Балашов Л.Е. - Занимательная философия. Учебное пособие. М., 2005. Балашов Л.Е. - Занимательная философия. Учебное пособие. М. Учебное пособие. М. Издательскоторговая корпорация Дашков и К
Скачать 1.92 Mb.
|
РазноеВерите ли вы в судьбу? Что такое судьба? Что такое, по Вашему, притча? Два примера: А. (Притча о самаритянине) "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки 10; 25-37). Б. (Притча “Буриданов осел”) Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинаковые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки начать, и умер с голоду. Прокомментируйте “Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину” (Р. Киплинг) Прокомментируйте следующее утверждение: “Во всем нужна мера, даже в том, чтобы соблюдать ее”. Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему? А. “Не в силе правда, а в правде сила”. Б. “Кто сильнее, тот и прав” (вариант: “Сильный всегда прав”). В чем изъян следующего утверждения: “С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным” (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь). В чем противоречивость, логическая некорректность следующего рассуждения: "Наслаждение — антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь — нет, она неподвластна времени)" (цитата из книги). Прав ли Бисмарк, говоря: "Это только дураки учатся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опыте других." — Оцените и прокомментируйте. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями: А. «...ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24) Б. «Сильные страсти — слабые нервы» (из кинофильма). Или: «Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В. О. Ключевский). — Дайте развернутый ответ. Прокомментируйте, насколько правильно употребление слов “материалист” и “идеалист” в следующем анекдоте: В суде разводится пожилая пара. Судья спрашивает у мужа о причинах развода. Муж отвечает, что причины чисто философские и поясняет, что он материалист, а жена идеалистка. В разговор вступает жена: “Я отдала ему всю свою романтическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело”. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями: А. Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф. И. Тютчев) Б. В пустыне нет красоты. Красота в душе араба. (А. М. Горький) Правильно ли утверждение: «Мы не замечаем прекрасного до тех пор, пока не лишаемся его» (из кинофильма). — Дайте развернутый ответ. Что означает выражение “золотая середина”? Приведите примеры, поясняющие это выражение. Пояснения и методические рекомендации1. Предлагаемые задачи и упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, 3) для конкурсных заданий. 2. Задача по философии указывает на философскую проблему и/или помогает ее решить (устранить). 3. Упражнение по философии тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии. 4. Распределение задач и упражнений по разделам учебного курса. Задачи и упражнения для удобства преподавания распределены (с известной долей условности) по пяти разделам учебного курса («что такое философия?», «история философии», «философское понимание мира», «философия человека», «философия деятельности»1). Кроме того, в отдельный раздел «Разное» помещены задачи и упражнения, которые трудно отнести к какому-то одному разделу учебного курса. Распределение задач и упражнений по разделам учебного курса не означает автоматически, что они предлагаются студентам в том же порядке, по разделам. Допустимы самые разные варианты. На экзамене по философии рекомендуется давать задачи и упражнения без указания их принадлежности к тем или иным разделам учебного курса. 5. Критерии оценки ответа: 1) обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа “да”, “нет” не принимаются); 2) аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров); 3) точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой). 5. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии. Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут) или как домашние задания. 6. На зачете или экзамене студенту следует предоставить право выбирать как минимум из двух вариантов задач/упражнений. В остальных случаях — по усмотрению преподавателя. ——————————————————————————— Лев Евдокимович БАЛАШОВ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Учебное пособие Балашов Лев Евдокимович — профессор кафедры философии Московского государственного университета инженерной экологии, преподает также в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, окончил философский факультет МГУ в 1969 г., кандидат философских наук, в 1990-1993 гг. был депутатом Моссовета. Л. Е. Балашов — автор свыше двадцати книг по философии, в том числе учебника «Философия» (М.: «Дашков и К», 2004 г.), учебного пособия «Этика», книг «Практическая философия», «Мир глазами философа», “Жизнь, смерть, бессмертие”, «Ошибки и перекосы категориального мышления. В этих и других книгах автора излагаются основы его философской концепции. 1 Анекдоты взяты из: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. 2 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн.1, «Зенон». 1 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1, М., 1989. С. 148. — Диодор Сицилийский, Х, 10, 1. 1 Комментарий взят с некоторыми изменениями из: Селиванова В.И. Введение в курс философии. М., 2000. С. 48. 1 См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 104. 2 Корчак Я. Как любить детей, М., 1990. С. 241, 212. 1 Вот свидетельство специалиста: "... если курильщик желает окружающим добра, то ему (ей) следует дымить в отдельном помещении. Как ни затягивайся, только 40% ядовитых веществ, выделяющихся из тлеющего табака в сигарете или папиросе, остаются в организме курильщика. Остальные представляют реальную угрозу невинным людям, к несчастью, оказавшимся поблизости" 1 Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. С. 141-142. 1 Холизм (холос — целое) — концепция, утверждающая примат целого над частями. 2 Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 100, 101. 1 Материал взят из Интернета: http://psi.lib.ru//filosof/bosel.htm 1 Материал взят из Интернета: http://www.koryazhma.ru/usefull/know/doc.asp?doc_id=86 2 Абчук В.А. Теория риска в морской практике. Л., 1983. С. 7-9. 1 См.: А. Гулыга. Кант. М., 1977. С. 128. 2 Цит. по: там же. 1 «Главное дело жизни всякого человека, это то, чтобы становиться добрее и лучше. А как же можно становиться лучше, когда считаешь себя хорошим.» — Л.Н. Толстой. Смирение. М., 1911. 1 Рисунок в тексте заимствован из книги: Е. В. Золотухина-Аболина. Страна Философия (книга для школьников и студентов). Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1995. 2 Прокруст («вытягиватель») — прозвище разбойника Дамаста. Он подстерегал путников на дороге между Мегарами и Афинами, захватывал и укладывал на специально приготовленное ложе. Если лежавший был короче, Прокруст растягивал его, если длиннее — обрубал ему ноги. В переносном смысле «прокрустово ложе» — заранее определенные рамки, в которые стараются уложить людей, факты, события и т. д. 1 Гулыга А. Гегель. М., 1970. С. 93. 1 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 497-498. 2 Там же. С. 504. 1 Д. Данин. С. Вероятностный мир. М., 1981. 90-91. 1 Гегель. Наука логики. Т. 3, М., 1974. С. 112. 2 В. А. Сухомлинский описывает мальчика, у которого мысль о неизбежности собственной смерти вызвала нервное потрясение: «никогда не забуду тихого сентябрьского утра, когда до начала уроков ко мне в сад пришел Костя (воспитанники мои учились тогда в восьмом классе). В глубоких, тревожных глазах парня я чувствовал какое-то горе. «Что случилось, Костя?» — спросил я. Он сел на скамью, вздохнул и спросил: «Как же это так? Через сто лет не будет никого — ни вас, ни меня, ни товарищей… все умрем. Как же это так? Почему?..» 1 См.: В. Коровин. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. М., 1996. С. 334. 1 См.: В.Н.Руднев. Сновидение и реальность. Предисловие к книге Н.Малкольма «Состояние сна». М., 1993. С. 24-25. 1 См.: А.Г.Спиркин. Философия. М., 2002. 1 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.-Баку. 1990. С. 96-97. 1 Такое мнение не единственное для философа. Д. Локк, весьма далекий от Гегеля по менталитету, утверждал почти то же самое: «…хитрость, это обезьянье подобие мудрости, как нельзя более далека от последней и так же уродлива, как уродлива сама обезьяна…» — Локк Д. Педагог. соч., М., 1939. С. 169. 1 "Ошибки людей сильного ума именно тем и бывают страшны, что они делаются мыслями множества других людей", — писал Н. Г. Чернышевский. 1 Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 48. 2 Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М., 1966. С. 38. 1 Кастанеда К. Избр. соч., М., 1994. С. 395. 2 Под выражением "платоновский Сократ" имеется в виду не подлинный Сократ, а персонаж платоновских диалогов. 3 См.: Платон. Собр. соч. в 4 т.т. Т. 2, М., 1993. С. 14, 38, 39. 1 "В произведении Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» персонаж по имени Шалтай-Болтай как-то необычно употребил слово «слава». «– Я не понимаю, при чем здесь «слава»? – спросила Алиса... Шалтай-Болтай презрительно улыбнулся. – И не поймёшь, пока я тебе не объясню, – ответил он.– Я хотел сказать: «Разъяснил, как по полкам разложил!» – Но «слава» совсем не значит: «разъяснил, как по полкам разложил!» – возразила Алиса. – Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше,– сказал Шалтай презрительно. – Вопрос в том, подчинится ли оно вам,– сказала Алиса. – Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, – сказал Шалтай-Болтай. – Вот в чем вопрос!» 1 См.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. С. 385-386. 1 Франк С.Л. Смысл жизни. — Вопросы философии, 1990, № 6. С. 69-70. 1 Наумов Л. 82 дня в океане. В: “Океан покоряется людям”. Владивосток. 1961. С. 99-100. 1 Д.Карнеги. Как перестать беспокоиться и начать жить. (гл. 27). — Д.Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей... Москва-Баку, 1990. С. 439. 2 Не следует путать этот термин с термином "контркультура". Контркультура — это протестная культура; в ней могут быть как положительные моменты для культуры, так и отрицательные. 1 Под человеком здесь я имею в виду и отдельного человека, и разные общности людей, и человечество в целом. 1 См.: Егор Шугаев. О наследственном депутатстве и других полезных вещах. — М.: Моск.рабочий, 1994. С. 90-91.Егор Шугаев — литературный псевдоним Сергея Николаевича Юшенкова, депутата Гос. Думы, кандидата филос. наук. Был убит 17 апреля 200 3 г. Эта и другие задачи со звездочкой взяты из: Рабочая тетрадь студента. М.: МИРЭА, 2002. Составитель Л. Ф. Матронина. 1 Задача взята из: А. Н. Книгин. Учение о категориях: Учебное пособие. Томск, 2002. С. 260. 2 См. предыдущую сноску. 1 Защита от дурака — расхожее выражение, означающее возможность (или невозможность) защититься или защитить кого (что)-либо от необдуманных. глупых, ошибочных действий другого человека (других людей). 1 Ф. Ницше. Воля к власти. № 362. 2 «Тит (сын императора Веспасиана – Л. Б.) упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес ее к носу и спросил, воняет ли она. «Нет» — ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», — сказал Веспасиан.» (Светоний. Жизнь двенадцати цезарей). 1 См.: Л. Е. Балашов. Философия: Учебник. М., 2002. |