2.2 про театры. Отчет о социологическом исследовании мониторинг удовлетворенности населения свердловской области услугами государственных областных театров и концертных организаций
Скачать 2.07 Mb.
|
Ин- декс В целом по выборке Сайтом театра: информатив- ностью, удобством, интерак- тивностью 27,5 16,4 5,7 6,5 43,9 100,0 0,26 Оценки зрительской аудитории театра драмы Сайтом театра: информатив- ностью, удобством, интерак- тивностью 25,4 17,4 6,9 6,9 43,4 100,0 0,24 Оценки зрительской аудитории театра музыкальной комедии 32 Насколько Вы удовлетворе- ны? Да Скорее да Скорее нет Нет З/о Ито- го Ин- декс Сайтом театра: информатив- ностью, удобством, интерак- тивностью 29,3 15,5 4,8 6,3 44,1 100,0 0,28 Значимым средством формирования потребности зрителя в театральной услуге является работа со СМИ. Полученные нами данные показывают, что ка- чество освещения деятельности театра в СМИ зрители оценивают невысоко (см. табл. 28). Практически половина зрительской аудитории (47,4%) характе- ризует его как «среднее», более трети считает низким (37,0%). Без сомнения, проблемы работы со СМИ и PR-деятельности театров напрямую связаны с общей ситуацией в средствах массовой информации и сложившимися негативными стереотипами в практике освещения культурных событий. По всей вероятности, есть и объективные сложности в организации работы PR-служб театров, прежде всего, у театра драмы. Однако, в условиях информационного общества эта сфера деятельности требует особого внимания, гарантируя информационные дивиденды, имеющие долгосрочные перспективы. Таблица 28 Мнение зрителей о качестве освещения деятельности театра в СМИ (в % к числу ответивших) Качество Театр драмы Театр музкомедии В целом по выборке Высокое 12,2 18,4 15,6 Среднее 43,9 50,2 47,4 Низкое 43,9 31,4 37,0 Итого 100,0 100,0 100,0 Индекс -0,32 -0,13 -0,21 Имиджевые характеристики театров в оценках потребителей социокуль- турных услуг позитивны. Количественно мы замеряли их по семичленной шка- ле, имеющей позиции от -3 до +3. Усредненные данные представлены на схе- мах 1 и 2. Очень высокие показатели позитивного имиджа имеют театр драмы (среднее значение 2,49) и музыкальной комедии (среднее значение 2,59). Негативный -3 -2 -1 0 +1 +2 2,49 +3 Позитивный 33 Схема 1. Имидж театра драмы в оценке целевой аудитории Негативный -3 -2 -1 0 +1 +2 2,59 +3 Позитивный Схема 2. Имидж театра музыкальной комедии в оценке целевой аудитории Далее, характеризуя представления зрительской аудитории об имидже те- атров, мы выясняли мнения целевой аудитории относительно того, насколько его деятельность соответствует потребностям зрителей, уровню развития теат- рального искусства в России и за рубежом (см. табл. 29,30,31). В целом реальный потребитель театральной услуги (92,0% респондентов) констатирует высокую степень ее соответствия своим запросам и потребностям (см. табл.29). Можно сказать, что для респондентов характерна позитивная идентификация с театром, он является важной частью их духовного мира, куль- турного потребления, составляющей культурно-досуговой деятельности. Таблица 29 Мнения респондентов о соответствии деятельности театра потребностям зрителей (в % к числу ответивших) Соответствие театра потребностям зрителей Да Ско- рее да Скорее нет Нет з/о Ито- го Ин- декс Театр драмы 61,5 28,5 4,4 0,4 5,2 100,0 0,73 Театр музыкальной комедии 69,5 24,0 1,8 1,2 3,5 100,0 0,80 В целом по выборке 66,0 26,0 2,9 0,8 4,3 100,0 0,77 Оценка респондентами места областных театров в общероссийской куль- турной жизни показала, что они (и, в первую очередь, театр музыкальной коме- дии) расцениваются публикой как в полной мере соответствующие уровню раз- вития театрального искусства в России (см. табл.30). Так считают 79,5% ре- спондентов в целом по выборке, 73,6% зрительской аудитории театра драмы и 84,2% - театра музыкальной комедии. Итак, екатеринбургские театры имеют имидж учреждений культуры, уровень творческой деятельности которых соот- ветствует самым высоким требованиям развития театрального искусства. Таблица 30 Мнения респондентов о соответствии театра уровню развития 34 театрального искусства в России (в % к числу ответивших) Соответствие уровню раз- вития театрального искус- ства в России Да Ско- рее да Скорее нет Нет з/о Ито- го Ин- декс Театр драмы 37,9 35,7 3,7 2,6 20,1 100,0 0,51 Театр музыкальной комедии 56,7 27,5 1,8 1,8 12,2 100,0 0,68 В целом по выборке 48,4 31,1 2,6 2,1 15,8 100,0 0,61 Аналогичный показатель, выявляющий представления зрительской ауди- тории о культурном статусе областных театров касался соответствия их дея- тельности уровню развития театрального искусства за рубежом (см. табл.31). Таблица 31 Респонденты о соответствии театра уровню развития театрального искусства за рубежом (в % к числу ответивших) Соответствие уровню раз- вития театрального искус- ства за рубежом Да Ско- рее да Скорее нет Нет з/о Ито- го Ин- декс Театр драмы 16,3 15,2 12,2 5,6 50,7 100,0 0,12 Театр музыкальной комедии 29,8 15,8 9,6 2,6 42,2 100,0 0,30 В целом по выборке 23,9 15,5 10,8 3,9 45,9 100,0 0,22 Почти половина респондентов затруднилась с ответом на данный вопрос, объ- ясняя это тем, что не имеют достаточной информации о развитии мирового те- атрального искусства, не задавались специально этим вопросом, не рефлекси- ровали над возможностью сравнения тенденций развития театральной деятель- ности в России и за рубежом, не были за границей и/или не знакомились там с театральным искусством. Тем не менее, более третьи зрительской аудитории (39,4%) уверены, что качество театральной услуги соответствует уровню мировых стандартов. 35 III. РЕАЛЬНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ О СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛУГАХ КОНЦЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В этом разделе мы рассмотрим мнения зрительской аудитории о качестве социокультурных услуг концертных организаций подведомственных Мини- стерству культуры и туризма Свердловской области. Нами анализировались че- тыре концертных организации: Свердловская ордена Трудового Красного Зна- мени государственная академическая филармония, Свердловская государствен- ная детская филармония, Уральский государственный театр эстрады, Ураль- ский центр народного искусства 16 Для решения поставленных задач были использованы методология и ме- тодика, аналогичные тем, которые применялись при изучении отношения зри- тельской аудитории к театральной услуге. Отношение зрительской аудитории к репертуарной политике концертных организаций Отношение зрительской аудитории к репертуарной политике государствен- ных областных концертных организаций рассматриваются нами через следую- щие показатели: осведомленность о репертуаре концертной организации; интерес к репертуару концертной организации; степень знакомства с репертуаром; оценка репертуарной политики концертной организации. Анализ данных об уровне осведомленности зрителей о репертуаре концерт- ных организаций (см. табл.32) показывает, что потребители социокультурных услуг концертных организаций представляют собой неоднородное сообщество. Наиболее высокий уровень осведомленности характерен для аудитории филар- монии (71,2% хорошо информированных респондентов), наименее осведом- 16 В работе приняты следующие сокращения: Свердловская ордена Трудового Красного Знамени государственная академическая филармония ……………... Свердловская государственная детская филармония ……. Уральский государственный театр эстрады ……………. Уральский центр народного искусства ............................ Филармония СГДФ УрГТЭ УрЦНИ 36 ленной является публика театра эстрады (25% хорошо информированных ре- спондентов). Таблица 32 Респонденты об уровне осведомленности о репертуаре концертных организаций (в % к числу ответивших) 17 Насколько хорошо Вы осведомлены о репертуаре? В целом по вы- борке Осведомленность о репертуаре Филармонии СГДФ УрГТЭ УрЦНИ Очень хорошо 15,9 34,6 11,3 8,0 10,1 Хорошо 25,3 36,6 35,8 17,0 21,8 Средне 23,3 19,6 24,6 27,0 21,8 Плохо 28,5 7,2 26,4 38,0 36,9 Очень плохо 7,0 2,0 1,9 10,0 9,4 Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 Индекс 0,07 0,47 0,15 -0,13 -0,07 По самооценкам зрителей плохая осведомленность о репертуаре (пункты «плохо» и «очень плохо») характерна почти для половины аудитории театра эстрады (48%) и Уральского центра народного искусства (46,3%), а также для каждого четвертого зрителя (28,3%) детской филармонии. Очевидно, что, не- смотря на все усилия данных концертных организаций, проблемы эффективно- го продвижения и информационно-коммуникативного взаимодействия с целе- вой аудиторией продолжают оставаться для них актуальными. Уровень интереса зрителей к репертуару концертных организаций также как и для театров замерялся нами с помощью шкалы интервалов. Вопрос в ин- струменте (бланке формализованного интервью) выглядел следующим образом. Какая часть репертуара концертной организации (в процентах) вызывает у Вас интерес? 0%__10%__20%__30%__40%__50%__60%__70%__80%__90%__100% В целом аудитории интересна большая часть репертуара концертных ор- ганизаций (в среднем 53,3% репертуара). У зрителей вызывает интерес более половины репертуара филармонии (58,6% репертуара), детской филармонии (55,6% репертуара), Уральского центра народного искусства (53,2%). Исключе- 17 Pearson Chi-Square = Value 111 ,675(a) , Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,4. Связь средней силы. 37 нием здесь является только театр эстрады, чуть менее половины его репертуара (45%) интересна аудитории (см. табл.33). Таблица 33 Респонденты об интересе к репертуару концертных организаций (в % к числу ответивших) 18 Какая часть репертуара вызывает интерес? В целом по выборке Интерес к репертуару Филармонии СГДФ УрГТЭ УрЦНИ 10% 8,1 2,2 - 15,8 7,5 20% 5,9 4,4 5,5 6,3 9,3 30% 13,1 11,8 16,7 15,0 11,2 40% 8,6 5,1 5,6 13,4 8,4 50% 19,7 20,6 36,1 13,4 20,6 60% 12,1 14,7 11,0 9,4 12,1 70% 13,1 19,9 5,6 10,2 10,3 80% 6,4 8,8 5,6 5,5 4,7 90% 4,4 6,6 2,8 1,6 5,6 100% 8,6 5,9 11,1 9,4 10,3 Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 Среднее значение 53,3% 58,6% 55,6% 45,1% 53,2% Степень знакомства с репертуаром концертных организаций, напрямую связанная с практикой их посещения, определялась нами также с помощью шкалы процентов. Респондентам был задан следующий вопрос. С какой частью репертуара (в процентах) Вы познакомились, посещая данную концертную организацию? 0%__10%__20%__30%__40%__50%__60%__70%__80%__90%__100% Непосредственное сравнение между собой концертных организаций по уровню знакомства публики с репертуаром (т.е. сопоставление количественных данных) нам представляется не вполне корректным. Дело в том, что вариатив- ность репертуара изучаемых нами концертных организаций различна. Для од- них, таких, например, как филармония, практически полная сменяемость ре- пертуара от сезону к сезону – это норма, для других – скорее исключение. 18 Pearson Chi-Square = Value 60 ,807(a) , Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,4. Связь средней силы. 38 Именно поэтому данная характеристика является не столько параметром качества услуги, сколько призвана подчеркнуть специфические особенности концертных организаций в реализации репертуарной политики, а также в сформировавшейся практике потребительского поведения ее целевой аудито- рии. Степень знакомства с репертуаром концертных организаций по само- оценкам зрителей в целом можно охарактеризовать как среднюю (см. табл.34). Практика посещения концертных организаций позволила зрителям ознакомить- ся почти с половиной их репертуара. Таблица 34 Респонденты об уровне знакомства с репертуаром концертных организаций (в % к числу ответивших) 19 С какой частью репер- туара Вы познакоми- лись, посещая кон- цертную организацию? В целом по вы- борке Уровень знакомства с репертуаром Филармо- нии СГДФ УрГТЭ УрЦНИ 10% 14,1 8,2 22,2 19,8 11,5 20% 13,1 15,6 16,7 9,9 12,5 30% 12,5 10,7 13,9 17,4 8,7 40% 9,1 8,2 2,7 14,9 5,8 50% 19,8 23,7 19,4 14,0 22,1 60% 8,1 8,2 2,8 10,7 6,7 70% 7,6 7,4 5,6 2,5 14,4 80% 5,5 5,7 8,3 5,8 3,8 90% 3,7 7,4 2,8 1,7 1,9 100% 6,5 4,9 5,6 3,3 12,6 Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 Среднее значение 45,6% 48,5% 40,8% 39,8% 51,1% Зрительской аудиторией дана очень высокая оценка эффективности ре- пертуарной политики концертных организаций (см. табл.35). Прежде всего, это касается филармонии, как «взрослой» (91,3% респондентов считают ее эффек- тивной), так и детской (88,9%). Таблица 35 Респонденты об оценке эффективности репертуарной политики концертных ор- ганизаций (в % к числу ответивших) 20 19 Pearson Chi-Square = Value 63 ,946(a) , Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,4. Связь средней силы. 39 Считаете ли Вы репертуар- ную политику концертной организации эффективной? В целом по вы- борке Оценка репертуарной политики Филар- монии СГДФ УрГТЭ УрЦНИ Да 47,8 61,8 61,1 34,4 40,7 Скорее да, чем нет 33,2 29,5 27,8 41,8 30,1 Скорее нет, чем да 6,6 2,2 5,6 9,0 9,7 Нет 5,6 2,2 5,5 6,6 8,8 Затрудняюсь ответить 6,8 4,3 - 8,2 10,7 Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 Индекс 0,56 0,73 0,67 0,44 0,42 Зрительская аудитория театра эстрады (76,2%) и Уральского центра народного искусства (70,8%) также демонстрируют высокий уровень удовле- творенности репертуарной политикой этих концертных организаций. Респонденты о содержательных и организационных аспектах социокультурных услуг концертных организаций Далее мы рассмотрим мнения зрительской аудитории о широком спектре содержательных характеристик социокультурных услуг концертных организа- ций, которые представлены в таблице 36. Таблица 36 Зрительская аудитория государственных областных концертных организаций о привлекательных сторонах их социокультурных услуг (в % к числу ответивших) Данная концертная организа- ция привлекает… Да Ско- рее да Скорее нет Нет З/о Ито- го Ин- декс Работой творческих коллекти- вов (оркестров, ансамблей, студий и т.д.) 61,3 20,4 2,3 2,8 13,2 100,0 0,68 Творчеством конкретных ис- полнителей, солистов 40,0 21,6 7,4 9,1 21,9 100,0 0,38 Приглашенными на гастроли коллективами, солистами 45,8 18,0 8,9 6,6 20,7 100,0 0,44 20 Pearson Chi-Square = Value 35 ,497(a) , Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,3. Связь средней силы. 40 Данная концертная организа- ция привлекает… Да Ско- рее да Скорее нет Нет З/о Ито- го Ин- декс Организацией фестивалей, культурных событий 41,4 21,2 9,8 5,4 22,2 100,0 0,42 Работой с детьми, детским ре- пертуаром 50,6 16,0 3,2 4,3 25,9 100,0 0,53 Целенаправленной, постоян- ной работой со зрителем 45,3 22,2 6,7 3,4 22,4 100,0 0,50 Просветительской, образова- тельной деятельностью 44,4 22,5 5,9 4,7 22,5 100,0 0,48 Атмосферой творчества, со- зданной коллективом 55,9 20,1 2,5 2,1 19,4 100,0 0,63 Современностью, новатор- скими поисками 42,3 22,0 7,3 5,2 23,2 100,0 0,45 Доверительным, профессио- нальным диалогом со зрите- лем 49,7 22,8 4,1 2,3 21,1 100,0 0,57 Табличные данные показывают очень высокий уровень оценки зритель- ской аудиторией данных показателей. Публику привлекает работа коллективов концертных организаций, оркестров, ансамблей, студий (это отмечают 81,7% респондентов), их умение создать атмосферу творчества (76,0%), вести довери- тельный, профессиональный диалог со зрителем (72,5%). Дадим более подробную характеристику каждой конкретной концертной организации. Так, для Свердловской государственной академической филармо- нии (см. табл.37) кроме указанных выше показателей характерна также высокая оценка зрителями творчества конкретных исполнителей, солистов (70,1%), при- глашенных на гастроли коллективов, исполнителей (77,1%). Очень высоко оце- нивается организационная работа, связанная с проведением фестивалей, других культурных событий (70,3%). Зрители ценят филармонию за новаторские поис- ки, современность (68,4%), многоаспектную просветительскую, образователь- ную деятельность (61,0%), целенаправленную, постоянную работу со зрителем (66,9%). Таблица 37 Зрительская аудитория Свердловской государственной академической филармонии о привлекательных сторонах ее социокультурных услуг (в % к числу ответивших) 41 Данная концертная организа- ция привлекает… Да Ско- рее да Скорее нет Нет З/о Ито- го Ин- декс Работой творческих коллекти- вов (оркестров, ансамблей, студий и т.д.) 70,8 20,1 0,6 0,6 7,9 100,0 0,80 Творчеством конкретных ис- полнителей, солистов 51,9 18,2 8,5 6,5 14,9 100,0 0,50 Приглашенными на гастроли коллективами, солистами 62,7 14,4 7,2 3,9 11,8 100,0 0,62 Организацией фестивалей, культурных событий 46,9 23,4 9,7 4,5 15,5 100,0 |