ЛОГИКА уч.пособие МФЮА - Шнитман Г.В.. Учебнометодическое пособие москва 2006 Шнитман Г. В. Логика. Учебнометодическое пособие. М. Мфюа, 2006, 121 с
Скачать 2.1 Mb.
|
РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ1Логика как наука и основные этапы ее развитияПроисхождение логики как науки. Логика – одна из древнейших наук. Первые труды по логике, отдельные фрагменты логической науки начинают разрабатываться с VI в. до н.э. в Древней Греции и Индии. Первоначально логика разрабатывалась в связи с запросами развития ораторского искусства как часть риторики. Например, в общественной жизни Древней Индии, когда проявился интерес к логике, дискуссии были постоянным явлением, монастырями специально организовывались споры, состязания. Дискуссии также были распространены в Древней Греции. Иногда при определении победителя дискуссии мнения присутствующих разделялись. Одни считали победителем одного из споривших, другие – другого. Это выдвинуло на повестку дня задачу разработать правила логики, которые позволяли бы избегать таких разногласий и приходить к единому мнению. Другим стимулом развития логики были запросы математики и других наук. В Древней Греции проблему логики исследовали Демокрит (примерно 460 – 370 гг. до н.э.), Сократ (469 – 399 гг. до н.э.), Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Однако основателем науки логики по праву считается великий мыслитель древности – ученик Платона Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель впервые обстоятельно систематизировал логические формы и правила мышления. Он написал ряд сочинений по логике, которые впоследствии были объединены Андроником Родосским под общим названием «Органон», которое можно перевести как «орудие», «инструмент» познания. Логика, основанная на учении Аристотеля, существовала до начала XX в. Она носит название традиционной логики. В начале XX в. в логике произошла своеобразная научная революция, связанная с широким применением методов так называемой символической, или математической, логики. Идеи последней высказаны немецким ученым Г.В.Лейбницем (1646 – 1716): «Единственное средство улучшить наши умозаключения – сделать их, как и у математиков, наглядными, так чтобы свои ошибки находить глазами, и, если среди людей возникнет спор, нужно сказать: “Посчитаем!”, тогда без особых формальностей можно будет увидеть, кто прав». Идея Лейбница о возможности и продуктивности сведения рассуждений к вычислениям в течение многих лет не находила развития и применения. Символическая логика начала создаваться лишь в середине XIX в. Ее развитие связано с деятельностью Дж.Буля, А.М.Де-Моргана, Ч.Пирса, Г.Фреге и других ученых. Таким образом, к началу XX в. символическая логика оформилась в качестве относительно самостоятельной дисциплины в рамках логической науки. Первым капитальным трудом по символической логике была работа Б.Рассела и А.Уайтхеда «Principia mathematica» («Основания математики»), вышедшая в 1910 – 1913 гг. Применение методов символической логики к решению проблем, поставленных традиционной логикой, а также проблем, которые даже не могли быть ею поставлены, вызвало в начале XX в. революцию в логике. Именно использование методов символической логики отличает логику современную от традиционной. Таким образом, можно выделить несколько этапов развития логики: традиционный и современный (математическая, символическая логика). Традиционно считалось, что логика как наука изучает общечеловеческие законы мышления (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания), без соблюдения которых невозможно никакое мышление, общечеловеческие формы мысли (суждение и понятие), формы связи мыслей в рассуждении (умозаключения и доказательства), отображающие объективно существующие общие законы и связи предметов и явлений материальной действительности. Традиционная логика учит тому, как правильно по форме построить рассуждение, чтобы, при условии верного применения формально-логических законов, прийти к истинному выводу из истинных посылок. Соблюдение требований традиционной логики – непременное условие последовательного, непротиворечивого, обоснованного мышления. Поэтому традиционно логика определяется как наука о правильном мышлении. На современном этапе логика стала математической. Математическая логика изучает действие тех же законов мышления, что и традиционная логика, исследует операции с теми же формами мысли, но идет дальше по пути абстрагирования, упрощения и применения в логике методов формализации и законов математики. Предметом традиционной логики считались суждения, математическая же логика, прежде всего, занимается высказываниями, о которых можно сказать только то, что они истинны или ложны. Современная математическая (символическая) логика полностью сохраняет важнейшую характерную черту формальной традиционной логики, то есть она не рассматривает содержания мыслей, а рассматривает только их форму. Традиционно также считалось, что логика имеет дело с самим мышлением, однако Готлоб Фреге, один из основателей современной логики считает, что логика не является наукой о мышлении в традиционном смысле: «логика основывается не на законах и формах мышления как некоторого природного процесса психической деятельности людей, а на определенных онтологических и гносеологических предпосылках». «Логические законы носят нормативный характер не потому, что мы так должны мыслить, следуя природе нашего ума. Люди вполне могут мыслить, нарушая законы логики. Необходимый характер логических законов – это не та необходимость, которую имеют ввиду законы гравитации». Я.Лукасевич также считает: «неверно, что логика – наука о законах мышления. Исследовать, как мы действительно мыслим или как должны мыслить, – не предмет логики. Первая задача принадлежит психологии, вторая – относится к области практического искусства, наподобие мнемоники1». Предметом логики являются вполне объективные отношения, ни от нашего ума, ни от познания не зависящие. «Логика имеет дело с мышлением не более, чем математика»2. Нормативный характер логических законов и правил определяется не свойствами нашего ума, а определенными связями между нашими высказываниями, определенной объективной зависимостью истинности одних наших утверждений от истинности (ложности) других. Таким образом, логические законы не являются абсолютными, они являются продуктом научного и культурного развития. Теперь мы можем дать уточненное определение логики как науки: Логика – это наука о формах, методах, законах языковой познавательной деятельности. Познание – это процесс отражения действительности в человеческом мозге, целью которого является получение адекватных знаний о мире. В процессе познания мы выделяем две ступени: чувственную и логическую (рациональную). На чувственной ступени мир познается посредством органов чувств. Основные формы такого познания – ощущения, восприятия и представления – являются чувственными образами конкретных предметов реального мира, результатами их воздействия на наши органы чувств. Для логической ступени можно выделить ряд характеристик, отличающих его от чувственного. Особенностями рационального познания разнородных предметов, являются:
Логика непосредственно связана с применением языка как средства познания мира и средства выражения мысли. Язык – это знаковая система, предназначенная для фиксации, хранения, переработки и передачи информации. Различают два вида языков: естественные и искусственные. Естественные языки – это языки общения между людьми, правила которых основываются на текущем употреблении, а не на точном предварительном описании. Например, таковым является любой национальный разговорный язык. Искусственные языки можно рассматривать как инструмент решения определенных познавательных задач. Так, Готлоб Фреге сравнивал искусственный язык исчисления понятий, который он построил с микроскопом, а естественные языки с глазом: искусственный язык «лучше всего можно пояснить, если сравнить его с отношением микроскопа к глазу. Глаз, в силу широкой сферы его применения, в силу его способности приспосабливаться к различным обстоятельствам, обладает большим преимуществом по сравнению с микроскопом… Но как только научные задачи предъявляют более сильные требования к остроте различения, оказывается, что глаз не в состоянии с ними справиться. Напротив, микроскоп самым совершенным образом подходит для решения именно таких задач и как раз поэтому непригоден для решения иных. Так и данное исчисление понятий является созданным для определенных научных целей вспомогательным средством, которое поэтому не следует осуждать за то, что для других целей оно не подходит». |