Творчество российского художника Никаса Сафронова, как ресурс культурного туризма. реферат никас. Творчество российского художника Никаса Сафронова, как ресурс культурного туризма
Скачать 34.84 Kb.
|
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ТУРИЗМА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА РЕФЕРАТ по дисциплине: «Интерпретация ресурсов культурного туризма» на тему: «Творчество российского художника Никаса Сафронова, как ресурс культурного туризма»
Санкт-Петербург 2016 Содержание
Введение Особенности производства и потребления культурных благ, впечатлений, ведут к тому, что производителям надо работать не столько с ресурсами, сколько с социально-психологическими мотивами потребителей, предлагая в качестве продукта не просто то, что есть, а то, что является актуальным. Следовательно, культурный продукт для туризма должен представлять собой результат взаимосвязь культурных ресурсов с определёнными требованиями конкретных групп туристов, в разной степени мотивированных к потреблению культурных благ. Он должен обеспечить эмоциональную и интеллектуальную доступность культурных ресурсов для посетителей, учитывая, что для разных групп потребителей доступность формируется исходя из их особых характеристик, отражающих культурный, психофизический, социальный статус. В рамках данной работы, как ресурс культурного туризма, объектом исследования выбрано творчество русского современного художника Никаса Сафронова. На современном небосклоне живописи лишь немногие творцы достигают значительных высот, особенно это касается России, в которой, как может показаться, не осталось известных художников. За многие годы лишь один российский живописец смог добиться всемирного признания. Имя его – Никас Сафронов. Начинающий ульяновский художник провел свою первую персональную выставку в 1978 году в литовском городе Паневежисе, а спустя 26 лет международный Биографический Центр Кэмбриджа присудил Никасу почетное звание «Живая Легенда». Невероятна популярность Никаса, как художника, как медийной личности, его творчество, позволяет его рассматривать отдельной темой культурного туризма, которая будет интересна поклонникам современной живописи. Характеристика понятия «ресурсы культурного туризма» Культурный туризм - охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Культурный туризм является самым популярным и массовым видом туризма. Основная цель таких путешествий — ознакомление с туристскими достопримечательностями (памятниками истории,архитектуры, искусства; природными и этническими особенностями; современной жизнью народа и т. п.).Культурный туризм объединяет в себе широкий спектр потребительской туристской деятельности, формирующей понимание отличительных характеристик отдельной дестинации, будь то культурно-историческое наследие, современное искусство, повседневный стиль жизни, а также бизнес практики, обеспечивающей доступность и интерпретацию культуры дестинации. Под культурным туризмом подразумевают путешествия с целью знакомства с материальными и духовными объектами культуры, участия в событиях культурной жизни. Вместе они воздействуют на духовную сферу человека, его систему ценностей, знания, влияют на общественное поведение, так или иначе, сказываются и на поведении как экономического субъекта. В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий, оптимизируют рекреационную деятельность в целом, выполняя достаточно серьезные воспитательные функции. Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов. Историко-культурные туристские ресурсы - это исторические особенности, объекты и явления материальной и духовной культуры, которые были созданы в процессе исторического развития и создаются в современных условиях, определенной территории и могут быть использованы для удовлетворения духовных, познавательных и интеллектуальных рекреационных потребностей. Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения культурно-познавательных потребностей. Научная классификация памятников, отражает сложившийся порядок и формы государственного учета этого вида ресурсов, потребности практики и подразумевает специфику каждого вида. Зависимости от их основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники. Рассмотрим наиболее типичные объекты по каждому виду памятников. Так, к памятникам истории могут быть отнесены здания / сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, освободительным движением, войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народа, с жизнью выдающихся политических, государственных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства. Памятники археологии - это городища, курганы древних поселений, укреплений, производств, каналов, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки историко-культурного слоя древних населенных пунктов. Наиболее характерные для памятников градостроительства и архитектуры следующие объекты: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древнего планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального и садово-паркового искусства. К памятникам искусства принадлежат произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства. Документальные памятники - это акты органов государственной власти и органов государственного управления другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания. Классифицировать историко-культурные ресурсы по признаку движимости возможно по двум группам - неподвижные и подвижные. Первую группу составляют памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства и другие сооружения, в том числе и памятники искусства, которые составляют неотъемлемую часть архитектуры. С позиций познавательно-культурной рекреации важно то обстоятельство, что объекты этой группы представляют собой самостоятельные одиночные или групповые образования. Ко второй группе относятся памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Потребление рекреационных ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов, где они обычно концентрируются. Кроме выше рассмотренных видов историко-культурных ресурсов выделяют категории событийных ресурсов, этнографических ресурсов, биограф-социальных ресурсов. Так, категория событийных ресурсов стала выделяться сравнительно недавно, наряду с формированием этого специализированного вида туризма, ростом количества разного рода культурных событий, которые имеют ярко выраженный рекреационный-познавательный, развлекательный, оздоровительный характер. Поэтому эта категория ресурсов еще недостаточно исследована и развитой. В общем смысле к событийных ресурсов относят массовые мероприятия культурно-развлекательного характера, например, карнавалы, конкурсы, фестивали, ралли, выступления известных музыкальных и театральных коллективов, празднования различных праздников, например, Дни городов, ярмарки и тому подобное. Этнографические ресурсы - традиционная составляющая историко-культурного потенциала, однако в последнее время стала играть более важную роль, вследствие повышения национального сознания общества, введение специализированных образовательных программ в общеобразовательных учебных заведениях. В этнографических ресурсов, как уже отмечалось выше, входят разнородные группы ресурсов, которые в целом образуют единую ткань неповторимой самобытности и национального колорита. К числу таких ресурсов относятся - традиции, обряды, праздники, народные промыслы, национальную кухню, традиционные жилища, одежду, танцы и др.. К историко-культурных рекреационных ресурсов также следует отнести и культурные учреждения, которые удовлетворяют соответствующие рекреационные потребности как местных рекреантов так и туристов: музеи, картинные галереи, выставочные залы, театры, кино-концертные залы, филармонии, планетарии цирки и др.. Биографо-социальные ресурсы - специфическая составляющая историко-культурных ресурсов (категории памятники истории), которая объединяет объекты и местности связаны с определенным жизненным циклом (эпизодом) той или иной выдающейся личности (рождение, деятельность, пребывания, смерть (гибель), погребение). Для почитателей творчества художника, интересными для посещения могут стать места проживания, работы и выставочные площади, где можно увидеть работы мастера. Эти объекты и относятся к Биографо-социальные ресурсам. Рассматривая творчество художника Никаса Сафронова, как ресурс культурного туризма можно выделить следующие объекты для создания туристского маршрута: Дома и художественная студия. Коммунальная квартира в Москве по ул. Тёплый Стан, 8. В Москве оказался в 1984 году. Это была романтическая история: Никас влюбился во внучку Розы Люксембург и приехал к ней в коммуналку, оставив в Вильнюсе благоустроенную квартиру. В которой прожили три года. Дом по ул. Тверская 8 строение 1, где книжный магазин «Москва». Дом № 17 по Брюсову переулку (бывшая улица Неждановой), построенный по проекту известного советского архитектора А.В. Щусева, всегда славился своими жильцами, в основном артистами МХАТа и Большого театра. В начале нашего века здание реконструировали. В результате дом вырос на целых три этажа. Эти этажи и приобрел для себя Никас Сафронов, поскольку ему очень понравились месторасположение дома и потрясающий вид из окна. Одну часть художник выделил под свой офис и мастерскую, другую заняла двухэтажная квартира. Персональная выставка в Государственном историческом музее Экспозиция работ заслуженного художника РФ Никаса Сафронова объединяет лучшие работы разных направлений: классический портрет, пейзаж, сюжетные композиции в стиле символизм, а также полотна в авторском стиле DreamVision. Биография Никаса Сафронова Николай (Никас) Степанович - родился в 1956 году в Ульяновске в небогатой семье отставного военного. Четыре старших брата и младшая сестра были верными спутниками его детства, и добрую привязанность к ним Никас пронес через все хитросплетения своей жизни. Учась в общеобразовательной школе, он самостоятельно увлекся рисованием, копируя книжные иллюстрации и репродукции, разрабатывая собственный романтический стиль, воплощая, таким образом, свои мечты о путешествиях и приключениях. О том, чтобы делать изобразительное искусство делом своей жизни, он в то время не задумывался и по окончании школы поступил в Одесское мореходное училище. Однако довольно скоро будущему художнику стало ясно, что творчество открывает перед ним несравнимо более широкие возможности. Он оставил учебу, отслужил срочную службу в ракетных войсках и переехал на родину матери в литовский Паневежис, где работал театральным оформителем, а позже – в Вильнюс, где начал обучение и карьеру живописца. Позже Никас окончил Суриковский институт и навсегда остался в Москве. С 1973 года он активно пишет, выставляет и продает свои работы, и со своей первой персональной выставки 1978 года в Паневежисе становится известен как яркий сюрреалист, портретист и экспериментатор. Испытывая постоянную потребность в самосовершенствовании, Никас много путешествует, изучает технику великих мастеров прошлого в музеях и коллекциях мира, знакомится с шедеврами культуры. Его активная жизнь и широкие контакты способствуют тому, что его личность становится не менее привлекательной и популярной, чем его творчество. Множество персональных выставок и активное приобретение работ государственными музеями по всему миру создают ему обширную клиентуру и армию поклонников. Творчество и награды Широкую известность Никасу принесли серии психологических портретов современников, безусловно признанные лучшими современными достижениями этого жанра. Но стремление к картинам как произведениям воображения никогда не покидало его, сколь бы успешной и востребованной не была его деятельность как портретиста. После долгих профессиональных и общекультурных исследований, Никас обобщает свои идеи и создает собственное направление DreamVision, технически опирающееся на классическую живопись, и активно использующую не только воображение и интуицию, но подсознание и неосознанные ощущения. Благодаря обширному культурному контексту полотна DreamVision стали популярны в разных странах и слоях общества. Кроме того в галерее художника можно увидеть анималистические работы, пейзажи, символический пейзаж, исторические иллюстрации, сюрреализм, кубизм, символизм. Профессионализм и содержательность творчества Никаса Сафронова, его высоко индивидуальная манера отмечены как несомненный вклад в мировое искусство и подтверждены многими званиями и наградами; его творческая и личная жизнь стали сюжетной основой литературных и кинопроизведений, а благотворительная и просветительская деятельность заслужили широкое признание. У Никаса Сафронова есть ряд званий. Художник удостоен звания заслуженный художник России, почетного гражданина России, является профессором Государственного университета Ульяновской области, а так же почетным гражданином Ульяновска, академиком Российской академии Художеств, почетным членом Украинской Академии Художеств и Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенева. За профессиональную, общественную и благотворительную деятельность Никас Сафронов награжден Орденом святого Константина Великого, Орденом святого Станислава, Орденом святой Анны II степени, Орденом российского мецената, Орденом «Служение искусству» I степени («Золотая звезда»), Орденом преподобного Серафима Саровского III степени, Орденом «Русь державная», Орденом «За благодеяние» Клуба православных меценатов, Орденом Российской академии естественных наук (Профессия – жизнь), Золотой медалью Российской академии художеств, Золотой медалью Азербайджана, Золотой медалью Американской академии наук и искусств, Золотой медалью «Во имя России», Золотой медалью «Национальное достояние». Заключение Про Никаса Сафронова злые языки много чего говорят. Например, что он мастер пиара, что художник сделал карьеру, создавая портреты президентов, и что всеми правдами и неправдами он стремится войти в историю. Как бы там ни было, факт налицо: работы Никаса покупают. И не только у нас, но и за рубежом, где мало кого интересует имя российского художника. Профессионализм и содержательность творчества Никаса Сафронова, его высоко индивидуальная манера отмечены как несомненный вклад в мировое искусство и подтверждены многими званиями и наградами; его творческая и личная жизнь стали сюжетной основой литературных и кинопроизведений, а благотворительная и просветительская деятельность заслужили широкое признание. Таким образом, считаю, что для современников замечательного художника, будет интересно и познавательно узнать об этапах его творчества через посещение, связанных с ним и его творчеством объектов в Москве. Что делает его творчество интересным ресурсом культурного туризма. Список использованных источников Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2004. - С. 51 Бурден А. Культурное наследие и экономика // Информкультура. Сб. ст. Вып. 2.--М. 2005. - С. 34. Соколова М.В. История туризма: Учеб. пособ. - М.: Мастерство, 2005. - С. 71. Шаповал Г.Ф. История туризма: Учеб. пособие. - Мн.: Экоперсперктива, 2004. - С. 76 Квартальнов В.А. Культурный или познавательный туризм. – Режим доступа: http:// www.culturalmanagement.ru Сафронов Никас, Степанович [Электронный ресурс] / Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сафронов,_Никас_Степанович Официальный сайт [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.nikas-s.ru/web/ru.html |