Главная страница
Навигация по странице:

  • Принципы либеральной идеологии

  • 2. Консерватизм и неоконсерватизм

  • Принципы консервативной идеологии

  • Неоконсерваторы предлагают

  • 3. Современная социал-демократия

  • Главной целью идеологии социал-демократов

  • Принципы социал-демократии

  • 1. Политическая культура: сущность, функции, типы

  • Регулятивная функция

  • Нормативно-ценностная функция

  • Защитная (охранная) функция

  • 2. Политическая социализация личности

  • Типы политической социализации

  • Стадии политической социализации

  • Политический конфликт

  • На стадии разрешения конфликта

  • Социальный конфликт

  • При горизонтальных политических конфликтах

  • В демократической политической системе

  • Вертикальные политические конфликты

  • Политология. ЭУМК_Политология. Учебнометодический комплекс для студентов всех специальностей бнту минск 2 0 1 3 Составител и В. А. Бобков, Л. В. Акимова, Н. В. Зайцева, Е. Л. Крачковская


    Скачать 0.71 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс для студентов всех специальностей бнту минск 2 0 1 3 Составител и В. А. Бобков, Л. В. Акимова, Н. В. Зайцева, Е. Л. Крачковская
    АнкорПолитология
    Дата18.06.2022
    Размер0.71 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭУМК_Политология.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #602115
    страница12 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16



    1. Либерализм и неолиберализм

    Термин «идеология» ввел в научный оборот французский экономист и политический деятель Антуан Луи Клод Дестют де Траси, который под идеологией предлагал понимать систему идей, способную привести в единую систему различные науки и установить научные основы политики, этики и т.д. Идеология должна была стать знанием, способным преобразить политику на основах принципов разума, просветить самих политиков и воспитать граждан.

    Политическая идеология выступает в качестве рационально-ценностной формы мотивации политического поведения и представляет собой определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

    В зависимости от иерархии ценностей идеологии бывают либеральные, консервативные и социалистические. Остальные идеологии представляют собой модификацию трех вышеперечисленных и не претендуют на сплоченность больших социальных групп.

    Термин «либерализм» в переводе с лат. языка («liberalis» –свободный) – означает свободное убеждение, стремящееся избавиться от традиций, обычаев, догм и стать на собственные ноги.

    Либерализм – как политическая идеология, одна из самых влиятельных в современном мире, объединяющая сторонников парламентского строя, демократических свобод и свободного предпринимательства сформировалась, в конце XVII –XVIII вв. в борьбе против феодальных порядков и абсолютизма. Классиками теории либерализма по праву считаются: Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Вольтер, Ш. Монтескье. Либеральные ценности и принципы можно найти и у известных белорусских мыслителей А. Волана и Л. Сапеги.

    Принципы либеральной идеологии:

    • индивидуальная свобода человека;

    • ценность человеческой личности и изначальное равенство людей;

    • неотчуждаемость прав человека на жизнь, свободу, собственность;

    • деятельность государства на основе общественного консенсуса ради сохранения и защиты естественных прав человека;

    • взаимоотношения человека и государства носят договорной характер;

    • верховенство закона и равенство всех перед законом;

    • разделение властей (правотворчество, правосудие) и создание системы их сдерживания и противовесов;

    • частная собственность и ее неприкосновенность как гарантия независимости и достоинства личности;

    • свободный рынок, личная инициатива и честная конкуренция;

    • развитое гражданское общество, независимое от государства и политических институтов.

    Политическая идеология либерализма предлагает и свой набор ценностей: человек – высшая ценность, индивидуальная свобода, свобода от произвола государства, независимость от предрассудков, естественное неравенство людей, вера в социальный прогресс и силу разума и др.

    С середины XX века начинается приспособление либеральной идеологии к новым целям социальной жизни, с чем и связано появление неолиберализма, основными идеями которого являются:

    • зрелое гражданское общество и правовое государство;

    • активное вмешательство государства в сферу рыночных и социальных отношений;

    • использование плюралистических форм организации и осуществления политической власти;

    • консенсус управляющих и управляемых, посредством стимулирования участия масс в управлении производством и в политическом процессе.

    Современный либерализм включает множество течений и форм, между которыми имеются противоречия и даже возникают конфликты. Такие формы либерализма как политический либерализм, экономический либерализм, социальный либерализм, культурный либерализм в развитых странах смешиваются, а в развивающихся странах на передний план выходит либерализм третьего поколения. В Республике Беларусь более распространены идеи экономического, политического, социального и, к сожалению, культурного (о чем свидетельствует очередная попытка проведения парада сексуальных меньшинств в г. Минске) либерализма.
    2. Консерватизм и неоконсерватизм

    Консерватизм – (от лат. conserve – охраняю, сохраняю) – политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся устоев общественной жизни, на признание нерушимости существующего порядка вещей, установленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а также ряда моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Возник в конце XVIII века в Англии, как реакция на успехи либерализма после буржуазных революций. Основоположниками консерватизма считаются Э. Берк, Ж. де Местр, Л. Де Бональд и Ф.Р. де Шатобриан, который впервые употребил данный термин. В Республике Беларусь многие исследователи считают умеренно-консервативными социально-политические воззрения С. Будного, жившего в эпоху Ренессанса.

    Принципы консервативной идеологии:

    • нравственный абсолютизм, признающий вечность и незыблемость нравственных идеалов и ценностей, так как природа самого человека не меняется;

    • традиционализм, являющийся основой, фундаментом здорового общества. Необходимость укрепления таких традиционных ценностей как государство, семья, религия;

    • элитарность как продолжение аристократизма;

    • свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней;

    • сильная власть, сильное государство, которое не должно злоупотреблять социальным попечительством, ибо последнее приводит к иждивенчеству;

    • сильная экономика, основанная на частной собственности, рыночных отношениях и свободном предпринимательстве;

    • приверженность к местному самоуправлению, региональным (национальным) ценностям;

    • закономерность социального неравенства, так как люди неравны в отношении физического, умственного и нравственного развития.

    Во второй половине XX века консерватизм эволюционировал по пути либерализации и популизма, и к 80-м годам сложился неоконсерватизм. Формированию идей неоконсерватизма немало способствовал кризис научно-технической цивилизации и нравственных устоев. Идеология неоконсерваторов отличается от идеологии консерваторов большей решительностью и соответствием новым социально-экономическим условиям. Неоконсерваторы предлагают: усилить государственное регулирование в экономической и социальной сферах; дать возможность каждому человеку зарабатывать, соблюдая принципы справедливого распределения доходов, справедливой заработной платы, справедливого налогообложения, справедливой помощи для проявления частной инициативы; предоставить возможность выбора - где учиться и учить детей, где лечиться; развить институты гражданского общества, усилить моральную ответственность гражданина и государства и укрепить приоритеты семьи и религии и т.п.

    Консервативная идеологи, как и ее предшественница – либеральная идеология – носит реформистский характер и на современном этапе является одной из самых влиятельных в Великобритании, Германии, Италии, США. Идеи консервативной идеологии достаточно популярны и в Республике Беларусь, о чем свидетельствуют структурные элементы государственной идеологии.
    3. Современная социал-демократия

    Политическая идеология современной социал-демократии – продукт реформистского движения во II Интернационале (1889-1914гг.). Родоначальниками по праву считаются Э. Бернштейн и К. Каутский. Сам термин введен в конце XIX века, с момента возникновения массовых политических партий. Большинство сторонников и теоретиков социал-демократизма отрицают неизбежность крушения капитализма. По их мнению, наступление социалистической эпохи связано не с крушением капитализма, а с развитием новых форм производства в условиях мирного развития капиталистической экономики при установлении социального равенства всех членов общества. К социализму приведут социальные реформы, направленные на обеспечение эффективной работы экономики и реализацию принципа свободы. Главной целью идеологии социал-демократов является построение общества, основанного на либерально-демократических ценностях. Социальная политика социал-демократов достаточна, привлекательна и плодотворна, что и сделало ее в конце 90-х годов XX века одной из авторитетных идеологий современности.

    Принципы социал-демократии:

    • всеобщие выборы, предоставляющие возможность смены власти ненасильственными средствами;

    • политический плюрализм и право на оппозицию;

    • независимая судебная система, основанная на принципе верховенства закона;

    • право на частную жизнь;

    • гарантия прав и свобод личности и национальных меньшинств;

    • все формы собственности равноправны (государственная, кооперативная, частная) в условиях рыночных отношений, однако признается и планирование, а государство регулирует рынок в интересах людей и не допускает доминирования большого бизнеса;

    • экономическая деятельность отличается социальной направленностью и подконтрольна обществу;

    • высокое качество жизни для всего общества, что означает достойные условия и содержание труда, всеобщее пенсионное обеспечение, доступное образование, практически бесплатное здравоохранение, бесплатный проезд для детей, контроль за состоянием окружающей среды;

    • мир и всестороннее сотрудничество государств.

    В настоящее время наиболее заметные и сильные политические социал-демократические партии существуют в Европе, в таких странах, как Германия, Дания, Испания, Норвегия и, конечно же, Швеция, которая не участвовала в двух мировых войнах, а рабочая партия Швеции с 30-х годов прошлого века находилась у власти более сорока лет. Швеция создала свою модель социализма, которая характеризуется высокоразвитой экономикой смешанного типа, занятостью практически всего трудоспособного населения, сильной системой социального обеспечения, высочайшим уровнем образованности населения.

    Тема 3.5 Политическая культура



    1. Политическая культура: сущность, функции, типы

    Политическая культура как совокупность политических знаний, ценностных ориентаций, моделей поведения, осуществляет взаимодействие субъекта с государством и его вхождение в политическую действительность. Она отражает степень цивилизованности общества и личности, их способности руководствоваться определенными правилами политического действия и поведения.

    Структурно политическая культура предполагает ряд уровней. На мировоззренческом уровне человек встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия. На гражданском уровне человек оценивает собственные возможности защищать свои права и интересы, вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса. На политическом уровне человек вырабатывает отношение к конкретным формам политического режима правления, формулирует мировоззренческие принципы.

    Через функции политической культуры можно отследить, как она влияет на общество, граждан и на власть.

    Познавательная функция: вооружает людей знаниями о политике (политических и правовых нормах, законодательстве, политических принципах, способах политического управления обществом, структуре и функциях политической системы и т.д.). Воспитательная функция: формирует политическое сознание и умение осмысливать политические знания; прививает навыки практического участия в политической жизни; формирует навыки грамотного политического анализа; вырабатывает способности объективного анализа политических деятелей, партий и т.п. Регулятивная функция: обеспечивает гражданам способность компетентного участия в политических ассоциациях и процессах. Коммуникативная функция: обеспечивает преемственность прошлых, нынешних и грядущих поколений граждан с политическими традициями и историей, стереотипами политического мышления, опытом и идеями других стран и народов. Нормативно-ценностная функция: закрепляет необходимые явления, установки, мотивы, оценки, нормы, цели, ценность которых подтверждена действующим законодательством; трансформирует эти новообразования в ориентиры практического поведения, общественного мнения и морали. Интегративная функция: политическая культура – устойчивая основа для объединения народа страны на патриотической основе, для эффективной интеграции во всех сферах общественной жизни, укрепления политической системы и политического режима страны. Защитная (охранная) функция сохраняет политические традиции и ценности, общественный строй, духовность, государственность, нравственность общества, стабильность политической системы. Прогностическая функция: способствует определению возможных путей развития общества и политической системы, помогает прогнозировать будущее.

    Ученые выделяют три классических типа политической культуры: патриархальный, подданический и активистский.

    Патриархальный тип: у граждан нет интереса к политике, их интересуют только местные проблемы, низкий уровень активности и участия в общественной жизни, нет политической идентификации граждан. Подданический тип: граждане имеют лишь общие представления о политике, но не стремятся участвовать в ней; воспринимают государство, власть и политику как вышестоящую данность по отношению к их частной жизни; склонны ожидать от власти наказания за непокорность или поощрения за подчинение и дисциплину. Активистский тип: граждане грамотны и сознательны, интересуются политикой и активно участвуют в политической жизни, способны воздействовать на власть с целью удовлетворения собственных интересов.

    Современная версия типологизации политической культуры предполагает наличие следующих типов: гомогенный тип (в демократической стране мирно сосуществуют на плюралистической основе различные системы ценностей и установок); фрагментированный тип (в обществе несколько различных и конфликтующих систем ценностей, общего согласия о политическом устройстве и политическом поведении нет, вероятным является насильственное свержение политического строя, общество расколото на различные враждебные кланы по национальным или религиозным признакам); смешанный тип (по отдельным вопросам согласие есть, а по другим – оно невозможно); тоталитарный тип (в обществе преобладает коллективистская психология и система ценностей, общая нетерпимость к инакомыслию, унификация интересов, культ государственной власти, ставка на силу в разрешении конфликтов, поиск внутренних и внешних врагов и мобилизация общества для борьбы с ними).
    2. Политическая социализация личности

    Под политической социализацией понимается процесс включения индивида в политическую систему, результатом которого становится формирование политического сознания и поведения личности.

    Политическая социализация личности осуществляется на трех уровнях: биологическом (внутриличностном), психологическом (социально-психологическом) и социальном. На биологическом уровне формируется сознание и политическое поведение человека под влиянием ряда факторов: наследственности, темперамента, пола, возраста, состояния здоровья и т.д. На психологическом уровне политическое сознание и поведение человека оказывается под воздействием следующих элементов: эмоции, воля, память, способности, мышление, характер и т.д. Социальный уровень социализации человека характеризуется мировоззрением, его интересами, целями, ценностными установками и ориентациями – которые усваиваются индивидом в процессе воспитания и непосредственно определяют его политическое поведение.

    Основные факторы политической социализации: усилия по политическому просвещению граждан и вовлечению их в политическую жизнь; стихийное влияние социальной и политической практики на макроуровне; влияние микросреды; личное участие индивида в общественно-политической жизни и его собственный социальный опыт.

    Результатом политической социализации личности становится ее политическое участие (или неучастие) в политическом процессе, преодоление отчуждения личности от власти и политики (или сохранение политической инертности человека). Критерием политического участия выступает политическая активность граждан, проявляющаяся в голосовании на выборах представительных органов власти, выборных должностных лиц, референдумах и в местном самоуправлении; вовлеченность в различные формы политической активности (сбор подписей, встречи с кандидатами, митинги, демонстрации, иные формы активности).

    Типы политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский. Гармонический тип: психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов, рациональное и уважительное отношение личности к политической системе (развивается в культурно-однородной среде, зрелых демократических традициях и гражданском обществе). Плюралистический тип: опосредованный характер взаимодействия личности с политической системой, когда решающим фактором воздействия на личность становится многообразие различных субкультур, что не препятствует, в конечном счете, достижению консенсуса между обществом и личностью на основе признания всеми сторонами политического процесса либерально-демократических ценностей как основы компромисса. Конфликтный тип: политическая социализация формируется на основе противостояния и межгрупповой борьбы; над индивидом довлеют групповые интересы, что затрудняет достижение консенсуса с властью и другими группами (в этих условиях высока угроза политического насилия и ожесточенной борьбы между носителями различных политических субкультур). Гегемонистский тип: индивид негативно относится к любым политическим и социальным системам, признавая ценности своей социальной группы, религиозной системы или политической идеологии единственно верной и совершенной; чужой опыт воспринимается откровенно враждебно, поэтому компромисс невозможен.

    Стадии политической социализации: политизация, персонализация, идеализация, институализация. Политизация: у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власть родителей, которые к этой власти относятся с трепетом. Персонализация: информация о политике и власти, полученная от родителей, в силу естественного познавательного интереса, приобретает форму ассоциативных образов власти (президент, политический деятель, милиционер и т.п.). Идеализация: на основе сложившихся ассоциаций формируется устойчивое эмоциональное отношение к политической системе (патриотизм). Институализация: власть начинает восприниматься в форме обезличенных институтов (государство, партии и т.д.), что свидетельствует об усложнении политических представлений и зарождению способности человека самостоятельно участвовать в политике.

    Итак, политическая культура – исторически обусловленная качественная характеристика политической сферы общества. Она включает в себя уровень развития субъекта политики, его политическую деятельность. Политическая культура определяет нормы поведения и «правила игры» в политической сфере, создает ценностно-нормативное политическое поле.

    Тема 3.6 Политические кризисы и конфликты



    Политический конфликт – один из видов социального конфликта. Поэтому, прежде всего, необходимо рассмотреть некоторые основные понятия социального конфликта. Социальный конфликт – это открытое противостояние, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Необходимо иметь в виду, что «субъект и участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта может сознательно, или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его воли вовлеченным в конфликт. Например, те или иные партийные группировки (субъекты), преследуя свои цели, провоцируют массовые народные выступления участников. В ходе развития конфликта статусы «участников» и «субъектов» могут меняться.

    Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют собой определенные силы, преследующие в предполагаемом или реальном «чужом» конфликте свои личные интересы. Косвенные участники могут провоцировать конфликт и способствовать его развитию; содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению; поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно.

    Одним из непременных элементов конфликта является объект, из-за которого создается конфликтная ситуация. Объект – это конкретная причина, мотивация. Все объекты подразделяются на основные три вида:

    1. Объекты, которые не могут быть разделы на части и владеть ими совместно с кем-либо невозможно, например, должность президента страны;

    2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта, например, депутатские места в парламенте;

    3. Объекты, которыми участники конфликта могут владеть совместно (общее электоральное поле, осуществление внегосударственных социальных программ). Это ситуация «мнимого конфликта».

    Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу власти.

    Под воздействием роста социальной напряженности, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, нужен инцидент. Инцидент – это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом конфликта. Также инцидент может явиться результатом естественного хода развития событий.

    В социальном конфликте выделяют четыре стадии развития: 1. Предконфликтная стадия, которая завершается инцидентом; 2. Собственно конфликт – начало открытого противоборства сторон. В конце второй стадии конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств; 3. Стадия разрешения конфликта, ее длительность зависит от целей, ресурсов, средств и методов ведения борьбы; 4. Послеконфликтная ситуация. Завершение конфликта не всегда означает разрешение ситуации.

    Пока конфликт находится в стадии зарождения, его социальные субъекты имеют лишь примерное представление о реальной силе противоположной стороны и возможной реакции окружающей среды. В начале третьей стадии наступает момент переоценки ценностей, обусловленный получением новой информации, осознанием реальной ситуации. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения, и стороны начинают искать пути примирения.

    На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития события:

    1. Очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

    2. Борьба идет до полного поражения одной из сторон;

    3. Из-за недостатков ресурсов борьба принимает затяжной, вялотекущий характер;

    4. Исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте;

    5. Стороны приходят к взаимоприемлемым договоренностям – консенсусу;

    6. Конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.

    Конфликт, как правило, завершается заключением мирных договоренностей между конфликтующими сторонами. Если стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность сохраняется, а прекращение конфликта может восприниматься как временная передышка.

    Социальный конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции, что обусловлено существующей в стране социально-политической системой.

    Политический конфликт - это открытое столкновение двух и более субъектов и участников политического процесса, причинами которого являются несовместимые интересы, цели и ценности. Политический конфликт затрагивает интересы больших социальных групп, слоев, классов, общества в целом. Поэтому субъекты политического конфликта (политические организации, институты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной социальной общности. Другой отличительной особенностью является борьба за власть, за властные полномочия. Третьей особенностью является ценностный аспект, который имеет идеологические основания. Применение насилия в политическом конфликте считается законным лишь со стороны власти.

    Все политические конфликты в обществе можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные.

    При горизонтальных политических конфликтах идет борьба за власть и властные полномочия в рамках существующего режима. Цели и причины данных конфликтов – совершенствование существующей системы власти (смена неугодных лидеров или правящей элиты, увеличение или уменьшение властных полномочий тех или иных субъектов политики). В демократической политической системе горизонтальные конфликты запрограммированы – носят открытый публичный характер (роспуск парламента, парламентские дебаты, обращение в конституционный суд). Тоталитарный режим не признает никаких политических конфликтов и стремится их не допускать. Если здесь и случаются горизонтальные конфликты, то они приобретают форму заговора или дворцового переворота.

    Вертикальные политические конфликты – конфронтация проходит по линии «власть – общество», они разделяются на два подвида:

    1. Статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества. Данные конфликты возникают не только по вертикали «верхи – низы», но и по горизонтали – между политическими субъектами, находящимися примерно на одинаковых ступенях структуры (борьба партий и фракций в парламенте);

    2. Режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса.

    Все многообразие причин возникновения режимных конфликтов можно свести к двум основным: 1. Ущемление базовых социально-экономических и политических потребностей и интересов значительной части населения страны; 2. Различия в оценках, ценностных ориентациях, целях по поводу политического и социально-экономического развития страны.

    Как виды политических конфликтов выделяют конфликты ценностей и конфликты интересов. В конфликте ценностей противоречия заключаются в различных представлениях о самой политической системе, политическом курсе и правилах политической игры. Здесь уместна постановка вопроса «Что делать?». В конфликте интересов борьба идет в сфере распределения и перераспределения различных ресурсов. Здесь ставится вопрос «Как делать?».

    Структура конфликта состоит из следующих элементов: субъекты – объект – инцидент = конфликт. Основной причиной столкновений в политическом конфликте является борьба за власть и властные полномочия. Способы урегулирования политических конфликтов зависят от вида конфликта и от типа политической системы, в которой он возник. В демократических политических системах существуют законодательно закрепленные правила политической борьбы. Тоталитарный режим власти не признает никаких политических конфликтов и стремится их не допускать, а если они все же возникли, то старается подавить их силой.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта