Главная страница

Суханов ГП. суханов ворд. Учебник в 2 томах Ответственный редактор заслуженный деятель науки рф, доктор юридических наук, профессор Е. А. Суханов том I


Скачать 4.08 Mb.
НазваниеУчебник в 2 томах Ответственный редактор заслуженный деятель науки рф, доктор юридических наук, профессор Е. А. Суханов том I
АнкорСуханов ГП
Дата11.02.2020
Размер4.08 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файласуханов ворд.docx
ТипУчебник
#108060
страница88 из 120
1   ...   84   85   86   87   88   89   90   91   ...   120

§ 4. Содержание и осуществление авторских прав


1. Личные неимущественные права автора

К личным неимущественным правам автора (п. 2 ст. 1255 ГК) относятся:

  • право авторства;

  • право автора на имя;

  • право на неприкосновенность произведения;

  • право на обнародование произведения.

Право авторства – это право признаваться автором произведения.

Его не следует смешивать с правом на имя.

Право на имя – это возможность использовать или разрешать использование произведения под подлинным именем автора, под псевдонимом или без обозначения имени (п. 1 ст. 1265 ГК). Право на имя означает, что только автор волен выбирать, как будет обозначено его имя на переплете издания, в выходных данных, в титрах и т.д. По желанию автора может быть использован его псевдоним (вымышленное имя), который издатель не вправе раскрывать без согласия автора. Произведение может быть издано по желанию автора без указания имени (анонимно). Если произведение используется под псевдонимом или без указания имени автора (анонимно), лица, которым известно подлинное имя автора (в их число входит пользователь, заключивший с автором авторский договор), не вправе без согласия автора раскрывать его личность. Авторское право на имя не совпадает с общегражданским правом на имя (ст. 19 ГК), принадлежащим любому физическому лицу.

Право на обнародование заключается в возможности автора самому обнародовать или разрешать обнародование произведения в любой форме (п. 1 ст. 1268 ГК). Обнародование произведения означает обеспечение доступа к произведению любых третьих лиц. Автор может считать свое произведение недостаточно готовым, незрелым для представления его на суд публики, а потому вправе не давать согласия на его обнародование.

Как правило, автор реализует свое право на обнародование произведения при заключении договора о первом использовании необнародованного произведения или при передаче работодателю служебного произведения. Произведение, состоящее из отдельных частей, может быть обнародовано частично. Обнародование элементов содержания произведения – темы, сюжета произведения, его аннотации не является обнародованием самого произведения.

Произведение считается обнародованным, если действия по обеспечению доступа к произведению широкого круга лиц осуществлены с согласия автора или самим автором и по его воле. Если автор после обнародования своего произведения по каким-либо причинам не желает его дальнейшего широкого использования, он обычно отказывается заключать авторские договоры. Тем самым использование произведения ограничивается случаями свободного использования.

Право на обнародование предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения путем использования своего права на отзыв. Право на отзыв – это отказ от ранее принятого автором решения об обнародовании произведения, пересмотр такого решения (ст. 1269 ГК). Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому было отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор обязан публично оповестить о своем отзыве. При этом он вправе изъять из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. Указанные правила не применяются к программам для ЭВМ и служебным произведениям.

Право автора на неприкосновенность его произведения и защиту произведения от искажения направлено на охрану произведения в его первоначальном, оригинальном виде (ст. 1266 ГК). В соответствии с этим не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Право на неприкосновенность произведения охраняется бессрочно. Как и право авторства и имени автора, такая охрана осуществляется лицом, которое автор вправе указать в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, а при отсутствии такого лица или после его смерти – наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Вместе с тем наследники и иные правопреемники автора наделяются правом разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК).

2. Имущественные права автора (правообладателя)

Согласно ст. 1270 ГК автору произведения или иному правообладателю (работодателю, наследнику и др.) принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Это право является имущественным и охватывает только использование произведения науки, литературы и искусства. В отличие от личных неимущественных прав оно носит срочный характер, но и исключительные, и личные неимущественные права автора являются абсолютными.

Обычно выделяют два вида правомочий правообладателя, составляющих содержание его исключительного права: право на использование объекта и право распоряжения объектом561 (ст. 1233 ГК).

Использование произведения, независимо от того, совершаются ли соответствующие действия с целью извлечения прибыли или без таковой, согласно п. 2 ст. 1270 ГК осуществляется в различных формах.

Прежде всего, это воспроизведение произведения, т.е. изготовление одного или более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи; изготовление в трех измерениях одного или более экземпляра двухмерного произведения. Запись произведения в память ЭВМ также считается воспроизведением.

Далее, это распространение произведения, которое реализуется путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. В это понятие также включаются предложение к продаже, бесплатное распространение (дарение), мена, сдача в прокат и другие подобные действия. Право на распространение произведения не следует понимать как часть права на воспроизведение, поскольку оно может не совпадать по времени и по территории совершения с воспроизведением произведения.

Использованием произведения является его публичный показ, т.е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения (без соблюдения их последовательности), непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Публичный показ произведения необходимо отличать от публичного исполнения. Публичное исполнение произведения – представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- или радиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Основное различие между показом произведения и его исполнением состоит в том, что при публичном показе произведение или какая-то его часть просто демонстрируется публике, без совершения автором или иным лицом каких-либо активных действий, тогда как во втором случае произведение доводится до зрителей или слушателей путем совершения действий, выражающихся в пении, танце, декламации и т.д. При показе произведения осуществляется прямой контакт произведения со зрителем (публикой), при исполнении данный контакт опосредуется деятельностью исполнителя.

Публичность же при показе и исполнении произведения означает, что демонстрация произведения перед специалистами или его исполнение в кругу семьи или близких друзей не образуют публичного показа или публичного исполнения и не влекут предусмотренных законодательством правовых последствий.

К использованию произведения относится также импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения. Под этим понимается только импорт экземпляров произведения, но не прием поступающих из-за рубежа радио- и телепередач, причем сами импортированные в Россию экземпляры предназначены для распространения. Под импортом следует понимать пересечение экземплярами произведения государственной границы Российской Федерации и возможное последующее растаможивание этого товара. Право на импорт неразрывно связано с правом на распространение и в известной мере является его детализацией562. Под распространением экземпляров произведения следует понимать их распространение как на территории России, так и в зарубежных странах. Иными словами, право на импорт касается и тех экземпляров произведения, которые ввозятся в Россию для последующего распространения в других странах, а не только в России.

Прокат оригинала или экземпляра произведения также является способом его использования. Право на прокат принадлежит автору независимо от права собственности на экземпляры произведения. Лицо, получившее право на дальнейшее распространение экземпляров произведения, не вправе сдавать эти экземпляры в прокат без дополнительного согласия со стороны правообладателя. Право проката может уступаться автором другим лицам по авторскому договору, при этом оно автоматически включается в право на распространение.

Способ использования произведения представляет собой и его сообщение в эфир, т.е. сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения. Под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и(или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания либо с ее согласия.

К рассматриваемым способам относится и сообщение по кабелю, т.е. сообщение произведения для всеобщего сведения посредством его передачи по телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). По своему содержанию это право в основном аналогично праву передачи в эфир.

Перевод или другая переработка произведения тоже является способом его использования. При этом под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или базы данных с одного языка на другой, за исключением адаптации, т.е. внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

Способом использования архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта является его практическая реализация. Всякое практическое воплощение в жизнь произведений архитектурной, градостроительной, дизайнерской, садовопарковой графики может осуществляться только с согласия авторов, которые вправе разрешить или запретить создание в натуре изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, здания, сооружения, сада, парка.

Права архитекторов и дизайнеров не ограничиваются теми чертежами, эскизами, макетами, в которых нашла воплощение их творческая мысль. Они действуют и в отношении тех решений, которые нашли воплощение в конкретных строящихся или уже построенных объектах. Без согласия автора, а в случае перехода прав к правопреемнику – без его согласия нельзя повторно реализовать соответствующий проект, хотя бы он и был воплощен в конкретных объектах. Автор проекта имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством архитектурного объекта.

Использованием произведения считается также предоставление доступа к нему таким образом, что лицо, желающее им воспользоваться, может сделать это из любого места и в любое время по собственному выбору. Ранее это право рассматривалось как «право на доведение до всеобщего сведения». Оно реализуется в праве на размещение произведения в сети «Интернет», которое включает в себя и право определять режим и условия такого использования (платный или бесплатный, общедоступный или ограниченный). Использование произведения в сети «Интернет», производимое без согласия автора (правообладателя), является незаконным, нарушает авторские права.

3. Коллективное управление имущественными правами

Появление института коллективного управления названными правами обусловлено невозможностью или затруднительностью их осуществления в индивидуальном порядке, обусловленными характером произведения и способом его использования563. Авторы, а также исполнители, изготовители фонограмм (видеозаписей) и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено564 либо когда действующее законодательство допускает использование объектов авторских и смежных прав без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе) (п. 1 ст. 1242 ГК). Создание таких организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами.

Организации по управлению правами на коллективной (членской) основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав или способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и смежными правами. Но в каждой из сфер деятельности, указанных в ГК, должна действовать лишь одна такая аккредитованная организация565.

Организации по управлению правами на коллективной основе могут представлять лишь тех авторов, с которыми они заключили соответствующие договоры. Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является только договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателями в письменной форме. Указанный договор может быть заключен с правообладателями как являющимися членами такой организации, так и не являющимися ее членами. Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе566.

Организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей либо от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе, без доверенности (п. 5 ст. 1242 ГК).

Организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями договоры о предоставлении прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав (лицензионные договоры) и собирает с них средства на выплату вознаграждения за использование этих объектов. При этом указанная организация не вправе отказать пользователю в заключении договора без достаточных оснований.

Пользователи обязаны по требованию организации по управлению правами на коллективной основе представлять ей отчеты об использовании объектов авторских и смежных прав, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения средств на выплату вознаграждения.

Организация по управлению правами на коллективной основе производит распределение средств, собранных на выплату вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав, между правообладателями, а также осуществляет выплату им указанного вознаграждения в размерах и порядке, предусмотренных уставом организации. Она вправе удерживать из собранных на выплату вознаграждения средств суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые этой организацией, с согласия и в интересах представляемых ею правообладателей. Одновременно с выплатой вознаграждения организация обязана представить правообладателю отчет, содержащий сведения об использовании его прав, в том числе о размере средств, собранных на выплату вознаграждения, и удержанных из этих средств сумм.

Организации по управлению правами на коллективной основе формируют реестры, содержащие сведения о правообладателях, о правах, переданных им в управление, а также об объектах авторских и смежных прав. Сведения, содержащиеся в таких реестрах, предоставляются всем заинтересованным лицам в порядке, установленном организацией, за исключением сведений, которые в соответствии с законом не могут разглашаться без согласия правообладателя.

Организация по управлению правами на коллективной основе может осуществлять деятельность в следующих сферах коллективного управления:

  • управление авторскими правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю посредством передачи по радио или телевидению (сообщение в эфир или по кабелю), в том числе путем ретрансляции (подп. 6–8 п. 2 ст. 1270 ГК);

  • управление авторскими правами на обнародованные отрывки из драматических произведений, а также на малообъемные литературные и драматические произведения (конферанс, скетчи, репризы, фельетоны и т.п.) в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подп. 6–8 п. 2 ст. 1270 ГК);

  • о существление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение такого аудиовизуального произведения (п. 5 ст. 1263 ГК);

  • у правление правами изготовителей аудиовизуальных произведений (видеозаписей) в отношении их использования путем ретрансляции;

  • управление авторскими правами на произведения изобразительного искусства, а также на рукописи литературных и музыкальных произведений в отношении права следования (ст. 1293 ГК);

  • управление авторскими правами на обнародованные произведения в отношении их воспроизведения путем репродуцирования (п. 2 ст. 1275 ГК);

  • осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и видеозаписей на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и видеозаписей в личных целях (ст. 1245 ГК);

  • о существление прав исполнителей и прав изготовителей фонограмм и видеозаписей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм и видеозаписей, опубликованных в коммерческих целях (ст. 1326 ГК).

Управление имущественными правами в указанных сферах возможно только в отношении обнародованных произведений, поскольку использование необнародованных произведений представляет собой способ реализации не только имущественных прав, но и неимущественного права – права на обнародование.

Государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из перечисленных сфер коллективного управления может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе567. Однако в определенных случаях такая организация может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления. Аккредитованные организации действуют на основании типового устава568, который утверждается в порядке, определяемом Правительством РФ.

Наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в аналогичных сферах коллективного управления. Такие организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению их правами.

4. Иные права автора

Право доступа (ст. 1292 ГК) к произведению нередко относят к личным неимущественным правам, хотя по своему характеру оно значительно отличается от них. Право доступа связано с материальным объектом, поскольку имеется в виду доступ именно к оригиналу произведения, а не к его копии. В то же время это право является средством осуществления автором своего имущественного права на воспроизведение. Так, чтобы автор мог осуществить творческий повтор своего произведения изобразительного искусства, ему необходим доступ к оригиналу произведения.

Автор может требовать осуществления данного права не только от собственника оригинала произведения изобразительного искусства, но и от другого лица (государственного или частного музея и т.п.). При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Законный владелец оригинала вправе требовать от автора возмещения своих расходов, связанных с предоставлением автору права доступа.

Определенным своеобразием обладает право следования, которое имеет в виду защиту имущественных прав автора произведения изобразительного искусства. В случае отчуждения автором оригинала такого произведения при каждой публичной перепродаже этого оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвуют галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин и тому подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от перепродажной цены (п. 1 ст. 1293 ГК). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ569. В результате, например, малоизвестный художник, первоначально продавший свою картину по незначительной цене, впоследствии, приобретя большую известность, имеет также возможность получить некоторое дополнительное вознаграждение за свое творчество570.

Авторы пользуются правом следования также в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.
1   ...   84   85   86   87   88   89   90   91   ...   120


написать администратору сайта