Учебные вопросы Современная философия общая характеристика. Иррационализм
Скачать 420.56 Kb.
|
Лекция 8. Современная западная философия Учебные вопросы: 1. Современная философия – общая характеристика. 2. Иррационализм. 3. Позитивизм. 4. Экзистенциализм. 1. Современная философия: общая характеристика Этап развития философского знания в Западной Европе следующий после немецкой классической философии, принято называть современной западной философией. Этот период включает временной отрезок с кон. XIX в. до наших дней. Современная западная философия характеризуется многообразием направлений, течений и школ, в силу чего представляет собой сложное, противоречивое образование, что создает определенные сложности в определении ее генеральной идеи. Современная западная философия является прямым продолжением рационалистических традиций, заложенных философией Нового времени и последующими этапами. К типам философского мышления наиболее распространенным в Западной Европе и Северной Америке можно отнести такие философские учения как иррационализм, позитивизм, экзистенциализм. При этом некоторые из указанных концепций одни оказались тесно связаны с успехами естественнонаучного знания (например, прагматизм) и стали прологом сциентического мировоззрения (вера в науку как универсальное средство решения всех проблем стоящих перед человечеством), другие (например, иррационализм и экзистенциализм) послужили основанием для антисциентического взгляда на мир. Сциентизм Роль науки в жизни общества Позитивизм Прагматизм Фрейдизм Антисциентизм Роль внутреннего мира и переживаний человеком своего бытия Философия жизни Экзистенциализм Герменевтика Прагматизм – философское направление, целью ставит выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их жизненные задачи на практике. Представители: Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи – американские философы. Психоанализ – философское направление, объясняющее роль бессознательного и иных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем считается австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд (1856- 1939). Неофрейдизм– философское направление, возникшее на основе учения З.Фрейда. Представители: А.Адлер, В.Райх, Г.Юнг, Э.Фромм. Теологическая философия обсуждает проблемы Бога как творца всего сущего и человека, высшего творения Бога. Неотомизм – современное направление теологической философии, которое освободилось от ряда догм и уделяющее больше внимания социальной гармонии, морали, миру между народами. Представители: Э.Жильсон, Е.Корет, К.Ранер, К.Войтыла. Аналитическая философия – направление в западной философии XX в., предметом анализа которого стали языковые средства науки, обыденный язык и язык философии. Большинство философских проблем носят логико-лингвистический характер в результате многозначности и неверного понимания понятий языка. Представители: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, философы «Венского кружка» (Р. Карнап, М. Шлик и др.) Философия жизни – направление, сложившееся в конце XIX века и существующее сегодня, внимание уделяет понятию «жизнь». Жизнь – первичная реальность, целостный процесс, непрерывное творческое становление «живого». Ценности философии жизни – стремление к жизни, отсутствие страха смерти, воля к власти, благородство. Представители: Фридрих Ницше, Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер. Герменевтика – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания текста. Свое название данное направление получило от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми и истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Представители: Ф.Шлейермахер, М.Хайдеггер, Г.Гадамер, П.Рикер. Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стало существование человека, его проблем, трудностей жизни в окружающем мире. Основателем считается датский философ Сьорен Кьеркегор. Лучшими представителями были: Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер. Философская антропология – направление, в центре внимания которого находится человек. Представители: М.Шелер, А.Гелен, М.Плесснер – задачу философии видят в создании целостной, интегральной концепции человека. В XX в. в рамках современных философских учений произошло становление и структурное оформление такие области философского знания как философия науки и техники, философия культуры, философская антропология, философия образования. Особенности современной западной философии Исследование частных или прикладных проблем Нарастание иррациональных и оккультных позиций, мистики Общее ослабление влияния религии на философию Плюрализм в философском мышлении Толерантность современной философии Интегративность Антропоцентризм 2. Иррационализм Стремительная интенсификация жизни в современной цивилизации во многом лишила человека возможности адекватно отслеживать причинно-следственную цепь, ведущую к воплощению в действительности тех или иных явлений. Неспособность понять истинные причины возникновения этих явлений подталкивает современного человека к попыткам объяснить их при помощи мистических образов. Тем более, что невероятные достижения науки XIX в.-XX в. открыли много непривычного, а иногда не всегда доступного здравому смыслу человека, основанному на земной практике. В таких условиях неудивительны попытки объяснить странные и непонятные явления ссылками на знание иррационального характера. Следствием таких обстоятельств развития цивилизации стало возникновение и развитие иррационалистической философии. Если Г.В.Ф.Гегель утверждал, что «Все действительное разумно, а все разумное действительно», так как мир, по его мнению, есть воплощение разумного творческого начала – абсолютной идеи, то иррационализм исходит из обратных положений. Иррационализм Мир не может быть разумно организованным, потому, что в нем вообще нет ни малейшего намека на рациональность. Основу мира составляет «воля». Воля – это независимый от внешних обстоятельств эмоциональный порыв, определяющий существование природы, человека и общества. Сама по себе воля лишена, какой-либо обоснованной цели. По своей сути это агрессивное, безрассудное, разрушительное стремление, проявляющееся в борьбе за гегемонию в удовлетворении потребности человека в качестве жизни, властолюбии, страхе, сексуальных влечениях, всего того, что составляет содержание жизни и не поддается абсолютному контролю. Воля порождает мир, но сама не имеет никакой рациональной причины. Мир, созданный волей безрассуден, иррационален и враждебен человеку. Его атрибуты время и пространство – главные препятствия человеческого счастья, так как время неумолимо, пространство непреодолимо. Причинно-следственные отношения делают невозможным ликвидацию социального неравенства. История лишена смысла, со временем жизнь людей не становится лучше, цивилизация только создает дополнительные непреодолимые преграды для достижения человеком счастья. Развитие науки и техники сделали людей слабыми и зависимыми существами, неспособными жить самостоятельно. В целом жизнь людей представляет собой череду неудачных попыток преодоления непреодолимых препятствий Но такое состояние невечно, существует средство позволяющее решить проблему бессмысленного существования. Основатель иррационализма А. Шопенгауэр видит решение проблемы жизни в альтруизме. Его последователь З. Фрейд считал, что только безграничный доступ к удовольствию сможет разрешить тяжесть жизненных проблем. Ф. Ницше полагал, что проблему отчужденности жизни может решить лишь завоевавший полную свободу действий совершенный «сверхчеловек». Б. Бергсон видит выход в интуитивных актах человеческой деятельности, протекающей в условиях противостояния жизни и материи. 3. Позитивизм Позитивизм – направление, выступающее за освобождение философии от ненаучного, и чтобы она опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна освободиться от любой оценочной роли, в исследовании руководствоваться только научным арсеналом средств (как всякая другая наука) и опираться только на научный метод. Основателем позитивизма считается О.Конт (1798-1857). Позитивизм – философское направление, которое исходит из представлений о том, что философия как дисциплина умозрительная с неопределенной объектно-предметной сферой, лишена возможности самостоятельно получить достоверное знание об окружающей действительности. На это, по мнению позитивистов, способно только естественнонаучное знание. Положения позитивизма • Единственным адекватным знанием является научное знание; • Роль философии преходяща; • Философия ставит вопросы, способствует критическому мышлению, но не приводит к истине; • В общем и целом занятия философией не могут привести к приращению знания. В позитивизме выделяют следующие этапы развития: классический, неопозитивизм, постпозитивизм, эмпириокритицизм Основатель позитивизма О.Конт утверждал: «Наука сама по себе философия». Причиной того, что традиционная философия неспособна получить истинное знание о мире, является тот факт, что философское знание изначально опирается на искусственные, абстрактные логические модели, истинность которых ни чем не подтверждается. В силу этих обстоятельств философия не может претендовать роль учения о сущности явлений, их причинах и следствиях. Философия может продолжить существование только как совокупность общих естественнонаучных положений. Важнейшими чертами классического позитивизма являются: а) сциентизм – идеология, основанная на вере в безграничные возможности большой науки; б) приверженность эмпирическим методам познания природы и социальных явлений – естественнонаучный метод. В целом позитивизм является результатом рационалистической установки на получение абсолютного знания о действительности, истинность которого ни у кого не вызывала бы никакого сомнения. Только на базе научных фактов, подтвержденных результатами научного опыта возможно получение достоверного знание о природе, обществе и мышлении. Практическое предназначение философии заключается в конструировании обобщенной естественнонаучной картины мира и выработке методов научного познания. Неопозитивизм (философы «Венского кружка» М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат, представители Львовско-Варшавской школы – А.Тарский, Я.Лукасевич, также Б.Рассел, Л.Витгенштейн) – гносеологическое философское учение, выдвигавшее на первый план проблему выразимости в языке научного знания. Смысл науки заключается в фиксации чувственных данных в определенной, логично обоснованной языковой системе. Главная их идея – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Положения неопозитивизма Негативное отношение к метафизике. Культ науки. Утверждение эмпиризма. Критерий научности знания – эмпирическая проверяемость достоверности предложений – верификация (верификация: доверять следует только тем фактам, которые могут быть проверены). Физикализм – концепция, согласно которой язык физики должен стать универсальным языком науки. Предложения, выражающие зафиксированный чувственный опыт считаются истинными тогда, когда их содержание не выходит за пределы ощущений чувственного опыта и формальной логики (принцип верификации). Такими предложениями могут быть только «протокольные» предложения, фиксирующие однозначную фактическую информацию. Верификация и фальсификация Доверять стоит только фактам, которые могут пройти процедуру верификации Доверять стоит только суждениям (умозаключениям и теориям), которые могут пройти процедуру фальсификации Верификация – сверка с реальностью фактов, на основе которой можно сказать является ли суждение истинным или ложным. Фальсификация – возможность указать на конкретную и определенную модель факта (фактов), наличие которых опровергает суждение (умозаключение, теорию). Верификация и фальсификация Суждение: куски дерева не тонут в воде. Верификация: мы опустили в воду более миллиона кусков различной древесины и они удержались на воде. Фальсификация: кусок эбенового дерева не держится на воде. Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун) – философское воззрение, развивающее в качестве основного направления философского знания методологию научного познания. Главная их цель – развитие научного знания. По мнению постпозитивистов толчком к развитию знаний человека о мире является не простая любознательность, а кризис предыдущей теоретической научной картины мира, вызванный открытием новых фактов. Истинность положений выдвинутых теорией доказывается их соответствием фактическому материалу. Эмпириокритицизм (Эрнст Мах, Рихард Авенариус) – философское учение, трактующее мир как совокупность фактов, данных человеку в ощущениях. Основная идея махизма – в основе философии должен быть критический опыт (эмпириокритицизм). Ощущения предшествуют человеческому опыту, который в свое содержание включает информацию, привнесенную рассудком. Та часть опыта, которая оказалась, сформирована не под воздействием ощущений, является причиной возникновения метафизических понятий, содержание которых не имеет к истинному, фактическому знанию никакого отношения. 4. Экзистенциализм Экзистенциализм – философское учение центральной проблемой, которого является комплекс вопросов, связанных с реализацией человеком своего существования. Выделяют религиозный (Н.Бердяев, К.Ясперс) и атеистический (А.Камю, М.Хайдеггер) экзистенциализм. В целом экзистенциональные учения представляют собой неоднородное и противоречивое явление. Общей темой для них является тезис о признании в качестве единственной подлинной действительности – ощущение человеком своего существования. Ощущение собственного бытия предшествует любому знанию человека о мире. Как существо эгоистическое, человек непрерывно находится во власти, эмоционального переживания собственного бытия. Подлинная действительность – бытие человеческой личности (человек сам определяет свою сущность, стремится к индивидуальной цели, выбирает свою жизнь). Мир абсурдный, бессмысленный, как и вся человеческая жизнь. Бытие человека – драма (сознание человека свободно, воля предопределяет жизненный путь, не свободен в своем выборе от общества, одиночество). Осознание невечности своего существования заставляет его рассматривать жизнь как движение к познанию сущности бытия и смыслу существования. Но мир абсурден и лишен смысла, его сущность непостижима, так как субъективный по своей природе человек не способен объективировать получаемое знание. Человек обречен на свободу, он свободен в выборе способов познания мира, системы его оценок и, в конечном счете, модели своего существования, в любой момент только от человека зависит способ реализации своего бытия. Но свобода оборачивается для человека тяжелым бременем одиночества, порожденного ответственностью за качество своего выбора. Обреченный на постоянный выбор человек остается один в ответственности перед собой и обществом за качество сделанного выбора. Одиночество и ответственность порождают страх – самый сильный мотив поведения человека. Страх раскрывает сущность человека его истинные желания. Страх и свобода – главные категории философии экзистенциализма. В целом экзистенциональная философия представляет собой очередную попытку создания целостной концепции человека. Тестовые задания 1. Экзистенциализм – это: а. учение о существовании человека; b. учение об устройстве Вселенной; c. направление в теории познания; d. учение о развитии. 2. Представителем философии жизни является: а. З. Фрейд; b. Г. Гегель; c. Вольтер; d. Ф. Ницше. 3. Термин «экзистенция» был введен: a. М. Хайдеггером; b. С. Кьеркегором; c. А. Камю; d. Ж.П. Сартром. 4. «Философия науки» как направление философского знания появилась в(во): a. второй половине XIX века в рамках неклассической философии; b. эпоху Возрождения; c. Средние века; d. философии марксизма. 5. «Человеку массы» противостоит «сверхчеловек» считал: a. Ф. Энгельс; b. Ф. Ницше; c. Г. Гегель; d. Ф. Шеллинг. 6 . В бунте против абсурда видел смысл жизни человека: a. М. Хайдеггер; b. А. Камю; c. З. Фрейд; d. К. Маркс. НУЖНАЯ ТАБЛИЦА по «Истории философии» Эпоха века Общая характеристика Философы Античное время IIV в. до н.э. – VI в. н.э. Космоцентризм Стихийный материализм Первые представления о диалектике Проблема человека Объективный идеализм Фалес Анаксимандр Гераклит Сократ Платон Аристотель Средне- вековье V-XV вв. Теоцентризм Креационизм Провиденциализм Проблема универсалий (номинализм и реализм) Ансельм Кентеберийский Фома Аквинский Возрождение XV —XVI вв. Гуманизм Неоплатонизм Натурфилософия Ф. Петрарка Н. Кузанский Н. Коперник Новое время |