Главная страница

конспект по гончарову. Уроки по Гончарову 10 кл. Иван Александрович Гончаров Основные этапы жизни и творчества. Цель урока


Скачать 231.95 Kb.
НазваниеИван Александрович Гончаров Основные этапы жизни и творчества. Цель урока
Анкорконспект по гончарову
Дата02.12.2019
Размер231.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУроки по Гончарову 10 кл.docx
ТипУрок
#98087
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7
Тема: Анализ 2-3 части романа. Штольц. «Собственно роман». Пробуждение. «Восхождение героя». Обломов и Ольга Ильинская.
Цели уроков: беседа, сопровождаемая комментированным чтением отдельных сцен.
Ход урока.


  1. Вступительное слово. По замыслу Гончарова. Только со 2 части начинается собственно роман. (Из письма Гончарова к Л. Н. Толстому: «Не читайте 1 часть «Обломова», а если удосужитесь, то почитайте 2 и 3».)

Когда на французском языке была переведении лишь 1 часть «Обломова» и в таком самостоятельном виде напечатана, негодованию Гончарова не было предела: «…в этой 1 части заключается только введение, пролог к роману, комические сцены Обломова и Захара – и только, а романа нет! Ни Ольги, ни Штольца, ни дальнейшего развития характера Обломова. Остальные 3 части не переведены, а эта 1-я часть выдана за отдельное сочинение! Какое нахальство».

Со 2 части повествование теряет статичность. Появляется Ольга. Грядет любовная драма, в драматическом действии развёртывается подлинный характер главного героя.

2. 1– 2 главы 2 части.

Правда, открывается 2 часть портретом Штольца, но в том-то и особенность «Обломова» как монографического романа, центростремительного по своей конструкции, что этот портрет даётся не самостоятельно, а в постоянном сопоставлении с Обломовым. История Штольца больше рассказана, чем представлена в картинах (а образ Обломова уже сформировался в воображении читателя), характеристика Штольца «работает» не столько на него самого, сколько на его друга.
3. 1-е сообщение. Портрет, история Штольца (2гл., ч.2)
4. Дополнение учителя. Штольц рос и воспитывался по соседству с Обломовкой, но формирующие его характер условия были совершенно разными. Отец героя – немец, управляющий в дворянском поместье, привил сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы. Мать – русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душойпередала Андрею свою духовность. В отличие от Обломова, Штольц – воплощённая энергия: с. 147 (2 глава).

Если Обломов - весь в стихии эмоциональнойШтольц предельно рационалистичен: «148/2, 2».

Вот такими категорическими формулировками «рассказан» Штольц. Ощущается некоторая «сделанность». А помните, как говорил Гончаров об истоках характера Штольца. Что-то уж слишком они математически выверены: «144», 1-я глава.

(Филистер – человек с узким обывательским кругозором; бурш – студент, принадлежащий к одной из студенческих корпораций.)

Возникает мысль: не искусственно ли сконструирован в качестве антипода герою романа этот Штольц «150/3» (гл. 2):

- отрицанием обломовской мечтательности, робости перед жизнью «148/1»,

- аморфности характера «150/1»,

- его мучительной рефлексии «150/2».

От такого нагнетения качеств «положительных» подрывается доверие читателя не только к достоверности, но и к самой «положительности» этих качеств. Пуританский (словарь: отмечающийся строгой, показной нравственностью) фанатизм, расчётливость Штольца заставляют с симпатией вспоминать… слабого, ленивого, но противоречивого и страдающего Обломова. Таков неожиданный эффект апофеоза Штольцу.

5. Есть такой литературный приём –антитезахудожественное противопоставление. Роман «Обломов» весь строится на антитезах:

Прошлое – настоящее,

Обломовка – Петербург,

Обломов – Штольц.

Этот список можно продолжить. Гончаров всячески подчёркивает противоположность Обломова и Штольца:

  • Обломов русский, Штольц – наполовину немец и, главное, немец по воспитанию.

  • Обломов – барин. Штольц – сын управляющего.

  • Обломов – бездельник. Штольц – предприниматель. (Автор довольно небрежно характеризует занятия своего героя: «147/1». Рассказывать об этом Гончарову неинтересно: сам он не смыслил в коммерческих делах.)



6. В оценке Штольца, как ни странно, сошлись даже Добролюбов и Дружинин. Им обоим образ показался малоудачным, сухим и невыразительным. Правда, объяснили они это по-разному.

  • Добролюбов отметил, что в современной русской жизни пока слишком мало энергичных, деятельных людей, и потому писателю не удалось ярко показать такой тип.

  • Дружинин же считал Штольца прежде всего художественной неудачей Гончарова: «…это … персонаж, обрисованный с излишнею кропотливостью, которая всё-таки не даёт нам должной полноты впечатления».

Задумаемся: что значит «должной полноты»? Может быть, Андрей Иванович и не очень запоминается как личность (по крайней мере, он кажется тусклым на фоне Обломова), зато он в полной мере воплощает в себе идеалы, принципы, стиль новой жизни. Во 2-й половине 19 столетия Россия запоздало вступала в новый век. Большие города, промышленность, торговля – всё это вытесняло былой покой помещичьих гнёзд. На смену мечтателям приходили деловые люди. Таким деловым был и Штольц. И действительно неважно, чем именно и с кем конкретно он торговал.

Эта тема делает роман «Обломов» удивительно современным. Разве мы сегодня наблюдаем не те же процессы? Разве не торжествуют энергичные, предприимчивые… и безжалостные?

Да, Штольц безжалостен. Он вроде бы и любит Обломова и желает ему добра. Но всё равно рассказывает Ольге о том, что застал друга в разных чулках – хотя и знает, как боится Илья Ильич огласки этой позорной истории.

Организуя знакомство Ольги с Обломовым, Штольц как будто устраивает очередную торговую сделку. Всё рассчитано. Всё разумно. Но всё срывается.

7. – Заканчиваются главы о Штольце горячим «комплиментом» … Обломову, «в основании натуры которого «151» (гл. 2).

Так открыто заявлена одна из ведущих тем всего будущего повествования – тема «чистого, светлого и доброго начала» натуры Обломова. В 1-й части она робко прозвучала в 6 – 8 главках, когда открылось различие между Обломовым и «пошлыми людьми», достойными лишь гоголевского осмеяния. Теперь же первое упоминание об Обломове сопровождается целым «этюдом» о его простом и нехитром сердце, который уподобляется начальному аккорду совсем нового по тональности повествования.


  1. Глава 3.

Вот развивается сцена, начатая в 1-й части, - приезд Штольца: та же комната, тот же диван, Обломов на нём, рядом Захар. Но изменились сами авторские ремарки, которыми сопровождается разговор героя с приехавшим другом. Наедине со Штольцем, единственно близком ему человеком, Обломов становится таким, каким он был в тайной исповеди перед самим собой «в одну из ясных, сознательных минут в его жизни» (гл. 8, ч. 1, с. 94). Он отвечает на вопросы Штольца о своей жизни с. 151, 154 (гл. 3). В Илье Ильиче нет ни грани самодовольства «пошлого человека», грустно-скептически относится он к самому себе. Он отвечает на вопросы Штольца «печально», «с едва заметной горечью», «со вздохом».


  1. Глава 4, часть 2. Но 1-й разговор со Штольцем лишь подготовка ко 2-му, чрезвычайно важному и предельно ёмкому, где по-настоящему раскроется новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая мотивировка его безделия.



«с. 157/3», - заявляет Обломов Штольцу после целой недели, проведённой под его руководством в обществе, в хлопотах о делах. И в ответ на малоубедительные оправдания Штольца обрушивает на него свои страстные филиппики(словарь: грозные, обвинительные речи. Афинский оратор Демосфен разоблачал в своих гневных речах врага афинской демократии Филиппа Македонского): ситуация почти невозможная – ведь перед нами самоуверенный Штольц и робкий ленивец Обломов. Но тем большего она заслуживает внимания: Обломов нападает, а Штольцу нечем парировать.

«157/2». Вся та деятельность, которую в качестве образца представлял Штольц Обломову, кажется герою бессмысленной, пустоутробной: «159/1».

Так бездеятельность Обломова получает новое объяснение: он не только не может, но и не хочет включаться в этот круговорот пустоты, где за внешней энергичностью скрывается тот же всепоглощающий сон.

Вступив в круг «деятельных людей», - считает Обломов, - неминуемо потеряешь себя. «157/1» - взывает он к Штольцу.

Вспоминаются подобные реплики в эпизодах «парада гостей». «33/1» (ч 1, гл. 2) – недоумевает Обломов, выслушав рассказ франта Волкова о его «бешеной» светской жизни.

Судьбинский сообщает Обломову в качестве главной новости такое служебное нововведение: «34» (1 часть, гл. 2). «36/2» - думает Обломов, провожая глазами довольного собой карьериста… Серьёзность этих реплик «снималась» в 1 части ироническими авторскими оценками самого героя. Теперь же, в сцене со Штольцем, авторский тон по отношению к Обломову абсолютно серьёзен.

А Штольц молчит. Почему? (А за молчанием Штольца угадывается даже авторское благословение «филиппик» героя.)

А ведь обеспокоен измельчанием человека такой герой, который обладает светлой душой, - личность, пусть и растерявшая многое из своего природного богатства.

Илья Ильич был хорошо знаком с надеждами, так и со «всеобщими человеческими скорбями» и разуверениями. Юный Обломов вместе со Штольцем мечтал увидеть картины Рафаэля, Тициана, Корреджо, росписи Микеланджело, статую Аполлона Бельведерского, зачитывался произведениями Руссо, Шиллера, Гёте, Байрона. (164) Каждое из этих имён и все они вместе весьма точно указывают на духовные возможности и идеалы героя «Обломова».

  • Ведь Рафаэль – это прежде всего «Сикстинская мадонна», в которой современники Гончарова видели воплощение и символ вечной женственности;

  • Шиллер был олицетворением идеализма и идеалистов;

  • автор «Фауста» впервые выразил в этой философско-поэтической драме человеческую жажду абсолюта и сознание его возможности, а Руссо идеализировал «естественную» жизнь среди природы и вдали от бездушной цивилизации.



В своём полусонном петербургском существовании герой не мог, по его словам, «равнодушно вспомнить Casta diva», т. е. ту самую женскую арию из «Нормы» В. Беллини (163), которую он затем услышит в проникновенном исполнении Ольги Ильинской. Показательно, что своим толкованием арии ещё до знакомства с Ольгой предугадал драму их любви. «Какая грусть, - говорит он,- заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит её…»
- А почему богатство растеряно? «166/1», - с горечью спрашивает себя Обломов. Взгляд, брошенный на себя, не снимает вопроса: «166/2». И тогда герой начинает всматриваться в мир вне себя. «166/3».

И горьким итогом звучат заключительные фразы этого монолога: «166/4, 5».

Если сопоставить признания Обломова в разговоре со Штольцем с его же монологами в начале романа, то создаётся впечатление, что их произносят 2 разных человека. «89» - последний абзац – доказывает барин, крепостник, самодовольный бездельник, подобный Манилову, Ноздрёву.

10. Монолог «166/3» сразу заставляет вспомнить горестные размышления Печорина с. 531 («Княжна Мери» от 3. 06). Апатия Печорина была иного происхождения, чем лень Манилова… Так намечается 2-я, печоринская ипостась (сущность – из др. гр. философии) Обломова: он не только выражение среды, но и её жертва. Между средой и героем обнаруживается расхождение, угадывается антагонизм.

Между написанием 1-й и последней частей 10 лет. Изменился и писатель, и сама жизнь за это время. Романы 50-х внимательны к многогранному миру человеческой души, её противоречивым и драматическим порывам. Романы объясняют жизнь, анализируют её. А в 40-е г.г. – улавливание только уродливых и смешных сторон частных типов. («Мёртвые души»).

Гончаров 10 переломных лет писал один роман, и изменение эстетических позиций этого художника запечатлелось внутри одного произведения.


  1. Ольга Ильинская.



Предыстория романа завершилась появлением героини – Ольги Ильинской. Спор, каков настоящий Обломов: «гоголевский персонаж» первой части или «лишний человек» второй – решился самим развитием любовного сюжета. «Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине»

«Объяснить» Обломова призвана Ольга. По натуре деятельная, энергичная, Ольга – исключение в своей среде, личность самобытная. Глубокая, принадлежит к тому же типу русских женщин, что и Татьяна Ларина.

В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается сходство её с пушкинской Татьяной (гл. 5 с. 171) Как и Татьяна, Ольга не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая своей необычностью завсегдатаев балов.

В облике Ольги подчёркнут редкий артистизм (173) и печать мысли на лице. (173/2). «Поэтическое одушевление» «Обломову» придавал одухотворённый образ Ольги И., отразивший представления писателя о высоком назначении женщины в деле нравственного и эстетического совершенствования человека.
Д. з. 6 -10 гл., 2 часть

Урок 5.
Объяснение в любви в романе. (6 глава, часть 2)
Цель урока: раскрыть особенности характера как заглавного героя, так и его возлюбленной, понимание любви писателем: осмыслить художественные особенности, символику романа.
Вступительное слово. Известно, что Гончаров большое значение придавал чувству любви. Устами Штольца в романе «Обломов» он говорил о том, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель в жизни, в любви он черпает энергию.
I. Почему Штольц пробудил интерес Ольги к Обломову? 185 (гл. 6)
Штольц, уезжая, поручил Ольге Обломова и просил не давать ему лежать целые дни напролёт. Наказ Штольца Ольга обещалась выполнить и уже предвкушала свою победу над ленью Обломова. Она видела, как рядом с ней он переменился: апатия, неподвижность сменились оживлением и активностью, он весел и полон жизни.

Но настоящий источник сближения заключён в них самих: естественность, несветскость и одиночество среди светских людей было присуще обоим.


  1. Что предшествовало объяснению в любви Ольги и Ильи Ильича в романе. (И Обломов, и Ольга, несомненно, любимые герои Гончарова. Оба нарисованы автором с большой симпатией. Но если Обломов ленив, и постоянно вызывает авторскую улыбку в отношении к нему, то Ольга – натура активная, деятельная.)




  1. Гончаров показывает Обломова способным на глубочайшие переживания поэтических моментов бытия. Душа героя с детства была подвластна воздействию поэзии: его целиком захватывали сказки няни, он воспринимал их как реальность. В юности «поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него наступал счастливый, никому не изменяющий, все улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желание блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слёз. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности». (Стр. 66/1, ч. 1, гл. 6.)




  1. Почему постоянным «аккомпанементом», пеньем Ольги, сопровождается роман Ольги и Обломова? (И хотя пора юности давно позади, в душе Обломов по-прежнему – юноша, «поэтом» называет его Штольц. Во время пения Ольги герой «176» (Ч. 2, гл. 5). Но автор знает о том, что всё это – лишь мгновенный порыв, а потому заканчивает фразу иронически: «177/1».)

Ольга поёт, и «177/2». Под влиянием музыки, пения в сердце Обломова пробуждается духовное, глубокое чувство любви. Герой любуется Ольгой, ищет в ней прекрасную душу: «178/1 – 179».

Ответное чувство Ольги тоже духовно и поэтично: 179/3180

---------------------------------------------------------------------------------------------------

II. Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными думами и чувствами. Устанавливается понятное только им двоим душевное общение: «179/2», «179/3». Любовь Ольги и Обломоваогонь, который горит в их душах, сближает их: «181/2». Активная, деятельная Ольга и лежебока Обломов не уступают друг другу в тонкости душевной организации.

Перед нами роман бурный и предельно духовный. Обломова не покидает и восхищение её артистической красотой, природа представлена в своей летней прелести. Вместо «обытовления» человека, столь характерного для 1 части романа, совершается «одухотворение» быта; раньше герой раскрывался описанием вещественных деталей – обстановка комнаты, халат. Теперь автор стремится уловить переливы его чувств во всей их напряжённости и изменчивости.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
III. Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви: «181/3 – 182».

Глубоко родственной музыке оказывается у Гончарова сфера заветных человеческих «мечтаний, желаний и молитв». Само любовное чувство, в его спадах и подъёмах, лейтмотивах, унисонах и контрапунктах, развивается в «Обломове» по законам крупного музыкально-инструментального сочинения. Отношения главных героев в романе не столько изображаются, сколько разыгрываются «музыкой нерв». Само признание Ильи Ильича «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь!» (181/1), ставшее завязкой «Обломова», спровоцировано пением Ольги и произнесено прерывисто и «тихо», то есть не словами, а как бы самой душой героя.

------------------------------------------------------------------------------------------------

IV. Меняется стиль романа. 1 часть – «вещный», теперь обретает словесную «зыбкость», в которой запечатлеваются неожиданные, текучие нюансы чувства. Гончаров – психолог тонко передаёт необычное, «взвинченное» состояние своих героев. 181.

«У меня нет самолюбия, я стыжусь сердца», – признаётся Обломов. «180/1»,- поддерживает его Ольга. Она начинает осознавать редкость достоинств своего избранника и готова защитить их от него самого.

Обломову чуждо малейшее самодовольство. «194/1,2» - в этих рассуждениях нет ни грани рисовки.

------------------------------------------------------------------------------------------------

VI. Но естественность влечения героев друг к другу только сильнее оттеняет активность одной натуры и пассивность другой. Герои по-разному понимают любовь.

Обломоввесь чувство. В каждом шаге и поступке он искренен. Во всём светит его «нестыдливое сердце».

Ольга же самолюбива, в ней рядом с чувством живёт разум. В начале романа эта разность только способствует их сближению. Ольга посчитала уроком, назначенным свыше,- цель возродить Обломова. «184/1» - самолюбие – двигатель поведения героини. Она была удовлетворена тем, что «184/2». Даже в минуты увлечения она не забывает о своей высокой миссии: «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольёт над стоячим озером и отразится в нём» (206).

------------------------------------------------------------------------------------------------

V. Однако после нечаянного признания Обломова (181/1) оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно же, надеется, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что она должна запастись строгостью и соблюсти все приличия.

Обломов боится встречи с Ольгой, понимая, что ему необходимо будет совершить решительный поступок: либо подтвердить своё признание, либо взять назад неосторожное слово, - но он не готов ни к тому, ни к другому. Отправившись в парк и зная, что встретится там с Ольгой, он не принял никакого решения.

Гончаров – великий мастер – психолог – самое начало сцены объяснения героев в конце 6 главы строит так, чтобы подчеркнуть постоянную параллель в их душевном состоянии и тем самым доказать чуткому читателю равенство героев в любви, родство их душ: «186/1».

В сцене объяснения автор наглядно демонстрирует то, что Обломов живёт сердцем, в отличие от Ольги, живущей разумом.

А потому и речь героя полна восторженных или огорчённых восклицаний, утвердительных реплик, наполненных чувством, раздумьем: «186/2, 187/2». В репликах и небольших по объёму внутренних монологах Обломова часты многоточия, скрывающие переполняющие его душу чувства, но в то же время и нерешительность, неопределённость, новизну и неясность для него самого переживаемых ощущений. Перед Ольгой он не уверен в себе, не знает, что ожидать от неё в следующую минуту: ласкового взгляда, от которого сердце радостно бьётся, или колкости, невольно рождающей восклицание «про себя»: «О, злая!» (187/4)

При описании Ольги Гончаров использует в основном метод внешней характеристики, краткую ремарку, фиксирующую и характеризующую её жест, взгляд, интонацию, речь. Ольга – вся движение и действие. Те реплики, которые она произносит «про себя», кратки, полны энергии, как и реплики, обращённые к Обломову. Она либо спрашивает его о чём-то, либо побуждает к действию: «186/3, 4, 5; 187/3». В речи героини проявляется стремительность её натуры, внутренний огонь пятнами горит на её щеках. Ольге приходится намеренно сдерживать движения души.
Гончаров строит сцену объяснения подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку. Завязкой её являются слова Обломова о том, что его признание в любви было нечаянным, «только от музыки».

Ольгу это извинение глубоко огорчает (187/2), она выпрямляется и роняет цветы, глаза тускнеют (188/1), на щеках пропадают два розовых пятна, она «188/2», «188/3». Она стремительно направилась к дому. Обломов пытается удержать Ольгу, он удивлён тем, какое действие на неё имели его слова. Теперь для него важнее не извинение за нечаянное признание. а прощение за то, что огорчил своим извинением, тем более, что в нём была неправда. Удерживая Ольгу, он искренен и не стыдится открыть своё сердце: «188/4».
Почувствовав за этими словами героя его любящую душу, Ольга начинает настойчиво добиваться от него нового признания. Она «добывает» его своими неотступными вопросами: «189/1, 2, 3, 4, 5». Она нетерпеливо ждёт, медленно, «будто с трудом» всходя по ступеням лестницы. И Обломов вновь говорит ей о любви. На энергичное требование Ольги герой отвечает неопределённо, медлительно: «189/6» (2 раза). Эти его слова являются кульминацией сцены.

Развязка еёпризыв героини: «189/7». В этой последней фразе Ольги можно услышать предупреждение герою «вперёд» быть более осторожным в своих речах. И всё же, думается, что слова эти символичны, в них звучит призыв Обломову, выражена жизненная философия героини, её постоянное стремительное движение вперёд, за которым с трудом будет успевать даже Штольц.

Символику слов подтверждают жесты героев: она «189/8». Судьба их любви зависит от того, сможет ли Обломов следовать призыву Ольги: «Вперёд!»

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Детали.

Символическим лейтмотивом романа становится цветущая ветка сирени. Ольга, ожидавшая признания Обломова и раздражённая его нерешительностью, с досадой бросила ветку сирени на землю. 189 Брошенная ветка вдруг приоткрыла Обломову тайну влюблённой женской души. Он поднимает сирень и бережно уносит домой, окрылённый счастливыми надеждами.

Ветка сирени, протянутая Ольгой Илье Ильичу, при новой встрече (208), заменяет слова признания.

Ветка сирени возникает из-под иглы Ольги на вышивке. (207).

Когда же Ольга получила от Обломова письмо, в котором тот сомневался в глубине её чувства, в её сознании это ассоциируется с отцветшей сиренью: «Сирени… отошли, пропали!» (230)

В конце романа Штольц, ставший мужем Ольги, жалея Обломова, приглашает его в гости, надеясь, что в нём ещё проснутся душевные силы: «Вспомнишь парк, сирень и будешь пошевеливаться».

На востоке, откуда, как мы знаем, и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюблённый вручает её там обыкновенно своей возлюбленной лишь тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда» (Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. –М., 1995. С. 292 – 295.)

Это восприятие сирени передалось и западноевропейской культуре. В Англии, например, жениху, с которым девушка по какой-либо причине не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени.

В романе «Обломов» для Ольги Ильинской сирень олицетворяла «цвет жизни», весну души, пробуждение первых любовных чувств. Но, независимо от намерений самой девушки, ветка сирени, протянутая Ольгой Обломову, в точности исполнила своё роковое предназначение. Они были обречены на разлуку.

Однажды, когда Ольга и Обломов гуляли по парку, между ними произошёл следующий разговор: «187/1».

Вряд ли простодушный Обломов догадывался, какое значение его ответ мог иметь для того, кто был знаком с «языком цветов». А лукавая Ольга, возможно, не вполне невинно задала свой вопрос. Резеда являлась общеизвестным символом сердечной привязанности, роза – любви. Отношение Обломова к этим цветам помимо его воли выдало его неспособность к сильным и глубоким чувствам.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

В сцене объяснения, как и вообще в отношениях с Обломовым, Ольга активна, она берёт на себя роль мужчины. Любовный сюжет в романе имеет мифологический подтекст: Ольга думала об Обломове как о какой-то Галатее, «с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом». 209/2, 9 глава, ч. 2.
Увлечение Обломовым – сильнейший импульс для духовного развития Ольги. «202» - и от диалога к диалогу, от одной любовной сцены к другой незаурядные задатки натуры Ольги действительно приобретают всю полноту зрелости.

А Обломов? Без всякого сопротивления, с радостью подчиняется воле Ольги.

А Ольгу пока полностью удовлетворяет роль «путеводной звезды»; её оценка Обломова предельно трезва: «206». В этой оценке есть даже доля неправоты применительно к началу их романа. Чтобы круто изменить свою жизнь, Обломову потребовалась собственная воля. И он приобрёл её. Правда, на время. Воля пришла к нему вместе с обретённой целью жизни.

«208». Герой хватается за любовь как за смысл существования. Когда он услышал слова надежды, произнесённые Ольгой, в его глазах сверкнули «желание и воля». (202/1) Вся его жизнь сосредоточилась на Ольге, он мысленно вёл с ней нескончаемый разговор и днём, и ночью, «беззаботность отлетела от него с той минуты, как в первый раз она пела ему».

На какой-то период её удалось «вдохнуть душу» в Обломова: она увлекает его любящим взглядом, улыбкой, шёпотом, «говорила и пела для него, чтобы он не сидел повеся нос, опустя веки, чтоб всё говорило и пело беспрестанно в нём самом».

Любовь Обломова с самого начала несла в себе два противоречия, предопределившие и её силу, и её ущербность.


  1. Эта любовь мечтателя-романтика, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторженна, идеальна… Чуть книжная её природа не раз приоткрывается в романе. Например, когда герой делает предложение Ольге. Обломов мечтал о «стыдливом согласии, о слезах» и был разочарован спокойствием избранницы.

Ольга любима им как мечта. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом. Ольга своей волей приобщает Обломова к действию, создавая неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения.


  1. Другое противоречие порождено тем, что подобная любовь «оккупировала» сердце не юного Ленского, а 30-летнего Обломова, «душой целомудренного юноши, а в привычках старика» (Ин. Анненский - 541). Обломова гнетёт опыт жизни, сознание собственного ничтожества, он сомневается в своём праве любить, быстро устаёт от любовных перипетий. Поэтому восторг легко сменяется у него разочарованием. Ему необходимы постоянные «инъекции» уверенности в чувстве Ольги. «217».

С какой целью было написано письмо Обломова? (10 гл., 221 стр.) (видео - 8 мин.) С неосознанной целью 1) «испытать любовь». Умная Ольга это поняла.

Но значение письма оказывается куда серьёзнее. Оно – 2) апофеоз светлой, чистой души героя, его нежности, чистой совести. Отсутствие всякого эгоизма, боязнь за счастье любимой, прочтённые Ольгой в письме, поразили её. Наивность, инфантилизм спасают героя от пошлости, цинизма.

Музыкально-прихотливое развитие любви хорошо передано Гончаровым в послании Обломова к Ольге, о котором замечено, что оно писалось «быстро, с жаром, с лихорадочной поспешностью» и «одушевлением».с. 221

------------------------------------------------------------------------------------ Итог.

Опасности, таящиеся и в самом характере их чувства, и во внешних обстоятельствах пока не напоминали о себе. 2 -я часть романа вселяла надежду на счастье героев. Дочитав до конца эту часть «Обломова» и пережив её последнюю сцену (Ольга целует героя – «252»), некоторые читатели уверовали в счастливый исход.

Действительно, что представляла жизнь Ильи Ильича, вся сосредоточенная на любви и надежде? Дублировала жизнь Ольги, и только: И. И. «уже прочёл несколько книг. Ольга просила его рассказывать содержание и с неимоверным терпением слушала его рассказ»; объездил с Ольгой все окрестности, (211/1) бывал в загородных концертах 9212)… (213) Такое времяпрепровождение утомляло Обломова, привыкшего спать на диване. «Любовь – претрудная школа жизни» (211, 9 гл., 2ч),- вздыхал он.Самостоятельное начало в его жизни отсутствовало.

Обломову кажется, что жизнь полна: «Разве любовь не служба?» 9214) Но автор даёт понять, что герой поднялся только до «исходного положения», с которого может начаться настоящая жизнь. (240, гл. 11) Не случайно авторская ирония сопровождает этот пассаж: «догнать жизнь», против которой Обломов метал молнии в разговорах со Штольцем, оказалось совсем не трудно, потому что это опять была не та настоящая жизнь, которая и есть самое движение. Это опять полусон, и Обломов 241/1, гл. 12, ч. 2.
Обретение цели жизни оказалось иллюзией. Любовь не могла составить подлинное содержание жизни умного и думающего мужчины: ему нужна была иная сфера приложения сил – общественное поприще. Любовь принесла только радость сопереживания другой судьбы. 220/1.

Хотя ошиблись оба, Ольга многое предвидела, когда Обломов восторженно обратился к ней с. 209. Но, видимо, Ольга так безоглядно поверила в «возрождение» через любовь, что не посчитала нужным толкать героя на поиски. Ещё вероятно, что она сочла «другой половиной» хлопоты об имении, на которые и стала энергично направлять Обломова. Тонко почувствовав, что настоящая жизнь мужчины не может быть сосредоточена лишь на любимой, а должна иметь особое, своё содержание, Ольга не в состоянии была понять, насколько важно для Обломова, каково это содержание.

Пройдут годы – Обломов тихо будет умирать на Выборгской стороне «338» (ч. 4, гл. 2) – признается Штольц, с грустью глядя на друга. Но ведь и Ольга все «надежды на будущность» Обломова связывала с этим же «маленьким кругом деятельности». Минимум оказывается и тем максимумом, к которому она звала героя. Но хлопоты по имению Обломовым никогда не воспринимались как «строгая и серьёзная цель». Поэтому трезвость Ольги не смогла предотвратить грустный финал.
Домашнее задание.

  1. Прощальный разговор Обломова и Ольги (11 гл.)

- Можно ли сказать, что эта сцена демонстрирует не только поражение героя, но и поражение героини?

- Страдает ли Ольга?

- Почему эта сцена напоминает «диалог глухих»? Почему Ольга не отзывается на призыв Обломова: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего».

- Каким предстаёт Обломов перед Ольгой?

- С какой меркой она подходит к Обломову в этой сцене?

- Что ищет Ольга теперь в Обломове?

- Кто вызывает сочувствие в этой сцене: Ольга или Илья?

  1. Роль пейзажа в описании погасания любви Обломова и Ольги. Гл. 3, 4, 6 - часть 3;

  2. Роль появления Тарантьева, с. 58. (гл.1, ч. 3)


Всем: Перечитать 2-3 части романа и ответить на вопрос: каким «испытаниям любви» подвергся главный герой романа?
1) Прощальный разговор Обломова и Ольги (11 гл.)

    • Можно ли сказать, что эта сцена демонстрирует не только поражение героя, но и поражение героини?

    • Страдает ли Ольга?

    • Почему эта сцена напоминает «диалог глухих»? Почему Ольга не отзывается на призыв Обломова: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего».

    • Каким предстаёт Обломов перед Ольгой?

    • С какой меркой она подходит к Обломову в этой сцене?

    • Что ищет Ольга теперь в Обломове?

    • Кто вызывает сочувствие в этой сцене: Ольга или Илья?


2) Роль пейзажа в описании погасания любви Обломова и Ольги. Гл. 3, 4, 6 - часть 3.

3) Роль появления Тарантьева, с. 58. (гл.1, ч. 3)


22.09. 08. Урок 6.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта