Главная страница
Навигация по странице:

  • 0,57

  • Оценки зрительской аудитории УрЦНИ

  • Оценки зрительской аудитории СГДФ

  • 0,32

  • Индекс

  • -3 -2 -1 0 +1 +2 2,7 +3

  • Социальный портрет зрительской аудитории государственных об- ластных концертных организаций

  • 2.2 про театры. Отчет о социологическом исследовании мониторинг удовлетворенности населения свердловской области услугами государственных областных театров и концертных организаций


    Скачать 2.07 Mb.
    НазваниеОтчет о социологическом исследовании мониторинг удовлетворенности населения свердловской области услугами государственных областных театров и концертных организаций
    Дата10.05.2022
    Размер2.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2.2 про театры.pdf
    ТипОтчет
    #520788
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Информационно-коммуникативная и имиджевая
    характеристики концертных организаций в оценках зрителей
    Характеризуя эффективность маркетинговых коммуникаций концертных организаций, рассмотрим мнения зрительской аудитории об их рекламной дея- тельности (см. табл.48). В целом каждый шестой респондент не может опреде- лить свое отношение к рекламе концертных организаций, очевидно, в силу то- го, что ее не видел, не помнит, испытывает сложности в рефлексии на эту тему.
    Эффективность таких параметров рекламы концертных организаций как запоминаемость, способность вызвать интерес отметило 68,7% зрительской аудитории. Считают рекламу информативной 71,8% респондентов. Побуди- тельную функцию рекламы («рождает желание посетить концерт (спектакль, представление)») фиксируют 74% зрителей.
    Таблица 48
    Реклама концертных организаций в оценках зрителей
    (в % к числу ответивших)
    Реклама концертных организаций …
    Да Скорее да
    Скорее нет
    Нет
    З/о
    Ито- го
    Ин-
    декс
    В целом по выборке
    Интересная, запо- минающаяся
    42,0 26,7 9,1 4,8 17,4 100,0 0,46
    Информативная
    54,3 17,5 8,0 3,4 16,8 100,0 0,56
    Рождает желание посетить концерт
    (спектакль, пред- ставление)
    54,0 20,7 5,5 1,9 17,9 100,0 0,60
    Оценки зрительской аудитории филармонии

    52
    Реклама концертных организаций …
    Да Скорее да
    Скорее нет
    Нет
    З/о
    Ито- го
    Ин-
    декс
    Интересная, запо- минающаяся
    42,9 30,5 5,2 5,2 16,2 100,0 0,50
    Информативная
    61,0 13,6 3,2 4,5 17,7 100,0 0,62
    Рождает желание посетить концерт
    (спектакль, пред- ставление)
    53,2 20,1 5,8 3,2 17,7 100,0 0,57
    Оценки зрительской аудитории СГДФ
    Интересная, запо- минающаяся
    36,0 12,0 24,0 4,0 24,0 100,0 0,32
    Информативная
    50,0 12,0 8,0 6,0 24,0 100,0 0,46
    Рождает желание посетить концерт
    (спектакль, пред- ставление)
    62,0 10,0 8,0 0,0 20,0 100,0 0,63
    Оценки зрительской аудитории УрГТЭ
    Интересная, запо- минающаяся
    43,3 28,6 9,4 4,9 13,8 100,0 0,48
    Информативная
    52,2 21,7 10,8 3,0 12,3 100,0 0,55
    Рождает желание посетить концерт
    (спектакль, пред- ставление)
    56,7 19,7 5,9 2,0 15,7 100,0 0,62
    Оценки зрительской аудитории УрЦНИ
    Интересная, запо- минающаяся
    41,3 25,4 7,9 4,5 20,9 100,0 0,46
    Информативная
    52,0 17,5 9,0 2,3 19,2 100,0 0,54
    Рождает желание посетить концерт
    (спектакль, пред- ставление)
    49,4 25,3 3,9 1,1 20,3 100,0 0,59
    Табличные данные показывают, что принципиальной разницы в оценке коммуникативного воздействия рекламы между зрительской аудиторией раз- ных концертных организаций нет.

    53
    Продолжая рассмотрение информационно-коммуникативных характери- стик рекламы, еще раз обратимся к анализу мнений респондентов о сайтах кон- цертных организаций (см. табл.49). Ранее мы уже упоминали об этой проблеме.
    Отметим, что в среднем 39,2% респондентов не пользуются сайтами учрежде- ний культуры для получения необходимой информации. Самой продвинутой в этом отношении является аудитория детской филармонии (всего 12,8% респон- дентов, затруднившихся охарактеризовать свое отношение к интернет- коммуникации с концертной организацией). Анализ ее социально- демографических характеристик показывает, что это самая молодая зритель- ская аудитория (средний возраст родителей, приводящих детей на спектакли -
    33,7 года) с уровнем дохода выше среднего. Наиболее консервативной является аудитория Уральского центра народного искусства. Здесь половина зрителей не пользуются сайтом концертной организации. Эта зрительская аудитория имеет максимальный средний возраст (50,2 года – средний возраст взрослых зрите- лей), уровень дохода – ниже среднего. Несмотря на особенности аудитории, здесь есть и другая проблема – сайт УрЦНИ давно не обновлялся, нуждается в серьезной доработке.
    Таблица 49
    Зрители об удовлетворенности работой сайта театра
    (в % к числу ответивших)
    Насколько Вы удовлетворе- ны?
    Да Скорее да
    Скорее нет
    Нет З/о Ито- го
    Ин-
    декс
    В целом по выборке
    Сайтом: информативностью, удобством, интерактивностью
    36,6 15,1 3,3 5,8 39,2 100,0
    0,37
    Оценки зрительской аудитории филармонии
    Сайтом: информативностью, удобством, интерактивностью
    46,1 17,5 4,5 5,2 26,7 100,0 0,47
    Оценки зрительской аудитории СГДФ
    Сайтом: информативностью, удобством, интерактивностью
    46,8 21,3 8,5 10,6 12,8 100,0 0,43
    Оценки зрительской аудитории УрГТЭ
    Сайтом: информативностью, удобством, интерактивностью
    35,7 8,5 1,5 7,5 46,8 100,0 0,32
    Оценки зрительской аудитории УрЦНИ
    Сайтом: информативностью, удобством, интерактивностью
    26,3 18,7 2,9 2,9 49,2 100,0 0,31

    54
    Далее охарактеризуем представления аудитории о качестве освещения деятельности государственных областных концертных организаций в СМИ (см. табл.50). Данная проблема для всех учреждений культуры и концертных орга- низаций, в особенности, является очень актуальной. В целом по выборке 39,8% аудитории считают качество информационного воздействия на аудиторию не- приемлемо низким. Практически все индексы качества освещения деятельности концертных организаций в СМИ располагаются в негативной части шкалы.
    Наиболее проблемной, по оценкам зрителей, является ситуация у детской фи- лармонии.
    Таблица 50
    Мнение зрителей о качестве освещения деятельности концертных организаций в СМИ (в % к числу ответивших)
    Качество
    Филармонии СГДФ УрГТЭ УрЦНИ В целом по выборке
    Высокое
    19,6 8,3 27,0 16,1 20,1
    Среднее
    40,6 39,6 52,1 55,2 49,1
    Низкое
    39,8 52,1 20,9 28,7 30,8
    Итого
    100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
    Индекс
    -0,20
    -0,44
    0,06
    -0,13
    -0,20
    Несмотря на «информационный голод» зрительской аудитории, концерт- ные организации, тем не менее, характеризуются отчетливо сформированным позитивным имиджем. Их имиджевые характеристики количественно мы заме- ряли с помощью семичленной шкалы, имеющей позиции от -3 до +3. Усред- ненные данные представлены на схемах 3-6.
    Негативный -3 -2 -1 0 +1 +2
    2,7
    +3 Позитивный
    Схема 3. Имидж Свердловской государственной академической филармонии в оценке целевой аудитории.
    Негативный -3 -2 -1 0 +1 +2
    2,5
    +3 Позитивный
    Схема 4. Имидж Свердловской государственной детской филармонии в оценке целевой аудитории.

    55
    Негативный -3 -2 -1 0 +1 +2
    2,3
    +3 Позитивный
    Схема 5. Имидж Уральского государственного театра эстрады в оценке целевой аудитории.
    Негативный -3 -2 -1 0 +1
    1,9
    +2 +3 Позитивный
    Схема 6. Имидж Уральского центра народного искусства в оценке целевой аудитории.
    Наиболее высокие показатели позитивного имиджа имеют Свердловская государственная академическая филармония (среднее значение 2,7) и детская филармония (среднее значение 2,5).
    Конкретизируя представления зрительской аудитории об имидже кон- цертных организаций, выясним ее мнения относительно соответствия их кон- цертных услуг потребностям публики, а также уровню развития концертной де- ятельности в России (см. табл. 51,52).
    В целом потребитель (88,8% респондентов) констатирует высокую сте- пень соответствия концертных услуг своим запросам и потребностям (см. табл.51). Зрительская аудитория рассматривает их как важную часть своего культурного потребления, культурно-досуговой деятельности.
    Таблица 51
    Мнения респондентов о соответствии деятельности концертных организаций потребностям зрителей (в % к числу ответивших)
    Соответствие потребностям зрителей
    Да
    Ско- рее да
    Скорее нет
    Нет З/о Ито- го
    Ин-
    декс
    Филармонии
    77,9 17,5 0,6 0,6 3,4 100,0 0,77
    СГДФ
    66,0 17,0
    -
    -
    17,0 100,0 0,75
    УрГТЭ
    67,7 20,7
    -
    1,0 10,6 100,0 0,77
    УрЦНИ
    59,4 25,7 5,7
    -
    9,2 100,0 0,69
    В целом по выборке
    67,8 21,0 1,9 0,5 8,8 100,0 0,76
    Оценка респондентами места государственных областных концертных организаций Свердловской области в общероссийской культурной жизни пока-

    56 зала, что они и, в первую очередь, Свердловская государственная академиче- ская филармония, расценивается публикой как соответствующие уровню разви- тия концертной деятельности в России (см. табл.52). Так считают 66,4% ре- спондентов в целом по выборке, 74,7% зрительской аудитории филармонии,
    69,2% - театра эстрады, 60,0% - Уральского центра народного искусства, 52,9%
    - детской филармонии.
    Таблица 52
    Мнения респондентов о соответствии концертной организации уровню разви- тия концертной деятельности в России (в % к числу ответивших)
    Соответствие уровню раз- вития концертной деятель- ности в России
    Да
    Ско- рее да
    Скорее нет
    Нет З/о Ито- го
    Ин-
    декс
    Филармонии
    53,9 20,8 5,2 1,9 18,2 100,0 0,60
    СГДФ
    34,0 18,9 5,7 3,8 37,6 100,0 0,37
    УрГТЭ
    37,4 31,8 76 10 22,2 100,0 0,49
    УрЦНИ
    30,3 29,7 10,3 0,6 29,1 100,0 0,39
    В целом по выборке
    39,3 27,1 7,6 1,4 24,6 100,0 0,48
    В глазах большей части зрительской аудитории общероссийский статус областных концертных организации не подвергается сомнению, что является важной имиджевой составляющей их творческой деятельности и достаточно высокой оценкой качества концертных услуг.
    Социальный портрет зрительской аудитории государственных об-
    ластных концертных организаций
    Дадим краткую характеристику портретных черт зрительской аудитории концертных организаций по следующим показателям: пол; возраст; место проживания; уровень образования; социальный статус; доход; общий зритель- ский стаж; стаж посещения конкретной концертной организации.
    Распределение респондентов по полу и возрасту представлено в таблицах
    53,54.
    Таблица 53
    Распределение респондентов по полу

    57
    (в % к ответившим)
    Пол
    Филармония
    СГДФ
    УрГТЭ
    УрЦНИ
    В целом по выборке
    Мужской
    25,3 18,9 16,3 16,7 19,0
    Женский
    74,7 81,1 83,7 83,3 81,0
    Итого
    100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
    Таблица 54
    Распределение респондентов по возрасту
    (в % к ответившим)
    22
    Возраст
    Филармо- ния
    СГДФ
    УрГТЭ
    УрЦНИ
    В целом по выборке
    До 18 5,9
    -
    6,0 2,4 4,3 18-25 14,4 5,7 8,6 5,3 9,1 25-35 20,9 62,3 26,3 17,2 25,2 35-45 11,1 22,6 16,7 12,1 14,3 45-55 20,9 9,4 14,1 10,4 14,2 55-65 15,0
    -
    18,2 28,6 19,1 65 и более
    11,8
    -
    10,1 24,0 13,8
    Итого
    100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
    Средний возраст
    43,3 года
    33,7 года
    43,2 года
    50,2 года
    44,2 года
    Модальный возраст
    50 лет
    34 года
    31 год
    60 лет
    35 лет
    Полученные данные свидетельствуют о схожести распределений по полу и их различию возрастной структуры целевой аудитории (реальных потребите- лей) концертных организаций.
    Пятая часть аудитории – мужчины (в среднем 19,0%), остальные – жен- щины (81,0%). Различия среднего возраста колеблются от 33,7 лет до 50,2 лет.
    Различия модального (наиболее часто встречающегося) возраста – от 31 года до
    60 лет.
    22
    Pearson Chi-Square = Value 375
    ,237(a)
    , Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,5. Связь средней силы.

    58
    Структура зрительской аудитории по показателю «место проживания» в целом идентична: 93,1% (филармония), 94,1% (СГДФ), 89,7% (УрГТЭ), 88,7%
    (УрЦНИ) – жители Екатеринбурга. Остальные зрители – представители раз- личных населенных пунктов Свердловской области, других регионов России и зарубежья (см. табл.55).
    Таблица 55
    Распределение респондентов по месту проживания
    (в % к ответившим)
    Место про- живания
    Филар- мония
    СГДФ
    УрГТЭ
    УрЦНИ
    В целом по выборке
    Екатеринбург
    93,1 94,1 89,7 88,7 90,6
    Свердлов- ская область
    4,9 2,0 3,0 4,2 3,7
    Другое
    2,0 3,9 7,3 7,1 5,7
    Итого
    100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
    Уровень образования зрительской аудитории концертных организаций различен (см. табл.56). Если для филармонии характерна явная доминанта представителей с высшим профессиональным образованием, то в УрЦНИ число зрителей со средним (41,5%) и высшим профессиональным образованием
    (46,0%) практически совпадает.
    Таблица 56
    Респонденты об уровне образования
    (в % к числу ответивших)
    23
    Уровень обра- зования
    Филар- мония
    СГДФ
    УрГТЭ
    УрЦНИ
    В целом по вы- борке
    Среднее общее
    3,9 3,8 12,8 12,5 9,6
    Среднее спе- циальное
    11,2 11,3 28,6 41,5 26,4
    Высшее
    84,9 84,9 57,6 46,0 64,0
    Итого
    100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 23
    Pearson Chi-Square = Value 75
    ,374(a)
    , Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,4. Связь средней силы.

    59
    Таблица 57
    Респонденты о социальном статусе
    (в % к числу ответивших)
    24
    Социальный статус
    Филар- мония
    СГДФ УрГТЭ УрЦНИ Выборка в целом
    Рабочий
    (любой квалификации)
    6,5 9,4 22,2 16,9 15,4
    Служащий (секретарь, кас- сир, продавец, работники, не занятые ручным трудом)
    11,8 11,3 6,4 10,7 9,6
    Специалист с высшим образо- ванием (врач, инженер, учи- тель, менеджер, юрист и т.д.)
    41,2 49,1 25,6 11,9 27,6
    Предприниматель
    5,2 3,8 3,0 1,7 3,2
    Руководитель предприятия, отдела, сектора
    5,9 15,1 5,4 1,7 5,3
    Учащийся, студент
    13,1 1,9 10,8 2,3 8,0
    Пенсионер
    15,0
    -
    23,6 44,6 25,6
    Временно не работающий
    1,3 9,4 1,0 5,1 3,1
    Другое
    -
    -
    2,0 5,1 2,2
    Итого
    100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
    Статусные характеристики представителей целевой аудитории концерт- ных организаций также различны. Модальный социальный статус зрителей фи- лармонии (41,2%), СГДФ (49,1%), УрГТЭ (25,6%) - специалист с высшим обра- зованием. Причем в УрГТЭ этой категории зрителей практически в два раза меньше, чем в филармонии и СГДФ.
    В УрЦНИ и УрГТЭ отчетливо видна доминанта людей пенсионного воз- раста, тогда как в СГДФ их практически нет. Доля рабочих больше в УрЦНИ и
    УрГТЭ по сравнению с другими концертными организациями (см. табл.57).
    Таблица 58
    Респонденты об уровне дохода
    24
    Pearson Chi-Square = Value 158
    ,412(a)
    , Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,5. Связь средней силы.

    60
    (в % к числу ответивших)
    25
    Уровень дохода
    Филар- мония
    СГДФ
    УрГТЭ УрЦНИ
    В целом по вы- борке
    Высокий
    6,0 13,2 3,0
    -
    3,8
    Выше среднего
    11,3 32,1 10,3 8,9 12,2
    Средний
    62,7 49,1 63,1 59,7 60,7
    Ниже среднего
    14,7 1,9 15,8 20,1 15,5
    Низкий
    5,3 3,7 7,8 11,3 7,8
    Итого
    100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
    Индекс
    -0,01
    0,25
    -0,08
    -0,16
    -0,05
    Анализ структуры доходов публики показывает, что среди нее преобла- дают люди, оценивающие свой уровень дохода как средний (60,7%). Вместе с тем, видны явные различия между зрительской аудиторией СГДФ (индекс 0,25 свидетельствует о смещении доходов к позиции «выше среднего») и УрЦНИ
    (индекс -0,16 свидетельствует о смещении доходов к позиции «ниже средне- го»).
    Таблица 59
    Респонденты о зрительском стаже посещения концертных организаций
    (в % к числу ответивших)
    26
    Зрительский стаж
    Стаж посещения
    В целом по вы- борке
    Филармонии
    СГДФ
    УрГТЭ УрЦНИ
    До года
    7,8 67,9 40,9 36,7 33,4 1-5 года
    25,3 30,2 28,1 21,7 25,6 5-10 лет
    22,1 1,9 16,3 11,1 14,9 10-15 лет
    10,4
    -
    9,8 5,0 5,9 15-20 лет
    5,2
    -
    4,9 5,6 4,4 20-30 лет
    7,1
    -
    -
    7,8 4,6 30 лет и более
    22,1
    -
    -
    12,1 11,2
    Итого
    100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
    Средний стаж
    13,9 1,6 4,5 9,9 8,6 25
    Pearson Chi-Square = Value 58
    ,800(a)
    , Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,3. Связь средней силы.
    26
    Pearson Chi-Square = Value 124
    ,525(a)
    , Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,5. Связь средней силы.

    61
    Весьма существенные расхождения мы выявили и по показателям зри- тельского стажа, т.е. стажа посещения зрителями концертных организаций (см. табл.59). Так средний стаж колеблется от 13,9 (филармония) до 1,6 лет (СГДФ).
    Конечно, во многом зрительский стаж определяется и «возрастом» самой концертной организации. В старейших концертных организациях весьма суще- ственна часть публики, которая привержена ей более 30 лет. Так, в Свердлов- ской государственной филармонии пятая часть таких зрителей (22,1%), Ураль- ский хор имеет 12,1% таких приверженцев (см. табл.59).
    ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
    В целом театральная жизнь Екатеринбурга вызывает большой интерес целе- вой аудитории. По самооценкам потребителей уровень ее соответствия их эсте- тическим запросам высок, а сами услуги доступны потребителю. Степень включенности реального потребителя социокультурных услуг театров и кон- цертных организаций в театральную жизнь Екатеринбурга по оценкам самих зрителей средняя. Вместе с тем, такая практика потребительского поведения способна удовлетворить досуговые потребности аудитории в сфере театрально- зрелищных мероприятий.
    Уровень информированности целевой аудитории о государственных театрах и концертных организациях, подведомственных Министерству культуры и ту- ризма значителен, в отдельных случаях приближается к 100%. Информирован- ность, основанная на практике посещения театров и концертных организаций, характерна для более половины потребителей. Активность потребительского поведения такова, что периодически посещает эти театры и концертные залы практически третья часть зрительской аудитории, в данном случае они высту- пают в качестве лояльных потребителей. Более глубокий уровень лояльности демонстрирует каждый пятый, называя эти театры и ряд концертных организа- ций любимыми.
    Анализ социально-демографических профилей потребителей социокуль- турных услуг театров драмы и музыкальной комедии показал идентичность зрительской аудитории этих театров по показателям: пол; возраст; место про- живания; уровень образования; социальный статус; доход.
    Две трети аудитории обоих театров – женщины; средний возраст – 35 лет; доминируют жители Екатеринбурга (практически четыре пятых аудитории); модальный уровень образования (61,2%) – высшее профессиональное, каждый четвертый зритель имеет среднее специальное образование; доминантные ста- тусные характеристики – специалист с высшим образованием (27,9%), учащая-

    62 ся молодежь (22,8%), служащие (17,1%); уровень дохода определяется респон- дентами как средний (61,4%), респонденты с доходом выше и ниже среднего распределены поровну.
    Характеризуя отношение аудитории к социокультурным услугам театров на уровне потребительского поведения отметим, что в среднем число посеще- ний зрителями театра драмы и музыкальной комедии составляет 2,9 раз в теат- ральный сезон.
    Различия зрительской аудитории театров драмы и музыкальной комедии наблюдаются по показателям «общий зрительский стаж»; «стаж посещения конкретного театра». Общий зрительский стаж публики театра музыкальной комедии (в среднем 15 лет) и стаж посещения данного театра (11,0 лет) выше, чем у зрителей театра драмы (10,9 лет и 7,8 лет соответственно). Другими сло- вами театральная публика музыкальной комедии несколько более зрелая и ис- кушенная.
    Что касается отношения театральной публики к репертуарной политике театров, то уровень ее осведомленности о репертуаре можно охарактеризовать как средний; более половины всего репертуара театров вызывает у зрителей ин- терес; на данный момент времени практика посещения театра позволила зрите- лям ознакомиться почти с половиной всех спектаклей. Репертуарная политика театров оценена зрительской аудиторией очень высоко: 82,6% респондентов считают ее эффективной.
    Характеризуя содержательные аспекты государственных социокультур- ных услуг областных театров, отметим, что театральная публика очень высоко оценивает актерскую игру и актерский состав труппы (это отметили 86,5% ре- спондентов), режиссуру спектаклей (85,5%), декорации, костюмы (84,6%). Те- атры, реализующие государственные услуги, привлекают своих зрителей со- зданной коллективом атмосферой творчества (в целом по выборке это отметило
    73,4% респондентов), умением вести профессиональный, доверительный диа- лог со зрителем (67,7%). Театральная публика считает, что творческая деятель- ность театров характеризуется современностью и новаторством (65,2%).
    В целом зрители удовлетворены такими направлениями деятельности те- атров как организация фестивалей, культурных событий. Они позитивно оце- нивают просветительские усилия творческих коллективов, направленные на ра- боту с детьми. Хотя относительно двух этих показателей публика демонстриру- ет значительно меньшую осведомленность.
    Анализ отношения театральной публики к элементам сервисной деятель- ности, обеспечивающей эффективность восприятия и комфортность потребле- ния социокультурных услуг театров города, выявил, что зрители органично и комфортно чувствуют себя в пространстве театра. Для зрительской аудитории

    63 характерен высокий уровень эстетической удовлетворенности дизайном инте- рьера театров (90,6%), комфортностью зрительных залов (80,7%), театральных вестибюлей и фойе (89,7%).
    Анализ мнений театральной публики о работе сервисных вспомогатель- ных служб театров показал, что современный зритель удовлетворен работой касс (88,3%), хотя иногда высказывает претензии относительно возможности и удобства покупки билетов через интернет-сервисы сайта театров, а также до- ставки билетов. Хорошая работа гардероба, по мнению зрителей (87,2%), явля- ется важной составляющей социокультурной услуги. Работа службы охраны оценена позитивно (64,4%). Более всего недовольства вызывают буфеты. В це- лом при позитивной оценке их работы (66,8% респондентов удовлетворены ра- ботой буферов), каждый пятый зритель (19,7%) ощущает дискомфорт от функ- ционирования этой сервисной службы.
    Высокой оценкой качества социокультурной услуги является позитивная характеристика зрительской аудиторией обоих театров общей культуры обслу- живания (91,0%), что свидетельствует о том, что театры как учреждения куль- туры являются ее подлинным носителем. Столь же высоко оценивается зрите- лями и доступность услуги (87,0%), имеющей практически все условия для то- го, чтобы быть массовой.
    При определении эффективности маркетинговых коммуникаций театров мы выявили, что только для половины зрительской аудитории реклама театров является интересной и запоминающейся, для 61,5% респондентов - информа- тивной, для 64,4% - способной побуждать к приобретению услуги (желание прийти в театр, посетить спектакль). Существуют различия в оценке зритель- ской аудиторией театра музыкальной комедии и драмы эффективности комму- никативного воздействия рекламы. Реклама театра драмы представляется теат- ральной публике менее эффективной практически по всем показателям.
    Анализ мнений респондентов о сайтах театров показал, что ими не поль- зуются 43,9% аудитории. Чаще для получения необходимой информации сайт театра использует молодежь, поэтому необходима кропотливая работа по «при- учению» и остальной аудитории к этому виду коммуникации. Постоянная ра- бота с сайтами театров, которая ведется в настоящее время, является важным вкладом в формирование полноценной коммуникации театра с реальным и по- тенциальным потребителем социокультурных услуг, выступает действенным инструментом управления имиджем театра. В настоящее время 43,9% респон- дентов удовлетворены информативностью, удобством, интерактивностью сайта театра. 12,2% зрительской аудитории он не устраивает.
    Важным средством информационно-коммуникативного взаимодействия со зрительской аудиторией, инструментом в формировании ее потребности в

    64 социокультурных услугах театра является работа со СМИ. Качество освещения деятельности театров в СМИ зрители оценивают невысоко: менее половины те- атральной публики расценивают его как среднее (47,4%), чуть более трети счи- тают низким (37,0%). Проблемы связи театров с общественностью посредством
    СМИ во многом обусловлены сложившейся в последние годы практикой неполноценного и неэффективного освещения в СМИ событий из сферы куль- туры. Существуют и объективные сложности в организации работы PR-служб в театрах. Однако в условиях информационного общества эта сфера деятельности требует особого внимания, поскольку гарантирует не только сиюминутные ин- формационные дивиденды, но и имеет долгосрочные перспективы системного социокультурного воздействия на зрителя, формирования нормативных образ- цов поведения личности в культурном поле, воспроизводства потребностей, культурных ценностей, поддержания интереса к сфере культуры.
    Несмотря на не вполне эффективную, по мнению зрительской аудитории, информационно-коммуникативную политику театров, их имиджевые характе- ристики оцениваются театральной публикой очень высоко, что показывает су- ществующую опосредованность связи между этими параметрами. Считая имидж театров драмы и музыкальной комедии позитивным, 92,0% реальных потребителей театральных услуг констатирует высокую степень соответствия деятельности театров своим культурным запросам, потребностям, приоритетам.
    Можно сказать, что для театральной публики характерна позитивная иденти- фикация с театром, который стал частью их духовного мира, культурного по- требления, важной составляющей культурно-досуговой деятельности.
    Областные театры имеют имидж учреждений культуры, уровень творче- ской деятельности которых соответствует высоким требованиям развития об- щероссийского и мирового театрального искусства. Оценка респондентами ме- ста екатеринбургских театров в общероссийской культурной жизни показала, что они расцениваются публикой как соответствующие уровню развития теат- рального искусства в России (так считают 79,5% респондентов в целом по вы- борке) и за рубежом (более третьи зрительской аудитории уверены, что каче- ство театральной услуги соответствует уровню мировых стандартов развития театрального искусства).
    Охарактеризуем мнения зрительской аудитории о качестве услуг государ- ственных областных концертных организаций. Анализ данных об уровне осве- домленности зрителей о репертуаре концертных организаций показывает, что потребители этих социокультурных услуг представляют собой неоднородное сообщество. Наиболее высокий уровень осведомленности характерен для ауди- тории филармонии (71,2% хорошо информированных респондентов). Плохая осведомленность о репертуаре выявлена почти у половины аудитории театра

    65 эстрады (48%) и Уральского центра народного искусства (46,3%). Очевидно, что, несмотря на все усилия данных концертных организаций, проблемы эф- фективного продвижения и информационно-коммуникативного взаимодей- ствия с целевой аудиторией продолжают оставаться для них актуальными.
    В целом аудитории интересна большая часть репертуара концертных ор- ганизаций (в среднем 53,3% репертуара). Степень знакомства с репертуаром по самооценкам зрителей в целом можно охарактеризовать как «среднюю» (и в отдельных случаях «выше средней»). Практика посещения концертных органи- заций позволила среднестатистическому зрителю ознакомиться практически с половиной всего их репертуара. Зрительской аудиторией дана очень высокая оценка эффективности репертуарной политики концертных организаций
    (81,0%).
    Характеризуя содержательные аспекты социокультурной услуги кон- цертных организаций, отметим, что публика высоко оценивает работу коллек- тивов концертных организаций, оркестров, ансамблей, студий (это отмечают
    81,7% респондентов), их умение создать атмосферу творчества (76,0%), вести доверительный, профессиональный диалог со зрителем (72,5%).
    Для Свердловской государственной академической филармонии кроме указанных выше показателей характерна также высокая оценка зрителями творчества конкретных исполнителей, солистов (70,1%), приглашенных на га- строли коллективов, исполнителей (77,1%). Очень высоко оценивается органи- зационная работа, связанная с проведением фестивалей, других культурных со- бытий (70,3%). Зрители ценят филармонию за новаторские поиски, современ- ность (68,4%), многоаспектную просветительскую, образовательную деятель- ность (61,0%), целенаправленную, постоянную работу со зрителем (66,9%).
    Зрительскую аудиторию детской филармонии очень привлекает ее репер- туар, организация работы с детьми (84,8%), творческий (71,7%), профессио- нальный (72,7%) подход к разговору с публикой, просветительский пафос обра- зовательной деятельности (76,7%), умение постоянно, целенаправленно рабо- тать со зрителем (65,9%).
    Публика театра эстрады высоко ценит работу его коллективов (оркестров, ансамблей, студий и т.д.) (82,5%), их профессионализм в общении со зрителем
    (77,2%), творческую атмосферу театра (80,6%). Для зрительской аудитории очень важна работа театра с детьми (79,4%), его просветительская, образова- тельная деятельность (68,7%). Публика благодарна театру за целенаправлен- ную, постоянную работу со зрителем (72,4%).
    Для зрительской аудитории Уральского центра народного искусства характерна высокая оценка работы его творческих коллективов (оркестров, ансамблей, студий и т.д.) (77,8%), их просветительской, образовательной

    66
    (67,7%), творческой (73,7%) деятельности. Публику привлекает детский репертуар, целенаправленная работа с детской аудиторией (66,0%).
    Зрительская аудитория всех концертных организаций очень высоко оце- нила организационную (сервисную) деятельность, сопровождающую процесс потребления концертной услуги. Зрители удовлетворены дизайном интерьера концертных организаций (71,9%), комфортностью зрительных залов (69,4%); вестибюлей и фойе (69,3%); работой гардероба (72,1%), касс (68,4%); общей культурой обслуживания (70,1%), доступностью услуги (66,1). В меньшей сте- пени их привлекает работа буфетов (43,6%) и стоимость билетов (46,8%), как одна из характеристик доступности услуги.
    Характеризуя мнения целевой аудитории об информационно- коммуникативной деятельности концертных организаций, отметим, что рекла- му концертных организаций зрители считают эффективной: запоминающейся, информативной (отметило 71,8% респондентов), способной вызвать интерес зрительской аудитории (68,7%), желание посетить концерт (спектакль, пред- ставление) (74%).
    Вместе с тем, в среднем 39,2% респондентов не пользуются сайтами кон- цертных организаций для получения необходимой информации. 39,8% аудито- рии считают качество освещения деятельности государственных областных концертных организаций в СМИ неприемлемо низким.
    Несмотря на «информационный голод» зрительской аудитории, концерт- ные организации, тем не менее, характеризуются отчетливо сформированным позитивным имиджем. Наиболее высокие показатели позитивного имиджа имеют Свердловская государственная академическая филармония и детская филармония.
    Важной имиджевой характеристикой является позитивная оценка респон- дентами места государственных областных концертных организаций Свердлов- ской области в общероссийской культурной жизни, показавшая, что их творче- ская деятельность расценивается публикой как соответствующая уровню разви- тия концертной деятельности в России
    Достаточно высокий уровень самоидентификации с концертными органи- зациями продемонстрировали потребители (88,8% респондентов), констатируя высокую степень соответствия концертных услуг своим запросам и потребно- стям.
    В целом зрительская аудитория государственных областных концертных организаций неоднородна, различается как по социально-демографическим
    (возраст, образование, статус, доход) характеристикам, так и стилям потреби- тельского поведения, ценностям, предпочтениям. Она не представляет собой некую единую социокультурную целостность. Именно поэтому, областные

    67 концертные организации, обладая специфическими особенностями деятельно- сти, своим индивидуальным творческим лицом, характерной только для них целевой аудиторией сложно подвергаются унифицированному, количественно- му, сравнительному исследованию.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта