Главная страница
Навигация по странице:

  • НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (специалиста)

  • Список используемой литературы.

  • Земфира стоит отдельно от всей остальной эстрады, к

  • Изученность вопроса

  • Объект исследования

  • Предмет исследования

  • Работа состоит

  • 2.2. Земфира глазами знакомых

  • Артемий Троицкий, музыкальный критик

  • Борис Барабанов, журналист, пресс-атташе Земфиры

  • Дмитрий Шуров, пианист группы «Земфира»

  • Рената Литвинова, автор и режиссер фильма «Зеленый театр в Земфире»

  • Лена Перова, телеведущая, музыкант, «но я по-прежнему друг»

  • Дмитрий Зеленцов, фотограф, делающий редкие кадры Земфиры

  • Массато, знаменитый японский стилист (последняя прическа Земфиры — его рук дело)

  • Леонид Бурлаков, первый продюсер Земфиры, «открывший» ее широкой публике

  • научно-исследовательская работа по темепортрет артиста эстрады Земфиры. Земфира. Факультет музыкального искусства эстрады кафедра режиссуры и актерского искусства эстрады допускаю к защите


    Скачать 52.33 Kb.
    НазваниеФакультет музыкального искусства эстрады кафедра режиссуры и актерского искусства эстрады допускаю к защите
    Анкорнаучно-исследовательская работа по темепортрет артиста эстрады Земфиры
    Дата13.01.2020
    Размер52.33 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файлаЗемфира.odt
    ТипНаучно-исследовательская работа
    #103890
    страница1 из 2
      1   2


    Министерство культуры Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»

    ФАКУЛЬТЕТ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЭСТРАДЫ

    КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ И АКТЕРСКОГО ИСКУССТВА ЭСТРАДЫ

    ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

    Зав. кафедрой А. А. Конович

    ____________________________
    «___»_________ 2019 г.


    НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    (специалиста)

    по дисциплине: режиссура и актерское мастерство

    на тему: «Портрет Артиста эстрады Земфиры»


    Выполнил студент группы ФИЭ/СО411-2/1

    Шутова Виктория Александровна




    __________________________________________

    (подпись, дата)

    Специальность

    52.05.02 «Режиссура театра»

    Специализация

    Режиссер эстрады

    Форма обучения

    Очная




    Научный руководитель







    К.п.н., доцент Конович Н.Д.

    (подпись, дата)














    Санкт-Петербург

    2019
    Оглавление

    1. Введение………………………………………………………………………..3

    2. Основная часть………………………………………………………………....6 2.1. Биография Муравьёвой И.В..……………………………………………….6

    2.2. Звездная роль ………………………………………………………………10

    2.3. Игра в кинофильмах………………………………………………………..12

    2.4. Театральные работы………………………………………………………...15

    2.5. Фильмография Ирины Муравьёвой………………………………………..18

    2.6. Озвучивание мультфильмов………………………………………………..21

    2.7. Призы и награды…………………………………………………………….22

    2.8. Интервью с Ириной Муравьёвой…………………………………………..23

    3. Заключение…………………………………………………………………….29

    4. Список используемой литературы.………………………………………..30

    5. Приложения…………………………………………………………………..32

    1. Введение



    «Надо быть тем, кто ты есть. Не больше и не меньше. Я понимаю это.

    Я – Земфира. Я знаю кто я, я на своём месте, я это знаю, я в этом уверена. И в этом есть моя самая большая правда и сила – уверенность в том, кто я и что я. И петь я буду очень долго!».

    Земфира стоит отдельно от всей остальной эстрады, как Тони Роббинс стоит отдельно от всех тренеров успеха мира. Большинство «звезд» борются за свое место под софитами изо всех сил, а для Земфиры – уйти в тень и помолчать, даже на несколько лет – приемлемо, если как она говорит, ей «нечего сказать». И каждый раз, выходя из своего «молчания», она становится еще более любима. Но при всем при том, что Земфира в первую очередь – певица, я лично люблю ее не столько за музыку, сколько за то, кем она является как личность. Я полагаю, Земфира не смогла бы делать что угодно – писать книги, строить бизнес или даже быть политиком, она равно музыка. Главным показателем того, что ее творчество настолько на высоком уровне, что за ней идут тысячи человек, и мало того, множество их них не менее востребованы чем она в смежных сферах деятельности. Она не поет под фонограмму, ставит концертным залам жесткие условия по обеспечению качественной аппаратуры, требует полной отдачи от себя и от своих музыкантов, постоянно ищет новые аранжировки, да и не только аранжировки, а, можно даже сказать, сама создает новые жанры. Ее музыку нельзя назвать «позитивной». И многие из ее песен могут показаться даже довольно мрачными, но когда ты вслушиваешься не столько в ноты, сколько в ее интерпретацию современной музыки, не столько отдельные слова, сколько ее поэтический посыл в целом – с облегчением осознаешь, что и в нашем поколении есть гении.

    Земфира говорит, что ее песни – это лучшее, что она может дать людям. Но в тех немногочисленных интервью, которые она давала, просачивается и то, как она мыслит и как живет, и даже из этих немногочисленных интервью, можно взять достаточно информации, чтобы чем-то научиться. Однажды, один журналист послал на ее личный мейл письмо с просьбой о встрече. Как ни странно, тут же получил ответ: «Зачем это вам?» Журналист честноответил, что «если и есть у меня профессиональная мечта — так это поговорить с вами...». После чего получил еще одно письмо: «Сейчас я воплощаю в жизнь свою собственную мечту. Как только сделаю это, мы с вами поболтаем». И так всегда, абсолютно, автономно, самовольно, самовластно существует певица, тем самым, доказывая, что она такая какая есть, и благодаря этому мы можем посредством ее творчества, понимать кто есть каждый из нас. Я считаю, что моя тема является актуальной, потому что, момент самоидентификации, самоопределения, важен не только для творческих людей, это необходимо каждому, понять кто я есть и как я буду жить и действовать. А уж в театральном деле, это основа, это то, на чем вообще держится искусство.
    Изученность вопроса в данной работе поднимается и раскрывается вся творческая карьера российской певицы Земфиры.
    Целью исследования является изучить все стороны творческой жизни Земфиры.
    Задачи:

    • ознакомиться с биографией Земфиры;

    • изучить творческие особенности Земфиры;

    • проанализировать творческую жизнь Земфиры;

    • получить информацию обо всех творческих наградах

    Земфиры;

    • прочитать все статьи с Земфирой.


    Объект исследования – творческая биография Земфиры.
    Гипотеза «Надо быть тем, кто ты есть. Не больше и не меньше. В этом есть самая большая правда и сила – уверенность в том, кто я и что я.»
    Предмет исследования – концерты, фильмы и интервью с Земфирой.
    Методыанализ и синтез подобранного материала.
    Практическая значимость данной работы заключается в том, что обучаясь на специальность режиссёра театра и эстрады, каждый студент обязан знать всех советских и российских деятелей эстрады. На примере моей работы, он может ознакомиться со знаменитой российской певицей — Земфирой.
    Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.

    2.Основная часть.

    2.1. Биография Земфиры.

    Земфира – «прорвавшийся голос поколения», как певицу назвал журнал «Огонек», российская рок-исполнительница, автор текстов, композитор и музыкальный продюсер. Земфира положила направление в русском роке, которое журналисты определили как «женский рок».

    Земфира Рамазанова в свое время открыла в отечественной рок-музыке новую страницу. Ее стиль пресса называет "женским роком", а популярность певицы, стремительно взлетевшей в топы всех радиостанций, за восемнадцать лет не только не идет на спад, но продолжает уверенно завоевывать все новых поклонников.

    Детство

    Земфира родилась в Уфе в интеллигентной татаро-башкирской семье. Ее отец Талгат Талхович преподавал историю, а мать Флорида Хакиевна работала специалистом по лечебной физкультуре. У девочки был старший брат по имени Рамиль, с которым у певицы сложились тесные и доверительные отношения.

    Талант Земфиры к музыке раскрылся очень рано, уже с пяти лет будущая певица училась в специализированной музыкальной школе, где обучалась игре на фортепиано и была солисткой в ученическом хоре. Тогда же она выступила на местном телевидении с детской песенкой.

    Девочке было семь лет, когда она написала первую песню, исполнив ее на работе у мамы. В школьные годы Земфира увлекалась творчеством группы "Кино": как утверждает сама певица, песни Виктора Цоя и Тома Йорка во многом повлияли на ее становление как музыканта.

    В школе Земфира серьезно занималась баскетболом. Несмотря на то, что девочка была в команде ниже всех, она стала капитаном юниорской сборной России. Таким образом в последних классах перед ней встала дилемма: спорт или музыка. Земфира выбрала последнее и поступила в Уфимское училище искусств на отделение эстрадно-джазового вокала.

    Параллельно с обучением в вузе девушка начала подрабатывать, исполняя популярные песни в уфимских ресторанах. Однако, такая деятельность быстро ей наскучила, и в 1996 году Земфира устроилась работать на радио: она записывала рекламные ролики для башкирского филиала радиостанции "Европа Плюс". Тогда же она записывает свои первые демо.

    Музыка

    Биография Земфиры круто изменилась в 1997 году, когда на ежегодном рок-фестивале "Максидром" кассета с ее песнями попала через знакомых журналистов в руки тогдашнего продюсера группы "Мумий Тролль" Леонида Бурлакова. Леонид решает дать шанс талантливой исполнительнице, и в конце 1998 года Земфира записывает на студии Мосфильма свой первый альбом "Земфира".

    Сведение первого альбома делалось в британской столице под руководством Ильи Лагутенко, фронтмена и лидера "Мумий Тролля". В записи также принимали участие гитарист и барабанщик группы. Релиз диска состоялся в мае 1999 года, при этом отдельные песни - «СПИД», «Ракеты» и «Ариведерчи» - поступили в ротацию радиостанций еще в феврале. Таким образом, публика была подготовлена к рождению новой звезды. Композиция «Ариведерчи» получила оглушительную популярность, но из-за сложного названия поклонники часто называют этот трек «Корабли» по первому слову припева.

    Презентация альбома прошла 8 мая в клубе «16 тонн». Сцена была выдержана в весеннем стиле, а певица вплела в волосы цветы. На цветке из прически Земфира и гадала, исполняя песню «Ромашки».

    Также в состав альбома вошли песни «Румба», «Маечки» (также часто подписанная как «Анечка»), «Синоптик», «Почему» и другие.

    Альбом имел оглушительный успех, за первые полгода было продано более семисот тысяч экземпляров. На три песни были сняты видеоклипы: рижский клип на песню "СПИД", который так в итоге и не вышел на широкие экраны, "Почему" - концертное видео с уфимского выступления певицы, а также видеоработа "Ариведерчи", которая сразу же завоевала сердца тысяч поклонников своим неординарным подходом к монтажу и режиссуре (лицо Земфиры на этом видео было заштриховано, ходили слухи, что певица - это сайд-проект самого Лагутенко). Отдельным синглом также вышли композиции «Снег» и «Лондон».

    Первый гастрольный тур, стартовавший через три месяца после релиза альбома, тоже превысил всякие ожидания, на концертах были аншлаги. В завершении тура Земфира становится хэдлайнером первого музыкального фестиваля «Нашествие».

    По возвращении с гастролей группа "Земфира" начинает записывать новый альбом, который также назвала в честь одной из песен "Прости меня, моя любовь". Сама певица признается, что названия всегда трудно ей давались.

    Тем не менее, "Прости меня, моя любовь" стал самым популярным диском 2000 года в России, а также самым коммерчески успешным из всей дискографии Земфиры. Трек «Искала» из нового альбома прозвучал в культовом фильме «Брат 2» и вошел в альбом саундтреков картины.

    В состав пластинки вошли и другие композиции, которые впоследствии критики и поклонники назвали хитами Земфиры: «Созрела», «Хочешь?», «Город», «Доказано», «П. М. М. Л.» и «Рассветы». Также в альбом вошли треки «Сигареты», «Не отпускай» и «Лондон». Запись живого исполнения последней композиции вышла еще и на сингле «Снег/Небо Лондона».

    Сама певица становится "Исполнительницей года" по версии музыкального журнала "ОМ".

    Возросшая популярность скорее тяготила, чем радовала Земфиру, и в конце 2000 года она ушла в творческий отпуск, приняв участие лишь в одном проекте, посвященном ее музыкальному кумиру - Виктору Цою. Для концерта "Кинопробы" Земфира записала песню "Кукушка", которая впоследствии также вошла в сингл «До свидания», и "Каждую ночь".

    Следующим этапом стал альбом Земфиры "Четырнадцать недель тишины", который вышел в 2002 году. За это время девушка многое переосмыслила в своем творчестве, и альбом получился цельным, но непохожим на ее предыдущие работы. Земфира полностью отошла от стилистических рамок, в свое время заданных Бурлаковым, из-за чего ее постоянно сравнивали с "Мумий Троллем", хотя музыканты группы по-прежнему участвовали в записи песен.

    В состав альбома вошли песни «Webgirl», бесспорный хит исполнительницы, который поклонники запомнили под русским названием «Девочка, живущая в Сети», «Сказки», «Мачо» (также известная как «Пьяный мачо»), «Главное» и другие. Тираж пластинки перешагнул за миллион дисков, а сама певица в 2003 году получила премию "Триумф". Отдельными синглами вышли композиции «Бесконечность» и «Трафик».

    2004 год ознаменовался для Земфиры сразу несколькими событиями. Она исполнила два ярчайших дуэта: один на рок-фестивале "Максидром" в паре с Ильей Лагутенко и второй с группой Queen на церемонии MTV Russia Music Awards (бессмертный хит Фредди Меркьюри "We are the Champions").

    Земфира решила получить высшее образование по философии и поступила в МГУ, но закончить учебу ей не удалось, слишком много времени занимала музыка.

    В 2005 году начинается сотрудничество Земфиры с актрисой и режиссером, харизматичной Ренатой Литвиновой. Земфира была приглашена для создания музыки к фильму Литвиновой "Богиня: как я полюбила". Впоследствии Рената выступила режиссером клипа на песню "Итоги" и многих последующих работ певицы. Песня Земфиры «Любовь, как случайная смерть» вошла в саундтрек фильма.

    В 2005 году певица презентовала четвертый альбом «Вендетта», в который вошли песни «Самолет», «Дыши», «Небомореоблака», «Так и оставим». Исполнительница назвала альбом эклектичным по звучанию, а главной тематикой обозначила поиск и тревожность.

    В октябре 2007 года состоялся релиз нового альбома Земфиры "Спасибо", который певица выпустила от собственного имени, заявив, что группы "Земфира" больше не существует, а есть только она - певица Земфира Рамазанова. Заглавной песней альбома стала композиция «В метро», которую сама исполнительница охарактеризовала как одновременно боевую и лиричную.

    Перед презентацией вышли радиосингл «Мальчик» и видеоклип на песню «Мы разбиваемся», снятый Ренатой Литвиновой. Синглы подготовили аудиторию к предстоящему альбому.

    Во время гастрольного тура на концертах был в продаже специальный сингл "10 мальчиков", содержащий десять ремиксов на песню "Мальчик", собранных из числа произведений, которые люди присылали на Интернет-конкурс. Тогда же был презентован фильм-концерт "Зеленый театр в Земфире", который был снят Литвиновой во время выступления певицы на одноименной площадке в парке имени Горького в Москве.

    Финальный концерт тура прошел в «Олимпийском». По словам певицы, концерт готовился два года и стал для Земфиры крупной победой.

    В 2009 году Земфира выпускает сборник под названием "Z-sides", а также много гастролирует в России и за рубежом. Также певица работает над саундтреком к артхаусному фильму «Последняя сказка Риты», снятого ее подругой Ренатой Литвиновой. В этом же году исполнительница записывает сингл «Австралия».

    В 2010 году журнал «Афиша» составил список «50 лучших русских альбомов всех времен. Выбор молодых музыкантов». Дебютный альбом исполнительницы занял пятое место в этом списке, а альбом «Прости меня, моя любовь» - 43-е. Также Земфира получила премию Российского авторского общества «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».

    В 2011 году певица выпустила синглы «Деньги» и «Без шансов».

    Следующий альбом Земфиры стал очередным прорывом в истории русского рока. Диск "Жить в твоей голове" удивительным сочетанием минимализма, стиля и выверенности звучания сказал новое слово в современной музыке. Он установил новый рекорд в отечественных интернет-продажах.

    В конце 2013 года на iTunes было выложено три песни, которые практически сразу возглавили российский чарт. Исполнителем значилась группа «The Uchpochmack», это башкирское слово означает "треугольник". Как утверждала легенда, описанная в официальном сообществе группы в социальных сетях, в состав коллектива входят гитарист Бро, басист и ударник Лука и вокалистка Ракета, представленные анимационными персонажами. Характерный вокал Земфиры слушатели узнали сразу, а вскоре она сама анонсировала выступление своего сайд-проекта в главном концертном зале "Россия", где была раскрыта тайна личностей Бро и Луки: ими оказались племянники Земфиры, близнецы Артем и Артур Рамазановы.

    В конце 2103 Земфира была удостоена премии MTV Europe Music Awards как лучший российский исполнитель. В 2013, 2014 и 2015 годах рок-певица входила в список «Сто самых влиятельных женщин России». В конце октября 2015 года Земфира сообщила о начале нового концертного тура «Маленький человек».

    Сейчас

    Во время тура «Маленький человек» исполнительница посетила более 20 городов РФ, а также города ближнего и дальнего зарубежья. Первая часть огромного турне стартовала в феврале 2016 года в Омске и закончилось в апреле в Москве, вторая часть прошла за границей: в Израиле, Германии, Великобритании, ОАЭ, США и в Канаде. Во время масштабного тура «Маленький человек» Земфира сообщила о завершении гастрольной деятельности. Тем не менее, певица продолжила презентовать, а тем более распространять уже записанные песни. Сегодня официальный сайт Земфиры представляет собой сайт-визитку. На странице с крупным черно-белым фото размещены ссылки на популярные онлайн-магазины музыки, в которых можно купить треки Земфиры: «Apple Music», «Google play», «Яндекс. Музыка», «Spotify», «Deezer» и «Zvooq». В 2016 году Земфира записала новый трек «Возвращайся домой». В июле 2017 года журналисты узнали, что Земфира может написать саундтрек к фильму о Великой отечественной войне «Севастополь 1952». Режиссеры картины ведут переговоры с певицей.

        2.2. Земфира глазами знакомых

    Почему. мы все играем по правилам, а она все решает самостоятельно? Ответ прост и сложен одновременно: она — Земфира, а мы — «все остальные».В одной из рецензий на ее первый альбом было написано: «Такие люди появляются на свет раз в сто лет». Так еще писали о Высоцком, правда, после его смерти. О Земфире, слава богу, пишут и говорят при жизни. И ей, конечно, от этого груза безумно тяжело. Но мы все равно хотим, чтобы еще десятки лет с ней дрались, ее выслеживали, задавали ей неприличные вопросы. Ведь это произойдет только в одном случае — если Земфира останется свободной, бескомпромиссной, гениальной и живой. Если она по-прежнему будет раздражать — во всех смыслах этого слова.

    После выхода альбома «Спасибо», гастрольного тура, премьеры фильма «Зеленый театр в Земфире» и, наконец, первоапрельского концерта в «Олимпийском» Земфира берет паузу в два месяца, а может, и больше, — этого не знает даже ее директор, это решает она сама. Мы решили заполнить эту паузу словами — словами о ней. В нашей рубрике «Глазами десяти» о певице говорят те, кто когда-то был с ней близок, те, кто общается и работает с ней сейчас, и даже те, кто с ней дрался. Причем и последние, мы уверены, тайком слушают ее песни. Мы все восхищаемся Земфирой — в этом стоит признаться. Это чувство, иногда граничащее с раздражением: ну почему она такая

    После свободная, а мы — нет? Почему у нее получается все, что она задумает, а у нас — лишь изредка?

    Артемий Троицкий, музыкальный критик

    Лично я ее не знаю, я на ее концерт ходил как бойфренд Ренаты… Земфиру я впервые услышал примерно тогда же, когда и все остальные. Она мне понравилась, но умеренно: мне показалось, что она очень похожа по манере на Жанну Агузарову, но, конечно, не настолько она искрометная артистка, как Жанна… А вот последующие ее альбомы мне нравились все меньше и меньше. Я оценил ее как вокалистку — было видно, что она хорошо работает с голосом, и как автора текстов, поэтессу (хотя проблематика Земфириных стихов мне не близка: душевный раздрай 20-летней девушки — это не то, с чем я могу сам себя идентифицировать, естественно). Но уж очень занудной и вымученной представлялась мне ее музыка — особенно на двух последних альбомах.

    В общем, так мой интерес к Земфире угасал и угасал — до тех пор, пока я не послушал ее последнюю пластинку «Спасибо». Насколько я понимаю, о ней имеются прямо противоположные мнения среди так называемых экспертов. Я читал рецензии в уважаемых мною журналах типа Rolling Stones, где говорилось, что этот альбом — полный провал. Я же считаю, что это, бесспорно, лучший альбом Земфиры, и он мне нравится именно потому, что она в нем абсолютно раскрепостилась в музыкальном отношении. Я так думаю, что она нашла себе конгениального музыканта — вот этого парнишку-клавишника. Собственно, он и делает всю музыку и саунд альбома. Мне кажется, их альянс с Земфирой очень органичен. Так что пластинка с точки зрения музыки на меня произвела большое впечатление — за исключением, как ни странно, буквально пары песен, которые сама артистка считает заглавными на альбоме: «Мы разбиваемся» (на нее Рената сняла видеоклип) и «Спасибо». Они похожи на все ее старые песни, они проходят мимо меня. Но все остальное — и рок-н-ролльная фанковая шестидесятническая часть, которая идет вначале, и вот это кабаре, все эти «Марина Цветаева», и «музыка сдохла», и вот эти изумительные песни в конце альбома — там, где Рената своими вокализмами занимается… Они мне понравились. Я считаю, что это вообще один из лучших русских альбомов, которые я слышал за последнее время.

    А с точки зрения личности Земфира мне напоминает Аллу Пугачеву: видно, что это очень сильная женщина, при этом еще и умная, которая знает чего хочет, и выруливает то, что ей нужно. Только у Пугачевой проблема была в том, что при всей ее действительно недюжинной силе и уме она всегда испытывала слабость к слабым мужчинам. Что, как мне представляется, ее жизнь, с одной стороны, разукрасило, с другой — может быть, и подпортило. У Земфиры же, как мне кажется, этой слабости нет. Она по своему модусу скорее ближе к Мадонне. К мужчинам она, по-моему, более или менее утилитарно относится, знает, кто ей нужен, кто нет. И как-то ими манипулирует. В отличие от Борисовны, с которой мы дружили, близко с Земфирой я не общался, и думаю, что никогда и не подружусь, потому что я не чувствую тепла, исходящего от этого человека. Так что дружба моя с ней если бы и состоялась, была бы какая-то вымученная, а мне это совершенно ни к чему. Пусть она лучше дружит с Ренатой. А все эти истории, которые бесконечно разжевываются желтой прессой, насчет того, что у них лесбиянская супружеская пара, что они вместе живут и прочее, — это полная ерунда, и ничего такого нет. У Ренаты и Земфиры дружеско-творческий альянс, они очень близкие по духу люди, и они обожают творчество друг друга. Но это вовсе не означает, что они в бытовом и романтическом отношении друг с другом повязаны.

    Борис Барабанов, журналист, пресс-атташе Земфиры

    Я не знаю, что произошло у них с Ритой Митрофановой, которая была ее пресс-атташе до меня, кажется, Рита готовилась стать матерью… Познакомился я с Земфирой так: она прочитала мою рецензию в журнале Rolling Stones на ее альбом Live, обнаружила некоторые несоответствия и позвонила мне. Я с ее поправками согласился. Через какое-то время она позвонила еще раз — сказала, что записала альбом в Лондоне и хочет узнать, нет ли у меня человека, который мог бы помочь с его продвижением. Мы встретились, поговорили, и этим человеком стал я. С самого начала меня поразила активность Земфиры: она сама ищет творческие решения, смелые для наших условий, всегда готова на эксперименты и нестандартные шаги. Вообще заставить Земфиру что-то делать нельзя — с ней можно только обсуждать, предлагать. Выше авторитета, чем она сама, для нее никого нет.

    Не сказал бы, что у нас сложились чисто рабочие отношения, — я же у нее в штате не состою. Мы приятельствуем. И главное в наших отношениях — это взаимный обмен идеями. Земфира — человек самодостаточный и очень сильный. Она гораздо в большей степени мужик, чем многие наши мужики на сцене. Хотя это, скорее, характеризует не ее, а их… При этом я неоднократно наблюдал проявления ее прямо-таки материнского отношения к группе. Земфира очень заботливая, ей нужно, чтобы у всех в команде все было в порядке. Я даже позавидовал ее музыкантам, что рядом с ними есть такой человек. В группе Земфира лидер. Но она прислушивается к каждому члену коллектива — ведь она нанимает музыкантов исходя из того, что они могут внести в звучание группы. Сейчас ее главный единомышленник — это Дмитрий Шуров, который играет на клавишных (и параллельно работает в группе EstHetic education). В ее песнях даже специально оставлено пространство для его импровизаций. По нотам группа не играет, сами понимаете, поэтому на каждом концерте импровизации Димы — такая неожиданность для всех, в том числе и для Земфиры.

    Насколько я знаю, какое-то время Земфира играла очень мало заказников. Но потом у нее возникла необходимость переехать на новую репетиционную базу — а это дело дорогостоящее. Так что ноябрь-декабрь у нее выдались горячие. Самый необычный заказник — закрытая вечеринка, на которой выступали Вячеслав Полунин, Принц и после него Земфира. Накануне у нее были проблемы с голосом, но она отыграла концерт в такой, я бы сказал, агрессивной стилистике. Принц — это был вопрос престижа для организаторов, а Земфира была для народа. И люди (я видел среди них молодоженов, невесту в платье) так хорошо на нее реагировали — народная артистка, вы поймите!

    Дмитрий Шуров, пианист группы «Земфира»

    (Когда мы позвонили Дмитрию, он спросил: «А Земфира знает о материале? У меня как раз два неотвеченных вызова от нее — позвоните через полчаса, я с ней поговорю…» А через полчаса был готов рассказывать.)

    Поначалу мы с Земфирой встречались на уровне гримерок — я тогда еще был в составе группы «Океан Эльзы». Потом какое-то время совсем не общались, в результате я написал ей письмо: «Привет, как дела?», она ответила — и уже через пару дней мы репетировали новый альбом, костяк которого был записан всего за два месяца.

    Контакт у нас установился в первый день работы, мы сразу стали очень много общаться. Все шло само собой, не нужно было через себя переступать или подстраиваться, было много идей, взаимная подпитка и поддержка. С тех пор прошло полтора года, и столько сделано, что аж страшно бывает! Конечно, наши музыкальные вкусы не во всем совпадают. Мы оба любим группу Queen. А вот мою страсть к сольному творчеству Джона Леннона Земфира не совсем разделяет. А бывают периоды, когда мы вообще ничего не слушаем, — работая над альбомом, например. Тогда мы просто абстрагируемся от всего и используем свой багаж эмоций.

    Земфира — замечательный поэт, композитор. То, что она делает, очень круто, и совершенно не хочется ничего корректировать. Да и как можно корректировать эмоции такого человека? В группе она бесспорный лидер, и только она на каком-то интуитивном, бессознательном и сознательном уровне понимает, что нужно делать. Но, безусловно, между нею и нами есть некое человеческое равенство, — иначе это уже была бы не сцена, а какая-то эстрада.

    При этом Земфира — человек обаятельный и харизматичный и в состоянии создать дружный коллектив и поддерживать его в таком дружном состоянии долго. Бывают ли у нас ссоры? Ну вот басист Леша Беляев очень любит прийти и лично меня взять и поцеловать. Это замечательно, но мне не нравится. Вот мы из-за этого можем поссориться. Правда, Земфиру он не целует, он ей дарит цветы…

    Рената Литвинова, автор и режиссер фильма «Зеленый театр в Земфире»

    Это одна из самых умных женщин, которых я встречала в своей жизни. Она же все заканчивала с красными дипломами, вы знаете? Биография ее впечатляет. Она даже была капитаном юношеской сборной по баскетболу. (В ответ на замечание о том, что девушки-баскетболистки обычно очень высокие). У нее примерно 171 см роста, насколько я знаю, и вот, представляете, даже стала капитаном… Многое ей дано. Она может и влюблять в себя, и заколдовывать, и пойти против всех — и быть правой… Как у человека яркого, у нее, конечно, много недоброжелателей, завистников, но достаточно пойти на ее концерт, чтобы понять: мы имеем дело с певицей, которую впоследствии потомки назовут великой. А я могу это озвучить здесь и сейчас.

    Лена Перова, телеведущая, музыкант, «но я по-прежнему друг»

    Познакомились мы при забавных обстоятельствах. Я тогда пела в группе «Амега», и в этот момент была очень популярна наша песня «Лететь». Мы с группой шли по коридору Останкино на съемки программы «До 16 и старше» и на выходе из студии услышали, как кто-то напевает нашу песню. Это оказалась Земфира, тогда только выпустившая свою первую пластинку.

    Мы поздоровались, стали пересекаться на концертах, потом начали ходить друг к другу в гости. Играли в компьютерную игру «Как стать миллионером», катались на аттракционах в Парке культуры, ну и вообще веселились. Любили в «Седьмом континенте» покупать оладушки из цукини и брокколи. А в какой-то момент она поправилась и так распереживалась, так была собой недовольна, что целый месяц (клянусь!) пила только воду. Коньяка могла глоток сделать, но из еды — ничего.

    Вообще наше общение с Земфирой было пропитано весельем, юной бесшабашностью. Я даже ездила с ней в Петербург на запись пластинки «14 недель тишины», что очень поспособствовало созданию моей собственной группы. На самом деле, когда Земфира кому-то благоволит, лучшего друга и соратника сложно себе представить. Другое дело, что у человека есть свои внутренние взгляды на жизнь, свои тараканы, может быть, комплексы, которые и помогают, и мешают в общении с людьми. И может быть, ей в жизни необходимы перемены, новые люди, воздух («тебе, я чую, нужен воздух» — есть фраза в ее песне). Безусловно, она сложный человек, и можно долго рассуждать о том, какая она в быту, во взаимоотношениях с друзьями, которые тоже всегда были непростыми (со многими из них она без объяснения причин расставалась). Найдутся люди, которые на нее обижены… Тем не менее я очень рада, что судьба свела меня с ней.

    Кстати, у Земфиры все в порядке с чувством юмора, и она любит людей, которые умеют похохотать, хотя внешне кажется суровой и бескомпромиссной, и по ней этого не скажешь. Еще она очень хороший рассказчик. Помню ее рассказы о работе на радиостанции в Уфе, о том, как она приходила на студию ночами, когда никого не было, садилась за компьютер и писала песни, которые вошли в итоге в ее первые два альбома; вечером она шла в ресторан петь, а днем работала на радио, помогала родственникам.

    В нынешней квартире я у нее не была, но когда мы дружили, бывала в ее съемных квартирах. Там всегда царили порядок и чистота, как, наверное, и в ее голове. Хотя внешне может показаться, что там полный хаос. Отнюдь! Вообще, это человек, сотканный из противоречий, но в своих противоречиях она последовательна, обоснованна, и даже в принятии жестких решений абсолютно бескомпромиссна. Может, это наследие среды, в которой она росла… Все-таки Уфа — город непростой. Всю жизнь она тащила за собой огромный паровоз.

    Почему мы разошлись? Как она не помнит, так и я. Тогда много всего произошло: у меня погиб брат — Сережа Супонев, я была поглощена похоронами. Потом я снималась в «Последнем герое», у меня появилась своя группа, я стала ездить в Челябинск записывать пластинку. И вот как-то рассосалось…

    Дмитрий Зеленцов, фотограф, делающий редкие кадры Земфиры

    Лично мы с Земфирой не общаемся. Пытались какое-то время назад, но практически сразу поссорились — после одной, скажем так, неудачной фотосессии.

    Пару раз у нас с ней были стычки. Она обычно действует жестким прессингом: может наорать, оттолкнуть, зацепить за пиджак. И со мной пыталась, но я всегда был с камерой, так что до физического контакта у нас не дошло. Как папарацци, мне известны все ее адреса и маршруты: где она живет, куда ездит репетировать, когда где ночует. Но ценность моей работы не в том, чтобы сфотографировать Земфиру выходящей из дома, а в том, чтобы остаться незамеченным и поймать какой-то редкий кадр. В этом плане Земфира сложный объект для преследования: у нее BMW «трешка-купе», стиль вождения неуравновешенный, сложный для выезда двор, плюс эта мания преследования... И естественно, с ней не договориться — как не договориться с Олегом Меньшиковым. Вот недалеко от нее на Фрунзенской набережной живет Митя Фомин из группы Hi-Fi, ему позвонишь и скажешь: «Митя, надо в метель погулять с собакой, а я тебя сниму», — и он выйдет и погуляет. Земфире так не скажешь.

    В последнее время и Земфира, и Рената, даже если они не знают, что за ними следят фотографы, все равно создают какой-то образ, убегают, шифруются. Недавно мы видели их в Питере на премьерном показе фильма «Зеленый театр» — они про нас не знали, но зачем-то шифровались. Причем, как говорят многие их знакомые, Земфира эту манеру переняла именно у Ренаты — она вообще сильно изменилась под влиянием общения с ней, это и в жестах заметно, и в интонациях.

    Так вот, они вышли на сцену, сказали пару слов, потом сели в зал, посмотрели минут 20 фильм и начали бегать туда-сюда. В итоге взяли вино и пошли выпивать в кабинет директора. А дальше началась та самая игра в прятки: люди спрашивают «А где Рената с Земфирой?» — выходит администратор и говорит: «А они уже уехали». При этом через 5 минут Земфира выбегает из кабинета в туалет. В итоге девушки уходят через черный ход, садятся в черный «мерседес». Мы едем за ними, но на Невском они резко разворачиваются через две сплошные и уезжают в сторону Московского вокзала. Вот, спрашивается, от кого бежали?

    Еще больше они шифровались несколько лет назад, когда Земфира жила на Котельнической набережной и они только начинали общаться. Помню, как-то Рената, заходя в дом Земфиры, заметила папарацци, и вышла уже в черном парике и очках. То ли рассчитывала на то, что ее не узнают, то ли это была еще одна роль Ренаты Литвиновой… Мы вообще много раз пытались снять Ренату и Земфиру выходящими из одного подъезда (насколько я знаю, у Ренаты есть ключи от квартиры Земфиры, она знает код домофона), но никогда они вместе не приезжают и не уезжают. Эти девушки живут каждая своей жизнью. К папарацци Земфира относится, конечно, с пренебрежением, но чувствуется, что иногда гордость ее распирает – что за ней охотятся, снимают. Может сказать что-то типа «А, ну опять ты! Ну, давай!» А несколько раз я ловил ее после дня рождения Шабтая фон Калмановича — олигарха, бывшего мужа Насти Калманович. Тогда она была расслабленная и довольно мило реагировала на то, что ее снимают. Так что ей все-таки это приятно.

    Массато, знаменитый японский стилист (последняя прическа Земфиры — его рук дело)

    Честно говоря, до знакомства с Земфирой я о ней ничего не знал. Но наша встреча произвела на меня такое сильное впечатление, что я в тот же день купил ее последний альбом. Музыка Земфиры меня поразила. Она настоящий мастер своего дела, удивительно талантливый и при этом очень скромный человек — по крайней мере, такой она была в нашем общении.

    У нее очень яркий внешний образ, и я создал стрижку, подчеркивающую ее красоту и неординарный стиль. И подстриг волосы так, чтобы у нее не было проблем с укладкой. Знаю, что она хотела еще раз встретиться со мной, когда я опять приезжал в Москву, но не смогла из-за плотного графика гастролей. Очень жаль… Впрочем, Земфира обещала в следующий раз обязательно вырваться ко мне.

    Во время стрижки мы оба были увлечены процессом, Земфира была то серьезной и сосредоточенной, то вдруг улыбалась… Мы разговаривали, но немного, поскольку я общаюсь через переводчика. Я запомнил, как в какой-то момент она сказала: «Он такой же, как я. Он наш человек!» Для меня это был лучший комплимент.

    Леонид Бурлаков, первый продюсер Земфиры, «открывший» ее широкой публике

    Мне повезло, что я ее встретил. Ее Гений, настолько сильный, в 98-м, помог многим не только пережить финансовый кризис, но и справиться с постсоветским синдромом. Гений — это степень близости к Господу. Земфира была тогда близка как никогда.

    Но всему есть предел. Нельзя строить свою творческую карьеру на коммерческой основе, думая о комфорте и связях, о том, что скажут журналисты и критики… Небо думает о людях, а не о продуктах СМИ. С каждым альбомом Земфира оставляет все меньше песен для слушателя, все больше попадает в светские хроники и скандалы. Все больше становится недоступной и непроницаемой. Может, это маска, за которой скрывается ранимая душа? Но круг замыкается, и то, что о ней говорят, становится частью ее самой. Уже в 2003-м я чувствовал, как ее напускное становится частью ее творчества. Альбом «Вендетта» — холодное по саунду музыкальное вещество — вырвал последнее душевное ради старательной писанины критиков.

    Я люблю Земфиру, но не слова о ней. Мне был неприятен пиар похудевшего создания, в итоге которого я получил невнятную пластинку «Спасибо». Наличие гениальной песни «Мы разбиваемся» и хитового трека про дни недели не оправдывают отсутствие уважения к слушателю. А именно это демонстрировала певица, говоря, что она наконец-то записала пластинку, которая нравится именно ей. Значит, все, что она записывала ранее, ей не нравилось? Мне, как слушателю, непонятно, зачем так театрально обрывать третий гениальный трек — «Марина Цветаева»? Или во всем должна прослеживаться рука режиссера? Кроме этих трех песен, вспомнить я не могу ничего — в памяти остался только способ релиза, но это уже совсем не творческая составляющая… Короче говоря, с каждым новым альбомом Земфиры начинаешь любить предыдущий.




      1. Призы и награды



            Российская певица и автор песен Земфира была дважды награждена премией «Степной волк» и шесть раз получала приз «Чартовой дюжины». Кроме того, она стала лауреатом молодёжной премии «Триумф» в 2003 году, а также является обладательницей Государственной молодёжной премии Республики Башкортостан в области культуры. В 2013 году она была номинирована на кинематографическую премию «Ника» за саундтрек к фильму Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты», а также победила в номинации за «Лучший российский артист» от MTV Europe Music Awards.
      1   2


    написать администратору сайта