Хомутов Антропология 2004. Учебное пособие Издание третье ростов на дону ф еникс 2004
Скачать 11.85 Mb.
|
*■ 249 снки, сохранился порядок, по которому главой рода была женщина, а вождь-мужчина избирался только для предводительства на войне. Некоторые исследователи считают, что в условиях ненарушенного материнского рода такой порядок должен существовать повсеместно. Не было и каких-нибудь привилегированных, господствующих возрастных категорий. Правда, некоторые исследователи, основываясь главным образом на данных этнографии аборигенов Австралии, у которых отчетливо выделялась влиятельная прослойка стариков — хранителей опыта н руководителей общины, предполагают, что уже в раннем родовом обществе существовала так называемая геронтократия (geron — старик + kratos — власть. Нов данном случае факты австраловедения вряд ли приложимы к подлинной первобытности. Первобытный человек жил виной, несравненно более суровой природной среде и, как показывают данные палеоантропологии, редко доживал до сорока лет. Скорее можно думать, что в раннем родовом обществе действовали пережиточно сохранившиеся впоследствии у самых различных племен умерщвления (добровольной смерти) утративших трудоспособность престарелых сородичей. От них избавлялись также, как От больных, ослабевших от голода, маленьких детей, которых нельзя прокормить. Первобытная родовая община была общиной равных, нов условиях жестокой борьбы за существование этими равными были лишь полноценные члены производственного коллектива. Организация власти С возникновением дуальной экзогамии первобытное общество получило прочную социальную структуру. На смену аморфному человеческому стаду пришла четко очерченная и устойчивая родовая община. Вместе стем первобытное общество получило и более сложную структуру два дуально-экзогамных рода составили зародыш новой социальной общности — племени. 250 Первоначальные племена не представляли собой одного целого. Связи между входящими в них родовыми э, не- хоторыми более или менее эпизодическими предприятня-. Ми — охотничьими облавами, обменными сделками, брач-' яымн и иными церемониями. Но постепенно связи крепи усложнялись. Поддерживаемый взаимными браками контакт порождал все более регулярное хозяйственное | сотрудничество, обмен культурными ценностями, языковое взаимовлияние. Этот провесе прослеживается архео- логически ко времени мезолита возникают локальные . варианты культуры, объединяющие группы стоянок и свидетельствующие о постепенной консолидации родовых ., общин в более широкие коллективы — племена. Однако, Ц как показывают этнографические данные, племена пока . еще оставались главным образом этническими общностями и лишь в незначительной степени — общностями со- циально-потестарными (potestat — власть. Иными словами, племена имели свое имя, свою территорию, свой диалект, свои культурно-бытовые особенности, ноу них, как правило, еще не было племенного самоуправления, совета, вождя и других признаков развитого племенного строя. | Для раннего этапа родоплеменной организации характерна незначительная, хотя и постепенно возрастающая, роль | племени и очень большая, доминирующая роль рода. Род управлялся на основе принципов первобытно-об- щинной демократии. Его высшим органом было собрание всех взрослых сородичей, сообща решавших основ иые вопросы хозяйственной, общественной и идеологической жизни. При этом, естественно, особенным авторитетом пользовались зрелые, умудренные опытом люди, Ц из среды которых выбирались главари — наиболее влиятельные женщины и мужчины. Главари руководили производственной деятельностью сородичей, совершали общественные церемонен, улаживали споры, предводительствовали вовремя военных столкновений. Хотя их власть основывалась только наличном авторитете, уважении, которое питали сородичи к их выдающимся качествам, опытности, знаниям, она была вполне реальной властью. Если бы кто-нибудь рискнул воспротивиться пользующемуся популярностью вождю, писал об андаманцах их исследователь Редклифф-Браун, ему пришлось бы иметь дело с большинством туземцев, в том числе со многими" из своих собственных друзей. Это и понятно власть главаря всегда служила интересам всего рода и, по существу, была лишь конкретным, повседневным воплощением вла- стисамого рода. Главари были хранителями и блюстителями родовых норм, те. обязательных правил поведения сородичей. Эти нормы — правила взаимопомощи, взаимозащиты, экзогамии и т. п. — отвечали жизненно важным интересам коллектива и, как правило, неукоснительно соблюдались. Кроме того, применяясь из поколения в поколение, они приобрели силу привычки, стали обычаями. Все же бывало, что в отношениях между сородичами сказывались остатки животного эгоизма и нормы родового общежития нарушались. Это требовало применения мер общественного воздействия — не только убеждения, но и принуждения. Серьезные проступки влекли за собой различные наказания побои, увечье, а в особо тяжких случаях даже смерть или, что по существу было тем же самым, изгнание из рода. Так, у аборигенов Австралии, ведда, сеноев человек, нарушивший правила экзогамии, должен был оставить сородичей или умереть. Но как ни суровы были родовые нормы, как ни безжалостно подчиняли они интересы отдельной личности интересам коллектива, они никогда не давали каких-либо преимуществ одним сородичам перед другими. Организация власти в родовой общине в принципе отличалась от возникшего позднее аппарата классового принуждения — государства, а родовые нормы — от возведенной в закон воли господствующего класса — права. Духовная культура Завершение процесса сапиентации и возникновение > строя способствовали развитию не толь-асоциальной, но и духовной жизни первобытного че-гества. Эпоха ранней родовой общины отмечена за успехами в развитии языка, начатков рациональ-: знаний, искусства. Еще сравнительно недавно считалось, что языки наивнее развитых групп человечества обладают очень не- ачительным, едва лине в несколько сотен слов, лекси-[ запасом и совсем лишены общих понятий. Одна последующее изучение показало, что лексикон даже : отсталых племен, например, австралийцев, насчи-• не менее 10 тыс. слов, те. больше, чем содержит в карманном словаре любого европейского языка. Вы- снилось также, что, хотя эти языки действительно тяго-- к конкретным детализированным, единичным определениям, в них имеются и обобщающие понятия. Так, у шйцев есть обозначения не только для различных юрод деревьев, но и для дерева вообще не только для 13 личных видов рыб или змей, нон для рыб и змей вообще. Однако таких видовых обозначений мало, они упот-эляются нечасто и, что особенно показательно, не идут [ дальше классификации среднего уровня. Есть обозначения для дерева, кустарника, травы, нонет обозначения для растения есть обозначения для рыбы или змеи, нонет обозначения для животного. Другая особенность наиболее примитивных языков — неразвитость синтаксичес-• хих форм. Она, впрочем, не имеет большого значения как 'показатель культурного уровняв устной речи даже самых развитых народов, в отличие от их письменного языка, фразы также обычно состоят из очень небольшого числа слов. Развитие языка шло параллельно увеличению объема информации ив свою очередь, способствовало ее ак- рхумуляции и передаче. Источником знания первобытного 253 человека была его трудовая деятельность, входе которой накапливался опыт, сопоставлялись причины и следствия явлений, обобщались и систематизировались наблюдения. Естественно, что условия жизни в первую очередь требовали накопления знаний об окружающей природе. На примере аборигенов Австралии, бушменов, огнеземельцев и т.д. видно, что члены ранней родовой общины обладали солидным запасом сведений об особенностях и богатствах своей родины, те. фактических сведений в области прикладной географии, ботаники, зоологии, минералогии, метеорологии и других природоведческих знаний. Чтобы поддерживать свое существование, они должны были в совершенстве знать топографию своей кормовой территории, полезные и вредные свойства растений, пути передвижения и повадки животных, особенности различных минералов, видов древесины и других материалов для поделок, уметь предугадывать погоду и читать следы. Туземец писали Спенсер и Гиллен об австралийцах-аран- да, — не только различает следы, оставляемые всеми животными и птицами, но и, осмотрев нору, он может, посмотрев на направление последних следов или понюхав землю у входа, сразу сказать, есть там животное или нет. Необходимо было также умение в любое время свободно ориентироваться на местности, что требовало хорошего знания звездного неба. Один из современных исследователей рассказывает, что первое сообщение о запуске искусственного спутника Земли он получил от бушмена, обратившего внимание на появление новой «звезды». Значительное развитие получили и такие практические отрасли знания, как медицина, фармакология, токсикология. "Человек овладел простейшими рациональными приемами залечивания переломов, вывихов и ран, удаления больных зубов и других несложных хирургических операций, лечения змеиных укусов, нарывов, простуды и других заболеваний. Начиная с мезолита, стали известны трепанация черепа, ампутация поврежденных конечнос- 254 I, отчетливо прослеживаемые на некоторых остеологии материалах. В первобытной медицине широко при- рнэенялись как физические (массаж, компрессы, паровая "'"" я, кровопусканье, промывание кишечника, таки ле- ; средства растительного, минерального и жи- ного происхождения. Об этом свидетельствует, в част- I, сравнительно хорошо изученная народная медици- i аборигенов Австралии. Они умели пользоваться шина- [ при переломах костей, останавливать кровотечение с ью паутины, золы, жира игуаны, высасывать кровь прижигать ранку при змеином укусе, лечить простуду г паровой баней, болезни желудка — касторовым маслом, ^эвкалиптовой смолой, луковицей орхидеи, кожные заболевания прикладыванием глины, промыванием мочой . д. По некоторым сведениям, австралийцам были известны противозачаточные средства. Уже на заре медицины было осознано значение психотерапии утех же австралийцев лечение часто завершалось приказанием встать |" и идти работать. Несравненно более ограниченными оставались обоб-Е щенные понятия. У аборигенов Австралии имелось толь-|Г ко три, у.бушменов — четыре, ау огнеземельцев — она — | пять обозначений числовых понятий. Чтобы сказать пять, австралиец говорил три и два всякое число свыше 10 выражалось понятием много. Сама абстрактность , численных представлений была относительной многие исследователи отмечали, что примитивные народы представляют себе не числа вообще, а лишь числа определенных предметов. Счет был порожден реальными жизненными t, потребностями и долго существовал только в жизненной практике первобытных людей. В связи с этим интересно отметить, что распространенное представление, будто простейшие арифметические действия—сложение и вычитание — предшествовали более сложным — делению и умно-Р жению, по-видимому, неверно. В конце ХК в. немецкий этнограф Карл Штейнен обнаружил начатки деления, связанные с разделом сородичами добычи. В еще более зачаточном состоянии, нежели счет, находились измерение расстояния и исчисление времени. Большие расстояния приблизительно измерялись днями пути, меньшие — полетом стрелы или копья, еще меньшие длиной конкретных предметов, чаще всего различных частей человеческого тела студни, локтя, пальца, ногтя. Отсюда пережиточно сохранившиеся во многих языках названия древних мер длины русское—локоть и пядь, английские — фути.дюйм, немецкое —элле и т. п. Время долго исчислялось лишь сравнительно большими отрезками, связанными либо с положением небесных тел (день, месяц, либо с природно-хозяйственными сезонами. Число и длительность таких сезонов определялись особенностями экологии и хозяйственной жизни каждого племени. Например, огнеземельцы-яганы делили годна восемь сезонов («обвисания кожи — голодовки, появления птичьих яиц и т. да соседние она на пять летних и шесть зимних сезонов. Даже у наиболее отсталых племен имелась сравнительно развитая система передачи на расстояние звуковых или зрительных сигналов. Так, яганы передавали сообщения клубами дыма, разжигая и быстро гася огонь. Один клуб дыма означал болезнь или несчастный случай, два т- важную неожиданность, три — смерть, четыре — находку выброшенного на берег кита и приглашение всех соседей на празднество. Письменности еще не было, хотя у аборигенов Австралии появились зачатки пиктографии (pictus — нарисованный + grapho — пишут. е. рисуночного письма, нанесения примитивных изображений для запоминания и передачи мысли. В пиктографии область рациональных знаний смыкается с другой областью духовной культуры — искусством, различные виды которого широко прослеживаются на самых ранних этапах развития родовой общины. По вопросу о том, когда и как появилось искусство, > сих пор ведутся многочисленные споры. Так, суще-ует мнение, что позднепалеолитические изображения зникли в результате длительного поэтапного процесса, ачало которого прослеживается уже в чашевидных уг-1ениях и охряных пятнах и полосах на каменных шшт-; из мустьерского грота Ля Ферраси во Франции. Солю другому мнению, эти находки говорят лишь о потении зачатков отвлеченного мышления, а изобрази-ьная деятельность возникает только в готовом чело-1еском обществе, те. на рубеже позднего палеолита. дни специалисты связывают рождение изобразительно-i искусства с использованием случайно предоставленных природой возможностей, например, подправкой резцом гили краской напоминающих животных камней, наплывов, гн на стенах пещер другие — с постепенным замеще-гем макетом-скульптурой, барельефом, рисунком нату-ьных останков зверя, которые использовались для имитации охотничьей схватки. Образцы изобразительного искусства эпохи ранней ро-эй общины известны по многочисленным археологическим памятникам. Это круглая структура и рельеф, представленные преимущественно уже упоминавшимися женскими фигурками ориньяко-солютрейских стоянок и мад- енскими головами животных. Одновременно возникают эические и живописные изображения животных, реже гний и людей, развивающиеся от примитивных оди-: контуров Ориньяка к замечательным своей выра-гельностью фрескам Мадлена и многофигурным охот-[щичьим и бытовым композициям средиземноморского га (капсийская культура. С мадленскими и кап сходны наскальные рисунки бушменов, с большой реалистичностью и экспрессией изображающие животных и людей, охотничьи и военные сцены, пляски и £ религиозные церемонии. Нив целом изобразительное. Зак. 486 257 искусство отсталых племен отражает начавшийсяв мезолите поворот от реализма к условности. Возникновение других видов искусства прослеживается этнографически. В устном творчестве раньше всего развились предания о происхождении людей и их обычаев, подвигах предков, возникновении мира и различных явлений природы. Вскоре сюда добавились рассказы и сказки. В музыке вокальная или песенная форма, по-видимо- му,, предшествовала инструментальной. По крайней мере, огнеземельцам и ведда, имевшим несложные охотничьи и другие песни, не было известно ни одного музыкального инструмента. Но вообще музыкальные инструменты появились рано. Эти ударные приспособления из Двух кусков дерева или натянутого куска кожи, простейшие щипковые инструменты, прототипом которых, вероятно, была тетива лука, различные трещотки, гуделки, свистелки, трубы, флейты. Последние, видимо, представлены и ар- хеологически — трубчатыми костями с боковыми отверстиями, найденными в памятниках позднего палеолита. К числу древнейших видов первобытного искусства относятся танцы, засвидетельствованные одним из мадленс- кйх рисунков. Как правило, первобытные танцы коллек- тивны и изобразительны: это имитация, часто с помощью масок, сцен охоты, рыболовства, собирательства, брачных отношений, военных действий и т. п. Соединяясь с устным, музыкальным, изобразительным творчеством и подчас превращаясь в примитивные драматические представления, такие танцы наиболее наглядно выражали эмоцио- нально-познавательную и воспитательную сущность первобытного искусства. Таким образом, в духовной культуре ранней родовой общины с самого начала наличествовали и развивались элементы рационального миросознания. Нов целом эти элементы были еще очень невелики островки знания терялись в море незнания. Между тем люди в родовой общине, в противоположность людям первобытного стада достигли такой ступени развития интеллекта, когда . потребность объяснить все, с чем им нрихо-| дятся сталкиваться, в том числе и то, что оставалось непонятным, заставлялочувствовать свое бессилие. Поэтому рядом с рациональным миросознанием возникла ^религия. Главной особенностью превратного миросознания I членов ранней родовой общины было то, что они еще не ^ выделяли себя из окружающей среды. Кормовая территория, ее животные, растительные и минеральные богатства, \ действующие на ней стихийные силы и живущая здесь человеческая группа—все это мыслилось как единое, сли- *Toe целое, в котором люди были тождественны с природой. Природе приписывались человеческие свойства вплоть до кровнородственной организации и дуалистического разделения на две взаимобрачных половины людям—свой ства природы вплоть до воспроизводства ее стихийных явлений. Эта специфика первоначальной религии сказалась во всех ранних видах фантастических представлений тотемизме, фетишизме, анимизме, магии. Тотемизм, особенно полно сохранившийся у аборигенов Австралии, — это вера в существование тесной связи между какой-либо родовой группой и ее тотемом — определенным видом животных, реже растений, еще реже других предметов или явлений природы. Род носил имя своего тотема, например, кенгуру или луковицы, и верил' что происходит от общих с ним предков, находится с ним в кровном родстве. Тотему не поклонялись, но считали его отцом, старшим братом и т. п, помогающим людям данного рода. Последние, со своей стороны, не должны были убивать свой тотем, причинять ему какой-либо вред, '*.употреблять его в пищу. У каждого рода был свой священный центр, с которым связывались предания о тотемических предках и оставленных ими детских зародышах, дающих начало новым жизням здесь хранились ; тотемические реликвии и совершались различные тотеми- 259 ♦о * II ческие обряды. В целом тотемизм был своеобразным идеологическим отражением связи рода сего естественной средой, связи, осознававшейся в единственно понятной в то время форме кровного родства. Анимизм (anima — душа) — вера в сверхъестественные существа, Заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи. Английским этнографом Э. Тэйлором была выдвинута так называемая анимистическая теория происхождения религии, согласно которой вера в нематериальные души и духов была древнейшим видом религиозных представлений, возникшим в сознании философствующего дикаря при попытках обьяснитьтакие явления, как сон, обморок, смерть. В действительности подобные верования не могли быть исходным видом религии, так как представления о нематериальном предполагают известное развитие абстрактного мышления. Но какие-то зачатки анимистических верований в форме смутного одушевления природы, несомненно, появились уже в самую раннюю пору родового строя. У тасманийцев, австралийцев, огнеземельцев и других наиболее примитивных народов имелись неясные представления о душах живых и умерших людей, злых и добрых духах, обычно мыслившихся в качестве физических, осязаемых существ. Можно думать, что с этими представлениями были как-то связаны и ранние формы почитания матерей-охранительниц очага, засвидетельствованные находками позднепалеолитйческих женских статуэток. Фетишизм (fetico — талисман, амулет) — вера в Сверхъестественные свойства неодушевленных предметов, например, определенных орудий труда, предметов обихода, деревьев, камней, пещера позднее и специально изготовленных культовых предметов. Существует мнение, что простейший фетишизм, состоящий в наделении некоторых предметов ближайшего окружения наряду с обычными также и чудодейственными свойствами, мог быть начальной формой религии. Так, фетишем могло стать) добычливое копье или плодоносящее дерево, насытившее людей после длительной голодовки. Однако проверить справедливость этой теории трудно хотя элементы фетишизма широко известны среди отсталых племен они переплетаются здесь с элементами тотемизма, анимизма и других религиозных представлений. Магия (mageia — колдовство) — вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы. Не понимая Г настоящей взаимозависимости наблюдаемых фактов и явлений, превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек полагал, что с помощью определенных приемов — действий и слов — можно вызвать дождь или поднять ветер, обеспечить успех в охоте или собирательстве, помогать или вредить людям. Большое распространение получила, в частности, производственная, или промысловая, магия такова, например, пляска кенгуру у австралийцев, вовремя которой одни исполнители изображали этих животных, а другие якобы поражали их копьями. По мнению некоторых ученых, практика промысловой магии археологически засвидетельствована частыми знаками ран на позднепалеолитйческих рисунках и скульптурах животных. Рано развились и другие основные виды магии вредоносная — наведение порчи на врага, охранительная предотвращение этой порчи, лечебная колдовское лечение рани недугов. Таким образом, уже самые ранние виды религии заключали в себе начатки не только фантастических представлений веры, но и священнодействий ■— культовой практики. Последняя долгое время не составляла тайны совершение религиозных церемоний было доступно всеми каждому. Нос развитием верований и усложнением культа его отправление потребовало определенных знаний, умений, навыков, опыта. Важнейшие культовые действия стали совершаться старейшинами (например, у сеноев), а затем и особыми специалистами (у огнеземель- <, 261 цев, семангов и др. Как показывают мифы австралийцев и обычаи ряда других племен, в качестве таких специалистов первоначально выступали преимущественно жен- щины. Религия играла очень большую роль в жизни родовой общины. Видный французский этнограф Л. Леви- Брюль, изучая духовную культуру отсталых племен, даже пришел к выводу, что мышление первобытных коллективов было всецело иррациональным, мистическим, религиозным. Это, конечно, неверно, так как если бы древнейшее человечество руководствовалось только превратными представлениями, оно остановилось бы в своем развитии или погибло. В действительности духовной культуре ранней родовой общины было присуще тесное переплетение рациональных и превратных представлений. Так, леча рану, первобытный человек обычно обращался и к полезным травами к маши; протыкая копьем изображение животного, он одновременно практиковался в приемах охоты или показывал их молодежи и магически обеспечивал успех предстоящего дела. Это переплетение нередко служит основой для различных построений, выводящих из религии другие явления духовной культуры и идеологии, в особенности искусство и нравственность. Но различные формы общественного сознания, хотя они всегда находились в активном взаимодействии, не могли возникать одна из другой, так каких общей основой были условия общественного бытия. Таким образом, первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя граница по новейшим данным — примерно 2 млн лет назад, верхняя граница колеблется в пределах последних 5 тыс. лет в Азии и Африке первые цивилизация возникли на рубеже 4—3 тысячелетий дон. э в Европе — в 1 тысячелетии н.э., в других областях Земли — еще позднее Этническая антропология, или расоведение, изучает антропологический состав народов земного шара в настоящем и прошлом. Полученные в результате этого изучения материалы дают возможность выяснить родственные отношения между расами и историю их возникновения, те. древность, место и причины происхождения расовых типов. Этническая антропология обслуживает также интересы и смежных с ней дисциплин, разрешая при этом ряд различных задач: 1. Сравнительное изучение человеческих рас весьма важно для разрешения проблемы происхождения человека современного вида ив первую очередь для разрешения вопроса о том, водном или нескольких местах возник человеческий род. В истории науки этот вопрос всегда рассматривался и решался в неразрывной связи с вопросом о степени взаимного сходства и различия между человеческими расами, а также об изменчивости расовых типов под влиянием географической среды. Этническая антропология представляет существенный материал для изучения закономерностей роста, изменчивости и корреляций, весьма важных для биолога. Антропологический (расовый) материал имеет большое значение и для разрешения некоторых вопросов истории, в особенности этногенеза. Наличие натер ритории типа, резко отличного от основной массы населения, позволяет суверенностью говорить о приходе на данную территорию либо предков основной массы населения, либо предков типа, составляющего меньшинство. Более того, в этнографических и археологических данных в подобных случаях всегда обнаруживаются различия в культуре в настоящем или в прошлом между группам отличающимися друг от друга по антропологическому типу. Совокупными усилиями антрополога, этнографа, археолога, а иногда и лингвиста можно определить область, из которой шло переселение, и время этого переселения. Глава 9. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О Все ныне живущее человечество представляет собой с биологической точки зрения один вид Homo sapiens. Этот вид распадается на целый ряд более мелких делений, называемых расами. Представителями наиболее резко различающихся расовых типов могут служить, например, суданский негр, монгол, прибалтийский европеец. Основной особенностью расовых вариаций, в отличие от всех других внутривидовых вариаций, является географический ареал их распространения. В пределах этого ареала сосредоточена обычно большая часть представителей данного расового типа. В зоогеографии под ареалом распространения подразумевают определенную территорию наземной поверхности, которая получается, если обвести на карте крайние точки, где встречается данное животное. Определение того, чем является человеческая раса, следует строить на основе анализа процесса расообразова- ния у человека. Этот процесс протекал под влиянием двух различных факторов биологического и социального. Роль того и другого становится ясной, если различать в процессе расообразования: 1) механизмы этого процесса и 2) конкретную историю их проявления во времени и пространстве. Механизмы образования каждого отдельного расового признака относятся у человека к области биологии. Наоборот, конкретная история осуществления всех этих механизмов сочетания отдельных признаков в комплексы, или расовые типы, относится у человека к области его 265 социальной жизни. Так, например, для понимания механизма расщепления признаков человека, определяющих цвет и форму его волос, достаточно знания некоторых общих и частных положений генетики. Для понимания причин проникновения, например, тугой формы волос за пределы Восточной Азии на о-в Мадагаскар, необходимо знать историю заселения этих областей, а следовательно, те социальные причины, которые его вызвали. Расы животных и человека В результате многочисленных исследований географической изменчивости видов диких животных в систематике животного мира установилось новое представление о виде. Вид (species) является основной структурной единицей в системе живых организмов, качественный этап их эволюции. Вследствие этого вид — основная таксономическая категория в биологической систематике. Подвидом понимается совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков и типов взаимоотношений с абиотической и биотической средой и отделенных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм. Вид также рассматривается как совокупность особей, почти всегда состоящая из большего или меньшего числа подвидов, или географических больших рас, занимающих определенную территорию, или ареал. Количество рас, на которые распадаются виды позвоночных, различно. Некоторые виды распадаются на 30— 40 подвидов. С другой стороны, имеются виды, в которых не выделено никаких рас. Нередки примеры, когда в пределах одного рода одни виды распадаются на многие подвиды, а другие не представляют никаких заметных географических различий. Так, гренландский тюлень имеет три 266 подвида, а каспийский — ни одного. Белый хорек имеет много подвидов, а черный — ни одного. Расы млекопитающих отличаются обычно раскраской шерсти или кожи, размерами и пропорциями тела, строением мягких частей морды, особенностями черепа. Так, в частности, построению черепа отличны расы горилл, расы белого медведя, расы дикого северного оленя, бобра и т. д. Признаки, по которым различаются расы, обычно сравнительно устойчивы, те. мало меняются под непосредственным воздействием среды. Во многих случаях отнесение той или иной группы к категории вида или расы представляет трудности, понятные сточки зрения эволюционного процесса и вытекающие из возможности перерастания расовых различий в видовые. Типичные хорошие виды (Бунак, 1941) отличаются от рас последующей совокупности особенностей 1) морфологические различия между видами более велики, чем расовые различия 2) потомки от скрещивания двух рас неограниченно плодовиты между собой в отличие от межвидовых метисов 3) естественным следствием предыдущего является наличие переходных форм в зоне соприкосновения ареалов рас и отсутствие таковых в зоне соприкосновения ареалов видов 4) возможность и частота сосуществования без скрещивания на одном ареале двух видов относительная редкость и исключительность сильного захождения ареала одной расы на другой. Расы иногда, в свою очередь, делятся далее на меньшие группы, также являющиеся расами по отношению к большой, или материнской расе. Возможно и дальнейшее дробление дочерних рас на еще более мелкие ареальные группы. В настоящее время предложено употребление следующих терминов в порядке нисходящего деления вид, большая раса, малая раса, подраса, местная раса. Хотя принципы выделения расу человека и животных представляют некоторую очевидную аналогию (в наличии ' ареала, в самом наборе расовых таксономических признаков, в их относительной устойчивости, их генетической обусловленности, независимости варьирования, однако и значение рас и их история принципиально иные у человека и животных. Раса человека—это исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определенных пределах. Так как групповая и индивидуальная изменчивость этих признаков не совпадает, расы являются не совокупностями особей, а совокупностями популяций, те. территориальных групп людей, объединенных брачными связями. По всем основным морфологическим, физиологическими психическим особенностям, характерным для современных людей, сходство между всеми расами велико, а различия несущественны. Лишены всякого фактического основания концепции о существовании высших и низших рас и об их происхождении от разных родов высших обезьян. Данные антропологии и других наук доказывают, что все расы происходят от одного вида ископаемых гоминид. Неограниченные возможности смешения (метисации) и социально-культурная полноценность смешанных групп служат веским доказательством видового единства человечества. Слово раса, восходящее, вероятно, к арабскому корню рас (голова, начало, встречается впервые в современном смысле у французского ученого Ф. Бернье (1684). В ХУШ—XX вв. были предложены многочисленные классификации рас, основанные главным образом на внешних морфологических особенностях. Одна из наиболее удачных классификаций принадлежит Ж. Деникеру (1900), использовавшему весьма обширный фактический материал. Он разделил человечество на 29 рас, объединив их в шесть групп последующим сочетаниям признаков. А. Шерстовидные волосы, широкий нос (расы бушменская, негритосская, негрская, меланезийская).. 268 Б. Курчавые или волнистые волосы фасы: эфиопская, австралийская, дравидийская, или мелано-индийская, ассироидная). В. Волнистые, темные или черные волосы и темные глаза (расы индо-афганская, арабская, берберская, среди- земно-приморская, островная-иберийская, западная, адри- атическая). Г. Волнистые или прямые волосы, блондины со светлыми глазами (расы северная, восточная). Д. Прямые или волнистые черные волосы, глаза темные фасы: айнская, полинезийская, индонезийская, юж- ноамериканская). Е. Прямые волосы (расы североамериканская, сред- неамериканская, патагонская, эскимосская, лопарская, | угорско-енисейская, туранская, монгольская). Внутри групп расы выделены на основании цвета кожи, формы головы, лица и носа, других морфологических признаков. Широкую известность получила и классификация Я.Я. Рогинского (рис. 44). 9.2. Раса и нация * Необходимо строго различать два весьма разных понятия нация и раса. Людей объединяют в нации общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. В отличие от нации, раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано определенным ареалом. Такие обозначения, как русская раса, английская раса, итальянская раса и др, являются ошибочными. Так, например, северные итальянцы выше ростом, более брахи- кефальны, менее темноглазы и менее темноволосы, чем уроженцы Южной Италии. Отсутствие внутренней необходимой связи между расой и языком вытекает с полной очевидностью из многих v, 269 Рис. 44. Схема расовой классификации фактов. У человека любой расы, воспитанного с первых лет жизни в какой-либо стране, родным языком будет язык народа этой страны. Можно привести множество примеров полного несовпадения границ распространения языка, с одной стороны, и расового типа, с другой. Так, среди тюркоязычных народов бывшего Советского Союза находим, например, азербайджанцев, относящихся к одному из южных вариантов европеоидной расы, якутов, ярких представителей монголоидной расы, чувашей, обладающих чертами уральской расы. Меланезийцы, малайцы, полинезийцы, резко различаясь по своему антропологическому типу, говорят на языках малайско-полинезийской группы. К индоевропейской семье языков относятся, с одной стороны, языки северо- западных народов Европы, очень светловолосых и светлоглазых, с другой — весьма смуглых, темноволосых индийцев, из которых некоторые, например, маратхи, имеют сравнительно темную кожу и широкий нос. Весьма, многочисленны примеры, когда в пределах одного расового типа распространены различные группы языков. Так, индоевропейские, иранские племена западного Памира имеют гораздо больше общего по своему физическому типу с кавказцами, грузинами, семитами айсорами, чем с индоевропейцами Западной и Восточной Европы. Все эти факты свидетельствуют об отсутствии какой- либо причинной связи языка и расы, и этому нисколько не противоречат весьма частые случаи, когда между расовой и языковой принадлежностью какой-либо группы устанавливалась историческая связь. Изучение различных форм этой исторической связи позволило сделать ряд обоб- щений: 1. Язык и культура могут распространяться без перемещения антропологических типов, но антропологические типы никогда не распространяются, не принося с собой определенной культуры и языка. Антропологические данные могут играть важную роль для определения тех этнических слоев, из которых сложился данный народ. Когда масса населения, почти однородная по антропологическому составу, разделена на группы, говорящие на разных языках, в прошлом тех или иных форм следует искать историческую общность этих групп. Следует различать два принципа историко-культур? ной классификации народов а) классификацию по хо зяйственно-культурным типам (например, арктические приморские Охотники, оленеводы тундры, кочев ники-скотоводы степей б) классификацию по так называемым историко-этнографическим областям, те. таким общностям людей, которые сложились в результате единства исторических судеб народов, населяющих данную область, и их длительных взаимных связей и влияний. 5. При решении проблемы этногенеза классификация по историко-этнографическим областям имеет гораздо большее значение, чем классификация по хозяй ственно-культурным типам. Границы антропологических типов больше совпадают с границами историко-этнографических областей, чем с границами распространения хозяйственно-куль турных типов и групп языковой классификации (Ро- гинский, Левин, 1978). 9.3. Расообразование Факторы, имевшие значение в формировании расовых типов, рассматриваются по отношению к следующим этапам этого процесса: 1) возникновение признаков закрепление признаков и сохранение их в населении распространение признаков на территории возникновение различных сочетаний признаков характер и закономерности изменений признаков. При анализе факторов расообразования необходимо иметь ввиду специфические для человека условия существования, те. общественную среду. Возникновение признаков Установление с достаточной точностью факта появления признака в результате новой мутации у человека представляет в каждом отдельном случае большие трудности. Для суждения о частоте мутирования существуют 272 косвенные методы, которые позволили по отношению к человеку вычислить, например, приблизительную частоту появления мутаций, определяющих гемофилию. По расчетам Холдена, эта частота приблизительно исчисляется как 1 случай гемофилии на 50 тыс. жизней. Для проблемы расообразования весьма важно установление факта независимого появления сходных (повторных) мутаций в разных группах населения. Такие признаки, как альбинизм, короткопалость, некоторые формы карликового роста, действительно возникали совершенно самостоятельно у отдельных индивидов разных рас. Из нормальных признаков тоже самое можно сказать о рыжеволосости. Еще больший интерес представляют случаи, которые относятся к расовым признакам. Таковы, например, голубоглазые субъекты среди африканских пигмеев, субъект со спирально закругленными волосами в нидерландской семье. Конечно, в этих случаях никогда не может считаться вполне исключенной возможность более или менее старой примеси. Значение таких повторных мутаций весьма высоко оценивается рядом авторов. Так, было выдвинуто предположение, что спиральная форма волос образовалась независимо у африканских негров и у меланезийцев, выпуклая спинка носа возникла самостоятельно у папуасов, у североамериканских индейцев, у европейцев. |\ ' Хотя эта точка зрения, может быть, неприложима в томили ином случае, нов *бщем факт независимого возникновения сходных признаков и одинаковых генов в разных расах не подлежит сомнению. Закрепление признаков Основной причиной того, что вновь появившийся признаку растения или животного сохраняется, усиливается и делается достоянием все большего числа особей, является естественный отбор, или преимущественное выживание, в данной среде носителей нового признака по сравнению с теми особями, которые данным признаком 273 не обладают. В человеческой эволюции естественный отбор, очевидно, не мог иметь того значения, какое принадлежит ему в остальном органическом мире. Это положение становится вполне понятным, если учесть, что человек связан с географической средой не непосредственно, а через посредство общественной среды и культуры, которые все более изменяют условия существования по мере развития производительных сил. Ясно, что не может быть никакого постоянного направления изменений, те. отбора типа в среде, которая сама является крайне разнообразной, непостоянной и причем меняется очень быстро, вследствие деятельности человека, приспособляющего ее к своим потребностям. Что же касается взаимоотношений людей внутри коллектива или одного коллектива с другим, то они определяются не биологическими, асоциальными закономерностями. Рассматривать такие явления, как конкуренция, война, истребление отсталых народов и т. п, в качестве форм естественного отбора, значит совершать грубое искажение действительноста, ничего ■ «бщего не имеющей с объективной наукой. Шли обратиться к весьма древней эпохе начала дифференциации больших рас, то, теоретически, было бы неправильно отрицать на этом раннем этапе возможность некоторой объективной роли географической среды. Привести строгие фактические доказательства этого положения было ы трудно помимо того, что систематические расовые признаки человека не имеют чисто внешний характер ив большинстве случаев не могут быть оценены сточки зрения како- го-нибудь приспособительного их значения (форма волос, высота переносья, эпикантус, головной указатель. Сама картина распространения указанных признаков наземном шаре не позволяет видеть в них продукты географического отбора (плоское переносье тунгуса и негра, волнистые волосы европейца и тамила, эпикантус эскимоса и южного китайца. Значительно больше оснований предполагать, что приспособительное значение могли иметь вначале верхнего палеолита особенности кожи. Возможно, что более темная пигментация кожи негрской, эфиопской, индонезийской, австралийской и южномонгольской рас, по сравнению с расами северного пояса, возникла как приспособительная особенность к условиям сильного действия ультрафиолетовых лучей тропического солнца. Возможно также, что некогда имело приспособительное значение и несколько большее развитие потовых и сальных желез, наблюдающееся у негров по сравнению с белыми. Не исключено, что и несколько более короткая голень, свойственная народам северной зоны, по сравнению с народами тропической зоны, является пережитком того времена, когда длинная голень была невыгодной при сильном охлаждении нижних конечностей. Влияние изоляции на концентрацию признака Изоляция должна быть рассмотрена в числе прочих факторов образования расу человека на основании следу- ющего: 1. Можно считать установленным, что развитие первобытного общества прошло через очень продолжительную стадию существования изолированных коллективов или совокупностей коллективов, связанных и ограниченных рамками эндогамии. Эти сравнительно малолюдные группы, противопоставляющие себя всем другим, не понимавшие языка соседних групп, в тоже время нередко были изолированы географически. Данные зоогеографии свидетельствуют о том, что величина различий между подвидами зависит от степени и длительности их изолированного существования и отсутствия смещения между ними. Данные генетики позволяют уяснить с теоретической стороны некоторые особенности влияния изоляции на : 'V 275 щ процесс расхождения признаков, или дивергенции. В результате ряда исследований было доказано, что во всякой ограниченной популяции после некоторого конечного числа поколений должно наступить полное вытеснение одним аллеломорфом всех других популяция, таким образом, должна поданному гену перейти в гомозиготное состояние. Эти явления должны были приобрести особое значение именно для человека вследствие специфических условий человеческого существования' Так как роль естественного отбора у человека постепенно сходила на нет и вследствие этого все более возрастала роль случайности по отношению к тому, какой именно аллеломорф получал преобладание, то, очевидно, что процесс перехода в гомозиготное сЬстояние должен был идти обычно в разных малых группах, даже соседних, по разным путям. Даже небольшое преимущество одного признака по сравнению с другими должно было весьма ускорять процесс увеличения концентрации данного при- знака. г. Конкретным доказательством могут послужить исследования групп крови и их распределение по малым, изолированным друг от друга, близким народностям. В результате исследования изогемоагглютинации у горных таджиков оказалось, что в различных частях одного района соотношение количеств кровяных групп иногда совершенно разное. При этом обнаружилось, что это различие совпадает со степенью изолированности местности и главных перевальных путей сообщения. Аналогичные факты были обнаружены при исследовании крови айнов и мик- ронезийцев. Вполне вероятно, что в этом же явлении причина больших вариаций процента темных глазу разных групп дагестанцев. На основании этих фактов можно предположить, что некоторые малые окраинные народности, живущие в культурной и географической изоляции от своих соседей'И обладающие своеобразным расовым типом, 276 обязаны до известной степени именно изоляции своими своеобразными чертами. Примером подобных народностей могут служить бушмены и эскимосы. Однако было бы неправильно приписывать всецело изоляции отличия эскимосов от других монголоидов и отличия бушменов от негров. Тут могли отразиться и различия истории, и трудно учитываемые влияния внешней среды. Так, в частности, далеко разбросанныедруг от друга племена сеноев, веддов, тоалов и панианов Индостана все-таки остались очень сходными друг с другом, те. сохранили черты древнего общего типа, несмотря на продолжительную изоляцию. Причина, может быть, лежит в том, что ни одна из этих групп не должна была освоить специальные условия новой провинции и связать свою судьбу, например, с полярной областью, как это сделали эскимосы, или с пустыней, как^ушмены. 9.3.4. Распространение признаков Значение социального фактора проявилось в весьма резкой форме в процессе распространения признаков на территории. Когда какая-либо группа населения, в силу географических и исторических причин, раньше, чем другие, переходила на более высокую стадию развития производительных сил, численность этой группы быстро возрастала. Более высокий прирост населения, обусловленный у человека чисто социальными причинами, неизбежно приводил не только к более высокой плотности населения, но и к освоению все большей территории и поглощению и растворению групп с более низкими показателями прироста. По существу, совершенно несвязанные с этим процессом расовые особенности разрастающегося поколения автоматически распространялись вместе сих носителями. Таким образом, возникли новыер^штрные ареалы рас, которые по своей основе судмйРШнно отличались от ареалов рас животных, так кдаЯсразмеры и границы определялись социально-экономическими причинами. Если 277 одни расы ныне характеризуются большими ареалами, я другие — малыми, то источники этих различий лежат не в особенностях самих раса в различиях демографических показателей типов хозяйства (охотничьего, земледельческого, скотоводческого и др) и, до известной степени, в географических особенностях территории, определяющих возможность ее использования. Смешение рас Одним из важных факторов формирования новых типов являлась метисация, интенсивность которой возрастала по мере увеличения этнических единиц. Можно выделить несколько областей наибольшего смешения рас в период до европейской экспансии Судан, Передняя Индия, Индо-Китай, Индонезия, Мшфонезия, Средняя Азия, Западная Сибирь и Алтае-Саянское нагорье. После европейской экспансии наиболее крупные масштабы смешение приняло в южных штатах США, в Центральной и Южной Америке. Метисная популяция по средней арифметической величине, вычисленной для каждого измерительного признака и для признака, определяемого баллом, обычно занимает промежуточное положение между смешивающимися расами. Примером промежуточности типа смешанной группы могут служить камчадалы, те. тагруппа русского населения Камчатки, которая является в большей чжоей части, по крайней мере, по мужской линии, обрусевшими потомками древних ительменов. Встречаясь с какой-либо группой, история формирования которой не выяснена, антропологи на основании данных такого рода обычно предполагают, что она возникла в результате смешения двух рас, в том случае, если по всем своим признакам она занимает промежуточное положение между ними^ Так, например, различные народы Западной Сибири обладают в общем менее резко выраженными чертами мон- 278 зой расы, чем буряты, эвенки и якуты, те. имеют ; развитый эпикантус, менее уплощенную спинку оса, более обильную бороду, меньшие размеры лица, а ', также более светлую окраску волос и глаз. Из этих данных можно сделать вывод, что антропологический состав . населения Западной Сибири мог сложиться в процессе '■- смешения монголоидной и европеоидной рас задолго до прихода русских на эту территорию. В результате многочисленных исследований оказалось, что не всегда легко определить, является ли промежуточный по своему облику расовый тип продуктом смешения или, наоборот, остатком более древнего, еще нейтрального по ряду признаков, антропологического типа, из которого лишь впоследствии образовались расовые варианты с резко выраженными, крайними значениями признаков. Такой вопрос возникал, в частности, относительно хаитов и манси (имеющих черты, промежуточные между типичными европейцами и монголами, эфиопов (занимающих промежуточное положение между европейцами и неграми, дравидов (стоящих между северными индусами и веддами), баттаков, даяков, ифугао, нага и других индонезийцев сих чертами переходного характера, соединяющими их с веддоидной расой, с одной стороны, и южноазиатской, с другой. Для решения этих вопросов, которые были источником многих разногласий, весьма важное значение имеют данные по ископаемым типам на данной территории. Если по мере углубления в древность промежуточный характер признаков исчезает и появляются все более резко выраженные черты двух или более расовых комплексов, то всего вероятнее, что ныне живущий промежуточный тип появился в результате их смешения. Особенно отчетливо выступает смешанное происхождение какой-либо группы в том случае, когда удается на археологическом материале установить приход нового антропологического типа вместе с новой материальной культурой, центрраспрост- V 279 ранения которой известен в другой области. Наоборот, если промежуточность просматривается до ранней поры позднего палеолита, то значительно более вероятно считать именно промежуточный тип за исходный, а крайние варианты результатами поздней дивергенции. Ярким примером той роли, которую может сыграть ископаемый материал для разрешения этих вопросов, является исследование черепов из Луговского могильника ананьинской культуры ранней поры железного века натер- ритории Татарстана, Добытые черепа оказались явно монголоидными по типу, чем резко отличались от скифских и сарматских их сибирское происхождение не подлежит сомнению. Легкая монголоидность современных народов, населяющих территорию Волго-Камья, несомненно, унаследована от ананьинцев, смешавшихся позднее с различными европеоидными типами. Примером обратных результатов может послужить исследование мезолитических черепов Восточной Африки. Оказалось, что, по крайней мере, в эпоху мезолита там не обнаруживается резко выраженных представителей ни негрской, ни европеоидной рас черепа из пещеры Гэмбля своеобразны и скорее нейтральны по типу. В этом подтверждение гипотезы о том, что происхождение восточноафриканской расы нельзя сводить к одной метисации, хотя последняя широко распространена к югу от Эфиопии. |