Главная страница

ВКР. Учебно-методическое пособие Тольятти тгу 2011 удк 004 3(075) ббк. Учебнометодическое пособие по дисциплине Языки программирования предназначено для студентов очной формы обучения и содержит конспект лекций по ключевым темам курса и практикум


Скачать 0.88 Mb.
НазваниеУчебнометодическое пособие по дисциплине Языки программирования предназначено для студентов очной формы обучения и содержит конспект лекций по ключевым темам курса и практикум
Дата30.05.2022
Размер0.88 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУчебно-методическое пособие Тольятти тгу 2011 удк 004 3(075) ббк.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#557668
страница3 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

1.3Глоссарий


Ада (Ada) – язык программирования, созданный в 1979-1980 годах в результате проекта, предпринятого Министерством обороны США с целью разработать единый язык программирования для встраиваемых систем.

Алгол (англ. Algol) – название ряда языков программирования, применяемых при составлении программ для решения научно-технических задач на ЭВМ.

Алгоритм – это последовательность арифметических, логических и прочих операций, необходимых для выполнения на ЭВМ.

Алгоритмический язык – формальный язык, используемый для записи, реализации и изучения алгоритмов. Всякий язык программирования является алгоритмическим языком, но не всякий алгоритмический язык пригоден для использования в качестве языка программирования.

Бейсик (BASIC) – семейство высокоуровневых языков программирования.

Библиотека (англ. library) – сборник подпрограмм или объектов, используемых для разработки программного обеспечения.

Блок-схема – графическое представление алгоритма, изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

Ветвление – алгоритм может пойти по одной из двух возможных ветвей. Происходит выбор одного из путей работы алгоритма.

Вложенные циклы (цикл в цикле) – структура, которая позволяет внутри тела цикла повторять некоторую последовательность операторов, т.е. организовать внутренний цикл.

Высокоуровневый язык программирования – язык программирования, разработанный для быстроты и удобства использования программистом. Основная черта высокоуровневых языков – абстракция, то есть введение смысловых инструкций, кратко описывающих такие структуры данных и операции над ними, описания которых на машинном коде очень длинны и сложны для понимания.

Данные – часть программы, совокупность значений определённых ячеек памяти, преобразование которых осуществляет код.

Декларативное программирование – описание логики алгоритма, но не управления. Программа является теорией, а вычисления представляют собой вывод в этой теории.

Императивное программирование – парадигма программирования, которая описывает процесс вычисления в виде инструкций, изменяющих состояние программы. Императивная программа очень похожа на приказы, то есть это последовательность команд, которые должен выполнить компьютер.

Индексный массив – именованный набор однотипных переменных, расположенных в памяти непосредственно друг за другом, доступ к которым осуществляется по индексу.

Инкапсуляция – свойство языка программирования, позволяющее объединить и защитить данные и код в объекте и скрыть реализацию объекта от пользователя.

Инструкция (оператор) – наименьшая автономная часть языка программирования; команда. Программа обычно представляет собой последовательность инструкций.

Интегрированная среда программирования – система программных средств, используемая программистами для разработки программного обеспечения.

Интерпретатор (англ. interpreter – переводчик) – это программа, которая переводит каждую команду и выполняет программу построчно, что позволяет сразу редактировать и исправлять ошибки.

Итерационные циклы – циклы, число повторений тела которых заранее неизвестно. Выход из итерационного цикла осуществляется по выполнению некоторого условия.

Исполнительная часть программы – часть программы, содержащая инструкции (операторы) компьютеру на выполнение.

Исходный код – написанный человеком текст компьютерной программы на каком-либо языке программирования.

Класс – разновидность абстрактного типа данных в объектно-ориентированном программировании, характеризуемый способом своего построения.

Кобол – язык программирования, предназначенный для создания коммерческих приложений. Отличительной особенностью языка является возможность эффективной работы с большими массивами данных.

Комментарии – пояснения к исходному тексту программы, находящиеся непосредственно внутри комментируемого кода. Синтаксис комментариев определяется языком программирования.

Компилятор (англ. compiler – составитель) читает всю программу целиком, делает её перевод и создаёт законченный вариант программы на машинном языке, который затем и выполняется.

Линейный алгоритм – последовательное выполнение операций. В этом алгоритме не предусмотрены проверки условий или повторений, т.е. циклы.

Логический тип данных – примитивный тип данных, которые могут принимать два возможных значения, иногда называемых правдой и ложью.

Логическое программирование – парадигма программирования, основанная на автоматическом доказательстве теорем. Логическое программирование основано на теории и аппарате математической логики с использованием математических принципов резолюций.

Машинный код – система команд конкретной вычислительной машины, которая интерпретируется непосредственно микропроцессором или микропрограммами данной вычислительной машины.

Модуль представляет собой функционально законченный фрагмент программы, оформленный в виде отдельного файла с исходным кодом или поименованной непрерывной его части, предназначенный для использования в других программах. Модули позволяют разбивать сложные задачи на более мелкие в соответствии с принципом модульности.

Модульность – принцип, согласно которому программное средство разделяется на отдельные именованные сущности, называемые модулями.

Наследование – один из четырёх важнейших механизмов объектно-ориентированного программирования, позволяющий описать новый класс на основе уже существующего, при этом свойства и функциональность родительского класса заимствуются новым классом.

Низкоуровневый язык программирования – язык программирования, близкий к программированию непосредственно в машинных кодах используемого реального или виртуального процессора. Для обозначения машинных команд обычно применяется мнемоническое обозначение. Это позволяет запоминать команды не в виде последовательности двоичных нулей и единиц, а в виде осмысленных сокращений слов человеческого языка.

Объект – некоторая сущность в виртуальном пространстве, обладающая определённым состоянием и поведением, имеет заданные значения свойств и операций над ними.

Объектно-ориентированное или объектное программирование – парадигма программирования, в которой основными концепциями являются понятия объектов и классов.

Оператор ветвления (условная инструкция, условный оператор) – оператор, конструкция языка программирования, обеспечивающая выполнение определённой команды только при условии истинности некоторого логического выражения, либо выполнение одной из нескольких команд в зависимости от значения некоторого выражения.

Описательная часть программы – часть программы, которая используется для описания переменных, констант, пользовательских типов, меток.

Отладчик (англ. debugger) – модуль среды разработки или отдельное приложение, предназначенное для поиска ошибок в программе. Отладчик позволяет выполнять пошаговую трассировку, отслеживать, устанавливать или изменять значение переменных в процессе выполнения программы, устанавливать и удалять контрольные точки или условия остановки и т.д.

Парадигма программированиясовокупность идей и понятий, определяющая стиль написания программ.

Паскаль – широко распространённый язык структурного программирования. В этом языке внедрена строгая проверка типов, что позволило выявлять многие ошибки на этапе компиляции. Также впервые оператор безусловного перехода перестал играть основополагающую роль при управлении порядком выполнения операторов.

Переменная – поименованная, либо адресуемая иным способом область памяти, имя или адрес которой можно использовать для осуществления доступа к данным, находящимся в переменной.

Подпрограмма – поименованная или иным образом идентифицированная часть компьютерной программы, содержащая описание определённого набора действий. Подпрограмма может быть многократно вызвана из разных частей программы. В языках программирования для оформления и использования подпрограмм существуют специальные синтаксические средства.

Полиморфизм – возможность объектов с одинаковой спецификацией иметь различную реализацию.

Присваивание – механизм в программировании, позволяющий динамически изменять связи объектов данных с их значениями.

Пролог (фр. ProgrammationenLogique) – язык и система логического программирования, основанные на языке предикатов математической логики дизъюнктов Хорна.

Программа – запись алгоритма на языке программирования, приводящая к конечному результату за конечное число шагов.

Программирование – процесс создания компьютерных программ.

Процедура – любая подпрограмма, которая не является функцией.

Процедурный язык программирования предоставляет возможность программисту определять каждый шаг в процессе решения задачи. Особенность таких языков программирования состоит в том, что задачи разбиваются на шаги и решаются шаг за шагом. Используя процедурный язык, программист определяет языковые конструкции для выполнения последовательности алгоритмических шагов.

Семантика – система правил определения поведения отдельных языковых конструкций. Семантика определяет смысловое значение предложений алгоритмического языка.

Си (англ. C) – стандартизированный процедурный язык программирования, разработанный в начале 1970-х годов сотрудниками Bell Labs Кеном Томпсоном и Денисом Ритчи как развитие языка Би.

Синтаксис – сторона языка программирования, которая описывает структуру программ как наборов символов. Синтаксису языка противопоставляется его семантика.

Скриптовый язык (язык сценариев) – язык программирования, разработанный для записи «сценариев», последовательностей операций, которые пользователь может выполнять на компьютере. Сценарии обычно интерпретируются, а не компилируются.

Следование – тип вычислительного процесса, при котором действия выполняются строго в том порядке, в котором записаны.

Структура данных – программная единица, позволяющая хранить и обрабатывать множество однотипных и/или логически связанных данных. Для добавления, поиска, изменения и удаления данных структура данных предоставляет некоторый набор функций, составляющих интерфейс структуры данных.

Структурное программирование – методология разработки программного обеспечения, в основе которой лежит представление программы в виде иерархической структуры блоков.

Тип переменной определяет объём оперативной памяти, выделяемой под хранение переменной.

Транслятор – это программа, которая преобразует исходную программу (написанную на одном из языков высокого уровня) в программу, состоящую из машинных команд.

Фортран – первый язык программирования высокого уровня. Ключевой идеей, отличающей новый язык от ассемблера, была концепция подпрограмм. Впервые программист смог по-настоящему абстрагироваться от особенностей машинной архитектуры.

Функциональное программирование объединяет разные подходы к определению процессов вычисления на основе достаточно строгих абстрактных понятий и методов символьной обработки данных.

Функция – поименованная часть программы, которая может вызываться из других частей программы столько раз, сколько необходимо. Функция обязательно возвращает значение.

Цикл с параметром – цикл, в котором тело цикла выполняется для всех значений некоторой переменной (параметра цикла) в заданном диапазоне.

Цикл с постусловием – цикл, в котором тело цикла выполняется до тех пор, пока не выполнится условие.

Цикл с предусловием – цикл, в котором тело цикла выполняется до тех пор, пока условие выполняется.

Циклический алгоритм предусматривает многократное повторение одной или нескольких операций в зависимости от условия задачи.

Язык ассемблера – язык программирования низкого уровня, мнемонические команды которого соответствуют инструкциям процессора вычислительной системы.

Языки программирования – формальные языки, специально созданные для общения человека с вычислительной машиной.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта