Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат По дисциплине:Творческий семинар по кинооператорскому мастерствуна тему:« Творчество Витторио Срораро

  • Москва 2022 ВИТТОРИО СТОРАРО — ИТАЛЬЯНСКИЙ ОПЕРАТОР, КОТОРЫЙ УЧИТСЯ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ

  • Работа над кинофильмом «Конформист»

  • О соотношении технологического и познавательного в профессиональной культуре кинооператора в трактовке Витторио Стораро.

  • ВИТТОРИО СТОРАРО. Творчество Витторио Срораро


    Скачать 2.43 Mb.
    НазваниеТворчество Витторио Срораро
    Дата27.04.2022
    Размер2.43 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВИТТОРИО СТОРАРО.docx
    ТипСеминар
    #500807




    Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования

    «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

    Факультет Театра, кино и телевидения
    Реферат

    По дисциплине:

    Творческий семинар по кинооператорскому мастерству

    на тему:

    «Творчество Витторио Срораро»


    Выполнил(а)

    Студент(ка) группы: ДСКО-401ко

    Абышкина И.С

    (фамилия, инициалы)

    Преподаватель:

    Андрияхин А.Ю.

    (фамилия, инициалы)





    Москва 2022

    ВИТТОРИО СТОРАРО — ИТАЛЬЯНСКИЙ ОПЕРАТОР, КОТОРЫЙ УЧИТСЯ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ

    Витторио Стораро (Vittorio Storaro) можно назвать настоящей легендой операторского искусства. Итальянский кинематографист получил три премии Оскар, снял такие известные фильмы как «Конформист», «Последний император» и многие другие. В чем феномен Стораро и как развивался его талант?

    Витторио родился в столице Италии. Отец мальчика был киномехаником, поэтому шансов не заинтересоваться кинематографом было мало. Вместе с тем свой путь Стораро начинал с фотографии. С 11 лет он изучал фотографическое искусство, создавал небольшие коллекции работ, которые демонстрировал родителям.

    С возрастом интересы Стораро менялись, и в 18 лет парень поступил в Национальную итальянскую киношколу на факультет кинематографии. Так и началась любовь Витторио к кино.

    Первый фильм итальянского видеооператора увидел свет в 1969 году. В то время Витторио только начинал свою карьеру и был скорее ассистентом, нежели полноценным оператором.

    Развиваясь как оператор, Стораро работал со многими известными режиссерами. Огромное влияние на стиль съемки и мировоззрение оказал Иоганн Вольфганг фон Гете, а точнее – его теория цвета. Она заключается в том, что краски, которые мы видим каждый день, воздействуют на наше психологическое состояние. Оттенки могут менять наше настроение, самочувствие и восприятие мира в той или иной ситуации.

    В 1983 году Витторио снял фильм «Арлекин» при помощи системы телевидения высокой четкости от компании Sony. Благодаря этой работе оператор стал энтузиастом новой технологии кинопроизводства.

    Сформировав свою философию создания фильмов, Стораро решил оставить ее для потомков. В 2002 году он выпустил серию книг, которые стали попыткой представления новой теории всему миру.



    Работа над кинофильмом «Конформист»

    В 1970 году вышел фильм Б.Бертолучии «Конформист». С этим итальянским режиссером Витторио сотрудничал не один, а целых восемь раз. Действие картины происходит в фашистской Италии. Главный герой – доктор Клеричи – получает задание ликвидировать итальянского профессора-фашиста. Однако в процессе выполнения своей миссии, он замечает схожесть государственного насилия с сексуальным, которое он пережил в детстве.

    В карьере Стораро фильм «Конформист» определенно выделяется. Каждый кадр построен согласно драматургии всего повествования. Ритм, композиция и освещения выдержаны в одном настроении.

    Если вы внимательно посмотрите фильм, то заметите, что кадры «Конформиста» наполнены различными линиями: прямыми, зигзагообразными, косыми. Они словно задают ритм всей кинокартине и контролируют сердцебиение зрителя, вопреки его желанию. Интересно, что даже платье главной героини выполнено с полосатым принтом.



    Цветовая гамма «Конформиста» монохромная и довольно сдержанная. Кажется, что в кадре все холодное, неприятное, с привкусом металла. По словам самого видеооператора, он специально убрал яркие цвета, чтобы создать ощущение тюрьмы, замкнутого пространства, борьбы света и тьмы. 

    Съемки природы словно наполнены запахом. В одном кадре вы будто чувствуете аромат осенней листвы, а в другом – запах влажного воздуха после утреннего ливня. Стораро считал свою видеокамеру инструментом. Она была для него словно карандаш для художника, при помощи которого создаются истинные шедевры искусства.

    В той части фильма, которая изображает Париж, появляются яркие краски. Они являются олицетворением свободы, которая в то время царила во Франции: свободы слова, выражения себя и своих чувств — в отличие от фашистской Италии, где каждая, случайно сказанная фраза могла стать роковой.

    Среди полнометражных работ Стораро стоит отметить фильмы «Жаль, что она блудница», «Коварство», «Место водителя», «Отпечатки», «Джордано Бруно», «Агата», «Леди-ястреб», «Иштар», «Изгоняющий дьявола: Начало»

    Стораро стал главным героем документального фильма Дэвида Томпсона «Живопись светом: Витторио Стораро» (1992).

    Находясь под впечатлением от «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, Стораро вместе со своим сыном Фабрицио создал систему кинопоказа Univisium, позволявшую демонстрировать фильм, снятый на обычную 35-миллиметровую плёнку, в формате 2:1. Стораро рассчитывал, что этот формат станет универсальным и для кинематографа, и для ТВ в эпоху цифровых технологий. Стораро снимает все свои фильмы в формате 2:1 c 1998 года. Недавно Стораро снял короткометражный фильм Армандо Акоста о реконструкции «Тайной Вечери» для Академии кинематографии в Бельгии.

    Работы Стораро были отмечены такими наградами, как Премия Дэвида ди Донателло, премии «Эмми», «Гойя», European Film Award, премии Британского и Американского сообществ операторов, премии Национального сообщества кинокритиков, сообщества кинокритиков Нью-Йорка, сообщества кинокритиков Лос-Анджелеса и многих других сообществ. Он получил более 60 премий за достижения. Стораро стал самым молодым обладателем премии Camerimage Award за достижения и премии Американского сообщества операторов за достижения. Кроме того, он стал вторым иностранцем, кто получил эти премии, после Свена Нюквиста.

    Стораро получил почётные степени в Лодзинском университете (Польша), в Университете Урбино (Италия), в Колледже Марист (Нью-Йорк), в Университете Палермо и в Университете Тускии (оба - Италия). Кроме того, его заслуги признали в итальянских художественных академиях Мачераты, Бреры, Фрозиноне и Рима. На протяжении 10 лет Стораро читает лекции «Живопись света в кинематографе» в Академии наук и искусств в Л′Акуиле (Италия). Он выступал председателем и участником жюри многих международных кинофестивалей. Стораро сотрудничает со своей дочерью Франческой, признанным архитектором и дизайнером осветительных систем. В результате совместного творчества Стораро с дочерью разработали постоянное освещение таких римских достопримечательностей, как Императорский форум, Арка Януса и Колонна Непорочного Зачатия. У Стораро далеко идущие амбиции. Он пытается легализовать авторское право для творчества операторов всего мира.

    С 11 лет обучался фотографии. В 18-летнем возрасте поступил в итальянскую киношколу Centro Sperimentale di Cinematografia. С 1962 года работал ассистентом оператора, в 1969 снял свой первый фильм в качестве оператора-постановщика — Giovinezza, Giovinezza.

    В итторио Стораро работал со многими известными кинорежиссёрами. В течение двадцати лет он сотрудничал с Бернардо Бертолуччи и снял для этого режиссёра 8 фильмов, включая такие, как «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972), «Двадцатый век» (1976) и «Последний император» (1987).

    В США Стораро наиболее известен по фильмам Фрэнсиса Ф. Копполы и Уоррена Битти. За свой второй американский фильм — «Апокалипсис сегодня» Копполы (1979) — Стораро получил «Оскар», а через два года снова удостоился этой престижной награды за работу в картине Битти «Красные» (1981). В третий раз Стораро получил «Оскар» за фильм «Последний император», а в 1991 году номинировался, но не получил приз за работу в «Дике Трэйси».

    В 1983 году с помощью экспериментальной системы телевидения высокой чёткости фирмы Sony отснял фильм «Арлекин» и стал энтузиастом новой перспективной технологии кинопроизводства. В 1990-е также сотрудничал с Карлосом Саурой. За «Танго», один из четырёх фильмов этого режиссёра, снятых Стораро, он был удостоен технического гран-при Каннского кинофестиваля.

    Стораро был оператором четырёх фильмов Вуди Аллена – «Светская жизнь», «Колесо чудес», «Дождливый день в Нью-Йорке» и «Фестиваль Рифкина». Последний вышел в российский прокат 31 декабря 2020 года.

    О соотношении технологического и познавательного в профессиональной культуре кинооператора в трактовке Витторио Стораро.

    В одном из интервью сооснователю Global Cinematography Institute Юрию Нейману Витторио Стораро отметил, что «сегодня главный вызов перед кинооператором состоит в том, чтобы быть не только специалистом по технологиям». При этом технология, в понимании В. Стораро, не может быть использована в отрыве от выражаемых идей, видения и смысла. Таким образом, В. Стораро четко указал два приоритета в деятельности кинооператора: «как снимать» и «что снимать». И в явном виде показал естественную доминанту «что снимать» над «как снимать» при высоком уровне понимания последнего. Свою позицию по доминанте творческопознавательного начала в кинооператорской деятельности над технологическим Витторио Стораро раскрыл через активно используемый им термин «writing with light» (письмо, живопись светом), введенный им для контраста с позицией большинства своих современниковкинооператоров 70-х гг. прошлого века, которые рассматривали кинооператорскую деятельность как «рисование светом». Особенно ярко новое название контрастирует с названием знаковой в то время книги «Painting with light» (1949 г.) известного американского кинооператора венгерского происхождения Джона Олтона, опубликованной на полвека раньше изысканий В. Стораро. «Люди часто говорят, что я рисую светом. Это не верно. Я пишу светом», – обращает внимание на ключевое различие В. Стораро. Ошибочность общепринятых представлений о том, что кинооператор является аналогом рисовальщика, а не художника, В. Стораро показал на смысловой разнице между словами «painting» (англ. – рисование) и «writing» (англ. – письмо). По всей видимости, В. Стораро понимал под «кинорисованием» кинооператора формальное получение изобразительной копии реальности, а под «кинописьмом» – творчество «кинописателя» на особом киноязыке, «визуальном языке со своей собственной лексикой». Основываясь на данных рассуждениях, мы посчитали наиболее точным перевод фразы «writing with light» не как «письмо светом», а как «живопись светом», позаимствовав данный вариант из названия перевода документального фильма о В. Стораро (бывш. телекомпанией ОРТ) «Живопись светом» («Writing with ligth», 1992) Дэвида Томпсона. По сути, Витторио Стораро подводит к мысли, что киноязык, как и любой другой язык, требует собственного порядка его применения, основанного на результатах познавательной деятельности, что определяет кинематографическую деятельность, прежде всего, как познавательную и творческую. И даже прямо ее формулирует – «Помимо великолепного владения технологией, кинооператор должен знать не только как, но и когда и, главное, почему применять тот или иной технический прием». Таким образом, теоретические рассуждения В. Стораро о соотношении технологического и познавательного в кинооператорской деятельности уточняют роль кинооператора в киноискусстве, связывают кинооператорскую деятельность с протяженной и богатой традицией художественного творчества, в контексте которого художник и писатель являются, в первую очередь, исследователями, мыслителями, а не рисовальщиками или писарями.

    Еще одним аспектом пограничности технологического и познавательно-творческого в профессиональной культуре кинооператора является преобладание динамики высоких кинематографических технологий над динамикой их освоения, что приводит к резкой диверсификации профессиональной кинооператорской культуры и к ее разделению на отрасли (оператор камеры, оператор фокуса, оператор крана, оператор механических и электронных систем стабилизации камеры, оператор беспилотного летательного аппарата). Это создает необходимость их интеграции в единый кинематографический процесс на основе более высокой познавательной деятельности: hi-tech требует hi-hume.

    За свою карьеру снял более чем 80 фильмов, среди которых такие шедевры кинематографа, как «Апокалипсис сегодня» (1979) Фрэнсиса Форда Копполы и «Красные» (1981) Уоррена Битти, отмеченные премиями «Оскар» в категории «лучшая операторская работа».

    Стораро по праву считается одним из влиятельнейших и известнейших операторов за всю историю кинематографа. Подход оператора к съемкам отличается особым вниманием к цвету и его восприятию зрителем. Специально для Витторио Стораро компания «Rosco International» разработала десять уникальных светофильтров, которые используют кинематографисты всего мира.



    Источники:

    https://www.kino-teatr.ru/kino/operator/euro/56039/bio/

    https://www.kinopoisk.ru/name/16570/

    https://www.ivi.ru/person/vittorio-storaro

    https://ru.kinorium.com/name/5539/

    https://fotogora.ru/vittorio-storaro-italyanskiy-videooperator-kotoryy-uchitsya-vsyu-svoyu-zhizn/


    написать администратору сайта