Главная страница

Творчество Ивана Гончарова. Гончаров. Творчество И. А. Гончарова (Матросов А., гр. 222)


Скачать 27.71 Kb.
НазваниеТворчество И. А. Гончарова (Матросов А., гр. 222)
АнкорТворчество Ивана Гончарова
Дата10.10.2022
Размер27.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГончаров.docx
ТипДокументы
#726223


Творчество И. А. Гончарова

(Матросов А., гр.222)
В литературном процессе 19 века творчество Гончарова занимает особое место: произведения писателя – связующее звено двух эпох в истории русской литературы. Продолжатель традиций Гоголя, Гончаров окончательно закрепил позиции критического реализма как метода и романа как ведущего жанра второй половины 19 века.
За свою долгую жизнь Гончаров написал всего лишь три романа:

-«Обыкновенная история» (1847)

-«Обломов» (1859)

- «Обрыв» (1869)

Все три романа объединяет общий конфликт – противоречие между старой, патриархальной, и новой, капиталистической Россией. Болезненное переживание героями смены общественного уклада в России – сюжетообразующий фактор, определяющий становление центральных персонажей романов.
Сам писатель занимал консервативную позицию по отношению к назревавшим переменам и был противником ломки старых устоев и революционных настроений. Старая Россия, несмотря на экономическую и политическую отсталость, привлекала особой духовностью человеческих отношений, уважением к национальным традициям, а нарождающаяся буржуазная цивилизация могла привести к необратимым нравственным потерям. Гончаров утверждал, что «творчество может явиться только тогда, когда жизнь установится; с новою нарождающеюся жизнию оно не ладит». Поэтому свою писательскую задачу он видел в том, чтобы в переменчивом потоке открыть нечто устойчивое и «из долгих и многих повторений явлений и лиц» сложить устойчивые типы.
В творческой манере Гончарова необходимо особо выделить его авторскую объективность: он не склонен поучать читателя, не предлагает готовых выводов, Скрытая, явно не выраженная авторская позиция всегда вызывает споры, приглашает к дискуссии.
Гончаров склонен также к неторопливому, спокойному повествованию, к изображению явлений и характеров во всей их полноте и сложности, за что был назван критиком Н.А. Добролюбовым «объективным талантом».

Временем ученичества стали для Гончарова 1830-е годы, когда он занимался литературными переводами и очерками. В 1840-е гг. его писательские воззрения уже сложились: он прошёл школу литературных групп Майкова и Белинского, и назрела необходимость выступить в печати, как и предполагал сам Гончаров, со значительным произведением.
Таким произведением стал первый роман "Обыкновенная история", за основу которого был взят сложившийся в немецкой литературе жанр романа воспитания (по-немецки Bildungsroman - термин Карла Моргенштерна), т.е. такого романа, в котором показано психологическое и социальное становление личности главного героя. Классические примеры таких произведений - "Годы учения Вильгелма Майстера" Иоганна Вольфганга Гёте (1796), "Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим" Чарлза Диккенса (1849), "Неточка Незванова" Фёдора Достоевского (1849), "Воспитание чувств" Гюстава Флобера (1869).
О своём первом романе Гончаров вспоминал: «Роман был задуман в 1844 году, писался в 1845, и в 1846 мне оставалось дописать несколько глав». В начале 1847 году рукопись романа была прочитана Белинскому, и критик пришёл в восторг от «повести» Гончарова: «Какую пользу принесёт она обществу! Какой она страшный удар по мечтательности, сентиментальности, провинциализму!». Роман и среди читателей получил признание, так как оказался весьма созвучным современности.

В центре романа – столкновение двух жизненных философий: патриархальной и буржуазно-деловой. Юный Александр Фёдорович Адуев, исполненный романтических мечтаний, покидает деревню Грачи и едет в Петербург к дяде. В столице наивная мечтательность и идеализм провинциала подвергаются суровым испытаниям. Дядя Александра, Пётр Иваныч Адуев, отличается трезвым и расчётливым мышлением, и именно он вводит племянника в атмосферу делового Петербурга, разрушая его романтические иллюзии.
«Обыкновенная история» стала одним из лучших психологических романов в русской литературе, в котором, с одной стороны, прослеживается духовная биография Александра Адуева; с другой, впервые в русской литературе показана – в лице Петра Адуева – психология просвещённого бюрократа и дельца, разбирающегося в искусстве и владеющего иностранными языками, человека твёрдых правил, для которого, тем не менее, приемлемы любые методы достижения успеха. Образ рационалиста-дельца неожиданно для читателя подвергается испытаниям в финале романа, в связи с чем Белинский заметил: «Видно, человеку нужно ещё чего-нибудь немножко, кроме здравого смысла!». Всем ходом романа Гончаров показал крушение как наивного романтизма, так и делового прагматизма
Образ Лизаветы Александровны Адуевой – один из лучших женских образов в отечественной литературе. Это история умной, чуткой, сердечной молодой женщины, поставленной мужем в условия сытой, праздной жизни, лишённой каких бы то ни было настоящих интересов. «Наружность счастья» вместо любви – вот что получила женщина от своего во всех отношениях успешного мужа.

Воспроизведённая Гончаровым общественно-историческая ситуация 1840-х годов убеждала в том, что традиционное и устоявшееся не способно гармонично соединиться с новой, буржуазно-деловой жизнью. Все герои романа – жертвы этой несовместимости. «Веку», эпохе адресована горькая ирония автора в финале романа.
«Обломов» – самое известное и значительное произведение Гончарова, первая психологическая монография в русской литературе. Работа над романом фрагментарно продолжалась более 10 лет.
Сразу после успеха "Обыкновенной истории" Гончаров задумал новый роман. Его черновой план был готов уже в 1848 году.

В 1849 году в «Современнике» была напечатана глава из будущего романа – «Сон Обломова». Сам Гончаров назвал эту главу "увертюрой к роману". В 1850 году была завершена первая часть.
Затем работа над романом была прервана, что отчасти объяснялось путешествием писателя на фрегате "Паллада". Лишь в 1857 писатель вернётся к работе над «Обломовым», находясь в Мариенбаде (ныне Марианске Лазне, Чехия), где в течение семи недель были написаны остальные три части романа. Биографы писателя назовут это "мариенбадским чудом".
В 1859 году роман был опубликован в «Отечественных записках», произведя сильнейшее впечатление на современников. Русский публицист П.А. Кропоткин писал в начале 20 века: «Впечатление, которое этот роман произвёл в России, не поддаётся описанию». Слово «обломовщина» сразу вошло в активный лексикон, так как оно, по словам критика Д.И. Писарева, «осязательно характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни».
Своим романом Гончаров закрыл в русской литературе тему «лишнего человека», показав в образе Обломова героя, в котором комплекс «лишнего человека» был доведён до парадокса и абсурда: если прежние «лишние люди» духовно ощущали себя выпавшими из современности, то Обломов физически выпадает из действительной жизни, сумев идейно обосновать свою пассивность и апатию. Не случайно в первых четырёх главах представлены посетители Обломова, которые ведут как будто активный образ жизни. Однако это иллюзия, и существование их не менее бесполезно и бесцельно, чем существование самого Обломова. Судьбинский – чиновник до мозга костей. Волков – повеса, живущий между балами и театром с хорошенькими актрисами. Пенкин – пародия на современных Гончарову литераторов. Тарантьев – вымогатель и грубиян. Алексеев настолько безлик, что его не уважает даже Захар. Жизненные устремления этих героев не могут увлечь Обломова и не стоят того, чтобы подняться с дивана.

Судьба Обломова показана как череда неудач и разочарований. Любая попытка Обломова войти в активные отношения с жизнью заканчивается провалом. Его беда в том, что он живёт в изменившееся время и не может, подобно родителям, спокойно состариться в безмятежной Обломовке. Следуя традиции Пушкина, Лермонтова, Герцена, Тургенева, писатель проводит героя через испытание любовью, заставляющей Обломова совершить временное восхождение и пережить новое падение – уже окончательное.

Мечтательная и романтичная Ольга Ильинская, пленённая духовным изяществом Обломова, задаётся целью вытащить его из халата, возродить его к деятельной жизни. Но надежда оказывается призрачной, и сам Обломов понимает это раньше Ольги. Эпилог любовной драмы – женитьба на Агафье Матвеевне Пшеницыной, с которой Обломов не только обрёл желанный покой, но и «тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб своего существования…».

Обломову в романе противопоставлен Андрей Иванович Штольц – «образец энергии, знания, труда», по словам Гончарова. Штольц расчётлив и успешен, но при этом искренне желает помочь своему другу детства. Безупречно-деятельного Штольца автор тоже испытывает любовью. Его во многом неожиданная женитьба на Ольге Ильинской приводит к тому, что героиня, как и Лизавета Адуева из «Обыкновенной истории», начинает испытывать тоску.

Уже первые исследователи романа пришли к выводу, что в «Обломове» автор показал типическую, коренную особенность русского национального характера. Действительно, у Обломова много предшественников в русской литературе: Митрофан из комедии Фонвизина «Недоросль», Лентул из комедии Крылова «Лентяй», пушкинский Дмитрий Ларин, гоголевские старосветские помещики, гоголевский Манилов. Драматичность и особенность судьбы Обломова объяснялась сменой эпох, изменившимся порядком вещей. Не случайно в финале романа буквальное выпадение героя из времени передано через сравнение: «…он скончался без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».

Третий роман - "Обрыв". Впрочем, разрыв с "Современником" произошёл у Гончарова гораздо раньше и совсем по другим причинам. В 1860 году Гончаров передал в редакцию "Современника" два отрывка из будущего романа «Обрыв». Первый отрывок был опубликован, а второй подвергнут критике со стороны Н.А. Добролюбова, что и привело к уходу Гончарова из редакции журнала Некрасова. Поэтому второй отрывок из романа «Обрыв» в 1861 году был опубликован в «Отечественных записках» под редакцией А.А. Краевского.

Работа над романом шла долго, сложно, и у писателя неоднократно возникала мысль оставить роман недописанным. Дело осложнилось ещё и возникшим конфликтом с И.С. Тургеневым, который, по мнению Гончарова, использовал идеи и образы будущего романа в своих произведениях "Дворянское гнездо" и "Накануне". Ещё в середине 1850-х годов Гончаров поделился с Тургеневым детальным планом будущего романа. Тургенев, по его словам, "слушал, будто замер, не шевелясь". После первого публичного чтения Тургеневым рукописи "Дворянского гнезда" Гончаров заявил, что это - слепок с его собственного пока не написанного романа. По делу о возможном плагиате состоялся суд, в котором приняли участие критики Павел Анненков, Александр Дружинин и цензор Александр Никитенко. Совпадение идей и положений было признано случайным, так как романы о современности написаны на одной и той же общественно-исторической основе. Тем не менее, Тургенев согласился на компромисс и изъял из текста "Дворянского гнезда" эпизоды, явно напоминавшие сюжетный ход романа "Обрыв"

Через восемь лет третий роман Гончарова был завершён и опубликован полностью в журнале «Вестник Европы» (1869). Первоначально роман мыслился как продолжение «Обломова», однако в итоге концепция романа претерпела значительные изменения. Главный герой романа Райский первоначально трактовался как вернувшийся к жизни Обломов, а демократ Волохов – как герой, страдающий за свои убеждения. Однако в ходе наблюдения за общественными процессами в России Гончаров изменил трактовку центральных образов.

В 1870-е и 1880-е гг. Гончаров пишет ряд мемуарных очерков: «Заметки о личности Белинского», «Необыкновенная история», «В университете», «На родине», а также критические этюды: "Мильон терзаний" (о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»), "Лучше поздно, чем никогда", "Литературный вечер", "Заметка по поводу юбилея Карамзина", "Слуги старого века".

В одном из критических этюдов Гончаров написал: «Никто не увидел теснейшей связи между всеми тремя книгами: «Обыкновенной историей», «Обломовым» и «Обрывом»… вижу не три романа, а один. Все они связаны одною общею нитью, одною последовательною идеей» (выделено – М.В.О.). Действительно, центральные персонажи трёх романов – Александр Адуев, Обломов, Райский – родственны друг другу. Во всех романах присутствует сильная героиня, и именно требовательностью женщины определяется общественная и духовная ценность Адуевых, Обломова со Штольцем, Райского с Волоховым.


написать администратору сайта