Главная страница
Навигация по странице:

  • Мораль

  • Добродетель

  • Объясняя свое учение, Аристотель дает небольшой набросок, представляя таблицу добродетелей и пороков в их соотношении с различными видами деятельности

  • Слово знать имеет два значения

  • Платон и Аристотель. Учение о бытии. Материя и форма. Бог как формально мотивцель


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеУчение о бытии. Материя и форма. Бог как формально мотивцель
    Дата28.01.2023
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаПлатон и Аристотель.rtf
    ТипРеферат
    #909582
    страница2 из 3
    1   2   3

    Разумные (добродетели ума) - развивайте в человеке через обучение - мудрость, смекалку, рассудительность.    

    Мораль (добродетели характера) рождаются из привычек-морали: человек действует, набирается опыта и на основе этого формируются его черты характера.  

    Добродетель - это мера, золотая середина между двумя крайностями: избытком и недостатком.  

    Добродетель - это умение делать лучшее во всем, что касается удовольствия и боли, а разврат - его противоположность.    

    Добродетель - это внутренний порядок или устройство души; Порядок приобретается человеком сознательным и целенаправленным усилием.   

    Объясняя свое учение, Аристотель дает небольшой набросок, представляя таблицу добродетелей и пороков в их соотношении с различными видами деятельности:

    • храбрость - это середина между безрассудным мужеством и трусостью (по отношению к опасности);  

    • благоразумие - это что-то среднее между распущенностью и тем, что можно было бы назвать бесчувственностью (в отношении удовольствий, связанных с осязанием и вкусом);  

    • щедрость - это середина между расточительностью и скупостью (по отношению к материальным благам);  

    • величие - это что-то среднее между высокомерием и унижением (по отношению к чести и бесчестию);  

    • ровность - это середина между гневом и гневом;  

    • правдивость - это середина между хвастовством и притворством;  

    • остроумие - что-то среднее между шутовством и грубостью;  

    • дружелюбие - это что-то среднее между абсурдом и подобострастием;  

    • застенчивость - это середина между бесстыдством и робостью.  

    Согласно Аристотелю, нравственный человек - это тот, кто руководит разумом в сочетании с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но деятельность ведет к нему, поскольку человек рожден не только для понимания, но и для действия. 

    Следует помнить, что в IV веке эти качества обозначались как добродетели и пороки. к п. е., они не всегда однозначно совпадают с современными представлениями о собственном и предосудительном.       

    Каждая ситуация выбора связана с конфликтом. Однако зачастую выбор оказывается более мягким, как выбор между различными видами льгот. Аристотель пытался показать возможность решения этой моральной трудности.  

    Слово знать имеет два значения:

    1. знает - о том, кто только владеет знаниями;

    2. знает - о том, кто применяет знания на практике.

    Далее Аристотель уточнил, что, строго говоря, только тот, кто может применить его, должен считаться обладающим знанием. Итак, если человек знает одно, но действует по-другому, то он не знает, значит, он обладает не знаниями, а мнением, и он должен достичь истинных знаний, которые выдерживают проверку в практической деятельности. 

    Добродетель как рациональность приобретается человеком в процессе прояснения собственной двойственности и разрешения внутреннего конфликта (по крайней мере, насколько это под силу самому человеку).

    Для Аристотеля человек - это прежде всего социальное или политическое существо (политическое животное), одаренное речью и способное реализовывать такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть моральные качества.  

    В Никомаховой этике Аристотель отмечал, что человек по своей природе социальное существо, а в Политике он - политическое существо. Он также выдвинул позицию, согласно которой человек рождается политическим существом и несет инстинктивное стремление к совместной жизни. Врожденное неравенство способностей является причиной объединения людей в группы, отсюда и различие функций и места людей в обществе.      

    В человеке два принципа: биологический и социальный. Уже с момента своего рождения человек не остается наедине с собой; он соединяет все достижения прошлого и настоящего с мыслями и чувствами всего человечества. Человеческая жизнь вне общества невозможна.   

    Из-за своего несовершенства жизнь нуждается в ряде благ, которые по отношению к главной цели являются неполноценными и второстепенными. Необходимы физическое здоровье, еда и определенные условия жизни. Среди этих благ Аристотель указывает на богатство как на необходимое условие жизни. Он сравнивает это с инструментами, которые мы выбираем как средства для достижения наших целей. Под богатством в точном смысле этого слова Аристотель понимает накопление экономических благ, необходимых для жизни и полезных для общественного и домашнего общения.    

    Для Аристотеля как теоретика древнего рабовладельческого общества очень характерно то, что он смотрит на богатство исключительно с точки зрения потребителя рабовладельца. Для него быть богатым означает использовать, а не владеть: богатство - это фактическое осуществление права собственности или использование того, что составляет собственность. Но именно поэтому истинное, самодостаточное свойство для хорошей жизни не безгранично. С этической точки зрения ценно только то, что необходимо для цели, которой подчинено богатство, а добро - это то, чего нет в изобилии; то же самое, что оказывается больше, чем нужно, - это плохо. Между крайностями экстравагантности, то есть недостаточной заботой об экономических выгодах, и скупостью или чрезмерными усилиями по их использованию находится средняя мера в распоряжении собственностью. Эта щедрость - доблесть свободного и благородного человека. Щедрый использует вещь наилучшим образом, распределяет экономическую выгоду ради красоты и притом правильным образом.       

    Расточитель еще можно научить временем и опытом, и он может превратиться из болвана в щедрого человека, но скупость неизлечима. Для достижения высшего блаженства достаточно небольшого количества собственности. Не следует думать, что блаженный нуждается во многих великих материальных благах, хотя без них невозможно процветать, ибо самодостаточность и нравственная деятельность не требуют материальных излишков, и можно совершать прекрасные поступки, не будучи правителем земли и моря..   

    Среди различных форм жадности Аристотель особенно резко осуждает чрезмерную закупку. Отношение Аристотеля к нему определяется установленным им различием между двумя противоположными типами или типами экономии. Это экономика и хрематистика.  

    Экономика - правильный вид деловой активности. Его цель - разумное удовлетворение экономических потребностей дома или семьи - основной ячейки общества и государства. Экономика обеспечивает семью всем необходимым, чтобы ее члены могли достичь конечной цели блаженства. Приобретение по экономике - это приобретение в соответствии с природой.   

    Напротив, хрематистика - это отрицательный вид экономической деятельности, осужденный Аристотелем. Цель хрематистики - не служить высшим задачам человеческой жизни, а приносить неограниченную прибыль, неограниченное приобретение и накопление. Здесь приобретение - самоцель, оно осуществляется ради самой экономической выгоды.  

    Противоположность экономики хрематистике возникает из анализа войны как феномена социальной жизни. Согласно Аристотелю, война - это еще и вид экономической деятельности, искусство приобретения, поскольку часть войны - это охота: нужно охотиться не только на животных, но и на тех людей, которым по своей природе суждено подчиняться., но не хочу подчиняться. Экономика распространяется на все типы приобретения богатства, согласующиеся с природой. В любом виде искусства инструмент не может быть неограниченным - ни по размеру, ни по количеству. Поскольку богатство - это также набор инструментов, полезных для домашней и государственной жизни, оно не безгранично. Только такое приобретение государственных благ совпадает с экономикой, что естественно. Напротив, хрематистика - это получение экономической выгоды, вопреки природе, стремление к обладанию, не знающее границ. Хрематистика родилась из биржи. Изначально обмен возник ради жизненных целей, соответствовал природе и необходим, так как имел цель восполнить недостающее для самодостаточности.        

    Естественное стремление к увеличению экономических выгод перерождается в неестественное и безграничное стяжательство, потому что люди начинают заботиться только о жизни, а не о высшем благе. С появлением денежного обмена экономическими выгодами стали называть все, ценность чего измеряется деньгами. Такая оценка, однако, не связана с измерением цели, для которой экономика служит средством: стоимость собственности определяется величиной ее экономической ценности, а стоимость бизнеса определяется ее величием и красота. Следовательно, взгляд Аристотеля на экономические ценности определяется его этическими и социально-политическими взглядами. Эти взгляды раскрыты в восьми книгах замечательного обширного трактата Аристотеля Политика, оставшегося незаконченным. Политика исследует различные социальные отношения и оценивает различные формы правления.     

    Одна из характерных черт научной деятельности Аристотеля - ее многогранность. Своими трудами Аристотель обогатил практически все отрасли науки, существовавшие в его время. Государство и общество не остались вне поля зрения философа. Основное место среди его работ, посвященных изучению государства и общества, несомненно, занимает Политика.   

    Теоретическое построение идеального полиса - это конечная задача, которую Аристотель ставит перед собой в Политике. Было бы вполне оправдано искать нити, связывающие идеальный город-государство Аристотеля с греческими городами-государствами IV века. Э., Внешние и внутренние условия их существования. Конечно, этим не исчерпывается связь между содержанием трактата Аристотеля и эпохой, в которой он жил. Рассуждения о совершенном, с точки зрения автора, полисе занимает много места в Политике (седьмая и восьмая книги; к этому следует добавить анализ теорий его предшественников и современников во второй книге). Этому рассуждению предшествует учение о полисе в целом, которое занимает гораздо больше места. Здесь мы находим обоснование идеи о том, что полис - это высшая форма человеческого единения, способствующая достижению счастливой жизни, то есть жизни, соответствующей добродетели; Здесь понятие полиса разделено на простейшие элементы. Обращаясь к природе, которая, по его мнению, неравномерно распределяла умственные способности между людьми, Аристотель защищает одну из основ античного общества - рабство. Он также выступает защитником еще одного столпа древнего общества - частной собственности, оправдывая это тем, что потребность в собственности якобы заложена в человеке от природы. Проведя грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. Изучая общественно-политическую жизнь, он исходил из принципа: Как и везде. Лучший способ теоретического построения - рассмотреть начальное образование по предметам. Такое воспитание он считал естественным стремлением людей к совместной жизни и политическому общению.              

    Первым результатом общественной жизни Аристотель считал образование семьи - мужа и жены, родителей и детей... Необходимость взаимного обмена привела к общению между семьями и деревнями. Так возникло государство. Государство создано не для того, чтобы жить вообще, а в основном для того, чтобы жить счастливо.    

    Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда общение создается ради хорошей жизни между семьями и кланами, ради идеальной и достаточной жизни для себя самой. Природа государства впереди семьи и личности. Таким образом, совершенство гражданина определяется качествами общества, к которому он принадлежит: тот, кто хочет создавать совершенных людей, должен создавать совершенных граждан, а тот, кто хочет создать совершенных граждан, должен создавать совершенное государство.    

    Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден искать цели, интересы и характер деятельности людей по их имущественному положению и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. Он выделил три основных слоя граждан: очень богатые, средние и крайне бедные. Согласно Аристотелю, бедные и богатые представляют собой элементы в государстве, диаметрально противоположные друг другу, в котором, в зависимости от преобладания того или иного из элементов, устанавливается и соответствующая форма государственного строя. Как сторонник рабовладельческого строя, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей укоренен порядок, в силу которого с момента рождения одни создания предназначены для подчинения, а другие - для господства.. Это общий закон природы, которому подчиняются и живые существа. Согласно Аристотелю, который по природе принадлежит не себе, а другому, и в то же время все еще остается человеком, он по природе раб.       

    Лучшее состояние - это общество, которое достигается посредством среднего элемента (то есть среднего элемента между рабовладельцами и рабами), и в этих государствах есть лучшая система, где средний элемент представлен в большем количестве, где он важнее по сравнению с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что когда в государстве многие люди лишены политических прав, когда в нем много бедных, то в таком государстве неизбежно присутствуют враждебные элементы.    

    Аристотель, опираясь на результаты политической философии Платона, выделил специальное научное исследование определенной области общественных отношений в самостоятельную науку о политике. Политика - это наука, знания о том, как лучше организовать совместную жизнь людей в государстве, это искусство и умение государственного управления. Суть политики раскрывается в ее цели, которая, по Аристотелю, состоит в том, чтобы дать гражданам высокие моральные качества, сделать их людьми, которые действуют справедливо. То есть цель политики - это справедливое (общее) благо. Достичь этой цели непросто. Политик должен учитывать, что у людей есть не только достоинства, но и пороки. Поэтому задача политики - не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина заключается в способности выполнять свой гражданский долг, в способности подчиняться властям и законам. Следовательно, политик должен искать лучшее, то есть наиболее подходящую государственную структуру.            

    Неравенство собственности лежит в основе всех социальных потрясений. Согласно Аристотелю, олигархия и демократия основывают свои претензии на власть в государстве на том факте, что собственность - удел немногих, а все граждане пользуются свободой. Олигархия защищает интересы имущих классов. Ни у одного из них нет общей пользы.     

    В любой государственной системе общим правилом должно быть следующее: ни одному гражданину не должно быть позволено чрезмерно увеличивать свою политическую власть сверх соответствующей меры. Аристотель советовал следить за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения. 

    Отступление от закона означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождение закона в средство деспотизма.  Править не только по праву, но и вопреки закону не может быть делом закона: стремление к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее закона. 

    Главное, что в государстве является гражданином, то есть, тот, кто участвует в суде и правительстве, осуществляет военную службу и выполняет священническую функцию. Рабы были исключены из политического сообщества, хотя, согласно Аристотелю, они должны были составлять большинство населения.     

    Аристотель предпринял гигантское исследование конституции - политического устройства 158 государств (из которых сохранилось только одно - афинское государство).    
    1   2   3


    написать администратору сайта