Учебное пособие для студентов Авторы А. Н. Вальвачев, К. А. Сурков, Д. А. Сурков, Ю. М. Четырько Содержание Содержание 1
Скачать 2.61 Mb.
|
Глава 8. Меню, строка состояния и панель инструментов Практически любому графическому приложению необходимо иметь меню, строку состояния и панель инструментов. Эти стандартные элементы пользовательского интерфейса приходится создавать каждому, кто решает с помощью компьютера любую более или менее серьезную проблему. Мы решили совместить приятное с полезным и рассмотреть технологию создания меню и других жизненно важных элементов программы в процессе создания простого, но очень наглядного приложения. Оно предназначено для просмотра стандартных графических файлов (например, точечных и векторных рисунков, значков). 8.1. Меню 8.1.1. Идея меню Важнейшим элементом пользовательского интерфейса является меню. Оно очень похоже на список блюд, который вы не раз видели в ресторане. Отличие только одно — там его подает официант, а здесь оно само появляется на экране вашего компьютера после старта практически любого приложения. Короче говоря, меню — это список возможностей, которые программа предоставляет в распоряжение пользователя и которые он может выбирать по своему желанию. Выбор пунктов меню осуществляется с помощью мыши или клавиатуры. Различают два типа меню: главное меню формы; контекстное меню формы или компонента. Главное меню всегда одно и располагается под заголовком формы. Выбор одного из пунктов главного меню вызывает появление на экране подчиненного меню со списком вложенных пунктов. Любой пункт подчиненного меню может быть либо командой, либо содержать другое подчиненное меню, о чем свидетельствует стрелка справа от пункта. Уровень вложенности подчиненных меню практически не ограничен, но современное представление о хорошем пользовательском интерфейсе требует, чтобы вложенность была минимальной. Контекстных меню может быть много и они не имеют постоянного места внутри формы. Такие меню не связаны с главным меню и появляются лишь по специальному требованию со стороны пользователя, как правило, по щелчку правой кнопкой мыши, когда указатель мыши наведен на нужный элемент. Пункты контекстного меню могут содержать подчиненные меню. Контекстное меню привязывается к конкретному элементу формы и идеально подходит для размещения команд, специфичных только этому элементу. Поскольку доступ к командам контекстного меню можно получить быстрее, чем к командам главного меню, использование контекстных меню делает пользовательский интерфейс более удобным. Для создания главного и контекстного меню среда Delphi имеет два разных компонента: MainMenu и PopupMenu. Заполнение этих компонентов пунктами меню происходит одинаково, но результат будет разным. В первом случае мы получим стандартную строку главного меню, а во втором — окно контекстного меню. 8.1.2. Главное меню Шаг 1. Приступая к практической работе, создайте новое приложение. Как это сделать, вы уже знаете. Поскольку в качестве примера мы решили разработать приложение для просмотра графических файлов, давайте назовем форму PictureForm (значение свойства Name), и дадим ей заголовок Picture Viewer (значение свойства Caption). Шаг 2. Теперь сохраните модуль формы и весь проект, выполнив команду меню File | Save All. Модуль назовите MainUnit.pas, а файл проекта — PictureViewer.dpr. Вот теперь можно приступать к изучению и меню и всего остального. Отображение в форме главного меню (main menu) обеспечивает компонент MainMenu, расположенный в палитре компонентов на вкладке Standard (рисунок 8.1). Поместите этот компонент на форму и дайте ему имя MainMenu (значение свойства Name). Рисунок 8.1. Компонент MainMenu Компонент MainMenu имеет небогатый набор свойств, подробно мы на них останавливаться не будем, а обозначим лишь самые важные (таблица 8.1):
Таблица 8.1. Важнейшие свойства и события компонента MainMenu Значок компонента MainMenu, который вы видите на форме, отображается лишь на этапе разработки. Он нужен для того, чтобы вы могли быстро активизировать компонент и перейти к установке его свойств. Однако компонент MainMenu является невизуальным и на этапе выполнения приложения его значок не отображается. Пользователь видит результат работы компонента — строку меню. Пока в меню нет пунктов, нет и самого меню. Добавление новых пунктов выполняется в специальном окне — дизайнере меню (Menu Designer). 8.1.3. Дизайнер меню Вызов дизайнера меню осуществляется с помощью команды Menu Designer…, которая находится в контекстном меню компонента MainMenu (рисунок 8.2). Рисунок 8.2. Вызов дизайнера меню (Menu Designer) Шаг 3. Выберите показанную на рисунке команду Menu Designer… и на экране появится окно с заголовком PictureForm.MainMenu. Это и есть дизайнер меню. Рисунок 8.3. Дизайнер меню (Menu Designer) Дизайнер меню работает в паре с окном свойств. Создание и удаление пунктов осуществляется в дизайнере меню, а свойства отдельно взятого пункта устанавливаются в окне свойств. Шаг 4. Сейчас строка главного меню состоит из одного безымянного пункта. Дайте этому пункту программный идентификатор FileMenuItem (значение свойства Name) и заголовок &File (значение свойства Caption). Символ & обеспечивает подчеркивание следующего за ним символа при отображении текста, поэтому пункт меню будет виден как File (рисунок 8.4). Подчеркнутая буква используется в комбинации с клавишей Alt для быстрого выбора пункта меню и называется горячей клавишей. В данном случае активизация пункта File будет происходить по комбинации клавиш Alt+F. Заметим, что в некоторых версиях операционной системы Windows «горячие» клавиши подчеркиваются только после нажатия клавиши Alt. Рисунок 8.4. Текст пункта меню Бывает очень утомительно назначать пунктам меню горячие клавиши. К тому же приходится заботиться о том, чтобы горячие клавиши не дублировались в нескольких пунктах. К счастью в компоненте MainMenu существует свойство AutoHotKeys. Если оно установлено в значение maAutomatic, то подбор горячих клавиш выполняется автоматически. С этого момента мы будем пользоваться этой возможностью, поэтому удалите символ амперсанта (&) из свойства Caption компонента FileMenuItem и убедитесь, что в компоненте MainMenu свойство AutoHotKeys установлено в значение maAutomatic. Шаг 5. Сейчас под пунктом File нужно создать подчиненное меню со списком команд. Для этого просто щелкните в дизайнере меню на пункте File, среда Delphi все сделает за вас. Под пунктом File появится пустая ячейка — заготовка первого пункта выпадающего списка. Выберите этот пункт с помощью мыши и дайте ему программный идентификатор OpenMenuItem (свойство Name), а в свойстве Caption впишите текст Open... . Вместо пустой ячейки появится текст Open... и пустая ячейка переместится ниже. Шаг 6. Действуя по аналогии, добавьте еще три пункта: Save As... , Close и Exit. В программе они должны называться SaveAsMenuItem, CloseMenuItem и ExitMenuItem соответственно. Рисунок 8.5. Пункты в меню File Внимание! Не пытайтесь удалить пустой пункт, завершающий список команд — у вас ничего не выйдет. Да это и не требуется, поскольку пустые висячие пункты не отображаются в меню во время работы программы. Согласитесь, что добавление новых пунктов сделано в среде Delphi очень удобно. Но для создания полноценного меню, одной этой возможности явно недостаточно — нужны средства вставки и удаления пунктов, создания вложенных меню и прочие. Поэтому в дизайнере меню для каждого отдельно взятого пункта предусмотрено контекстное меню с необходимым набором команд (рисунок 8.6 и таблица 8.2). Рисунок 8.6. Контекстные команды в дизайнере меню
Таблица 8.2. Контекстные команды в дизайнере меню Бывает, создав меню, вы вдруг обнаруживаете, что какой-то незадачливый пункт находится не на своем месте. Проблема решается просто: захватите пункт меню щелчком левой кнопки мыши и, удерживая нажатой кнопку мыши, отбуксируйте его к новой позиции. Таким образом, можно переместить не только отдельный пункт, но и целое подчиненное меню со всеми его пунктами и вложенными меню. 8.1.4. Пункты меню Нетрудно догадаться, что пункты меню, как и все элементы интерфейса, являются компонентами. Класс пункта меню называется TMenuItem, самые характерные его свойства обозначены в таблице 8.3.
Таблица 8.3. Важнейшие свойства и события компонента MenuItem По аналогии с остальными классами компонентов можно было бы предположить, что в палитре компонентов существует компонент MenuItem. Однако его там нет, поскольку пункты меню не существуют сами по себе, а работают только в составе строки главного меню или окна контекстного меню. Тем не менее, они во многом ведут себя как настоящие компоненты, например, настраиваются в окне свойств и наряду с остальными компонентами помещаются в исходный текст формы в виде отдельных полей. Чтобы в этом убедиться, активизируйте редактор кода и найдите определение класса формы. Оно будет таким, как на рисунке 8.7. Рисунок 8.7. Пункты меню в программном коде 8.1.5. Разделительные линии Шаг 7. Логически связанные между собой команды принято отделять от других команд горизонтальной линией. Например, пункт Exit хорошо бы отделить от остальных (рисунок 8.8). Для этого вставьте новый пункт и запишите в значении свойства Caption символ минуса (–). Рисунок 8.8. Разделительная линия в меню Среда Delphi знает, что одиночный символ минуса в имени пункта меню означает разделитель и нарисует для пункта горизонтальную линию. Кстати, это не запрещает вам создавать пункты, имена которых начинаются со знака минус. Если вы запишите что-нибудь после знака минуса, то в имени пункта отобразится весь введенный текст. 8.1.6. Комбинации клавиш Некоторым пунктам меню назначают комбинации клавиш (shortcut), чтобы выполнять команды, не открывая меню. Они ускоряют работу с приложением и популярны среди опытных пользователей. Названия комбинаций клавиш отображаются справа от текста соответствующих пунктов. Например, во многих программах команде меню File| Open... назначается комбинация клавиш Ctrl+O. Шаг 8. Чтобы назначить пункту комбинацию клавиш, активизируйте пункт в дизайнере меню, перейдите к окну свойств и выберите в списке значений свойства ShortCut требуемую комбинацию клавиш (рисунок 8.9). Если ее там нет, то введите название комбинации клавиш вручную. Рисунок 8.9. Комбинация клавиш для активизации пункта меню Внимание! Имейте в виду, что среда Delphi не отслеживает дублирование одной и той же комбинации клавиш для нескольких пунктов меню, за это отвечает программист. 8.1.7. Обработка команд меню В первом приближении меню готово и вам наверняка не терпится его опробовать. Давайте реализуем закрытие формы по команде Exit. Решение этой задачи сводится к обработке события OnClick компонента ExitMenuItem. Это событие возникает при выборе пользователем в меню пункта Exit. Шаг 9. Итак, активизируйте в дизайнере меню пункт Exit и выберите в окне свойств вкладку Events. Теперь сделайте двойной щелчок мышью на значении события OnClick (рисунок 8.10). Рисунок 8.10. Создание обработчика команды меню В результате откроется редактор кода, в котором появится заготовка обработчика события. Обработка команды Exit сводится к вызову метода Close, закрывающего форму (а заодно и приложение, поскольку это единственная форма): procedure TPictureForm.ExitMenuItemClick(Sender: TObject); begin Close; end; Подключение меню к форме выполняется с помощью свойства формы Menu. Отыскав его в окне свойств, вы обнаружите, что оно уже содержит идентификатор разработанного меню MainMenu, поэтому в данном случае для работы меню больше ничего не нужно. Проверим, работает ли меню. Выполните компиляцию и запустите проект. На экране появится форма со строкой меню под заголовком. Выбор в меню любой команды кроме Exit безрезультатен. По команде Exit окно закроется и приложение завершится (рисунок 8.11). Рисунок 8.11. Проверка работы команды Exit 8.1.8. Пункты-переключатели Во многих программах существуют пункты меню, которые работают как переключатели. Если вы еще не сообразили, о чем идет речь, посмотрите на рисунок 8.12. В нашей программе переключателями удобно сделать пункты меню, отвечающие за отображение панели инструментов и строки состояния. Установка флажка щелчком пункта-переключателя показывает панель инструментов (или строку состояния), а снятие флажка — прячет. Рассмотрим, как программируется такое поведение. Шаг 10. В строке главного меню создайте выпадающее меню View с пунктами Toolbar (программное имя ToolBarMenuItem) и Status bar (программное имя StatusBarMenuItem). Установите в последних двух пунктах свойство Checked в значение True. В пунктах меню появятся метки (рисунок 8.12). Рисунок 8.12. Пункты-переключатели в меню Шаг 11. В ответ на выбор пользователем пунктов Toolbar и Status bar будем переключать флажок. Вы уже знаете, как определить обработчик события OnClick для пункта меню, поэтому сразу приведем то, что вы должны получить: procedure TPictureForm.ToolBarMenuItemClick(Sender: TObject); begin // Спрятать или показать панель инструментов ToolBarMenuItem.Checked := not ToolBarMenuItem.Checked; end; procedure TPictureForm.StatusBarMenuItemClick(Sender: TObject); begin // Спрятать или показать строку состояния StatusBarMenuItem.Checked := not StatusBarMenuItem.Checked; end; Готово, соберите проект и проверьте, что пункты Toolbar и Status bar стали работать как переключатели. Позже, когда вы создадите в своем приложении строку состояния и панель инструментов, мы допишем эти обработчики событий. А сейчас рассмотрим еще один тип пунктов меню — взаимоисключающие переключатели. 8.1.9. Взаимоисключающие переключатели Кроме обычных переключателей в меню широко применяются взаимоисключающие переключатели. Такие пункты работают согласовано — включение одного из них означает выключение остальных. В нашем примере с помощью взаимоисключающих переключателей удобно реализовать выбор масштаба для рисунка. Рассмотрим, как это делается. Шаг 12. Добавьте в меню View три пункта: Half Size (программное имя HalfSizeMenuItem), Normal Size (программное имя NormalSizeMenuItem) и Double Size (программное имя DoubleSizeMenuItem), отделив их от остальных пунктов меню с помощью разделительной линии. Шаг 13. Объедините только что созданные пункты меню в одну согласовано работающую группу. Для этого у всех пунктов установите одинаковое ненулевое значение свойства GroupIndex (например, 1). Кроме того, установите для всех этих пунктов свойство RadioItem в значение True, чтобы метка имела вид жирной точки. Один из пунктов (например, Normal Size) переведите во включенное состояние, установив его свойство Checked в значение True (рисунок 8.13). Рисунок 8.13. Взаимоисключающие переключатели в меню Шаг 14. Чтобы привести в действие механизм переключения пунктов, определите в них следующие обработчики события OnClick: procedure TPictureForm.HalfSizeMenuItemClick(Sender: TObject); begin // Показать рисунок половинного размера HalfSizeMenuItem.Checked := True; end; procedure TPictureForm.NormalSizeMenuItemClick(Sender: TObject); begin // Показать рисунок нормального размера NormalSizeMenuItem.Checked := True; end; procedure TPictureForm.DoubleSizeMenuItemClick(Sender: TObject); begin // Показать рисунок двойного размера DoubleSizeMenuItem.Checked := True; end; Выполнив компиляцию, запустите программу и проверьте, что новые пункты меню работают как взаимоисключающие переключатели. 8.1.10. Недоступные пункты меню Некоторые пункты меню могут быть недоступны пользователю в тот или иной момент времени. Такие пункты выглядят блеклыми, а попытки их выбрать ни к чему не приводят. Согласитесь, что легче запретить выбор отдельных пунктов меню, чем программировать логику поведения на случай, когда пользователь выбрал неправильную команду. Шаг 15. В нашем примере логично было бы сделать недоступными пункты SaveAs..., Close, а также HalfSize, NormalSize и DoubleSize, когда нет открытого графического файла. Для этого в каждом из указанных пунктов меню установите свойство Enabled в значение False (рисунок 8.14). Рисунок 8.14. Недоступные пункты меню Шаг 16. Во время работы приложения нужно еще динамически делать пункты меню доступными или недоступными в зависимости от того, открыт графический файл или нет. Так как эти действия достаточно универсальны, оформим их в виде отдельного метода EnableCommands: type TPictureForm = class(TForm) ... private { Private declarations } procedure EnableCommands(Enable: Boolean); end; ... procedure TPictureForm.EnableCommands(Enable: Boolean); begin SaveAsMenuItem.Enabled := Enable; CloseMenuItem.Enabled := Enable; HalfSizeMenuItem.Enabled := Enable; NormalSizeMenuItem.Enabled := Enable; DoubleSizeMenuItem.Enabled := Enable; end; Параметр Enable данного метода определяет, в какое состояние перевести пункты меню: доступны — True или недоступны — False. Шаг 17. Создайте обработчики команд Open... и Close. Как вы понимаете, в обработчик команды меню Open... следует поместить вызов метода EnableCommands с параметром True, а в обработчик команды Close — вызов метода EnableCommands с параметром False: procedure TPictureForm.OpenMenuItemClick(Sender: TObject); begin // Открыть рисунок и разрешить команды EnableCommands(True); end; procedure TPictureForm.CloseMenuItemClick(Sender: TObject); begin // Закрыть рисунок и запретить команды EnableCommands(False); end; Выполните компиляцию и запустите программу. Посмотрите, как изменилось ее меню (рисунок 8.15). Рисунок 8.15. Меню работающей программы. Некоторые пункты недоступны. В самом начале работы отдельные пункты выпадающих меню File и View недоступны. Они становятся доступными после выбора команды File|Open..., а после выбора команды File|Close — снова недоступными. Итак, вы изучили все основные аспекты программирования главного меню, поэтому перейдем к вопросу разработки контекстных меню. 8.1.11. Контекстное меню Контекстное (вспомогательное) меню представлено в среде Delphi компонентом PopupMenu (рисунок 8.16). Отыщите его в палитре компонентов на вкладке Standard и поместите на форму. Дайте новому компоненту имя PopupMenu. Рисунок 8.16. Компонент PopupMenu Прежде, чем перейти к практическому использованию контекстных меню, кратко опишем отличительные свойства компонента PopupMenu (таблица 8.4).
Таблица 8.4. Важнейшие свойства и события компонента PopupMenu Шаг 18. Контекстное меню наполняется пунктами, как и главное меню, в дизайнере меню. Двойным щелчком мыши на компоненте PopupMenu откройте окно констурктора меню и, используя уже известные вам приемы, добавьте в меню пункты HalfSize (с идентификатором HalfSizePopupItem), NormalSize (с идентификатором NormalSizePopupItem) and DoubleSize (с идентификатором DoubleSizePopupItem). Во всех пунктах контекстного меню установите следующие свойства: |