Главная страница
Навигация по странице:

  • При регистрации неопознанных трупов и без вести про­

  • XVI). При регистрации лиц, содержащихся под стражей

  • (опознаватель­

  • XXII). 2. Идентификация человека путем непосредственного

  • Экспертное отождествление человека по фотосним­кам (фотопортретная идентификационная экспертиза)

  • Метод совмещения изображений

  • ПАТЛЕЕВ И.Ф. КРИМИНАЛИСТИКА. УчебникПод ред. И. Ф. Пан телеева, Н. А. Селиванова. М. Юрид лит., 1993. 592с


    Скачать 4.65 Mb.
    НазваниеУчебникПод ред. И. Ф. Пан телеева, Н. А. Селиванова. М. Юрид лит., 1993. 592с
    Дата30.01.2022
    Размер4.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПАТЛЕЕВ И.Ф. КРИМИНАЛИСТИКА.doc
    ТипУчебник
    #346578
    страница24 из 49
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   49
    § 2. Использование методики «словесного портрета» в оперативно-розыскной и следственной практике

    Словесный портрет находит широкое применение в оперативно-розыскной, следственной и экспертной практике, используется главным образом в идентифика­ционных и уголовно-регистрационных целях, помогает следователям и оперативным работникам в розыске без вести пропавших, при опознании трупа, в установлении личности подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, по­терпевших и скрывающихся преступников.

    При розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц методика словесного портрета использу­ется для подготовки розыскных требований с подробным описанием признаков внешности разыскиваемых, харак­теристики «особых примет» и «броских признаков», что дает возможность лицам, осуществляющим розыск, со­здать и прочно удержать в памяти мысленный образ разыскиваемого.

    Некоторые важные для розыска признаки внешности (усы, борода, одежда, обувь и др.) могут быть легко

    293

    изменены. Поэтому розыскные мероприятия с исполь­зованием методики словесного портрета должны прово­диться быстро и оперативно. Источниками сведений о признаках внешности разыскиваемого могут быть ма­териалы уголовной регистрации, архивные материалы и личные дела, фотоснимки, данные, полученные в ре­зультате допроса, личного наблюдения, осмотра места происшествия. «Словесный портрет» скрывшегося пре­ступника, личность которого не установлена, составляет­ся, как правило, по показаниям потерпевших и свиде­телей-очевидцев, а также по данным, полученным при анализе обстоятельств совершения преступления. Изуче­ние обнаруженных на месте происшествия следов и дру­гих вещественных доказательств позволяет иногда полу­чить сведения о внешности преступника, его физических особенностях. Наиболее ценны в этом отношении «до­рожка» следов ног, следы рук, зубов, орудий взлома и некоторые другие следы и предметы. Они иногда дают возможность судить о росте, половой принадлежности, телосложении, физических недостатках преступника. На­пример, по отпечаткам пальцев и месту их расположения можно определить примерный рост преступника, по раз­меру отверстия, через которое он проник на место проис­шествия, — его телосложение.

    При регистрации неопознанных трупов и без вести про­павших лиц признаки внешности по возможности подроб­но описываются в регистрационных картах, используе­мых для идентификационных целей (подробнее об этом см. в гл. XVI).

    При регистрации лиц, содержащихся под стражей, при­знаки внешности описываются также по правилам «сло­весного портрета». Это описание наряду с опознаватель­ными фотоснимками является существенным дополнени­ем к пофамильному (алфавитному) учету лиц, совершивших преступление (см. гл. XVI).

    Методика «словесного портрета» в известной степе­ни определяет правила сигналетической (опознаватель­ной) фотосъемки. Она требует изображения в фас и правый профиль при открытой, свободной от волос ушной раковине, строго вертикального положения го­ловы, четкости фотоизображения. Портретная съемка в фас и профиль рассчитана на то, чтобы при отож­дествлении личности по опознавательным фотоснимкам использовать методику «словесного портрета», иметь до­полнительную возможность сопоставить признаки внеш-

    294

    ности, отобразившиеся на фотоснимке, с их «словесным портретом».

    «Словесный портрет» используется также при раз­работке и применении метода комбинированных порт­ретов — «фоторобота», «изоробота». Известно, что вос­произведение допрашиваемым наблюдавшихся им при­знаков внешности того или иного человека облегчает­ся, если воспоминание дополняется другой, более прос­той формой воспроизведения — узнаванием. Так, если показать допрашиваемому фотоснимки (или рисунки) с изображением нескольких вариантов одних и тех же черт лица, то допрашиваемый, как правило, безошибочно указывает на тот вариант, который более всего соответ­ствует внешности человека, личность которого выясняет­ся на данном допросе. Эта психологическая закономер­ность в сочетании с методикой «словесного портрета» и лежит в основе метода комбинированных портретов. Для того чтобы по показаниям свидетеля, потерпевшего или обвиняемого создать (смонтировать) портрет виден­ного им лица, допрашиваемому показывают фотоснимки или рисунки, изображающие основные разновидности строения головы, лба, глаз, носа, губ, подбородка, ушной раковины, шеи, плеч и т. д. Допрашиваемый выбирает тот вариант, который больше всего соответствует внеш­ности искомого человека. То же самое делается в отноше­нии его головного убора, очков, галстука и других вещей. Фотоснимки или рисунки различных вариантов этих предметов также предъявляются допрашиваемому. Ког­да отбор соответствующих фотоснимков или рисунков различных частей лица и носильных вещей закончен, производится монтаж этих деталей, чтобы получить сос­тавной (комбинированный) портрет искомого лица. Пос­ле монтажа портрет предъявляют допрашиваемому и в случае необходимости вносят исправления в соответ­ствии с его замечаниями. Окончательно смонтированный портрет размножают и рассылают в соответствующие органы для использования в розыске скрывшегося пре­ступника.

    При допросе о признаках внешности того или иного лица методика «словесного портрета» способствует полу­чению более точных и подробных показаний. Обычно допрашиваемые дают поверхностную характеристику внешности человека даже в том случае, если они много раз его видели. При этом чаще всего упоминается лишь рост, общее телосложение, цвет волос, отдельные призна-295

    ки одежды и некоторые другие «броские приметы». Ис­пользуя методику «словесного портрета», следователь может помочь допрашиваемому более подробно описать признаки внешности, расчленить целостный мысленный образ описываемого, выделить наиболее характерные особенности, уточнить и детализировать отдельные при­меты. Опасны в этих случаях наводящие вопросы. Учиты­вая психологические закономерности восприятия и памя­ти, необходимо путем активизации ассоциативных про­цессов, постановки дополнительных уточняющих вопросов помочь допрашиваемому по возможности под­робно и точно описать признаки внешности. Желательно при этом придерживаться терминологии «словесного портрета». Однако если допрашиваемый незнаком с этой терминологией и употребляет другие наименования при­знаков внешности, их следует сохранить в описании, по­скольку замена этих наименований специальными тер­минами может привести к искажению показаний.

    «Словесный портрет» используется также в процессе освидетельствования при описании телесных поврежде­ний, накожных примет и других анатомических призна­ков, обнаруженных на теле освидетельствуемого.

    Широкое применение методика «словесного портре­та» находит также в фотопортретной идентификацион­ной экспертизе.

    § 3. Виды идентификации человека по признакам внешности

    Использование анатомических и функциональных признаков внешности для идентификации человека обусловливается прежде всего относительной устойчи­востью этих признаков. Устойчивость анатомических признаков определяется постоянством костно-хрящевой основы тела человека. Возрастные и болезненные из­менения анатомических признаков не могут иметь су­щественного практического значения, так как, во-пер­вых, возрастные изменения происходят медленно и в пределах идентификационного периода не приводят к качественным различиям; во-вторых, болезненные (травматические) изменения затрагивают лишь некото­рые признаки и поэтому индивидуальная совокупность внешности каждого человека остается практически не-

    296

    изменной. Умышленные изменения анатомических признаков с помощью пластических операций не про­ходят бесследно и легко выявляются при освидетель­ствовании.

    Функциональные признаки внешности менее надежны, поскольку могут быть легко изменены. Например, при желании и необходимом контроле за собой человек мо­жет изменить походку, избавиться на какое-то время от привычной жестикуляции и т. д. Однако существенно изменить весь комплекс присущих данному человеку функциональных признаков невозможно, он тоже дос­таточно устойчив и неповторим. Устойчивость функци­ональных признаков объясняется системностью в работе больших полушарий головного мозга, образованием ди­намического стереотипа (устойчивой системы условных рефлексов — определенных движений при ходьбе, раз­говорной речи и т. д.). Чем сложнее система движений, тем медленнее осваивается она человеком, тем дольше формируется тот или иной динамический стереотип. Но сформировавшись, он становится устойчивым, трудно поддающимся влиянию волевых усилий человека. С этих психофизиологических позиций и следует подходить к оценке устойчивости функциональных признаков внеш­ности и результатов опознания по ним. Надежность ре­зультатов идентификации по признакам внешности во многом зависит от того, берутся ли для обоснования тождества функциональные признаки отдельно или в комплексе с анатомическими. В последнем случае надежность идентификационного вывода значительно выше.

    Существует несколько видов идентификации человека по признакам внешности с использованием методики «словесного портрета»:

    1. Идентификация человека путем предъявления его для
    опознания. Данный вид идентификации встречается
    в следственной и судебной практике очень часто. Для
    опознания могут быть предъявлены живые лица, труп
    или их фотографии. Отождествление проводится по мыс­
    ленному образу, запечатленному в памяти опознающего
    (см. гл. XXII).

    2. Идентификация человека путем непосредственного
    сопоставления его внешности с фото- или изопортретом
    используется при проверке личности вызванного на до­
    прос свидетеля, потерпевшего, эксперта, подозреваемого
    или обвиняемого путем сравнения его внешности с фото-


    297

    карточкой в документе, удостоверяющем личность. Кро­ме того, этот вид идентификации применяется при вы­полнении розыскных мероприятий, когда оперативный работник сопоставляет внешность разыскиваемого, изо­браженного на имеющейся у него фотокарточке или ком­бинированном портрете, с внешностью человека, похоже­го на разыскиваемого. Сопоставление признаков внеш­ности необходимо производить с использованием методики «словесного портрета», чтобы последовательно и детально сопоставлять признаки между собой и об­ращать внимание не только на общее сходство внешнего облика, но и на совпадения отдельно взятых признаков внешности.

    3. Идентификация человека путем непосредственного
    сопоставления его внешности с имеющимся «словесным
    портретом». При отсутствии фотокарточки разыскивае­
    мого оперативному работнику, осуществляющему ро­
    зыск, приходится устанавливать искомое лицо по словес­
    ному описанию внешности. В этих условиях соблюдение
    методики «словесного портрета» особенно важно, так как
    бессистемное описание признаков внешности, особенно
    при отсутствии фотокарточки, серьезно осложняет отож­
    дествление разыскиваемого преступника.

    1. Идентификация человека путем сопоставления «сло­
      весного портрета» с фотоизображением нередко применя­
      ется в ходе розыскных мероприятий. В этих случаях ранее
      составленный «словесный портрет» разыскиваемого со­
      поставляется с фотоснимками проверяемых лиц или ком­
      бинированными портретами.

    2. Если при проведении розыскных мероприятий не
      удается получить фотокарточку разыскиваемого, мо­
      жет проводиться идентификация путем сопоставления
      двух «словесных портретов». Достоверность результатов
      сравнения при этом зависит от точности и полноты опи­
      сания признаков внешности в обоих «словесных порт­
      ретах».

    3. В оперативно-розыскной практике иногда возникает
      необходимость восстановления лица по черепу (так назы­
      ваемая скульптурная реконструкция портрета). Данный
      метод, разработанный М. М. Герасимовым, заключается
      в том, что на череп наносится восковой слой, толщина
      которого определяется с учетом данных о толщине мяг­
      ких покровов лица и их функциональной связи с формой
      скелета. Созданный таким образом скульптурный порт­
      рет сравнивается по признакам внешности с прижизнен-

    298

    ными фотографиями или «словесным портретом» без вести пропавшего лица. Объектом экспертного исследо­вания такой скульптурный портрет не может быть, так как при создании его на основе черепа не представляется возможным точно восстановить так называемые топог-рафо-анатомические (антропометрические) точки лица, являющиеся базой экспертного отождествления человека по признакам внешности. Данный портрет используют лишь в оперативно-розыскных мероприятиях, а также для идентификации человека путем опознания. Резуль­таты такого опознания требуют критической оценки, нельзя принимать их всегда за бесспорную истину.

    7. Экспертное отождествление человека по фотосним­кам (фотопортретная идентификационная экспертиза) наиболее важный и сложный вид идентификации челове­ка по признакам внешности (об этом см. в следующем параграфе).

    § 4. Основы фотопортретной идентификационной экспертизы

    Экспертная фотопортретная идентификация по срав­нению с другими названными видами отождествления человека по признакам внешности имеет свои особеннос­ти. Они проявляются не только в методах исследования, но и в характере идентифицирующих объектов.

    Как и в любом другом виде идентификация человека по признакам внешности, в фотопортретной экспертизе идентифицируемом объектом во всех случаях является конкретное физическое лицо, тождество которого уста­навливается. Идентифицирующими объектами данной экспертизы могут быть лишь геометрически точное (уменьшенное, в натуральную величину или увеличенное) изображение головы и лица идентифицируемого, скелет головы (череп) или его снимок. Фотопортретная экспер­тиза исследует чаще всего фотографические портреты (фотоснимки, кинокадры, голографические портретные изображения), а также рентгеновские снимки черепа. Тре­бованию геометрически точной копии не удовлетворяют портреты, выполненные художниками, посмертные маски (слепки) и, как уже отмечалось, пластические реконструк­ции лица по черепу. Поэтому они не могут быть объекта­ми экспертного отождествления человека по признакам внешности.

    299

    Фотопортретная экспертиза определяет, одно ли лицо или разные лица изображены на двух и более фотосним­ках, не изображен ли на фотопортретном снимке данный человек и не принадлежит ли череп умершего данному лицу (например, без вести пропавшему). Эти задачи ре­шаются экспертом на практике при сравнении:

    а) опознавательных (сигналетических) и иных порт­
    ретных снимков трупа и фотопортрета без вести пропав­
    шего лица;

    б) портретного фотоснимка скрывающегося (разыс­
    киваемого) преступника и фотопортрета, полученного
    экспертом при фотосъемке заподозренного лица, либо
    его фотокарточки, имеющейся в паспорте или другом
    документе, удостоверяющем личность, либо полученной
    от его родственников, знакомых или добытой оператив­
    но-розыскным путем;

    в) портретных фотоснимков без вести пропавшего
    лица и скрывающегося (разыскиваемого) преступника;

    г) портретных фотоснимков, имеющихся в нескольких
    документах, оформленных на разных лиц, когда возника­
    ет предположение, что эти документы поддельны и снаб­
    жены фотокарточками одного и того же человека;

    д) двух и более портретных фотоснимков одного и то­
    го же заподозренного в преступлении, разыскиваемого
    или пропавшего без вести лица, полученных из разных
    источников, когда необходимо проверить, действительно
    ли на этих снимках изображен один и тот же человек;

    е) прижизненных рентгеновских снимков или фотопо­
    ртрета пропавшего без вести и фотоснимка обнаружен­
    ного черепа неизвестного лица;

    ж) фотопортрета пропавшего без вести или разыс­
    киваемого лица и рентгенограммы головы трупа, кото­
    рый невозможно опознать вследствие развития трупных
    явлений или обезображения лица умершего.

    Из всех вышеперечисленных в § 1 признаков внешнос­ти в экспертном отождествлении человека используются лишь анатомические (статические) признаки, характери­зующие строение головы и лица. Общими идентификаци­онными признаками, используемыми в фотопортретной идентификационной экспертизе, являются нормальные морфологические вариации черт лица, головы, а иногда и шеи, плеч, груди, конечностей (при исследовании фото­снимков человека в полный рост).

    К частным анатомическим признакам внешности от­носятся различные особенности, касающиеся величины,

    300














    Рис. 44. Признаки лица в фас:

    1. — линия роста волос;

    2. — высота лба;

    3. — ширина лба;

    4. — области лобных бугров;

    5. — область правой
      надбровной дуги;

    6. — головка брови;

    7. — контур брови; 8 — хвост
      брови; 9 — линия положения
      брови; 10 — внутренний угол
      глаза; 11 — линия положения
      глазной щели;

    12 — протяженность глазной щели; 13 — зрачковая линия; 14 — контур складки верхнего века; 15 — ширина спинки носа; 16 — высота носа (носовой части лица);

    1. — ширина носа;

    2. — высота верхней губы;

    3. — фильтр; 20 — контур
      каймы верхней губы;

    21 — протяженность ротовой щели; 22 — высота подбородка;

    1. — контур подбородка;

    2. — высота ушной раковины;

    3. — оттопыренность ушной
      раковины; 26 — контур
      противозавитка; 27 — контур
      козелка; А— верхнелобная
      точка; Б — глабелла (межбровье);

    8 — верхненосовая точка
    (переносье);

    Г— подносовая точка; Д — подбородочная точка; Е — нижнечелюстная точка

    301

    Рис. 45. Признаки лица в профиль:

    1. — положение (наклон) лба;

    2. — контур лба; 3 — наружный
      угол глаза;




    1. — контур спинки носа;

    2. — выступание кончика носа;

    3. — линия положения основания
      носа; 7—8 — измерение
      глубины и высоты переносья;

    9 — выступание спинки носа;

    10 — контур края крыла носа;
    11—12 — относительное
    положение губ;

    1. — контур подбородка;

    2. — положение подбородка;

    3. — ширина ушной раковины;

    4. — внешний и внутренний
      контуры завитка;

    5. — контур края мочки;

    6. — контур противокозелка;
      19, 20, 21 — лобная, носовая
      и ротовая части лица
      (верхнелобная глабелла,
      верхненосовая, подносовая,
      подбородочная, нижнечелюстная,
      козелковая)



    Р ис. 46. Антропометрические точки на голове: передняя поверхность: 1 — надподбородочная;

    2 — губная нижняя; 3 — ротовая; 4 — губная верхняя;

    5 — подносовая; 6 — передненосовая; 7 — точка во внутреннем
    углу глаза; 8 — точка во внешнем углу глаза;

    9 — лобно-височная; 10 — теменная; 11 — верхушечная;

    1. — точка, лежащая на границе обволошенной части лба;

    2. — точка, лежащая на пересечении линии,
      соединяющей наиболее выступающие точки лобных бугров;

    3. — надглабеллярная; 15 — точки в области схождения
      надбровных дуг (глабелла); 16 — верхненосовая;




    1. — наиболее глубокая точка переносья;

    2. — наружноглазничная; 19 — нижнеглазничная;

    20 — скуловая; 21 — переднескуловая; 22 — носокрыльевая;
    23 — губноугловая; 24 — угловая нижнечелюстная;

    25 — подбородочная;

    боковая поверхность: 1 — угловая нижнечелюстная; 2 — нижнеушная;

    3 — подзатылочная; 4 — скуловая; 5 — наиболее выступающая
    назад точка затылочного бугра на серединной линии;

    6 — предушная; 7 — затылочная; 8 — козелковая; 9 — бугорковая ушная;

    10 — верхнеушная; 11 — верхушечная;

    12 — брегма; 13 — точка, лежащая на границе обволошенной части лба; 14 — точка, лежащая на пересечении линии, соединяющей наиболее выступающие точки лобных бугров;

    15 — лобно-височная; 16 — точка в области схождения
    надбровных дуг (глабелла);

    1. — верхненосовая;

    2. — наиболее глубокая точка переносья;

    3. — точка во внешнем углу глаза; 20 — наружноглазничная;

    21 — нижнеглазничная; 22 — переднескуловая;

    23 — надкрыльевая; 24 — передненосовая; 25 — подносовая;

    26 — наиболее выступающие

    вперед точки края десен между внутренними резцами;

    27 — губная поверхность; 28 — ротовая; 29 — губная нижняя;
    30 — надподбородочная; 31 — подбородочная

    302

    формы, месторасположения анатомических аномалий («особых примет»), таких, как рубцы, родимые пятна, бородавки, следы оспы и других кожных заболеваний лица, пигментация, резкие анатомические диспропорции и др., а также особенности взаиморасположения антропо­метрических (топографо-анатомических) точек лица и размерные (линейные и угловые) соотношения между ними. Эксперты в настоящее время используют обычно 12—14 антропометрических точек лица в положении фас и профиль, например, точки, соответствующие внешним и внутренним углам глаз и губ, зрачки, кончик носа, точка переносицы и основания носа, точка прикрепления мочки уха и т. д. При наличии доброкачественных порт­ретных фотоснимков или рентгеновских снимков черепа и соблюдения других условий подготовки идентифициру­ющих объектов и сравнительных образцов эксперт имеет возможность по совокупности общих и частных призна­ков внешности дать категорическое заключение о том, одно или разные лица изображены на двух и более порт­ретных фотоснимках, принадлежит ли обнаруженный че­реп данному человеку.

    Результаты фотопортретной идентификационной экс­пертизы во многом зависят от качества идентифицирую­щих объектов и сравнительных образцов. Идентифициру­ющие объекты (портретные фотоснимки или рентгено­граммы головы, зубного аппарата разыскиваемого либо пропавшего без вести лица, череп обнаруженного трупа) должны быть представлены эксперту, как правило, в том состоянии, в каком они обнаружены, и переданы следова­телю или оперативному работнику. В необходимых слу­чаях эксперт сам подготавливает идентифицирующие объекты к исследованию: производит фотохимическое усиление или ослабление контраста снимков, удаляет со снимка методом смывания мешающие штрихи красителя или осуществляет контрастирующую фотосъемку, изго­тавливает фотокопии идентифицирующих объектов в том же масштабе, в каком соответствующее лицо изо­бражено на сравнительных образцах, восстанавливает ра­зорванный фотоснимок и производит его репродукцион­ную фотосъемку, получает позитивные снимки с пред­ставленных эксперту негативов.

    Рекомендуется предоставлять эксперту в качестве сравнительных образцов фотоснимки, по возможности аналогичные исследуемому по ракурсу и времени фото­съемки, принять меры к отысканию нескольких фотопор-

    303

    третов одного и того же лица, изображенного в различ­ных ракурсах, без ретуши. Если сохранились негативы, их следует направить эксперту вместе с фотоснимками. Экс­пертное отождествление человека по признакам внешнос­ти проводится, как правило, путем сравнения одномасш-табных портретных фотоснимков, при изготовлении ко­торых добиваются того, чтобы расстояние между одноименными антропометрическими точками на них (например, между кончиком носа или козелком и наруж­ным углом глаза) были одинаковы. Прежде чем сравни­вать линейные и угловые величины одномасштабных фо­тоизображений какого-либо идентификационного при­знака, необходимо убедиться, в одном или разных ракурсах произведена фотосъемка. При производстве фо­топортретной экспертизы необходимо учитывать воз­можные изменения идентификационных признаков внеш­ности, обусловленные различными ракурсами съемки, а также неодинаковыми условиями освещения при вы­полнении нескольких фотосъемок в разное время.

    Экспертная фотопортретная идентификация распола­гает следующими методами исследования.

    Визуальный метод — наиболее распространенный тра­диционный метод фотопортретной идентификационной экспертизы, применяемый при исследовании как однора-курсных, так и разноракурсных фотопортретов. При этом сравнивается визуально наблюдаемое качественное свое­образие формы, размерных соотношений, положения и взаиморасположения признаков внешности, изображен­ных на исследуемых фотоснимках. Для большей нагляд­ности на фоторепродукциях делаются соответствующие разметки. Визуальная оценка признаков внешности не свободна от влияния субъективных факторов. Идентифи­кация затрудняется, если нет особых примет, поскольку при визуальном методе не используются в полной мере качественные характеристики признаков внешности, а идентификационная значимость таких показателей, как форма, размер и положение, даже при пяти-, семичленной градации признаков невысокая.

    Метод линейных н угловых измерений применяется при исследовании одноракурсных портретных снимков. Суть измерительного метода заключается в том, что на одно-масштабных портретных снимках выделяется необходи­мое количество четко выраженных антропометрических точек и с помощью измерительных приборов (цирку­ля-измерителя, линейки, специального кругового транс-

    304

    портира) определяются расстояния между ними и вели­чины углов, образуемых линиями, соединяющими в раз­личных сочетаниях эти точки. Таким образом опреде­ляются и затем сравниваются числовые показатели от­ношений (пропорций) отрезков и углов. Равенство соответствующих пропорций служит основанием для по­ложительного вывода о том, что на сравниваемых сним­ках изображено одно и то же лицо, неравенство — для отрицательного вывода. При выделении антропометри­ческих точек на фотопортрете необходимо ориентиро­ваться на такие, которые не подверглись искажению под влиянием условий фотосъемки. К оценке результатов измерений следует подходить осторожно, памятуя каж­дый раз о том, что даже небольшие несоответствия раку­рса и иных условий съемки могут вызвать существенные расхождения линейных и тем более угловых величин на сравниваемых снимках.

    Редко в практике встречаются случаи представления на экспертизу фотопортретов, выполненных в абсолютно одинаковом ракурсе. Поэтому применение измеритель­ного метода остается ограниченным до тех пор, пока не будут определены зависимости (коэффициенты искаже­ний) линейных и угловых величин от ракурса съемки и других условий фотографирования.

    Графический метод фотопортретной идентификацион­ной экспертизы заключается в построении и сравнении в системе координат графиков, характеризующих линей­ные величины прямых, соединяющих соответствующие антропометрические точки и степень изгиба контурных линий соответствующих частей лица. Длина прямых, со­единяющих антропометрические точки, измеряется с по­мощью циркуля и линейки, степень изгиба контурных кривых — специальными приборами. По данным измере­ний сравниваемых фотопортретов в системе координат строятся графики, соответствие или несоответствие кото­рых дает основание для положительного или отрицатель­ного вывода. Эксперименты, проведенные с применением этого метода, дали обнадеживающие результаты, однако для практического использования его в судебной экспер­тизе требуется дополнительная проверка.

    Метод совмещения изображений состоит в том, что на одной из сравниваемых фоторепродукций делаются вы­резы по линиям, пересекающим наиболее информатив­ные и четко выраженные признаки, после чего эта репро­дукция накладывается на другую и эксперт определяет,

    305

    совмещаются или не совмещаются одноименные призна­ки внешности по линии разреза. Полное совмещение признаков — основание для положительного идентифи­кационного вывода. Иногда сравниваемые снимки экс­перт совмещает по медиальной линии (вертикальной, делящей лицо пополам). Для этого репродукции фотопо­ртретов (нормальные и в зеркальном изображении) раз­резаются по медиальной линии и затем левая часть одной репродукции совмещается с правой частью другой. При­знаки совместятся, если на снимках изображено одно и то же лицо (при условии равномасштабных и одноракурс-ных изображений в фас). Совмещение по медиальной линии применяется чаще всего для выявления степени и характера ассиметрии лица. Для этого совмещаются одноименные (левые или правые) половинки репродук­ций, одна из которых представляет прямое, а другая — зеркально обращенное изображение.

    Метод наложения диапозитивов (фотоаппликация) сос­тоит в том, что равномасштабные одноракурсные пле­ночные диапозитивы (или негативы), изготовленные с представленных на экспертизу портретных фотосним­ков, накладываются друг на друга по одноименным ан­тропометрическим точкам. Совпадение всех одноимен­ных точек будет указывать на то, что на снимках изобра­жено одно и то же лицо. Сопоставление осуществляется в проходящем свете. Наложенные друг на друга диапози­тивы можно исследовать в увеличенной проекции на эк­ране с применением проекционного аппарата.

    Применяется также фотоаппликация снимка черепа и прижизненной портретной фотокарточки пропавшего без вести. Выполняется это следующим образом. С фото­снимка головы пропавшего без вести изготавливают не­гативы в фас и в профиль. Затем с помощью фотокамеры, снабженной матовым стеклом, получают негативы изо­бражения черепа (в том же размере и ракурсе, что и нега­тивные снимки головы). После этого негативы черепа и головы (в фас и в профиль) накладывают друг на друга и совмещают по контурам и заранее нанесенным точеч­ным ориентирам. С совмещенных негативов получают позитивное изображение черепа и головы пропавшего без вести (в обоих ракурсах). По полученным фотоснимкам устанавливается соответствие либо несоответствие чере­па и головы, изображенной на прижизненном фотосним­ке. При достаточно выраженном несоответствии делается отрицательный вывод о тождестве. Категорический поло-306

    жительный вывод о принадлежности данного черепа оп­ределенному человеку при использовании рассматрива­емого метода сделать не представляется возможным из-за отсутствия достаточной совокупности частных при­знаков на черепе.

    Метод координатных сеток, как и методы совмещения и наложения, применяется главным образом при исследо­вании равномасштабных одноракурсных портретных фо­тоснимков, выполненных в одинаковых условиях освеще­ния. Данный метод может быть использован и при ис­следовании фотопортретов, изготовленных с неболь­шими различиями в ракурсе съемки, при условии, если они не вызвали существенных изменений признаков, со­вокупность которых необходима для вывода о тождестве. Этот метод связан с применением так называемых коор­динатных сеток, представляющих собой пластины из про­зрачной пленки (или стекла), на каждую из которых нанесена сетка равных квадратов. Наложив сетки на срав­ниваемые, одинаково сориентированные фотоснимки (по наиболее четко выраженным антропометрическим точ­кам), эксперт определяет соответствие или несоответст­вие расположения сопоставляемых признаков относи­тельно соответствующих сторон квадратов. Чтобы обес­печить иллюстративность заключения экспертизы, сориентированные координатные сетки «впечатываются» в портретные фоторепродукции. Метод координатных сеток применяется обычно как вспомогательный наряду с визуальным.

    Важной составной частью фотопортретного иденти­фикационного исследования является оценка выявленных совпадений и различий в признаках внешности и оценка достаточности комплекса этих признаков для категори­ческого вывода эксперта. Наряду с традиционными мето­дами оценки идентификационных признаков в последние годы с целью объективизации оценочных критериев ис­пользуются математические и вероятностно-статистичес­кие методы определения частоты встречаемости и иден­тификационной значимости признаков внешности.

    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   49


    написать администратору сайта