Наследственное право. Убийство. Убийца не наследует ничего от убитого им человека, так как Пророк Мухаммад сказал Нет убийце наследства
Скачать 49.34 Kb.
|
Убийство. Убийца не наследует ничего от убитого им человека, так как Пророк Мухаммад сказал: «Нет убийце наследства».(Сборник хадисов Абу Давуд) Первое мнение принадлежит ханафитам: убийство, наказанием за которое является возмездие (кысас) или искупление (каффара), считается препятствием для вступления в право наследования. Сюда входят: преднамеренное убийство, подобие преднамеренного убийства, непреднамеренное убийство. Что же касается убийства несовершеннолетним, убийства через причину (катль би сабаб) и правомерного лишения жизни, то за них возмездие (кысас) или искупление (каффара) не полагается, и следовательно, они не препятствуют наследованию. Второе мнение принадлежит маликитам: преднамеренное убийство со злым умыслом – будь оно непосредственным или через причину – является препятствием к наследованию. Третье мнение принадлежит шафиитам: любой вид убийства, даже правомерное лишение жизни и самооборона, считается препя-ствием к наследованию. Четвертое мнение принадлежит ханбалитам: все виды убийства, за исключением правомерного лишения жизни, считаются препятствием к наследованию. Существует ряд действий, который должен быть выполнен до того, как имущество, оставленное наследодателем, будет распределено между его наследниками.( Расходы по долгам наследодателя.)- Долги имущества перед Всевышним, как, например, закят или обет (назр). Этот вид долгов, по мнению ханафитов, аннулируется после смерти, если только усопший не завещал их выплаnить. Другие богословы считают, что эти долги не аннулируются, их нужно выплачивать из имущества усопшего; Бабушка Под бабушкой обычно подразумевается мать одного из родителей наследодателя. Так же к этому виду относятся все восходящие по родству бабушки (прабабушки), если они являются «соответствую-щими бабушками». «Соответствующая бабушка» – это такая бабушка или прабабушка, родство которой, нисходящее к наследодателю, не было прервано «несоответствующим дедушкой». Пример «соответствующей бабушки»: мать отца, мать матери, мать матери отца, мать отца отца.Пример «несоответствующей бабушки»: мать отца матери, мать отца матери отца.Только в единственном случае – при отсутствии матери – бабушка получает наследство в размере 1/6. Если бабушек больше одной, то одну шестую они делят между собой поровну. Основанием наследования бабушки является Сунна: передается, что Пророк (с.а.в.) давал бабушке одну шестую часть наследства27 и двум бабушкам присуждал одну шестую часть наследства.Мнение ученых единогласно: мать не допускает к наследованию любую бабушку, будь она по отцу или по матери (пример 2). И нет разногласия в том, что если одна из бабушек, линии родства которых одинаковы, будет ближе другой по степени родства, то ближняя не допустит к наследованию дальнюю (примеры 3, 4). Так же мнения ученых не расходятся относительно того, что ближняя бабушка по линии матери не допускает к наследованию дальнюю бабушку по линии отца (пример 4). Большинство ученых (джумхур) считают, что отец не допускает к наследованию только бабушек по линии отца, а на бабушек по ли-нии матери он не влияет. С этой точкой зрения не согласны богос-ловы ханбалитской школы, которые считают, что он вообще не вли-яет на бабушек, какой бы линии родства они ни были (примеры 5, 6). Более предпочтительным в данном вопросе считается мнение боль-шинства мусульманских ученых.После принятия богословами единогласного решения относи-тельно того, что ближняя бабушка по линии матери не допускает к наследованию дальнюю бабушку по линии отца, их мнения разде-лились относительно ближней бабушки по линии отца и дальней бабушки по линии матери. Одни (маликиты и шафииты) считают, что ближняя бабушка по линии отца не является недопускающей по отношению к дальней бабушке по линии матери и что, напротив, они делят между собой одну шестую наследства поровну. Другие (ханафиты и ханбалиты) полагают, что ближняя бабушка по линии отца не допускает к наследованию дальнюю бабушку по линии мате-ри (примеры 7, 8). Мнение последней группы ученых более предпо-чтительно. Кроме того, оно избрано Кувейтским и Египетским граж-данским правом. В трудах ученых ханафитской школы приводится один пример под названием «Замышляющая бабушка (аль-Мудмира)». Предпо-ложим, что женщина (аль-Мудмира), имея внука и внучку от своего сына и дочери, поженила их. У этих внука и внучки родился ребенок, тогда она (аль-Мудмира) приходится ему как прабабушкой по мате-ринской (мать матери матери), так и прабабушкой по отцовской ли-нии (мать отца отца). В то же время у этого ребенка есть другая пра-бабушка по отцу (мать матери отца). Как разделить между ними одну шестую в случае, если эти бабушки станут наследницами? Основа-тель Ханафитской школы, Имам Абу Ханифа, и его ученик Абу Юсуф считают, что аль-Мудмира несмотря на то что она прабабушка по отцу и по матери, наследует как одно лицо. Другой его ученик, Мухаммад аш-Шайбани, учитывая две линии родства, полагает, что она наследует как два отдельных лица (пример 11). Следует отметить, что в этом вопросе лучше придерживаться мнения основателя ха-нафитской школы Под родной сестрой подразумевается дочь обоих родителей наследодателя. Родная сестра допускается к наследованию при отсутствии восходящего(Таково мнение большинства богословов ханафитской правовой школы. Богословы маликитской, шафиитской и ханбалитской правовых школ, а также некоторые ханафитские ученые в лице Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани считали, что из родственников восходящего родства только отец не допускает братьев и сестер к наследованию. Подробно см. раздел «Наследование дедушки с братьями и сестрами».)и нисходящего родства мужского пола. Относительно способов наследования она похожа на дочь, и поэтому в первых трех случаях наследует так же, как и дочь, если отсутствует нисходящее родство как мужского, так и женского пола. Самостоятельные наследники конечной доли – это родственники мужского пола, не нуждающиеся в других при наследовании остатка и являющиеся родственниками наследодателю только по мужской линии. К ним относятся следующие двенадцать наследников, рас-положенные в соответствии с последовательностью линий (джиха) родства. 1) Линия детей: сын, сын сына (и нисходящие внуки). 2) Отцовская линия: отец, отец отца (и восходящие деды). 3) Линия братьев: родной брат, единокровный брат, сын родного брата, сын единокровного брата (племянники и нисходящие внуча-тые племянники). 4) Линия дядей: родной дядя, единокровный дядя, сын родного дяди, сын единокровного дяди (и нисходящие двоюродные братья). Данную последовательность при учёте первостепенности линий родства в лице имама Абу Ханифы предлагают богословы ханафит-ской правовой школы. Богословы маликитской, шафиитской и хан-балитской правовых школ, а так же Абу Юсуфа и Мухаммада ибн Хасан аш-Шайбани, как результат другого мнения относительно де-душки наследодателя54, предлагают иную последовательность. 1) Линия детей: сын, сын сына (и нисходящие внуки). 2) Отцовская линия: только отец. 3) Линия дедов и братьев: отец отца (и восходящие деды), родной брат, единокровный брат. 4) Линия племянников: сын родного брата, сын единокровного брата (племянники и нисходящие внучатые племянники). 5) Линия дядей: родной дядя, единокровный дядя, сын родного дяди, сын единокровного дяди (и нисходящие двоюродные братья) Пример 7 (пример «Соучастия» или пример «Ослов»). После наследодателя, имевшего 600 000 рублей, остались: муж, мать, два единоутробных брата, родной брат. основа долей основа долей равна шести. Вычисляем долю (сахм) жены, матери и единоутробных братьев. 6 : 2 = 3 3 × 1 = 3. 6 : 6 = 1 1 × 1 = 1. 6 : 3 = 2 2 × 1 = 2. Родной брат наследует остаток и поэтому забирает остаток долей после наследников обязательной доли:6 – 3 – 1 – 2 = 0. В этом случае родному брату не достается наследство, хотя он достойнее, чем единоутробные братья, так как сильнее их по силе родства (кува). Относительно этого примера существуют два мнения Ханафиты и ханбалиты решили, что родной брат в этом случае ничего не получает. Маликиты и шафииты пришли к выводу, что родной брат приравнивается к единоутробному и становится с единоутробными братьями соучастником в наследовании. Свое мнение они основывают на судебном решении четвертого праведного халифа Умара ибн аль Хаттаба. Передается, что он, столкнувшись с таким случаем, не определил наследство родному брату, на что ему сказали: «Представь, что его отец (отец родного брата) был ослом (т.е. не бери во внимание его отца), ну разве мы не дети одной матери?». После этого халиф Умар вынес решение об их совместном наследовании. Наследники материнского родства (заву аль-архам) – это каждый родственник наследодателя, не имеющий права наследовать обяза-тельную долю (фард) и конечную долю (та‘сиб) наследства. Как пра-вило, это такие родственники, которые приходятся родственника-ми наследодателю через наследницу женского пола. Например, дети дочерей, дети сестер, дочери братьев, братья и сестры матери (дяди и тети по матери), несоответствующий дедушка и несоответствую-щая бабушка. Относительно наследования родственников материнского род-ства (зави аль-архам) существует два основных мнения. Согласно первому мнению, родственники материнского родства (заву аль-архам) являются наследниками, участвующими в наследовании при отсутствии наследников обязательной (фард) и конечной доли (та‘сиб). Это мнение ханафитской и ханбалитской правовых школ и мнение большого числа сподвижников, из которых два праведных халифа – Умар и Али. Согласно второму мнению, родственники ма-теринского родства (заву аль-архам) не являются наследниками, и, если наследодатель не оставил после себя наследников обязатель-ной (фард) или конечной доли (та‘сиб), наследство передается в каз-ну (байт аль-маль). Так считают богословы маликитской и шафиит-ской правовых школ, однако более поздние маликиты и некоторые шафииты считали родственников материнского родства (заву аль-архам) наследниками в случае отсутствия или несоответствующего функционирования казны. Ханафиты и ханбалиты в подтверждение своего мнения приво-дят аят Священного Корана: «И обладатели родства одни ближе к другим по книге А ллаха, чем верующие и чем мухаджиры» (33:6). Всевышний в этом аяте указал на то, что любые обладатели родства ближе и достойнее, чем кто-либо другой в вопросе наследования. Это мнение так же под-тверждается изречением Пророка (с.а.в.): «Дядя (по матери) – наслед-ник того, у кого нет наследников». Сторонники второго мнения в подтверждение своих слов также используют изречение Пророка: «Поистине Аллах уже распре-делил каждому заслуживающему то, что ему причитается, и посему нет завещания наследнику»63. Следовательно, если бы кто-нибудь из материнского родства (заву аль-архам) заслуживал наследство, то Всевышний непременно упомянул бы его в качестве наследника в Коране.Предпочтительнее в этом вопросе придерживаться первого мне-ния, согласно которому родственники материнского родства (заву аль-архам) являются наследниками, участвующими в наследовании при отсутствии наследников обязательной и конечной доли. Это мнение так же отражено в гражданском праве ряда арабских стран, таких как Кувейт, Египет и Сирия |