Кибернетической основой конструктивной эпистемологии Фёрстера является организационная замкнутость нервной системы, а ее принципом - кругообразность, «круговая причинность» знания, а именно: если причина находится вне системы, мы имеем дело с бихивиористской схемой «стимул – реакция – стимул». Она характерна для кибернетики первого порядка. - если причина находится внутри системы, схема ее действия обретает вид: «организм – модель поведения – организм». Она характеризует кибернетику второго порядка. В этом случае речь идет о воздействии системы на саму себя, о ее самозамыкании.
Эпистемологическим ядром такой кибернетической системы является самореферентность познания и ее парадоксы. Иначе говоря, любая эпистемология, любая теория сознания или модель человеческого мозга неизбежно приобретают черты кругообразности в том смысле, что является теорией или моделью о себе самой. Как же тогда конструируются знания? Единственный способ разрешить возникающие противоречия – это представить логическую ситуацию в динамической форме, когда два исключающих друг друга решения постоянно сменяют друг друга по замкнутому циклу. Фёрстер предлагает конкретную кибернетическую модель того, каким образом живой организм из качественно недифференцированных сигналов внешней среды конструирует мир «внутреннего» знания во всем его разнообразии. Это модель «двойной замкнутости» системы, которая рекурсивно оперирует не только тем, что она «видит», но и самими операторами. При этом, по Фёрстеру, смысл имеет только то, что я сам в состоянии постигнуть, – утверждает он. Своеобразный вариант конструктивной кибернетической эпистемологии предложил наш бывший соотечественник В.Ф. Турчин (в 1977 году он вынужденно эмигрировал в США). Валентин Федорович Турчин известен как физик и кибернетик, создатель языка Рефал, ряда новых направлений в программировании и информатике, как яркий представитель редкого типа философствующего ученого-естествоиспытателя. Он представил предельно абстрактную модель иерархии познающих систем. С кибернетической точки зрения он описал эволюцию (развитие) жизни на Земле, начиная с химических молекул и заканчивая гипотетическими «человеческими сверхсуществами». Существенной особенностью картины мира Турчина является «человекоразмерность». Человек в ней представлен не только как биологическое существо, но и как личность. Главная в концепции Турчина - идея метасистемного перехода. Она выражает скачок, возникновение нового системного качества управления при накоплении множества его однородных элементов. Как квант эволюции метасистемный переход является конструктивным и творческим актом. Очевидно, такого рода идеи относятся уже к теории сложных саморазвивающихся систем. Понятие «самоорганизация» в синергетике толкуется принципиально иначе, чем в кибернетике второго порядка (как у Ферстера). Если, например, для Фёрстера оно означает «организацию организации», то для Хакена – внутреннюю спонтанную организацию системы. Хакен впервые показал плодотворность использования синергетического подхода в информатике. Шенноновская информация, по его мнению, никак не связана со смыслом передаваемого сигнала, поскольку она относится к замкнутой системе. Такие системы не могут ни порождать, ни хранить информацию. Синергетику, имеющую дело с открытыми самоорганизующимися системами, можно рассматривать как теорию возникновения новых качеств на макроскопическом уровне, а это возникновение интерпретировать как возникновение смысла (как саморождение смысла). Хакен считает, что перевод может быть осуществлен не только на качественном (эвристическом), но и на количественном уровне, т.е. на уровне компьютерных алгоритмов. В этой связи высвечивается перспектива совершенно иного решения проблемы искусственного интеллекта. По аналогии с машиной Тьюринга возникает идея синергетического компьютера. Синергетическое переосмысливание концептуального аппарата информатики, начатое Г. Хакеным, было поддержано многими учеными. Среди достигших определенных успехов в этой области - представитель отечественной науки Д.С. Чернавский. Его идея состоит в следующем. В традиционной прагматике ценность информации определялась через цель. Однако вопрос о ее возникновении не обсуждался. Считалось, что цель формируется вне объекта, а информация – в нем самом. Чернавский же считает, что системы, способные генерировать информацию, содержат хаотический перемешивающий слой, который обладает определенными свойствами. Тогда ценность информации по-прежнему определяется в рамках цели, но цель полагается самой развивающейся системой, спонтанно. Способность к целеполаганию Чернавский считает отличительной особенностью всех живых существ. |