Главная страница

народы края. Народы края 18-19 вв.. У. Э. 3 Демографическая структура населения северозападной сибири в xviiixix вв. (семинарское занятие 2 часа)


Скачать 207 Kb.
НазваниеУ. Э. 3 Демографическая структура населения северозападной сибири в xviiixix вв. (семинарское занятие 2 часа)
Анкорнароды края
Дата16.02.2022
Размер207 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНароды края 18-19 вв..doc
ТипЗанятие
#364086

У.Э. 1.3.4. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XVIII-XIX ВВ.

(семинарское занятие – 2 часа)
Цель У.Э. 1.3.4: научиться выделять изменения в структуре населения Северо-Западной Сибири в XVIII-XIX вв.
Учебные задачи У.Э. 1.3.4:

1. Научиться характеризовать социальную структуру населения Северо-Западной Сибири в XVIII веке.

2. Научиться характеризовать социальную структуру населения Северо-Западной Сибири в XIX веке.

3. Научиться сравнивать социальную структуру населения Северо-Западной Сибири
В рамках данного занятия необходимо продемонстрировать следующие результаты:

  1. Характеризовать состав, численность и образ жизни населения Северо-Западной Сибири в XVIII веке.

Большую часть коренного населения земли Югорской в XVIII составляли ханты(остяки). В начале века их было примерно 3 тыс. чел., к концу века население увеличилось до 5200 чел.

В бассейне Северной Сосьвы и ее притока Ляпина расселялись манси. Г.Ф. Миллер писал в 1749г. что в это время «Естельскую волость» населяли вогулы-манси численностью в 50 плательщиков ясака. К 1795г. на территории проживало около 750 вогулов.

Вверх по Оби, в низовьях Иртыша селялись южные-ханты численностью около 4300 чел.

В бассейне Средней Оби размещались кантыхи или кантэки (ханты составляющие востояную этнографическую группу), их численность не превышала 1400 чел. К 1764 достигла 3600 чел., а к концу столетия – 4400 чел.
На реке Вах, в первой половине века жили селькупы. К 60-м годам в Тымской волости по Ваху и Куль-Егану числилось 200 чел., через 20 лет-400 чел.

В районе Ляпина кочевали тундровые ненцы – зарегистрировано было 20 плательщиков ясака. Наряду с «ляпинской самоядью! Упоминают и «обдорскую самоядь» - численность около 180 плательщиков ясака. К середине века общая численность превышала 800 чел.
Русское население в течении XVIII оставалось малочисленным. На севере они проживали в Березове и Сургуте. В 1701 в Березове числилось 331 чел. Служилых и 3 податских человека (женщины не учтены) К 1722г. в Сургуте числилось около 150 дворов, в которых проживало 540 человек мужского пола. К 40-м годам 18 века в Березове было 175 частных дворов. В Сургуте в это время было 166 дворов. Численность городовых сравнялась: в Сургуте – 162, в Березове -167 чел. Объясняется это тем, что в 1737 г. в Сибири были сформированы первые регулярные воинские подразделения – драгунский полк и солдатский батальон. В целом, заметных изменений за век не произошло, русское население все же уступало по численности ханты и манси.
Ненцы и ханты жили в чумаках, крытых оленьими шкурами. Часть обских ханты жила в землянках. Сургутские ясачные люди сооружали деревянные юрты. К концу столетия зажиточные ханты имели обычные крестьянские дома.
В одежде коренного населения сказывалось русское влияние. Русские рубахи, сапоги, шубы стали привычными во 2-й пол. 18 в. Для ясачных людей. Культурному взаимообмену русского и коренного населения способствовали смешанные браки, хотя число их было небольшим. В семьях северян женщина вообще играла важную роль: к ее советам прислушивались без ее согласия никаких серьезных решений не принимали: обычай предоставлял женщинам довольно широкие права по распоряжению семейным имуществом. Дети воспитывались в духе уважения к своим родителям. Почтительное отношение к отцу матери к своим предкам было нормой для казаков, крестьян, ямщиков, мещан, живших на Обском Севере.
Большое влияние на быт населения оказывала церковь. Русские Северяне были ревностными христианами. Они жертвовали деньги на строительство церквей и их содержание, на жалованье священникам. Большинство местных духовных династий вели свое происхождение из казачьей среды. Прихожане сами выбирали священников и причетников. Северяне регулярно посещали церковь, любили петь на клиросе Православная церковь оказывала заметное влияние и на быт ханты и манси. Ненцы оставались убежденными язычниками-шаманистами. Дух-покровитель семьи изображался в виде человека (в русских источниках именовался «болваном») и ставился в переднем углу жилища, перед ним находился ящик, куда складывали подарки, кроме духа- заступника всей семьи каждый ее член мог иметь своего духа, иногда даже двух-трех. Сохранялись у жителей Югорской земли и другие культы: культ мертвых, культ зверей и птиц, культ дерева и др.
С семейными и личными духами покровителями, по понятиям ханты и манси, можно было общаться без чужого посредничества. С духами более высокого ранга общались через шаманов. В начале XVIII в. в земле Югорской активизируется миссионерская деятельность православной церкви. Вдохновителем и проводни ком массовой христианизации остяков и вогулов стал Филофей Лещинский, украинец, выпускник Киевской духовной академии. В 1702 г. он стал Сибирским митрополитом. В 1710г. Петр I подтверждает указ о необходимости крещения народов Обского Севера.

  1. Характеризовать состав, численность и образ жизни населения Северо-Западной Сибири в XIX веке.

3. Составлять сравнительную таблицу социальной структуры населения Северо-Западной Сибири в XVIII-XIX вв.

Действия студента

Консультации. Комментарии. Дополнительная информация

Освоение У.Э. 1.3.4. предполагает выполнение заданий дома и в библиотеках, с последующим обсуждением на аудиторном занятии.

Демографическая структура определяется половым, возрастным, этническим составом населения на определенной территории.

Под демографической ситуацией понимается количественная и качественная характеристика демографических процессов (рождаемости, смертности и т.д.) на определенной территории в определенное время. В отличие от животных, численность человеческих общностей регулируется не только биологическими, но и социальными факторами. Издавна появились искусственные механизмы сдерживания и стимулирования демографического поведения людей в обществе. Влияние различных факторов и воздействие тех или иных механизмов варьировалось в разные эпохи, что и определяло различные модели демографического поведения (системы поступков, направленных на сохранение или изменение демографической ситуации).
Задание 1 и 2:

Опираясь на предложенную литературу и источники (приложение 2) необходимо охарактеризовать демографическую структуру населения Сибири в XVIII и XIX вв. Результаты необходимо оформить в виде таблицы (заполняя все столбцы за исключением последнего).



Вывод.
Задание 3.

На основе предыдущего задания и предложенной литературы необходимо выделить причины изменения демографической структуры населения в Сибири на протяжении двух столетий. Результаты оформить в виде таблицы (заполнить оставшийся столбец):



Вывод.


Консультация. При заполнении таблицы следует учитывать, что этнический состав населения Сибири в XVIII и XIX вв. не совпадает. Также следует обратить внимание на то, что коренные народы Сибири (манси, ханты, ненцы) имели множество этнических подгрупп (северные ханты, южные ханты, лесные ненцы и т.д.), численный состав и территория расселения которых отличалась. Заполняя колонку «территория расселения», необходимо указывать географические ориентиры (название селений, городов, реки, озера). При заполнении колонки «численность населения» следует указывать цифирные показатели численности на начало века и на конец века. Характеризуя русское население в Сибири, необходимо также рассмотреть социальную структуру, т.е. выделить социальные слои (сословия: казаки, крестьяне и т.д.).

Консультация. Данное задание необходимо выполнять, опираясь на данные полученные в ходе выполнения предыдущего задания. Следует сравнить демографическую структуру населения в XVIII и XIX вв. по предложенным критериям и попытаться выделить основные причины данных изменений, связывая с общей обстановкой сложившейся на территории Сибири в XVIII и XIX вв. Стоит обратить внимание на миграционные процессы, культурные взаимовлияния и т.д.

После заполнения таблицы необходимо сделать вывод, содержащий информацию об основных изменениях в составе населения, его сословной принадлежности, о факторах, которые мешали или способствовали расселению по территории, о процессах, которые происходили на территории.



Народы

Территория Расселения

Численность населения, соц состав

Причины увеличения (уменьшения) численности населения




XVIII

XIX

XVIII

XIX




Манси

В бассейне Северной Сосьвы и ее притока Ляпина

Восточные уезды Пермской Губернии

50 плательщиков ясака


2250 чел.

Увеличивалось за счет аборигенов-ханты, которые перенимали язык и культуру и относили себя к манси.

Происходил обратный отток местных манси на запад.

В сер. XIXв. Сокращение за счет ассимиляции русскими.

Манси-вогулы

«Естельская волость»

-

750 вогулов

-

Ассимиляция местных остяков

Ханты

По нижней Оби

Нижняя Обь

5200 чел

6000-6300чел.

Увеличение за счет переселения манси, живших на южных и западных территориях.

Ассимиляция русскими. Тюркизация в сибирско-татарской среде.

Восточные-ханты

-

На ср.Оби и ее притоках Югане, Вахе, Воасюгане

-

4000-4400-5600 чел.

Увеличение за счет естественного прироста+приток хантыйского населения с запада

Южные-ханты

Вверх по Оби, в низовьях Иртыша

-

около 4300 чел.

-

Уменьшение вызвано растворением части ханты в русской среде (они стали учитываться в составе русских)

Тюркизация.

Кантыки (ханты составляющие восточную этнографическую группу)

В бассейне Средней Оби

-

1400 чел. К 1764 достигла 3600 чел., а к концу столетия – 4400 чел.

-

Увеличение населения связано с притоком на Среднюю Обь южных и северных ханты.

Ненцы

Район Ляпино

-

20 плательщиков ясака

.

Увеличивалось за счет естественного прироста

Тундровые-ненцы

-

Верховья Ляпино

-

160-140-125 чел

Уменьшение за чет перемещения и перевода отдельных семейств и целых групп подчинения от одного ведомства к другому.

Лесные ненцы

Северо-восток, вне пределов Березоского уезда

Кочевали по реке Назым, в верховьях и по притоку Казыма, Лямина, Тром-Югана, Агана, Надыма, Пура и Таза.

180 плательщиков ясака в 1700г.

400-550-610чел.

Уменьшение за счет невысокой рождаемости; лесные ненцы, жившие по Тазу и в прилегающем к нему районе, были причислены к Туруханскому ведомству.

Уменьшение за чет перемещения и перевода отдельных семейств и целых групп подчинения от одного ведомства к другому.

Коми-зыряне

-

Деревня Саранпауль(по р.Ляпину)

-

40 домов и 300 душ






Задание 3

Народы

Территория Расселения

Численность населения, соц состав

Причины увеличения (уменьшения) численности населения




XVIII

XIX

XVIII

XIX




Русские

Березово и Сургут

Сургутский и Березовский р-ны

В Березове: 331 служилых, 3 посадских чел. 4 свящ. 2 дьякона, пономарь и просвирница. Служащие: воевода, подъячий приказной избы, городничий, 3 пушкаря, 2 томача, 12 детей боярских, 2 атамана казачьих, 7 пятидесятников.

В Сургуте служило 150чел. В Березово-142чел.

1803г. Березово: 26 купцов, 78 мещан и цеховых, 54. Гос. Крестьян, 29 дворовых.

Сургут: 1 купец,50 мещан и цеховыхЮ 152 гос.крес., 112 дворовых

Увеличение за счет сближения культур.

1737г. в Сибири сформированы первые регулярные воинские подразделения-драгунский полк и солдатский батальон


Вывод: На территории Сибири за XVIII-XIX произошло множество изменений. Народ манси увеличивался за счет аборигенов, перенимавших культуру, и уменьшался за счет ассимиляции. Можно сказать, что многие народы затронул процесс ассимиляции русскими, растворения части народов в русской среде. Увеличение происходило как за счет естественного прироста, так и за счет переселения одних народов на земли других.


написать администратору сайта