Главная страница

2.2 про театры. Отчет о социологическом исследовании мониторинг удовлетворенности населения свердловской области услугами государственных областных театров и концертных организаций


Скачать 2.07 Mb.
НазваниеОтчет о социологическом исследовании мониторинг удовлетворенности населения свердловской области услугами государственных областных театров и концертных организаций
Дата10.05.2022
Размер2.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2.2 про театры.pdf
ТипОтчет
#520788
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7
0,60
Доверительным, профессио- нальным диалогом со зрителем
46,4 22,9 6,6 2,4 21,7 100,0 0,52
Современностью, новаторски- ми поисками
52,4 18,7 6,9 5,7 16,3 100,0 0,53
Организацией фестивалей, культурных событий
30,4 22,2 7,0 3,3 37,1 100,0 0,35
Работой с детьми, детским ре- пертуаром
32,3 13,1 3,0 4,9 46,7 100,0 0,33
Екатеринбургские театры, реализующие государственные услуги, при- влекают своих зрителей созданной коллективом атмосферой творчества (в це- лом по выборке это отметило 73,4% респондентов), умением вести профессио- нальный, доверительный диалог со зрителем (67,7%). Театральная публика счи- тает, что для деятельности театров характерна современность, новаторские по- иски (65,2%).

23
В целом зрители удовлетворены такими направлениями деятельности те- атров как организация фестивалей, различных культурных событий (47,6%).
Они позитивно оценивают просветительские усилия творческих коллективов, направленные на работу с детьми (38,0%). Хотя, необходимо отметить, что от- носительно двух последних показателей публика демонстрирует значительно меньшую осведомленность (до половины респондентов, затруднились с отве- том на вопрос об оценке детского репертуара, почти половина с трудом вспо- минала «событийную» канву деятельности театра, связанную с организацией фестивалей, конгрессов, имиджевых мероприятий и т.д.).
Между театрами есть некоторые различия по двум параметрам: оценка зрителями современности, новаторских поисков театра
12
и его работы с детьми, детского репертуара
13
. Здесь зрительская аудитория театра драмы более кри- тична, чем публика музкомедии.
Далее обратимся к рассмотрению элементов сервисной деятельности, обеспечивающей эффективность восприятия и комфортность потребления гос- ударственных социокультурных услуг областных театров. Обобщенно эти дан- ные представлены в таблице 20.
Таблица 20
Зрители об отношении к организационным (сервисным) аспектам реализации социокультурных услуг театров драмы и музыкальной комедии
(в % к числу ответивших)
Насколько Вы удовлетворе- ны?
Да Скорее да
Скорее нет
Нет З/о Итого Ин-
декс
Дизайном интерьера театра
68,1 22,5 5,3 1,1 3,0 100,0 0,76
Комфортностью зрительного зала
54,1 26,6 9,7 5,0 4,6 100,0 0,58
Комфортностью вестибюлей и фойе
66,7 23,0 5,1 1,8 3,4 100,0 0,74
Работой буфетов
45,1 21,7 13,2 6,5 13,5 100,0 0,43
Работой гардероба
68,4 18,8 4,7 2,0 6,1 100,0 0,73
Работой службы охраны
47,0 17,4 3,8 3,3 28,5 100,0 0,50
Работой касс
67,3 21,0 4,3 1,6 5,8 100,0 0,74
Стоимостью билетов
56,3 28,6 6,9 4,1 4,1 100,0 0,63
Сайтом театра: информатив- ностью, удобством, интерак-
27,5 16,4 5,7 6,5 43,9 100,0 0,26
12
Pearson Chi-Square = Value 20
,285(a)
, Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,3. Связь средней силы.
13
Pearson Chi-Square = Value 19
,437(a)
, Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,3. Связь средней силы.

24
Насколько Вы удовлетворе- ны?
Да Скорее да
Скорее нет
Нет З/о Итого Ин-
декс
тивностью
Общей культурой обслужива- ния
71,7 19,1 2,6 1,3 5,3 100,0 0,79
Доступностью услуги
66,4 20,6 4,4 2,0 6,6 100,0 0,73
Рассмотрим мнения зрителей о том, насколько комфортно они чувствуют себя в пространстве театра, его зрительных залах, фойе, помещениях (см. табл.
21). При высоком уровне эстетической удовлетворенности дизайном интерьера театров (90,6% респондентов дали позитивные оценки данному параметру) зри- тели чуть менее довольны комфортностью зрительных залов (80,7%).
Поскольку «театр начинается с вешалки», то отрадным является факт ощущения комфорта, возникающего у публики в театральных вестибюлях и фойе (89,7% положительных оценок).
Принципиальных различий в оценке комфортности театральных помеще- ний у зрителей театров драмы и музыкальной комедии нет (см. табл.21).
Таблица 21
Зрители о комфортности пребывания в театре
(в % к числу ответивших)
Насколько Вы удовлетворе- ны?
Да Скорее да
Скорее нет
Нет З/о Итого Ин-
декс
В целом по выборке
Дизайном интерьера театра
68,1 22,5 5,3 1,1 3,0 100,0 0,76
Комфортностью зрительного зала
54,1 26,6 9,7 5,0 4,6 100,0 0,58
Комфортностью вестибюлей и фойе
66,7 23,0 5,1 1,8 3,4 100,0 0,74
Оценки зрительской аудитории театра драмы
Дизайном интерьера театра
70,0 20,9 4,0 0,7 4,4 100,0 0,78
Комфортностью зрительного зала
57,8 27,1 6,5 3,6 5,0 100,0 0,64
Комфортностью вестибюлей и фойе
65,6 21,7 5,8 1,4 5,5 100,0 0,72
Оценки зрительской аудитории театра музыкальной комедии
Дизайном интерьера театра
66,4 23,8 6,5 1,5 1,8 100,0 0,74
Комфортностью зрительного 51,2 26,2 12,4 6,2 4,0 100,0 0,52

25
Насколько Вы удовлетворе- ны?
Да Скорее да
Скорее нет
Нет З/о Итого Ин-
декс
зала
Комфортностью вестибюлей и фойе
67,6 24,1 4,5 2,1 1,7 100,0 0,75
Далее рассмотрим мнения театральной публики о работе сервисных вспомогательных служб театров (см. табл. 22). Современный зритель доволен работой касс (88,3%), хотя иногда высказывает претензии относительно воз- можности и удобства покупки билетов через интернет-сервисы сайта театра, а также доставки билетов.
Хорошая работа гардероба, по мнению зрителей (87,2% положительных оценок), является важной составляющей социокультурной услуги. Работа службы охраны (64,4% позитивных оценок) часто незаметна (28,5% затруд- нившихся с ответом), в чем подчас также проявляется ее достоинство. Более всего недовольства вызывают буфеты. В целом при позитивной оценке их ра- боты (66,8% респондентов удовлетворены работой буферов), каждый пятый зритель (19,7%) ощущает дискомфорт от функционирования этой службы.
Данные таблицы 22 показывают, что между театрами драмы и музыкаль- ной комедии при наличии некоторых количественных расхождений в отдель- ных параметрах кардинальных различий в оценке зрителями работы вспомога- тельных сервисных служб нет.
Таблица 22
Зрители о работе вспомогательных сервисных служб театра
(в % к числу ответивших)
Насколько Вы удовлетворе- ны?
Да Скорее да
Скорее нет
Нет З/о Ито- го
Ин-
декс
В целом по выборке
Работой касс
67,3 21,0 4,3 1,6 5,8 100,0 0,74
Работой гардероба
68,4 18,8 4,7 2,0 6,1 100,0 0,73
Работой службы охраны
47,0 17,4 3,8 3,3 28,5 100,0 0,50
Работой буфетов
45,1 21,7 13,2 6,5 13,5 100,0 0,43
Оценки зрительской аудитории театра драмы
Работой касс
62,9 21,1 6,5 2,2 7,3 100,0 0,68
Работой гардероба
62,5 20,4 6,5 1,8 8,8 100,0 0,68
Работой службы охраны
49,6 16,4 4,0 2,6 27,4 100,0 0,53
Работой буфетов
40,5 21,2 16,1 8,8 13,4 100,0 0,34

26
Насколько Вы удовлетворе- ны?
Да Скорее да
Скорее нет
Нет З/о Ито- го
Ин-
декс
Оценки зрительской аудитории театра музыкальной комедии
Работой касс
71,0 21,0 2,4 1,2 4,4 100,0 0,79
Работой гардероба
73,1 17,5 3,3 2,1 4,0 100,0 0,78
Работой службы охраны
44,9 18,2 3,6 3,9 29,4 100,0 0,48
Работой буфетов
48,8 22,2 10,9 4,7 13,4 100,0 0,47
Подводя итог анализу мнений респондентов о содержательных и органи- зационных (сервисных) аспектах реализации театрами социокультурных услуг, рассмотрим обобщающие показатели культуры обслуживания и доступности театральной услуги (см. табл.23).
Таблица 23
Зрители об общей культуре обслуживания и доступности театральной услуги (в
% к числу ответивших)
Насколько Вы удовлетворе- ны?
Да Скорее да
Скорее нет
Нет З/о Ито- го
Ин-
декс
В целом по выборке
Общей культурой обслужива- ния
71,7 19,1 2,6 1,3 5,3 100,0 0,79
Доступностью услуги
66,4 20,6 4,4 2,0 6,6 100,0 0,73
Стоимостью билетов
56,3 28,6 6,9 4,1 4,1 100,0 0,63
Оценки зрительской аудитории театра драмы
Общей культурой обслужива- ния
68,5 19,2 4,0 1,1 7,2 100,0 0,75
Доступностью услуги
61,8 22,2 6,9 1,8 7,3 100,0 0,68
Стоимостью билетов
57,5 23,6 10,2 3,6 5,1 100,0 0,61
Оценки зрительской аудитории театра музыкальной комедии
Общей культурой обслужива- ния
74,4 19,0 1,5 1,5 3,6 100,0 0,82
Стоимостью билетов
55,4 32,7 4,2 4,5 3,2 100,0 0,65
Доступностью услуги
70,2 19,3 2,4 2,1 6,0 100,0 0,77

27
Зрительская аудитория обоих театров дает очень высокие оценки общей культуре обслуживания (91,0%), что свидетельствует о том, что театры как учреждения культуры являются ее подлинным носителем. Столь же высоко ха- рактеризуется зрителями и доступность услуги (87,0%), имеющей практически все условия для того, чтобы быть массовой. Говоря о таком условии доступно- сти услуги как стоимость билетов, необходимо отметить, что 84,5% респонден- тов считают ее приемлемой, каждый десятый (11,0%) - чрезмерной для себя.
При этом необходимо помнить, что реальный потребитель, оценивающий сто- имость билетов – это человек (по самооценкам) со средним уровнем доходов.
Активность потребительского поведения зрительской аудитории театров и
факторы ее обусловливающие
Практика потребительского поведения во многом определяется его ак- тивностью. Это один из базовых показателей лояльности театральной публики по отношению к учреждению культуры. Уровень активности посещения зрите- лями театров драмы и музыкальной комедии представлен в таблице 24.
Таблица 24
Респонденты о частоте посещения театра
(в % к числу ответивших)
Сколько раз в прошлом те- атральном сезоне Вы побы- вали в театре?
В целом по вы- борке
Частота посещения театра
Музкомедии
Театра драмы
1 раз
46,1 45,4 47,0 2-3 раза
30,9 30,7 31,2 4-5 раз
12,1 11,7 12,5 5-10 раз
5,3 5,8 4,7 10 и более раз
5,6 6,4 4,6
Итого
100,0 100,0 100,0
Среднее значение
2,9 раз
2,9 раз
2,8 раз
В ходе интервью зрителям театров драмы и музыкальной комедии зада- вался вопрос «Сколько раз в прошлом театральном сезоне Вы побывали в дан- ном театре?». Полученные количественные распределения показывают, что по- чти половиной зрительской аудитории театр востребован одни раз в сезон. Это отметили 45,4% посетителей театра музыкальной комедии и 47,0% - театра драмы. Третья часть респондентов в прошлом театральном сезоне были в теат- ре 2-3 раза. Каждый восьмой зритель посетил театр 4-5 раз и каждый десятый –

28 более 5 раз. В среднем число посещений зрителями конкретного театра состав- ляет 2,9 раз в сезон.
В процессе интервьюирования респондентам задавался открытый вопрос о факторах, которые влияют на активность посещения данного театра конкрет- ным зрителем «Вы ходили бы в театр более активно, если бы…..?». Высказан- ные респондентами суждения были обобщены и сгруппированы в виде отдель- ных суждений, которые представлены в таблице 25. Ее анализ показывает, что только каждый десятый зритель не готов увеличивать число посещений театра, поскольку, с его точки зрения, оно в полной мере удовлетворяет его потребно- сти в театральных услугах. Все остальные находятся в той или иной мере под влиянием негативных факторов, влияющих на активность посещения театра. В их классификации отчетливо проявляется 2 группы: факторы личностные, зави- сящие непосредственно от зрителя, и факторы театра.
Таблица 25
Респонденты о факторах, негативно влияющих на активность посещения театров (в % к числу ответивших)
Факторы
В целом по выборке
Зрительская аудитория
Музкомедии Театра драмы
Недостаток свободного времени
51,6 48,0 53,1
Неприемлемая стоимость биле- тов, недостаточно скидок, акций
10,3 9,2 11,0
Неудобное место жительства
5,5 4,6 6,4
Мало интересных премьер
5,1 4,6 5,7
Низкое качество постановок
4,8 5,6 4,4
Недостаток информации в СМИ, рекламы
4,3 4,6 4,0
Отсутствие компании едино- мышленников, с которой инте- ресно посещать спектакли
3,8 4,6 3,3
Несоответствие постановок жан- ровым, тематическим предпо- чтениям зрителя
1,7 2,0 1,5
Плохая актерская игра
1,1 1,5 0,6
Неудобное время начала спек- таклей
0,8 1,0 0,4
Отсутствие возможности при- обретения билетов через интер- нет, доставки билетов
0,6 0,5 0,6

29
Факторы
В целом по выборке
Зрительская аудитория
Музкомедии Театра драмы
Недостаточное количество га- стролей известных актеров, те- атров
0,2 0,0 0,4
Недостаточная комфортность зрительного зала
0,2 0,0 0,4
Хожу достаточно часто
10,0 13,8 8,2
Итого
100,0 100,0 100,0
К личностным факторам относятся: недостаток свободного времени
(51,6%), неудобное место жительства (5,5), отсутствие компании единомыш- ленников, с которой было бы интересно посещать спектакли (3,8%). Как мы ви- дим, личностные факторы ограничивают потребительскую активность 60,9% театральной публики.
Факторы театра негативно влияют на частоту посещения 29,1% респонден- тов. Это, прежде всего: неприемлемая стоимость билетов, недостаточное количество скидок, ак- ций – 10,3%; ограниченное число интересных премьер – 5,1%; низкое качество постановок – 4,8%; недостаток информации в СМИ, рекламы – 4,3%.
Если воздействовать на доминирующие в этой структуре личностные факто- ры невозможно, то факторы театра можно несколько скорректировать. И, прежде всего, это касается информационно-коммуникативной составляющей его деятельности.
Информационно-коммуникативная и имиджевая
характеристики театров в оценках зрителей
Для театров значима проблема эффективности маркетинговых коммуни- каций. Мы рассмотрим оценку зрителями нескольких показателей коммуника- тивной эффективности рекламы: способность привлекать внимание, вызывать интерес, быть запоминаемой, побуждать к приобретению услуги (желание прийти в театр, посетить спектакль).
Характеризуя общую ситуацию по обоим театрам (см. табл.26), отметим, что более половины (55,5%) респондентов позитивно оценивают способность рекламы театра привлекать внимание, вызывать интерес. При этом каждый чет-

30 вертый зритель (24,7%) считает, что реклама театров драмы и музыкальной ко- медии неинтересная и незапоминающаяся, а каждый пятый (19,8%) затруднил- ся с ответом, поскольку не мог вспомнить данную рекламу, что также является косвенным подтверждением ее незапоминаемости.
Информативность рекламы оценивается зрителями несколько выше. Так, информативной ее считают 61,5% респондентов, 19,4% отрицают этот факт,
18,8% затруднились с ответом. Еще более позитивно характеризуют зрители побудительную функцию рекламы, ее способность рождать желание прийти в театр, посетить спектакль (64,4%).
Существуют различия в оценке коммуникативного воздействия рекламы зрителями театра музыкальной комедии и драмы. Реклама театра драмы пред- ставляется театральной публике менее эффективной по показателям «интерес- ная, запоминающаяся
»14
; «рождает желание прийти в театр
»15
Таблица 26
Реклама театров драмы и музыкальной комедии в оценке зрителей
(в % к числу ответивших)
Реклама театра…
Да Скорее да
Скорее нет
Нет
З/о
Ито- го
Ин-
декс
В целом по выборке
Интересная, запо- минающаяся
31,1 24,4 14,9 9,8 19,8 100,0 0,26
Информативная
34,9 26,9 11,1 8,3 18,8 100,0 0,35
Рождает желание прийти в театр
40,9 23,5 8,3 7,0 20,3 100,0 0,31
Зрительская аудитория о рекламе театра драмы
Интересная, запо- минающаяся
23,2 23,5 17,3 13,6 22,4 100,0 0,13
Информативная
29,2 27,4 11,7 11,7 20,0 100,0 0,25
Рождает желание прийти в театр
35,4 21,9 9,1 10,9 22,7 100,0 0,31
Зрительская аудитория о рекламе театра музыкальной комедии
Интересная, запо- минающаяся
37,5 25,1 13,0 6,8 17,6 100,0 0,37
Информативная
39,4 26,5 10,6 5,6 17,9 100,0 0,42
14
Pearson Chi-Square = Value 20
,795(a)
, Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,2. Связь слабая.
15
Pearson Chi-Square = Value 16
,357(a)
, Asymp. Sig. (2-sided) 0,0; Cramer's V=0,2. Связь слабая.

31
Реклама театра…
Да Скорее да
Скорее нет
Нет
З/о
Ито- го
Ин-
декс
Рождает желание прийти в театр
45,4 24,8 7,7 3,8 18,3 100,0 0,50
Продолжая рассмотрение информационно-коммуникативных характери- стик деятельности театров, обратимся к анализу мнений респондентов о теат- ральном сайте (см. табл.27). К сожалению, выяснилось, что сайтами театров не пользуются 43,9% аудитории. Причем выявлена четкая зависимость между та- кими показателями как «возраст» и «обращение к сайту театра». Молодежь, как правило, значительно чаще использует его для получения необходимой инфор- мации. Со временем эта ситуация, без сомнения, будет меняться, поэтому необ- ходима кропотливая работа по «приучению» аудитории к этому виду коммуни- кации. Весьма позитивным является тот факт, что театр драмы обновил свой сайт, сделав его более удобным и информативным. Постоянная работа с сайта- ми, которая ведется театрами в настоящее время, является важным вкладом в формирование их полноценной коммуникации со зрителем, а также создание универсального инструмента управления имиджем театра.
В целом 43,9% респондентов удовлетворены информативностью, удоб- ством, интерактивностью сайта театра. 12,2% зрительской аудитории он не устраивает. Принципиальной разницы в отношении аудитории к сайтам театров музыкальной комедии и драмы нет.
Таблица 27
Зрители об удовлетворенности работой сайта театра
(в % к числу ответивших)
Насколько Вы удовлетворе- ны?
Да Скорее да
Скорее нет
Нет З/о Ито- го
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта