Главная страница

Рус.яз. и культура речи. Введенская и др.. Учебник Введение


Скачать 0.77 Mb.
НазваниеУчебник Введение
АнкорРус.яз. и культура речи. Введенская и др..docx
Дата14.03.2018
Размер0.77 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРус.яз. и культура речи. Введенская и др..docx
ТипУчебник
#16643
страница9 из 17
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17
Раздел 2
Правильность речи


Глава 6
Орфоэпическая правильность речи


Правильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка, – одно из главных коммуникативных свойств, поскольку именно правильность речи обусловливает ее понятность адресату, ее единство.

Орфоэпическая правильность речи – это соблюдение норм литературного произношения и ударения.

Правильное, литературное произношение – важный показатель общего культурного уровня человека. Чтобы устное выступление было успешным, оно должно быть выразительным, а выразительность достигается четким и ясным произношением, правильной интонацией. Важную роль при этом играют нормативное произношение и ударение. Ошибки произношения отвлекают слушателей от содержания выступления, затрудняя тем самым общение, уменьшая степень воздействия на аудиторию.

Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения.

Важнейшие особенности русского литературного произношения определились еще в первой половине XVIII в. на основе московского разговорного языка. К этому времени московское произношение лишилось узкодиалектных черт, соединив в себе особенности произношения северных и южных говоров русского языка. Московские нормы произношения использовались в других экономических и культурных центрах в качестве образца и усваивались с учетом местных диалектных особенностей.

В современном русском литературном языке нет полной унификации литературного произношения, однако орфоэпические нормы в целом представляют собой последовательную систему, которая развивается и совершенствуется. В формировании литературного произношения огромную роль играют театр, радиовещание, телевидение, кинематограф – мощные средства распространения орфоэпических норм и поддержания их единства.

Ударение

Ударение – одно из средств звуковой организации слов и речи в целом. Основным средством звукового оформления и различения слов являются звуки речи, а ударение лишь дополняет их. Однако это очень важное фонетическое средство, так как слово не существует без ударения. Неверное ударение, как правило, разрушает слово, лишает его смысла, например [вÓда] вместо [вАдá], [кÓрова] вместо [кАрóва] и т. п. От ударения зависит и качество гласных звуков, входящих в состав слова (например, в слове вода мы произносим безударный гласный О как [а]).

С фонетической точки зрения ударение – это выделение каким-либо фонетическим способом той или иной звуковой единицы речи из ряда других таких же единиц в пределах единицы более высокого уровня: слога в слове или слова во фразе.

В зависимости от того, какая произносительная единица выделяется с помощью ударения, различают словесное, синтагматическое и фразовое ударения. Наиболее важным с точки зрения орфоэпической правильности речи является словесное ударение – выделение слога в слове. Поскольку носителем ударения является гласный, образующий слог, то обычно говорят об ударных гласных.

В русском языке основными средствами выделения ударного гласного являются длительность и интенсивность звучания, т. е. ударные гласные являются более длительными и более громкими, чем безударные гласные, входящие в слово.

Свойства словесного ударения

Словесное ударение в русском языке является свободным, или разноместным, т. е. не закреплено ни за каким определенным слогом. В некоторых языках ударение в слове всегда падает на какой-то определенный слог: в чешском языке – на первый, во французском – на последний, в польском – на предпоследний и др. В этом случае говорят о фиксированном, или связанном, ударении.

По данным статистического исследования, преимущественное место словесного ударения в русском языке обусловлено тяготением ударения к центру слова и ко второй половине слова

[34].

Еще одна способность русского словесного ударения – его перемещение при словоизменении (например, при склонении или спряжении). Ударение называется неподвижным, если при словоизменении оно не меняет своего места, и подвижным, если при словоизменении оно перемещается на другие слоги. В русском языке слова с неподвижным ударением преобладают.

Словесное ударение в русском языке характеризуется определенной связью с морфемами (т. е. приставками и суффиксами) или (шире) с морфологической структурой слов.

Некоторые суффиксы и приставки всегда или в определенных формах слов стоят только под ударением – например, суффикс – ист всегда ударный: баянИст, тракторИст, материалИст, турИст и т. д.

Суффиксы – ик и – ка всегда стоят непосредственно после ударения, например: дóмИк, сáдИк, стóлИк; рéчКа, рýчКа, сýмКа.

Слова, образованные при помощи суффикса – тель, сохраняют ударение производящего слова: писАть – писАтель; читАть – читАтель.

В сложных словах со второй частью – пись (от слова писать) ударение всегда на первом корне: лЕтопись, скОропись, машИнопись.

Свобода и разноместность словесного ударения в русском языке распространяются и на морфемы: ударение может приходиться на все основные морфологические части слова – корень (дожИть), приставку (дОжили), суффикс (доживАть), окончание (доживЕшь) и т. п. Только соединительные гласные не имеют ударения (самОлет, парОход, морЕход и т. п.).

В русском языке безударными являются лишь предлоги, частицы и союзы, т. е. служебные слова, которые в речи примыкают к ближайшим ударным словам: знАешь ли. Безударные слова образуют с ударным словом фонетическое единство, объединенное ударением, т. е. фонетическое слово. Безударные слова, примыкающие к предшествующим ударным словам, называются энклитиками (нАдо же), а примыкающие к последующим ударным словам – проклитиками (на стОл).

Предлоги, будучи обычно безударными (проклитиками), могут перетягивать ударение с основного слова на себя. Тогда знаменательное слово, лишенное ударения, становится своеобразной энклитикой при предлоге: нА берег, пО двое.

Иногда слово содержит второе, добавочное ударение, которое всегда предшествует главному и очень часто оказывается на первом слоге слова. Такое ударение называется побочным, или второстепенным; оно характерно в основном для сложных слов. Существует три группы слов, имеющих побочное ударение:

• сложносокращенные слова, вторая часть которых представляет собой отдельное слово: сбЕркАсса, стЕнгазЕта, прОфбилЕт, гОрсовЕт;

• некоторые собственно сложные слова, особенно многосложные (в частности, книжные термины): фОторепортАж, клЯтвопреступлЕние, гУстозаселеЕнный, картОфелекопАлка;

• слова с приставками после-, сверх-, архи-, анти-, супер-, ультра-, транс-, контр-, про-, де-, ре-, пост-, экс-: пОслевоЕнный, свЕрхъестЕственный, АнтиобщЕственный, АрхимЕдленный, УльтрафиолЕтовый, сУпероблОжка, трАнсокеАнский, кОнтрнаступлЕние, прОамерикАнский, дЕмобилизАция, рЕпатриАция, пОстскрИптум, пОстфАктум, Экс-чемпиОн.

Нормы ударения

Нормы ударения в современном русском литературном языке представляют трудность для усвоения в связи с разноместностью и подвижностью ударения.

Если бы слова имели какие-то формальные или смысловые признаки, указывающие, на каком слоге должно стоять ударение и как оно должно перемещаться с одного слога на другой при изменении форм слова, ударение усваивалось бы легче. Однако таких признаков в словах практически нет. Ударение усваивается вместе со словом – подобно тому, как усваивается значение слова. Надо запомнить, перевести в речевой навык не только значение слова, но и свойственное ему ударение. Эта индивидуальность словесного ударения объясняет и затруднения, испытываемые иностранцем, изучающим русский язык, и многочисленные орфоэпические ошибки людей, для которых русский язык является родным.

Овладеть нормами ударения, исправить ошибки можно, пользуясь специальными справочниками и словарями. Некоторую помощь может оказать также знание типов русского ударения, типовых схем его расположения в словах и их формах.

Варианты ударения

Вследствие разноместности и подвижности русского ударения в русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, или акцентологические варианты. Варианты могут быть равноправными: бАржа – баржА; кИрзовый – кирзОвый, однако чаще всего варианты, допускаемые в литературном языке, характеризуются как неравноправные, т. е. один из них является предпочтительным: творОг (основной вариант) – твОрог (дополнительный вариант).

Приведем краткий перечень равноправных акцентологических вариантов.

апартАменты – апартамЕнты

базИлика – базилИка

бАржа – баржА

бижутЕрия – бижутерИя

бредовОй – бредОвый

заржАветь – заржавЕть

Иначе – инАче

Искриться – искрИться

кИрза – кирзА

обрОненный – обронЕнный

пЕтля – петлЯ

ржавЕть – ржАветь

тЕфтели – тефтЕли

Семантические варианты – это пары слов, в которых разноме-стность ударения предназначена для различения смысла слов:

мУка – мукА; вИна – винА; остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение); трУсить (бояться) – трусИть (бежать) и т. п.

Такие пары слов называются омографами, т. е. словами, совпадающими по написанию, но не по произношению.

Приведем перечень слов, различающихся своим значением в зависимости от ударения.

забронИровать (закрепить что-нибудь за кем-нибудь) – забронировАть (покрыть броней);

занятОй (человек) – зАнятый (дом);

засОленный (об овощах) – засолЕнный (о почве);

затОченный (карандаш) – заточЕнный (узник);

нАголо (остричь) – наголО (держать шашки);

обходнОй (лист, путь) – обхОдный (маневр);

переноснОй (радиоприемник) – перенОсное (значение);

переходнОй (балл, мост) – перехОдный (возраст);

погрУженный (на платформу) – погружЕнный (в воду);

приблИженный (к чему-нибудь) – приближЕнный (близкий);

призывнОй (возраст) – призЫвный (зовущий);

прОклятый (подвергшийся проклятию) – проклЯтый (ненавистный);

развитОй (ребенок, промышленность) – рАзвитый (в умственном отношении; развитая нами деятельность) – развИтый (раскрученный: развитые волосы);

склОнен (к чему-нибудь) – склонЕн (перед кем-нибудь);

слОженный (из деталей) – сложЕнный (обладающий тем или иным телосложением);

совершЕнный (достигший совершенства) – совершЁнный (сделанный);

Угольный (от уголь) – угОльный (от угол);

хАос (в древнегреческой мифологии) – хаОс и хАос (беспорядок);

харАктерный (человек) – характЕрный (поступок);

языковОй (относящийся к словесному выражению мысли) – языкОвый (относящийся к органу в полости рта).

Стилистические варианты – это пары слов, которые в зависимости от места ударения используются в разных стилях речи:

прикУс (общеупотребительное слово) – прИкус (специальное);

шЕлковый (общеупотребительное) – шелкОвый (поэтическое).

Нормативно-хронологические варианты – это пары слов, в которых разноместность связана с временным периодом употребления данного слова в речи:

запаснОй (современное) – запАсный (устаревшее);

украИнский (современное) – укрАинский (устаревшее);

рАкурс (современное) – ракУрс (устаревшее).

«Словарные» слова

По данным Л.И. Скворцова, в русском языке исследователи насчитывают более 5000 общеупотребительных слов, в которых зафиксированы колебания ударения.

В нашей книге приводится словарь наиболее распространенных слов. Основой для его составления послужил словарь, приведенный в книге И.Б. Голуб и Д.Э. Розенталя. Место ударения в приводимых словах необходимо запомнить, так как часто оно не объясняется теми действующими правилами, о которых пойдет речь в следующих разделах.

Ударение в существительных

Много ошибок возникает в произнесении имен существительных при их склонении, т. е. изменении по падежам и числам. Необходимо знать, перемещается или не перемещается ударение в данном слове, а если перемещается, то на какой слог. В связи с этим рассмотрим различные группы существительных в зависимости от устойчивости места ударения в них.

Существительные с неподвижным ударением на основе (н). В перечисленных ниже существительных ударение всегда падает на основу, т. е. не перемещается на окончание при изменении по числам и падежам.

Ед.ч. грУнт, грУнта, грУнту, грунт, грУнтом, о грУнте

Мн.ч. грУнты, грУнтов, грУнтам, грУнты, грУнтами, о грУнтах

Примеры подобных слов:

досУг, кАпля, кармАн, клАд, клАб, кУб, мИнус, мЕстность, пейзАж, пЕсня, плАн, пОчесть, прИбыль, прОфиль, созЫв, срЕдство, стЕржень, флОт, фОнд, шофЕр, шрИфт, штОрм, штрАф.

Слова такого типа приводятся в нашем словаре и содержат помету – (н).

В некоторых словах возможны отклонения от общего правила в предложном падеже единственного числа, если эта форма употреблена с предлогом «в» («во») и имеет окончание – у (-ю). В этом случае ударение передвигается на это окончание: на видУ, в пленУ, во хмелЮ.

Существительные с неподвижным ударением на окончании (о). Если существительные мужского рода в именительном (или винительном) падеже единственного числа не имеют окончания (так называемое нулевое окончание), то ударение вынуждено перемещаться на основу. То же происходит в отдельных словах в форме родительного падежа множественного числа.

Ед.ч. багАж, багажА, багажУ, багАж, багажОм, о багаж

Е Мн.ч. багажИ, багажЕй, багажАм, багажИ, багажАми, о багажАх

Примеры подобных слов:

гарАж, графА, жарА, жгУт, жЕзл, каймА, крЮк, лишАй, ломОть, лыжнЯ, миндАль, мОрж, наждАк, плУт, пОлк, ремЕнь, репЕй, рубЕж, рУбль, сЕрп, скамьЯ, стопА, ступнЯ, тирАж, утЮг, фЕрзь, фитИль, хОлм, хрустАль, чЕлн, шИп, шУт, щИт, юлА, язЫк, янтАрь, ячмЕнь.

Слова такого типа приводятся в нашем словаре и содержат помету – (о).

Существительные с подвижным ударением. В русском языке существуют группы существительных с подвижным ударением, которое перемещается с основы на окончание и с окончания – на основу.

Различают пять типов подвижного ударения в именах существительных.

Тип 1. Ударение с основы существительного единственного числа перемещается на окончание существительного множественного числа.

Ед.ч. Орден – Ордена – Ордену – Орден – Орденом – об Ордене

Мн.ч. орденА – орденОв – орденАм – орденА – орденАми – об орденАх

Примеры подобных слов:

бАл, бОрт, бУфер, вАл, вЕер, вЕнзель, гОд, гОл, дирЕктор, дОктор, крУг, лАгерь, Округ, Орден, Ордер, пАрус, плУг, сОболь, стрОй, сУп, тОн, тОполь, тОрг, тЫл, хОд, хОр, чАй, шкАф, штАб, штАбель, штЕмпель.

Если какое-либо из существительных этого типа используется в предложном падеже с окончанием – у, то ударение перемещается на это окончание: на балУ, в борУ, на валУ, в кругУ, в годУ, в хорУ, в шкафУ.

Слова такого типа приводятся в нашем словаре и содержат помету – (1).

Тип 2. Ударение с основы существительного единственного числа и в именительном падеже (а также в винительном, если существительное неодушевленное) множественного числа перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа.

Ед.ч. гОлубь – гОлубя – гОлубю – гОлубя – гОлубем – о гОлубе

Мн.ч. гОлуби – голубЕй – голубЯм – голубЕй – голубЯми – о голубЯх

Второй тип почти полностью повторяет первый, за исключением ударения в именительном падеже множественного числа. Примеры подобных слов:

вЕдомость, вОлк, гОлубь, дОлжность, звЕрь, кАмень, кОрень, крЕпость, лАпоть, лЕбедь, мЕлочь, нОвость, Обруч, Окунь, пАрень, плОскость, пОвесть, пОдать, прОповедь, сОболь, скАтерть, скОрость, стЕрлядь, тЕнь, трОсть, Уголь, цЕрковь, чЕтверть, щЕль.

Слова такого типа приводятся в нашем словаре и содержат помету – (2).

Тип 3. Ударение с окончания существительного единственного числа перемещается на основу существительного множественного числа.

Ед.ч. козА – козЫ – козЕ – козУ – козОй – о козЕ

Мн.ч. кОзы – кОз – кОзам – кОз – кОзами – о кОзах

Третий тип подвижного ударения противоположен второму типу.

Примеры подобных слов:

вдовА, грозА, деснА, дрофА, змеЯ, иглА, избА, козА, кольцО, косА, лунА, овцА, окнО, ордА, осА, свиньЯ, семьЯ, сестрА, сиротА, скалА, скулА, слугА, смолА, совА, соснА, сохА, стеклО, стрекозА, строфА, тюрьмА, уздА.

Слова такого типа приводятся в нашем словаре и содержат помету – (3 ).

Тип 4. Ударение с окончания существительного единственного числа перемещается на основу существительного в трех падежах множественного числа – именительном, родительном и винительном. В остальных падежах существительного множественного числа (дательный, творительный и предложный) сохраняется ударение на окончании.

Ед. ч. волнА – волнЫ – волнЕ – волнУ – волнОй – о волнЕ

Мн.ч. вОлны – вОлн – волнАм – вОлн – волнАми – о волнАх

Этот тип имен существительных характеризуется колебаниями в ударении под влиянием предшествующего типа. Примеры подобных слов:

блохА, бороздА, волнА, губА, железА, межА, полосА, серьгА, сковородА, слободА, строкА, тропА.

Слова такого типа приводятся в нашем словаре и содержат помету – (4 ).

Допустимы колебания ударения в существительном в винительном падеже единственного и множественного числа. В словарях и грамматиках нередко признаются правильными оба варианта:

бОрозду и бороздУ; жЕлезу и железУ; пОлосу и полосУ; скОвороду и сковородУ; слОбоду и слободУ; стрОку и строкУ. Кроме того, допустимыми считаются варианты: вОлнами – волнАми, бОроздами – бороздАми, жЕлезами – железАми.

Тип 5. Ударение в существительном единственного числе с окончания перемещается на основу существительного в винительном падеже. Во множественном числе схема перемещения ударения неустойчива: в одних словах ударение перемещается, как в четвертом типе, в других – остается на основе.

Ед. ч. доскА – доскИ – доскЕ – дОску – доскОй – о доскЕ

Мн. ч. дОски – досОк – доскАм – дОски – доскАми – о доскАх 

Примеры подобных слов:

бородА, боронА, головА, горА, доскА, душА, землЯ, зимА, порА, рекА, спинА, средА, стенА, сторонА, ценА, щекА.

Слова такого типа приводятся в нашем словаре и содержат помету – (5).

И в этой группе существительных нередки колебания ударений: вОдам – водАм, вОдах – водАх, дУшам – душАм, дУшами – душАми, рЕкам – рекАм, рЕками – рекАми, стЕнам – стенАм, стЕнами – стенАми.

Некоторые предлоги, как уже говорилось, принимают на себя ударение, и тогда следующее за ним слово (существительное или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя следующие предлоги.

НА

на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на угол, на ухо, на день, на ночь, на два, на три, на шесть, на десять, на сто;

ЗА

за воду, за ногу, за волосы, за голову, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ухо, за уши, за ночь, за два, за три, за шесть, за десять, за сто;

ПОД

под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;

ПО

по морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по уху, по два, по три, по сто, по двое, по трое;

ИЗ

из лесу, из дому, из носу, из виду;

БЕЗ

без вести, без толку, без году;

ОТ

час от часу, год от году;

ДО

до полу.

Ударение в именах прилагательных

Наименее устойчиво ударение в кратких формах прилагательных. В прилагательных краткой формы с суффиксами – ив-, – лив-,

– чив-, – им-, – н-, – альн-, – ельн-, – ист-ударение падает на тот же слог, что и в прилагательных полной формы:

красИвый – красИв, красИва, красИво, красИвы;

говорлИвый – говорлИв, говорлИва, говорлИво, говорлИвы;

устОйчивый – устОйчив, устОйчива, устОйчиво, устОйчивы;

немЫслимый – немЫслим, немЫслима, немЫслимо, немЫслимы;

грАмотный – грАмотен, грАмотна, грАмотно, грАмотны;

максимАльный – максимАлен, максимАльна, максимАльно, максимАльны;

питАтельный – питАтелен, питАтельна, питАтельно, питАтельны;

золотИстый – золотИст, золотИста, золотИсто, золотИсты.

Перечень прилагательных, которые в краткой форме характеризуются перемещением ударения, не очень велик – как правило, это слова с односложными основами без суффиксов (или с простейшими, древними суффиксами – к-, – н-, частично «поглощенными» основой).

Существует некоторая закономерность перемещения ударения в этих прилагательных, которая, однако, не всегда выдерживается: в краткой форме прилагательного женского рода ударение падает на окончание, в остальных кратких формах – на основу и обычно совпадает с ударением в полной форме:

бЫстрый – бЫстр, быстрА, бЫстро, бЫстры;

гОдный – гОден, годнА, гОдно, гОдны;

густОй – гУст, густА, гУсто, гУсты.

Приведем некоторые из указанных прилагательных:

белый

бледный

близкий

бодрый

бойкий

бурый

быстрый

важный

ветхий

вольный

высокий

вязкий

гибкий

гладкий

гневный

гнилой

гнусный

годный

грешный

грозный

грубый

грузный

грязный

гулкий

густой

далекий

дерзкий

тонкий

Колебания ударения допускаются в следующих кратких прилагательных, относящихся к среднему роду или употребляющихся во множественном числе:

бЕлы – белЫ

велИки – великИ

вИдны – виднЫ

врЕдны – вреднЫ

высОко – высокО

глубОко – глубокО

гОдны – годнЫ

крУпны – крупнЫ

мИлы – милЫ

мАлы – малЫ

нОвы – новЫ

нУжны – нужнЫ

пОлны – полнЫ

стАры – старЫ

ширОки – широкИ

Приведем перечень прилагательных в краткой форме множественного числа, имеющих нормативное ударение (на основе):

блЕдны

блИзки

бОйки

бУрны

вЕрны

врЕдны

глУпы

гОрьки

грЯзны

длИнны

жАлки

знОйны

крАсны

крУглы

лОжны

нИзки

прАвы

прОсты

пУсты

рЕдки

рЕзки

сУхи

Узки

чИсты

Ярки

Ясны

Ударение прилагательных в сравнительной степени

В русском литературном языке действует следующее правило: если в краткой форме женского

рода ударение падает на окончание, то в сравнительной форме оно оказывается на суффиксе – ее: длиннА – длиннЕе, виднА – виднЕе, нужнА – нужнЕе и т. д. Если же в краткой форме женского рода ударение стоит на основе, то и в сравнительной степени оно остается на основе: красИва – красИвее, ленИва – ленИвее, ужАсна – ужАснее и т. д.

Ударение в глаголах

Прежде всего необходимо сказать об ударении в часто употребляющихся

глаголах звонить, включить (и производных от них), нормы произношения которых нарушаются многими людьми. В этих глаголах при спряжении ударение всегда падает на личное окончание:

звонИть – звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;

включИть – включУ, включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт.

Аналогичная схема ударения используется во всех производных глаголах с приставками (позвонить, зазвонить, созвониться и т. д.; выключить, отключить, подключить и т. д.).

Очень часто колебания ударения наблюдаются также в глаголах с суффиксом – ировать. Слова с ударением на и восходят к немецким с суффиксом – ieren (конструИровать, приватизИровать и др.). При спряжении таких глаголов ударение остается неподвижным, т. е. всегда падает на гласный и:

конструИрую, конструИруешь, конструИрует и т. д.

В некоторых глаголах, вошедших в русский язык в XIX в., ударение падает на последний гласный – а (премировАть, пломбировАть и др.). При спряжении этих глаголов ударение всегда приходится на личные окончания:

премирУю, премирУешь, премирУет и т. д.

Приведем перечень глаголов с ударением на а:

бомбардировАть

бронировАть (покрывать броней)

гофрировАть

гравировАть

гримировАть

группировать

костюмировАть

маркировАть

нормировАть

пломбировАть

премировАть

сформировАть.

Наименее устойчивы нормы ударения в глаголах прошедшего времени, страдательных причастиях и личных формах глаголов настоящего и будущего времени. Рассмотрим их подробнее.

Формы прошедшего времени

Ударение в глаголах прошедшего времени обычно совпадает с ударением в инфинитиве:

говорИть – говорИл, говорИла, говорИло, говорИли;

дЕлать – дЕлал, дЕлала, дЕлало, дЕлали.

Если инфинитив кончается на – сти, – чь, то ударение во всех формах прошедшего времени падает на окончание (за исключением формы мужского рода, которая не имеет окончания):

вестИ – вел, велА, велО, велИ;

печь – пек, пеклА, пеклО, пеклИ.

Однако если в таких глаголах есть приставка вы-, то в формах прошедшего времени ударение всегда перемещается на нее:

вЫвести – вЫвел, вЫвела, вЫвело, вЫвели;

вЫпечь – вЫпек, вЫпекла, вЫпекло, вЫпекли.

В русском языке существует около 280 глаголов – непроизводных (без приставок и суффиксов), древних, односложных, оканчивающихся на – ить или – ать, а также производных, образованных на базе существующих теперь самостоятельных основ – ня– и – ча-, в которых особенно часто наблюдаются колебания ударения. Ударение в этих глаголах перемещается по следующей схеме:

бЫть – бЫл, былА, бЫло, бЫли.

В эту группу входят перечисленные ниже глаголы и производные от них:

брАть, бЫть, взЯть, вИть, врАть, гнАть, гнИть, дАть, дрАть, ждАть, жИть, звАть, клЯсть, лгАть, лИть, пИть, плЫть, прЯсть, рвАть, слЫть, ткАть, донЯть, внЯть, занЯть, нанЯть, начАть.

В возвратных глаголах (с частицей – ся) ударение перемещается на окончание (в отличие от соответствующих им невозвратных глаголов):

налИть – нАлил, налилА, нАлило, нАлили;

налИться – налИлся, налилАсь, налилОсь, налилИсь.

Формы причастий

Наименее устойчивым является ударение в страдательных причастиях, особенно в их

кратких формах. Существует следующее правило: если в причастии полной формы ударение падает на суффикс – енн-, то в причастии краткой формы ударение падает на этот суффикс в мужском роде, а в остальных формах перемещается на окончание:

влюблЕнный – влюблЕн, влюбленА, влюбленО, влюбленЫ.

Страдательные причастия с суффиксами – анн-, – янн, – ованн-имеют ударение на слоге, предшествующем этим суффиксам:

завязАть – завЯзанный;

отломАть – отлОманный.

Такие причастия образованы от глаголов, инфинитив которых заканчивается суффиксом – а-/-я– {завязать, отчитать, изуродовать, развеять, отломать и др.).

Страдательные причастия, образованные от глаголов, инфинитив которых заканчивается суффиксом – и-, подчиняются следующим правилам:

1) если ударение в личных формах простого будущего времени падает на окончание, то ударение в полных формах страдательного причастия падает на суффикс – онн-/-енн-:

завершИть, завершАт – завершЕнный;

покорИть, покорЯт – покорЕнный.

2) если же ударение в личных формах простого будущего времени падает на основу, то ударение в причастии предшествует суффиксу – енн-:

увИдишь, увИдят – увИденный;

заслУжишь, заслУжат – заслУженный.

В кратких причастиях, образованных от полных причастий, которые оканчиваются на – бранный, – дранный, – званный, форма женского рода имеет ударение на основе:

зАбрана, нАбрана, перЕбрана, Избрана, прИбрана, вОбрана, дОбрана, подОбрана, разОбрана, сОбрана, отОбрана, Убрана и т. д.; зАдрана, нАдрана, обОдрана, разОдрана, изОдрана, прОдрана, сОдрана, отОдрана и т. д.; зАзвана, обОзвана, подОзвана, отОзвана и т. д.

Если ударение в личных формах простого будущего времени колеблется, то ударение в страдательных причастиях также будет колебаться:

нагрУзишь – нагрузИшь; нагрУженный – нагружЕнный.

Страдательные причастия с суффиксом – т– образованы от инфинитивов с суффиксами – ну-, – о-, – и. Если суффиксы – ну– и – о-в инфинитиве находятся под ударением, то в причастиях ударение перемещается на один слог вперед:

прополОть – пропОлотый;

согнУть – сОгнутый.

В глаголах лить, пить ударение подвижное и неустойчивое. Оно передвигается по следующей схеме в зависимости от ударения в полной форме:

налИть – нАлитый, нАлит, нАлита, нАлито, нАлиты;

– налитОй, налИт, налитА, налИт, налИты.

В целом при изменении кратких прилагательных по родам рекомендуется перемещать ударение на окончание в женском роде единственного числа.

Произношение

Произносительные нормы русского языка определяются прежде всего следующими основными

фонетическими законами.

1) редукция безударных гласных, т. е. количественные и качественные изменения звуков в результате ослабления артикуляции;

2) оглушение звонких согласных в конце слов;

3) оглушение звонких согласных, стоящих перед глухими на стыке морфем (ассимиляция);

4) выпадение некоторых звуков в сочетаниях согласных (ди-эреза).

Произношение безударных гласных

В безударных слогах гласные подвергаются редукции, т. е. качественным и количественным изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция – это изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков его тембра, например произношение [в а д а] вместо вода. Количественная редукция – это уменьшение длительности и силы безударного гласного. Гласные, находящиеся в первом предударном слоге, подвергаются редукции в меньшей степени, чем гласные, находящиеся в других безударных слогах.

Перечислим основные правила произношения безударных гласных.

1. В первом предударном слоге на месте букв а и о произносится звук [а]. Он отличается от ударного [а] меньшей длительностью. В транскрипции его часто обозначают как [/\]. Например в [/\] да, к [/\] рова.

2. В остальных безударных слогах на месте букв а и о произносится краткий звук, средний между [ы] и [а], обозначаемый в транскрипции знаком [ъ]. Например, м [ъ] л [а] к о.

3. В начале слова безударные а и о произносятся как [а], например: [а]кно, [а]зот.

4. После твердых шипящих ж и ш гласный а в первом предударном слоге произносится как [а]. Например: ж [а] ргон, ш [а] гать. Однако перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э]. Например, ж [ы/э] леть, лош [ы/э] дей.

5. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв е и я произносится звук, средний между [и] и [э]. Например, в [и/э] сна, ч [и/э] сы.

6. В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий «и» – образный звук, который в транскрипции обозначается знаком [ь]. Например: в [ь] ликан, п [ь] тачок.

7. Поскольку согласные ц, ж, ш обозначают только твердые звуки, после них на месте буквы и произносится [ы]: революция [цы], а на месте буквы ю – звук [у]: парашют [шу], брошюра [шу]. Исключение составляют слова жюри, Жюльен, Жюль, в которых произносится мягкий звук [ж'] и звук [у] более переднего образования: [ж']ури.

8. В словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, на месте буквы о в безударном положении произносится звук [о], т. е. редукция отсутствует: боа [боа], радио [радио].

Произношение согласных звуков

Основными законами произношения согласных звуков являются оглушение звонких согласных в конце слова и уподобление соседних согласных друг другу (полное или частичное).

1. В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Произносится го[т] (год), лу[к] (луг) и т. д. Необходимо отметить, что звук г в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук к: сне[к] (снег), поро[к] (порог). Произношение в этом случае звука [х] не является литературным и характерно для некоторых диалектов, например: сне[х], поро[х]. Исключение составляет слово «бог», которое по литературным нормам произносится со звуком [х] в конце: бо[х].

2. В сочетаниях звонкого и глухого согласных первый из них уподобляется второму, т. е. происходит оглушение первого звука. Например: ло[ш]ка (ложка), про[п]ка (пробка).

3. В сочетаниях глухого и звонкого согласных первый из них в некоторых случаях уподобляется второму, т. е. происходит озвончение первого звука. Например: [з]делать (сделать), во[г]зал (вокзал). Озвончение не происходит перед сонорными звуками л, м, н, р и звуком в. Слова произносятся так, как пишутся.

4. В ряде случаев наблюдается так называемое ассимилятивное смягчение согласных: согласные, стоящие перед мягкими согласными, тоже произносятся мягко. Это относится в первую очередь к сочетаниям зубных согласных. Например: [з'д']есь, гво[з'д']и, ка[з'н']ь, пе[н'с']ия

[35]. При этом встречаются два варианта произношения, например: [з'л']ить и [зл']ить, по[с'л']е и по[сл']е. Двоякое произношение наблюдается и в сочетаниях с губными согласными. Например: [д'в']ерь и [дв']ерь, [з'в']ерь и [зв']ерь. В настоящее время наблюдается тенденция к произношению в таких случаях твердых согласных.

В существительных, оканчивающихся на – изм, согласный [з] произносится твердо во всех падежах, в том числе и при смягчении соседнего согласного. Например: при капитали[зм']е.

Мягкий звук [к'] не влияет на произнесение твердого звука [с] в слове сосиски: соси[ск']и.

5. Сочетания согласных сш и зш произносятся как долгий твердый звук [ш:]

[36]. Например: ни[ш:]ий (низший), вы[ш:]ий (высший).

6. Сочетание сж и зж произносятся как долгий твердый [ж:]: ра[ж:]ать (разжать), [ж:]арить (сжарить).

7. Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ж':]: во[ж':]и (вожжи), дро[ж':]и (дрожжи). В настоящее время вместо долгого мягкого [ж':] все шире употребляется долгий твердый звук [ж:]: по[ж':]е и по[ж:]е (позже), дро[ж':]и и дро[ж:]и (дрожжи).

8. Сочетание сч произносится как долгий мягкий звук [ш':], так же как звук, передаваемый на письме буквой щ: [ш':]астье (счастье), [ш':]ет (счет).

9. Сочетание зч (на стыке корня и суффикса) произносится как долгий мягкий звук [ш':]. Например: прика[ш':]ик (приказчик), обра[ш':]ик (образчик).

10. Сочетания тч и дч произносятся как долгий звук [ч':]. Например, докла[ч':]ик (докладчик), ле[ч':]ик (летчик).

11. Сочетания тц и дц произносятся как долгий звук [ц:]: два[ц:]ать (двадцать), золо[ц:]е (золотце).

12. Сочетания дс и тс на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]. Например: горо[ц]кой (городской), све[ц]кий (светский). Сочетание тс на стыке окончания 3-го лица глаголов с частицей – ся произносится как долгий [ц:]: брее[ц:]а (бреется), учи[ц:]а (учится). Так же произносится сочетание – ться (на стыке окончания неопределенного наклонения и частицы – ся): учи[ц:]а (учиться).

13. Звук г в сочетаниях гк и гч произносится как [х]: ле[хк]ий (легкий), ле[хч]е (легче).

14. Двойные согласные произносятся как долгий звук обычно в том случае, когда ударение падает на предшествующий слог: гру[п:]а, ма[с:]а, програ[м:]а. Если же ударение падает на последующие слоги, то двойные согласные произносятся как один звук: а[к]орд (аккорд), гра[м]атика (грамматика).

Двойной согласный не произносится в конце слов (металл [л], грамм [м], грипп [п]), а также перед согласными (группка, классный, программный).

«Е» или «Ё»?

В некоторых словах гласный звук ['о] после мягкого согласного, обозначаемый на письме

буквой ё, иногда ошибочно подменяют ударным гласным [е] (в произношении звук ['э] после мягких или [э] после твердых), и наоборот. Это происходит вследствие того, что в книгах, как правило, вместо буквы ё используется буква е. Приведем краткий список таких слов.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17


написать администратору сайта