Главная страница
Навигация по странице:

  • Ход урока. Ольга.

  • В зените счастья, после 3

  • Что же такое Штольц А)

  • В) Его неожиданные приезды к Обломову

  • Д) «Штольцевский пласт»

  • «147/1». Деятельность Штольца отдана накоплению, приобретению, обеспечивающим комфорт. Добролюбов, стр. «497».

  • 9 главке

  • «415/1».

  • (4 ч. гл. 11). (Сообщение ученика).

  • Обломов – в судьбах любивших его людей. (Сообщение ученика)

  • Ольга , Г)

  • Заключительное слово.

  • Ход урока. Темы сочинений: Противоречия в характере Обломова и его душевная драма. Испытание героя любовью.

  • конспект по гончарову. Уроки по Гончарову 10 кл. Иван Александрович Гончаров Основные этапы жизни и творчества. Цель урока


    Скачать 231.95 Kb.
    НазваниеИван Александрович Гончаров Основные этапы жизни и творчества. Цель урока
    Анкорконспект по гончарову
    Дата02.12.2019
    Размер231.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУроки по Гончарову 10 кл.docx
    ТипУрок
    #98087
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Тема: Ольга и Штольц. Анализ 2-х эпилогов.
    Цели урока: Поговорить о своеобразии личности героев; о «земной» и «небесной» любви в романе. Выявить авторскую позицию в эпилоге романа. Развитие речи учащихся.
    Ход урока.


    1. Ольга. В критике обнаружились противоположные суждения об Ольге. Добролюбов увидел в Ольге «высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни», писал о её готовности к общественной деятельности, тоске по ней. «Гончаровская Ольга ни одним намёком не обнаруживает своей близости к кругу идей и настроений революционной борьбы, – отвечает первому критику «Обломова» исследователь наших дней. Её неудовлетворённость беспредметна, безымянна и носит не политический, не социальный, но моральный, психологический характер. В Штольце её не удовлетворяет рассудочность, эгоцентризм, сухой расчёт, отсутствие мягкости, душевности, какие она наблюдала у Обломова». (Пиксанов Н. К., «Обломов» Гончарова. – «Учёные записки МГУ», вып. 127, 1948. стр. 152.)




    1. В зените счастья, после 3-4 лет супружества, Ольгу начинает смущать тишина жизни, её остановка на минутах счастья. «393» (гл. 8, ч. 4). Но ведь Ольга не отравлена обломовщиной с детства, - не ленива по природе, как И. Ильич. Её страхи – от неожиданной и острой неудовлетворённости собой. Так история Обломова – жертвы общественной бездуховности – повторяется в судьбе так не похожей на него Ольги. Она осталась «мечтательницей, фантазёркой», женщиной «с несчастным характером»: «всё тянет меня куда-то, я делаюсь ничем не довольна». Остаётся шаг до тоски, апатии. Комментарием к судьбе не только Ольги, но и Обломова, становятся размышления Штольца о природе человеческой тоски: «Поиски живого, раздражённого ума прорываются иногда за житейские грани, не находят, конечно, ответов, и является грусть… временное недовольство жизнью… Это грусть души, вопрошающей жизнь о её тайне…»




    1. «Грусть души», не принявшей жизни, ограниченной житейскими забавами, терзает Ольгу, лишает Обломова последних задатков активности. Но эта «грусть» не угрожает Штольцу. Он не способен мучиться тем, что находится вне круга его семьи, его «дела». Так возникает нравственный барьер между Ольгой и её самоуверенным супругом. И он сам невольно «проговаривается» об этом. Штольц убеждает жену: «398/1». Штольц справедливо увидел источник тоски Ольги в её сопричастности заботам человечества, но не посчитал именно поэтому её тоску – серьёзным недугом. Такая логика естественна для Штольца, сосредоточенного на своём, «малом».

    2. «398/2», - обращается к жене Штольц.




    1. Но тщетны его призывы. Хотя Ольга очень хочет верить ему – прерывает монолог мужа страстным объятием и повторяет слова «398/3», она не способна склонить голову; новая попытка спрятаться от «мятежных вопросов» опять повлечёт апатию, тоску. Такова её натура, таковы её запросы. Поэтому-то на Ольгу, а не на Штольца «брызнула одна капля общечеловеческого недуга». Это удел «избранных» - духовно богатых натур, таких. Как энергичная Ольга и… ленивый Обломов.




    1. Итак, источники тоски Ольги: духовная неудовлетворённость и нравственный разлад с мужем, взаимодействуя, обостряют состояние героини – назревает драма. Счастливая Ольга, как будто обретшая в беседе с мужем потерянный покой, потому и не убедительна, что логика её характера чревата драматизмом, не меньшим, чем у Обломова, а в силу природной энергичности героини – даже большим.


    7. Образ Ольги Ильинской – открытие в русской литературе. Её духовная неудовлетворённость, которую Гончаров тонко уловил, но запечатлел в самом общем виде, «концентрировалась» в судьбах героинь Тургенева, Чернышевского. Это отмечал и Н. Добролюбов статье, посвящённой роману Тургенева «Накануне».


    1. Что же такое Штольц?


    А) Известно, что Гончарова этот образ не удовлетворил: «Он слаб, бледен, из него слишком голо выглядывает идея».
    Б) Описательная характеристика Штольца в начале 2 ч. романа потом почти не дополняется – образ не развивается. С появлением Ольги Штольц теряет свою «содержательную» функцию и остаётся лишь «сюжетным» персонажем. Ольга так поясняет Обломова, что через другие персонажи пояснение типа Обломова становится роскошью. (Дружинин)

    В) Его неожиданные приезды к Обломову отмеряют этапы жизни Ильи Ильича. Штольц становится героем счастливого романа Ольги, произносит авторскую эпитафию Обломову.
    Г) А. П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная. Наполовину он сочинён, но на 3 четверти ходулен».

    Д) «Штольцевский пласт» в романе несёт в себе следы «вымученности»: художник, видимо, постепенно всё более и более терял интерес к этому герою, но уже не мог отказаться от него совсем – Штольц стал мужем Ольги, а контраст 2-х романов был необходим Гончарову, многосторонне и глубоко исследовавшему драму Обломова.
    Е) Но «невыясненность» этого образа имеет и другую причину, вероятно, фамилии Штольц, надеялся Гончаров, предначертано стать такой же нарицательной, как Обломов. В этом герое, полагал писатель, отразился век, энергичный, рационалистический.
    Штольц (с нем. «гордый»), сын «делового века», каковым именовали период первоначального накопления в истории русского капитализма… «Что бы про наш век ни говорили, какие бы в нём ни были частные проявления, главное и отличительное его направление практическое. Составить себе карьеру, устроить себя покомфортабельнее, обеспечить будущность свою и потомства своего – вот божки, которым поклоняются герои нашего времени…», - читаем в одном из писем А. Ф. Писемского. Один из таких героев – Штольц.
    Ж) Но Гончаров, подчёркивая своеобразие личности Штольца, избегает детального описания его деятельности, хотя ведь именно в ней реализуется общественная сущность героя. О делах Штольца говорится чрезвычайно глухо: «147/1».
    Деятельность Штольца отдана накоплению, приобретению, обеспечивающим комфорт. Добролюбов, стр. «497». Неполноту характера Штольца объясняет тем, что сама фигура нового деятеля ещё не окристаллизовалась в жизни.
    З) Покой обретает в конце романа Штольц – в сон погружён на Выборгской стороне Обломов. Гончаров, всё время противопоставляющий этих героев друг другу, приводит их к одному и тому же итогу, правда, пытаясь доказать, что суть этих итогов противоположна. Но покой есть покой. И стремление автора обнаружить в основе покоя Штольцев движение – не убеждает. Куда убедительнее показан покой в его «бескомпромиссном» варианте – мы имеем в виду последние годы жизни Обломова в доме Пшеницыной.


    1. Хотя в 9 главке, предшествующей эпилогу, Обломов ещё жив, она напоминает эпитафию герою. Это главка итоговая, её особый характер очевиден «407 – 8».




    1. Домик Пшеницыной, его быт, ритм раскрываются не сами по себе, а в постоянных аналогиях с Обломовкой.

    «407/2».

    Ранее, «философствуя», Обломов выходил из состояния апатии, в нём пробуждался критический ум, нетерпимость к пошлости. Теперь вся «философия» героя направлена на обоснование своего права жить в тишине и бездействии; воспоминания, зов неисполненной мечты он гасил в рассуждениях, «498/1».

    Маска обломовца теперь исчерпывает человеческое лицо Ильи Ильича.

    Так как бы совершилось торжество обломовского начала в герое.

    И новый этап его жизни, как всегда, отмечен приходом Штольца. Беседуя с ним, Обломов сам признаёт, что путь его завершился, он обрёл жизненную пристань: «415/1». Обломов подтверждает высказанную Гончаровым мысль о необратимости его судьбы, но в этом же монологе он и опровергает автора. «415/2». Это говорит человек, по словам рассказчика, окончательно успокоивший совесть – духовно умерший.

    Своеобразие 9 гл. в открытой диктатуре авторской мысли, которая простирается над всем, что показано и рассказано здесь. Тон автора категоричен: писатель развивает заявленный в начале главки свой взгляд на героя и не слышит его самого...

    Штольц – рупор авторских идей – окончательно проясняет суть подробных характеристик Обломова в этой главе. «Погиб!» - произносит Штольц, узнав о женитьбе друга на Агафье Матвеевне. А на тревожный вопрос Ольги: « 417».
    Конец 9 гл. сразу заставляет вспомнить заключительную сцену 3-й части романа: разрыв Ольги с Обломовым. Тогда прозвучал тот же ответ – «обломовщина». Только спрашивала Ольга: «Что сгубило тебя?» Ответил сам герой.
    Совпадение ответов в этом чётко «сконструированном» романе говорит о многом: и сам герой, и автор (Штольц) призваны акцентировать социальную природу драмы, объективную предопределённость гибели героя.


    1. И как бы заключительный аккорд «эпитафии» - второй (из двух) эпилогов романа (встреча Штольца и его приятеля-литератора с нищим Захаром – 11 гл.), где в 3-й раз звучит рефрен – «обломовщина». Захар – одно целое с Ильёй Ильичом в его обломовской ипостаси. «Ленивый по природе, он был ещё ленив по своему лакейскому воспитанию». Лень, неумелость Захара, утвердившегося в своём праве быть неумелым, могла процветать лишь рядом с обломовской инертностью. Захар не более жизнеспособен, чем его барин. Умер Обломов – обречён и Захар. (4 ч. гл. 11). (Сообщение ученика). Обломовщина напоминает о себе в самом конце романа ещё одной несчастной человеческой судьбой. Само слово «обломовщина», заключающее роман, звучит уже как зов смерти, приобретает роковой, фаталистический оттенок.




    1. Но другой аспект драмы: умный, добрый человек в конфликте с бездуховной и «механической» средой – никогда не выпадал из поля зрения художника. Его итог – в первом эпилоге, посвящённом Пшеницыной.

    Если второй эпилог, при всей яркости портрета несчастного Захара, в своей ведущей тенденции – публицистичен, то первый – почти лиричен. Нарочито различные по тональности, они имеют общий «сюжет»: Обломов – в судьбах любивших его людей. (Сообщение ученика)
    А) Да, Обломов погубил себя, развратил Захара, но ведь этот же Обломов сумел внушить людям редкую любовь к себе: он был добр, чуток к человеку, уважал» сердце». «402 – 403» (8 гл.,ч. 4). Этот дифирамб сердцу Обломова звучит чуть выспренно и декларативно. К тому же горячность Штольца, можно предположить, вызвана ощущением собственной сердечной бесталанности.
    Б) Простой рассказ о вдовьем горе Пшеницыной много убедительней воплощает эту же мысль художника. Обломов не просто оставил о себе память в сердце женщины

    – он вдохнул в неё душу, из «хозяйки» она стала «человеком». Это свершилось в тот момент, когда «420». Осенившее её самопознание сразу резко изменило весь окружающий её мир: она поняла, что она потеряла,- это потерянное стало для неё мерилом человеческой стоимости. Тогда и родился у кроткой и безответной Агафьи Матвеевны взгляд гордый и сожалеющий, которым она смотрела на братца и его жену… Навсегда осмыслилась и жизнь её: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно.

    Она так полно и много любила: любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина: «420».
    В) Слабый, пассивный, нуждающийся в чужой воле, Обломов обладал тем талантом доброты, который превращал его в активную по отношению к другим людям натуру. На его честную и добрую душу отзывалось лучшее в них, вызванное им чувство оказывалось подлинно воспитывающим: рядом с Обломовым расцвела Ольга,

    Г) Пшеницына только и жила те 7 лет, что протекли рядом с ним. Обломов пробудил в ней индивидуальность, которая вызвала горячее авторское сочувствие (таково происхождение лирической интонации в эпилоге). Агафья Матвеевна не только перестала быть отрицательным антиподом Ольги – она сблизилась с Ильинской в своей неожиданно пробудившейся требовательности к человеческому в человеке. Возникшее взаимопонимание 2-х женщин, любивших Обломова, трогательно и глубоко жизненно.


    1. Заключительное слово.


    - Жизнь Гончарова проходит через 19 столетие – от пушкинской эпохи до времён Чехова и позднего Толстого; неудивительно, что писатель соединяет в своём творчестве приметы различных литературных периодов. Будучи одним из крупнейших писателей реалистического направления, Гончаров всегда отдавал дань романтизму: он изображал реальный мир очень достоверно, но нередко селил в нём романтических героев;

    - в 3-х романах Г. речь идёт о столкновении различных эпох; писатель показывает крушение старого, патриархального мира с его тихими помещичьими усадьбами, возвышенными чувствами; в каждом романе мы видим победу новых людей и новых отношений, торжество силы, практичности, однако постоянно ощущается сочувствие автора тем героям, кому не дано приспособиться к современности;

    - Гончаров слывёт блестящим бытописателем своей эпохи. Обаяние его неторопливого, «густого» письма действительно «сконцентрировалось» в этих картинах: они остаются в памяти на всю жизнь (комната на Гороховой, дом Пшеницыной, жизнь Обломовки). Любовно и поэтично описан быт русской провинции.
    - Деталь у Гончарова играет огромную роль, все мы прекрасно помним о паутине, пыли в кабинете Обломова, о его знаменитых шлёпанцах и халате, ставших образами-символами. Многие романы знамениты своим началом («Мой дядя самых честных правил…», «Всё смешалось в доме Облонских» - «Анна Каренина»). Стр.21. (лежал). Мы сразу познакомились с героем

    - В романе «Обл.» отражены черты русского характера, книга проникнута национальным колоритом. Закономерно, что ключевыми антитезами в романе стали русский барин и наполовину немец по происхождению Штольц, русская деревня Обломовка и европейский город Санкт-Петербург.
    - Ещё одна не менее яркая сторона его дарования. Гончаров – художник необычайно обострённой «нравственной реакции» на разнообразные жизненные коллизии. Автор прежде всего заинтересован человеческим содержанием любой бытовой картины, социального конфликта. В этом романе писатель показывает, что жертва во имя любви может дать счастье тому, кто не сознаёт себя жертвующим, а удовлетворение эгоистических желаний подчас становится первой ступенькой к мучительной неудовлетворённости.
    - Читатель Гончарова отвращается от сухого, прагматического подхода к жизни, ему передаётся высота идеала писателя, смело обнажившего бездну недостатков в своих любимых персонажах.
    - «Суд» Гончарова над своими героями трезв, гуманен. Герои – жертвы и своей незаурядности, и своей слабости.
    - Отличительной чертой стиля Гончарова можно назвать иронию – мягкую насмешку, с которой он относится к описываемым событиям и своим героям; продолжая романтические традиции, писатель смотрит на мир с печальной улыбкой, противопоставляя людскую суету вечному покою природы.
    Д. з. Подготовка к сочинению (подбор материала, составление плана)
    Урок 10 – 11.
    Тема: Рр. Сочинение по роману «Обломов».
    Цель урока: подготовить учащихся к сочинению по роману; повторить типы сочинений (характеристика героя, сравнительная характеристика; понятия «узкие» и «широкие» сочинения )
    Ход урока.

    Темы сочинений:

    1. Противоречия в характере Обломова и его душевная драма.

    2. Испытание героя любовью.

    3. Смысл противопоставления Штольца Обломову.

    4. Обломов и Захар.

    5. Штольц и Ольга.

    Сочинение «Обломов и Захар».


    1. Связь образов Обломова и Захара.

    Обломова трудно представить себе без Захара, а Захара без Обломова. «Ты больше Обломов, чем я»,- бросает герой Захару. Илья Ильич и Захар – лишь разные модификации обломовского типа. Не случайно через весь роман эти 2 героя проходят неразлучной парой. Эти образы связаны принципом дополнительности. Захар – одно целое с Ильёй Ильичом. В его обломовской ипостаси. Они не контрастны, а глубоко родственные натуры.

    1. Роль Захара в развитии внутреннего конфликта романа.

    1. Почему Захар и Обломов не умеют жить?

    Не умеет жить Обломов: его и его предков всю жизнь обхаживали чужие руки. «Зачем? Куда? А Васька, Ванька, а Захарка на что?» - слышит он в детстве. Не умеет жить Захар: он и его предки всю жизнь принадлежали себе, не совершали самостоятельных поступков, двигаясь только чужой волей. «А ты, Захарка, пострелёнок, куда опять бежишь?.. Вот я тебе дам бегать!.. Пошёл назад, в прихожую!»- сопровождает его от рождения. «Ленивый по природе, он (З.) был ещё ленив по своему лакейскому воспитанию» (гл. 7, ч. 1)

    1. Как дан образ Захара?

    Образ Захара дан в романе замечательно выпукло. Вот Захар тяжело спрыгивает с лежанки и с угрюмым видом появляется в дверях комнаты Обломова. Сначала показываются его бакенбарды, а затем и он сам «в сером сюртуке с прорехой под мышкой», откуда торчит клочок рубашки. Обломов указывает ему на беспорядок в комнате, на пыль, покрывающую вещи. Захар оправдывается: «Стараюсь, жизни не жалею! И пыль-то стираю, и мету-то почти каждый день». Лентяй, подстать самому Обломову, он искренно убеждён в том, что выполняет свои обязанности безупречно. Разве он виноват, что «уберёшь, а пыль завтра опять наберётся?» Обломов жалуется: «захочется пить, взял графин, а стакана нет». «Можно и из графина напиться!» - добродушно разъясняет Захар. Лень, неумелость Захара, утвердившегося в своём праве быть неумелым, могла процветать лишь рядом с обломовской инертностью.

    Захар угрюм и груб. Грубовата и его речь. «Бесится с жиру»,- говорит он о барине. «Вишь дрыхнет, словно чурбан осиновый». «Эк его там с квасу-то раздувает».

    Однако у него доброе сердце. Он ласков с детьми, и среди детей на дворе у него было много своих маленьких приятелей. Несмотря на ворчливость по отношению к Обломову, Захар по-своему любил своего барина. Ему было присуще «кровное,

    родственное чувство преданности ко всему, что носит имя Обломова, что близко, мило, дорого ему». Он не мог «представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним». Без услуг ворчливого, неуклюжего, но преданного Захара Обломов беспомощен, как ребёнок.


    1. В чём их сходство?

    Оба они апатичны, связаны противоречивым и неразрывным родством. Вспомним эпизод, когда Захар, преодолевая сопротивление Обломова, отстаивает «наш фрак» от покушений Тарантьева. Обломов – лучшее, что может родить его среда, человек с «золотым сердцем». Захар – человек народа, крестьян. Представитель народной почвы. Мы узнаём, как внутренне опустошила обоих привычная, обыкновенная жизнь, в которой не было никаких несчастий, переворотов.
    1. 1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта