Главная страница
Навигация по странице:

  • * ■ 2 3 7 ■

  • Возникновение общинно - родового строя

  • 8.2.2. Общественные отношения

  • Хомутов Антропология 2004. Учебное пособие Издание третье ростов на дону ф еникс 2004


    Скачать 11.85 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Издание третье ростов на дону ф еникс 2004
    АнкорХомутов Антропология 2004.pdf
    Дата08.05.2017
    Размер11.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаХомутов Антропология 2004.pdf
    ТипУчебное пособие
    #7263
    страница17 из 26
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   26
    236
    8.1.5. Зачатка идеологических представлений
    Не менее сложную проблему составляет реконструк-j идеологический представлений членов первобытного повеческого стада. Большую роль в ее решении могут рать неандертальские захоронения. Костные остатвси древних людей, известные современ-юй науке, были обнаружены в переотложенном виде. Это язано с интенсивной тектонической деятельностью на гяжении ранний этапов четвертичного периода, кото-и приводила изменению и нарушению взаимораспо- эжения покровных слоев земной коры. Первые костные „ латки, дошедшие до нас в непотревоженном состоянии, \ датируются ашель<жим и мустьерским временем и принадлежат неандертальцам. Сейчас известно более 20 таких находок, обстоятельства расположения которых, тща-
    Ктельно изученные археологами и антропологами, позволяют суверенностью говорить о том, что это были преднамеренные захоронения.
    Почти все они обнаружены на периферии пещерных ' жилищ, в неглубоких ямах, вырытых в культурном слое или выдолбленный в каменном полу пещеры и засыпанных землей- ч
    Вопрос о захоронении неандертальцев привлек большое внимание исследователей и вызвал много споров Некоторые ученые видят в захоронениях заботу об умерших, смерть которелх, возможно, еще не осознавалась полностью и восприш«малась как временное явление косвенно об этом свидетельствует поза погребенных. Определенную роль моп*и играть также санитарные соображения и стремление глредотвратить некрофагию — поедание мертвецов. Поэто*^У в неандертальских погребениях видят однЬ из доказательств зарождения социальных связей. Другие ученьле выводят неандертальские захоронения из инстинктивных побуждений, известных уже у некоторых видов животных с одной стороны, из опрятнос-
    * ■ 2 3 7
    ■ '
    таи, следовательно, желания избавиться от мертвого тела, с другой — из привязанности к особям той же группы и, следовательно, стремления удержать их тела при себе. Обе эти точки зрения не исключают друг друга.
    Возникновение социальных связей и норм — достаточное, ноне единственное возможное объяснение мотивов неандертальских погребений. Уже давно обратил на себя внимание тот факт, что костяки захороненных, как правило, ориентированы по линии восток-запад, те. их положение как-то увязано сдвижением солнца. Академик А.П. Окладников, раскопавший остатки мальчика-не- андертальца в пещере Тешик-Таш (Узбекистан, обнаружил, что вокруг него были уложены в определенном порядке рога горного козла-киика, основного объекта охоты обитателей пещеры. Сопоставив это с солнечной ориентацией костяков, А.П. Окладников выдвинул предположение о зачатках солнечного культа. Многие другие ученые также считают возможным, что в поздних неандертальских погребениях отразилось зарождение примитивных религиозных представлений, в частности погребального культа.
    Новые археологические данные, по-видимому, подтверждают гипотезу о зарождении в коллективах неандертальцев зачатков религии. В пещере Базуа на северо-запа де Италии найден напоминающий животное сталагмит, в который первобытные люди кидали комья глины судя по сохранившимся отпечаткам ног, этими людьми были неандертальцы. Более интересная находка была обнаружена в пещере Регурду на юго-западе Франции, где в му- стьерских слоях обнаружено несколько искусственных сооружений из камня, в которых были погребены кости бурого медведя. Эти открытия, дополняя ранее отмеченные находки в мустьерских гротах Петерсхеле и Драхенлох, позволяют думать, что неандертальцу бьши уже не чужды какие-то элементы магии. Однако знания о мозге неандертальца свидетельствуют, что у него еще не могло быть сколько-нибудь офор-| лившихся отвлеченных представлений и что даже простейшие из этих представлений могли зародиться в лучшем случаев позднемустьерское время.

    Возникновение
    общинно
    -
    родового
    строя
    Крупные сдвиги в развитии производительных сил
    У повлекли за собой не менее крупные изменения в организации общества. Возросшая техническая вооруженность человека в его борьбе с природой сделала возможным существование относительно постоянных хозяйственных коллективов. Нов тоже время она требовала эффективного использования преемственности и дальнейшего совершенствования усложнившихся орудий и навыков труда. Первобытному стаду сего относительно аморфной неустойчивой структурой эта задача была не под силу, поэтому стадо неизбежно должно было уступить место более прочной форме общественной организации.
    Рядюбстоятельств определял характер этой организации. Во-первых, при крайне низком уровне развития ран непалеолитического общества, в условиях которого начала складываться новая организация, едва лине единственно реальной основой для упрочения социальных связей были стихийно возникшие узы естественного кровного, родства. Во-вторых, можно думать, что при неупорядоченности полового общения, и, следовательно, отсутствии понятия отцовства отношения родства должны были устанавливаться только между потомками одной матери, - Те. строиться по материнской, женской линии. Наконец, в- третьих, наиболее стабильной частью тогдашних коллективов были женщины, игравшие важную роль во всех / областях хозяйственной жизни и исключительную роль в
    заботе о детях, поддержании огня, ведении домашнего хозяйства. В силу этих обстоятельств первой упорядоченной формой организации общества, непосредственно сменившей первобытное человеческое стадо, вероятно, был коллектив родственников, связанный общим происхождением по материнской линии, те. материнский род.
    Брак
    и
    семья
    Вопрос о начальных формах семьи и брака пока еще не может быть решен вполне однозначно. В свое время
    Морганом было намечено пять сменявших друг друга в исторической последовательности форм семьи кровнородственная, пуналуа, парная, патриархальная и моногамная, из которых две первые основывались на групповом браке. Эта схема была воспроизведена Ф. Энгельсом, однако с определенными оговорками. Если в первом издании Происхождение семьи, частной собственности и государства он вслед за Морганом рассматривал кровнородственную Семью как необходимый начальный этап в развитии семьи и брака, тов четвертом издании, после появления работ Файсона и Хауитта, он допускал, что начальной формой мог быть дуально-родовой групповой брак. Здесь же он решительно высказывался против понимания выделенной Морганом семьи пуналуа, основанной на групповом браке нескольких братьев и сестер сих женами или мужьями, как обязательной ступени в развитии семейно-брач- ных отношений. Многие исследователи считают, что первой исторической формой общественного регулирования отношений между полами был экзогамный дуально-родовой групповой брак, при котором все члены одного рода имели право и должны были вступать в брак со всеми членами другого определенного рода. Иначе говоря, предполагается, что эта древнейшая форма брака заключала в себе, во-пер- вых, запрещение брака с сородичами, во-вторых, требование взаимобрачия двух определенных родов (направленная экзогония), в-третьих, требование супружеской общности. Универсальность и глубокая древность дуально- родовой экзогонии доказывается огромным этнографическим материалом ив настоящее время общепризнана. Что же касается супружеской общности, те. группового брака, то ее реконструкция основывается на анализе, во-пер- вых, ряда сохранившихся брачно-семейных институтов и форм, во-вторых, так называемой классификационной системы родства.
    К числу таких институтов относятся прежде всего брачные классы австралийцев. Так, у австралийцев Западной Виктории племя разделено на две половины — Белого и Черного Какаду. Внутри каждой из них брачные связи строго запрещены, в тоже время мужчины одной половины с самого рождения считаются мужьями женщин другой половины, и наоборот. Такая же или чаще более сложная система четырех или восьми брачных классов имеется ив других австралийских племенах. Система брачных классов не означает, что все мужчины и женщины соответствующих классов фактически состоят в групповом браке, но они берут из предназначенного им класса мужа или жену ив определенных случаях, например, на некоторые праздники, вправе вступать в связь с другими мужчинами или женщинами. У австралийцев зафиксирован и другой пережиток группового брака—институт пир- рауру», или «пираунгару», дающий как мужчинам, таки женщинам право иметь наряду с основными несколько дополнительных жен ли мужей. Сходные брачные обычаи засвидетельствованы и у некоторых других племен, например, симанговМалакки. Н.Н. Миклухо-Маклай так писал Девушка, прожив несколько дней или несколько недель с одним мужчиной, переходит добровольно и с согласия мужа к другому, с которым живет лишь некоторое, короткое время. Таким образом она обходит всех мужчин группы, после чего возвращается к своему первому супругу, ноне остается у него, а продолжает вступать в 241
    новые временные браки, которые зависят от случая иже- лания». Также спорадически, в зависимости от случая и желания, общаются со своими женами и мужчины.
    Другое основание для исторической реконструкции группового брака — классификационная система родства, в разных вариантах сохранившаяся почти у всех отставших в своем развитии народов мира. Эта система, в противоположность описанным, различает не отдельных индивидуальных родственников, а их группы или классы. Так, австралийская аборигенка называет матерью не только родную мать, но и всех женщин ее брачного класса, мужем не только своего действительного мужа, но и всех мужчин его брачного класса, сыном не только собственного сына, но и всех сыновей женщин своего брачного класса. Естественно полагать, что такая система возникла не в индивидуальной, а в групповой семье, члены которой не делали различия между собственным ребенком и ребенком любого из своих сородичей. Это, конечно, объяснялось не тем, что люди не знали своих ближайших кровных родственников, а тем, что во внимание принималось не биологическое индивидуальное, асоциальное групповое родство. Подобный порядок нельзя не поставить в связь с некоторыми сохранившимися у отсталых племен обычаями детского цикла, например, отмеченным у бушменов обычаем, по которому новорожденного первое время должна была вскармливать не мать, а другие жен- щины.
    Будучи крупным шагом вперед по сравнению спер- воначальной неупорядоченностью половых отношений, дуально-родовой групповой брак все же еще оставался очень несовершенной формой социального регулирования. Экзогамия вынесла брачные отношения за пределы рода, но оставила место для соперничества, столкновений на почве ревности между принадлежащими к одному роду групповыми мужьями или женами членов другого рода. Поэтому должны были возникать все новые и новые зап мому, именно так появилось запрещение браков между лицами разных возрастных категорий, пережитки которо-
    Й
    ,, го частью удержались до нашего времени в виде широко распространенных обычаев избегания между зятьями и тещами, невестками и тестями. -' Постепенно первоначальный групповой брак, охватывающий всех членов двух взаимобрачных родов, сузился до группового брака только между лицами, принадлежавшими к одному поколению этих родов — так называемого кросс-кузенного (перекрестно-двоюродного) брака. Он назван так потому, что при этой форме брака мужчины женились на дочерях братьев своих матерей, те, на двоюродных сестрах.
    В дальнейшем брачный круг продолжал сужаться за счет ограничения группового кросс-кузенного брака. В обычаях многих племен может быть прослежен последовательный процесс запрещения браков сначала между пере- крестно-двоюродными, затем перекрестно-троюродными и т. д. братьями и сестрами. Система брачных запретов все более усложнялась, практическое осуществление груп- повогобрака делалось все более затруднительным, эпизодическое сожительство отдельными парамИ'Становилось . менее эпизодическим. Материалы этнографии австралийцев, бушменов, огнеземельцев и других наиболее отсталых охотничье-собирательных племен позволяют считать, что уже в эпоху ранней родовой общины постепенно сложился парный, или синдиасмический (syndiasmos — со-Ц единение вместе, брак.
    Хотя в парном браке соединялась только одна определенная пара, он продолжал оставаться непрочным, легко расторжимым и относительно недолговечным. Относительной была и сама его парность, так как он еще долго" переплетался с разнообразными остатками групповых г "брачных отношений. Часто супруги, вступавшие в пар вый брак, продолжали иметь дополнительных жени мужей. У многих народов известны обычаи полиандрии
    (poly — много + andros — муж) — многомужества соро- рата (soror -сестра) — брака с несколькими сестрами одновременно, а в дальнейшем развитии с сестрой умершей жены и левирата (levir — деверь, брат мужа) — сожительства с женой старшего или младшего брата, а в дальнейшем брата сего вдовой. Широкое распространение получил так называемый искупительный гетеризм -г- порядок, по которому девушка перед вступлением в брак должна поочередно отдаваться своим потенциальным мужьями гостеприимный гетеризм — право мужчины на своих потенциальных жен при посещении им другого рода, а в дальнейшем развитии — право гостя на жену или дочь хозяина. Наконец, парному браку вообще долго сопутствовало терпимое, а подчас и поощрительное отношение к добрачными внебрачным половым связям. Так, по словам Крашенинникова, у ительменов зятья укоряли своих тещ, узнав, что их жены девственницы...»
    Однако главной отличительной чертой парного брака была не его неустойчивость, а то, что основанная на нем парная семья хотя и обладала некоторыми хозяйственными функциями, однако не составляла обособленной, противостоящей родовой общине экономической ячейки. Мужи жена на протяжении всей жизни оставались связанными каждый со своим родом, не имели общей собственности, дети принадлежали только материи ее роду. ■ Таким, в общих чертах, представляется развитие брач-но-семейных форм в ранней родовой общине. Как отмечал Энгельс, его закономерность заключалась в непрерывном суживании того круга, который первоначально охватывает все племя и внутри которого господствует общность брачных связей между обоими полами. Это суживание все более исключало отношения брачного соперничества между сородичами ив тоже время не вело к возникновению семей, как экономически обособленных внутриродовых единиц. Как групповой, таки сменивший парный брак отвечали экономическим интересам ро- i общины, были органическим проявлением ее внут- спайки.

    8.2.2.
    Общественные
    отношения
    К тому времени, когда этнография впервые занялась | изучением ранней родовой общины, последняя повсеместно претерпела радикальные изменения, связанные сиз- менением географической и особенно исторической сре-, влиянием соседних обществ, европейской колонизации и т. п. Первоначальный род по большей части деформировался и видоизменился. Но науке удалось восстановить главное тот неизменный коллективизм, который был | присущ отношениям между членами родовой общины. Охота облавой или загоном, ловля рыбы запорами или сетями,-организованное собирательство, сооружение жилищ и лодок — все это требовало совместных усилий коллектива, а общий труд порождал общинную собственность | на средства и продукты производства.
    В коллективной собственности находилась прежде всего земля, промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты, рыболовства и собирательства, сырьем для производства орудий, утвари и т. п. Как правило, общества охотников и рыболовов не знали иной формы собственности на землю, кроме общей собственности всей группы сородичей. Широко засвидетельствовано также коллективное владение охотничьими загонами и рыболовными запорами, лодками и сетями, жилищами и огнем. Отдельным лицам принадлежали только индивидуально изготовленные ими ручные орудия труда — копья, луки, топоры и др, равно как и различные бытовые предметы. Существование личной собственности на индивидуальные орудия соответствовало производственным нуждами интересам коллектива, так каких наиболее эффективное использование было возможно лишь в том случае, если они соответствовали индивидуальным особенностям владельца. Но и эти орудия производства обычно использовались в коллективе и всегда для удовлетворения нужд коллектива, поэтому личная собственность на них как бы растворялась в коллективной собственности сородичей. У австралийцев, огнеземельцев, бушменов известны обычаи, разрешавшие брать без спроса принадлежащие сородичу предметы ив тоже время обязывавшие заботиться о них, как о своих собственных. Иными словами, личная собственность члена родовой общины была лишь его отношением к вещи, а общественные отношения между людьми определялись безраздельным господством коллективной родовой собственности.
    Аналогичным образом род был верховным собственником не только продуктов коллективной охоты или рыбной ловли, но и любой индивидуальной добычи. Древнейшим принципом распределения пищи, отмеченным у аборигенов Австралии, бушменов, огнеземельцев и других примитивных охотничье-рыболовческих племен, был ее раздел между присутствующими, причем даже самый удачливый охотник получал не больше других сородичей. У племен Юго-Восточной Австралии человек, убивший кенгуру, не имел на него никаких особых прав, и при разделе ему доставалось едва лине самая худшая часть мяса. Сходные обычаи описаны у австралийских племен чепара, нарранга, нариньери, вотьобалук, карамунди и др. У огне- земельцев вся жизнь была буквально пронизана принципом коллективизма Дарвин вовремя своего путешествия на корабле «Бигль» был свидетелем случая, когда группа островитян, получив в подарок кусок холста, разодрала его на равные части, чтобы каждый мог получить свою. долю.
    Коллективизм в потреблении был непросто автоматическим результатом коллективного производства, а необходимым условием выживания при низкой производительности труда и частой нехватке пищи. Род регулировал потребление в интересах всех сородичей. Но'вместе с
    246
    гм потребление было непросто уравнительным, атак называемым равнообеспечивающим. Это означает, что при- распределении учитывались не только различия в потреблении по полу и возрасту, но и высшие интересы коллектива в целом. В тяжелой борьбе с природой, которую постоянно вели родовые общины, их судьба нередко зависе- ga от выносливости взрослых мужчин-охотников, ив случае необходимости, при чрезвычайных обстоятельствах охотники могли получить последние куски пищи.
    Коллективная трудовая деятельность членов родовой общины была простой кооперацией, не знавшей каких-либо
    | форм общественного разделения труда. Она заключалась в совместных трудовых затратах для выполнения более или менее однородных работ и не могла приобретать различные конкретные формы. Так, при загонной охоте объединялись трудовые усилия отдельных индивидуумов по отношению к одному и тому же предмету труда, а в процессе собирательства эти усилия параллельно применялись к различным, но однородным объектам. Конечно, даже такую простую кооперацию не следует понимать совсем упрощенно при загонной охоте выделялись опытные организаторы, загонщики, новички, помогавшие разделывать и нести добычу, и т. д. Постепенное усложнение производственных навыков, чем дальше, тем больше требовало хозяйственной специализации. Поэтому существовавшее, уже в первобытном человеческом стаде естественное разделение труда по полу и возрасту получило теперь дальнейшее развитие. Мужчина стал преимущественно охотником, а позднее и рыболовом, женщина — собирательницей и хранительницей домашнего очага, дети и старики помогали трудоспособным сородичам. Старики, кроме того, обычно были хранителями коллективного опыта и активно участвовали в изготовлении орудий труда. Эта специализация, способствовавшая росту произво-
    £ днтельности труда, вела к более или менее четко выраженному полувозрастному делению, которое наложило 247
    глубокий отпечаток навею общественную жизнь родовой общины.
    Основными половозрастными группами в ранней родовой общине были группы детей, взрослых женщин и взрослых мужчин. Подразделению общества на эти группировки придавалось большое значение, причем очень важным считался возрастной рубеж, переход которого сопровождался торжественными обрядами, известными под названием инициации (initiatio — посвящение. В разных племенах обряды инициации были различны, но, по существу, они всегда заключались в приобщении подростков к хозяйственной, общественной и идеологической жизни взрослых членов общины. У аборигенов Австралии подростка учили владеть охотничьими боевым оружием, воспитывали в нем выносливость, выдержку, дисциплину, посвящали его в обычаи, обряды и верования племени. Инициируемого испытывали посредством ряда мучительных процедур голодовки, нанесения ран, прижигания огнем, вырывания волос, выбивания зубов и т. д. У бушменов и огнеземельцев летние подростки в течение лет должны были отказываться от некоторых видов пищи, выполнять тяжелые работы, воспитывать в себе терпение, покорность и прилежание. Инициации девушки также состояли в ее подготовке к деятельности полноценного и полноправного члена коллектива. Одной из составных частей инициации была подготовка к брачной жизни посвящаемым сообщали связанные с этим обычаи и производили над их половыми органами различные, операции мужское и женское обрезание, искусственную дефлорацию девушек и др. Особенно широкое обрезание имело место у мужчин, традиции которого сохранились до настоящего времени в предписаниях иудаизма и ислама.
    Довольно четким было подразделение на группы взрослых мужчин и женщин, подчас приводившее к их своеобразному обособлению. У некоторых племен муж-
    248
    |лщны и женщины располагались на стоянках отдельными стойбищами, готовили разную пищу, имели свои тайные обряды и верования, а иногда даже свои тайные языки. Мужские орудия труда считались собственностью мужчин, женские — собственностью женщин. У других племен, как, например, австралийцев и андаманцев, обособленно жили лишь холостяки и девушки, нов мифах сохранилось воспоминание о том времени, когда все мужчины и женщины жили раздельно. Возможно, что к этим же порядкам восходят многие из широко распространенных у самых различных племени народов мужских и женских праздников.
    Наличие в ранней родовой общине естественного ' половозрастного деления не создавало отношений господства и подчинения. Мужчины и женщины специализировались в разных, нов равной степени общественно полезных сферах трудовой деятельности, поэтому не могло быть общественного неравенства в положении полов. В частности, следует особо подчеркнуть, что выдающаяся роль женского труда в хозяйственной жизни общины, вместе с мат- рилинейной, материнской организацией самого рода, уже в самую раннюю пору развития родового строя создавала женщине очень высокое общественное положение. Або- ригенки Австралии даже в послеколонизационных условиях разрушения традиционного образа жизни долгое время удерживали многочисленные остатки своего полноправия. Они обладали имущественными и наследственными правами, участвовали в обсуждении общественных вопросов и совершении общественных церемоний, вместе с мужчинами были хранителями древних обычаев. Еще I более яркие пережитки высокого общественного положения женщины отмечены Редклифф-Брауном у андамен- цев, Стеллером и Крашенинниковым у ительменов. У отдельных племен охотников и рыболовов, как, например, индийского племени серина о. Тибурон у побережья Мек-
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   26


    написать администратору сайта