Главная страница
Навигация по странице:

  • Татищев Василий Никитич

  • Ломоносов Михаил Васильевич

  • Карамзин Николай Михайлович

  • Погодин Михаил Петрович

  • Мунчаев Ш.М, Устинов В.М. История России. Учебник для вузов Рекомендован Министерством общего и профессионального образования


    Скачать 3.35 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов Рекомендован Министерством общего и профессионального образования
    АнкорМунчаев Ш.М, Устинов В.М. История России.doc
    Дата28.01.2017
    Размер3.35 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМунчаев Ш.М, Устинов В.М. История России.doc
    ТипУчебник
    #668
    страница45 из 60
    1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   ...   60

    3. Биографические очерки о выдающихся историках — исследователях отечественной истории32



    Татищев Василий Никитич

    (1686-1750)
    В конце XVII — первой четверти XVIII в., в период преобразований Петра I, выросла целая плеяда замечательных деятелей — "птенцов гнезда Петрова", действовавших на разных поприщах. Одним из них был Василий Никитич Татищев, которого по праву считают "отцом русской историографии". Татищев оставил заметный след в развитии истории, научной, культурной и общественной жизни России. И не только у нас в стране, но и за рубежом — книги о нем опубликованы в Германии, Франции, США.

    Василий Никитич родился 19 апреля 1686 г. в Пскове. Татищевы находились в родстве с царицей Прасковьей Федоровной Салтыковой, женой Ивана V — сына царя Алексея Михайловича от первого брака с М. И. Милославской. Его служба в армии, продолжавшаяся 16 лет, проходила в суровые годы Северной войны (1700—1721). В конце 1712 г. Татищев был послан за границу, где пробыл с перерывами 2,5 года. Начав военную службу рядовым драгуном, он достиг на статской службе высокого чина тайного советника, но карьера его закончилась печально. В 1745 г. Татищев был отстранен от должности астраханского губернатора и сослан в свое имение — село Болдино Дмитровского уезда (ныне Солнечногорский район Московской области), где находился под домашним арестом до самой смерти (15 июля 1750 г.).

    До М. В. Ломоносова в России трудно назвать другого человека, которого можно было бы сравнить с Татищевым по энциклопедизму исторических знаний и диапазону творческих интересов. Помимо первого фундаментального труда по истории России, ему принадлежит замечательное произведение русской общественно-политической и философской мысли XVIII в. — "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах". С его именем связан новый этап в изучении географии и картографии. Он составил первый энциклопедический словарь — "Российский исторический, географический и политический лексикон"; открыл для науки такие памятники, как "Русская Правда", "Судебник" Ивана Грозного, "Книга Большого Чертежа", собрал богатейшие летописные материалы. Татищев много сделал для развития экономической и философской мысли, права, ряда вспомогательных исторических дисциплин.

    Ученый впервые высказал мысль, которая остается и поныне справедливой: успешное исследование истории России невозможно без широко организованного продуманного издания источников, в том числе и произведений иностранных авторов, содержащих сведения об отечественной истории. Он разработал проект публикации источников и подготовил некоторые из них к печати, сопроводив их примечаниями.

    В течение 30 лет Татищев работал над своим обобщающим трудом по русской истории — "Историей Российской", который стал делом всей его жизни.

    В "Истории Российской" в хронологической последовательности излагались политические события, происходившие на Руси. Труд Татищева заметно отличался от сочинений по истории предшествовавших авторов. В предисловии к своей основной работе он ставил вопрос о взаимосвязи отечественной истории с всеобщей. При этом автор подчеркивал, что в первую очередь необходимо знание истории своего народа, своей страны.

    В основе концепции русской истории Татищева лежит история самодержавия. Общие взгляды на развитие государства и формы правления в России и других странах были разработаны им в записке "Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном", в философском трактате "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах" и 45-й главе "Истории Российской".

    "Историю Российскую" Татищев довел до 1577 г.

    Развернутую оценку трудов Татищева дает С. М. Соловьев. "Заслуга Татищева состоит в том, — отмечал великий русский историк, —что он начал дело так, как следовало начать; собрал материалы, подверг их критике, свел летописные известия, снабдил их примечаниями географическими, этнографическими и хронологическими, указал на многие важные вопросы, послужившие темами для позднейших исследований, собрал известия древних и новых писателей о древнейшем состоянии страны, получившей после название Россия, одним еловом, указал путь и дал средства своим соотечественникам заниматься русской историей".

    Научная деятельность В. Н. Татищева — пример бескорыстного служения науке и просвещению. В своих научных занятиях он не искал ни собственной выгоды, ни личной славы, а рассматривал их как выполнение долга перед Отечеством, честь и слава которого были для него превыше всего.

    Сочинения В. Н. Татищева

    История Российская. Т. 1—7. М.; Л., 1962—1968. В 1994 г. научно-издательский центр "Ладомир" приступил к репринтному воспроизведению текста издания 1960-х гг. "Истории Российской" В. Н. Татищева.

    Избранные сочинения. Л., 1978.

    Записки. Письма 1717—1750 гг. Научное наследство. Т, 14. М., 1990.

    Избранные труды по географии России. М., 1950.

    Ломоносов Михаил Васильевич

    (1711 — 1765)

    Произнося имя Ломоносов, мы вспоминаем труды по химии, физике, астрономии, геологии, географии, филологии, вклад ученого в российское просвещение, его стихи и мозаичные картины, наконец — первый русский университет в Москве. Гораздо меньше известен Ломоносов-историк, хотя его исторические сочинения во второй половине XVIII столетия не раз переиздавались, имели широкого читателя, переводились на иностранные языки, а составленный вместе с А. И. Богдановым "Краткий Российский летописец с родословием" даже был одно время учебником русской истории для молодого поколения.

    Конечно, профессиональным историком в сегодняшнем понимании Ломоносов не был. К занятиям историей его подвела жизнь, что само по себе не лишено интереса. Жизненный путь ученого отразил переходность самой эпохи, которой была свойственна социальная мобильность личности. И действительно — Ломоносов круто шел вверх по сословной лестнице от низших до высших ее ступеней, оказавшись современником восьми императоров и императриц.

    Родившись в семье состоятельного государственного крестьянина-помора, Ломоносов первые 19 лет жил в деревне Мишанинской Холмогорского уезда Архангельской губернии. В детстве и юности он воспитывался в атмосфере богатой культуры русского Севера, тесно связанного с центральными районами страны и другими странами — Англией, Норвегией, Голландией.

    В течение последующих 11 лет, обучаясь в высших учебных заведениях России, Ломоносов фактически находился на положении разночинца. В Славяно-греко-латинской академии он изучал латынь — язык тогдашней науки, приобщился к античной культуре. Ломоносов слушал лекции, изучал древнерусские исторические и литературные памятники в одном из ведущих центров славянской культуры — Киево-Могилянской академии. В Москве он получил лингвистическую подготовку под руководством опытных преподавателей.

    По возвращении из Германии Ломоносов почти четверть века трудился в Петербургской Академии наук в качестве адъюнкта, профессора, фактически вице-президента.

    Историческими исследованиями Ломоносов стал заниматься во второй половине 1740-х гг. и продолжил их до конца жизни. Основные исторические труды — "Замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера", "Происхождение имени и народа российского", "Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г."; ряд работ и высказываний о Петре Великом и петровском времени — дают интересный материал для характеристики русской исторической мысли XVIII столетия.

    Взяться за перо историка Ломоносова побудили патриотические соображения. Он счел себя обязанным выступить с опровержением так называемой "норманнской" (варяжской) концепции происхождения древнерусской государственности.

    Борьба с норманизмом определила для Ломоносова саму задачу исторической науки. История, по его мнению, должна давать людям и обществу поучительные примеры для практической деятельности и поведения, быть своего рода сокровищницей исторического опыта, где любой человек, от государя до последнего гражданина, может сыскать себе образец для лучшего свершения своих дел. Она "дает государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, судьям — правосудия, молодым — старых разум, престарелым — сугубую твердость в советах, каждому — незлобивое увеселение, с несказанною пользой соединенное".

    В "Кратком Российском летописце" (1760) Ломоносов дал сжатую справку о правителях России, последовательно сменявших друг друга с древнейших времен до Петра Первого. Ломоносов написал также "Идеи для живописных картин из российской истории", разработал для них сюжеты, в которых освещены борьба за независимость и история установления самодержавия.

    Несколько произведений Ломоносова посвящены Петру Великому. Ученый восторженно оценивал его правление как подлинное проявление "просвещенного" абсолютизма, образец подражания последующим правителям.

    Ломоносов выделял особую задачу, которую способна выполнить только история: "Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народов, соблюсти похвальных дел должную славу и, принося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила". Такой интерес к истории народа был для того времени новым, и это сразу поднимало Ломоносова и над предшественниками, и над современниками. Он считал, что славяне прошли сложный путь исторического развития еще до появления государства, и этим историческая концепция Ломоносова приходила в очевидное противоречие с мнением его оппонентов о совершенной дикости славян до прихода варягов. Не случайно первый раздел "Древней Российской истории" ученого назывался "О России прежде Рурика", а одной из главных проблем его концепции стал вопрос о "дальней древности славянского народа": "Что славянский народ был в нынешних российских пределах еще прежде Рождества Христова, то бесспорно доказать можно". Сопоставляя данные разных источников, Ломоносов пришел к выводу, что славяне были среди народов, населявших равнины юго-восточной Европы по крайней мере на протяжении тысячелетий до появления варягов.

    В целом Ломоносов верно определил территорию, занимаемую славянами в то время: от бассейна Эльбы до Волги, от Прибалтики до Дона, Дуная и Балкан. Сравнивая русский народ с более развитыми, он указывал на два обстоятельства: во-первых, "имя славянина поздно достало слуху внешних писателей", а сами славяне еще не имели своих историков, а во-вторых, причиной малой известности славян в тот период было позднее появление монархической власти: "Древняя наша история до Рурика порядочным преемничеством владетелей и делами их не украшена". ,

    Несомненная заслуга Ломоносова как историка состоит и - в его пристальном внимании к ранней истории славян, в воссоздании верной во многих важных моментах ее картины.

    Сочинения М. В. Ломоносова

    Замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера "Происхождение имени и народа российского" // «Долгоносое М. В. Полное собрание сочинений. Т. 6. М.; Л., 1952.

    Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г. // Там же.

    Краткий Российский летописец с родословием // Там же.

    Идеи для живописных картин из российской истории // Там же.
    Карамзин Николай Михайлович

    (1766-1826)
    Более 200 лет прошло с того времени, как вышли в свет первые тома "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина, которые произвели огромное впечатление на всю читающую Россию и знаменовали собой подлинный переворот в изучении истории нашего Отечества. Причина этого необычайного общественно-культурного феномена заключается в огромной силе духовного воздействия на людей научного и художественного таланта Карамзина.

    В 1789 г. на долгие месяцы он выехал за границу. Впоследствии это путешествие отразится в блестящем литературном памятнике эпохи, которым зачитывались русские люди не одного поколения, — в "Письмах русского путешественника". По существу, в этом труде Карамзин начертал свою программу создания истории России, включив в нее и такие непременные свойства ее будущего автора, как живительный патриотизм, критическое восприятие отечественной истории, ее сопоставление с историей других стран и народов.

    Свои историко-научные притязания, ярко проявленные в "Письмах русского путешественника", он подкрепляет серией очерков по проблемам русской истории.

    31 октября 1803 г. происходит событие, коренным образом изменившее жизнь 37-летнего Карамзина: указом Александра I он получает должность историографа. Перед Карамзиным открываются все архивохранилища и библиотеки.

    В конце 1820 г. Николай Михайлович закончил работу над знаменитым девятым томом "Истории". Том был посвящен царствованию Ивана Грозного и опричнине; тема тирании, деспотизма и нарушения государем законов страны прошла лейтмотивом в этой части "Истории". Но том вышел в свет, а за ним — последующие десятый и одиннадцатый тома. Последний, двенадцатый том, в котором Карамзин касался истории Смуты вплоть до избрания Михаила Романова царем в 1613 г., остался незавершенным. Чувствуя, что силы слабеют, а здоровье ухудшается, Карамзин писал его уже без примечаний. Этот том увидел свет после смерти автора. На первый план Карамзин выставляет любовь к Отечеству. Ее он понимает как обостренный интерес к истории своего народа, являющейся частью всемирной истории. Ученый не противопоставляет эту любовь интересу к истории других народов и государств. Напротив, они дополняют и обогащают друг друга. Россию Карамзин видит как страну многонациональную и, явно идеализируя пути создания этой многонациональной державы "без насилия и злодейств", подчеркивает, что ее история является достоянием всех живущих в ней народов.

    Другим его принципом является следование правде истории, как бы горька она ни была. "История не роман и не сад мира, где все должно быть приятно, — замечает. Карамзин, — она изображает действительный мир".

    Движущей силой исторического процесса Карамзин считал власть, государство, которое, с одной стороны, сосредоточивает в себе разнообразные усилия общества, а с другой — само является мощным стимулом общественного движения. И весь русский исторический процесс, по Карамзину, явился, по существу, борьбой начал самодержавных с иными проявлениями властвования — народоправством, олигархическим или аристократическим правлением, удельными тенденциями. Становление сначала единовластия, а затем самодержавия стало тем стержнем, на который нанизывалась вся общественная жизнь страны.

    Карамзин утверждал, что в те периоды своей истории, когда Россия опиралась на крепкую центральную власть, она добивалась больших успехов как в организации внутренней жизни, так и в сфере внешнеполитической. Разрушение единовластия приводило к анархии, междоусобиям, кровопролитной борьбе, губящей народные силы, а в сфере внешней —к поражениям и потере независимости.

    Отечественную историю Карамзин одним из первых понимал не только как историю русского народа, но и как историю всех народов, населяющих территорию России. Не случайно его "История" называется российской, а не русской. В исторический анализ включаются события, происходящие не только в центре Руси — России, но ив других русских землях. Отечественная история под пером исследователя движется вместе с историей Европы и Азии, они неотделимы друг от друга.

    Сочинения Н. М. Карамзина

    Письма русского путешественника. М., 1988. Записки о древней и новой России. Русский архив. 1870.

    История государства Российского. Т. 1—12. СПб., 1842;;
    Погодин Михаил Петрович

    (1800-1875)
    8 декабря 1875 г. Московский университет на один день прекратил занятия, а городская дума отложила свое заседание. Так столичная общественность провожала в последний путь Михаила Петровича Погодина — историка, публициста, литератора, общественного деятеля, чья жизнь подобна поучительной книге, повествующей о пути к вершинам ученой карьеры сына крепостного крестьянина, посвятившего себя служению Отечеству.

    В 1818 г. Погодин поступил на словесное отделение Московского университета, где ровно занимался всеми предметами. В 1823 г. Погодин успешно выдержал экзамен на магистра, а через год представил к защите диссертацию "О происхождении Руси".

    Сюжеты, связанные с ключевыми моментами русской истории, получили отражение в его драматических произведениях "Марфа, Посадница новгородская", "История в лицах о царе Борисе Федоровиче Годунове", "История в лицах о Дмитрии Самозванце, Петре I".

    С 1833 г. Михаил Петрович получил возможность заниматься только русской историей. Курсы, прочитанные им в 1833— 1844 гг., стали основой для его последующих научных изданий. Последовательно углублялся он в историю происхождения Руси, норманнского периода, местничества, удельного периода, монгольского завоевания, знакомился с жизнью и деятельностью Бориса Годунова, Петра Первого и т. д. Все это составило содержание трех томов "Исследований, замечаний и лекций", издание которых началось сразу по окончании профессорской деятельности Погодина.

    В период подготовки реформы 1861 г. Михаил Петрович увлекся историей происхождения крепостного права в России. В статье "Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права" (1858) он отстаивал тезис о постепенности процесса закрепощения крестьян и приписывал эту инициативу помещикам, отрицая роль государства в закрепощении. Тем самым Погодин стремился доказать, что государство, готовясь к проведению реформы, совершало по отношению к крестьянам акт благодеяния и избавляло их от помещичьей неволи, установление которой произошло без его участия.

    М. П. Погодин прожил сложную и интересную жизнь: он испробовал себя во всех областях, так или иначе связанных с историей. Ординарный профессор, академик, член Московского археологического общества, председатель Славянского благотворительного комитета, член московских обществ истории и древностей российских и любителей русской словесности, действительный статский советник, гласный городской думы, публицист, переводчик и издатель, беллетрист и драматург.

    Сочинения М. П. Погодина

    Исторические афоризмы. М., 1836.

    Исследования, замечания и лекции М. П. Погодина о русской истории. Т. 1—7. М., 1846—1859.

    Историко-критические отрывки. Кн. 1. М., 1846; Кн. 2. М.,

    1867.

    Древняя русская история до монгольского ига. Т. I—III.

    М., 1871.

    1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   ...   60


    написать администратору сайта