конспект по гончарову. Уроки по Гончарову 10 кл. Иван Александрович Гончаров Основные этапы жизни и творчества. Цель урока
Скачать 231.95 Kb.
|
Иван Александрович Гончаров Основные этапы жизни и творчества. Цель урока: знакомство с биографией писателя и основными вехами творчества. Оборудование: портрет И. А. Гончарова кисти друга И. А. Гончарова Н. А. Майкова; стенд, посвящённый жизни и творчеству писателя; образец таблицы, которую учащиеся будут заполнять. Ход урока. Оформление тетрадей. Эпиграфы: В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. В. Г. Белинский Мне житьё и писанье – не то, что Тургеневу, Островскому, людям свободным и обеспеченным… Какое беспредельное и глубокое море – литература. …Литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьёзное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь! И. А. Гончаров План. Биографическая и творческая справка. 2. Общая характеристика романа «Обломов». 3. Знакомство с биографией И. А. Гончарова. (Сообщения учащихся и учителя с одновременным составлением учащимися хронологической таблицы.) Сильный ученик на протяжении ур. составляет викторину, которую проведёт в конце.
Рассказ учителя. Гончаров отца почти не помнил – Александр Иванович умер, когда Ване было всего 7 лет. Гончаров боготворил свою мать, Авдотью Матвеевну, которая любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование 4-х детей (2 мальчика – Николай и Иван и 2 девочки – Александра и Анна) другу семьи отставному морскому офицеру Николаю Николаевичу Трегубову, который был дворянином, и ввёл семью Гончаровых в круг местного дворянства. И купеческие дети получили типичное помещичье воспитание. Сам Н. Н. Трегубов оказал огромное влияние на формирование духовных потребностей и интеллектуальное развитие Гончарова. Крёстный «был вполне просвещённый человек,- вспоминал Гончаров,- не жалел денег на выписку из столиц журналов, книг, брошюр». В библиотеке крёстного ещё маленьким мальчиком Гончаров пристрастился к чтению. Трегубов воспитал в будущем писателе любовь к морю, мечту о морском путешествии и оставил много света и радости в душе Гончарова. В 1822 г. поступил в Московское коммерческое училище. Здесь царили строгие аракчеевские порядки, за воспитанниками шпионили, душилась всякая попытка проявления общественных интересов. Восьмилетнее пребывание в училище мало дало юноше познаний в области экономических и точных наук, но не усыпило его стремлений к знаниям, воспитало в нём протест против унижения человеческой личности. Гончаров самостоятельно усиленно занимался науками, стремясь получить гуманитарное образование. В Московский университет поступил в 1831 г., где в это время учились Белинский, Огарёв, Лермонтов, Аксаков. Незабываемое впечатление на юношу произвела встреча с А. С. Пушкиным, посетившим университет в 1832 году. Уже на склоне лет писатель живо воссоздал её в очерке «В университете»: «Когда он вошёл с Уваровым, для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга… его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзиею, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование». В Московском университете Гончаров слушал лекции лучших российских профессоров. «Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого»,- писал Гончаров в воспоминаниях. Молодой студент увлекался театром, в студенческих кружках шли горячие споры о критических статьях современных критиков. Весной 1835 г. Гончаров переселился в Петербург и поступил на службу в Департамент внешней торговли Министерства финансов. Он получил место рядового канцелярского чиновника – переводчика иностранной переписки. Только после 16 лет службы Гончаров стал младшим столоначальником. Он не стремился к карьере на этом поприще, но жизнь складывалась так, что нужно было служить. Через много лет, в 1874 г. Гончаров писал А. А. Толстой: «…хотелось мне всегда и призван я был писать, а между тем должен был служить… всегда делал то, чего не умел или не хотел делать». Многолетняя служба в Департаменте внешней торговли, где писатель мог наблюдать нравы людей нового, буржуазного толка, пригодилась ему в работе над характером Андрея Штольца («Обломов»). В Петербурге Гончаров настойчиво готовит себя к литературной деятельности, сблизился с семьёй известного художника Майкова (портрет А. И. Гончарова кисти Н. А. Майкова), сыновьям которого преподавал словесность и латинский язык. В этом доме выходил рукописный альманах «Подснежник», в нём-то и дебютировал Гончаров романтическими стихами. Кружок Майкова посещали Григорович, Панаев, братья Достоевские, Некрасов, Тургенев и др. Готовя себя к писательской деятельности, Гончаров много пишет («Я с 14-15-летнего возраста писал непрестанно, - вспоминал впоследствии писатель,- потом переводил Гёте, Шиллера и др.») Из этого периода до нас дошли немногие повести и стихи. В это время он внимательно следит за критической деятельностью Белинского, сам увлекается публицистикой, в «Современнике» печатаются анонимно его статьи, фельетоны, заметки. Под влиянием Белинского проникается антикрепостническими идеями. Рассказ ученика об «Обыкновенной истории» (стр. 85 - 88). Л Н. Толстой так отзывался об «Обыкновенной истории» в письмах В. В. Арсеньевой: «Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но, зато, свой собственный становится умнее и яснее». После публикации «Обыкновенной истории» Гончаров занял в русской литературе, по словам Белинского, «одно из самых видных мест». Цикл очерков «Фрегат «Паллада». Рассказ ученика (стр. 88 – 91). Дополнения учителя. Плавание на «Фрегате «Паллада». Мечта о путешествии зародилась у Гончарова в детстве под влиянием бесед с Трегубовым: «хотелось самому туда, где учитель указывает пальцем быть экватору, полюсу, тропикам». Такая возможность представилась писателю в 40-летнем возрасте. Русское правительство отправило фрегат «Паллада» к берегам Японии для установления торговых и дипломатических отношений между 2-мя странами. 10 месяцев через Атлантический, Индийский и Тихий океаны плыл фрегат в Японию. Всё это время Гончаров подчинялся морскому распорядку, совершенно иному, непривычному укладу жизни. «Робко ходит в первый раз человек на корабле: каюта ему кажется гробом, а между тем, едва ли он безопаснее в многолюдном городе, не шумной улице, чем на крепком парусном судне, в океане»,- писал он в книге очерков путешествия. По окончании путешествия Гончаров напишет: «Это вглядывание, вдумыванье в чужую жизнь целого народа или одного человека отдельно, даёт наблюдателю такой общечеловеческий и честный урок, какого ни в книгах, ни в каких школах не отыщешь». Впечатления о плавании Гончаров описал в книге очерков «Фрегат «Паллада» (издана в 1858 г.) Современники вспоминали, что небольшая квартира Гончарова на Моховой была наполнена множеством вещей, которые писатель привёз из путешествия. Везде, где останавливался фрегат, он старался приобрести что-нибудь наиболее характерное, свойственное только для данной страны. В 2-томном издании путевых заметок «Фрегат «Паллада» Гончаров постоянно отмечает необыкновенное мастерство народных умельцев, которые только при помощи ножа и самых простых приспособлений создают настоящие произведения искусства. Возвращаясь из путешествия через Сибирь, писатель заехал в Симбирск повидаться с родными. Он подарил им множество диковинных, заморских вещей и, в частности, сестре Анне Александровне Музалевской – редкую океанскую раковину. Эту раковину бережно хранили потомки. Теперь она находится в музее И. А. Гончарова в Симбирске. Кабинет Гончарова украшали лакированные японские фаянсовые тарелки и шкатулки. Гончаров восхищался их изяществом и писал: «Лак необыкновенно густ, черен, не сходит, говорят, десятки лет и чист, как зеркало. Таких лакированных вещей нигде нет». Учитель. Возвратившись из путешествия, Гончаров в 1855 г. устроился на службу – на место старшего цензора, он с головой уходит в литературу, посещает кружок «Современника», часто присутствует на редакционных обедах, устраиваемых Некрасовым, на которых обычно читались и обсуждались произведения писателей, выступали музыканты и артисты. В 1852 г. опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова. Сообщение ученика (стр. 91). Дополнение учителя. Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Мы видим, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчёмности, несостоятельности, к распаду личности. Образами Обломова и Захара Гончаров убеждает, что крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его воли и стремлений. «Обломов» 1) Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь. 2) Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель». Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм. 3) 1-я часть романа малодейственна (Обломов лежит на диване и отказывает визитёрам, зовущим его в Петергоф), но в ней показана эволюция Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, мечтает о путешествии). В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Но Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь. Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него. В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путём труда, Обломов, уже имеющий всё благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма – деловая буржуазная жизнь Петербурга, поэтому он не критикует её. В конце 1-й части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»? 4) Во 2-й, 3-й частях описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба 2-х национальных начал, в результате возникла сильная и гармоничная личность. Несмотря на взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный разночинец. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Обломов понимает всю важность перемены в жизни, но этих-то перемен он и боится, боится движения и деятельности. В борьбе мотивов – соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой – побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви. Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова. 5) 4 – я часть романа посвящена описанию «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается ещё больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически. В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошёл в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем, Тургеневым и др. В нём нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен. Но, тем не менее, он вызывает к себе отрицательное отношение. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине. 6) Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя. Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров. 7) Место действия романа – Петербург (только в 9 главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку). 8) Экспозицию составляют 1-я часть романа и две первые главы 2-й части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию. 9) В 3 и 5 гл. 2-й части завязывается узел события – знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку. 10) 6-11 главы этой части – развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге. 11) Кульминация – 12 глава 2-й части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены 11 – 12 главы 3-й части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова. 12) В 4-й части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция (пост… < после – приставка, обозначающая: следующий после чего – л., вслед за чем–нибудь). 13) Параллельно показаны взаимоотношения Штольца и Ольги. 14) В эпилоге (11 глава 4-й части) Гончаров говорит о смерти Обломова. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мёртвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлётов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И всё это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума. 15) По поводу сюжета существуют 2 точки зрения. Первая утверждает, что в романе 2 сюжетные линии: Обломов – Ольга и Штольц – Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление остаётся. Вторая точка зрения профессора А. Г. Цейтлина, - считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели – показать постепенное превращение Обломова в «мёртвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова. 16) Язык романа отличается лёгкостью и чистотой. Автор избегает употреблять украшающие эпитеты и метафоры, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40 – 50 – х г.г. 17) Многообразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц – люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Ольга и Обломов, оценка снегопада в день разрыва героев). Вся языковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина? 18) Роман «Обломов» вызвал при появлении многочисленные критические отклики, был высоко оценён современниками. И. С. Тургенев, прочитав роман, заметил: «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова». И это так, потому что жизнь и судьба главного героя заставляют размышлять о сложнейших вопросах жизни.
19) 5 лет работает в Совете Главного управления по делам печати и в 1868 г. уходит в отставку навсегда, а в 1869 г. публикуется роман «Обрыв», над которым Гончаров работал 29 лет. 20) При жизни Гончарова вышло 2 издания ПСС. В 1891 г. Гончаров сжёг автографы своих произведений, письма, заметки и завещал похоронить его в Александрово-Невской лавре, где-нибудь у обрыва. На 80-м г. жизни он скончался. Похоронный кортеж сопровождала многолюдная толпа, в основном молодёжь. Похоронен был на крутом берегу речки, протекающей у кладбища. 21) Итак, в русскую и мировую литературы Гончаров вошёл 3-мя романами, названия которых начинаются на «Об…». 22) Ответы на вопросы викторины по прослушанному материалу (один из сильных учащихся вопросы составляет на протяжении урока) Примерные вопросы: - Происхождение писателя? (купеческого рода) - Сколько братьев и сестёр имел И. А.? (1 брат и 2 сестры) - Кто был крёстным отцом и другом семьи Гончаровых? (Трегубов) - Его профессия? (морской офицер) - Любовь к чему воспитал Трегубов в будущем писателе? (к морю) - С кем встретился в 1832 г. в Московском университете И. А.? (Пушкиным) - В каком городе провёл служебную часть своей жизни И. А.? (Петербурге) - Кем служил 16 лет? (переводчиком) - Назови 3 романа на «Об…», написанных Гончаровым. - Кто положительно отозвался о романах? (Л. Н. Толстой, Белинский, Добролюбов, Дружинин, Тургенев) - Какое совершил путешествие И. А. на фрегате «Паллада»? (кругосветное) - Где похоронен И. А. Гончаров? (Александрово – Невской лавре) - Сколько частей в романе «Обломов»? (4) - Идея романа? (как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу) - Чем отличается воспитание Штольца от воспитания Обломова? (русско-немецкое) - Героиня романа? (Ольга Ильинская) 23) Дом. задание: 1) 1 – 10 главы, индивидуальные задания: – Кто такой И. И. Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия). (По 1-й главе) - Приёмы характеристики Манилова («Мёртвые души», 2 глава) и Обломова: а) портрет; б) обстановка комнаты; в) личность раскрывается через вещи, которые его окружают. - Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара. Какова идейно-композиционная роль Захара в романе? Из-за чего ссорятся Обломов и Захар? (1, 7-8,10 гл.) - Парад гостей. Рассказать, кто они, из занятия, отношения с Обломовым, оценка Обломовым их жизнедеятельности (2 – 4 главы). - Кто такой Обломов? Его жизнь в Петербурге (прошлое) (5 гл.) - Образование Обломова, его отношение к науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам. (6 глава) - 9 глава «Сон Обломова» Описание Обломовки. Семилетний Обломов в доме родителей. Распорядок дня, отношение близких, восприятие окружающего мира; занятия родителей. Начальное образование. - Парад гостей: 1. - Волков (2 глава): «духовное» его увлечение Почему в описании Волкова преобладают глаголы конкретного действия? Найти их. 2. Судьбинский. (2 глава) Почему этот герой легко мог бы «вписаться» в галерею гоголевских чиновников? (Каково его «духовное» увлечение? Смысл его жизни? Какую он принёс новость?) 3. Беллетрист Пенкин? (2 глава) Чем он занимается? Каково его «духовное» увлечение? Приятель Обломова – Алексеев. 2 гл., конец 4 гл. Какого гоголевского героя из «Мёртвых душ напоминает? Что рассказано о его фамилии? Какой образ жизни ведёт? Тарантьев. 3, 4 главы. Какого гоголевского персонажа напоминает? Как Гончаров характеризует его? Какие слова употребляет? Привести примеры. Урок 2. |