Главная страница
Навигация по странице:

  • Схема 97. Культура Нового времени: хронологические рамки

  • «западная филосо­фия»

  • Таблица 54. Западная философия Нового времени: хронологические и географические рамки

  • История философии. Учебник. Гриненко. 2004. Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии


    Скачать 3.57 Mb.
    НазваниеУчебник по дисциплине Философия часть первая История философии
    Дата19.01.2023
    Размер3.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория философии. Учебник. Гриненко. 2004.doc
    ТипУчебник
    #894728
    страница22 из 63
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   63

    Раздел 7. ФИЛОСОФИЯ XVII—XVIII вв.


    Возникновение культуры Нового времени. Новым временем принято называть период, начавшийся в Европе примерно в XVII в. (после эпохи Возрождения) и длящийся по настоящее время. Именно в Новое время возникла культура нового типа, заложившая основы технологической цивилизации, в которой мы сейчас живем.

    Само возникновение культуры Нового времени в Европе (и прежде всего в Западной Европе) и порожденный ею невиданный рывок в раз­витии науки и техники, принципиальное изменение самого характера научного и философского мышления является удивительным и труд­нообъяснимым явлением в истории человечества.

    Фрэнсис Бэкон, считающийся первым философом Нового времени, говорил о том, что решающую роль в становлении культуры Нового времени сыграли три великих открытия: книгопечатание, компас и по­рох (см. с. 287). Однако все эти открытия пришли в Европу с Восто­ка — из Китая — и через посредство арабов (или шире — мусульман­ских народов). Известные на Востоке намного ранее, чем в Европе1, эти открытия тем не менее не привели там к соответствующим революци­онным преобразованиям в культуре.

    Бумага была изобретена в Китае уже в I в. до н.э., книгопечатание (в форме ксилографии) известно, по крайней мере, с VIII в., а наборный шрифт — с XI в. То, что книгопечатание с помощью наборного шрифта не получило в самом Китае особого распространения, вполне объясни­мо иероглифическим характером письма: громадное количество (де­сятки и сотни тысяч) используемых иероглифов делает неэффектив-

    1 Ксилография (печать с резных досок) известна в Европе с XII—XIII вв., а книгопеча­тание с наборным шрифтом и компас появились в Европе в XV в., порох был заново от­крыт в Европе в XIII в., получив широкое распространение и применение в XIV—XV вв.

    286

    ным и очень дорогим наборный шрифт — основу книгопечатания1. То, что китайцы, зная компас, по крайней мере, с XI в., имея морское побе­режье большой протяженности, а также значительное количество ко­раблей, так и не отправились совершать Великие географические от­крытия и покорять мир, можно объяснить, во-первых, особенностями их ментальности, в основе которой лежит конфуцианство с его апологией консерватизма (жизни в соответствии с образцом, заданным предка­ми). Другую причину в нежелании куда-то отправляться из своих род­ных мест можно усмотреть в укоренившейся в сознании китайцев идеи о тождестве микромира и макромира. Соответственно, изучение капли росы на цветке под окном или собственной души считалось не менее достойным способом познания мира, нежели далекие путеше­ствия. Да и использовался компас чаще не в путешествиях, а в геоман­тии — при выборе подходящего места для строительства домов и дру­гих сооружений, в том числе погребальных. И, наконец, изобретение пороха (не позднее X в.), может быть, не произвело решающих перемен в военном деле Китая2 потому, что ни в самом Китае, ни в соседних странах не было рыцарей — с ног до головы закованных в железо и практически неуязвимых ни для какого другого оружия, кроме огне­стрельного. Не была особенно актуальной для средневековых китай­цев и задача взятия крепостей, для чего порох также необходим3.

    Но почему эти изобретения не получили широкого распростране­ния хотя бы в мусульманском мире? Или почему порох пришел из Ки­тая в Индию, а книгопечатание и компас — нет? Или почему в Индии, где уже в XVII в. были изобретены и использованы на практике (в борьбе с англичанами) пороховые ракеты (предтечи «катюш» и «фау» XX в.), это оружие не получило дальнейшего развития и не ока­зало никакого влияния на дальнейшее развитие индийской цивилиза­ции? Вопросы такого типа можно задавать до бесконечности.

    На сегодняшнем этапе развития науки мы не имеем убедительного ответа на них, располагая только рядом гипотез, по-разному объясня­ющих данное явление4. Однако, сравнивая развитие различных циви­лизаций, сосуществующих на Земле, можно сделать вывод, что зарожде-

    1 Поэтому в Китае большее распространение получила ксилография, что особенно оправдывалось при многотысячных тиражах книг особого типа, например астрологиче­ских календарей.

    2 Порох в Китае в основном использовался для фейерверков, но не для развлечений, а для серьезных целей — изгнания злых духов.

    3 Главными врагами средневековых китайцев были кочевники. «Брать города» при­ходилось чаще во время внутренних конфликтов. Факты использования при этом поро­ха известны, но они достаточно редки.

    4К числу наиболее интересных и оригинальных гипотез такого рода, имеющихся на сегодняшний день, относится концепция Л.Н. Гумилева о влиянии на людей косми­ческого излучения, падающего определенными «полосами» на Землю и способствующе­го повышению энергетики (пассионарности) народов, населяющих данные территории.

    287

    ние в Европе культуры Нового времени является уникальным событи­ем, не имеющим аналогов в другие эпохи1 и в других регионах. О за­рождении культуры Нового времени в других районах Земли можно говорить только начиная со второй половины XIX в., и произошло это под влиянием европейской культуры.

    Схема 97. Культура Нового времени: хронологические рамки


    Регионы развития философии.

    В период Нового времени про­изошло значительное расширение географических рамок христианско­го мира. Оно шло как посредством прямых военных завоеваний евро­пейцев (скажем, в Америке), так и путем постепенного наращивания торгового, культурного (прежде всего миссионерского) и в ряде случа­ев опять-таки военного «присутствия» (так обстояло дело, например, в Индии). В результате к концу XIX — началу XX вв. не только значи­тельная часть первобытных народов, но и многие страны буддийского и мусульманского мира оказались под властью европейцев (из интересу­ющих нас в первую очередь стран — центров философской мысли свою политическую независимость от европейцев сумели сохранить только Китай и Япония). Однако далеко не везде политическое господ­ство европейцев привело в этот период к господству христианской ре­лигии и европейской культуры и распространению европейской фило­софии. Это произошло только в тех регионах, куда эмигрировало боль­шое количество европейцев и где господствующей стала именно европейская культура, например в Северной Америке (там уже в XVIII в. фиксируется появление и развитие философии просветителей). В дру­гих регионах, например в той же Индии, которая с XVII в. постепенно начала попадать под влияние Великобритании, а во второй половине

    1 Сопоставимыми по значимости событиями мировой истории можно считать толь­ко само зарождение цивилизации в IV—III тыс. до н.э. (в Египте, Месопотамии, Индии, Китае) и, пожалуй, зарождение целого ряда великих религиозных учений, философии и науки в середине I тыс. до н.э. в ряде древних стран.

    288

    XIX в. стала ее колонией, никакого заметного влияния европейской философии не фиксируется до середины XX в.

    Таким образом, при изучении истории философии для периода Но­вого времени термин «христианский мир» утрачивает свою прежнюю смысловую нагрузку. В XVII—XX вв. философии буддийского и му­сульманского мира заметно противостояла не философия христиан­ского мира, и даже не европейская философия, а философия региона европейской культуры (включающего кроме Европы еще и Северную Америку). И за ней опять утвердилось название «западная филосо­фия»1 в противовес философии как буддийского, так и мусульманско­го мира, объединяемой ныне под названием «восточная философия».
    Взаимосвязь западной и восточной философии в Новое вре­мя.

    Этап Нового времени — это первый период в истории философии, когда можно говорить о взаимовлияниях философских школ буддий­ского мира и школ западной (европейской) философии. Относительно всего предшествующего периода допустимы лишь отдельные паралле­ли между соответствующими учениями и догадки о возможном зна­комстве того или иного философа с тем или иным учением. Но точно известно, что в XVII—XVIII вв. в Европе становятся известными ин­дийские упанишады, некоторые конфуцианские и буддийские тексты. Уже относительно Лейбница и Беркли (конец XVII — начало XVIII вв.) можно смело предположить влияние на них отдельных идей буддизма и веданты. Воздействие же на философию Шопенгауэра (первая поло­вина XIX в.) упанишад прямо признавалось им самим. Особенно уси­ливается влияние восточной философии на западную начиная с конца XIX в. — по мере все более глубокого проникновения европейцев в смысл различных восточных учений и распространении информации об этих учениях в регионе европейской культуры. Парадоксальность ситуации заключается в том, что обратное влияние западной филосо­фии на восточную обнаружилось значительно позднее, пожалуй, толь­ко во второй половине XX в., да и то не очень значительное2. И это при том, что принципиальные изменения в культуре восточных стран в XIX—XX вв. (приведшие к становлению в них современной техноло­гической цивилизации) произошли в результате несомненного воздей­ствия именно европейской культуры.
    Формирование западной философии Нового времени.

    На фор­мирование европейской культуры и западной философии Нового времени влияли различные факторы. Одним из самых существенных оказались частые и далекие мореплавания. Путешествия по «морям и океанам», на-

    1 Чтобы не возникали недоразумения, там, где это необходимо, будут различаться западная (греко-римская философия) и западная философия Нового времени, или даже «современная западная философия»

    2 Подробнее об этом см. в разделе «Современная философия», с. 416.

    289

    чавшиеся в эпоху Возрождения привели не только к изменению геогра­фии (т.е. «описания земли») и расширению рамок «христианского мира». Знакомство с иными цивилизациями и культурами дало серьезный сти­мул для дальнейшего развития европейской культуры как культуры ново­го типа, аналогично — науки и философии Нового времени. Так, обнару­жение того факта, что множество народов на Земле живет в «естествен­ном состоянии», т.е. вне государственного устройства, поставило проблему происхождения государства, и на смену прежней теории о бо­жественных истоках королевской власти в конце XVII—XVIII вв. пришла теория «общественного договора». А выделение двух стадий в развитии человеческого общества («естественного состояния» и «гражданского об­щества») стимулировало дальнейшее развитие исторической мысли и философии истории, что привело в XIX в. к появлению и широчайшему распространению идеи эволюции и принципа историзма.

    В Новое время в Европе наука утратила присущий ей ранее созерца­тельный характер. Научные теории начали строиться на базе экспери­ментального метода (основы которого были заложены Г. Галилеем), а не высказываний авторитетов прежних эпох (как было в эпохи Древнего мира и Средневековья). Если ранее научные открытия чаще всего служи­ли для «удовлетворения любопытства ученых», то теперь они все больше стали получать практическое применение — для разработки на их базе технических устройств, повышающих эффективность производства. (При этом отметим, что необходимость экспериментального метода в науке и практического применения научных открытий утверждалась и обосновы­валась еще Роджером Бэконом в XIII в., но тогда никаких серьезных по­следствий для европейской культуры не имело.)

    В Новое время благодаря развитию науки, и прежде всего ньютонов­ской механики, на смену прежней аристотелевско-птолемеевской картине мира пришла новая — ньютоно-картезианская, которая господствова­ла в мировоззрении людей на протяжении XVIII—XX вв.1 Сам характер этой механистической картины мира привел к постепенному «вытесне­нию» Бога из научного объяснения природы (в деизме Бог был «вынесен» за пределы существующего мира, а затем в материалистических учениях вообще отброшен). Параллельно в европейской культуре шел процесс секуляризации общества (через развитие скептицизма и вольнодумства в эпоху Просвещения к широкому распространению атеизма в XIX— XX вв.). В результате все это привело к отделению церкви от государства (в большинстве современных высокоразвитых стран) и выведению сферы образования из-под непосредственного влияния церкви2.

    1 В XX в. на смену ей пришла следующая картина мира (устоявшегося названия пока не имеет). Подробнее о ней см. с. 434—437 в разделе «Современная философия».

    2 Еще и поэтому для периода Нового времени использование термина «философия христианского мира» представляется не вполне приемлемым.

    290

    В XVII—XVIII вв. в странах европейской культуры постепенно восторжествовал рационализм, а вместе с ним и утвердившаяся в эпоху Просвещения вера в безграничную мощь человеческого разу­ма и науки. Казалось, что применение человеческого разума и науч­ной методологии ко всем сферам бытия позволит познать все тайны природы и произвести переустройство социальной жизни на разум­ных и естественных началах. Но уже в конце XVIII в. Кантом (не­мецкая классическая философия) был поставлен вопрос о природе самого человеческого разума и указаны границы «теоретического разума». Весь внешний мир, в том числе и природа, при таком подхо­де оказались в принципе не познаваемой «вещью-в-себе». А попыт­ки переустроить социальную жизнь рациональным образом на осно­ве просветительских лозунгов «Свобода. Равенство. Братство» вы­лились на практике во время Великой французской революции в кровавый террор и диктатуру. Эти и аналогичные события уже XIX—XX вв. в значительной степени подорвали веру в безгранич­ную мощь человеческого разума и повлияли на становление ирра­ционализма в западной философии.
    Периодизация западной философии Нового времени.

    В рамках общего периода Нового времени принято выделять еще несколько эта­пов развития западной философии. Традиционной и наиболее распрост­раненной является следующая периодизация (табл. 54).

    Таблица 54. Западная философия Нового времени: хронологические и географические рамки

    Название раздела

    Время

    Европейская философия начала Нового времени

    От 1600 г. и до второй английской революции в 1688 г.

    Европейская и североамериканская философия эпохи Просвещения

    От 1688 г. и до Великой Французской революции в 1789 г.

    Немецкая классическая философия

    С 1770-х гг. до середины XIX в.

    Современная западная философия

    С 1830-х гг. до настоящего времени

    Графически эта периодизация представлена на схеме 98. Дальнейшее изложение материала строится в соответствии с дан­ной периодизацией.

    291

    Схема 98. Западная философия эпохи Нового времени: хронологические рамки


    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   63


    написать администратору сайта