конспект по гончарову. Уроки по Гончарову 10 кл. Иван Александрович Гончаров Основные этапы жизни и творчества. Цель урока
Скачать 231.95 Kb.
|
Тема: 3 часть. «Испытания любви». Погружение в сон. «Нисхождение» героя». Цели урока: Анализ отдельных сцен 3 части; развивать навыки работы с критической литературой. Методы и приёмы: Беседа и комментированное чтение. Ход урока 3-я часть об испытаниях любви. Симптоматично самое её начало, намеренно контрастное в заключительной (ликующей) сцене. Появление Тарантьева, как «стук судьбы», напоминающей о том пошлом мире, который не отказался от своих притязаний на героя. Хотя им сделан выбор – опасность не миновала. Первым испытанием любви стал… её счастливый венец. Обломов сделал предложение Ольге – оно принято. Мечта романтика готова превратиться в реальность и… сразу тускнеет. «257» (2 гл., 3 часть) для Ольги же «жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг»,- она не могла и не хотела принимать издержки обломовского романтизма. После вторжения прозы в «летнюю цветущую поэму» (265/1) любовь «пошла ленивее, как будто бы не хватило ей содержания». (265/2) Сильное эмоциональное напряжение разрешилось, и разрешилось счастливо, но его спад обнажил нехватку духовности в их духовном романе: каждый искал содержание в другом и каждому этого было мало. Ольга чувствовала, что любовь остановилась, страдала и… видела выход в побуждении героя к действию. Действием он должен был подтвердить свою состоятельность… (257 – 258). Патетика («Люблю, люблю, люблю!») сменилась диссонансом сомнений героя, «сожалением, грустью» обоих, вновь обоюдным «душевным антоновым огнём», затем влекущими и одновременно пугающими «пропастями», «бурями». Наконец, всё разрешилось «глубокой тоской», сознанием обшей «ошибки» и невозможности счастья. --------------------------------------------------------------------------------------------- Пейзаж: 264, 276- 4 гл., 286 – 5 гл., ч. 3.; 298 –мосты, 296-297. Любовь героев зарождалась в атмосфере весны с солнечным парком, ландышами и знаменитой веткой сирени, расцветала в знойный летний полдень, исполненный грозы и неги, потом гасла с осенними дождями, задымившими городскими трубами, опустевшими дачами и парком с воронами на обнажившихся деревьях, наконец, оборвалась вместе с разведёнными мостами над Невой и всё-всё засыпавшим снегом. Расстанутся Обломов с Ольгой, когда замёрзнет Нева. Вернувшись на выборгскую сторону после разрыва с Ольгой, Обломов увидит снег:»Снег, снег, снег» … Всё засыпал!» И тут обнаружилось, что Обломову, как и обломовцам, мечта, подобие жизни, способна подменять самую жизнь – осуществлённый идеал. Он предпочитал лежать на диване, «278» - 5 гл. и ничего не делать по устройству имения, что приблизило бы реальность счастья. Обломов просто испугался, «285/1». Привычка к иждивенчеству заявили о себе. Волнения, связанные с любовью, делали всё более привлекательным идеал покойного счастья, так полно раскрытый Обломовым в разговоре со Штольцем. «294» (6 гл.), - терзается наедине с собой Обломов. 286 – 290, 302. Вот и теперь обнаружилась вся уязвимость обломовского романтического чувства, очень чуткого на реакцию обывательского мнения (страх перед Сонечкой, боязнь пересудов), оборотной стороной которого часто оказывается рассудочность. Илья Ильич не только способен вздыхать о любви, пребывать в состоянии счастливого экстаза, но и говорить «тяжело и скучно об обязанностях и долге». При виде Ольги он искренен в своих: «305/1», но когда Ольги с ним нет, он не способен даже на малое волевое напряжение. Но главная причина инертности Ильи Ильича всё же не в характере любви, не в романтизме далеко не молодого влюблённого героя. Любовь как содержание и цель жизни исключают для Обломова какое-либо самостоятельное – без участия Ольги – действие. Растворённость в любимой, примат любовного чувства над всякими другими духовными проявлениями ставят под удар самую любовь. «305/2 -306». В этом признании ключ к поведению Обломова в дни, когда были разведены мосты через Неву… Появляется на Выборгской стороне Ольга, и… Обломов снова готов на всё. С непритворным отвращением он смотрит на обстановку дома Пшеницыной, где он уже обжился за 2 недели; «307-398». Его типично «романтический» монолог: «305», полный клятв, восклицаний, - искренен: Обломов сейчас верит в себя, в своё счастье. Быстрый переход от апатии к экстазу естественен для такого героя. Обломовская природа Ильи Ильича, зыбкость его «полувозрожденья» в главном предопределили разрыв с ним Ольги. Но только к этому свести этический, психологический опыт драмы – значило бы упростить многоплановый замысел «Обломова». Именно такой конец счастливо начавшейся любви и поучителен переплетением вины и беды и Обломова, и Ольги. В характере Ильи Ильича достоинства и недостатки неразрывно связаны, более того, они подчас предопределяют друг друга. «Задание» Ольги Обломов не выполнил: он не в состоянии стать деловым, гибким, так же как не способен что-либо скрыть от Ольги, создать видимость деятельности. Но ведь во многом благодаря этим качествам и существует тот Обломов, которого полюбила Ольга. Его нежная душа, нравственная чистота, честность сохранились в своей первозданности во многом в силу особых «оранжерейных условий» его жизни, вдали от суеты, карьеры, добывания денег. Не ожесточившись, сохранив душу ребёнка, он и в деловом отношении остался им. «312 - гл. 9»,- с унынием обращается Обломов к «братцу» Ивану Матвеевичу. Когда по настоянию Ольги Обломов попытался сразу включиться в деловые хлопоты, все его добрые и редкие свойства естественно обратились против него. Честность, чистота обернулись инфантильностью, наивной беспомощностью. Его преследует неверие в свои силы, а с ними и в чувство Ольги. Неспособность к игре, чуткость тоже усложнили «тропы» их романа. Почему Обломов избегал встреч с Ольгой, терзая её? Не только из-за своей пассивности: «285/2» (гл. 5) Понимала ли Ольга всю сложность той непростой на первый взгляд задачи, выполнения которой она требовала?! В искреннем чувстве Ольги была большая доля самолюбования, она наслаждалась властью над Обломовым, была увлечена своим «воспитательным экспериментом». И хотя она всерьёз мучилась, ощущая безысходность их романа, больше всего страдало её самолюбие. Ольга как будто в конце концов даже поняла, что «испытание» Обломова обречено на неудачу, бессмысленно. Но «299». Эксперимент оказался сложнее, чем она думала, он требовал не дней, месяцев, а целой жизни, и… Ольга отступила. Прощальный разговор Обломова и Ольги (11 гл.) демонстрирует не только поражение героя, но и поражение героини. Здесь полезно упомянуть о той эволюции, которую претерпел образ Ольги в процессе написания романа. «В программе у меня намечена женщина страстная, - признавался Гончаров,- а карандаш сделал первую черту совсем другую и пошёл дорисовывать остальное уже согласно этой черте, и вышла иная фигура». В первоначальной рукописи перед читателями вставал «образ самоуверенной, всезнающей и всепредвидящей, исполненной собственного достоинства женщины». В окончательном варианте фигура героини была чуть смягчена: ей приданы сомнения, страдания, но существо её личности осталось тем же, что с особой силой обнаруживает сцена последнего объяснения героини с Ильёй Ильичом. Эта сцена напоминает «диалог глухих»: два любящих человека не могут нащупать путей взаимопонимания и больно ранят друг друга. Обломов идёт к Ольге утомлённый её настойчивостью, объектом которой ему опять предстоит стать. Ольга внутренне насторожена в ожидании серьёзного объяснения. (316/1) Илья Ильич предстаёт перед Ольгой во всей своей слабости: абсолютной неспособности к «делу», готовности на любых условиях переложить его на других: на Штольца (317/1), на случайного человека (317/2). Обломов ни в чём не старается показаться лучше, чем он есть. 317/3. Но ведь такого Обломова Ольга знала и любила – любила за ум, простоту, нежность, благородство. Она ведь с самого начала признала за собой роль «ведущей» в этом романе со слабым, но душевно тонким человеком. Обломов ни в чём не изменился. Почему же теперь Ольга не отзывается на такой естественный призыв героя: «321/3». Здравый смысл, инстинкт самосохранения открыли Ольге, что эта роль не для неё: ей нужен сильный человек. В последнем разговоре она и подходит к Обломову с меркой «сильного человека» и… отвергает его. Того, что она теперь ищет в Илье Ильиче, он никогда не имел, а то, что он имеет, в глазах Ольги теперь совсем обесценено. «321/1», «322/5». Сколько яда было в её словах, поняла и сама Ольга,- Обломов же был потрясён: ведь отвергнута вся его сущность: он никогда не готовился к роли учителя жизни, не рождён для неё, и, казалось, раньше Ольга ничего подобного от него и не ждала. Ольга, поспешившая признать свою неудачу (319), пересматривает прежние идеалы и чувства. Она готова убедить себя в том, что её любовь относилась не к реальному Обломову, а к выдуманному (321/2), в том, что Обломова бесполезно было пробуждать к жизни (319/1). Так обставляет Ольга своё отступление. «Новая» Ольга в своей разумности категорична, как не могла быть категорична прежняя Ольга, друг мягкого и терпимого Ильи Ильича. Многие упрёки героини справедливы – сочувствие же вызывает обвиняемый. «322/1». У него, слабого человека, хватает твёрдости не воспользоваться порывом Ольги к примирению: «322/2». «322/3». Разрыв любящих и предшествующие ему перипетии в «Обломове» параллельны многим ситуациям в последнем романе Гончарова – «Обрыв». И в этом нет элемента случайности. По Гончарову, глубокое высоконравственное чувство - сильнейший стимул воспитания женщины, её духовного созревания. Но, более того, оно, это чувство, как правило, несёт в себе сильную воспитательную активность, направленную на избранника. Ольга с редкой настойчивостью пытается спасти Обломова. Вера – Волохова. Само чувство героинь рождается во многом от увлечения избранной миссией, из надежды осуществиться в ней как личности. Почему «идеальные» героини Гончарова отступают в самый критический момент, в итоге симпатии читателей достаются их отнюдь не идеальным избранникам? «Отступление» таилось в самой природе гончаровских героинь, у которых увлечение вырастало из самолюбия, всегда разум главенствовал над сердцем. Как только ситуация усложнялась – срабатывал механизм самосохранения. 19. Письменная работа (10-15 минут) «Моё мнение о Штольце». Д. з. 1. Перечитать 4 часть романа. Обломов и Штольц, Ольга И. и Агафья П. (сравнительная характеристика.) 1) Функция 2-х браков: Штольца-Ольги, Обломова-Пшеницыной. 2) 2 объяснения в любви Обломова. (Часть 2, гл. 6 – часть 4 ,гл. 1 3) Язык, стиль Гончарова 4) Обломов и Штольц . 5) Обломов – «золотое сердце» 6) Жизнь Ольги, организованная Штольцем. 3. 2 объяснения в любви Обломова. (Часть 2, гл. 6 – часть 4 ,гл. 1): -где происходят - чувство Обломова 1. Дать характеристику Пшенициной: - построена на противопоставлении Ольге: - Когда Ольга вошла в жизнь Обломова, быт отступил, а Пшеницына? -Те же детали подчёркнуты в портрете Агафьи Матвеевны (гл. 5, ч. 2 - гл. 2, ч. 1)О когда-то (ч. 2, гл.6 – начало главы)- чувство Обломова к хозяйке как отрицание только что пережитого романа с Ольгой (ч. 4, гл.1) 2. Роман Ольги и Штольца.(гл. 4, ч. 4): - как новая Ольга относится к себе, прежней - объяснение Ольги со Штольцем контрастно объяснению её с Обломовым - Что они говорят, эти 2 человека, близкие Илье Ильичу, о нём? 3. Обломов на Выборгской стороне. (1, 5 гл., ч. 4) - В каком состоянии находится Обломов - 9 гл. Боится ли смерти? - Почему выгнал Тарантьева? 4. 5 гл., ч.4: Любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной: -заботы об Обломове, ограбленном Штольцем -Отношение к ней Штольца 5. История семьи Штольцев (Ч.4, гл.8): - Где живут - счастливы ли? - Что чувствует Ольга? Чем неудовлетворенна? Чем вызвана её тоскам? Урок 7. Тема: Перетекание сна в вечный сон. Смерть. 4 часть. Цели урока: Проанализировать текст 4 части романа; побеседовать с учащимися об Агафье Пшеницыной. Литература: «Литература» (Приложение к 1 сентября) №25 – 1997 г., стр. 10. Ход урока. Обсуждение образа Штольца по результатам письменных работ. Вступительное слово учителя. В дни счастья Обломов говорил Ольге: «Если ты меня оставишь, я мёртвый человек». Разрыв ней и «323» (12 гл. 3 ч.) Хотя герой перенёс горячку и выздоровел – последняя часть романа – об умирании, смерти Обломова. «325» – так открывается она. Отсчёт времени ведётся с дней драматической любви. Любовный роман завершился – все последующие комментарии к нему, прояснение сути драмы. Именно такова «служебная функция» двух супружеств: Обломов – Пшеницына, Штольц – Ольга. Оба «романа» глубоко отличны от главного, подлинного, как и их участники (Пшеницына, Штольц) от Ольги и Обломова. Если характеристика Штольца вся строилась на противопоставлении обломовской, то и Пшеницына – прежде всего антипод Ольги: особое «человеческое лицо» Агафьи Матвеевны обнаруживается лишь в самом конце романа. Пшеницына впервые предстала перед героем как «хозяйка». Быт отступил, когда Ольга вошла в жизнь Ильи Ильича, - Пшеницына вся в быте, при вещах, при хозяйстве. «261» (ч. 3, гл. 2) при первой встрече, но «262»,- хозяйстве, курах, цыплятах. В портрете Пшеницыной подчёркнуты те же детали, что и в облике Ольги, но в них противоположное содержание. Пушистые, говорящие брови Ольги, над одной из них складочка, где именно покоилась сама мысль,- «260»., в её чертах отражалась богатая внутренняя жизнь, контрастен портрет Пшеницыной с её «полными, округлыми локтями», «крепкой, как подушка дивана, никогда не волнующейся грудью» и «простотой» душевных движений». Так же «просто», не подозревая о высоком общественном назначении этого чувства и стоящих на его пути преградах, полюбила Агафья Матвеевна Обломова. Когда-то Обломов мечтал «182» 6 гл., ч. 2). Он всегда страшился страсти с её «внезапными слезами, томлением, изнеможением и потом бешеным переходом к радости». Пережив такую страсть, убедился, что это действительно «болезнь, подобная оспе, кори или горячке». Для Обломова в Агафье Матвеевне воплотился идеал того необозримого как океан и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей. Чувство Обломова к хозяйке представлено как отрицание только что пережитого романа с Ольгой. «333» (ч. 4, гл. 1). Чувство же хозяйки контрастно сознательному, чуть рационалистическому, но и по-своему страстному чувству Ольги. «330» (1 гл., ч. 4). Намеренно противопоставлены 2 объяснения в любви Обломова. В романе с Ольгой оно происходит в парке, сопровождается восхищением красотой любимой, трепетом сердца, в котором надежда сменяется отчаянием. Второе объяснение – на кухне маленького домика Пшеницыной. «334» (1 гл.) Халат, диван, локти - эти детали нарочито укрупнены. Они становятся синонимами привязанностей Обломова, каким он предстаёт в последней части романа. Вообще стиль «выборгских» глав сильно отличается от того стиля, каким передан роман Ольги и Обломова, с его бесконечными психологическими ремарками, бурными диалогами, взволнованными исповедями. В «выборгских» главах – детализированное описание неторопливой, неменяющейся жизни с её неизменным антуражем – предметами быта. Стиль Гончарова именно в этих главах окончательно кристаллизуется, обретает всю полноту самобытности. Эстетическая ориентация художника на всеобъемлющую характеристику явления устоявшегося, во всём определившегося, обрела здесь наиболее соответствующий её жизненный материал. Медленный и неизменный ритм жизни в доме Пшеницыной не случайно уподоблен ритму «325/2». Это ключевой образ к осмыслению последнего этапа жизни героя – он испил свою чашу бурной жизни и теперь «изменчивость» его состояния сопоставляется с почти неподвижными явлениями: «326». Обаяние гончаровской прозы очень трудно «расшифровать». По словам критика, «большой художественный талант Гончарова – это своего рода Венера Милосская: его красота чувствуется. Его сила не подлежит сомнению, но анализу и определению он поддаётся с большим трудом. Это талант по преимуществу изобразительный, пластический, живописующий и объективный». (М. Протопопов, Гончаров. – «Русская мысль», 1891, кн. 11, стр. 108.) Способность писателя «охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его» (Н. А. Добролюбов, т. 4, стр. 310) проявляется именно в картинах дома Пшеницыной. Гончаров – жанрист с фламандской щедростью рисует «404» (9 гл., 4 часть). Бесконечное нагнетание предметов, их примет взывает к своеобразной патетике. Но глубоко чуждый ей в лучших своих картинах, Гончаров «снимает» патетику юмором: «405». Эффект комизма, не саркастического, а мягкого, добродушного, создаётся у Гончарова тем, что высокие сравнения, широкие определения накладываются на явления и предметы иного масштаба: великое, неожиданно сталкиваясь с малым, обнажает и прелесть, и уязвимую «мелкость» его: «405/2», «327». Особый характер комизма предопределён отношением Гончарова к героям – трезвым прежде всего, но при этом грустно-снисходительным. Так, гончаров видит все слабости своего Ильи Ильича, но не собирается обличать их - это человеческие слабости, такие понятные и простительные. Вот Обломов, только что поселившийся на выборгской стороне, полный любви к Ольге, мечтает о будущем счастье. «278/1» (гл. 4, ч. 3). Язык Гончарова, - писал Белинский, – «чистый, правильный, лёгкий, свободный, льющийся». «Рассказ Гончарова в этом отношении не печатная книга, а живая импровизация». (В. Г. Белинский, т. 10, стр. 344.) Гончаровская интонация особая: разговорная, естественная, которая пусть чуть «обытовляет» рассказ, но зато предельно «очеловечивает» его. Если отношения Обломова и Пшеницыной блестяще показаны, то роман Ольги и Штольца в основном рассказан. Он оставляет впечатление бесплотности, надуманности. Мастер пластических характеристик, изящный психолог, Гончаров здесь выступает в чуждой ему роли умелого беллетриста, свободно сочетающего книжный романтический пафос с очевидной дидактичностью. Воссоздавая чувства влюблённого Штольца, Гончаров подчас прибегает к тому самому романтическому лексикону, который он удачно пародировал в «Сне Обломова»: «351». Гончаров, так тепло, заинтересованно передавший все перипетии первого романа Ольги, во втором грешит риторикой (напыщенная, красивая, бессодержательная речь), призванной компенсировать холодноватую повествовательность манеры. Белинский: писатель «умом … верно понял положение своих героев, но передал его только как умный человек, хорошо понявший дело, но не как поэт». Очевидное намерение писателя – представить роман Ольги и Штольца как настоящую любовь, а их супружество как полноценное счастье, не смогло художественно реализоваться. Когда эта горькая истина открылась художнику, его взгляд вновь обратился к Обломову (эпилог романа). Роман Ольги со Штольцем уже был «предсказан» её прощанием с Обломовым, которое Писарев комментировал так: «Ольга в крайней молодости берёт себе на плечи огромную задачу; она хочет быть нравственною опорою слабого, но честного и умного мужчины; потом она убеждается в том, что эта работа ей не по силам, и находит гораздо более удобным самой опереться на крепкого и здорового мужчину». Штольц стал для Ольги тем, чем она не смогла. Да и не захотела стать для Обломова – «353» (гл. 4, ч. 4). Ольга же, приняв с самого начала романа со Штольцем его «353/2», сразу потускнела: «357» (т. 4, гл. 4). Совершается моральная капитуляция незаурядного человека: Ольга вступает на проторённый путь всех женщин своего круга, обобщённый портрет которых – её подруга Сонечка. Новая Ольга осуждает прежнюю, ей становится стыдно своей первой «особенной» любви. Опыт этой любви теперь представляется героине абсолютно несостоятельным: «…356» . Теперь Ольге кажутся наивными надежды «разбудить» Обломова – на помощь приходит философия «здравого смысла»: «обстоятельства выше нас». Объяснение Ольги со Штольцем подчёркнуто контрастно её же объяснением с Обломовым – «364/5» (гл. 4, ч. 4). Ольга молит о пощаде, «359/2». Естественно, что не раз в объяснении Ольги и Штольца всплывает имя Обломова. И эти 2 человека, самые близкие герою, предают его, убеждая друг друга в том, что Илья Ильич не способен вызвать к себе подобное чувство. Поверить в это – и для Ольги, и для Штольца – означает с лёгким сердцем пойти навстречу своему счастью. (359-630) Сначала Штольц подвергает сомнению любовь Ольги к Обломову: «360/1». Она пытается защитить своё прошлое: «360/2» . Но Штольц легко переубеждает Ольгу, потому что она сама хочет этого. Ольга соглашается со всей неправдой, которую изрекает самоуверенный Штольц, спокойно «анатомирующий» любовь своего друга и Ольги: «362/1,2». В словах Штольца есть доля истины, но тем очевиднее они – большая неправда, Штольц судит о чужой любви. Исходя из своей индивидуальности: рационалистичный, он забывает о сердце, способном порою увлечь женщину сильнее. Чем интеллект и воля. Штольц, не раз славословивший «золотое сердце» Обломова, как выясняется, не уважает «это богатство», не принимает его всерьёз. Ольга же, готовая во всём согласиться со Штольцем, невольно выдаёт своё подавляемое, но не совсем ещё подавленное влечение именно к «сердцу». «360/3»,- взывает она к Штольцу. «363/1»,- заявляет Штольц. Опять, казалось бы, он прав, но опять в его словах большая неправда. «Содержание» в любви оплодотворяется сердцем. Если содержание может быть привнесено в любовь, то сердце – её основа. В свои отношения с Ольгой Штольц, как видно из авторского описания семейной жизни Штольца, непрерывно будет вносить содержание. Но нехватка «сердца» в их союзе сведёт на нет все усилия героя. Коллизия: чувство разум – вообще одна из центральных в творчестве Гончарова. «Апофеоза расчёта, скептическое отношение к чувству – вот альфа и омега обоих романов г. Гончарова»,- заключал Д. Писарев анализ «Обломова». На этом сходились многие критики Гончарова: действительно, старший Адуев торжествует над младшим, Штольц над Обломовым. Критики, полагавшие, что Штольц – воплощение авторского человеческого идеала, восприняли, подобно Писареву, роман «Обломов» как «апофеозу расчёта». Другие критики увидели идеал в «простой душе» Обломова, объявили штольцевское начало разрушительным, обесчеловеченным, враждебным той патриархальной жизни, которая и есть подлинная жизнь (А. Дружинин, Ап. Григорьев и их последователи). Но человеческий идеал Гончарова не воплощён ни в том, ни в другом герое. Гончаров подчёркивает жизнеспособность Штольца, но он видит, по справедливому замечанию критика наших дней, что Штольц «заплатил за эту свою жизнеспособность… ценой потери человечности. То есть всего того, что в избытке было у нежизнеспособного Обломова.» Гончаров ратует за полноту духовного мира человека, мира целостного при своём многообразии его проявлений: «…ум только тогда – истинный и высокий ум, когда они и ум и сердце вместе!» - записывает Гончаров. Если в первых частях романа как отрицание обломовской лени утверждается рациональная энергичность Штольца, то в последних – всё настойчивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, «сердца» как человеческого богатства. Штольц в своём деятельном стремлении к счастью попрал верность дружбе, Ольга – память любви; их сохранил бездеятельный Обломов. Реакция Обломова на сообщение о счастье Ольги – укор Штольцу, горячо убеждавшему Ольгу, что она не любила, не могла любить Обломова. «373/4» . Но теперь его дифирамбы сердцу Обломова не воспринимаются всерьёз. Обломов на Выборгской стороне. Нравственное чувство Ильи Ильича необычайно болезненно реагирует на оскорбление его близких. Одно из немногих решительных действий излишне терпимого героя – изгнание Тарантьева. В этой сцене Обломов предстаёт в необычном для него состоянии. В комнате раздалась громкая оплеуха… «384 -5 (7 гл., ч. 4) Равнодушно перенося в течение многих лет хамство Тарантьева по отношению к себе, Обломов не может простить ему оскорбления Ольги. В доме на Выборгской стороне Обломов как будто вернулся в то состояние, в котором застал его читатель на Гороховой улице. Вся разница лишь в степени «обихоженности» Ильи Ильича – теперь «он сияет, он блещет» под неусыпными заботами хозяйки. Но читатель приобрёл опыт: за внешней неподвижностью героя наверняка по - прежнему живёт глубокая «тоска сердца, бесконечно нежного, способного любить и верить и разбитого противоречиями действительности» (Ап. Григорьев). Очередной приезд Штольца, беседа друзей и… предположение оправдывается, Обломова ещё сильнее, чем когда-либо, мучает стыд бесплодного существования – смерть не пугает его «413 – 6».Действительно, «апатия Обломова не похожа на тот тяжёлый сон, в который были погружены умственные способности его родителей; эта апатия парализует действия, но не деревенит его чувства, не отнимает у него способности думать и мечтать; человеческие чувства, вложенные природой в его душу, не очерствели: они как будто заплыли жиром, но сохранились». (Д. И. Писарев) Яма? 415. Если отношения Обломова к другу – укор Штольцу, то заботы об Обломове, ограбленном «братцем» и Тарантьевым, добровольно взятые на себя Агафьей Матвеевной, - та «жертва любви», на которую не решилась умная и гордая Ольга. «370» (5 гл., 4 ч.) Штольц внимательно наблюдал хозяйку, простосердечно рассказывающую о заложенном серебре, жемчуге и мехах – «379». «Человеческая стоимость», по Гончарову, определяется чистотой, преданностью, бескорыстием. И поэтому Гончаров спорит со Штольцем, для которого дом на Выборгской стороне только «яма». Гончаров же в доме Пшеницыной увидел и другое – человеческую душу, тёплую, преданную, страдающую. Обломов одарён способностью видеть в каждом прежде всего человека. Когда Штольц назвал болваном приятеля – старого экзекутора, - Обломов не сдержался и упрекнул его: «Как ты иногда резко отзываешься о людях, Андрей, так бог тебя знает. А вед это хороший человек, только что не в голландских рубашках ходит». Несчастье Обломова предопределено не только социальной средой, которой он не мог противостоять, оно заключено и в «гибельном избытке сердца»; мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю. Боясь причинить действием зло другим, он вообще готов не действовать. История семьи Штольцев. Но и «достаток сердца» может стать «гибельным», хотя именно он способствует часто созданию личного благополучия, обретению внутреннего покоя среди мировой неустроенности, рядом с несчастьем близких. Эту мысль несёт в себе история семьи Штольцев. «365» (гл. 4, ч. 4),- заявил Штольц Ольге. И он построил их жизнь сам по своему разумению и воле. «392» (гл. 8, ч. 4) Поселился не в Петербурге и не в деревне, но в Крыму, в собственном доме на морском берегу. Выбор этого места далеко не случаен: удалённый в равной мере и от сурового Севера и от тропического Юга Крым – своего рода «норма» в природе. Существенна и такая деталь: с галереи дома Штольца «видно было море, с другой стороны – дорога в город». Жилище Ш. и Ольги с его «океаном книг и нот», присутствием везде «недремлющей мысли» и изящными вещами, среди которых нашла своё место «и изящная конторка, какая была у отца Андрея», как бы соединяет природу с лучшими достижениями цивилизации. Быт Штольцев лишён крайностей деревенской неподвижности и суетного городского делячества. Автор романа утверждает, что герои счастливы. Жизнь, которую организовал Штольц для жены, скоро обнаружила свою уязвимость. Ольга почувствовала неудовлетворённость и своей несамостоятельной ролью, и тем содержанием, которым Штольц наполнил её жизнь, и личными качествами мужа. Её тоска стимулирована содержанием жизни, которое он ей предложил. Счастье Ш. и Ольги не убеждает. И не столько потому, что романист скорее рассказывает о нём, чем показывает его. Сама надежда Гончарова создать образ гармонического человека и такой же любви на материале современной действительности была утопией. Д. з. 1) Чтение эпилога. Индивидуальные: 1. Эпилог. Ольга в семейной жизни: - Что начинает её смущать? – От чего её страхи? – Как объясняет их? – Что говорит Штольц о природе человеческой тоски? – Где Штольц проговаривается о том, что между ним и Ольгой возникает нравственный барьер? – Посчитал ли Штольц эту тоску серьёзным недугом? 2. 9 главка 4 части. Домик Пшеницыной, её быт; 3. 11 гл., 4 ч. Судьба Захара после смерти Обломова. 4. Эпилог. Обломов в судьбах любивших его людей (Штольц о нём, рассказ о вдовьем горе Пшеницыной) 8 гл., ч. 4; Урок 8 - 9. |