Главная страница
Навигация по странице:

  • Раздел 2. АНТИЧНАЯ (ГРЕКО-РИМСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ

  • Раздел 3. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ

  • Раздел 5. ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА

  • Раздел 6. ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА

  • ЧАСТЬ III . ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Раздел 7. ФИЛОСОФИЯ XVII — XVIII вв.

  • Раздел 8. ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XIX вв.

  • ЧАСТЬ IV . СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ( XIX — XX вв.) Раздел 9. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

  • Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

  • ЧАСТЬ V . РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Раздел 11. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ X — XIX вв.

  • Схема 1. Этапы формирования философии

  • Схема 5. Классификация философских учений по качеству первоначал 1

  • Агностицизм

  • История философии. Учебник. Гриненко. 2004. Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии


    Скачать 3.57 Mb.
    НазваниеУчебник по дисциплине Философия часть первая История философии
    Дата19.01.2023
    Размер3.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория философии. Учебник. Гриненко. 2004.doc
    ТипУчебник
    #894728
    страница2 из 63
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63

    Оглавление


    Введение.........................................................................11

    ЧАСТЬ I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

    Глава 1. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ............................................25

    1.1.  Конфуцианство (Confucianism)............................................................26

    1.2. Даосизм (Taoism).................................................................................29

    Глава 2. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ...........................................34

    2.1.  Ортодоксальные школы.......................................................................38

    Миманса (Mimamsa)............................................................................. 38

    Ньяя (Nyaya).........................................................................................40

    Вайшешика (Vaisesika).........................................................................43

    Санкхья (Samkhya) ...............................................................................46

    Йога (Yoga)............................................................................................50

    2.2.  Неортодоксальные школы....................................................................54

    Буддизм (Buddhism)..............................................................................54

    Джайнизм (Jainism) ..............................................................................60

    Чарвака (Carvaka) ................................................................................ 61

    Раздел 2. АНТИЧНАЯ (ГРЕКО-РИМСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ

    Глава 3. РАННИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.......................... 63

    3.1.  Милетская школа (Miletus Philosophy) ..............................................67

    Фалес (Thales) .......................................................................................67

    Анаксимандр (Anaximander)................................................................68

    Анаксимен (Anaximenes).......................................................................70

    3.2.  Эфесская школа...................................................................................71

    Гераклит (Heraclitus) ...........................................................................71

    3.3.  Пифагореизм........................................................................................73

    Пифагор (Pythagoras)...........................................................................73

    3.4.  Пифагорейский союз............................................................................74

    4

    3.5.  Элейская школа (Eleatic Philosophy)..................................................75

    Ксенофан (Xenofanes) ...........................................................................76

    Парменид (Parmenides).........................................................................77

    Зенон Элейский (Zeno of Elea) ............................................................78

    3.6.  Эмпедокл (Empedocle).........................................................................80

    3.7. Анаксагор (Anaxagoras).......................................................................82

    3.8.  Атомизм (Atomic Theory)....................................................................83

    Демокрит (Demokritus) ........................................................................83

    Глава 4. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ............86

    4.1.  Софистика (Sophistic)..........................................................................87

    Софизмы..................................................................................................87

    4.2.  Сократ (Sokrates).................................................................................88

    4.3.  Платон (Plato)......................................................................................90

    4.4.  Аристотель (Aristotle)..........................................................................95

    4.5.  Выводы...............................................................................................104

    Глава 5. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.. 106

    5.1.  Скептицизм (Scepticisme).................................................................. 107

    Пиррон (Pyrrho)................................................................................... 108

    Секст Эмпирик (Sextus Empiricus).................................................... 108

    5.2.  Стоицизм (Stoicism)........................................................................... 110

    5.3. Эпикуреизм......................................:................................................. 113

    Эпикур (Epicurus)................................................................................ 114

    5.4.  Кинизм (Cynicism)............................................................................. 116

    5.5. Академия (Academy), или платонизм (platonism)............................. 118

    5.6.  Неоплатонизм (Neoplatonism)........................................................... 120

    Раздел 3. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ

    Глава 6. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ................................................. 123

    6.1.  Формирование христианской философии......................................... 123

    6.2.  Филон Александрийский (Philo of Alexandria)................................. 126

    6.3.  Философские идеи в Новом Завете.................................................. 127

    6.4.  Гностицизм (Gnosticism)................................................................... 128

    6.5.  Ориген (Origen)................................................................................. 130

    6.6.  Апологетика (Apologetics).................................................................134

    6.7.  Патристика (Patristics)...................................................................... 138

    Августин (Augustine).......................................................................... 140

    Литература................................................................................................... 144

    5

    ЧАСТЬ II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

    Раздел 4. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЙСКОГО МИРА

    Глава 7. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.......................................................155

    7.1.  Буддийская философия......................................................................157

    7.2.  Веданта (Vedanta).............................................................................. 161

    Глава 8. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ........................................................ 166

    8.1.  Неоконфуцианство............................................................................. 166

    8.2.  Философия чань (дзен)-буддизма...................................................... 169

    Раздел 5. ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА

    Глава 9. МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ............................................ 174

    9.1.  Калам (Kalam).................................................................................... 176

    Ал-Ашари (al-Ash'ari) ......................................................................... 179

    Ал-Газали (al-Ghazali)........................................................................ 180

    9.2. Мусульманский перипатетизм...........................................................181

    Ибн-Сина (Авиценна) (Avicenna)...................................................... 183

    Ибн-Рушд (Аверроэс) (Averroes)..................................................... 185

    9.3.  Суфизм (Sufism)................................................................................ 187

    Глава 10. ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ....................................................... 189

    10.1.  Неоплатонизм................................................................................... 190

    Ибн-Гебироль (Авицеброн) (Avicebron)............................................. 190

    10.2.  Перипатетизм................................................................................... 192

    Маймонид (Maimonides)..................................................................... 192

    10.3.  Каббала (Kabbala)............................................................................ 194

    Раздел 6. ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА

    Глава 11. ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ...............................................198

    Исихазм.................................................................................................201

    Глава 12. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СХОЛАСТИКА...............................203

    12.1.  Предсхоластика V—VIII вв..............................................................205

    12.2.  Ранняя схоластика IX—XII вв.........................................................208

    Иоанн Скотт Эриугена (Iohannes Scottus Eriugena)......................210

    6

    Ансельм Кентерберийский (Anselmus Cantuariensis).......................212

    Пьер Абеляр (Petrus Abailardus)........................................................215

    12.3.  Зрелая (высокая) схоластика..........................................................216

    Фома Аквинский (Thomas Aquinas)...................................................218

    Роджер Бэкон (Васоп)........................................................................223

    Дунс Скот (Duns Scotus)................................................................... 226

    Экхарт (Eckhart) ................................................................................229

    12.4.  Поздняя схоластика.........................................................................234

    Оккам (Occam) ....................................................................................235

    Буридан (Buridan) .............................................................................236

    12.5.  Проблема знания и веры в европейской схоластике......................236

    12.6.  Проблема универсалий в средневековой философии.....................239

    Литература...................................................................................................245

    Глава 13. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ......246

    13.1.  Гуманизм..........................................................................................249

    13.2.  Философско-магические представления..........................................251

    13.3.  Ренессансный платонизм.................................................................254

    13.4.  Пантеизм..........................................................................................255

    Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus)............................................257

    13.5.  Натурфилософия..............................................................................261

    Парацельс (Paracelsus) .......................................................................263

    Телезио (Telesio)..................................................................................265

    13.6.  Мистицизм.......................................................................................268

    Бёме (Böhme)........................................................................................268

    13.7.  Социальная философия....................................................................275

    Макиавелли (Machiavelli)...................................................................277

    Утопизм................................................................................................279

    Ренессансный утопизм........................................................................280

    Литература...................................................................................................282

    ЧАСТЬ III. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Раздел 7. ФИЛОСОФИЯ XVII XVIII вв.

    Глава 14. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII в.).....................292

    14.1.  Фрэнсис Бэкон (Bacon)...................................................................294

    14.2.  Гоббс (Hobbes).................................................................................298

    14.3.  Декарт (Descartes)...........................................................................300

    14.4. Спиноза (Spinoza, d'Espinoza)..........................................................308

    14.5.  Ньютон (Newton).............................................................................315

    7

    14.6. Лейбниц (Leibniz)........................319

    14.7. Локк (Locke).........................326

    Литература......................................331

    Глава 15. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.................................332

    15.1.  Важнейшие новации........................................................................332

    15.2.  Беркли (Berkeley)............................................................................338

    15.3.  Юм (Hume)......................................................................................342

    15.4.  Сведенборг (Swedenborg)................................................................349

    15.5.  Философия просветителей..............................................................352

    Вольтер (Voltaire)..............................................................................352

    Монтескье (Montesquieu)...................................................................355

    Руссо (Rousseau)..................................................................................360

    Дидро (Diderot)....................................................................................362

    Литература...................................................................................................364

    Раздел 8. ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XIX вв.

    Глава 16. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.........................366

    16.1.  Кант (Kant).......................................................................................367

    16.2.  Фихте (Fichte)..................................................................................379

    16.3.  Шеллинг (Schelling).........................................................................386

    16.4.  Гегель (Hegel)..................................................................................395

    16.5.  Фейербах (Feuerbach)......................................................................409

    Литература...................................................................................................412

    ЧАСТЬ IV. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ (XIXXX вв.)

    Раздел 9. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ

    ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

    Глава 17. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.............415

    17.1.  Регионы и хронологические рамки..................................................415

    17.2.  Общая характеристика западной философии..................................418

    Глава 18. ИСТОКИ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ

    ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ........................................................................423

    18.1.  Истоки современной западной философии .....................................423

    18.2.  Характерные особенности современной философии.......................425

    Практицизм..........................................................................................425

    Эволюционизм и время........................................................................427

    Идея относительности знания..........................................................430

    8

    Естествознание и философия............................................................431

    Влияние других наук на философию................................................434

    Рационализм и иррационализм...........................................................437

    Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Глава 19. ОТ НАУК О ПРИРОДЕ — К НАУКАМ О ДУХЕ......................445

    19.1.  Позитивизм....................................................................................445

    Классический позитивизм...................................................................447

    Конт (Conte)........................................................................................448

    Эмпириокритицизм (махизм) ............................................................451

    Неопозитивизм.....................................................................................453

    Постпозитивизм..................................................................................455

    19.2.  Марксистская философия (Marxism)..............................................455

    К. Маркс (Marx), Ф. Энгельс (Engels) ..............................................456

    19.3.  Неокантианство (Neokantianism)....................................................462

    Физиологическое неокантианство.....................................................463

    Марбургская школа.............................................................................464

    Баденския школа.................................................................................468

    19.4.  Прагматизм (Pragmatism)................................................................472

    19.5.  Психоаналитическая философия (Philosophy of Psychoanalysis)... 475

    Фрейд (Freud)......................................................................................478

    Неофрейдизм.........................................................................................484

    Фромм (Fromm) ...................................................................................484

    Юнг (Jung)........................................................................................... 486

    19.6.  Неотомизм (Neotomism)..................................................................494

    Глава 20. ОТ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ — К ГЕРМЕНЕВТИКЕ.................498

    20.1.  Философия жизни (Philosophy of Life)...........................................498

    Шопенгауэр (Schopenhauer)...............................................................500

    Ницше (Nietzche).................................................................................503

    Бергсон (Bergson)................................................................................508

    Дильтей (Dilthey)................................................................................515

    Шпенглер (Spengler)...........................................................................518

    20.2.  Кьеркегор (Kierkegaard)...................................................................520

    20.3.  Феноменология (Phenomenology)...................................................525

    Гуссерль (Husserl)................................................................................527

    20.4.  Экзистенциализм (Existentialism)..............................................533

    Хайдеггер (Heidegger).........................................................................537

    Сартр (Sartre)........................................................................................542

    9

    20.5. Герменевтика (Hermeneutics).......................................................550

    Шлейермахер (Schleiermacher)...........................................................554

    Развитие герменевтики Дильтеем....................................................557

    Философская герменевтика................................................................558

    Гадамер (Gadamer) ...............................................................................559

    Глава 21. ОТ СТРУКТУРАЛИЗМА — К ПОСТМОДЕРНИЗМУ...............563

    21.1.  Структурализм (Structuralism)........................................................563

    21.2.  Постструктурализм (Poststructuralism) ..........................................569

    21.3.  Постмодернизм (Postmodernism).....................................................573

    Литература...................................................................................................581

    ЧАСТЬ V. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Раздел 11. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XXIX вв.

    Глава 22. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.............................590

    22.1.  Русская средневековая философия .................................................590

    22.2.  Русская философия эпохи Просвещения........................................591

    Радищев А.Н.........................................................................................592

    Глава 23. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в..........596

    23.1. Чаадаев П.Я......................................................................................597

    23.2.  Славянофилы и западники...............................................................601

    Славянофилы........................................................................................602

    Западники.............................................................................................603

    Герцен А.И............................................................................................604

    Глава 24. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в..........607

    24.1. Материалистические и революционные учения .............................609

    Чернышевский Н.Г..................................................................................609

    24.2. Анархизм..........................................................................................611

    Бакунин М.Л..............................................................................................612

    Кропоткин П.А.....................................................................................614

    24.3.  Идеалистическая философия второй половины XIX в......617

    Данилевский Н.Я...................................................................................617

    Леонтьев К.Н.........................................................................................618

    Достоевский Ф.М.................................................................................619

    Толстой Л.Н...........................................................................................621

    Федоров Н.Ф..........................................................................................623

    Соловьев B.C..........................................................................................627

    10

    Раздел 12. СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Глава 25. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XX в.............................................634

    25.1.  Общая характеристика.....................................................................634

    25.2.  Бердяев Н.А........................................................................................642

    25.3.  Шестов Лев.........................................................................................647

    26.4.  Франк С.Л...........................................................................................649

    25.5.  Философия имени............................................................................652

    Флоренский П.А.........................................................................................656

    25.6.  Ленин В.И...........................................................................................661

    25.7.  Русский космизм..............................................................................663

    Литература...................................................................................................666

    Список схем..................................................................................................667

    Список таблиц..............................................................................................672

    Указатель имен.............................................................................................675

    Указатель терминов.....................................................................................680

    Введение


    Само слово «философия» возникло на базе двух древнегреческих слов: «любовь» и «мудрость». В буквальном переводе «философия» означает «любовь к мудрости» (или «любомудрие», как называли ее ранее на Руси).

    По преданию, первым слова «философия» и «философ» («любящий мудрость») употребил Пифагор. Он говорил, что мудрость присуща только богам, а все, что может человек, — это стремиться к мудрости, любить ее.

    Зародилась философия в середине I тыс. до н.э. в трех древних ци­вилизациях: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, причем произошло это в данных странах независимо друг от друга. Во всех регионах философия возникла на базе мифологии. Попытки рацио­нального осмысления мира и человека привели к формированию сна­чала предфилософии, а затем и самой философии.

    Схема 1. Этапы формирования философии



    В других регионах философия возникла значительно позднее и раз­вивалась на базе философских учений одной из этих трех стран.

    12

    В истории философии принято выделять следующие периоды.

    Схема 2. Основные периоды в развитии философии



    13

    Изложение курса истории философии в данном учебнике строится в соответствии с этой схемой. Однако необходимо помнить, что данная периодизация возникла на базе европейской истории и не вполне адекватна для Востока.

    В период своего зарождения философия включала в себя все науч­ные знания; можно сказать, что она была наукой обо всем. Позднее на­чали формироваться в качестве самостоятельных отдельные научные дисциплины: уже в IV в. до н.э. в Древней Греции как теоретическая дисциплина сформировалась логика, ко II в. до н.э. сформировалась ма­тематика (геометрия Евклида и арифметика), астрономия (с астрологи­ей), позднее — филология и некоторые др. Тем самым начался процесс дифференциации наук: сначала выделения в рамках философии различ­ных дисциплин, а затем выделения их из философии как самостоятель­ных наук. В разные эпохи в разных философских учениях существова­ли различные точки зрения на структуру научного знания. Так, в эпоху эллинизма стоики и эпикурейцы выделяли в философии логику, физику и этику. При этом к логике относили все проблемы теории познания (включая связанные с языком), а к физике — связанные с изучением природы (т.е. астрономические, физические, биологические и т.д.). Эти­ка (наука о человеческом поведении) считалась «ядром» философии, так как должна была указать путь к счастью или к должному поведению.

    В средневековой схоластике философия (метафизика) стала пони­маться как наука о высших принципах бытия и его первопричинах, при этом считаясь «служанкой богословия».

    В эпоху Возрождения в качестве особой части философии выде­лилась натурфилософия (философия природы), на базе которой в Новое время сформировался комплекс естественных наук (физика, химия, биология и т.д.), не входящих более в область философии. В Новое же время окончательно отделились от философии и гума­нитарные науки (история, лингвистика, искусствоведение и т.д.). Но и после за философией сохранилась роль методологического фунда­мента всех наук.

    В XIX—XX вв. в марксизме на базе гегелевской философии сфор­мировалось следующее представление о предмете философии: фило­софия — это наука о наиболее общих законах развития при­роды, общества и человеческого мышления.

    Наряду с таким пониманием предмета философии в XX в. в различ­ных философских учениях имеют место и многие другие подходы к решению этого вопроса — в зависимости от того, какая проблематика является центральной в том или ином учении.

    14

    Схема 3. Основные разделы современной философии



    15

    Основные течения в онтологии


    Поскольку в философии за ее длительную историю сформировалось большое количество различных уче­ний, то среди них на тех или иных основаниях можно выделить различные группы, школы или течения. В онтологии важнейшими являются две классификации на основании характеристики первоначал бытия: по количеству и качеству.

    Схема 4. Классификация философских учений по количеству первоначал



    Монизм — философское учение, в котором признается существова­ние только одного первоначала бытия.

    Монистами являются все последовательные материалисты (Демок­рит, Дидро, Гольбах, Маркс) и все последовательные идеалисты (Авгус­тин, Фома Аквинский, Гегель).

    Дуализм — философское учение, в котором признается существо­вание двух первоначал бытия (чаще всего — материального и идеаль­ного).

    Первый последовательный дуалист — Аристотель. К числу дуалис­тов относят также Декарта и Канта.

    Плюрализм — философское учение, в котором признается суще­ствование многих (более двух) первоначал бытия.

    В основном плюрализм встречался в философии Древнего мира: например, Эмпедокл признавал в качестве первоначал четыре стихии (Земля, Огонь, Вода, Воздух) и две силы (Любовь и Вражда).

    Проблемы классификации. Деление философских учений на мо­низм, дуализм и плюрализм представляется достаточно четким и яс­ным. Но так обстоит дело только на первый взгляд, поскольку при при­менении этого деления к реальным учениям возникает множество про­блем. Так, например, у Демокрита каждый из множества атомов является вечным (несотворимым и неуничтожимым), а значит, в каком-то смысле — самостоятельным «первоначалом». Тогда Демокрита можно и нужно отнести к плюралистам. Но если учесть, что все атомы

    16

    обладают некой единой природой — это материальные частицы, то их всех можно считать единым первоначалом — материей. И значит, Де­мокрит все-таки монист. С другой стороны, Демокрит допускает исход­ное существование не только атомов, но и пустоты, в которой атомы находятся и двигаются. Не следует ли в таком случае считать пустоту вторым первоначалом в философии Демокрита? Если — да, то тогда Демокрита надо отнести не к монистам, а к дуалистам.

    Или в любом учебнике или справочнике сообщается, что Декарт и Кант — это дуалисты. Однако, строго говоря, они являются не дуалис­тами, а монистами, поскольку исходным первоначалом бытия в их уче­ниях является Бог. Тем не менее их относят к дуалистам, поскольку Бог как бы выносится за рамки рассмотрения, и исходными объектами философского анализа оказываются у Декарта две субстанции — ма­терия и сознание, а у Канта — человеческое сознание («вещь-для-нас») и внешний мир («вещь-в-себе»). Но в таком случае мы сменили осно­вание деления, обращаясь не к количеству первоначал бытия, а к коли­честву исходных объектов рассмотрения.

    Аналогичные проблемы возникают и относительно многих других философов и их учений.

    Выше термины «монизм», «дуализм» и «плюрализм» определены с точки зрения онтологии, но они же иногда используются в гносеологии и в социальной философии, причем в несколько ином смысле.

    Таблица 1. Термины «монизм», «дуализм», «плюрализм» в онтологии, гносеологии и социальной философии

    В онтологии

    Характеристика количества первоначал бытия

    В гносеологии

    Характеристика количества источников познания

    В социальной философии

    Характеристика количества ведущих политических сил или социальных факторов

    Исходя из качества первоначал, различают материализм и идеализм.

    Схема 5. Классификация философских учений по качеству первоначал1



    1 Знак  указывает на борьбу соответствующих учений.

    17

    Материализм— это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается материя (природа).

    В Индии материализм с древнейших времен развивался в школе Чарвака, в европейской философии у его истоков стоит Демокрит, но значительную роль материализм стал играть только начиная с эпохи Просвещения (Дидро, Гольбах, Фейербах, Маркс и т.д.).

    Идеализм — это течение в философии, в котором в качестве перво­начала бытия признается некая идеальная сущность.

    Очевидно, материализм и идеализм — два противоположных, проти­воречащих друг другу направления.

    Внутри идеализма существуют два крупных течения.

    Объективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и не зависимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.).

    Объективный идеализм зародился и развивался во многих школах Древнего мира: в Индии (все ортодоксальные школы), в Китае (конфу­цианство, даосизм), в Греции и Риме (Пифагор, Платон, неоплатоники и др.), а затем в эпоху Средневековья, Возрождения и Нового времени. Свою последовательную и завершенную форму он обрел в немецкой классической философии (Гегель).

    Субъективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, чело­веческое «я».

    Наиболее последовательное воплощение субъективный идеализм получил в буддийской философии, возникшей в Древней Индии. В ев­ропейской философии субъективный идеализм в основном развивался в Новое время. Основоположником европейского субъективного идеа­лизма принято считать Беркли, к этому же течению обычно относят Юма, Канта, сторонников экзистенциализма и феноменологии.

    На протяжении всей истории философии между этими тремя на­правлениями в философии шла постоянная борьба. В различные эпохи в культуре разных стран ведущее место занимало то одно, то другое течение. Так, например, в европейской философии в эпохи Древнего мира, Средневековья и Возрождения господствовал объективный идеа­лизм, в эпоху Нового времени (в XVIII—XIX вв.) его значительно по­теснил материализм, а в XX в. — субъективный идеализм.

    Проблемы классификации. Как и в случае с делением по количе­ству первоначал, деление философских учений по качеству первоначал порождает множество проблем.

    Некоторые философские учения не могут быть отнесены только к од­ному Направлению, а сочетают в себе элементы различных. Тогда можно встретиться и с тем, что эти учения относят к тому или иному направле­нию на основании того, какое начало играет особо важную роль в соответ-

    18

    ствующем учении, является главным предметом исследования, считается наиболее важным и определяющим по сравнению с другими.

    Так, например, Платона обычно называют объективным идеалистом (и соответственно — монистом), хотя он допускает в качестве перво­начала бытия не только идеи, но и такую идеальную сущность, как Ум-демиург, а самое главное, исходное существование материи. Следова­тельно, здесь не приходится говорить об объективном идеализме в строгом смысле этого термина, и эту характеристику для учения Пла­тона мы сохраняем потому, что в его учении идеи занимают ведущее место как объект исследований, а в его онтологии — играют особо важную роль как идеальные образцы, причины и цели телесных вещей.

    Больше всего проблем при проведении данной классификации со­здает субъективный идеализм. Скажем, у Беркли истинным первонача­лом бытия и создателем человеческих душ является Бог (т.е. мы име­ем здесь дело с объективным идеализмом). Но его учение относят обычно к субъективному идеализму, поскольку главным объектом ис­следования является человеческое «я» (душа) и не признается реаль­ное существование внешнего мира (природы), т.е. бытие состоит толь­ко из Бога и человеческих душ. А вот Лейбница обычно относят к объективным идеалистам, хотя для него имеет место почти такая же ситуация, как и для Беркли. А именно: истинным первоначалом бытия у него является Бог — создатель монад (неких «духовных атомов», до­ходящих в своем развитии до стадии «человеческого сознания»), и не признается реальное существование внешнего мира.

    Весьма запутанная ситуация имеет место и относительно Канта. Из книги в книгу, из учебника в учебник кочует его характеристика как субъективного идеалиста. Основанием его причисления к последним является то, что главным объектом рассмотрения, некой «исходной ре­альностью» у Канта является человеческое сознание. Более того, Канта часто называют одновременно субъективным идеалистом и дуалистом, что явно противоречиво: если он субъективный идеалист, то должен признавать только одно первоначало (или первоначало одного типа) — человеческое сознание; если он дуалист, то должен признавать суще­ствование двух первоначал.

    В действительности же Кант признает только одно первоначало бытия — Бога (объективный идеализм и монизм). Но в своем учении Кант как бы выносит Бога за рамки теоретического разума, и при этом главным объектом рассмотрения у него оказывается человеческое со­знание. Именно поэтому Канта квалифицируют как субъективного идеалиста. Но, по Канту, бытие кроме человеческого разума содержит еще и природу (вещь-в-себе), поэтому-то Канта и называют дуалистом. Но так как, по Канту, природа в принципе не познаваема, то она и не занимает никакого серьезного места в его учении, сосредоточенном на

    19

    человеческом сознании. Именно это и подтверждает его характерис­тику как субъективного идеалиста.

    И даже о буддийской философии нельзя безоговорочно утверждать, что это «чистый» субъективный идеализм: человеческое сознание («я») трактуется там как комбинация особых «духовных атомов» — дхарм. А значит, подлинными первоначалами в онтологическом смысле являют­ся именно дхармы — некие идеальные объекты, обладающие объектив­ным существованием («поток дхарм»). Каждая из дхарм по отдельности не есть человеческое сознание. Следовательно, в буддийской филосо­фии не имеет место утверждение о первичности человеческого созна­ния, значит, это, строго говоря, не субъективный, а объективный идеализм. Правда, с другой стороны, остается непонятным, существуют ли вообще дхармы вне человеческого сознания? Если нет, то все-таки человеческое сознание оказывается первичным в онтологическом смысле.
    Пантеизм, гилозоизм и деизм.

    Пантеизм, гилозоизм и деизм. В философии существует также и ряд важных направлений, которые, оставаясь в рамках монизма, занима­ют промежуточное положение между идеализмом и материализмом.
    Гилозоизм

    Гилозоизм — философское учение, утверждающее одушевленность как живой, так и неживой природы. Гилозоизм зародился уже в древ­ности, например, он имел место в учении Фалеса, Гераклита, стоиков и т.д. Античный гилозоизм послужил теоретическим фундаментом для пантеизма.
    Пантеизм

    Пантеизм — это течение в философии, в котором Бог (идеальное начало) и природа (материальное начало) отождествляются: нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога.

    Пантеизм возник в эпоху Возрождения, его идеи развивали Нико­лай Кузанский, Джордано Бруно, а в Новое время пантеистические идеи можно обнаружить у Шеллинга, Гегеля, Соловьева и т.д.1
    Деизм

    Деизм — это течение в философии, в котором Бог признается твор­цом мира, но, создав мир и вложив в него определенные законы, Бог более не вмешивается в дела мира: мир существует по своим законам.

    Строго говоря, деизм есть особая разновидность объективного идеа­лизма, но в то же время он был и переходным этапом на пути от объек­тивного идеализма к материализму. Деизм возник в XVII в. и особое распространение получил в эпоху Просвещения. У истоков деизма стояли Декарт, Ньютон, Локк, к числу виднейших деистов можно отнес­ти Вольтера, Руссо, Канта, Ломоносова.

    Говоря об онтологии, необходимо знать еще несколько следующих терминов и связанных с ними понятий.
    Космос — в переводе с древнегреческого означает «порядок».

    Космос — в переводе с древнегреческого означает «порядок». Кос­мос, или порядок, в античной философии противопоставлялся Хаосу как беспорядку, смешению.

    1 Подробнее о пантеизме и истории его формирования см. на с. 255.

    20
    Космология

    Космология — учение об устройстве мира, т.е. мира такого, каким он существует в настоящее время.
    Космогония

    Космогония — учение о происхождении мира, о процессе его ста­новления, который привел к его современному состоянию.
    Космогенез

    Космогенез — сам процесс образования и становления мира.
    Диалектика и метафизика

    Диалектика и метафизика. Кроме выше выделенных течений для онтологии существенны еще представления о сути бытия: является ли бытие неизменным, постоянным, неподвижным или же изменчивым и подвижным? На основании решения этого вопроса выделяют метафи­зику и диалектику. Но использование этих терминов затрудняется тем, что каждый из них имеет, по крайней мере, два смысла: древнегрече­ский и современный. Поэтому при их использовании необходимо ого­варивать, какой из смыслов имеется в виду.

    Диалектика.

    • В буквальном пер. с др. греч. — «искусство вести беседу, спор»; в этом смысле термин употреблялся с древности и вплоть до Нового времени.

    • В немецкой классической философии и особенно в философии марксизма термин приобретает второе значение, а именно: учение о наиболее общих закономерных связях бытия, его развития и становле­ния; две центральные идеи диалектики:

    а)  взаимосвязь всех явлений;

    б)  непрерывное, бесконечное, основанное на присущих самому бы­тию противоречиях, развитие мира.

    В этом смысле диалектика противоположна метафизике. Крупней­шие представители: Шеллинг, Гегель, Маркс, Бергсон.

    Однако и само развитие может трактоваться по разному: как разви­тие «по замкнутому кругу» (Шеллинг, Гегель) и как бесконечное по­ступательное движение (Маркс, Бергсон).
    Метафизика.

    • В буквальном пер. с др. греч. — «после физики» (о происхожде­нии данного термина см. на с. 97). Первоначально метафизикой назы­валась философия Аристотеля, а начиная с эпохи Средневековья и фи­лософия вообще. В этом же смысле данный термин часто употребля­ется и в настоящее время, т.е.

    метафизика = философия.

    • В Новое время термин «метафизика» приобрел еще и значение философского учения, в котором отрицается развитие мира как беско­нечное саморазвитие, т.е. учения, противоположного диалектике (во втором смысле последнего термина), т.е.

    метафизика = антидиалектика.

    Если не провести этого различия между смыслами, может возникнуть путаница. Так, например, Парменида и Зенона можно назвать основопо­ложниками метафизики в современном смысле слова (так как они первы­ми начали утверждать, что истинное бытие абсолютно неподвижно и не-

    21

    изменно), но их же можно назвать и основоположниками диалектики — в древнегреческом смысле последней (они первыми начали обосновывать, доказывать свои философские идеи). Метафизиками в современном по­нятии слова можно считать большинство философов до XIX в.
    Агностицизм

    Агностицизм — течение в философии, в котором мир признается в принципе не познаваемым.

    К древнейшим европейским формам агностицизма можно отнести софистику и скептицизм, в Новое время агностицизм развивал Беркли, Юм, Кант. Агностиками чаще всего были субъективные идеалисты, тог­да как материалисты и объективные идеалисты обычно признают по­знаваемость мира.
    Релятивизм (от лат. «relativus» — относительный)

    Релятивизм (от лат. «relativus» — относительный) — направле­ние в философии, возводящее в принцип относительность всякого зна­ния, т.е. его неполноту и условность, и на этой основе отрицающее ка­кую-либо возможность достижения объективной истины. Основы ре­лятивизма были заложены еще софистами и скептиками, в Новое время релятивизм развивался в позитивизме.
    Рационализм (от латинского «ratio» — разум)

    Рационализм (от латинского «ratio» — разум) — направление в философии, признающее разум основой познания, главным орудием по­знания, а также критерием истины.

    Основы рационализма были заложены еще в античной философии (Парменид, Платон и др.), но как философское направление рациона­лизм сформировался в Новое время; его крупнейшие представите­ли — Декарт, Спиноза, Лейбниц.

    Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).
    Иррационализм (от латинского «irrationalis» — неразумный, бессоз­нательный)

    Иррационализм (от латинского «irrationalis» — неразумный, бессоз­нательный) — направление в философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума, сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него. Чаще всего к иррационализму принадлежат субъективно-идеалис­тические учения, например философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бер­гсон), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер и т.д.) и ряд других.
    Сенсуализм (от латинского «sensus» — чувство)

    Сенсуализм (от латинского «sensus» — чувство) — направление в философии, в котором основным источником познания признаются чувства (ощущения), они же считаются критерием истины.

    Сенсуализм стремится показать, что все знание выводится из дан­ных органов чувств («в разуме нет ничего, что прежде не содержалось бы в чувствах»). Основы сенсуализма были заложены еще в античнос­ти (Демокрит, Эпикур), но как особое направление сенсуализм сформи­ровался в Новое время (материалистический сенсуализм — Гоббс, Локк, Дидро и т.д., идеалистический сенсуализм — Беркли, Юм и др.). В эпоху Просвещения противостояние рационализма и сенсуализма играло важнейшую роль в философии.

    22

    Схема 6. Проблема познаваемости мира

    Агностицизм

    Мир в принципе не познаваем

    Релятивизм

    Мир познаваем только частично и всегда субъективно (истина всегда относительная)

    Мир в принципе познаваем

     

     

    Эпоха Древнего мира

     

     

    Буддизм

     

    Высшая сущность мира (идеи) познаваемы благодаря их припоминанию — Платон.

    Античный скептицизм —

    Софистика

     

    Пиррон, Секст Эмпирик

     

     

     

     

    Мир познаваем благодаря чувст­венному и рациональному познанию — Аристотель.

    Эпоха Средневековья

     

     

     

    Природа (сотворенный мир) познаваема,

    но Творец полностью не познаваем

    Эпоха Возрождения

     

     

    Ренессансный
    скептицизм
    Монтень

     

    И Творец, и его творение познава­емы благодаря интеллектуальной интуиции — Николай Кузанский.

    Эпоха Нового времени

     

     

    Юм

    Позитивизм

    В мире нет ничего в принципе не познаваемого, есть только то, что пока еще не познано — Ленин.

    Кант

    Прагматизм

     

     

    Часть I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63


    написать администратору сайта