1,1 8,7 100,0 0,73 Режиссурой 57,9 27,6 3,7 1,1 9,7 100,0 0,69 Декорациями, костюмами 64,5 20,1 4,9 2,0 8,5 100,0 0,70 Созданной творческим кол- лективом атмосферой театра 50,2 23,1 2,5 2,6 21,6 100,0 0,58 Доверительным, профессио- нальным диалогом со зрителем 45,8 21,9 5,6 3,3 23,4 100,0 0,51 Современностью, новаторски- ми поисками 44,8 20,4 7,7 6,1 21,0 100,0 0,45 Организацией фестивалей, культурных событий 28,3 19,3 6,9 5,0 40,5 100,0 0,30 Работой с детьми, детским ре- пертуаром 26,2 11,8 4,0 6,1 51,9 100,0 0,24 Представим сравнительные характеристики отношения зрителей театров драмы и музыкальной комедии к режиссуре, актерской игре, актерскому соста- ву, декорациям, костюмам. Мнения театральной публики об этих составляю- щих спектакля даны в сводной таблице 18. Таблица 18 Целевая аудитория театров драмы и музыкальной комедии о привлекательных сторонах их социокультурных услуг (в % к числу ответивших) Данный театр привлекает… Да Ско- рее да Скорее нет Нет З/о Ито- го Ин- декс В целом по выборке Актерским составом, игрой актеров 64,6 21,9 3,7 1,1 8,7 100,0 0,73 Режиссурой 57,9 27,6 3,7 1,1 9,7 100,0 0,69 Декорациями, костюмами 64,5 20,1 4,9 2,0 8,5 100,0 0,70 Оценки зрительской аудитории театра драмы Актерским составом, игрой актеров 57,8 22,7 4,0 1,1 14,4 100,0 0,66 Режиссурой 48,9 31,7 4,3 0,7 14,4 100,0 0,62 Декорациями, костюмами 51,1 26,6 6,2 3,3 12,8 100,0 0,58 Оценки зрительской аудитории театра музыкальной комедии 21 Данный театр привлекает… Да Ско- рее да Скорее нет Нет З/о Ито- го Ин- декс Актерским составом, игрой актеров 70,2 21,2 3,5 1,2 3,8 100,0 0,78 Режиссурой 65,3 24,3 3,3 1,5 5,6 100,0 0,74 Декорациями, костюмами 75,4 14,8 3,9 0,9 5,0 100,0 0,80 В целом зрительская аудитория очень высоко оценивает актерский со- став, актерскую игру (они привлекательны для 86,5% респондентов), режиссуру спектаклей (85,5%), декорации, костюмы (84,6%). Серьезных различий в оцен- ках зрителей театра драмы и музыкальной комедии нет (коэффициенты корре- ляции свидетельствуют о слабой связи между признаками «театр – привлека- тельность актерского состава, актерской игры» 9 , «театр – привлекательность режиссуры» 10 , «театр – привлекательность декораций, костюмов» 11 ). При этом зрительская аудитория театра драмы демонстрирует несколько меньшую осве- домленность и искушенность в данных вопросах, чаще «уходя» на пункт «за- трудняюсь ответить» (выше мы уже отмечали меньший общий зрительский те- атральный стаж и стаж посещения данного театра у этой аудитории). Далее охарактеризуем отношение целевой аудитории к процессу и ре- зультату взаимодействия театра и зрителя: творческой атмосфере театра; эф- фективности его диалога со зрителем, в том числе детьми; новаторским поис- кам; эффективности организации культурных событий и т.д. Этот спектр содержательных параметров театральной услуги рассмотрим применительно к конкретным театрам (см. табл. 19). Таблица 19 Целевая аудитория театров драмы и музыкальной комедии о привлекательных сторонах их социокультурных услуг (в % к числу ответивших) Данный театр привлекает… Да Ско- рее да Скорее нет Нет З/о Ито- го Ин- декс В целом по выборке Созданной творческим кол- лективом атмосферой театра 50,2 23,1 2,5 2,6 21,6 100,0 0,58 Доверительным, профессио- нальным диалогом со зрителем 45,8 21,9 5,6 3,3 23,4 100,0 0,51 9 Pearson Chi-Square = Value 23 ,829(a) , Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,2. Связь слабая. 10 Pearson Chi-Square = Value 23 ,391(a) , Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,2. Связь слабая. 11 Pearson Chi-Square = Value 40 ,990(a) , Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,3. Связь средней силы. 22 Данный театр привлекает… Да Ско- рее да Скорее нет Нет З/о Ито- го Ин- декс Современностью, новаторски- ми поисками 44,8 20,4 7,7 6,1 21,0 100,0 0,45 Организацией фестивалей, культурных событий 28,3 19,3 6,9 5,0 40,5 100,0 0,30 Работой с детьми, детским ре- пертуаром 26,2 11,8 4,0 6,1 51,9 100,0 0,24 Оценки зрительской аудитории театра драмы Созданной творческим кол- лективом атмосферой театра 48,2 22,5 2,2 3,3 23,8 100,0 0,55 Доверительным, профессио- нальным диалогом со зрителем 45,1 20,7 4,4 4,4 25,4 100,0 0,49 Современностью, новаторски- ми поисками 35,6 22,5 8,7 6,5 25,7 100,0 0,36 Организацией фестивалей, культурных событий 25,7 15,9 6,9 6,9 44,6 100,0 0,23 Работой с детьми, детским ре- пертуаром 19,0 10,2 5,1 7,7 58,0 100,0 0,18 Оценки зрительской аудитории театра музыкальной комедии Созданной творческим кол- лективом атмосферой театра 51,8 23,7 2,7 2,1 19,7 100,0 |