Главная страница

Статья. Тюпина Е.статьяdocx. Тюпина Е. В. учитель истории школагимназия 1, г. Шахтинск педагогическое наследие ы. Алтынсарина


Скачать 21.03 Kb.
НазваниеТюпина Е. В. учитель истории школагимназия 1, г. Шахтинск педагогическое наследие ы. Алтынсарина
АнкорСтатья
Дата02.09.2022
Размер21.03 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТюпина Е.статьяdocx.docx
ТипДокументы
#659774

Тюпина Е.В. учитель истории

школа-гимназия №1, г. Шахтинск
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Ы.АЛТЫНСАРИНА
Проблема образования никогда не перестанет быть актуальной. Меняются идеологии, нравы, тенденции, политические и экономические условия жизни, но во все времена воспитание и обучение подрастающего поколения будут в приоритете.

В 2021 году Республика Казахстан отмечает тридцатилетие своей независимости и на протяжении всего этого времени в ежегодных посланиях Президента народу Казахстана особая роль выделяется именно образованию. Модернизация и глобализация общества требуют постоянного пересмотра, обновления и улучшения качества образовательного процесса в стране. Государством создаются всевозможные материальные и технические условия для реализации образовательных программ, осуществляется обмен опытом с передовыми странами. Кроме того, в последние годы большое внимание уделяется педагогам, как непосредственным проводникам традиционных методик образования и новаторов, внедряющих новые подходы и практики.

В декабре 2019 года был принят Закон Республики Казахстан «О статусе педагога», в котором четко регламентированы права, обязанности и гарантии людей, осуществляющих педагогическую деятельность. Согласно данному нормативно-правовому акту каждый педагог обязан не только обучать детей своему предмету, но также неукоснительно соблюдать педагогическую этику, воспитывать детей в духе уважения к закону, правам, свободам человека и гражданина, родителям, старшим, семейным, историческим и культурным ценностям, государственным символам, высокой нравственности, патриотизма, бережного отношения к окружающей среде.[1]

Таким образом, педагог – это не просто учитель, а наставник, просветитель, защитник прав и интересов учащихся, человек, который открывает перед поколением будущего безграничные возможности современного мира.

Примером такой личности служит известный педагог-просветитель, автор первого учебника для детей на казахском языке, борец за образованность народа, независимо от пола, возраста и социального статуса - Ыбырай Алтынсарин. Этот великий человек, родившийся 180 лет назад, заложил основы образования на казахской земле, которые применяемы до сих пор, в XXI веке и будут служить образцом и эталоном еще многие годы.

Жизнь выдающегося казахского просветителя не устает поражать благородством и бескорыстным служением своему народу, особенно сегодня в наш меркантильный век. Талантливый поэт и педагог, И.Алтынсарин смог в самые реакционные годы жесточайшей колонизации Казахского края организовать целую сеть народных школ по всей Тургайской области. Его подвижничество и глубокая убежденность в необходимости образования принесли плоды уже в начале ХХ века. В открытых им школах свое первоначальное образование получили известные представители казахской интеллигенции. Это - Ахмет Байтурсынов, Ахмед Беремжанов, Мыржакып Дулатов, Назипа Кульжанова, Алдияр Абубакиров, Мухамеджан Сералин, Альжан Байгурин, Габдолгали Балгымбаев и многие другие.[2]

Сегодня Республика Казахстан переживает не менее значимый исторический период. Это и переход на образование обновленного содержания, и издание и публикация новых учебников, и переход на латинскую графику, но и, конечно, трудности, связанные с пандемией и вынужденным переходом на дистанционный формат обучения.

И в этот момент педагогическое наследие Ы.Алтынсарина способствует принятию правильных решений в организации образовательного процесса.

Основные принципы педагогики Ы. Алтынсарина кратко можно сформулировать следующим образом:

  • В образовательном процессе нет мелочей.

  • Важно не только получение знаний, но и воспитание.

  • Важнейшее место занимает личность учителя, его моральный облик.

  • Школа должна быть образцом нравственного влияния на общество, оплотом культуры в её подлинном смысле.

Эти принципы совпадают с задачами  подлинно гуманной педагогики, которую формировали в своей деятельности выдающиеся педагоги не только ХIХ – ХХ, но и ХХI века.[3]

Следуя принципам, завещанным Ы.Алтынсариным, каждый учитель, прежде всего, обязан сам обучаться и расширять свои знания всю жизнь, чтобы научить этому своих учеников, сделать уроки и учебники доступными для понимания школьников, принимать и любить любого ученика, ведь абсолютно в каждом человеке скрыт огромный потенциал.

Из воспоминаний учителя-современника Ы.Алтынсарина Соколова Ф.Д.: «К народным учителям И. Алтынсарин относился строго, требуя аккуратного отношения к делу и строго преследовал неисполнительных.<…> Умел он своими беседами сердечно возбудить в учителях рвение к учебному делу. В глазах общества поставил нас высоко, заставил всех относиться к учителям с должным уважением, гордясь ими перед всеми, как честными и полезными тружениками».[4]

О качествах педагога Ыбырай Алтынсарин говорил следующее: все дело - « в уменье учителя найти наилучшие приемы обучения и в правильном общении с детьми». « Надо давать хорошее образование, учить как попало нельзя...».[5]

Поэтому только от нас, учителей, зависит благополучие и процветание Республики Казахстан. Это означает, что наш долг воспитать молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу.[6]

Литература:

  1. Закон Республики Казахстан «О статусе педагога» от 27 декабря 2019 года № 293-VІ ЗРК.

  2. inform.kz https://www.inform.kz/ru/nasledie-velikogo-uchitelya-ibraya-altynsarina-aktual-no-i-segodnya-zasluzhennyy-deyatel-kul-tury-rk-g-kasymzhanova_a2420663

  3. Садовская И.А.  Алматы. 2019. 

  4. Алтынсарин  Ибрагим. Собрание сочинений. В 3-х  томах. Т. 1. Алма-Ата: «Наука». КазССР. 1975. 

  5. Ситдыков, А.С. Педагогические идеи и просветительская деятельность И. Алтынсарина. Алма-Ата. 1968.

  6. Назарбаев  Н.А. Стратегия независимости. Алматы. 2003.


написать администратору сайта