Главная страница

методичка по социологии без титула. Учебнометодическое пособие по подготовке к экзамену для студентов вечернезаочной формы обучения


Скачать 0.52 Mb.
НазваниеУчебнометодическое пособие по подготовке к экзамену для студентов вечернезаочной формы обучения
Дата31.01.2022
Размер0.52 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файламетодичка по социологии без титула.docx
ТипУчебно-методическое пособие
#346970
страница2 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

ТЕМА 1




ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ




  1. Наука, изучающая социальную жизнь общества.

  2. Методы и структура социологии, её функции.

  3. Место социологии среди наук, познающих общество.


1 О чем социология, что она изучает, в чем специфика социологического знания? Ответы на эти и близкие им вопросы даются самые разные и зависят они, прежде всего от того, что понимается при этом под объектом и предметом данной науки.

Объект – это то, познанием чего занимается конкретная наука в реальном мире; предмет – это добытое учеными знание об изучаемом объекте1, причем обладающее его теоретическим осмыслением, дающее представление о закономерностях функционирования и развития объекта. Следовательно, объект существует независимо от сознания познающего, т.е. объективно, а предмет лишь в его сознании, т.е. субъективно. Но такой трактовки их недостаточно. Важно отметить и то, что объект вместе с тем субъективен, так как границы того, что изучается, определяются учеными, зависят от используемых ими методов и средств познания. Предмет же по содержанию своих знаний вместе с тем объективен. Иначе он не будет отвечать своему назначению – давать истинные (или максимально приближенные к ним) знания об объекте.

В литературе по социологии широко распространено мнение, что объектом ее познания является общество, которое нередко рассматривается и в качестве предмета данной науки. При этом понятие «объект» либо не используется, либо применятся в том же смысле, что и понятие «предмет». Между тем объектом познания социологии является не всё общество, а только социальная жизнь, т.е. одна из основных форм жизни людей, наряду с экономической, политической и духовно-идеологической их жизнью. Существование социальной жизни признаётся в науке многими, но часть учёных отождествляет её с жизнью всего общества, считает, что разницы между терминами «социальный» и «общественный» нет.

Качественная особенность социальной жизни, на наш взгляд, состоит в том, что она является первоосновой всех других форм жизни общества – посредством её оно функционирует. Это вытекает из того, что социальная жизнь существует в таких её разновидностях, как гендерная, этническая, семейная, трудовая и др., которые изначальны в истории человечества и являются базовыми для общества на а каждой ступени его исторической эволюции. Социальная жизнь людей возможна лишь в связи с производством и использованием материальных и духовных ценностей. Это ещё одна важнейшая сторона общества.

Для социальной жизни характерно то, что она является всеобщей – нет людей, которые не участвовали бы в ней; субстантивной, отвечающей родовой природе и сути человека; первичной – люди занимаются ею прежде всего, она для них имеет большее значение, чем другие формы жизни. Экономическую, политическую и духовную жизнь люди ведут лишь в связи с социальной, а не напротив. Самоценной, имеющей для людей самостоятельное значение; императивной, обязательной для них, которой они, так сказать, вынуждены, как человеческие существа, заниматься.

Это указывает на то, что социальная жизнь занимает особое место в обществе и играет в нём специфическую роль, что ее нельзя рассматривать равноценной другим формам жизни общества2.

Надо иметь в виду и ту особенность социальной жизни, что все образующие её разновидности (этническая, семейная, трудовая и т.д.) является локальными– в каждой из них участвуют лишь одноименные общности людей. Тогда как экономическая, политическая, духовно-идеологическая формы жизни общества являются социетальными, всеобщими – в них участвуют все социальные общности. Поэтому они часто предстают синтезированными, как социально-экономические, социально-политические, социально-идеологические явления и процессы.

Со времени появления экономической, политической, идеологической жизни, процесс социального развития, т.е. совершенствования социальной жизни, шёл не обособленно, а в неразрывной связи с ними. В современном обществе социетальные формы жизни оказывают сильное влияние на все разновидности социальной жизни, которые по этой причине существуют в нем не в своем первозданном, а в обусловленном ими виде. В таком состоянии социальные явления и выступают объектами познания социологической науки.

Основными субъектами социальной жизни являются социальные общности. Это наиболее характерные объединения людей всех её разновидностей. Их усилиями изменяется социальная жизнь, с их участием происходят все социальные явления и процессы. Социальная жизнь осуществляется людьми как деятельность, когда ими что-то преобразуется, созидается, познаётся, и как взаимоотношения, когда они вступают между собой в контакты, преимущественно вербальные (речевые).

Следует подчеркнуть, что социология имеет дело с людьми, их взаимоотношениями, которые субъектно-субъектны (S↔S') и деятельностью, которая субъектно-объектна (S→O). Поэтому социология в последней изучает лишь субъектную её сторону, ограничиваясь выяснением того, кто осуществляет деятельность, зависимость её от его социальных особенностей. Объектную сторону каждой деятельности, характеризующуюся только ей присущей технологией, т.е. зависимым от объекта способом чего-то делания, изучают профессиональные науки.

Деятельность и взаимоотношения в рамках определенных социальных групп могут быть упорядоченными и регламентированными – подчинены решению каких-то задач, осуществляться на основе принятых в них правил и норм. Традиционно существующие устойчивые виды таких деятельностно-интеракционных групп носят название социальных институтов (семья, школа, предприятие).

Таковы основные сведения о социальной жизни, позволяющие сформулировать предмет изучающей её науки. Социология занимается познанием социальной жизни как основополагающей формы бытия людей, в которой в наибольшей степени выражается их сущность.

Социология имеет отношение к познанию и всего общества, но изучает его, во-первых, не во всем объеме и, во-вторых, лишь с точки зрения социальной жизни, с позиции данной формы жизни общества. Без указания на это социологическая наука утрачивает свою самобытность, свою дисциплинарную суть.

В социологии имеется свой язык. Это понятия и категории, с помощью которых описываются и объясняются изучаемые социальные процессы и явления. Особенность их в том, что, имея прилагательное «социальный (-ое», -ая») (например, социальное взаимоотношение, социальная мобильность), они обозначают прежде всего то, что относится к социальной жизни. Поэтому их нельзя подменять понятиями, обозначающими явления социетальных форм жизни. В этом случае происходит утрата социальной жизнью своей специфики.



2 Предмет тесно связан с методами, так как является результатом использования в познании социального объекта определенных методологических принципов и приемов. В них в значительной степени получили воплощение теоретические представления о социальной жизни. Такова диалектическая связь теории социологии и ее метода. Основными принципами социологического познания являются: 1) системный подход к познанию социальной жизни; 2) рассмотрение ее в связи с социетальными формами жизни; 3) акцентирование внимания на субъектной стороне социальной жизни, на том, что обусловлено особенностями участвующих в ней социальных субъектов. Данные принципы социологического анализа применяются в теоретическом познании социальной жизни и в качестве методологического основания ее эмпирических исследований. В последних используются также специальные приемы и технологии изучения явлений социальной жизни.

Социология сложная по составу знаний о социальной жизни и задачам, решаемым в связи с её познанием, наука. В социологии выделяют онтологическую, эпистемологическую и праксиологическую части. Каждая из них имеет свое назначение, решает определенные задачи, связана с использованием своих знаний. Онтология занимается изучением того, что такое социальная жизнь, в чем состоят особенности ее как формы человеческого бытия. Эпистемология используется в качестве инструмента познания социальной жизни, указывает на присущие социологической науке особенности ее постижения. Праксиология занимается осмыслением социальной жизни с точки зрения действенности её осуществления.

Социальная жизнь не однообразна, а разнолика, она подразделяется в связи с различиями осуществляющих её субъектов. Ими являются отдельные индивиды (точнее, социусы), общности и социумы – наиболее крупные социальные образования, включающие в себя общности всех разновидностей социальной жизни. Социальная жизнь отдельных людей и социумов отличается от той, какую ведут социальные общности. Социальная жизнь индивидов является наиболее частным её проявлением, а социальная жизнь социумов – наиболее общим. Теоретическое осознание этого нашло отражение в понимании уровней социальной жизни.

Их три: микро, мезо и макро уровни. На первом из них социальная жизнь осуществляется отдельными индивидами, преследующими преимущественно личные интересы, а на втором и третьем ими в составе общности или социума, преследуя, прежде всего, их интересы. Три уровня характеризуют три вида процессов протекания социальной жизни.

Социология разделяется на теоретическую и эмпирическую, использующих методы умозрительного и описательного (наблюдаемого) познания. Объектом изучения первой является социальная жизнь, а второй – всё общество. В связи с этим можно согласиться, что социология в этой своей части (как эмпирическая социология) является общественной наукой. По существу имеются две социологические науки: первая из них занимается изучением социальной жизни, вторая к тому же и другими частями общества. Следует уточнить: посредством эмпирической социологии в обществе исследуются лишь те деятельность и взаимоотношения людей, которые осуществляются с их социальными особенностями. Выполняемые ими экономическая, политическая, идеологическая деятельности познаётся экономикой, политологией, науками, изучающими духовную жизнь общества.

Теоретическая социология подразделяется на общую и частные, на познающую сущность социальной жизни, закономерности её функционирования и развития, и на изучающие специфику каждой разновидности социальной жизни, особенности её проявления. Частные теории являются теоретическим осмыслением результатов конкретно-социологических исследований, в них используются методы теоретического и эмпирического познания. Социология состоит из фундаментальной и прикладной, связанных как с решением теоретико-методологических задач, так и проблем, имеющих практическое значение.

Общая и частные социологические теории являются результатом рационального осмысления социальной жизни. Эмпирическая социология – результатом ее опытных социологических исследований. Все уровни социологического знания связаны между собой. Добытая посредством эмпирических исследований первичная социологическая информация служит материалом для частных и общих социологических обобщений. Эмпирические исследования осуществляются на основе изложенных в общей и частных социологических теориях концептуальных и методологических положений. Эмпирическая социология исследует главным образом существующую социальную жизнь. С помощью социологических теорий изучается также ее история и тенденции развития.

Социологическая наука выполняет определенные функции. В них находит выражение ее назначение, то, какие задачи она призвана решать. Функции тесно связаны с фундаментальной и прикладной частями социологии. Первая выполняет функцию совершенствования методологии познания социальной жизни. Вторая – функции практического применения социологических знаний, связанные с социальным проектированием – с выработкой рекомендаций по развитию тех или иных общностей и социальных групп, с решением существующих в них проблем. Обе структурные части социологической науки имеют отношение к выполнению функций теоретического и эмпирического познания социальной жизни, ее конкретных проявлений и законов функционирования и развития, к функции социального прогнозирования – научного обоснования перспектив изменения социальной жизни.

Социология – это наука, ее главная задача состоит в том, чтобы познавать и объяснять явления и процессы социальной жизни, т.е. добиваться понимания того, что они собой представляют, каковы причины, определяющие их особенности. Поэтому социальное знание должно быть объективным, в нем не должно выражаться отношения познающего к изучаемому им объекту, даваться ему оценки. Однако добиться этого нелегко: мешают идейные и политические взгляды и симпатии ученого, которые являются следствием его определенной общественной позиции. Наиболее открыто они находят часто выражение в интерпретациях результатов социологических исследований.

Важно также, чтобы добытые социологами знания были социологичными. Это обеспечивается, как минимум, обращением социологии к изучению социальной жизни в интерпретации, сформулированной в предмете данной науки; использованием социологического метода познания; описанием исследуемых явлений и процессов языком социологических понятий.

Социологическое сознание предполагает умение индивида видеть в повседневной жизни прежде всего все то, что относится к социальной действительности с точки зрения личности, т.е. с позиций той социальной общности (группы), к которой она принадлежит. Характерной особенностью социального сознания является социологическое воображение – соотношение себя с социальной действительностью, погружение себя в неё, и тем самым, рассмотрение личного в контексте общественного, в связи с существующими социальными ролями, институтами, структурой.

Социология не является точной наукой. Это обусловлено тем, что открываемые ею законы существуют в действиях социальных субъектов, имеющих разные интересы, преследующих нередко противоположные цели, тем самым вносящих серьезные коррективы в действия социальных законов, в ход обусловленных ими социальных процессов. Поэтому социальные законы относятся к классу стохастических (вероятностных), определяющих не столько неизбежность тех или иных социальных процессов и изменений, сколько их тенденции.

В социологии большое место отводится изучению: 1) социальной структуры общества; 2) взаимодействия социальных субъектов друг с другом; 3) взаимодействия социальных субъектов с окружающей средой и 4) социальных институтов. Соответственно проблемы: 1) структуризации и стратификации населения; 2) социальных интеракций; 3) социальной экологии и 4) институциональных форм социальной жизни образуют основные предметные поля социологической науки, являются ее базовыми разделами.

Все явления и процессы социальной жизни, все социальные субъекты, институты являются фактами социологической науки. Важно подчеркнуть, что социология изучает не только социальную жизнь, но и то, как она отражается в сознании людей, т.е. их знание о ней. Причем эта информация также служит объектом социологического исследования – ее анализа и обобщения, которое занимает в данной науке едва ли не ведущее место. Взгляды (рассуждения) респондентов – людей, отвечающих на вопросы социологов, - конечно, субъективны. Но в своей массе, в результате их усреднения и обобщения они предстают как объективные. Это позволяет рассматривать их как факты, ничем не отличающиеся от фактов реальной жизни.

Следует отметить несовпадение социологии как науки и как учебной дисциплины. Первая значительно шире по объему социологических знаний, дает самое полное и глубокое представление о социальной жизни, включает в себя и такие сведения о ней, которые еще не получили признания всех ученых. Для учебной дисциплины характерно упрощенное изложение сведений о социальной жизни, ограниченное использование понятий социологической науки, ее тезауруса (дисциплинарного словаря). К тому же учебное изложение социологии имеет свою логику, в большой степени отвечающую методическим требованиям ее изучения.
3 Социологию чаще всего относят к общественным наукам, исходя из того, что объектом ее познания считается все общество. Причисляют ее, особенно в последнее время, и к гуманитарным наукам. Это объясняется возросшим вниманием в социологии к проблемам человека. Особенность же социологии в том, что она занимается изучением социальной жизни людей, их социальных взаимодействий. Причем, и на уровне общества и на уровне личности. Это даёт основание говорить об интегративности знания, добываемого социологией.

Социология связана со многими науками, прежде всего изучающими общество – с социальной философией, экономической теорией, историей, политологией, психологией, этнографией, экологией, демографией, фамилистикой. Связана она и с такими науками как статистика, систематика, математика. Социология использует фактический материал других наук, опирается на их теоретические положения для объяснения изучаемых ею социальных процессов.

Отметим значение для социологии некоторых наук. Социальная философия занимается разработкой теории и методологии познания общества, в том числе социальной жизни; история анализирует прошлое, выясняет тенденции и закономерности развития общества, имеющие отношение и к происходящим в нем социальным процессам; экономическая теория упор делает на изучение взаимодействий людей по поводу собственности, которые оказывают определяющее влияние на все формы жизни; политология акцентирует внимание на изучении взаимодействия людей по поводу власти, которые имеют отношение к социальной жизни; социальная психология занимается изучением массового и группового сознания людей, проявляющегося, в частности, в разных формах социального поведения.

Социология своей эмпирической частью занимается изучением социальных субъектов, участвующих во всех формах общественной жизни. Это свидетельствует о связующей, интегрирующей роли социологического знания, дает основание говорить об особом – центральном положении ее среди познающих общество наук.
Основные понятия темы:
Объект социологии. Предмет социологии. Социальная жизнь общества. Разновидности и общности социальной жизни. Социальные явления и процессы. Социальные действия. Социальные институты. Методы социологической науки. Социологическое познание и знание. Социальный факт. Строение социологии: общая и частные социологические теории, эмпирическая и прикладная. Онтологическая, эпистемологическая, праксиологическая части социологии. Функции социологии: методологическая, познавательная, прогностическая, проектировочная, практические.


Схема № 1.


Объект Предмет

социологии социологии



Социальная Знание о

жизнь социальной

общества жизни общества
То, что изучает То, что социология

социология знает о социальной жизни

Схема № 2.
С труктура общества


С Ж – социальная жизнь

Э
ИЖ

ПЖ
Ж – экономическая жизнь

ПЖ – политическая жизнь

ДЖ – духовная жизнь


ЭЖ


Таблица № 1. Уровни и состав социологической науки





Объекты социологического познания

Теоретическая социология

Общая социологическая теория, познающая социальную жизнь

Мароуровень познания социальной жизни

Социум

Частные социологические тории, изучающие разновидности социальной жизни

Мезоуровень изучения социальной жизни

Общность

Эмпирическая социология

Конкретные социологические исследования, проводимые с целью постижения разных проявлений социальной жизни и для выяснения как её влияния на все стороны общества, так и последних на социальную жизнь

Мироуровень исследования социальной жизни

Личность

Прикладная социология

Конкретные социологические исследования, проводимые с целью преобразования социальной жизни и зависимой от неё жизнедеятельности всего общества



Схема № 3. Историческое время, изучаемое социологией
Прошлое Настоящее Будущее



Общая социологическая теория



Частные социоло-

гические теории




Эмпиричес

кая социо

логия

Вопросы
1. Что является предметом социологии?

2. В чем различие объекта и предмета социологической науки?

3. Каковы методы социологического познания?

4. Для чего инженеру надо знать социологию?

5. Что такое социальная жизнь?
ТЕМА 2
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ


  1. Основные направления социологической мысли.

  2. Социология в дореволюционной России.

  3. Эмпирическая и теоретическая социология в XX веке.

  4. Современные течения западной социологии


Социология была заявлена как наука в 30-е годы XIX века. Для этого появилось серьезное основание: становление капитализма – общества широко использовавшего достижения естественных и технических наук и нуждавшегося в рациональном осмыслении происходивших в нем процессов. Однако научных знаний об этом не было. Постичь особенности общества, происходивших в нём процессов издавна стремились многие мыслители (философы, экономисты, историки). В трудах Платона, Аристотеля, Гоббса, Вико, Гегеля, Сен-Симона и других были изложены плоды их умозрительных суждений. Им недоставало широко использовавшихся в познании естественных процессов наблюдений, опытов, экспериментов. В преодолении этой ограниченности тогдашнего обществознания состояла важнейшая задача нарождавшейся социологии.

Уже в глубокой древности были отмечены отличия общества от природы, выявлены наиболее характерные его части, стороны, тем самым осуществлена, по существу, первичная его структуризация. В пору существования рабства главными в жизни людей признавались их политические занятия, существование общества не мыслилось без религиозной, художественной, экономической деятельности. Со временем постижением каждой из них стали заниматься складывавшиеся специальные науки – искусствознание, экономика и др.

Так что к концу XIX века утвердилось представление о неполном обществе. Но оно было воспринято как целостное появившейся для его изучения наукой социологией. Не потому ли понятия «социальное» и «общественное» рассматривались как синонимичные. Фактически социология имела дело лишь с социальной жизнью. Однако официального признания это не получило. Исключительное значение для вычленения в обществе социальной жизни как одной из основных его частей имела разработка системного метода познания в науке, начавшаяся в том же XIX веке и получившая развитие в следующем. С тех пор ведется, в частности отечественными учёными, большая работа по онтологии и эпистемологии социальной жизни – выяснению того, что она представляет собой, особенностей метода её познания, а также значения места и роли её в обществе. Социология становится теорией социальной жизни.

Следует подчеркнуть, что разработка определения социальной жизни велась одновременно с экспликацией понятия «общество». Уточнение последнего позволило лучше охарактеризовать особенности важнейшей его части, которую многие социологи посчитали предметом своей науки.

История социологии – это стремление многих ученых познать (ответить на вопросы):

1) Что такое общество, важнейшей частью которого является социальная жизнь?

2) Каковы методы изучения социальной действительности?

3) Каковы основные этапы (стадии) и тенденции социальной эволюции?

4) Что является источником, причиной изменений общественного и социального мира?

5) Что собой представляет социальная структура общества?

6) Что является побудительной силой социальных действий людей?

Эти вопросы касаются главных параметров социальной жизни. В поисках ответов на них складывались представления об обществе и предмете социологии, особенностях метода ее познания. Для решения этих вопросов использовались разные пути, разные теоретико-методологические принципы. Наиболее характерные из них составили три основных направления социологической мысли, которые рассмотрены ниже
1 Начало социологии положили работы французского философа О. Конта (1798-1857 гг.), в которых в 1838 г. появился сам термин «социология»3 и обоснование новой науки. Он справедливо считал, что добиться достоверных знаний об обществе можно только в том случае, если они будут опытными. Конт полагал, что в основе социологического познания должны лежать 3 принципа: 1) эмпиризм – единственным источником знаний является опыт; 2) физикализм – самыми совершенными понятиями являются понятия физики (поэтому с помощью их следует изучать общество4); 3) позитивизм – объектом социологии являются только факты (он недооценивал роль теоретического знания в их обобщении). Свою концепцию Конт назвал позитивистской – концепцией положительного знания, способствующего развитию человечества в направлении его позитивного состояния. Он считал, что появление позитивного знания обусловлено эволюцией человечества, которое в истории проходит 3 стадии своего умственного развития: теологическую – фиктивного мышления, метафизическую – отвлеченного познания, позитивную – научного сознания. К последнему относятся такие отрасли знания как математика, астрономия, физика, химия, биология и социология.

Сторонники позитивизма после Конта стремились интерпретировать (истолковывать) общество, объяснять механизм его функционирования и развития, прибегая к помощи (используя достижения) разных естественных наук. В зависимости от особенностей редукционизма – сведения общественного к какому-нибудь проявлению природного - в социологии появились: биологическое (организмическое) и натуралистическое течения, социально-психологическая, социально-механистическая, географическая школы. Все они опирались на методы и средства познания своих наук.

Видным представителем биологического течения был Г. Спенсер (1820-1903 гг.), исходивший в понимании общества из признания его как живого организма. Он полагал, что земледелие и промышленность выполняют функцию питания, торговля – функцию кровообращения, армия – это кожный покров, транспорт – сосудистая система и т.п. У него социальный организм состоял из трех главных систем – регулятивной, производящей средства для жизни и распределительной.

По Спенсеру общество – результат эволюции природы (он основывал свои взгляды на трудах Ч. Дарвина, русского ученого К. Бэра). Суть ее он видел в переходе общества от гомогенности к гетерогенности, в росте его внутренней дифференциации. При этом он отличал социальную надорганизмическую эволюцию от организмической (биологической, животной, психической) и неорганизмической (развитие Земли, Вселенной). Первую он связывал с объединенными действиями масс людей, но не отдельных индивидов.

Спенсер выделил несколько типов общества, различия их степенью интеграции: простые – военные, сложные – индустриальные. В первых индивиды существуют для блага государства, во вторых, напротив, государство служит благу индивидов. Социальное развитие идет от первых обществ ко вторым.

Он впервые ввел в обществознание такие понятия как система, функции, структура, институты.

К концу XIX в. под влиянием успехов психологической науки сформировалось психологическое течение в социологии. Психологизация социологии выражалась в том, что особенности поведения людей объяснялись их разными желаниями – от половых до эстетических. Психика людей рассматривалась как главная движущая сила и поступков отдельных людей, и социальной эволюции.

Представители позитивистских течений в социологии полагали, что социальное – это одна из форм единого природного мира и потому его познание должно вестись такими методами, которые используются в естественных науках. Задача же исследователя состоит в том, чтобы максимально точно отразить наблюдаемые социальные явления (факты). Эмпирически добытая информация должна быть строгой, допускающий ее выражение в количественных показателях и верифицируемой (опытно проверяемой). Позитивисты впадали в объективизм – абсолютизировали значение объекта исследования.

В конце XIX века как реакция на стремление объяснять общество в русле лишь позитивистской социологии – посредством использования естественных наук, биологии, психологии – возникло антипозитивистское направление. Видными представителями его стали В. Дильтей, В. Виндельбант, Г. Риккерт. Они разграничивали общество и природу, считали, что те качественно различаются и, как следствие этого, нуждаются в разных методах познания. Постижение явлений природы состоит в их объяснении, в подведении их под более общее понятия. Постижение социальных, социокультурных явлений заключается в уяснении их значения. Основу его составляет процедура понимания смысла человеческих действий. Важная роль в ней отводится ученому, с личными способностями которого во многом связывается получение положительного результата исследования. Таким образом, антипозитивисты впадают в субъективизм: отводят решающую роль в познании исследователю.

Большое влияние на развитие социологии, начиная с середины XIX в., оказал марксизм, который, по существу, составил особое направление социологической мысли. К. Маркс (1818–1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820–1895 гг.) разработали концепцию материалистического понимания истории. В ней решающая роль в детерминации общественного прогресса отводится экономическому фактору - способу производства материальных и духовных благ. Он характеризуется определенной степенью эффективности используемых людьми средств производства и объективно складывающимися при этом их отношениями по поводу этих средств – экономическими отношениями. Последние оказывают решающее влияние на все другие отношения между людьми в обществе. Вместе с тем Маркс и Энгельс подчеркивали, что люди, «вооруженные» знаниями и идеями, сами делают свою историю и значение экономического фактора нередко следует принимать во внимание лишь в последнем счете.

Маркс выделил несколько способов производства и соответствующих им типов общества (социально-экономических формаций), сделал фундаментальный анализ капитализма. Он и Энгельс рассматривали общество системно, прослеживая взаимосвязь экономического базиса, политической надстройки и форм общественного сознания. Они полагали, что общество – это продукт взаимодействия людей, находящихся между собой в определенных связях, важную роль в которых играют их классовые отношения.

Центральное место в трудах Маркса отводится личности, ее месту и роли в жизни общества. Для него свободный индивид является целью и средством осуществления подлинно гуманного (коммунистического) общества. Поэтому общественная история людей – это история их индивидуального развития. Важное значение для социологии имеет марксистская методология – диалектический метод и системный анализ.

В своих работах (не усеченных и не вульгаризировано толкуемых) основоположники марксизма и многие их последователи в значительной мере избежали крайностей позитивистского и антипозитивистского направлений в социологии. Социологи марксисткой ориентации рассматривают социальное как особую форму материи, обладающую надприродными свойствами (природное является лишь ее фундаментальным основанием). По разному решается ими сегодня вопрос о предмете социологии – что она должна изучать: все общество или его часть? Важным принципом процедур социологического исследования считается обеспечение объективности получаемой информации. Это не исключает ее идейной интерпретации и, следовательно, достаточно активной социальной позиции ученого.

Важный вклад в разработку социологии в конце XIX – начале XX века внесли Э. Дюркгейм и М. Вебер. С их именами связано окончательное превращение ее в самостоятельную науку. Этому способствовало развитие ими онтологической и эпистемологической сторон социологии, т.е. уточнение понимания того, что она изучает (что представляет собой то, что она изучает) и метода ее познания. Э. Дюркгейм (1857–1917 гг.) выступил против натуралистической и психологической редукции в социологии. Главную задачу социологии он видел в познании социальной реальности, ее специфики и автономности, основу которой составляют социальные факты. Они отличаются от физических, биологических, психических фактов действительности и представляют собой коллективные представления (идеи, верования). Он считал их столь же реальными как действия отдельных индивидов, осуществленные на их основе. Следствием коллективного сознания людей является их солидарность, без которой нет общественного порядка и разделения труда. При этом Дюркгейм считал, что социальное надо познавать социальным. Надо социальное объяснять из него самого. К обществу он подходил как социальному организму, в котором различные органы выполняют разные функции, обеспечивающие разделение труда. При этом последнее служит главным образом укреплению социальной солидарности.

М. Вебер (1864–1920 гг.) считал, что люди действуют осмысленно и потому социология должна быть понимающей наукой – понимающей смысл, вкладываемый индивидами в свои действия. Особенность же социального действия в том, что оно всегда направлено на другого (других) и осуществляется как ожидание субъектом ответного действия от того, на кого направлено его действие. Вебер предложил типологию социальных действий, критерием которых является степень их целенаправленности – осознанности индивидом целей своих поступков. Причем, чем менее рациональны действия, тем менее они понятны. Он считал, что рациональность социальных действий представляет главное в чем выражается исторической прогресс. Вебер дал характеристику капитализма с точки зрения особенностей его культуры, т.е. способа и формы поведения в нем людей. Такую особенность он видел в рациональности всех их поступков, прежде всего в сфере трудовой деятельности.

Позитивизм, антипозитивизм и марксизм были в XIX в. основными направлениями (или парадигмами) социологического мышления. С тех пор разработка предмета и метода социологии ведется преимущественно в их русле или представляет собой ту или иную их комбинацию.
2 В России, как и на Западе, социологическая мысль развивалась в тесной связи с другими науками. Собственно социологические теории появились только в начале XX века. Особенностью русской социологии является то, что она стала выразителем взглядов разных классов и политических сил, активно использовалась в идейной борьбе и для объяснения возможных (и желаемых) вариантов общественного развития. С этим связана еще одна ее особенность: многие исследования осуществлялись с целью их практического применения.

Видное место, начиная с 60-х годов XIX в., принадлежало сторонникам позитивизма. Они рассматривали социологию как естественную науку и использовали для ее разработки сведения из других наук. Появилась географическая школа, ярким ее представителем был Л.И. Мечников, деливший историю цивилизации на три фазы – речную, морскую и океаническую, обративший внимание на значение для общественной жизни экологического фактора – видел источник исторической эволюции во взаимодействии способных к кооперации людей с окружающей средой; органическая (П.Л. Лилиенфельд, А.И. Стронин) – разрабатывавщая представления об обществе на основе аналогии его с биологическим организмом; психологическая, которую представляли Н.И. Кареев, Е.ВДе-Роберти, Л.И. Петражицкий. Они признавали реально существующими только психические процессы, видели задачи социологии исключительно в постижении психологических взаимодействий отдельных людей. Общественные законы они трактовали как продукты разума и воли людей. Принцип психологизации истории Кареев считал основанием социологии.

Но почве критики натурализма в социологии появились работы антипозитивистского содержания (А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев). Их авторы полагали, что социальный мир психологичен, представляет собой зависящее от психики людей их взаимодействие. Но для понимания его знаний одной психологии недостаточно, необходима разработка специальных методов исследования действий (поступков) людей, учитывающих использование ими знаний, идей, моральных ценностей.

Заметным явлением стала субъективная социология (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), недооценивавшая законы общественного развития, абсолютизировавшая роль в истории критически мыслящей личности (элитной интеллигенции). Создатели ее считали, что социология должна иметь дело не с объективными свойствами социальных процессов, а с целеполагающими и этническими мотиваторами человеческой деятельности. Они проводили разницу между природой общества и природой личности и справедливо отмечали, что мерилом прогресса общества является развитие личности. Развитие человеческой индивидуальности – цель исторического прогресса.

С конца XIXв. в русской социологии получили распространение марксистские взгляды. С ними выступили представители как ортодоксального Г.В. Плеханов (1856–1918 гг.), В.И. Ленин (1870–1924 гг.), так и «легального» марксизма (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев). И те и другие использовали марксистскую теорию для анализа происходивших тогда в России экономических и социальных процессов, для обоснования своих версий предстоящих в ней изменений.

Выдающимся представителем русской социологии в начале XX в. был М.М. Ковалевский (1851–1916 гг.), который понимал социологию как науку об организации и эволюции общества и для понимания которого использовал сравнительно-исторический метод. Он полагал, что социология имеет дело с действиями экономических, психологических, географических факторов и видел свою задачу в интегративном их познании, в преодолении односторонности социологических школ. Сущность социального прогресса ученый рассматривал в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, групп, народов.

Наиболее полно идеи позитивистской социологии выразил в своих работах крупнейший русский (с 20-х годов американский) ученый П.А. Сорокин (1889–1968 гг.). Он рассматривал социальное как область взаимодействия людей. Ему принадлежит заслуга в разработке понятий социальной стратификации и социальной мобильности. Он показал, что деление на страты (слои) имеет место во всяком обществе, что естественным его следствием является перемещение людей и групп на новые для них социальные позиции.
3 В первые десятилетия XX в. западная социология большое внимание уделила познанию общества посредством изучения социальных взаимодействий индивидов, того как они своей деятельностью и общением изменяют его. В связи с этим появились анализы и типологии малых социальных групп, трактовки механизмов межличностных интеракций. Наиболее видными представителями микросоциологии были Г. Кули и Дж. Мид. В работах первого дана характеристика «первичных» групп и их роли в процессе социализации и эволюции общества. К ним он относит семью, детские игровые группы, производственные и учебные группы. Они первичны, поскольку существуют в любом обществе и представляют собой естественные образования. На базе их существуют вторичные группы (классы, нации, партии). Это крупные группы, в них индивиды выступают лишь как носители определенных функций, а отношения между ними безличны. Для поведения личности важное значение имеет ее самосознание (то, что она думает о себе) и общественное сознание (то, что о ней думают в группе и о ее группе).

Дж. Мид считал, что эволюция общества представляет собой процесс коммуникативного взаимодействия людей между собой и их с разными предметами. Особенность его в том, что оно осуществляется с помощью символов, представленных прежде всего в языке. Посредством последнего происходит передача социально значимой информации. В этом процессе каждый индивид развивает и свое социальное «я». Он не разделял «я» и общество и рассматривал их как две структуры одной социальной действительности.

В 20-е годы получила бурное развитие эмпирическая социология. Это было обусловлено запросами продолжающейся индустриализации и урбанизации общества и достижениями самой социологической науки, перешедшей к использованию новых методов и технологий исследований, связанных со сбором и анализом конкретных социологических фактов, новых способов обработки полученной информации – ее квантификации, т.е. количественного выражения для удобства обсчета. Росту популярности эмпирической социологии способствовало проведение в конце 20-х годов эксперимента на заводах в Хоторне близ Чикаго, целью которого был поиск новых форм взаимоотношений между работниками. Он позволил стабилизировать обстановку на предприятиях, повысить эффективность труда.

Увлечение эмпирической социологией сдерживало разработку социологической теории. Ее дальнейшее развитие произошло в середине века и связано с работами двух американских ученых Т. Парсонса (1902–1979 гг.) и Р. Мертона (род. в 1910 г.). Первый является автором теории социального действия и структурно-функционального анализа. Согласно предложенной им теории любое социальное действие предполагает наличие осуществляющего его лица (актора, деятеля), конкретной ситуации, в которой происходит действие, и условий действия, состоящих из его цели и нормативных предписаний, т.е. зависимости индивидуального действия от принятых в обществе жизненных ценностей и правил поведения. Вместе с тем ученый допускал известную свободу действий актора в связи с субъективным определением им ситуации.

Парсонс придавал большое значение ориентациям деятеля на объект и классифицировал их на четыре группы. Деятель выделяет объекты, различающиеся: по их месту и свойствам (познавательная, когнитивная ориентация); по их положительному и отрицательному значению для актора (катектическая ориентация); с точки зрения первоочередности удовлетворения своих потребностей и, наконец, в связи с теми изменениями, которые могут произойти в ситуации в случае того или иного действия субъекта. Центральное место в теории Парсонса занимает понятие «система действия». Под ней он понимал различные уровни взаимосвязанной между собой социальной реальности. Ученый выделял 4-е системы: социальную, культуру, личность, организм. Их нормальное функционирование возможно, если они решают проблемы своей адаптации, интеграции, воспроизведения структуры и целедостижения. Решению сложных вопросов теории социального действия служит разработанный ученым структурно-функциональный анализ.

Главной заслугой Р. Мертона является создание теорий функционального анализа и среднего уровня, которые способствовали преодолению существовавшего тогда разрыва между теоретической и эмпирической социологией. Он исходил из того, что одно и то же явление может иметь много функций, но точно также одна функция может выполняться разными явлениями. Главное, чтобы объекты анализа представляли собой типизированные (повторяющиеся) явления, например, социальные процессы, культурные стандарты, социальные структуры. Мертон ввел понятия дисфункции (она приводила к неблагоприятным последствиям), явной и латентной функций (имели осознанные и неосознанные последствия).

В послевоенные десятилетия в западной социологии были предприняты большие усилия для выработки такой общесоциологической теории, которая смогла бы соперничать с марксистской. Здесь можно отметить концепцию «стадий экономического роста» У. Ростоу, выделившего в истории человечества 5 этапов, различающихся уровнем технического развития, полагавшего, что все изменения в обществе являются результатом воздействия на него только техники, и теорию социокультурной динамики П.А.Сорокина, который рассматривал исторический процесс как возникновение и смену 3-х типов культур: чувственной, рациональной (умозрительной) и идеалистической, каждая из которых служит постижению человеком истины – главной цели его деятельности.

С 70-х годов в наиболее промышленно развитых капиталистических странах начался переход к качественно новому постиндустриальному (информационному) обществу. Западная социология предприняла усилия для его теоретического осмысления. В работах Д. Белла, О. Тофлера, А. Турена, Д. Нэсбита, Р. Тиболда был сделан анализ обозначившихся в обществе радикальных изменений и попытка спрогнозировать их последствия. Они обратили внимание на то, что вытеснение в промышленности живого труда наукоемкой техникой (самодействующими машинами), вследствие чего работник не участвует непосредственно в изготовлении продукта, и широкое распространение услуговой деятельности, имеющей дело с удовлетворением разных индивидуальных потребностей людей, ослабляет действие основополагающего для капитализма закона стоимости.

Превращение производства знаний в главную сферу общественной деятельности создает серьезные трудности для владения ими собственностью (сохранения и передачи по наследству). Тем самым осложняются условия для существования частной собственности и рыночных отношений. По этим причинам изменяется и социальная структура общества, основу которой начинают составлять не классы, а ситусы – группы, занятые производством и использованием различных профессиональных знаний.
4 В последней трети XX в. в западной социологии получили распространение новые теории. Их появление связано с отмеченным выше переходом к информационному обществу, для познания которого понадобились принципиально новые подходы. Этим обусловлено стремление придать им парадигмальное значение. Вместе с тем в них многое свидетельствует о их преемственности классической социологии, об использовании и совершенствовании принципов (положений) основных ее направлений. Большую популярность в это время получили теории конфликтов, символического интеракционизма, этнометодологии, теория обмена.

Первая разрабатывается на основе работ Л. Козера и Р. Дарендорфа, теоретиков Франкфуртской школы, которые в свою очередь восприняли определенные положения марксизма. Она исходит из социальной неоднородности общества, из наличия в нем групп с разными интересами, вследствие чего в нем всегда существуют условия для возникновения конфликтов. Главными причинами их являются, однако, не экономические, а растущие идейные расхождения в обществе, борьба в нем за власть, стремление людей к повышению своего статуса и т.д. Конфликты являются естественным состоянием общества, стимулом его развития. Но задача состоит в том, чтобы не допускать их перерастания в социальные потрясения.

Положения (тезисы) символического интеракционизма были сформулированы еще в 20-е годы Д. Мидом, позднее его последователи, особенно Г.Блумер, придали им законченную форму. Поведение людей является социальным в том смысле (потому), что они руководствуются в своих действиях символами, которые представляют собой значения, придаваемые людьми предметам, действиям, событиям. Без символов не может быть ни человеческого общения, ни общества. Символы являются средствами, с помощью которых происходят взаимодействия (интеракции) между людьми. Осуществление интеракций связано с необходимостью каждым его участником интерпретировать намерения других.

Теория обмена (видными ее разработчиками являются Р. Хоманс и П. Блау) понимает социальные действия людей как обмен между ними различными благами, в котором они стремятся к присвоению качеств, характерных свойств друг друга, причем с наибольшей выгодой для себя. Обменные акты рассматриваются как элементы социальных действий, которые лежат в основе всей общественной жизни. Теория обмена основывается на учете зависимости действий людей (групп) от испытываемых от них чувств. Это ограничивает возможность ее применения в макросоциологических процессах.

На исходе века обозначилось стремление к преодолению различий между разными социологическими теориями, к выработке нового видения существенно изменяющегося общества и использованию в социологии последних достижений разных наук. В наибольшей мере это нашло отражение в работах таких крупных современных социологов как Э. Гидденс, П. Бурдье, П. Штомпка. Вместе с тем, продолжают разрабатываться разные направления социологического познания социальной реальности, в частности, культурные (Ст. Холл) и культуральные (Дж. Александер). У первого культуры зависят от классов, рас, полов, у второго – они автономны.

В заключение отметим, что более чем полуторовековая история социологии характеризуется упорным трудом обществоведов по ее экспликации – по углублению и уточнению знаний о предметном поле и особенностях метода познания данной науки, по обновлению интерпретации используемых в ней понятий. Важное место в нём заняло выяснение сущности социальной жизни, её роли в обществе. Весомый вклад в эту работу внесли не только западные, но и российские (советские) ученые. Их взгляды, тезисы учтены нами при изложении тем учебного пособия.
Основные понятия темы:
Направления социологической мысли – позитивистское, антипозитивистское, марксистское. Классическая социология. Редукционизм. Социологические школы – географическая, психологическая, организмическая, бихевиоризм. Русская социология. Западная социология XX века – теория конфликтов, символический интеракционизм, теория обмена, этнометодология.
Схема № 1.
Основные направления социологической мысли

и время их появления

2


40-е гг. 60-е гг. 80-е гг. 1

XIX век 3

1. Позитивистское

2. Марксистское

3. Антипозитивистское
Схема № 2. Социальное действие (по М. Веберу)
S S

S, S' – индивиды







взаимные ожидания от взаимных действий индивидов (групп)

Таблица № 1.

Два метода социологического познания


Объяснение социальных процессов

Понимание социальных взаимоотношений индивидов


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


написать администратору сайта