Главная страница
Навигация по странице:

  • 7. ЧЕЛОВЕК, БИОСФЕРА И КОСМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ

  • 7.1.1. Противоречия современной цивилизации

  • 7.1.2. Понятие биоэтики и ее принципы

  • Цель биоэтики

  • 7.1.3. Медицинская биоэтика

  • Принципы поведения животных

  • Концепции современного естествознания_Бочкарев А.И, Бочкарева Т.. Учебник для студентов вузов А. И. Бочкарёв, Т. С. Бочкарёва, С. В. Саксонов под ред проф. А. И. Бочкарёва. Тольятти тгус, 2008. 386 с


    Скачать 2.96 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов вузов А. И. Бочкарёв, Т. С. Бочкарёва, С. В. Саксонов под ред проф. А. И. Бочкарёва. Тольятти тгус, 2008. 386 с
    Дата10.09.2022
    Размер2.96 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонцепции современного естествознания_Бочкарев А.И, Бочкарева Т..doc
    ТипУчебник
    #669818
    страница24 из 37
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   37

    Контрольные вопросы


    1. Каковы физиологические особенности человека?

    2. Каковы факторы риска здоровья человека?

    3. Каковы генезис человека разумного?

    4. Каковы принципы мудрого отношения к жизни?

    5. Каковы возрастно-половые особенности человека?

    6. Каковы фазы работоспособности?

    7. Что такое «мозговой штурм»?

    8. Что такое творчество?

    9. Как формировать инновационную культуру?

    10. Какова направленность эволюции человека?

    7. ЧЕЛОВЕК, БИОСФЕРА И КОСМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
    7.1. Биоэтика

    Сравнительно недавно возникла одна из многих междисциплинарных наук – биоэтика. Причем в данном случае речь идет о науке, пограничной между естественными и гуманитарными знаниями. Предпосылки создания биоэтики, ее цели и задачи будут рассмотрены ниже.
    7.1.1. Противоречия современной цивилизации
    Сто пятьдесят лет тому назад в биосфере сложилось определенное равновесие. Человек использовал относительно небольшую часть ресурсов природы, перерабатывал ее для обеспечения своих потребностей и часть их снова возвращал в окружающую среду. В этот период природа испытывала небольшую нагрузку со стороны человечества и была в состоянии самовосстанавливаться. Для изучения проблем взаимодействия животного мира, мира растений и человека между собой и со средой обитания возникла новая наука – экология.

    Постепенно, в связи с развитием производства и началом использования природных ресурсов во все возрастающих масштабах, сложившееся равновесие стало постепенно нарушаться, и изменения в природе стали происходить такими темпами, что качество среды обитания резко ухудшилось. Особенно интенсивно этот процесс протекал, начиная со второй половины прошлого века. К настоящему времени все три сферы обитания животных и растений — атмосфера, гидросфера, литосфера – оказались сильно загрязнены вредными для живых организмов веществами.

    Причем в последние десятилетия ухудшение среды обитания живых организмов (в том числе и человека) происходит со все возрастающей скоростью. Указанный дисбаланс состояния биосферы привел к тому, что экология стала в большей мере заниматься проблемами выяснения причин ухудшения качества окружающей среды и в основном превратилась в науку изучения окружающей среды и выработки оптимальных условий природопользования. Сегодня с понятием экологии чаще всего связывают вопросы состояния окружающей среды и проведение природоохранных мероприятий.

    Итак, налицо ситуация, когда развитие цивилизации приходит в противоречие с возможностью выживания живых организмов в существенно ухудшающейся среде обитания.

    Другим противоречием современной цивилизации является, с одной стороны, все убыстряющееся развитие естественно-научных направлений исследования природы в физике, химии, биологии и т.д., а с другой – возможности использования достижений этих наук для уничтожения всего живого при применении ядерного, химического или бактериологического оружия.

    Новым направлением биологии является также генная инженерия, дающая возможности клонирования живых организмов. С одной стороны, это исключительно перспективное направление исследований для улучшения существующих в природе живых организмов – выведения более продуктивных пород скота и сортов сельскохозяйственных растений, возможность искусственного создания банка разнообразных человеческих органов для замены, трансплантации и других медицинских целей. А с другой стороны, клонирование может привести к созданию различного рода мутантов с непредсказуемыми свойствами, в том числе и с вредными для окружающего живого мира.

    Можно указать также на противоречия, связанные с развитием и превращением биосферы в техносферу. Происходит создание новых высокосовершенных роботов, способных заменить труд человека на многих производственных операциях, компьютеров с искусственным интеллектом, способных обыграть в шахматы выдающихся шахматистов. Развитие этих направлений, в том числе самообучающихся систем, может привести к неконтролируемым человеком результатам.

    Перечисленных фактов достаточно для того, чтобы сложился пессимистический взгляд на дальнейшее развитие цивилизации с возможностью самоуничтожения биосферы в обозримом будущем. Некоторые ученые усматривают в таком исходе некоторый общий принцип, суть которого сводится к тому, что путь биологического развития, подобный земному, проходил во Вселенной многократно и заканчивался самоуничтожением цивилизаций.

    Эта точка зрения основывается на следующих соображениях. Эволюция жизни сопровождается созданием, накоплением и передачей информации. Наиболее фундаментальным типом биологической информации является информация генетическая. Ее носитель – молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). В сущности, эволюция жизни есть эволюция информационной молекулы.

    Информация получила способность накапливаться и передаваться по наследству небиологическим путем. Возник способ эволюции, параллельный биологическому. Эволюция информации более не нуждается в жизни с ее медленным механизмом эволюции. Биосфера передала эстафетную палочку эволюции антропогенному миру.

    В конечном счете, человек окажется, и уже в значительной степени оказался, в искусственном мире. Он выходит из равновесия с живой природой, перестает быть частью биологического мира. Подобно созревшему плоду, человек отрывается от древа жизни. Он отчуждается от жизни с ее законами эволюции. Ни одно живое существо не может выжить вне живой природы, кроме человека. Он может уничтожить все живое и продолжать существовать. Он не зависит от кислорода атмосферы, вырабатываемого растениями, ибо может добыть его электролизом. Ему не нужно мясо животных, ибо он может синтезировать любой набор аминокислот. Если он еще не достиг этого состояния сейчас, то, во всяком случае, приближается к нему.

    С этого момента существование жизни на Земле перестает быть условием его собственного существования. Он может сохранить жизнь для забавы и для развлечения в виде ландшафтных заповедников и биологических парков. Но, скорее всего, жизнь не сохранится в неволе у человека и, лишенная собственного саморегулирования, исчезнет, если только не успеет адаптироваться к человеку, но уже не как к биологическому виду, а как к чужеродной стихии.

    Из семени плода, оторвавшегося от древа жизни, разовьется новое древо, имя которому антропогенный мир. В этом мире удовлетворение биологических потребностей человека становится целиком зависимым от производства. В отличие от биологического, в антропогенном мире производство –необходимый элемент гомеостаза.

    Биологически существование живого организма сводится к исполнению трех функций:

    1. поддержанию жизни, т.е. удовлетворению потребности в пище, физиологических отправлениях, восстановлению сил (сон, отдых);

    2. приспособлению к внешней среде, пассивному (гнездо, нора, средства мимикрии и т.д. у животных; кров, одежда – у человека) и активному (защите от посягательств других особей);

    3. воспроизводству себе подобных.

    Природа снабдила все живое средствами для исполнения этих функций, сделав, однако, так, что эти средства не являются абсолютными. Относительность и ограниченность их в отношении каждого отдельного организма делают ограниченным время жизни индивидуума, что является условием обновления, совершенствования и развития живого как целого.

    По мере развития нового древа неизбежно возникает вопрос: «Нужны ли вообще человеку его биологические потребности?» Ведь логика их была продиктована смыслом жизни. Вне биологической жизни самое их назначение, механизм осуществления и относительный характер средств, отпущенных живым существам для удовлетворения потребностей, теряют изначальный смысл служить средством отбора и эволюции.

    Поэтому следующей ступенью развития технологической цивилизации будет устранение биологических функций человека. Нетрудно предвидеть возможность радикального изменения механизма питания и деторождения, последовательной замены биогенных органов техногенными, постепенное возникновение биотехногенного гибрида. Но решающим и, может быть, роковым шагом будет устранение смертности. Конечность существования индивидуума непременное условие эволюции жизни. Но это и условие устойчивости любой развивающейся системы. Преодолеет ли техногенная цивилизация этот опасный рубеж или ему суждено стать завершающим в развитии оторвавшегося от древа жизни плода?

    Будущее антропогенного мира находится за пределами возможности предвидения. Вечен ли разум? Вездесущ ли он во Вселенной? Или это краткий миг в истории Вселенной, и жизнь гаснет, взобравшись на эту вершину? Нигде в окрестной Вселенной мы не наблюдаем следов разумной жизни. 4,5 миллиарда лет заняла на Земле эволюция, приведшая к появлению разума. Возможно, миллиарды лет это тот масштаб времени, который требуется в любых условиях и любых мирах для достижения эволюцией подобного уровня организации.

    Невозможно представить, что Земля единственное место Вселенной, где возникла разумная жизнь. Тогда ненаблюдаемость космического разума, вероятнее всего, связана с исторической краткостью его существования. Появляясь в разных точках Вселенной как результат эволюции, занимающей миллиарды лет, разумная жизнь, вероятно, длится недолго в своей высшей фазе может быть, лишь, тысячелетия. В необъятном пространстве она вспыхивает и гаснет подобно искрам, так что одновременное существование даже нескольких искр в обозримой Вселенной маловероятно.
    7.1.2. Понятие биоэтики и ее принципы
    Для того чтобы предупредить развитие такого пессимистического сценария эволюции биосферы, в последние годы набирает силу новая наука –биоэтика, находящаяся на стыке биологии и этики.

    Цель биоэтики выработка этических, нравственных норм взаимодействия человека с миром природы, в том числе с миром живой природы.

    В настоящее время формируется целый ряд основных принципов биоэтики. При этом исходными являются те, которые утверждают жизнь в качестве высшей ценности. Эти принципы включают следующее:

    1. Гармонизация системы «человек – биосфера», выдвижение в качестве главной задачи создание оптимальных взаимоотношений между человеком и окружающей живой и неживой природой, создание совокупности правил и норм биоэтики для всемирного содружества всех стран планеты Земля.

    2. Признание принципа единства жизни и этики, их взаимообусловленности. При этом жизнь высшее проявление упорядоченности и развития в природе, а этика – сила, организующая социальную сферу.

    3. Особое место в биоэтике занимает выработка оптимальных программ в системе отношений «человекмедицина».

    Таким образом, под биологической этикой понимается применение правил и норм общечеловеческой морали, в которых осмысливаются проблемы долга, совести, чести, добра и зла.

    Уже первая конференция ООН по окружающей среде, прошедшая в 1972 г., констатировала наличие на Земле глобального экологического кризиса всей биосферы. Сегодня налицо уже не локальные (региональные), а глобальные (всемирные) экологические проблемы:

    • уничтожены тысячи видов растений и животных;

    • в значительной степени истреблены лес и полезные ископаемые;

    • Мировой океан истощен в своей флоре и фауне и перестает быть регулятором природных процессов;

    • нарушены не только химический состав, но и физика атмосферы;

    • изменилась структура человеческих заболеваний.

    Выводы конференции необходим глобальный переход от потребительского, технократического подхода к природе, поиску гармонии с ней, неукоснительному соблюдению целенаправленных мер по экологизации производства, применению природосберегающих технологий и производств, обязательности экологических экспертиз новых проектов на их безотходность и безвредность для природы и жизни во всех ее проявлениях.

    Первоочередной проблемой стала угроза уничтожения частично или полностью тех или иных форм жизни на Земле, вызываемая деятельностью (по-видимому, недостаточно осмысленной) политиков, ученых и исполнителей (в основном руководителей промышленных объектов), их планов и научных разработок, прежде всего в области физики, химии и биологии.

    Сейчас, когда бережное отношение к природе начинает приобретать особенно большое значение для жизни людей и успешного развития общества, становится важной разработка эколого-этического аспекта морали, как в области теории, так и в практическом поведении людей. Здесь нельзя полагаться на стихийное формирование таких установок в поведении людей, как забота о земле, лесе, чистоте воздуха, сохранности растительного и животного мира. Требуется хорошо продуманная и организованная система экологического воспитания людей с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни.

    Опыт показывает, что небрежное отношение к природе и ее благам коренится не в каких-то объективных обстоятельствах, как, например, недостаток средств, а в элементарном экологическом бескультурье, непонимании сложной взаимосвязанности природных явлений и, в частности, того, что малые ущербы, наносимые природе, постепенно накапливаются из-за многократного их повторения и приводят к резким качественным изменениям среды. Неведение относительно возможности таких качественных скачков и соответствующих отрицательных последствий таит в себе большую опасность.

    Сегодня нам еще под силу найти компромисс между своими устремлениями и возможностями природы. Принимается немало мер по урегулированию взаимоотношений человека с природой. Многое уже разработано в этом направлении. В развитых странах интенсивно развиваются энергосберегающие технологии. Это позволяет сжигать меньше топлива, а значит, меньше углерода выбрасывать в атмосферу. Необходимо использовать такие виды энергии, которые исключают сжигание минерального топлива.

    Ученые рекомендуют также массовые лесопосадки, чтобы зав тормозить процесс повышения температуры на поверхности Земли. Разум подсказывает, что необходимо как можно скорее прекратить дальнейшее разрушение природы, приступить к ее восстановлению в масштабах всей планеты.

    Пока еще понимание того, что от взаимодействия людей с природой зависит их жизнь, не стало всеобщим. Это отчасти объясняется тем, что большинство землян не имеет информации о состоянии нашей планеты в целом и мало кто задумывается о том, как он личнс воздействует на всю экологическую систему.

    Для защиты природы в глобальном масштабе предлагается создать международные законы природопользования, обязательные для всех стран. А значит, потребуется создать международный законодательный орган. Для взаимодействия людей с природой предстоит разработать целую систему налогов и штрафов и, конечно же, создать систему оперативного контроля. В настоящее время поиск путей решения этих проблем ведется на государственном и международном уровнях.
    7.1.3. Медицинская биоэтика
    Одной из очень важных проблем биоэтики является также проблема «человекмедицина». Она включает, например, такие вопросы, как целесообразность поддержания жизни смертельно больного человека, допустимость использования человеком его «права на смерть», проведение научных экспериментов над животными и людьми, наконец, целесообразность применения генетики для клонирования (копирования) животных и людей.

    Формирование биоэтики обусловлено грандиозными изменениями в технологическом оснащении современной медицины, огромными сдвигами в медикоклинической практике, которые стали возможными благодаря успехам генной инженерии, трансплантологии, появлению оборудования для поддержания жизни пациента и накоплению соответствующих практических и теоретических знаний.

    Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом и родственниками больных. Существуют ли пределы оказания медицинской помощи в поддержании жизни смертельно больного человека и каковы они? С какого момента следует отсчитывать наступление смерти? Допустимы ли аборты? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Вот лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а также перед широкой общественностью при современном уровне развития медицинской науки.

    Медицинская этика в эпоху биологической и социальной революций рассматривает громадное количество новых и трудных моральных проблем: искусственное оплодотворение, нейрохирургия, «пилюли счастья», смерть мозга и использование медицинских технологий в военных целях. В каждом конкретном случае основную роль при решении той или иной проблемы будет играть дух моральной ответственности, который зависит от выбора соответствующей модели моральных отношений между сообществами профессионалов и непрофессионалов. Это и есть подлинное основание для медицинской этики в эпоху революционных преобразований.

    Среди прав пациента первостепенное значение имеет право на информацию, необходимую для информированного согласия. Под информированным согласием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения или терапевтической процедуры после предоставления врачом адекватной информации. Можно условно выделить два основных элемента этого процесса: 1) предоставление информации и 2) получение согласия.

    Первый элемент включает в себя понятия «добровольности» и «компетентности». Врачу вменяется в обязанность информировать пациента о характере и целях предлагаемого ему лечения, связанном с ним существующем риске, возможных данному виду лечения альтернативах.

    С этой точки зрения понятие альтернативы предложенному лечению является центральным в идее информированного согласия. Врач дает совет о наиболее приемлемом с медицинской точки зрения варианте, но окончательное решение принимает пациент, исходя из своих нравственных ценностей. Таким образом, доктор относится к пациенту как к цели, а не как средству для достижения другой цели, пусть даже им является здоровье.

    Особое внимание при информировании уделяется также риску, связанному с лечением. Врач должен затронуть четыре аспекта риска: его характер, серьезность, вероятность его материализации и внезапность материализации. Но одновременно с этим встает вопрос: «Как (в каком объеме) информировать пациента?» В последнее время наибольшее внимание уделяется «субъективному стандарту» информирования, требующему, чтобы врачи, насколько возможно, приспосабливали информацию к конкретным интересам отдельного пациента.

    С точки зрения этики «субъективный стандарт» является наиболее приемлемым, так как он опирается на принцип уважения автономии пациента, признает независимые информационные потребности и желания лица в процессе принятия непростых решений. Добровольное согласие – принципиально важный момент в процессе принятия медицинского решения. Добровольность информированного согласия подразумевает неприменение со стороны врачей принуждения, обмана, угроз при принятии пациентом решений. Можно говорить в связи с этим о расширении сферы применения морали, моральных оценок и требований по отношению к медицинской практике. Правда, пусть жестокая, сегодня получает приоритет в медицине. Врачу вменяется в обязанность быть более честным со своими пациентами.

    Под компетентностью в биоэтике понимается способность принимать решения. Основополагающий и самый главный элемент компетентности – лицо компетентно, если оно может принимать приемлемые решения, основанные на рациональных мотивах.

    Особенно актуальна проблема компетентности для психиатрии. Существует две основные модели информированного согласия: событийная и процессуальная.

    В событийной модели принятие решения означает событие в определенный момент времени. После оценки состояния пациента врач ставит диагноз и составляет рекомендуемый план лечения. Заключение и рекомендации врача представляются пациенту вместе с информацией о риске и преимуществах, а также о возможных альтернативах и их риске и преимуществах. Анализируя полученную информацию, пациент обдумывает ситуацию и затем делает медицински приемлемый выбор, который наиболее соответствует его личным ценностям.

    В противоположность событийной процессуальная модель информированного согласия основывается на идее о том, что принятие медицинского решения длительный процесс, и обмен информацией должен идти в течение всего времени взаимодействия врача с пациентом. Лечение здесь осуществляется в несколько стадий.

    В целом поворот к доктрине информированного согласия стал возможен благодаря пересмотру концепции целей медицины.

    Возникшая около 20 лет назад биоэтика явилась ответом на так называемые «проблемные ситуации» в современной клинической практике при оказании психиатрической помощи. Широкое обсуждение «проблемных ситуаций» в современном обществе стало манифестацией идеологии защиты прав человека в медицине.

    Представление о помещении в больницу как безусловном благе для душевнобольных обернулось для многих из них многолетним (а то и пожизненным) пребыванием в больничных условиях.

    Проницательные врачи-клиницисты давно отмечали негативные стороны госпитализации: утрату социальной активности, разрыв социальных связей, эмоциональную изоляцию, хронизацию патологии и т.д.

    Система современных принципов организации психиатрической помощи включает еще один важнейший принцип оказание медицинской помощи в наименее ограничительных условиях. В контексте названного принципа было в корне переосмыслено назначение психиатрического стационара. Его функцией является не только изоляция представляющих опасность душевнобольных, но и удовлетворение нужд и потребностей, получающих здесь медицинскую помощь пациентов с учетом их гражданских прав. Применение мер изоляции или стеснения допустимо лишь при «включенном счетчике времени», при условии «этического мониторинга», непрерывно подтверждающего, что другой разумной альтернативы в данном состоянии больного просто нет. Что касается вопроса применения стеснения («камзола»), то, отказавшись от смирительной рубашки, приходится применять у некоторых больных слишком большие дозы лекарственных препаратов.

    Если теперь учесть, что аналогичная работа в отношении других проблемных ситуаций отечественным медикам и юристам еще только предстоит, то можно заключить: идеология защиты гарантий прав человека осмыслена в нашем обществе раньше и глубже именно в области психиатрии.

    Принципы поведения животных

    Биоэтику следует рассматривать как естественное обоснование человеческой морали. Когда мы, люди, говорим «мы все люди и ничего человеческое нам не чуждо» на самом деле наше поведение похоже на поведение животных, изучением которого занимается этология. Многие признаки человеческого поведения генетически и социально обусловлены. Часть человеческих черт обусловлено воспитанием, образованием и другими факторами внешней среды. Все человеческие действия – это его поведение. Истоки человеческой морали можно и нужно искать поведенческих программах, присущих животным. Этологи открыли у животных большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных в отношении с сородичами. Все эти запреты возникают под жестким давлением отбора рода – выполнения задачи сохранения вида. Основные запреты у животных:

    1. «Не убей своего», чтобы его выполнить, необходимо отличать своего от чужого, должна работать система «свой–чужой» биологического узнавания, поэтому;

    2. Нельзя не нападать неожиданно и сзади. Ритуал – специальная форма взаимодействия изобретенная людьми для удовлетворения потребности в признании среди своих. Потребность в признании – это первая потребность, с которой начинается взаимодействие людей. Если эта потребность не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение по отношению к «непризнанному человеку», который ощущает себя как чужой.

    3. У хорошо вооруженных природой животных есть запрет применения смертоностного оружия или убийственного приема в драке со своими. Этот механизм торможения является врожденным;

    4. Не бить того, кто принял позу покорности «не бей лежачего»;

    5. Победа с тем, кто прав. Животное, защищавшее свою территорию, нору, самку (детенышей) почти всегда выигрывает в конфликте даже у более сильного противника, потому что противник психически ослаблен.

    Исследование феномена власти показывает, что государственная власть своими корнями уходит в биосоциальную эволюцию предков человека. Среди социальных животных структурируются:

    лидер (вожак) α – взрослые сильные особи с быстрой реакцией;

    β – разумные особи, уступающие первым в физической силе, быстроте реакции, храбрости, отличаются развитыми способностями, временные лидеры (замы), предлагающие новые нестандартные решения, выступающие буфером между лидером и остальной массой популяции;

    δ, γ – молодые и неопытные особи, которым «разрешено спариваться и иметь потомство»;

    ω – изгои, которым неразрешено иметь потомство, их используют в качестве живца для пробы возможно несъедобной пищи, если она погибает, то стадо не употребляет эту пищу и уходит прочь, сохранив стадо.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   37


    написать администратору сайта