Главная страница
Навигация по странице:

  • Социально-гуманитарные науки: становление, особенности, методология §1. Понятие социального познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе

  • Кохановский ВП Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов ростовнадону феникс 2004 оглавление от


    Скачать 3.38 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для аспирантов ростовнадону феникс 2004 оглавление от
    АнкорКохановский ВП Основы философии науки.doc
    Дата13.02.2017
    Размер3.38 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКохановский ВП Основы философии науки.doc
    ТипУчебное пособие
    #2665
    страница36 из 46
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   46
    §8. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов

    Наука стала одним из источников глобальных кризисов со­временной цивилизации, она же взяла на себя ответственность за их преодоление. Усиление антропогенного влияния на окружаю­щую среду, технологического давления на мир привело человече­ство к порогу эпохи глобальных кризисов. Антагонистический характер приобрели не только противоречия техногенной деятель-

    469

    ности человека и адаптивных возможностей природных циклов, направленных на утилизацию отходов производственного процес­са. Антагонизм характерен для роста материально-энергетичес­ких потребностей человечества и ограниченных ресурсов природ­ных экосистем.

    В современном мире ежегодно добывают 3,5 млрд тонн не­фти, 4,5 млрд тонн каменного и бурого угля. Ученые указывают на конечный характер минеральных ресурсов и ограниченные воз­можности природных комплексов поглощать и нейтрализовывать отходы человеческой жизнедеятельности. Создавая мир искусст­венного, человек активно вмешивается и перестраивает естествен­ные биогеохимические циклы. Из истории человечества извест­но, как скоро загрязнение природы было осознано как величай­шее нарушение природного порядка. Римское сооружение VI в. до н. э. большого отводного канала фекалий и отходов загрязняло среду обитания. В XTV в. из-за использования каменного угля весь Лондон погрузился в дым.

    Ученые во всеуслышание заявляют о глобальных проблемах современности, к которым относят проблемы, охватывающие си­стему «мир—человек» в целом и которые отражают жизненно важ­ные факторы человеческого существования. Глобальные пробле­мы имеют не локальный, а всеохватывающий планетарный ха­рактер. От их решения зависят предотвращение глобального кри­зиса современной цивилизации, жизнедеятельность общества, судьба человечества, состояние природной среды, социальный прогресс. Глобальный кризис свидетельствует о саморазрушении мира, созданного человеком, он деструктивно сказывается на жизни, здоровье и психике, составляющих общество индивидов. Глобальный кризис охватывает как экологические, экономичес­кие, технические области, так и сферу социального, политики, демографии. В силу неравномерности социально-экономического развития различных государств, глобальный кризис достиг к на­чалу XXI в. своей небывалой остроты. Выход из кризисного со­стояния предполагает ликвидацию социальных антагонизмов, ак­тивизацию международной деятельности, направленной на вве­дение в жизнь юридических мер природопользования, мер по до­стижению глобального равновесия.

    К глобальным проблемам современности относят экологичес­кие, демографические, проблемы кризиса культуры, проблемы

    470

    войны и мира. С недавнего времени в статус глобальных возведе­на проблема терроризма. К причинам возникновения глобальных проблем относят: усиленный прост потребностей человечества, возросшие масштабы технических средств воздействия общества на природу, истощение природных ресурсов. Особенностью гло­бальных проблем является их тесная взаимосвязь и взаимообус­ловленность, так, что обострение одной из них влечет за собой и обострение всей их цепочки. В силу этого глобальные проблемы должны решаться комплексно, координированно, усилиями все­го мирового сообщества. Они сплетены в сложный клубок, вклю­чающий в себя сеть медико-биологических проблем, указываю­щих на риски для здоровья современного человека, сокращения ареалов нищеты и бедности, комплекс минерально-сырьевых про­блем, свидетельствующих о потенциале народнохозяйственного развития, проблемы энергетического кризиса, проблемы прекра­щения гонки вооружения и предотвращения использования средств массового уничтожения.

    Ученые бьют тревогу в связи с обострившейся демографичес­кой проблемой, которая обусловлена не только спадом рождаемо­сти, но и новыми тенденциями развития семьи и семейных отно­шений. Это, во-первых, появление неполных семей, во-вторых, распадающихся и непрочных семей, в-третьих, возникновение се­мей нетрадиционного типа, в принципе способных к продолже­нию рода. Особыми проблемами являются проблемы социально­го расслоения, наличие экономического неравенства, «социально­го дна» и маргиналов. Три четверти населения развивающихся стран живут в антисанитарных условиях, а почти одна треть в условиях абсолютной нищеты. Все это свидетельствует о глубо­ком кризисе, выходом из которого должны служить научно обо­снованные программы разумного обеспечения предметами пер­вой необходимости всего населения планеты.

    В условиях бурного научно-технического прогресса сохранена ситуация фактического неравенства возможностей и различные схемы рационального контроля по отношению к мужчинам и жен­щинам, постоянный дефицит востребованности интеллекта и орга­низаторских возможностей женщин. Участвовать в экономичес­ком рынке труда они могут, однако возможность быть выбранной у женщины невелика. Анализируя проблему подавления женско-

    471

    го начала в политике, науке и экономике, социологи настаивают на выведение женских талантов из сферы молчания.

    Глобальные экологические проблемы сосредоточены в систе­ме отношений « человек—общество—биосфера». Они требуют от ученых и предпринимателей повышения ответственности за по­следствия и результаты их деятельности, а также усиления конт­роля со стороны государственных, правительственных структур за осуществление предполагаемых проектов и разработок. Врачи и биологи выступают за проведение моратория на использование средств генной инженерии в антигуманных целях. Анализ эколо­гических бедствий последних десятилетий свидетельствует, что в большинстве случаев их причиной становится непродуманное тех­ногенное воздействие, катастрофически влияющее на природу. Становится актуальной просветительская работа, направленная на формирование экологического сознания человечества и подраста­ющего поколения, в частности.

    Наука отреагировала на глобальную экологическую проблему созданием новой отрасти — социальной экологии. Ее задачами являются: изучение экстремальных ситуаций, возникающих вслед­ствие нарушения равновесия во взаимодействии общества и при­роды, выяснение антропогенных, технологических, социальных факторов, обусловливающих экологический кризис и поиск опти­мальных путей выхода из него, выявление средств минимизации негативных разрушающих последствий экологических катастроф, создание программ решения экологических проблем, рассмотре­ние способов экологической переориентации экономики, техно­логии, образования и общественного сознания в целом.

    Глобальная компьютерная революция и интенсивность про­цессов информатизации, стимулируя лавинообразный рост науч­но-технического развития, чревата обострением всего комплекса коммуникативно-психологических проблем. Обилие обрушившей­ся на человека негативной информации ведет к возникновению синдрома информационной усталости, а также к различного рода психическим расстройствам и массовой агрессии. Личное время экспроприировано временем социальных взаимодействий, вклю­чено в макровремя социальных обязанностей и институтов. Лю­бопытно, что бешеный ритм современной жизни окрещен терми­ном «крысиные гонки».

    472

    Проблемы обострения гонки вооружения и опасности ядер­ной угрозы тесно связаны с проблемами радиоактивного загряз­нения. Новые виды вооружения предлагают все более изощрен­ные способы поражения человечества, которое балансирует на грани выживания. Предложенная учеными коэволюционная стра­тегия принята как новая парадигма развития цивилизации XXI в. Она нацелена на утверждение в сознании людей новой экологи­ческой нравственности.

    В осмыслении кризисных аспектов складывающейся в мире ситуации огромную роль сыграл Римский клуб. Начиная с 1968 г. его участники под руководством итальянского экономиста Ауре-лио Печчеи посвящали свои доклады изучению «затруднений человечества», связанных с ограниченностью ресурсов Земли и бурным ростом производства и потребления. Их интересовали тен­денции развития глобальных, социоприродных процессов.

    Возникшая социальная экология в качестве своей теорети­ческой основы опиралась на учение В. Вернадского о биосфере и ноосфере, в котором показывалось, что человечество становится основным преобразующим фактором активной оболочки Земли. Людям необходимо осознать свою планетарную роль как транс­форматоров энергии и перераспределителей вещества по земной поверхности.

    Важным в социоэкологии было признано техниковедение, в котором рассматривались многообразные функции техники, струк­туры технических систем и технологий в аспекте их воздействия на окружающую среду. Ученые настаивали на многоаспектном изучении отношений между человеческими сообществами и ок­ружающей географической, пространственной, социальной и куль­турной средой, обращали внимание на вопросы управления и ра­ционализации взаимоотношений «человек—природа».

    Научный анализ показывает размеры кризисной ситуации. С начала техногенного развития на Земле уничтожено около трети площади лесов, загрязнение океана нефтепродуктами, ядохими­катами, нерастворимым пластиком достигло катастрофических размеров. На современном этапе технизация общества охватила все его сферы. Тревогу вызывает загрязнение атмосферы, кото­рое происходит быстрыми темпами, ежегодно сжигается около 10 млрд тонн топлива и выбрасывается в воздух около 1 млрд тонн взвесей и канцерогенных веществ. Согласно обзору ВНИИ

    473

    Медицинской информации, за последние 100 лет в атмосферу попало более 1,5 млн тонн мышьяка, 900 тыс. тонн кобальта, 1 млн тонн вредных веществ. Истощаются запасы кислорода в атмосфере.

    Тревогу вызывает общее потепление климата. Согласно мне­нию одних ученых, оно связано со сжиганием огромной массы органического топлива и выделения в атмосферу большого коли­чества углекислого газа, который является парниковым, т. е. за­трудняет отдачу тепла с поверхности Земли. Другие ученые свя­зывают потепление климата с усилением солнечной активности.

    Большую опасность для всего живого представляет истоще­ние озонового слоя, который не допускает опасное, разрушающее все живое космическое излучение до поверхности Земли. Катаст­рофически увеличивается дефицит пресной воды, которая состав­ляет всего 2% всех водных запасов Земли. Есть прогноз, согласно которому человечество может исчерпать все запасы пресных вод в геосфере к 2010 г. Запасы нефти, угля, торфа, по прогнозам уче­ных, истощатся в пределах 200—300 лет. При нынешних темпах добычи запасов свинца, олова, меди может хватить только на 30 лет. Необходимы комплексные меры по компенсации и эконо­мии дефицитного сырья. Ученые говорят о необходимости конт­роля и регуляции всей совокупности антропогенных процессов.

    Вместе с тем научно-технический прогресс создает условия для снятия каких бы то ни было ограничений в использовании природных ресурсов. В результате этого чрезвычайно обостряют­ся противоречия между конечными ресурсами природы и беско­нечным ростом потребностей и возможностей роста производства. Возрастает необходимость регуляции этих взаимодействий, рас­тет общественное движение за снижение темпов роста человечес­ких потребностей, побуждающее людей при помощи средств мас­совой информации изменить способы потребления.

    Роль науки в преодолении глобальных кризисов связана не только с осознанием причин экологического коллапса, сущности и многообразия рисков и негативов для развития человечества, критикой технофобии и призывами к освобождению от «демонов техники». Наука в полной мере проявляет себя как деятельная производительная сила и фактор регуляции общественного раз­вития, она предлагает реальные меры по технологии очистки от­ходов, возможности перехода производства на замкнутые циклы,

    474

    природосберегающие технологии, перехода к безмашинному и без­отходному производству, эффективному использованию энергии Солнца.

    Экологически беззаботный режим в настоящее время мыс­лится недопустимым. Первостепенную важность приобретают принципы природопользования, которые выдвигают в качестве приоритетной проблему новых технологий. Принципиальным тре­бованием новой технологической парадигмы будет не просто за­щита природы от деструктивного техногенного воздействия, но и необходимость совмещения техники с законами саморегулируе­мых систем. Это порождает новое направление, называемое эко-технологией, которое свидетельствует о перестройке технологий на экологической основе. Стремление к использованию естественноемких альтернативных источников энергии (энергии ветра и солнца) — будущее технических инноваций.

    475
    Глава VIII

    Социально-гуманитарные науки: становление, особенности, методология

    §1. Понятие социального познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе

    Говоря о понятии «социальное познание», следует иметь в виду два его основных аспекта: а) любое познание социально, поскольку оно возникает и функционирует в обществе и детерминировано социально-культурными причинами. В этом широком смысле вся­кое познание гуманитарно, т. е. связано с человеком; б) одна из форм познавательной деятельности — познание общества, т. е. социальных процессов и явлений, — в отличие от двух других: познания природы (естествознание) и самого познания, мышле­ния (гносеология, логика, философия). Именно этот аспект далее и будет иметься в виду. При этом понятия «социальное позна­ние», «гуманитарное познание», «социально-гуманитарное позна­ние» будут употребляться как синонимы.

    В зависимости от основания (критерия) внутри социального познания различают познание социально-философское, экономи­ческое, историческое, социологическое и т. д. Иногда социальное познание отличают от гуманитарного, понимая последнее как от­ражение мотивационно-смысловых, ценностных факторов и це­левых зависимостей.

    Существует две основных крайних, полярных позиций к по­становке и решению проблемы соотношения социально-гумани­тарного и естественнонаучного познания.

    476

    Первая позиция заключается в следующем. Никакого разли­чия между социальными и естественнонаучными формами и методами познания не существует. Так, польский историк и философ Е. Топольский, доказывая отсутствие специфики ис­торического познания, считает, что все проблемы, касающие­ся исторического познания, являются проблемами, касающи­мися одновременно всякого познания. Следствием указанно­
    го подхода явилось фактическое отождествление гуманитар­ного познания с естественнонаучным, сведение (редукция) первого ко второму как эталону всякого познания. Подобный прием есть не что иное, как абсолютизация роли естествен­ных наук: научным считается только то, что относится к об­ласти этих наук, все остальное не относится к научному по­знанию, а это философия («метафизика»), религия, мораль,
    культура и т. д.

    Сторонники второй позиции, стремясь найти указанное свое­образие, гипертрофировали его, противопоставляя социаль­ное знание естественнонаучному, не видя между ними ниче­го общего. Особенно характерно это было для представителей
    баденской школы неокантианства (Виндельбанд, Риккерт). Суть их воззрений была выражена в тезисе Риккерта о том, что «историческая наука и наука, формулирующая законы, суть понятия, взаимоисключающие друг друга».

    Попытки найти специфику социального познания нельзя сво­дить к чисто словесным манипуляциям с терминами («социаль­ное качество», «социальное противоречие», «социально-историчес­кий факт», «социальная теория» и т. п.). В отношении историчес­кого познания эту ситуацию зафиксировал А. И. Ракитов: «При­ходится с сожалением констатировать, что попытки модифици­ровать историческую науку, с тем, чтобы поднять ее до уровня «гвардейских» дисциплин века (физика, кибернетика, теория ин­формации и др.), зачастую сводятся к простым вербальным заим­ствованиям концептуальных схем и понятий из этих дисциплин без должного учета реальных проблем и специфики историческо­го познания»167.

    Несомненно, что для социального познания характерно все то, что свойственно познанию как таковому. Это описание и обоб-

    477

    щение фактов (эмпирический этап), теоретический и логический анализ с выявлением законов и причин исследуемых явлений, построение идеализированных моделей («идеальных типов», по Веберу), адаптированных к фактам, объяснение и предсказание явлений и т. д.

    Единство всех форм и видов познания предполагает и опреде­ленные внутренние различия между ними, выражающиеся в спе­цифике каждой из них. Обладает такой спецификой и познание социальных процессов.

    Проблема соотношения естественных наук и обществознания активно обсуждается и в современной, в том числе и в отечествен­ной, литературе. Так, В. В. Ильин, подчеркивая единство, «родо­вую единообразность науки», фиксирует крайние, а значит оши­бочные, позиции в этом вопросе: а) натуралистика — некрити­ческое, механическое заимствование естественнонаучных мето­дов, что неизбежно культивирует редукционизм в разных вариан­тах — физикализм, физиологизм, энергетизм, бихевиоризм и др., б) гуманитариспшка — абсолютизация специфики социального познания и его методов, сопровождаемая дискредитацией «точ­ных наук». Следовательно, естествознание и гуманитарные на­уки — ветви одной науки как целого. По образному выражению автора, естественник и гуманитарий «едят одно блюдо», хотя с разных концов и разными ложками. Сказанное не означает, что между естество- и обществознанием нет различий и что каждое из них не обладает будто бы своей спецификой. Для ее выявления необходимо обратиться к истории познания.

    Начиная с XVII в. идет особенно бурный процесс формирова­ния естественных наук, в ходе которого на первый план выдвига­ется механика. Социальное познание исторически первоначально развивалось в рамках философии истории — раздела философии, связанного с интерпретацией исторического процесса и истори­ческого познания.

    Термин «философия истории» используется в настоящее вре­мя в следующих основных значениях:

    а) учение об исторической реальности в ее целостности и разви­тии, общая теория исторического процесса как единства про­шлого, настоящего и будущего;

    б) часть философии науки, исследующая историческое позна­ние рациональными средствами и методами, т.е. историчес-

    478

    кая эпистемология, учение о познании исторической реально­сти;

    в) философская концепция об исторической реальности в ее все­общих характеристиках, а также о ее познании, его средствах и методах. Это «философская версия истории» с такими клю­чевыми категориями, как «единство», «целое», «развитие», «де­ятельность», «ценности», «человек» и др. Философия истории, как целостная система знаний, разраба­тывалась, начиная с ХУЛ в., в трудах Вико, Гердера, Сен-Симона и других мыслителей.

    Французский философ А. К. Сен-Симон (1760—1825) утвер­ждал взгляд на человеческое общество как на закономерно разви­вающийся целостный организм и стремился рассматривать вся­кую общественную организацию как исторически преходящую, занимающую определенное место в общем ходе исторического процесса. Созданная им «наука о человеке» («социальная физио­логия») построена на принципе историзма, который Сен-Симон рассматривал как принцип и теоретической, и практической дея­тельности.

    Реализуя принцип историзма, французский мыслитель основ­ные черты разумного общества стремился раскрыть, рассматри­вая его не как нечто неизменное, а как процесс — реальный про­цесс деятельности людей: «будущее скажется из последних чле­нов ряда, в котором первые члены составляют прошлое». Плодо­творной идеей Сен-Симона было признание им поступательного хода развития человечества от низших форм к высшим. Философ подчеркивал исключительное значение в жизни и развитии обще­ства «индустрии», которая (а не только религия, мораль и другие духовные факторы) является главным фактором объединения людей в единый организм. Именно «индустрия», т. е. трудовая деятельность в сфере промышленности, сельского хозяйства, яв­ляется естественной необходимостью и обязанностью человека и создает важнейшие — материальные — связи между людьми. Успешное развитие индустрии возможно только на основе при­менения научных принципов.

    Вместе с тем Сен-Симон в своей социальной концепции не избежал механицизма, который был тогда господствующей ме­тодологической доктриной в естествознании, да и в философии и науке того времени. Он исходил из того, что прогресс человечес-

    479

    кого ума дошел до того, что наиболее важные рассуждения о по­литике могут и должны быть непосредственно выведены из по­знаний, приобретенных в «высших науках и в области физики». По мнению Сен-Симона, закон всемирного тяготения должен стать основой новой философии, которая, в свою очередь, может стать фундаментом новой политической науки. «Сила ученых Европы, — писал он, — объединенных в общую корпорацию и имеющих сво­ей связью философию, основанную на идее тяготения, будет не­измерима».

    Своеобразным итогом и вершиной классической философии истории была социально-историческая концепция Гегеля, кото­рая опиралась на главное в его учении — диалектический метод. Великая заслуга Гегеля состояла в том, что он, обладая «огром­ным историческим чутьем», впервые представил весь естествен­ный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в бес­прерывном развитии, и пытался раскрыть внутреннюю связь (т. е. законы) этого развития.

    Основой деятельности людей (т. е. всемирной истории) фи­лософ считал деятельность экономическую, т. е. труд, — преоб­разование природы с помощью орудий труда. В этой связи он подчеркнул, что «в своих орудиях человек властвует над внешней природой, тогда как в своих целях он скорее подчинен ей»168. Это положение есть не что иное, как «зародыш» материалистического понимания истории. Понимая всемирную историю как «прогресс в сознании свободы», Гегель пытался представить ее как единый объективный закономерный поступательный процесс. Каждая эпо­ха в этом процессе, будучи неповторимо своеобразной, представ­ляет собой в то же время закономерную ступень в общем разви­тии человечества.

    Вместе с тем философско-историческая концепция Гегеля была исторически и содержательно ограниченной: идеализм (основа ис­тории — «дух»), метафизичность («остановил» развитие и «замк­нул» его на «германский мир»), примирение социальных противо­речий, национализм, апологетика, «мнимый критицизм» и др.

    Классическая философия истории выдвинула и разработала ряд важных идей: идея развития, теория прогресса, проблемы един­ства (целостности) исторического процесса и многообразие его

    480

    форм, исторической закономерности и причинности, свободы и необходимости, «зачатки» исторического материализма, важная роль диалектики в социальном познании и др.

    Открыв материалистическое понимание истории, Маркс и Эн­гельс впервые показали, что люди сами творят свою историю (прежде всего в сфере материального производства), будучи од­новременно и актерами, и авторами всемирно-исторической дра­мы. Провозгласив первичность общественного бытия по отноше­нию к сознанию, они тем самым в материалистическом понима­нии истории нашли ту фундаментальную основу, которая и по­зволила объединить, слить в высшем синтезе, целостном един­стве материализм и диалектику, адекватно интерпретировать со­впадение диалектики, Логики и теории познания. Отрыв какой-либо из названных сторон друг от друга и от данного органическо­го целого, гранями которого они являются, или понимание на­званного целого как «механического агрегата», неизбежно ведет к тем или иным односторонностям — в том числе в познании соци­альных явлений.

    Во второй половине XIX в. проблемы, стоявшие в центре вни­мания философии истории, в значительной мере отходят к част­ным социально-гуманитарным наукам. Но в начале XX в. и да­лее — новый всплеск западной философии истории, новые вари­анты теории исторического развития, смысла истории. Возрожде­ние интереса к собственно философии истории в конце XIX — на­чале XX в. происходило в двух основных направлениях.

    Первое направление имело дело с самой исторической реаль­ностью (онтологический аспект). Второе же сосредоточило свое внимание на постижении этой реальности с помощью различных методов и средств. Иначе говоря, здесь главный интерес был на­правлен на саму историческую науку, на выявление специфики социально-гуманитарного познания по сравнению с естественно­научным. Наиболее крупные представители первого направле­ния — русский философ Н. Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и британский философ А. Тойнби.

    Сторонники первого направления исходили из биологической модели исторического процесса, согласно которой единство чело­вечества — это фикция, а фактически мы имеем дело с разнообра­зием специфических, конкретно-исторических форм культуры, напоминающим богатство форм органического мира. Это во-пер-

    481

    вых. Во-вторых, смысл истории — не в постепенном линейном восхождении к свободе, а в плюралистической (множественной) модели исторического развития. В-третьих, никакого единства ми­ровой истории нет, а есть различные культурно-исторические мо­дели (типы).

    Наиболее последовательно представление о самодовлеющей замкнутости дискретных культурных организмов, фаталистичес­ки подчиняющихся биологической необходимости рождения, рас­цвета, старения и умирания защищал О. Шпенглер. Его теорети­ческие построения во многом были предвосхищены концепцией культурно-исторических типов русского философа Н. Я. Данилев­ского. Освальд Шпенглер (1880—1936) — немецкий историк и фи­лософ, представитель философии жизни. Стал известен после того, как в 1922 г. вышел его главный труд «Закат Европы», где изложена его культурно-историческая концепция.

    Согласно Шпенглеру, жизнь человечества — это бесконечный процесс самозарождения и столь же естественного умирания куль­тур. Культура трактуется им как «организм», который, во-пер­вых, обладает жестким сквозным единством (структурно), во-вто­рых, обособлен от других подобных ему «организмов», т. е. со­вершенно уникален.

    Исходная методологическая идея Шпенглера — идея кругово­рота (цикличности) исторического развития — приводит его к вы­водам о том, что:

    а) хотя «культурные миры» развиваются, но они разрознены в пространстве и во времени;

    б) даже при одновременном существовании эти миры не сооб­щаются между собой;

    в) в силу двух предыдущих обстоятельств нужно особое внима­ние уделять индивидуальности, исключительности «культур­ных миров», их внутреннему единству и эволюции.

    В методологическом арсенале немецкого мыслителя такие при­емы и методы, как сравнение, аналогия, исторический подход — причем он различает историзм морфологический и эволюцион­ный. Морфологический историзм нацелен на изучение структуры «организмов-культур», опирается на непосредственное усмотре­ние (интуицию), аналогию и художественное портретирование. Эволюционный историзм нацелен на рассмотрение их генезиса и этапов развития. В противоположность догматическим, по мне-

    482

    нию Шпенглера, принципам научного познания, он обосновывает приоритет «лирического начала», «чувства жизни» в подходе к историческому целому как развивающемуся живому организму.

    В рамках первого из названных направлений новой филосо­фии истории работал и Арнольд Тойнби (1889—1975). Его важная методологическая установка — культурологический плюрализм, убеждение в многообразии форм организации человечества, каж­дая из них имеет своеобразную систему ценностей, вокруг кото­рых складывается повседневная жизнь.

    Вторым направлением философии этого периода была неоге­гельянская философия тождества исторического бытия и созна­ния, крупными представителями которой были Б. Кроне (1866— 1952) и Дж. Коллингвуд (1889-1943).

    Согласно Коллингвуду, история должна: а) быть наукой, или ответом на вопросы; б) заниматься действиями людей в прошлом; в) основываться на интерпретации источников; г) служить само­познанию человека. При этом мыслитель не согласен с предло­жением о том, чтобы создать некую «науку о человеческой приро­де», принципы и методы которой мыслятся по аналогии с прин­ципами и методами естественных наук.

    Работа историка не предполагает, что он не должен занимать­ся поисками причин и законов событий. Историк, согласно Кол­лингвуду, ищет именно процессы мысли, и вся история тем са­мым — история мысли.

    При этом британский философ подчеркивает «историчность исторических мыслей» в том смысле, что все они без исключения развиваются, имеют свою историю. Поэтому они становятся со­вершенно непонятными без знания последней. Отсюда — необхо­димость историзма как важнейшего методологического принци­па исторического исследования.

    Исследование природы исторического мышления относится к тем задачам, решение которых вполне оправданно и необходи­мо выпадает на долю философии. При этом он считал, что со­трудничество историков и философов в решении философско-ме-тодологических проблем не только желательно, но просто необ­ходимо.

    Большое значение для гуманитарных наук британский фило­соф придавал логике вопроса и ответа. Разъясняя значение этого принципа, он отмечал, что в соответствии с ним «свод знания не

    483

    состоит только из «предложений», «высказываний», «суждений»... Знание состоит из всего этого, вместе взятого, но и из вопросов, на которые оно дает ответы. Логика же, обращающая внимание только на ответы и пренебрегающая вопросами, — ложная логи­ка»169. Поэтому истинность — это не атрибут отдельно взятого пред­ложения или их комплекса, а она — атрибут комплекса, состоя­щего из вопросов и ответов.

    По Коллингвуду, единственными авторитетами историка, как и любого ученого, служат логика и фактическая подтверждаемость теоретических выводов. Очень важным для любого историка яв­ляется «методологический индивидуализм», т. е. требование объяс­нять исторические события исключительно на основе конкретной целеполагающей активной деятельности конкретных людей.

    Ставя вопрос о сближении истории и философии, британский мыслитель тем самым ставил вопрос и о необходимости созда­ния философии истории.

    Первый принцип, который сформулировал Коллингвуд в своей философии истории, гласит: «То прошлое, которое изучает исто­рик, является не мертвым прошлым, а прошлым, в некотором смысле все еще живущим в настоящем». А это значит, что, если прошлое и настоящее не проникают друг в друга, знание прошло­го ничего не дает для решения проблем настоящего. При этом британский мыслитель подчеркивает и методологическую сторо­ну проблемы — роль правил (принципов) не только в познании, но и в исторических действиях. Методологически очень необхо­димо, считает Коллингвуд, правильно видеть ту конкретную ре­альную ситуацию, в которой оказался исследователь т. е. «конк­ретный анализ конкретной ситуации». Он убежден, что история может и должна научить людей управлять человеческими ситуа­циями, как естественные науки научили их управлять силами природы.

    Второе основное положение своей философии истории Кол­лингвуд выразил так: «Историческое знание — воспроизведение в уме историка мысли, историю которой он изучает». При этом мысль должна найти выражение либо в языке, либо в любой дру­гой из многочисленных форм коммуникативной деятельности (на­пример, в жестах).

    484

    Согласно третьему положению философии истории Коллин-гвуда, «историческое знание — это воспроизведение прошлой мыс­ли, окруженной оболочкой и данной в контексте мыслей настоя­щего. Они, противореча ей, удерживают ее в плоскости, отлич­ной от их собственной»170. Мы изучаем историю для того, разъяс­няет автор это свое положение, чтобы стала нам ясной ситуация, в которой нам предстоит действовать.

    Историк, по Коллингвуду, должен быть микрокосмом всей истории, которую он в состоянии познать. Таким образом, изуче­ние им самого себя оказывается в то же самое время и познанием мира людских дел. А история и есть наука о людских делах.
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   46


    написать администратору сайта