Главная страница
Навигация по странице:

  • Рефлексия

  • Структура

  • Учебное пособие для вузов


    Скачать 2.92 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов
    Анкорlebedev.doc
    Дата17.05.2018
    Размер2.92 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаlebedev.doc
    ТипУчебное пособие
    #19341
    страница16 из 42
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   42
    результатамипо­знания, второй тип — анализ познавательных средств ипроцедур,третий тип — выявление предельных куль­турно-исторических оснований,философских устано­вок,нормиидеаловисследования.

    Хотя интерес к рефлексии в истории познания возник сравнительно давно, ее методологическая зна­чимость в полной мере стала осознаваться лишь в XX веке. К этому были свои причины. Прежде всего речь идет о тех изменениях, которые произошли в совре-
    'ЛекторскийВ.А.Диалектика рефлективного и нерефлектив­ного в познании. // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983. С. 5-6.

    менной математике, физике, биологии и ряде других наук. Так, начиная с критики Брауном классической математики и логики, стремительно растет интерес к основаниямматематики. Решающую роль в стимули­ровании внутриматематической рефлексии сыграл факт обнаружения парадоксов в теории множеств. Как ответ на эти события возникает несколько программ обоснования математического знания — интуиционизм, формализм и др. Нельзя не отметить в связи с этим фундаментальные результаты, полученные в тридца­тые годы К. Геделем, А. Тарским и др., связанные с диалектикой формального и содержательного, рефлек­тивного и нерефлективного в дедуктивных системах.

    Следствием интенсивных исследований по логике и математике явилось более глубокое понимание при­родыточногознаниявообще, его логической структу­ры. В частности, было установлено четкое различие объектногои метаобъектногоуровней теории, фор­мальной системы и интерпретации и т. п. Процесс уточнения логической структуры теории, введение более жестких канонов строгости, тонкий анализ диа­лектики формального и содержательного в структуре научного знания — все это привело к постановке и обсуждению целого комплекса методологических про­блем, связанных с понятием точности и истины, мате­матической и логической строгости. Так, с точки зре­ния понимания природы рефлексии существенно важ­но, например, то, что вопрос о формальной истинности, непротиворечивости и полноте достаточно богатой те­ории не может быть решен без обращения к метатео-ретическому уровню.

    Методологическая существенность рефлексии не в меньшей мере проявилась и в развитии физического знания. Переход от классического естествознания к со­временному привел к изменению самого представле­ния о том, чтозначитпознатьприроду,в результате подверглись глубокой трансформации сами наши тре­бования к пониманиюи объяснениюпознаваемой ес­тественными науками реальности. С начала XX века существенно меняются гносеологические идеалы нью­тоновской физики, формируются новые методологичес-


    Глава3.МетодытвррвтвчвЕквгв познания

    кие принципы, выражающие адекватные сегодняшне­му уровню познания нормы обоснованности и органи­зации теоретического знания.

    Рефлексиякакпредметгносеологическогоанали­за.В традиционных гносеологических концепциях че­ловек как субъект познания рассматривался, как пра­вило, односторонне, он мыслится лишь как носитель нескольких своих способностей, например, дискурсив­ного мышления. Такой подход — и исторически, и ло­гически — в определенных границах был вполне пра­вомерен. Но рано или поздно возникает необходимость исследования познающего субъекта в более широком контексте, обратиться к рассмотрению других, не ме­нее существенных измерений человека. В эпистемоло­гии XX века понятие субъекта познания подвергается глубокому переосмыслению. Речь идет в первую оче­редь о таких измерениях субъекта, как контексткуль-туры(предполагающий учет всего многообразия его сущностных сил, духовно познавательных способнос­тей и культурно-исторических характеристик), топо­логическийконтекст(предполагающий учет конкрет­ных условийпознания,различных типов познаватель­ныхпозицийсубъекта, а также конкретной природы и специфики объектапознания).Наконец, возникает не­обходимость исследовать человека с точки зрения его способности к проявлению самых разнообразных форм рефлективнойдеятельности.

    Включение в предметное поле анализа новых кон­текстов понимания субъекта познания влечет за собой принятие ряда важных допущений. Во-первых, обраща­ясь к понятию субъекта, мы говорим не просто о разуме или о чувствах, но о духе, подразумевая под последним все многообразие человеческих познавательных спо­собностей, конкретные способы духовного и духовно-практического освоения мира человеком. Познающий субъект — это целостный, конкретно-исторический че­ловек. Именно такое понимание познания, которое пред­полагает все богатство человеческой субъективности (дедукцию и эксперимент, интуицию и обоснование, критику и проектирование, объяснение и понимание и т- Д.) становится сегодня особенно насущным.

    Во-вторых, новый подход вводит в теоретико-позна­вательный контекст такие формы рефлективного позна­ния, как ирония, сомнение, критика и др. Современный опыт развития методологического сознания убеждает нас в том, что одна из главных задач теории рефлексии сегодня — исследовать исторически встречавшиеся и функционирующие в реальной практике познания формы рефлективного мышления, их значимость, цен­ность, роль в познании, их гносеологический статус. Здесь можно вспомнить метод иронии Сократа, прин­цип сомнения Декарта, диалогизм Галилея, метод про-блематизации и критики Канта и т. п. Какие вообще существуют разработанные в истории культуры спо­собы использования форм рефлексии как инструмен­тов духовного освоения природной и социальной ре­альности? Как они функционируют в реальной исто­рии познания — в науке, философии, искусстве?

    Исследование проблемы рефлексии позволяет рас­ширить рамки самой категории субъекта,ввести но­вое предметное поле анализа, существенно обогатить арсенал и проблематику гносеологических изысканий. Так, известно, что традиционная гносеология, иссле­дуя процессы мышления, способы движения научной мысли, оставляла за скобками анализа методологичес­кие установки, культурно-исторические основания тех или иных познавательных действий, операций, проце­дур и методов. Сегодня, однако, стало ясно, что глубоко понять законы движения человеческой мысли, ее ме­ханизмы и формы нельзя, если мы отвлекаемся от лежащих в ее основаниях предпосылок.

    Существенное изменение в понимании природы субъекта связано также с сознанием того, что при исследовании процессов познания теоретик в опреде­ленных случаях не может абстрагироваться от самой сути субъективного.Разумеется, в качестве предмета анализа субъект может рассматриваться и в его объек­тивных характеристиках (строение органов чувств, информационные основы отражения, правила дедук­ции и т. п.). Однако в рамках философской теории рефлексии субъект в качестве предмета анализа дол­жен быть взят именно как субъект, а не объект. Перед нами особая познавательная ситуация со своим набо­ром концептуальных средств и способов исследования. Если в первом случае решающее значение имеет такая операция, как объяснение,то во втором на первый план выходит иной познавательный механизм — понимание. «В каких случаях исследователь не может отречься от своей субъективности? В тех, когда его познание на­правлено ненаобъект,анасубъектилиналюбое проявлениесубъективности— в событии, в поступке, в художественном произведении, в культуре»1.

    В познании человека как единойреальности обна­руживается, таким образом, некий универсальный по своему историко-культурному значению гносеологичес­кий парадокс. Последний можно сформулировать сле­дующим образом: познать нечто — значит отнестись к нему каккобъекту;но если предметом познания ста­новится субъект,то превратить его в объект— значит лишить его всех качеств субъективности, в частности, его способности быть субъектом другого субъекта (рав­но как и самого себя) должно сохранятьсубъективные качества последнего — его самосознательность, его свободу, его уникальность и в то же время уметьих адекватнопостичьирациональновыразить2.

    Рефлексия и подводит к этому парадоксу, и одно­временно указывает некоторые пути к его разрешению. Начать хотя бы с того, что само понимание как особый механизм, бесспорно, включает в себя рефлективную составляющую, способность человека воспринимать себя в соотнесенности с другой субъективностью, а также умение взглянуть на себя «со стороны», крити­чески оценить свои мотивы, действия и т. п. М.М. Бах­тин отмечал; что «безоценочное понимание невозмож­но. Нельзя разделить понимание и оценку; они одно­временны и составляют единый целостный акт»3.


    1 Каган М.С.Дополнительность и интервальность. // Диалек­тика и современный стиль мышления. Севастополь: ФО СССР, 1983. С. 41.

    2 См.: там же. С. 42.

    3 Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 346.

    Структурарефлективногознания.Любой пласт методологического знания по отношению к предмет­кому уровнюнаучного знания носит рефлективный характер, ибо в методологическом исследовании речь идет не о предметной эмпирии, а о различного рода ментальных реальностях, о «языке науки», о знании предпосылочного типа. В этом смысле к метанаучной рефлексии можно отнести всякую деятельность (неза­висимо от того, кто ею занимается — специалист час­тной области или философ), связанную с анализом знания (систематизация имеющихся результатов, кри­тическая переоценка существующих понятий и теорий, анализ структуры и оснований теорий, парадигм и т. п.).

    Однако в рамках самого методологического знания понятие рефлексии применимо лишь по отношению к определенного рода познавательным ситуациям. Ког­да специалист конкретной области науки задумывает­ся над точностью, адекватностью концептуальных средств, с помощью которых он фиксирует результаты своих исследований, когда он встает в критическую позицию по отношению к полученным им данным, когда он переключает свое внимание с предметной области на структуру своей теории — во всех этих случаях разумно говорить о методологической саморефлексии ученого. Но если данная проблематика становится предметоманализа методолога, его исследовательская работа уже не может быть названа рефлективной в строгом смысле слова, ибо в этом случае конкретно-научное знание образует предметный, а не рефлектив­ный уровень деятельности. Это видно уже из того, что переход рефлективного уровня в предметный влечет за собой соответствующее изменение целей и средств исследования. Не дело методолога-философа перепро­верять данные наблюдений или сомневаться в логич­ной корректности некоторого научного текста. Обще­методологический анализ связан с решением вопросов, касающихся предельно общих оснований научного знания: имеет ли семантика теоретических терминов контекстуальную природу или она определяется сис­темой объективных референций? Какая онтология лежит в основе суждений об индивидах и суждений о свойствах? Кроется ли за теоретическими структура­ми «умопостигаемая реальность» или они представля­ют собой лишь «конструкции ума», служащие для со­кращений при описании чувственных данных? и т. п.

    Существует ли однако собственно рефлективный уровень в структуре философского (в частности, ме­тодологического) знания? Безусловно, существует. Философ может заняться критическим анализом сво­их собственных познавательных целей и средств. Та­кая саморефлексия является существенным элементом всякой новой формы философствования, возникавшей в ту или иную эпоху. Очевидно, что исторически суще­ствовавшие формы философской саморефлексии мо­гут, в свою очередь, сами стать объектом философско­го рассмотрения. Возникшее таким путем предметное поле исследования включает в себя вполне конкретный класс вопросов (существовавшие в истории человечес­кой мысли типы философской рефлексии, основания и скрытые механизмы рефлективной деятельности, фор­мы рациональности, регулирующие рефлективные акты и т. п.). Все вопросы такого рода могут составить осо­бый раздел гносеологии, связанный с изучением реф­лексии в обыденном, научном, философском и художе­ственном познании.

    В научном познании можно выделить несколько тес­но связанных между собой стадий. Первая стадия — обнаружение противоречий, неувязок, сомнительных элементов в старом знании и осознание на этой основе проблемной ситуации, вторая стадия — поиск и выдви­жение принципиально новых идей, третья стадия — обоснование, проверка новых результатов. Вторая и тре­тья стадии соответствуют тому, что Райхенбах в свое время назвал «контекстом открытия» и «контекстом под­тверждения». Что касается первой стадии, то ее можно было бы соотнести с «контекстом рефлексии». Подобно тому как переход от «контекста подтверждения» к «кон­тексту открытия» представлял собой поворот в методо­логическом сознании к существенно иной проблемати­ке и новым концептуальным средствам, также и пере­ключение внимания методолога с проблем структуры и роста знания к исследованию рефлективных процедур позволяет говорить о серьезном проблемном сдвиге в современной теории познания и методологии науки.

    В истории науки можно заметить одну характер­ную особенность динамики научного познания: пери­од фундаментальных творческих открытий сменяется периодом критико-рефлексивной активности. Так, в истории физики XVII век отмечен выдвижением прин­ципиально новых физических идей, что особенно за­метно в творчестве Галилея и Ньютона. Прогресс в об­ласти классической механики в XVIII веке был в ос­новном связан с углубленной аналитической работой, с уточнением и рядом существенных переформулиро­вок механики от Ньютона к Эйлеру и далее к Лагран-жу и Гамильтону. Аналогичная картина, согласно Ф. Клейну, наблюдается и в развитии математики. «В периоды неудержимого роста творческой продук­тивности требование строгости часто отступало на задний план... В следующие же затем периоды крити­ки — периоды просеивания и очистки достигнутых приобретений — стремление к строгости начинало опять играть доминирующую роль»1.


    1КлейнФ.Лекции о развитии математики в XIX столетии. М., 1937. С. 83.

    Развитие науки иногда сравнивают со строитель­ством замка, верхние этажи которого воздвигаются раньше, чем закладывается фундамент. Этим сравне­нием хотят, очевидно, подчеркнуть следующий факт: чем более зрелой ступени достигает в своем развитии та или иная область знания, тем углубленнее становит­ся ее интерес к своим собственным основам, к тем первичным абстракциям и исходным допущениям, на которых покоится все здание теории. И то, что в тече­ние долгого времени принималось как нечто простое и очевидное, оказывалось в результате методологической рефлексии сложным и проблематичным. Но, может быть, самое любопытное в том, что анализ исходных фундаментальных понятий и принципов, сопровожда­емый попыткой придать им строгий, объективный смысл, приводил в истории науки, как правило, не только к уточнению и углублению прежних теорий, а к их радикальной трансформации, качественному скач­ку в познании. Впрочем, в этом нет ничего загадочного: необходимость рефлексии над основаниями знания возникает тогда, когда обнаруживаются симптомы неблагополучия в теории — контрпримеры, парадоксы, неразрешимые задачи и т, п. В самом деле, если уче­ный в рамках математической дисциплины доказал определенную теорему, то каждому математику инту­итивно ясно, что соответствующее предложение дей­ствительно есть теорема. Но если некоторое, сформу­лированное на языке данной теории предложение дол­гие годы не удается доказать, то может возникнуть вопрос о его праве вообще называться «теоремой». Однозначный ответ не может быть получен до тех пор, пока отсутствует строгое определение понятия «теоре­ма» и на определенном этапе развития математической культуры возникает такой момент, когда нужно точно знать, что такое «теорема» вообще, что значит «доказать теорему». Именно необходимость уточнений такого рода стимулировали в свое время исследования в области оснований математики и математической логики.

    Разумеется, любой серьезный сдвиг в научном познании подготавливается многими обстоятельствами (экономическим, социальным и культурным прогрес­сом, накоплением принципиально новых научных фак­тов, значительным повышением точности способов измерения и т. п.). Но само преобразование старой теории или создание новой начинается чаще всего с неудовлетворенности прежними понятиями и принци­пами. Как известно, переосмысление и уточнение та­ких понятий, как «инерция», «скорость», «ускорение», позволили Галилею заложить основы классической механики. Подобно этому А. Эйнштейн, создавая час­тную теорию относительности, переосмыслил принцип относительности, подверг тщательному анализу такие классические абстракции, как «абсолютное время», «абсолютное пространство» и придал строгий факту-альный смысл понятию «одновременности» событий.

    Весьма симптоматично звучат слова, которыми открываются знаменитые «Геометрические исследова­ния» Н.И. Лобачевского: «В геометрии я нашел некото­рые несовершенства, которые я считаю причиной того, что эта наука... до настоящего времени не вышла ни на один шаг за пределы того состояния, в каком она к нам перешла от Евклида. К этим несовершенствам я отно­шу неясность в первых понятиях о геометрических величинах, способы, которыми мы себе представляем измерение этих величин, и, наконец, важный пробел в теории параллельных линий»1.

    Любая строгая теория основывается на некоторой совокупности явно неопределяемых в рамках самой теории понятий и допущений, образующих ее концеп­туальныйбазис.Обращение науки к своим основам есть поэтому прежде всего пересмотр концептуально­го базиса, который, однако, вовсе не является после­дней основой науки, ибо он сам, в свою очередь, по­гружен в более широкую понятийную сферу. Эта сфе­ра представляет собой метатеоретический уровень научного знания, включающий в себя эпистемологи­ческие постулаты и фундаментальные абстракции, выражающие основныетребованиякнаучномупозна­ниюв рамках той или иной науки или научного направ­ления. Так, вся система понятий классической физики, как неоднократно подчеркивал Нильс Бор, основана на допущении, что можно отделить поведение материаль­ных объектов от вопроса об их наблюдении. Осозна­ние указанного допущения, превращение его с помо­щью рефлексии в ясно формулируемую абстракцию привели к уточнению границ ее применимости на уровне микромира, а также к выявлению не замечен­ных ранее предпосылок для однозначного приложения классического способа описания, к такому пересмотру основ физики, который затронул само понятие физи­ческого объяснения1.


    ЛобачевскийН.И.Геометрические исследования по теории параллельных линий. М. —Л., 1945. С. 37.

    2 См.: Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. С. 18-20.

    Вопросы такого рода выходят далеко за пределы частнонаучного уровня знания. Речь идет не только об изменении концептуального базиса теории, «тела» науки, но и о преобразовании ее «духа», ее «образа», ее методологии. Это движение от предметного пласта


    специально-научного знания к различным пластам знания методологического знаменует собой обращение ученого к таким надтеоретическим образованиям, как научная картина мира, стиль мышления, парадигма, нормы и идеалы научного исследования. Внутритеоре-тическая рефлексия над основаниями знания неизбеж­но сменяется рефлексией метатеоретической. Внима­ние исследователя приковывается к вопросам такого рода, как достоверность получаемых наукой фактов, точность определения вводимых понятий, строгость проводимых рассуждений и доказательств, их соответ­ствие принятым канонам.


    1БажановВ.А.Проблема полноты квантовой теории: поиск новых подходов. Казань, 1983. С. 6.

    Поскольку наука исторически может формиро­ваться и развиваться лишь в том или ином социокуль­турном контексте, то отсюда следует, что методологи­ческие слои знания существуют не сами но себе, а всегда так или иначе встроены в более широкую об­щекультурную «матрицу», слагающуюся из господ­ствующих в данную эпоху мировоззренческих уста­новок, ценностных предпочтений, идей и категорий. Обращение теоретика к основаниям предпосылочного типа образует третий виток рефлексии, имеющей ясно выраженный философский характер. При этом диалек­тика научного познания раскрывается не только в трансформациях одной формы рефлексии в другую, ох­ватывающую все более широкое предметное поле ана­лиза, но и в диалектическом обогащении самого типа рефлексии. «Так, если внутритеоретический тип реф­лективности фактически совпадает с процедурой внут­ренней теоретизации, то на метатеоретической ступе­ни происходит своеобразное «удвоение» знания, рас­щепление его на объективное и метатеоретическое, а на уровне философской рефлексии познавательная де­ятельность отчуждает себя до той степени, когда путем самоотнесения осмысливается ракурс «слияния», вза­имопроникновения субъективного в объективное, дру­гими словами — мера объективности истины»1. Фило-софско-методологическая рефлексия позволяет прояс­нить и осознать те предельные онтогносеологические и культурно-исторические предпосылки и допущения, которые неявно принимает исследователь в своей на­учной практике. Выявляя и осмысляя «предельные основания», исходные принципы анализа научного познания и связывая их с философской проблемати­кой взаимоотношения мышления и бытия, субъекта и объекта, истины и заблуждения, гносеологический подход к научному познанию задает теоретическую перспективу логико-методологическому анализу науки, ориентирует его на дальнейшее углубление в предмет, препятствует абсолютизации различного рода частных логико-методологических моделей и подходов1.

    Следует отметить, что последний период развития методологической мысли характеризуется усиливаю­щимся интересом именно к проблемам указанного типа. Этот сдвиг в ориентациях методологических исследо­ваний является сегодня весьма показательным и пло­дотворным по своим результатам. Он отражает глубин­ную и устойчивую тенденцию в развитии философс­кой и общеметодологической культуры: от понимания субъекта познания в духе «гносеологической робинзо­нады» философская мысль движется ко все более кон­кретному постижению его во всей полноте социокуль­турных характеристик. Мощный импульс этому дви­жению мысли был дан, как известно, еще в знаменитых «Тезисах о Фейербахе» К. Маркса.


    1 См.: ШвыревB.C. Теория познания и методологический ана­лиз науки // Гносеология в системе философского мировоззре­ния. М. 1983. С. 129-130.

    Необходимость выдвижения на передний план гносеологической проблематики в исследованиях по методологии науки определяется в настоящее время как внутренней логикой развития философских изысканий, так и уроками негативного опыта, вытекающего из эволюции логического позитивизма (и аналитических школ) к современным постпозитивистским течениям. Едва ли не важнейший урок, который следует из этого опыта, состоит в том, что выяснилась прямая зависи­мость тех или иных методологических построений от


    исходных общефилософских и гносеологических уста­новок. Полемика между такими видными представите­лями постпозитивистских течений, как К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатош, С, Тулмин, П. Фейерабенд и др., показала, что проблемы оснований научного знания не могут сегодня рассматриваться сколько-нибудь серь­езно без обращения к традиционным философским вопросам (структура реальности, природа универса­лий, отношение между понятием и вещью, критерии научности и рациональности, истина и др.). Вместе с тем становится ясно и другое: анализ традиционных гносеологических проблем оказывается сегодня тем более продуктивным, чем активнее философ обраща­ется к тому гигантскому интеллектуальному опыту, который накопила современная наука как на своем предметном, так и частно-методологическом уровнях. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что наибо­лее плодотворный путь исследования проблем методо­логии науки в условиях современной гносеологической ситуации — это путь рассмотрения их через призму универсальных теоретико-познавательных принципов и категорий, но с учетом того, что сами эти принципы и категории мыслятся в связи с выдвигаемыми наукой кардинальными проблемами и в контексте наработан­ной ею методологической культуры.

    Названный путь конституирует как бы новое из­мерение методологического сознания благодаря тому, что он позволяет сомкнуть две существовавшие долгие годы параллельно линии в эволюции форм рефлек­сии — внутринаучную и общефилософскую.

    Одной из центральных проблем, возникающих на стыке внутринаучной и общефилософской рефлексии, оказалась диалектика объективного и субъективного в рамках, казалось бы, самых точных дисциплин совре­менной науки — математики и физики. Как уже отме­чалось в своем месте, метод формализации начинает­ся с четкого разграничения формального и содержа­тельного планов, а заканчивается тем, что вовлекает оба плана в тонкую диалектическую игру. Предметная теория необходимо должна иметь некоторую надстрой­ку в виде «второго этажа» знания — метатеорию. Фор­мализованная теория дополняется некоторым содержа­тельным знанием. Абстракция формализуемости зна­ния наталкивается на первое естественное ограниче­ние: формализованная теория может существовать лишь в виде предметной (объектной) теории, дополня­емой метатеорией. Субъект (вообще субъективная ре­альность) не изгоняется из теории, он продолжает входить в нее некоторым не поддающимся контролю способом. Это обстоятельство, однако, не ослабляет требований научной рациональности, ибо благодаря формализации устанавливается четкая граница, в рам­ках которой гарантируется возможность полной абст­ракции от субъективной сферы.

    Опыт исследований по основаниям математики показал, что, во-первых, полная элиминация субъекта как с точки зрения процесса, так и результата позна­ния невозможна, во-вторых, можно указать такие гра­ницы, такой интервал абстракции, внутри которого отвлечение от субъективного фактора рационально обосновано. Все дело только в том, что эта граница является диалектически подвижной (но каждый раз конкретно фиксируемой!).

    Любопытно, что с ситуациями аналогичного типа приходится сталкиваться уже при анализе обычных процессов человеческого восприятия. Рассмотрим элементарный пример. Испытуемому предъявляется белое пятно на черном фоне. Является ли данное пят­но объективным фактом? Можно долго спорить на эту тему, если забыть, что истина всегда конкретна. Для осмысления ответа на вопрос следует однозначно оп­ределить обстоятельства рассмотрения проблемы. Если органы чувств рассматриваются как «приборы, встроенные в человека», то показания этих приборов не могут не выступать как «объективно данное» в за­данном интервале абстракции.

    Однако человек может критически отнестись к показаниям своих органов чувств и поставить перед собой вопрос: соответствуют ли данные ощущения объективной реальности? Для того чтобы адекватно решить этот вопрос, нужно выйти за рамки данного интервала. Но это нельзя сделать только в уме, только


    изменив «точку зрения» или «аспект рассмотрения». Необходимо преодолеть реальную границу. В контек­сте анализа процессов восприятия выход за рамки исходного интервала мыслим двумя способами. Пер­вый — использование показаний другого органа чувств (напр., классический опыт с очками, искажающими положение или структуру наблюдаемого объекта; при­ток дополнительной информации, получаемый с помо­щью осязания, восстанавливает объективную картину). Второй — осуществление практического взаимодей­ствия отражаемой вещи с какой-либо другой; в зави­симости от того, получили ли мы ожидаемый эффект, можно судить об адекватности наших ощущений.

    Подвижность границ между субъектом и объек­том, порождающая «многоинтервальную» структуру взаимопереходов объективного и субъективного, в истории науки впервые проявилась в полной мере при изучении микромира. Анализируя эту сторону дела, В.А. Фок отмечает, что взаимодействие между атом­ным объектом и измерительным прибором имеет два аспекта— гносеологический и физический1. Всегда существует граница между той частью экспери­ментальной установки, которая описывается кванто-во-механическими средствами и рассматривается как объект, и той ее частью, которая описывается клас­сическими средствами и рассматривается как прибор. Эта граница обязана своим происхождением приме­няемому способу описания. Для того, чтобы исследо­вать физическое взаимодействие между указанными частями экспериментальной установки, «необходимо провести новую границу, включив в квантово-меха-ническую часть кое-что из того, что раньше относи­лось к классической части устройства... Если отобрать те случаи, в которых промежуточная часть (сперва трактовавшаяся как классическая, а затем как кван-тово-механическая) определенным образом прореаги­ровала (например, произошло почернение фотоплас­тинки), то получится утонченная теория первоначаль-
    'ФокВ.А.Дискуссия с Нильсом Бором // Вопросы филосо­фии, 1964, №8. С. 52.

    ного измерительного прибора. Но при этом возникает новая «гносеологическая граница». На что я особен­но хотел бы обратить внимание — это возможность исследовать физические процессы в любом месте экспериментальной установки»1.

    Из сказанного можно заключить, что установка научной рациональности классического естествозна­ния, согласно которой субъективная реальность, пони­маемая как нечто исторически абстрактное, противо­стоит объективному миру согласно раз и навсегда за­данной границе, не соответствует ведущим тенденциям современной науки. Сегодня все большую эвристичес­кую значимость приобретает методология рефлексив­ногоподхода,рассматривающего поле взаимодействия субъекта и объекта как многомерное образование, в котором лишь посредством конкретного анализа мож­но в каждом отдельном случае выделить пространство противостояния субъективного и объективного. С по­явлением все новых «человеческих измерений» науки, с углублением «мировоззренческого понимания сущ­ности и человеческого значения» получаемого наукой знания2, роль названного подхода будет усиливаться. Таким образом, все многообразие методов научного исследования можно разбить на три относительно не­зависимых кластера (множество внутренне взаимосвя­занных и взаимодополняющих друг друга элементов, образующих некоторую целостность):

    ! Фок В.А. Дискуссия с Нильсом Бором // Вопросы филосо­фии. 1964, № 8. С. 53.

    2ФроловИ.Т.На пути к единой науке о человеке // Природа, 1985, № 8. С. 66.


    1. методы эмпирического познания (научное наблю­дение, эксперимент, измерение, использование приборов, эмпирическое обобщение, выдвижение эмпирических гипотез, формулировка эмпиричес­ких законов, их эмпирическое подтверждение, фальсификация, экстраполяция и др.);

    2. методы теоретического познания (идеализация, мысленный эксперимент, математическая гипоте­за, логическое доказательство, формализация, кон­струирование теоретических схем, их интерпрета­ция, построение научных теорий и др.); 3) методы метатеоретического познания (выдвижение и формулировка общенаучных принципов, картин мира, рефлексия, экспликация философских и со­циокультурных оснований отдельных наук и пара-дигмальных теорий и др.).

    Характерно то, что каждый из указанных выше методологических кластеров наиболее приспособлен к обслуживанию именно определенного уровня научно­го знания (эмпирического, теоретического или мета­теоретического). Разумеется, это не отменяет исполь­зования в науке и общегносеологических познаватель­ных процедур, применяющихся и в других видах познавательной деятельности (обыденное познание, философия, мифология, искусство, религия). К этим процедурам относятся — абстрагирование, описание, номинация, денотация, анализ, синтез, индукция, де­дукция, объяснение, понимание, интерпретация и др. Однако, необходимо иметь ввиду, во-первых, что ис­пользование этих общегносеологических средств име­ет в науке свои особенности, обусловленные их замы­канием на получение и обоснование именно научного знания как специфического продукта когнитивной деятельности, а, во-вторых, что действие общегносео­логических методов и средств познания всегда вписа­но и подчинено в научном познании в один из трех описанных выше методологических кластеров науки.

    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   42


    написать администратору сайта