социология. Учение Августина Аврелия об обществе и государстве. Римский богослов, епископ Гиппонский Аврелий Августин
Скачать 17.01 Kb.
|
Учение Августина Аврелия об обществе и государстве. Римский богослов, епископ Гиппонский Аврелий Августин (354-430) - за аскетический образ жизни и строгое следование догматам церкви был прозван Блаженным. Его идеи о "гармоническом неравенстве" и социальной структуре изложены в трактате "О граде Божием" (413-426). Идея о "гармоническом неравенстве" людей почерпнута Блаженным Августином из учений Пифагора и Платона о гармонии и теологически интерпретирована. Согласно теологической науке, устройство человеческого общества предопределено Богом и поэтому оно совершенно и гармонично. Но, по мнению богослова, гармония предполагает и неравенство, так как сам акт божественного творчества мира и человека был утверждением гармонии и неравенства. Равенство же в обществе ведет к беспорядку и хаосу. Оправдывая существование социального неравенства, Блаженный Августин не был сторонником рабства или бедности. С его точки зрения, рабство и бедность не созданы Богом. Они проистекают из греховной природы человека, их надо терпеть, а не выступать против них. Греховность человека предопределена замыслом бога-творца, наделившего человека свободной волей, т.е. способностью жить по-своему, по-человечьи, а не по-божьи. «Не тем человек сделался похожим на дьявола, - поясняет Августин, - что имеет плоть, которой дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, т.е. по человеку. Итак, когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу». Социальное неравенство и связанные с ним страдания приближают человеческую душу к вечности, в то время как стремление к богатству и славе есть проявление греховности и отдаляют человека от Бога. Осознание греховности, стремление избавиться от пороков, христианская любовь к другому позволяют человеку осознать мудрость божественного миропорядка и самоотверженно следовать ему. В социальной структуре Августин Блаженный выделил два противоположных вида человеческих общностей: "град земной" и "град Божий". В его понимании, "град земной" - светское государство, основанное на корыстных интересах и борьбе людей за материальные блага. В "граде земном" любовь к себе доведена "до презрения Бога". "Град Божий" - общность праведников, духовно объединенных между собой посредством церкви и религиозных общин. Жизнь в "граде Божием" основана "на любви к Богу, доведенной до презрения к себе". Перенося тяготы и лишения, осознавая свою вину и искупив грехи через жертвы, жители "града Божиего" приближаются к Богу. В представлении римского богослова "град Божий" - земная, открытая для всех общность людей, позволяющая людям приобщиться к "божественной благодати". История — постоянная борьба между двумя градами. Человек — существо немощное и совершенно неспособное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое- либо совершенное общество. Опираясь на концепцию "двух градов", Блаженный Августин отвергал идею цикличного развития общества и заменял ее идеей прогрессивного развития. Так как между "двумя градами" постоянно ведется борьба, в результате ее неизбежно должно наступить время, когда произойдет окончательная победа "града Божиего" над "градом земным" сначала на одной территории, а затем на всей земле. В конечном счете, светское государство должно отмереть. По поводу определения государства у Цицерона Августин замечает, что оно больше подходит для определения церкви: союз людей только тогда основывается на праве, когда сочетается со справедливостью, а римляне, как язычники, не были народом и государством в подлинном смысле, так как не знали истинной справедливости: игнорируя единого бога, они игнорировали и справедливость. Формы правления Августин различает в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то всем формам правления следует подчиняться. Аврелий Августин является сторонником учения о «естественном праве» как идеальной норме человеческих отношений и одновременно как всеобщем законе, вытекающем из неизменного порядка природы и всей вселенной, восходящих к богу. Он утверждает: «Кто иной, как не Бог, вписал в сердца людей естественное право». В повсеместном утверждении "града Божиего" Блаженный Августин важную роль отводил преследованию еретиков. Он был одним из вдохновителей суда инквизиции, массовых судилищ и казней инакомыслящих. В борьбе с греховными преступлениями Блаженный Августин считал целесообразным использовать органы насилия светского государства. Римско-католическая церковь широко использовала учение Августина для обоснования своих теократических претензий на власть. |